В своей статье о крепости Владивосток я пообещала Вам рассказать еще об одном уникальном памятнике военной фортификации. О знаменитой Ворошиловской батарее на острове Русский.
Можно считать, что история этой батареи началась в 1931 году, когда было принято решение усилить оборону Владивостока и для этого построить на острове Русский мощную башенную батарею, которая могла бы поражать корабли противника на дальних подходах к городу.
Но можно также сказать, что история батареи началась еще в 1909 году, когда на Адмиралтейском заводе в городе Санкт-Петербурге был заложен линкор "Полтава". Он вступил в строй 4 декабря 1914 года и входил в состав первой бригады линейных кораблей Балтийского флота. В апреле 1918 года участвовал в "Ледовом походе" из Гельсингфорса в Кронштадт, а в октябре был переведен в Петроград для консервации.
Т.е особых выдающихся подвигов или событий за "Полтавой" не значилось. Кроме, пожалуй, известного пожара в 1919 году, который уничтожил большую часть артиллерийского оборудования. В результате, корабль был разоружен, а его механизмы, кабели и прочее оборудование были использованы для восстановления и ремонта трех других однотипных линкоров. В 1924 года с корабля были сняты остатки артиллерийского вооружения. 7 января 1926 года переименован в "Михаил Фрунзе".
Нас же с вами интересует судьба вооружения бывшей "Полтавы". Поскольку именно двумя бронебашенными установками линкора было решено оснастить новую батарею во Владивостоке. В течение 1932-1933 гг. удалось выполнить большую часть бетонных, скальных и подземных работ. Детали башен и орудийные стволы на остров переправляли баржами. Для транспортировки башенных конструкций от мыса Полонского на берегу бухты Новик проложили железную дорогу. Механизмы и металлоконструкции к месту строительства батареи доставляли по льду, используя тракторные волокуши. Монтаж первой башни был закончен 1 февраля 1934 года, вторую сдали два месяца спустя.
Осматривая батарею, невольно задаешь себе вопрос: как это было вообще возможно притащить эти огромные сооружения на остров, где в то время отсутствовали дороги и не было современной техники, даже для нынешних условий это сложная инженерная и логистическая задача. Представьте себе, на господствующей в центре немаленького острова высоте расположены две гигантские башни на три ствола весом в 1200 тонн каждая и броней в 300 мм. Вес каждого ствола — 51 тонна, диаметр 350 мм, длина около 16 метров. Башни могли совершать круговое вращение. Углы наклона стволов от -5 до +25 градусов. Максимальная дальность стрельбы 35 км!, а высота полета снаряда на максимальной траектории 11 км. Батарея была укрыта в глубине острова, для наведения на цель использовался специальный дальномер находящийся в нескольких километрах.
Не менее впечатляют служебные помещения, которые уходят в глубину на пять этажей. Это складские помещения с огромными механизмами подачи снарядов, казармы, тоннель, по которому можно было передвигаться между башнями длиной в 200 метров. Толщина бетонного свода — 3,5 м. Он рассчитан на прямое попадание авиабомбы весом 1 тонна.
Даже по нынешним временам Ворошиловская батарея, названная, как вы поняли, в честь наркома Ворошилова — грозный противник. Она никогда не участвовала в боях, и каждый ее учебный выстрел фