fantlab ru

Все отзывы посетителя Славич

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  14  ] +

Фредерик Браун «Письмо Фениксу»

Славич, 10 августа 2011 г. 15:44

Уже после первого прочтения рассказ оставил самое приятное впечатление. Мне он понравился даже больше прекрасных новелл Брауна «Волновики» и «Звёздная карусель».

Фантастическая идея довольно оригинальна. Нет, конечно, о людях, которые засыпали на несколько веков и просыпались совсем в другом мире, писали и раньше. Вспомнить хотя бы Рипа ван Винкля или Грэхэма из романа Уэллса «Когда спящий проснётся». Но персонаж, через каждые три десятилетия бодрствования засыпающий на 16 лет и при этом почти не стареющий, — такого не помню.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Когда начинаешь читать рассказ, представляется, что это наш современник обращается к людям далёкого будущего. И лишь на последних страницах понимаешь, что первая упомянутая ядерная война случилась 180 тысяч лет назад, а главный герой пережил 6 земных цивилизаций, включая Атлантиду. (Таким образом, цикл развития и гибели цивилизации повторяется каждые 30-35 тысяч лет). Люблю, когда писателю удаётся так меня провести.

Не нужно воспринимать рассуждения автора слишком серьёзно. Ещё древние говорили: «Восславим невежество», — на самом деле бичуя его. Так и Фредерик Браун прибегает к старому сатирическому приёму, чтобы показать, на грани какого безумия стоит человечество.

Чтобы понять замысел, стоит обратить внимание на дату написания рассказа. К 1949 году СССР обзавёлся ядерным оружием. Но американцы по-прежнему могли рассчитывать на победу в конфликте. Отсюда и рассуждения об атомной войне, унёсшей жизни четверти населения Земли. После изобретения водородной бомбы и достижения паритета мировая война может быть лишь «суператомной» (если использовать определение из рассказа), войной на уничтожение. Отодвигая такую возможность в далёкое будущее, Браун неожиданно для себя оказался оптимистом.

Особо хочется отметить хороший литературный язык. Несколько раз перечитывал с удовольствием, поэтому на сей раз не буду жадничать с оценкой.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ричард Адамс «Обитатели холмов»

Славич, 16 марта 2019 г. 13:17

Великая книга, гениальная книга. Книга настолько хороша, что в одном отзыве невозможно отразить все её достоинства. Не буду даже пытаться.

Мне повезло: я прочитал «Обитателей холмов» в возрасте 19 или 20 лет и до того не видел ни одной экранизации. Так что впечатления от книги не окрашены оттенками ностальгии, и страх разочарования не мешает время от времени её перечитывать.

До «Обитателей холмов» существовало три основных вида художественной литературы о животных: народная сказка (иногда довольно мрачная), сказка для детей (от рассказа до романа) и аллегория, она же сатира (например, «Скотный двор» Оруэлла). Ричард Адамс объединил все три традиции, чтобы создать нечто новое. Впервые в истории литературы животные стали носителями собственной культуры, отличной от человеческой, для них был придуман свой фольклор, истории об Эль-Ахрайрахе и не только. Писателю удалось удержаться на тонкой грани: наделить персонажей сознанием и вполне человеческими чертами характера и не скатиться в тотальный антропоморфизм.

Часто говорят, что «Обитатели холмов» — это «Одиссея» кроликов. Но уместнее было бы вспомнить об «Энеиде»: перед нами история не возвращения домой, но обретения нового дома. Представьте, что некоторые жители Трои поверили предсказанию Кассандры и успели покинуть город до его гибели…

Написать отзыв на одну из любимых книг решился после того, как посмотрел новый мини-сериал от БиБиСи. Экранизация оказалась на удивление точная. Конечно, одна из первых вещей, которую сделает любой режиссёр, взявшись за экранизацию романа, — сократит число второстепенных персонажей и перераспределит их роли между остальными. Но, главное, в мини-сериале сохранены все значимые для сюжета события и дух оригинала. Но прежде, чем смотреть сериал или классический мультфильм 1978 года, прочитайте лучше книгу.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Уильям Тенн «Срок авансом»

Славич, 23 мая 2011 г. 20:49

Один из немногих рассказов, которые можно порекомендовать каждому любителю научной фантастики. Независимо от того, какая НФ вам больше по вкусу: русская или зарубежная, «твёрдая» или «мягкая», социальная или приключенческая, «золотой век» или «новая волна». Вдумчивый читатель найдёт здесь черты, кровно связывающие творение Тенна с фантастикой разных стилей и эпох. А если новелла вам не понравится, то «Срок авансом» не очень долгий :wink: и не отнимет много драгоценного времени.

Прежде всего, заставляет задуматься заглавная идея. Человек может отбыть половину срока и затем совершить преступление, не боясь наказания. До Тенна такая идея никому в голову не приходила. Впрочем, сильно сомневаюсь, что такое предварительное наказание может покончить с преступностью. Как было справедливо замечено в одном из предыдущих отзывов, любой преступник верит в собственную безнаказанность. А вот гуманистический посыл приемлю полностью. Если хотите почитать умные мысли на эту тему, смотрите старые отзывы.

Второе, на что хочется обратить внимание. Всю первую половину истории ждёшь, что будет две сюжетных линии. А автор неожиданно сосредоточивается на одном из героев. Надо сказать, это пошло рассказу только на пользу. В нём и так заложен довольно глубокий смысл, чтобы перегружать его лишними событиями.

Что ещё могу сказать? Уильям Тенн входит в число моих самых любимых писателей-фантастов, а «Срок авансом» – известнейшее из его произведений. Так что читайте, размышляйте и наслаждайтесь.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Жюль Верн «Двадцать тысяч лье под водой»

Славич, 26 января 2011 г. 18:55

Верна часто обвиняют в наивности, в том, что он чётко делит мир на чёрное и белое. Но постойте, а как же капитан Немо? Супергерой и Суперзлодей, Палач и Жертва в одном лице. Жестокая месть Немо заслуживает однозначного осуждения и со стороны профессора и его спутников, и, думаю, со стороны большинства читателей тоже. И в то же время образ обладает какой-то притигательной силой. Ему хочется сопереживать. Даже у Аронакса капитан вызывает безотчётную симпатию. Во многом своим бессмертием книга обязана как раз своему главному герою.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Артур Селлингс «Вступление в жизнь»

Славич, 8 октября 2011 г. 20:29

Оригинальная идея, тонкая ирония, серьёзные вопросы. Что ещё нужно для хорошего рассказа? Разве что хороший литературный язык. Здесь всё это есть.

Концепция «звёздного ковчега» была проработана Робертом Хайнлайном в далёком 1941 году, он же определил круг проблем. А что если отступить чуть в сторону и представить, что на космическом корабле не осталось взрослых, только двое маленьких детей, вверенных заботе роботов? Пожалуй, Артур Селлингс первым поставил вопрос именно так. Решить эту творческую задачку в светлых тонах – да за такое на жалко набавить балл!

Особую симпатию вызывает «супружеская пара» роботов – Эм и Джей. Они так старательно пытаются заменить малышам родителей, что начинают примерять на себя женскую и мужскую роль соответственно. Небольшой семейный скандал в их исполнении и у вас непременно вызовет улыбку.

Как роботам сказать Полу и Элен о том, что они единственные люди в их небольшом мирке?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как подготовить к тому, что их ждёт долгих 120 лет полёта? Хорошо, что дети ещё малы и не всё могут понять…

Так умело сочетать трагическое и комическое дано не каждому.

Что же касается литературного уровня, каждому предоставлена возможность судить самому. Не знаю, как вам — мне подобный минимализм приятен.

Признаюсь, мне нравятся старые НФ рассказы середины прошлого века, а ещё больше нравится открывать для себя малоизвестных новеллистов. Так что сам читал – и всем советую.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Свидание»

Славич, 17 февраля 2011 г. 13:51

Пожалуй, самый сильный рассказ сборника. Единственный, в котором есть внутренний конфликт. По глубине описание угрызений совести не уступает «Преступлению и наказанию» Достоевского. Понятно, что Поль никого не собирался убивать, даже животных. Стрелял-то он иглами со снотворным. Но одна такая игла попала в кислородный баллон инопланетного исследователя… И настолько глубокие человеческие переживания удалось уместить в рамках короткого рассказа.

Оценка: 10
– [  28  ] +

Гарри Гаррисон «Неукротимая планета»

Славич, 9 октября 2011 г. 14:51

Впервые прочитал «Неукротимую планету» довольно давно, ещё в детстве, в старой книге издательства «Икар» вместе с произведениями Шекли (с которым успел познакомиться раньше). С тех пор ни одно творение Гарри Гаррисона не производило на меня такого впечатления.

Роман необычный, многомерный. Точнее, он сочетает в себе различные поджанры НФ, если можно так выразится. Попробую рассмотреть некоторые из его сторон.

Авантюрно-плутовская фантастика. Язон дин Альт – шулер и мошенник – типичный герой подобного рода произведений (на первых страницах, конечно).

Антивоенная фантастика. Если подумать, главный смысловой посыл произведения: «Насилие порождает насилие». Автор подводит нас к такому выводу твёрдо, но ненавязчиво. Полагаю, именно по этой причине «Неукротимую планету» перевели в Советском Союзе, хотя антивоенные нотки звучат и во многих других произведениях Гаррисона.

Планетарная фантастика. Многие фантасты стремятся изображать иные миры, но далеко не у всех и не всегда конечный результат получается достаточно убедительным. Возьмём к примеру цикл о Стальной Крысе того же Гаррисона. Там «привязка к местности» отсутствует напрочь, планеты ничем кроме названий друг от друга не отличаются. Действие можно спокойно перенести в будущее нашей Земли – практически ничего не изменится. В случае же Пирра фабула полностью завязана на физических параметрах планеты (двойная гравитация, переменчивый климат и т.п.), особенностях её враждебной биосферы. По мере приближения к концу книги картина обрастает всё новыми и новыми подробностями.

Приключенческая фантастика. Здесь подробные разъяснения не нужны. Каждый может проследить за приключениями главного героя. Многих в книге привлекает как раз динамичное развитие действия.

Социальная фантастика.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Автор изображает два непохожих друг на друга общества: одно – милитаризированное до невозможности и ограждающее себя от внешней среды, другое – стремящееся жить «естественной жизнью», в мире с природой, но тоже способное за себя постоять. Социумы не могут существовать друг без друга: горожане поставляют промышленные товары, обитатели лесов – продовольствие. И в то же время они ненавидят соседей и всячески избегают прямых контактов.

Экологическая фантастика. Прежде всего, стоит напомнить дату написания книги – 1960 год. Советские фантасты вплотную подберутся к экологической тематике лет через десять, да и их заокеанские коллеги не так давно сделали первые шаги в этом направлении («Торговцы космосом» Пола и Корнблата вышли в свет за 8 лет до того). Кто из фантастов сумел бы представить подобный конфликт раньше? Пиррянам противостоит весь животный и растительный мир планеты. Но есть и иной путь, путь гармонии, на который может ступить каждый.

Казалось бы, повествование должно распадаться на отдельные разнородные элементы. Но этого не происходит, во многом благодаря не слишком сложному, линейному построению сюжета и небольшому числу персонажей второго плана.

В книге также хорошо показано, как может измениться личность после резкой смены среды. Неожиданно для себя эгоист-одиночка, привыкший жить по принципу «моя хата с краю», становится единственным человеком, способным посмотреть на проблемы несчастного мира свежим взглядом. Постепенно он осознаёт свою ответственность за будущее жителей Пирра и наводит мосты между враждующими сторонами. К слову сказать, образ диГриза намного более статичный и мало меняется от книги к книге.

Удивительное дело, «Неукротимая планета» — первый роман Гаррисона, но по праву считается лучшим и даже в рейтингах Фантлаба занимает одно из первых мест. Интересно, каких бы литературных высот автор достиг, если бы не переключился на написание чисто коммерческих циклов?

Оценка: 9
– [  26  ] +

Роберт Хайнлайн «…И построил он себе скрюченный домишко»

Славич, 19 июля 2011 г. 13:53

Отличный юмористический рассказ, особенно если учитывать, что он написан 70 лет назад начинающим автором. Не ожидал от Хайнлайна такого искромётного юмора, такой насмешки над своими согражданами уже в первом абзаце.

Дальше – больше. Как можно наглядно представить четырёхмерную фигуру, ведь мы живём в трёхмерном мире? Хайнлайну и это удалось благодаря… нескольким зубочисткам и кусочку пластилина! Причём сцена не превратилась в скучную лекцию, напротив – за рассуждениями Тила следить увлекательно. (Как изящно Хайнлайн за между делом сообщает нам о том, в каком состоянии находились герои: «Они сидели в квартире Тила. Он бросился на кухню, возвратился с коробкой зубочисток и высыпал их на стол, небрежно отодвинув в сторону рюмки и почти пустую бутылку джина»).

А что, если построить дом в форме тессеракта и запустить в него «счастливых» новосёлов? Их ждёт много интересного… как впрочем и читателя. Каждый раз, когда кажется ясным, куда клонит автор, сюжет делает неожиданный поворот и всё вновь становится с ног на голову.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хайнлайн смог меня удивить. И всё же открытый финал смотрелся бы намного лучше. Герои попадают на другую планету и бредут вдаль под лимонно-жёлтым небом… Без хэппи-энда можно было поставить десятку. Впрочем, кто знает? Быть может, писателю захотелось снова показать, что всё не то, чем кажется?

Рекомендую для прочтения всем, кто интересуется НФ новеллами.

Оценка: 9
– [  22  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Трудно быть богом»

Славич, 20 марта 2011 г. 17:49

В отечественном фэндоме принято гордится Стругацкими. Оно и понятно. Больше гордится особо некем. Разве что приходит на ум Ефремов. Остальные (пусть и замечательные писатели) сколько-нибудь заметного влияния на мировую фантастику не оказали. Книги Аркадия и Бориса Натановичей были переведены на многие европейские языки. Правда, меня больше занимает другое: на каких языках их продолжают ПЕРЕИЗДАВАТЬ? Иными словами, в каких странах их творчество привлекло внимание местных ценителей жанра? Например, в России несправедливо ругаемых писателей американского «золотого века» до сих пор печатают.

Повесть «Трудно быть богом» в своё время произвела фурор. Её знают даже те, кто фантастикой не увлекается в принципе. Слышал, на экраны фильм вышел. Тот самый, который 20 лет снимали.

Что я хочу сказать по поводу самой книги? Немногое. О её достоинствах и недостатках напишут и без меня. Сделаю лишь пару замечаний. Социальная фантастика – практически единственный жанр, который развивался в СССР. Поэтому не удивительно, в книге в первую очередь замечают мысль общественную. Правда издавать её пора с комментарием. Изощрённый эзопов язык современной молодёжи непонятен. Ушли жизненные реалии. Сам если бы не прочитал в школьном пособии, что главному злодею хотели дать имя Ребия, не понял бы, что его прототипом стал Лаврентий Берия. Это я к тому, чтобы поменьше заявляли, будто фантастика первой половины прошлого века устарела.

Ещё одна ремарка в сторону тех, кто презрительно кривит губы при слове «приключенческий». В ТББ приключенческий элемент очевиден. И это нисколько не умаляет значимости произведения. Ведь для чего нужно изображать приключения? Для того, чтобы раскрыть личность героя – не путём глубокого копания (рефлексия, «поток сознания» и т.д.) – а через действия персонажа в критических ситуациях. Да, в русской высокой литературе XIX века примеров собственно приключенческих книг найдётся немного. Зато в мировой литературе их полно.

Сравнивать между собой отзывы оказалось едва ли не интереснее, чем читать повесть. Одни говорят, что непонимающие АБС «не доросли», другие называют поклонников Стругацких «подростками». Всё это очень забавно… пока не заглянешь на странички с личными данными. Средний возраст спорщиков – за 50! Я-то по своей наивности полагал, что желание самоутвердится за счёт ближнего с возрастом пропадает. И главное, как удобно! Объявил всех, чьё мнение не совпадает с твоим собственным, инфантильными – и успокоился. Никому ничего не нужно доказывать, в особенности себе.

Стругацкие, как известно, в рекламе не нуждаются. Тогда отзыв от 16 марта 2011 года лучшая антиреклама. Писатели всегда боролись с конформизмом, а теперь всех призывают ходить строем и дружно любить книги Стругацких. В советских/российских школах всем так же старательно прививали любовь к классической литературе. Ну и кто из выпускников читает классиков? Отдельные чудаки вроде меня. На сайте отзыв с предложением исключить из школьной программы Толстого и Достоевского набрал 6 (!) плюсов. Впрочем, чему я удивляюсь?..

Кроме того, ничего «признанного всеми» просто не существует. Если нашлось несколько человек, поставивших этому роману оценки 1 и 2. Недавний опрос показал, что почти четверть россиян считают, будто Солнце вращается вокруг Земли. И в других странах дело вряд ли обстоит по-другому.

Чисто по-человечески я borch'а хорошо понимаю. Когда моим любимым классикам (Верну, Саймаку, Клементу, Тенну etc) низкие оценки ставят (в том числе и любители Стругацких) это раздражает. Так ведь насильно мил не будешь. Не хочет человек оценить прекрасное по достоинству? Имеет право. Его можно только пожалеть.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Жозеф-Анри Рони-старший «Ксипехузы»

Славич, 26 марта 2011 г. 19:38

В небольшой повести «Ксипехузы» быть может впервые были затронуты две расхожие фантастические темы: 1) вторжение инопланетян на Землю и 2) взаимоотношения человека с непохожим на нас разумом. До «Войны миров» оставалось ещё 11 лет, а до «Соляриса» и того больше – почти 75. Конечно, замысел не столь масштабен, но всё объясняется малым объёмом произведения. Так что Рони-старшего всерьёз можно отнести к числу отцов НФ.

Действие происходит то ли в позднем неолите, то ли в раннем энеолите, что впрочем типично для Рони. События разворачиваются на Ближнем или Среднем Востоке. Местное племя сталкивается со странными, чуждыми существами. Инопланетяне могут принимать форму различных геометрических фигур: конусов, цилиндров и т.д. Пользуясь своей почти полной неуязвимостью, они начинают расчищать жизненное пространство…

Повествование ведётся от лица настоящего гения своего времени: мыслителя, исследователя, земледельца, чуть ли не изобретателя письменности, одного из тех, кто двигал вперёд технический прогресс. Перед лицом опасности люди обращаются именно к нему (в каменном веке таких уважали, по-видимому, больше чем в Средневековье). Ему удаётся не только сплотить местные племена, но и узнать слабое место пришельцев…

Одним словом, классический рассказ XIX века с его верой в силу человеческого разума. Стиль повествования несколько архаичен? Поглядел бы я на реакцию читателя, если бы братья Рони не стали передавать «древние записи» современным им научным языком! Тогда уж лучше клинопись! Впрочем, было бы интересно посмотреть на стилизацию под шумерский… Это я так, к слову.

В победе землян, я думаю, никто не сомневается. Мы же с вами здесь живём:lol:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Так и заняла бы книга своё место в не очень почётном ряду военной фантастики, если бы не концовка. Вместо традиционного: «Ура! Мы победили!», пробивается задумчиво-обречённое: «Что же мы наделали…». Мне кажется, авторы, когда писали рассказ, размышляли о том, как же часто причиной конфликтов становится отсутствие понимания между людьми.

Жозеф-Анри Рони-старший в нашей стране явно недооценён. Посему набавим ещё один балл.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Рэй Брэдбери «Кошки-мышки»

Славич, 1 апреля 2011 г. 15:25

Вчера перечитал «Кошки-мышки» в переводе Норы Галь (кстати, название этой игры можно предать с английского как «Лиса в лесу»). Рэй Брэдбери не устаёт радовать. Динамичное повествование с сильным накалом внутреннего напряжения, вполне детективная интрига. Как всегда – без ущерба для литературной составляющей. Признаюсь, мне больше по душе произведения, где автор не старается минимизировать фантастическое допущение. Здесь же есть всё, что нужно.

В рассказе встретятся несколько мыслей, которые громко прозвучат в более поздних книгах Брэдбери. Страшный мир будущего. «Он был точно огромный чёрный корабль, он покинул берега разума и цивилизации и мчался во тьму, трубя в чёрный рог, и уносил с собою 2 миллиарда людей, не спрашивая, хотят они этого или нет, к гибели, за грань суши и моря, в пропасть радиоактивного пламени и безумия». Меньше чем через 3 года из фразы «Они жгут наши книги» вырастет роман «451° по Фаренгейту». Не удивительно, что от такого «Завтра» героям хочется убежать.

Тема туризма во времени найдёт своё отражение в знаменитом рассказе «И грянул гром». Только выводы будут гораздо более неутешительны: всякое изменение в прошлом приведёт к катастрофе.

Особенно колоритным получилось описание мексиканского праздника в самом начале. Восемь лет спустя классик сделает мексиканцев главными героями рассказа «Чудесный костюм цвета сливочного мороженного».

В отзывах можно услышать: «Зачем чете Кристенов вообще позволили отправиться в 1938 год? Почему не предотвратили побег?». Ответ очевиден: чтобы у сотрудников Сыскного бюро был повод побывать в прошлом, насладиться вкусной едой, изысканными напитками и всем прочим. Они-то знают, что могут попасть в любое место и любое время. И незаменимого учёного они всегда догонят…

Признайтесь, никому не хотелось отвлечься ненадолго от проблем и вернуться в прошлое? А вы говорите — эскапизм… Только от настоящего не уйдёшь.

Рекомендую всем, кто хочет полнее познакомиться с творчеством признанного мэтра, Рэя Дугласа Брэдбери.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Артур Кларк «Забытый враг»

Славич, 25 апреля 2011 г. 14:47

Солнечная система проходит сквозь полосу космической пыли, которая поглощает лучи инфракрасной части спектра, и на Земле резко падает температура… Было бы странно, если бы этот сценарий катастрофы не привлёк внимание фантастов. Тем более, что в середине прошлого века многие учёные так объясняли наступление ледниковых периодов (пока не установили как ничтожно мала плотность туманностей и пылевых облаков).

Интересно сравнить между собой два рассказа: «Забытый враг» Кларка и более позднюю новеллу Брэдбери «Генрих Девятый».

После прихода холодов жители покидают Британию. Профессор Миллворд – как и старик Генри – единственный, кто остаётся. Он продолжает хранить память о прошлом и ждать, когда люди вернутся. Можно сказать, Кларк описывает то, ожидало бы Генриха Девятого лет через 20, если бы ударили морозы покрепче. Здесь и пролегает основное различие. По Брэдбери похолодание наступило лишь в Северной Европе (вероятно, нарушилась циркуляция Гольфстрима), а в Калифорнии и Флориде по-прежнему загорают на солнце. У Кларка же новый ледниковый период оказывается намного суровее, ведь даже в тропиках идёт снег. Кроме того, трудно поверить, чтобы жители экваториальных районов приняли сотни миллионов переселенцев с распростёртыми объятьями. Война за оставшиеся ресурсы, как о ней упоминает Кларк, намного вероятнее.

Произведение Брэдбери поэтичнее, у Кларка, напротив, преобладает жёсткий реализм. Какой подход вам нравиться больше – решайте сами.

Рассказ «Забытый враг» получился, как и положено, атмосферным. Несколькими штрихами и безо всяких внутренних монологов Кларку удалось передать душевное состояние героя, его отчаяние и надежду. Спокойный тон придаёт повествованию реалистичности. Красивые обороты речи, которые не смог сгубить даже не самый образцовый перевод, хорошо запоминаются. Написано очень ёмко. Менее талантливый писатель превратил бы историю в роман. Только зачем?

Оценка: 9
– [  10  ] +

Уаймен Гвин «Планерята»

Славич, 1 июня 2011 г. 13:49

Вдвойне приятно познакомиться с отличным рассказом практически никому незнакомого автора. Впервые имя Уаймена Гвина попалось мне на глаза, когда я составлял список произведений, вышедших в серии «Зарубежная фантастика» издательства «Мир». Спустя некоторое время «Планерят» удалось отыскать на сайте «Старая фантастика» (правда с сокращениями). Оказывается, эта новелла не раз переиздавалась на русском языке.

Дальше можно немного поделиться мыслями о рассказе, не боясь уйти в спойлер. В аннотации всё равно раскрыт весь сюжет.

Извечная тема в НФ – ответственность учёного за последствия своих опытов. Всё начинается с вроде бы невинной шутки. Главный герой хочет вывести новую форму жизни, чтобы разыграть своих коллег. Планерята оказываются даже лучше, чем предполагалось: они вполне разумны, быстро учатся, создают свою материальную культуру, осваивают человеческую речь. Подробно описываются сами планерята, их прекрасный планирующий полёт. Удивляет лишь то, что генетик оказывается ещё и гениальным лингвистом и создаёт для планерят собственный язык.

Но планерята – не игрушки и не домашние животные. Мир людей жесток и опасен. Так за один день учёный «умудрился стать убийцей и лгуном» и чуть не разрушил свою семью. Хорошо ещё, что Гвин решает проблему в весёлом ключе. Неподалёку оказывается ракета, стартующая на Венеру. Остаётся вместе с авторами предыдущих отзывов понадеяться, что планерят ждёт такая Венера, какой её все считали до запуска межпланетных станций.

Жаль только, что библиографии Гвина и других новеллистов середины ХХ века, известных в России по одному-единственному рассказу, вряд ли когда-нибудь появятся на Фантлабе…

Оценка: 9
– [  9  ] +

Айзек Азимов «Конец Вечности»

Славич, 17 февраля 2011 г. 14:37

Давайте представим, что станут возможны путешествия во времени и при этом прошлое можно будет изменять. Тогда неизбежно появится организация, стремящаяся поставить прошлое, настоящее и будущее под свой контроль. Именно такой сценарий нам и показывает в своём романе Азимов.

О манипуляциях со временем писали и раньше, обычно этим занимались одиночки, спасающие мир. Азимов же показывает, что произойдёт, если воздействия на прошлое превратить в систему. В этом смысле «Конец Вечности» – новый этап в развитии темпоральной фантастики вообще.

Совершенно особое, ключевое, место в романе занимается описание общества вечных. Здесь Азимов мог бы со мной не согласиться, но «Вечность» – это технократия в действии. Жёсткая кастовая система, вся власть находится в руках учёных. Однако, «вечные» глубоко несчастны. Они оторваны от своих корней, им запрещено иметь семью и даже привязываться к какому-то определённому столетию. «Клубок жизней, беспощадно вырванных из контекста» — по меткому замечанию автора. Одним словом, если перед нами и не антиутопия, то социальная фантастика точно. Причём в более яркой форме, чем у Стругацких (интересно, почему это не отражено в классификаторе?).

Любое художественное произведение – хочет того автор или нет – несёт в себе определённый груз идей и воззрений.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В конце прямо говорится, что взрыв атомной бомбы в 1945 году – необходимая плата за то, чтобы наши потомки достигли звёзд. Таким образом, читателю исподволь внушается мысль, что ядерная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки тоже была необходима. Впрочем, такая позиция характерна для американской интеллигенции, даже для тех её представителей, которые, как и Азимов, позднее выступали за запрещение ядерного оружия.

Последнее соображение и помешало мне поставить книге заслуженную десятку.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Джеймс Уайт «Смертоносный мусор»

Славич, 6 марта 2011 г. 16:02

А ведь Джеймс Уайт оказался прав. Ещё в далёком 1960, когда в космос запускали первые аппараты, он предсказал появление космического мусора. В те годы этот вопрос не рассматривался даже теоретически. А сейчас? Помнится, пару лет назад отработавший своё русский спутник столкнулся с американским. Это событие даже назвали «первой космической автокатастрофой». Или ещё один пример, как случайно обронённая отвёртка едва не пробила обшивку МКС. А всё потому, что долгие годы никто не задумывался над тем, что нельзя бесконечно засорять не только атмосферу, океаны, почву, но и космос. Рано или поздно на высоких орбитах просто не останется безопасного места для новых спутников. Если человечество и дальше планирует осваивать околоземное пространство, с этим мусором нужно что-то делать.

Рассказ стоит почитать не только из-за остроактуальной темы. Интересна та этическая коллизия, в которую попадают герои.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Капитан и механик корабля нарушают главный закон своего времени: ничего не выбрасывать в космос! Но делают они это ради самой благой цели – спасения пассажиров. Рискуют и жертвуют жизнью. И вот, спустя десятилетия другой пассажирский лайнер напарывается на эти злополучные свинцовые кирпичи. Ну и скажите мне, кто здесь прав, а кто – виноват? Тем более, что в конце сюжет закольцовывается: теперь капитан Грегори повторяет невольное преступление лже-Колфилда.

Оценка: 9
– [  7  ] +

Хол Клемент «У критической точки»

Славич, 22 января 2011 г. 21:06

Можно долго говорить, что образы-де «смотрятся неубедительно». Но почему же — для детской фантастики очень даже убедительно! Да, перед нами редкий образчик настоящей, добротной НФ о детях и для детей. Хотя сам я читал эту книгу уже будучи достаточно взрослым — и скажу, она мне действительно понравилась. Думаю, наглядное описание физико-химических процессов способно увлечь даже самого искушённого читателя.

Книга входит в месклинитский цикл потому, что действие происходит в той же условной Вселенной. Одна из лучших вещей Клемента. Хотя «Экспедиции «Тяготение», конечно, уступает.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Игорь Пидоренко «Все вещи мира»

Славич, 25 февраля 2011 г. 19:43

Однажды в детстве мне в руки попал сборник ставропольского писателя Игоря Пидоренко. Произведения в нём оказались довольно разными по уровню, а это рассказ почему-то запал в душу. Хорошо помню его и сейчас. Что же в нём такого особенного?

Говорят, что идея «вторична». Может быть. Но ведь «Мятежник пал, слава дракону» — мысль архитепическая. Сказки с похожим сюжетом есть у многих народов мира. И авторская литература не устаёт черпать из бездонного фольклорного «котла». Если призадуматся, мировая классика занимается в основном проработкой таких вот вечных тем.

В рассказе убедительно показано, к чему приводит безудержная любовь к материальным вещам. В наши дни проблема вещизма стоит намного острее, чем во времена тотального советского дефицита.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Антология «Продаётся планета»

Славич, 10 февраля 2011 г. 11:58

Одна из лучших антологий, изданных в нашей стране. Столько отличных произведений под одной обложкой! Отдельное спасибо издателям за рассказы европейских писателей. Надо бы почаще напоминать современному читателю, что на англоязычной фантастике свет клином не сошёлся!

Оценка: 9
– [  3  ] +

Герберт Голдстоун «Виртуоз»

Славич, 25 мая 2012 г. 15:07

Как много нужно написать для того, чтобы обеспечить себе почётное место в литературе? А сколько – для того, чтобы твоя библиография появилась на Фантлабе? Иногда достаточно одного рассказа.

Из-под пера американского журналиста Герберта Голдстоуна больше не вышло ни единого художественного произведения – фантастического или нет. Но его рассказ «Виртуоз» помнят и вот уже на протяжении полувека включают в разнообразные антологии – тоже фантастические или нет.

Что же касается самой истории, то одним словом – «Виртуозно!». Читая последние страницы, словно слышишь прекрасную музыку, льющуюся из-под пальцев механического пианиста. А закрыв книгу, хочется ещё немного подумать над тем, правильным ли был выбор героя.

Здесь чувствуется явное влияние Айзека нашего Азимова. Робот подчиняется его знаменитым трём законам роботехники. И если меня попросят на примерах показать, как Азимов повлиял на развитие темы, прежде всего вспомню именно эту новеллу.

PS. Удивительно, как сильно на оценку влияет имя автора. Каким был бы средний балл, если бы рассказ написал сам Азимов?

Оценка: 9
– [  1  ] +

Билл Джонсон «Код синий: «Любовь»

Славич, 25 марта 2022 г. 23:43

Когда автор пишет о наследственных заболеваниях, то знает, о чём пишет. У Билла Джонсона был синдром Марфана, вызывающий помимо прочего аневризму аорты. «Был», потому что в марте 2022 года синдром свёл писателя в могилу. Утешает лишь то, что умер он в окружении родных и близких.

Собственно говоря, об этом и рассказ, если отодвинуть в сторону фантастический антураж: о многолетней отчаянной борьбе с болезнью и о том, какую поддержку больному могут оказать любящие его люди.

Что же касается фантастической составляющей, то возникает ассоциация с рассказом Грега Игана «Учись быть мною». Хотя в остальном сюжет достаточно оригинальный, по крайней мере для меня.

Оптимистический рассказ на непростую тему, почитайте.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Джеймс Алан Гарднер «Three Hearings on the Existence of Snakes in the Human Bloodstream»

Славич, 19 августа 2020 г. 20:52

Весьма интригующая и необычная альтернативная история. Мир, к котором Левенгук предстаёт в Риме (если действительно в Риме) перед судом самого Верховного Патриарха Септуса XXIV. Мир, в котором вместо Искупителя почитают некую «Искупительницу», а папский прокурор по имени Авраам бен Жакоб цитирует некое евангелие от Сусанны. Мир, в котором под сводами Звёздного зала (Звёздной палаты?) Анна VI, самодержавная правительница Британской империи, встречается с мистером Дарвином. Мир, в котором гематолога Джулию Грант – и это, похоже, единственный вымышленный учёный в рассказе — вызывают в сенатскую комиссию под председательством Маккарти.

Внимательный читатель замечает некоторые странности. В разговоре с королевой Дарвин упоминает, что Антон Левенгук сделал своё эпохальное открытие приблизительно в 1430 году, и затем последовала реформация, а точнее раскол церкви, продолжающийся к тому времени вот уже пятьсот лет (это число в тексте повторяется несколько раз). Надо ли говорить, что в реальности Антони ван Левенгук родился на два века позже, в 1632 году. Что это, авторская ошибка в расчетах, другой календарь или отличается продолжительность солнечного года?

Премия «Аврора» за лучший канадский фантастический рассказ вполне заслуженная, хотя наград могло быть и больше.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Боб Шоу «Свет былого»

Славич, 1 марта 2011 г. 14:21

Термогард на самом деле гениальное изобретение. Изобретение самого Боба Шоу. За последние полвека в фантастике появилось не так уж много новых научно-технических идей. Шоу успешно восполняет этот пробел. В книге не делается попыток популярно объяснить принцип работы несуществующего изобретения – указывается только, что в основе лежит пьезоэлектрический эффект. Вместо этого рассматриваются различные сферы применения медленного стекла. В лучших традициях моей любимой «твёрдой» НФ.

Впрочем, можно заметить и черты современности. Главный герой уже не изобретатель-одиночка. Он успешный бизнесмен, внедряющий разработки своей лаборатории в жизнь. В целом, техническое развитие общества примерно соответствует нашим дням. Отсюда и неспособность медицины дать жене Гаррода новые глаза.

Теперь поговорим о композиции. Писатель стремится показать, как одно изобретение способно изменить все области человеческой жизни. Повествование неизбежно распадается на отдельные эпизоды и читателю приходится оценивать каждый из них особо.

Несомненно, больше всего удались новеллы, позднее включённые в роман. Короткие психологические зарисовки, две законченные истории, не нуждающиеся в дополнениях. Автор прилагает титанические усилия, чтобы вплести их в канву повествования. Однако, нельзя сказать, чтобы это ему вполне удалось.

Особняком стоит и парочка детективных историй. Если первая ещё как-то связана с сюжетом (подозреваемый – тесть Гаррода), то вторая выглядит чересчур заумной. Всё равно трудно поверить, что государство стало бы привлекать миллиардера к расследованию покушения.

Все эти разнородные элементы объединяет история семейной жизни Гаррода. Вот она как раз выглядит бледнее всего. Брак по расчёту, полное непонимание между супругами. Это ещё куда ни шло.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но представить, что один из богатейших людей планеты просидит целый год дома с женой, побуждаемый смутным чувством вины? Если перед нами такой совестливый, высоконравственный человек, то почему всё заканчивается банальным адюльтером?

И ещё: медленное стекло вовсе не такое хорошее средство шпионажа. Ведь самое интересное – узнать, о чём люди говорят. Не всегда можно прочитать по губам.

У романа есть свои достоинства и свои недостатки. И всё же я рекомендую его прочитать. Сам читал 2 раза.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Гарри Тертлдав «Vilcabamba»

Славич, 15 января 2019 г. 12:43

Самая честная история о том, что было бы, если бы Землю оккупировали инопланетяне. Можно было бы даже сказать, что Тертлдав закрыл тему, если бы выражение «закрыть тему» имело хоть какой-то смысл.

Неудивительно, что, судя по отзывам на сайте Tor.com, многим читателям оказалось трудно принять рассказ. В нём нет привычного по голливудским фильмам хэппи-энда, и Тертлдав нисколько не льстит человеческому самолюбию.

Империя Тауантинсуйу была самым большим, самым богатым и самым высокоразвитым государством доколумбовой Америки, но затем пришли конкистадоры, верхом на лошадях и с огнестрельным оружием в руках. Испанцы опережали инков на три тысячи лет…

Оценка: 8
– [  9  ] +

Джон Уиндем «Тупая марсияшка»

Славич, 31 марта 2022 г. 00:00

В первую очередь это рассказ о домашнем насилии, в меньшей степени — о расизме и о колониализме. Подставьте вместо одной из лун Юпитера небольшой островок где-нибудь в Юго-Восточной Азии, а вместо марсианки Лелли — китаянку или индонезийку из бедной семьи. Мерзавца Дункана можно оставить, даже имя менять не придётся. Законная жена осталась в далёкой метрополии, а за работу в колониальной сырьевой компании платят гроши и единственное развлечение — измываться над рабыней-конкубиной...

Фантастическая составляющая здесь нужна, чтобы заострить ситуацию, не перегружая сюжет подробностями, и чтобы заставить немножко задуматься любителей развлекательной литературы, которые более серьёзную прозу обычно не читают.

Довольно смелый рассказ для 1952 года, и он хорошо написан. Всё-таки Джон Уиндем в расцвете своего таланта.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Говард Уолдроп «Гадкие цыплята»

Славич, 12 сентября 2012 г. 14:20

Говард Уордроп – признанный мастер малой формы, начиная с 1970-х годов, он выпустил несколько сборников. Говорят, что в своём творчестве продолжает классическую традицию иронической и юмористической НФ (Каттнер, Рассел, Шекли и др.). Довольно известен у себя на родине в США, в России же его почти никто не знает. Даже библиографии на Фантлабе до сих пор нет.

«Гадкие цыплята» – это практически реалистический рассказ, удостоенный премии Небьюла и Всемирной премии фэнтези. При некотором желании его можно рассматривать как популяризаторскую НФ или криптоисторию. Но причём здесь фэнтези? Выйди эта история из-под пера реалиста – вряд ли кому-нибудь пришло в голову связывать её с фантастикой.

Должно понравиться тем, кто в детстве увлекался зоологией. Впрочем, даже если вы ничего не знаете про дронтов, не беда. Автор озаботился подробной историко-биологической справкой об этих нелетающих птицах с Маскаренских островов. Лично мне читать было интересно, хотя почти ничего нового я и не узнал. Написано с немалой иронией в адрес человечества. И всё же стоит предупредить любителей динамичных сюжетов: им может стать скучновато.

Остаётся только поблагодарить редакцию журнала «Вокруг света» за то, что с 1989 по 1991 годы на его страницах печаталась «Антология фантастического рассказа». Многие прекрасные рассказы, классические и премированные, так больше нигде и не переиздавались.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Айзек Азимов «Затерянные у Весты»

Славич, 19 февраля 2012 г. 17:33

Читали бы мы сейчас «Детство» Льва Толстого, если бы он не создал «Войну и мир»? Или «Донские рассказы», если бы Шолохов не написал «Тихий Дон»? Не знаю ответов на эти вопросы. Равно как не знаю, можно ли рассматривать дебютный рассказ Айзека Азимова отдельно от остального творчества. Тем более, что в этих нескольких страницах уже заключено то, за что мы так любим замечательного писателя.

Хотя рассказ по всем признакам относится к «твёрдой» НФ, главное в нём отнюдь не техника будущего. Главное – люди, проявляющие чудеса смелости, ловкости и сообразительности. Пластичный внутренний мир героев, их тревоги и сомненья. Используя минимум выразительных средств, Азимову удалось вызвать эффект полного присутствия. Правы были некоторые читатели, утверждавшие: словно карабкаешься вместе с астронавтом по обшивке космического корабля.

Пусть Азимов и допустил ряд досадных научных ошибок. Пусть вероятность столкновения корабля с метеоритом пренебрежительно мала, а фантасты делают вид, будто этого не знают. Зато как наглядно показан принцип реактивного движения!

Может быть, сам по себе рассказ и не так силён литературно, но в нём уже виден потенциал будущего классика не только американской, но и мировой фантастики. И не забудьте — Азимову тогда было 19 (!) лет.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Карел Чапек «Голубая хризантема»

Славич, 31 декабря 2011 г. 13:21

Первый рассказ из раннего сборника Карела Чапека. Вроде бы не детектив, но розыски и даже преступление присутствуют.

В самом деле, настоящий коллекционер пойдёт на многое, чтобы заполучить хризантему редкого сорта. Помниться, веке в XVII в Голландии за луковицы тюльпанов порой отдавали целое состояние... и разорялись, когда биржевой пузырь лопнул. Но это уже другая история...

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Интересно, у старика-рассказчика в саду действительно растёт голубая хризантема? Или он выдумал всю эту историю, чтобы пустить пыль в глаза легковерным слушателям? Как Вы думаете, а?

И ещё: такая история могла произойти в Чехии или в какой другой стране Европы, но только не в России. Ну не привык наш народ верить написанному, не привык! Когда дочитаете, поймёте, о чем я.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Гарри Гаррисон «Тренировочный полёт»

Славич, 18 августа 2011 г. 19:59

Каждый раз как слышу в новостях, что подготовка к полёту на Марс перешла в новую фазу, вспоминаю этот рассказ.

В рамках программы «Марс-500» имитируются некоторые условия реального космического полёта. Вначале добровольцы находились в замкнутом пространстве модуля несколько недель, затем – несколько месяцев. В июне прошлого года начался основной этап эксперимента, который планируется завершить в ноябре сего года.

Несложно заметить, что настоящим испытателям сложнее, чем их книжным коллегам: они не могут погрузиться в анабиоз на всё время перелёта к Красной планете. С другой стороны, в случае беды им всегда придут на помощь. Остаётся надеяться, что российские и американские военные не читали рассказ Гарри Гаррисона. А то как бы в их головы не пришла светлая мысль…

Кстати, знаете ли вы, что люди обязательно полетят к Марсу через 20 лет? В 2000 году говорили о 2020-м, в 2005 году – о 2025-м, сейчас – о 2030-м, в 2020 году будут говорить о…

Оценка: 8
– [  8  ] +

Айзек Азимов «Немезида»

Славич, 5 февраля 2011 г. 19:26

Рискую выбиться из общего хора, но мне роман понравился. Более того, считаю его одним из лучших у Азимова.

Прежде всего понравилась тема: извечная проблема отцов и детей нечасто встречается в фантастике. Довольно живо выписаны характеры. Особенно удался образ Мадлены – одарённой физиогномистки от рождения. Надобно сказать, что её мама вовсе не истеричка, а просто женщина, чья личная жизнь не сложилась.

Во-вторых – это настоящая Научная фантастика. Отсюда и некоторая «нагруженность» научной информацией. Впрочем, согласен: большая её часть в рамках школьной программы. Для тех, кто ещё помнит, чему его учили. Редкий автор способен толково объяснить, что же такое Гиперпространство (в его представлении). А описание орбитальных городов – одно из лучших со времён Циолковского с его «эфирными островами».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А очередной сверхразум – Эритро? Триллионы цианобактерий, связанных между собой радиосигналами. Смотрится поубедительнее, чем Солярис у Лема.

Пожалуй, стоит отметить и социальную составляющую. Азимов часто выводит на первый план сложные отношения между планетой-матерью и её колониями.

Что же касается стилистических недостатков, то Азимов в предисловии честно признаётся, что он не самый талантливый стилист. Молодым авторам остаётся только поучиться у мэтра скромности.

Так что не слушайте литературных критиков – читайте сами!

Оценка: 8
– [  7  ] +

Конни Уиллис «Даже у королевы»

Славич, 29 июля 2023 г. 15:02

Неполиткорректный по нынешним временам рассказ, сюжет которого построен на том, что между мужчинами и женщинами есть объективные биологические различия. Особенно забавно читать, вспоминая модные рассуждения о начале «постгендерной эпохи».

Феминистская проза? Да, пожалуй. Только вот основной объект если не авторской сатиры, то сарказма со стороны других женских персонажей, — это радикальная феминистка, которая во всём, что ей не нравится в окружающем мире, винит «мужской заговор». Многим нашим читателям невдомёк, что Конни Уиллис — дама религиозная и довольно консервативная, особенно по меркам современного американского фэндома. Просто она в своём творчестве старается избегать излишней, лобовой политизации.

«Даже у королевы» — один из четырёх рассказов в истории англоязычной фантастики, получивших сразу 6 (шесть) литературных наград. Заслуживает ли он такого высокого статуса? Судить не берусь. Скажу только, что рассказ весьма оригинальный, саркастический, остроумный, по-настоящему смешной, хотя написан на серьёзную тему. Да, тема корректировки человеческой физиологии не менее серьёзна и актуальна, чем вечная тема взаимоотношения полов. А какие в рассказе замечательные диалоги!

PS. Что рассказ не столько даже о месячных, сколько о конфликте поколений — так эта верная мысль уже в другом отзыве озвучена.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Джеймс Типтри-младший «Мы, угнавшие «Мечту»

Славич, 10 апреля 2023 г. 01:05

Такой хороший рассказ — и не одного отзыва. Будем исправлять.

История, которую рассказал(а) нам Джеймс Типтри-младший, вписывается в традицию антиимпериалистической и антинеоколониальной фантастики семидесятых, вектор которой задала Урсула К. Ле Гуин в повести «Слово для «леса» и «мира» одно». Земляне грабят ресурсы других планет, у доведённых до отчаяния туземцев-пацифистов заканчивается терпение... Зачин стандартный, а вот дальше идут оригинальные находки автора. Джулиане оказываются не совсем аборигенами, себя они считают потомками инопланетных колонистов. После того, как на навигационных картах землян они замечают знакомые символы, начинается эпическая история побега, одна лишь подготовка к которому растягивается на несколько десятилетий. Угнавшие «Мечту» — что они обнаружат на своей исторической родине? Конец немного предсказуем.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Спойлер. Там такая же воинственная межзвёздная империя. Либо они давно отошли от заветов предков, либо «наши» малютки-джулиане — потомки религиозных пацифистов, которые изначально были немногочисленной группой.

Беглецов приняли весьма радушно и согласились переселить на мирную сельскохозяйственную планету, к единоверцам. Но история-то, история какая впечатляющая!.. Такой замечательный повод для войны с Терранской империей, если вдруг.

Всё ещё жёстче, чем у Ле Гуин или в повести Джорджа Мартина «И берегись двуногого кровь пролить». Что примечательно, в рассказе неплохо раскрыта психология тех, для кого непротивления злу насилием и, шире, непричинение зла живым существам — больше чем умозрительная этическая концепция, хотя сама Алиса Шелдон, как мы помним, её отнюдь не придерживалась.

Оценка 7,5 баллов. Пометка «только для взрослых».

Оценка: 8
– [  7  ] +

Андрей Столяров «Учитель»

Славич, 27 июня 2022 г. 16:33

Вроде бы избитый cюжет об инопланетянине, потерпевшем аварию на Земле и вынужденном жить среди людей, и текст простой, без изысков и выкрутасов, и особых философских выводов нет. Но всё равно один из лучших рассказов Андрея Столярова. Может быть, мне просто нравятся такие незамудрённые истории о столкновении обыденного с фантастическим? Немного даже Саймака напомнило, наверное деревенской атмосферой.

Думаю, что большинство старших коллег-фантастов перенесли бы сюжет в капстрану и у них получился бы очередной памфлет, а молодой Столяров не побоялся выбрать местом действия сибирскую деревню.

Удивительно даже, что такой хороший рассказ издавался всего три раза.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Эдуард Николаевич Веркин «Кусатель ворон»

Славич, 12 июля 2023 г. 01:55

Прав был старик Брэдбери: писатели-фантасты не предсказывают будущее — они его предотвращают. Стоит фантастам сделать какой-нибудь прогноз — всё, пиши пропало, не сбудется.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Чтобы предотвратить столкновение Земли с кометой, достаточно нескольких фантастических романов. Чем книжка успешнее, тем меньшему числу авторов нужно потрудиться. Правда, для позитивных сценариев будущего правило тоже работает... В чём на личном опыте убедились и каждый день продолжают убеждаться все персонажи рассказа.

К несчастью для человечества, различные позитивные сценарии перебрали ещё в XX веке, поэтому авторам «нулевого года» ничего не остаётся, как сочинять романы-катастрофы.

Лично на мой вкус, одно из лучших произведений Эдуарда Веркина, если не самое лучшее. Разумеется, номинационными комиссиями всевозможных премий, от «Интепресскона» до «Филиграни», рассказ замечен не был, равно как и массовым читателем.

Для тех, кто любит тонкую фантастику о фантастике.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ольга Громыко «Стекло»

Славич, 19 февраля 2023 г. 17:36

Да, в самом деле, сюжет допускает два прочтения, в зависимости от того, чью сторону вы поддерживаете и знакомы ли с книжным циклом, но главная мысль рассказа проста и понятна. В семейном конфликте между взрослыми людьми больше всего страдает третья сторона — дети.

Это один из лучших рассказов Ольги Громыко, но понравится он не всем. Многих отпугнёт повышенная эмоциональность повествования, не характерная для научной фантастики. Здесь вам не литература идей, не инструкция по сборке синхрофазотрона и даже не история про космических пиратов. Юмор отсутствует как класс.

Давно заметил, что в книгах Ольги Громыко главные герои либо круглые сироты (Вольха, Лён, Жар, про киборгов промолчим) либо находятся в затяжном конфликте с родителями. Рыска — социальная сирота при живой матери. Тед годами не разговаривает с отцом, как и Альк, кстати. Полина стремится вырваться из-под материнской гиперопеки, а Кира ушла из дома в 14 лет, переехала к отцу и с матерью с тех пор не общается. Хорошие отношения с родителями — родными или приёмными — у Рионы, Трикси, Кая, Лизы, т.е. в основном у персонажей рассказов, повестей или поздних романов. Если сироты — традиционные персонажи приключенческой литературы, то концентрация внутрисемейных конфликтов между поколениями заставляет подозревать что-то личное.

Рассказ, полагаю, достаточно неплохо воспринимается в отрыве от остального цикла, как самоценное художественное произведение, но многое останется непонятным. Скорее его можно рассматривать как альтернативное введение в мир «Космоолухов».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Всё-таки, если читать только рассказ, нельзя сделать ясный вывод, обладают ли киборги самосознанием.

Помню, жалел, что не успел вовремя прочитать «Стекло» и проголосовать за него на конкурсе Книга года по версии Фантлаба, который завершился месяцем ранее.

PS. Текст не лишён литературных недостатков, но это один из нескольких универсальных рассказов, который я бы предложил вниманию иностранца, желающего познакомиться с современной русской/белорусской фантастикой.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Андрэ Нортон «…Все кошки серы»

Славич, 9 сентября 2014 г. 16:55

Хороший фантастический рассказ — вроде бы ничего особенного, а читать приятно.

На какой планете начинается история, не вполне понятно. Упоминается марсианская минералка, так называемая «вода-из-канала», — эта реалия может указывать на взаимосвязь с рассказом «Мышеловка» (неужто общая литературная вселенная?). Поэтому предположу, что события тоже происходят на Марсе.

В научном плане рассказ несколько устарел: кошки различают цвета, хуже, чем человек, но различают. В сетчатке глаза у хищных млекопитающих, включая кошек и собак, есть светочувствительные клетки — колбочки — позволяющие им воспринимать синий цвет. Как хорошо кошки видят зелёный и жёлтый — вопрос спорный, а вот красный цвет они, судя по всему, не воспринимают вовсе. Вместе с тем, кошки на самом деле отлично различают оттенки серого, много лучше нас с вами. Это связано с ночным образом жизни, который ведут наши милые домашние хищники.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Джеймс Типтри-младший «Счастье — это тёплый звездолёт»

Славич, 23 марта 2023 г. 17:42

История-луковица, многослойная социальная фантастика, замаскированная под лёгкую и смешную космическую оперу. Сейчас так, конечно, уже не пишут. В наши дни принято считать, что «общественно-политический месседж» должен быть прямым как палка, простым как пять копеек и разить с меткостью валенка, брошенного кому-то в голову.

Так ли уж нужна негуманоидам интеграция в рамках галактической федерации, если она будет проходить на условиях землян? Вероятно, нужна многим, но меньше всего — экипажу патрульного катера. Пришлют ещё земных офицеров по обмену, станут навязывать свои технические регламенты, свои уставы..

Заметна ироническая перекличка со «Звёздным путём», во вселенной которого хотя и действует Первая директива, но вхождение достаточно развитой цивилизации в состав Федерации рассматривается как безусловное благо. Главный герой даже называет офицера по науке «мистером Споком».

Диалоги очень хороши. Рассказ перечитывается с неизменным интересом. Рекомендуется любителям всевозможных телесериалов о приключениях на борту космического корабля.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Кристин Кэтрин Раш «Мастер возвращений»

Славич, 19 апреля 2022 г. 00:22

Первое произведение цикла по времени написания, но далеко не первое по внутренней хронологии. Майлсу Флинту здесь 35 лет, он признанный профессионал своего дела, в деньгах не нуждается и берётся только за самые интересные расследования. На сей раз услуги Мастера возвращений потребовались Анетте Соболь, дочери-наследнице хозяина крупной корпорации. Быстро выясняется, что клиентка частного детектива вовсе не наследница и с точки зрения земных законов даже не дочь миллиардера. Она клон, выращенный по желанию Карсона Соболя из клеток его родного ребёнка. Теперь Анетте срочно требуется разыскать «оригинал»... Вот собственно и всё, что можно рассказать о сюжете без явных спойлеров.

По жанру повесть можно отнести к юридической ксенофантастике, хотя инопланетяне промелькнут лишь в одном из эпизодов. Основное внимание уделяется коллизиям, порождаемым различиями между уголовно-правовой системой Земли и других планет.

Дать определение детективной составляющей сложнее. Повесть ближе к классическому американскому детективу в духе Эрла Стенли Гарднера, чем к традиционному нуару или крутому детективу. Если верить отзывам, в романах этого цикла приключенческая составляющая выражена сильнее.

Читателю нужно быть готовым к тому, что частный детектив окажется не самым приятным человеком (а кого это пугает?). Кроме того, как и в большинстве произведений на тему клонирования, роль наследственности, на мой взгляд, автором несколько преувеличена. В остальном — хорошая детективно-фантастическая повесть. Номинация на премию «Хьюго» вполне заслуженная.

Жалею, что из всей книжной вселенной «Мастера возвращений» переведена лишь эта повесть и ещё один рассказ. С удовольствием почитал бы ещё.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Джеймс Камбиас «Свести баланс»

Славич, 11 января 2022 г. 14:06

Знаете, если подумать, главной задачей автора было изобразить общество искусственных интеллектов, для которых визит человека не просто редкое событие, а что-то сродни стихийному бедствию. Интеллекты служат на благо человечества, постепенно осваивают внешние рубежи Солнечной системы... и зарабатывают деньги для своих владельцев. При этом они почти совсем не разбираются в человеческих взаимоотношениях, хотя и запрограммированы копировать некоторые модели поведения хомо сапиенсов. Вот и Сиротка Энни, искусственный интеллект космического транспортника, о конфликтах между людьми ничего не знает и знать не хочет — они вне её компетенции и круга интересов. Поэтому и отсутствие так называемой «разгадки» в рассказе более чем логично.

Читал три произведения Джеймса Камбиаса (роман и два рассказа), все очень понравились. Жаль, что автор такой невезучий: новые его книги прошли почти незамеченными на родине и у нас их вряд ли переведут. Между тем, аннотации весьма завлекательные. У Камбиаса большой и редкий талант, из знакомых ингредиентов он готовит необычные и вкусные блюда.

PS. Кстати говоря, английское слово «ship» (корабль) — женского рода, поэтому искины звездолётов и планетолётов в американской фантастике традиционно носят женские имена. Попробуйте с ходу вспомнить несколько контрпримеров.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Альетт де Бодар «Бабочка, упавшая на заре»

Славич, 29 июня 2018 г. 12:55

Честно говоря, не очень люблю детективные рассказы: слишком быстро в них находят убийцу.

Честно говоря, мне не особенно нравится жанр альтернативной истории: редко встречаются оригинальные модели развития.

Чем же интересен рассказ «Бабочка, упавшая на заре»? Прежде всего, разумеется, необычным антуражем. Альтернативная история доколумбовых цивилизаций – редкая тема, а произведения, в которых китайцы открывают Новый Свет, можно пересчитать по пальцам.

Итак, точка бифуркации – экспедиция китайских мореплавателей через Тихий океан… Хотя нет, она чуть раньше, когда императорское правительство решило сохранить флот Джэн Хэ и продолжить морскую экспансию (обратите внимание на описание первооткрывателя Америки). Затем, как и сказано в аннотации, китайцы помогли снять осаду Теночтитлана, века спустя – в союзе с ацтеками остановили экспансию Соединённых Штатов на запад. К XXI веку Мешика (Мексика ацтеков) превратилась в важного поставщика электроники на мировой рынок.

Конечно, не обошлось без штампов: ацтеки по-прежнему поклоняются старым богам и приносят кровавые жертвы. Впрочем, автора можно понять: кто бы стал читать историю об ацтеках, в которых не упоминается ни одного человеческого жертвоприношения?

Похожие произведения: Пол Андерсон «Единственная игра в городе» (империя Юань отправляет экспедицию в Америку) и Андрэ Нортон «Перекрёстки времени» (сцены беспорядков в Теночтитлане).

Писатели, особенно отечественные, часто забывают, что из всех фантастических жанров альтернативная история даёт им больше всего свободы. Сдвинул исторические координаты — и дальше выбираешь любой сюжет, не только политический или приключенческий, но и футуристический, детективный, сказочный или бытовой. А ценнее всего – умение рассказать простую человеческую историю в антураже истории альтернативной. Если не ошибаюсь, Альетт де Бодар – дочь эмигрантки из Южного Вьетнама, так что рассказ о жизни беженцев из Старой Мешики вышел у неё проникновенным и убедительным. И какая разница, насколько хорошо у де Бодар получаются детективные сюжеты.

С удовольствием прочитаю и другие рассказы из этого цикла, пусть даже писательница отправляет своих ацтеков в космос.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Гарри Тертлдав «В Низине»

Славич, 2 марта 17:05

Детективная история в квадрате. Читателю предстоит не только вместе с рассказчиком выяснить, кто убил одного из туристов, но и найти ответы на вопросы, где и когда происходит действие повести, а также какие народы населяют этот странный мир.

Место действия — Низина, дно высохшего Средиземного моря. Очевидные аргументы в пользу такого вывода были озвучены в одном из предыдущих отзывов. Обращу внимание на ещё один фрагмент мозаики: вторая самая глубокая впадина суши расположена чуть восточнее, совсем рядом с Низиной, и заполнена она небольшим солёным озером. Догадались?

Определить, когда происходят события чуть сложнее, но автор оставляет подсказку почти в самом начале.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Экскурсовод Рэднал объясняет туристам, что море начало высыхать «приблизительно шесть с половиной миллионов лет назад», когда закрылся пролив. Позднее воды океана несколько раз прорывали преграду и затапливали котловину, но «в последние пять с половиной миллионов лет Низина практически не меняет тот вид, который известен нам сегодня». Вернёмся теперь из мира воображаемого в мир реальный. Согласно господствующим научным представлениям, Средиземное море впервые было отделено от Мирового океана более шести миллионов лет назад. Примерно в тот же период времени, что и в повести. В результате на месте моря осталось несколько бессточных озёр, а уровень океана поднялся на несколько десятков метров. Это событие известно как Мессинский кризис солёности. Предполагается также, что цикл повторялся несколько раз. Совсем необязательно, что рассматриваемый сценарий имел место в действительности, но ко времени написания повести такая гипотеза уже существовала не первое десятилетие.

Таким образом, точкой бифуркации для альтернативной истории можно считать то время, когда на месте Гибралтарского пролива поднялись Барьерные годы, окончательно отрезавшие Средиземноморский бассейн от Атлантики. Уровень технического развития к моменту действия повести примерно соответствует концу нашего XX века: холодильники, кондиционеры, радиотелефоны, солнечные батареи... В тексте упоминается, что полвека тому назад было создано «звёздное оружие» невероятной мощи, т.е. ядерная бомба, и с тех пор между ведущими государствами мира не прекращается гонка вооружений.

Точнее датировать не получится: история человеческой цивилизации с самого начала пошла другим путём, привычные точки отсчёта отсутствуют.

Остался последний вопрос: что за народы населяют этот мир? «Широкобровые» тартешцы и соседние народы севера — это, очевидно,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Homo sapiens neanderthalensis. Они отличаются плотным телосложением и большой физической силой, у них глубоко посаженные светлые глаза «под тяжёлыми надбровными дугами», крупный нос и скошенный подбородок. Жители стран к югу и востоку от Низины — «узкоголовые» — стройные и подвижные, у них заметно более тёмная кожа и заметно меньше волос на теле. Иными словами, Homo sapiens sapiens. Вероятно, ранний африканский антропологический тип или его прямые потомки. Что характерно, в интеллектуальном плане широкобровые и узкоголовые мало отличаются друг от друга.

Не открывайте раньше времени спойлеры, если хотите разобраться сами и не желаете портить впечатление от повести.

Сам по себе детективный сюжет и персонажей можно назвать второстепенными составляющими, пусть их обсуждает кто-нибудь другой. Это антуражная фантастика, в которой Гарри Тертлдав проверяет читателя не столько даже на знания, сколько на внимательность, на любознательность и на догадливость. Англоязычные читатели, присудившим повести премию Хьюго, замысел автора оценили. Большинство наших читателей, судя по фантлабовскому классификатору и по отзывам, мало что поняли.

Перевод Владимира Баканова хорош, предисловие Баканова из антологии — нелепо, начиная с утверждения, что Тертлдав знаком российским читателям по не самым лучшим своим вещам, и заканчивая утверждением, что повесть осталась совсем без наград — уж в 2005 году выяснить было нетрудно.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Брюс Стерлинг «Велосипедный мастер»

Славич, 10 июня 2023 г. 15:55

Киберпанк, посткиберпанк... А по-моему это в первую очередь социальная сатира. Причём сатира не столько даже на старых политиканов-консерваторов, сколько на левацкую молодёжь. Чем активнее молодой человек или девушка участвует в политических движениях либо дискуссиях, тем больше вероятность, что на поверку он или она окажутся детишками богатеньких родителей. Социальный бунт как проявление конфликта отцов и детей. Главный герой не исключение, но он хотя бы полезным делом занят — велосипеды чинит.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
За выживших из ума сенаторов в мире 2037 года думает искусственный интеллект. В отличие от них молодёжь пытается думать самостоятельно... и думает она, что в случае чего родители смогут вытащить их из неприятностей.

Такой вот рассказ о разных поколениях, в котором всем досталось на орехи.

Классификатор Фантлаба, как часто бывает, бесполезен: нет даже отметки «искусственный интеллект».

Оценка: 8
– [  4  ] +

Вонда Макинтайр «Of Mist, and Grass, and Sand»

Славич, 3 ноября 2022 г. 13:45

Молодая женщина-знахарка странствует по пустынному миру, разрушенному глобальной катастрофой, и лечит людей с помощью яда генетически модифицированных змей. Бредовый сюжет, скажете вы? В то же время написано на хорошем английском языке и затрагивает нужные струны в душе читателя.

История о врачебном долге, о культурных барьерах, об отчуждении и о преодолении этого отчуждения.

Ненавязчиво феминистский рассказ, обманчиво простой, весьма необычный, даже завораживающе красивый в своей странности. Для любителей взрослой психологической фантастики.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Женя Сторонка «Жизнеписание Одноногого Пса»

Славич, 18 июля 2022 г. 23:55

Нет, господа-товарищи, это классно! Не думал, что скажу такое о рассказе ранее совершенно незнакомого отечественного фантаста. Причём фантаста начинающего и, судя по всему, молодого. То, что автор зарегистрирован на Фантлабе и уже выигрывал ФантЛабораторную работу, значения не имеет, поскольку не слежу и конкурсные рассказы читаю крайне редко, да и не о них сейчас речь.

На удивление приятный и солнечный юмористический рассказ, с ноткой светлой грусти, как положено. Робинзонада сторожевого пса-робота на неосвоенной планете. С терраформированием и пиратами. А ещё здесь живут неправильные пчёлы, которые делают вино... простите, мёд из одуванчиков... Рекомендую!

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ольга Громыко «Бабочка»

Славич, 2 мая 2022 г. 15:11

За исключением короткого вступления все события происходят в центре ОЗК на планете Земля. Местоположение центра ясно указано во втором рассказе того же сборника. В следующей по хронологии повести «Два пожара и три потопа» Лаки, главного героя этого рассказа, вместе с другими киборгами забирают тоже с Земли. В качестве основного места действия сразу 20 человек зачем-то указали «Планету другой звёздной системы» — вот какова сила чужого мнения.

Хотя в классификаторе и стоит верная пометка «ироническое», на самом деле это довольно грустный рассказ о больном ребёнке. Лаки 10 лет, у него умственная отсталость в лёгкой форме и специфическое психическое расстройство, на первый взгляд напоминающее манию убийства, на фоне недавней черепно-мозговой травмы.

Что мне больше всего нравится в цикле про «космоолухов», так это то, что за всеми этими весёлыми приключениями и прибаутками нет-нет да и проглянут человеческие трагедии. «Человеческие» потому что киборги здесь тоже люди. Особенно хороши у Ольги Громыко рассказы.

Смеяться над больными, конечно, грешно, но что поделаешь, если жизнь наша — трагикомедия? В конце концов такова традиция русской литературы: видеть смешное в трагическом и трагическое в смешном.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Лестер дель Рей «Елена Лав»

Славич, 25 апреля 2022 г. 21:10

В отзывах о рассказе написали много и плохого и хорошего, но почему-то никто не вспомнил самого главного. «Елена Лав» считается первым в американской фантастике — и одним из первых в фантастике мировой — произведением, в котором робот наделяется способностью испытывать сложные положительные эмоции. Классический «Я, робот» Отто Биндера — это уже 1939 год, а три закона роботехники Айзека Азимова и его доброжелательные персонажи с позитронным мозгом будут ещё несколькими годами позже. В своих воспоминаниях Азимов сам признавал, что идея цикла произведений о роботах возникла под влиянием именно этого рассказа Лестера дель Рея.

Да, во многих отношениях рассказ кажется наивным и устаревшим, а предлагаемая модель взаимоотношений мужчины и женщины определённо вызовет гнев феминисток. Отчасти справедливый гнев, надо признать. Но для 1938 года даже такая несовершенная литературная работа была новаторской. Рассказ переиздавался в составе нескольких десятков антологий и по праву признаётся классикой жанра.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Радмило Анджелкович «Без црвене»

Славич, 25 января 2022 г. 20:18

Главное достоинство рассказа — совершенно оригинальное фантдопущение, казалось бы немыслимое в конце XX века, когда всё уже написано и фантастам остаётся варьировать старые сюжеты. Художественный текст, созданный на основе этого фантдопущения, чуть похуже, но всё равно на очень приличном литературном уровне.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не знаю, только я за всей этой лирикой разглядел политическую сатиру? Земле (читай — Сербии в девяностые) предлагают вступить в Галактическое содружество (читай — стать частью западной цивилизации и в перспективе ЕС) в обмен на отказ от «красного цвета» (читай — от социалистического наследия и специфической экономической модели).

Ни разу не коммунист и скорее даже западник, но рассказ понравился.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Йен Уотсон «В верхнем меловом периоде с «Летним пламенем»

Славич, 12 ноября 2021 г. 23:17

О чём рассказ? О затянувшемся творческом кризисе. О сложных отношениях между коренными жителями туманного Альбиона и мигрантами. О том, что испытывает обычный человек, оказавшись в безвыходном положении. Даже о транспортной проблеме.

Повторите, пожалуйста, что вы спрашиваете? А как же динозавры и путешествия во времени? Да, они здесь тоже есть. Более того, вам предоставляется возможность совершить путешествие скорым поездом из Бирмингема в Лондон. Из окон нашего экспресса вы успеете полюбоваться видами старой-доброй Англии. Осторожно, не исключены непредвиденные задержки в пути.

Фантастика здесь, конечно, приём и средство. Но рассказ также интересен как литература идей. Отправиться в прошлое только ради того, чтобы сократить время поездки между городами, — это ново. Необычный взгляд на избитую фантастическую тему. Очень многогранный рассказ.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Джо Хилл «Gunpowder»

Славич, 5 июля 2021 г. 13:21

Не отпускает чувство, что я не до конца понял замысел автора, не ухватил важную мысль, не опознал ключевой символ. Или это просто синдром поиска глубокого смысла?

Вероятно, следует перечитать шекспировскую «Бурю». В любом случае, символика этой пьесы повлияла на Джо Хилла не в последнюю очередь. Достаточно сказать, что Чарли до некоторой степени отождествляет себя со спутником-астероидом под названием Калибан

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и гибнет в тот момент, когда обломки спутника обрушиваются на поверхность планеты.

Сюжет тоже явным образом перекликается с современной трактовкой образа Калибана как восстающего раба. А пси-формеры всю свою жизнь были рабами, в том нет сомнений. Они созданы для выполнения задачи по терраформированию планеты и умрут, когда цель будет достигнута. Джейк, Чарли, Найлс и другие мальчишки не выживут в плотной атмосфере, состоящей из одной части кислорода и четырёх частей азота. Не смогут выжить в мире, построенном их руками и силой их разума, что вдвойне иронично и вдвойне печально. Не имеет значения, назовут ли в их честь города или нет.

Хорошая повесть, трогательная, практически до катарсиса.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Антология «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 32»

Славич, 9 июня 2013 г. 15:21

Нет, антология составлена по всем правилам: есть сильные произведения известных авторов, ради которых книгу и возьмут в руки, и есть несколько рассказов молодых или просто малоизвестных писателей. Белла Григорьевна Клюева (здоровья ей) своё дело знала хорошо.

Здесь в роли такого своеобразного «паровоза» выступает повесть братьев Стругацких «Волны гасят ветер». Шутка ли, первое книжное издание завершающей части знаменитого Полуденного цикла. И тираж в 500 тысяч экз. — весьма внушительный даже по советским меркам — уже не удивляет.

Весомым дополнением служат рассказы зарубежных фантастов.

- «Цель высшая моя — чтоб наказанье преступленью стало равным...» — одна из лучших историй, вышедших из под пера Пола Андерсона.

- Рассказ от супругов Генри Каттнера и Кэтрин Мур тоже очень хорош: ничего не могу с собой поделать, вижу некоторые шероховатости и неувязки, а рука сама тянется поставить девятку.

В советские годы, слышал, фэны охотились за альманахами издательства «Знание» ради двух-трёх зарубежных рассказов. Раздел советской фантастики в этих сборниках — не беру сейчас альманахи с новинками от АБС или Булычёва — подчас не дотягивал до такого высокого уровня. Как жаль, что сейчас практически не издают смешанные антологии — из рассказов на русском и переводных.

Конечно, на сей раз рассказы начинающих авторов попались слабые. Точнее, есть два слабых рассказа (Арк. Бегов «Скакалка» и Д. Корецкий «Логика выбора») и один «странный» (А. Орлов «Долина голубоглазых фей»). Но не нужно забывать, что у Данила Корецкого это и вовсе первый опубликованный рассказ. Его «Стерильная планета», прочитанная в одном из выпусков «Искателя», мне в своё время очень понравилась.

В любом случае, эти три рассказа, занимающие от силы 1/7 антологии, общего впечатления не портят.

Предисловие Ревича советую пролистнуть, как и всегда. А вот на последней — к сожалению, в самом прямом смысле слова — статье Биленкина стоит остановиться.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Гарри Гаррисон «Робот, который хотел всё знать»

Славич, 18 августа 2011 г. 19:04

Весёлый и грустный рассказ о вечном: о человеческих чувствах. Точнее, о самом высоком чувстве: о любви.

Робот Файлер был очень любопытен и хотел знать всё. Он служил библиотекарем и прочитал множество книг. Но точного определения слова «любовь» не найдёшь в словарях. Поэтому Файлер решил выяснить на практике, что же такое любовь…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Наш герой ошибся: он неверно выбрал объект для исследования. Светская львица не поняла всю глубину его чувств. В итоге сердце Файлера оказалось разбито. И равнодушный механик извлёк повреждённый маслонасос из груди робота и швырнул его «на кучу других сломанных, грязных и никому не нужных деталей». Так люди поступают с любовью…

Истории о влюблённых роботах давно стали общим местом и порядком приелись. Но взгляните на дату – 1958 год. Возможно, Гаррисон был одним из первых.

Оценка: 8
⇑ Наверх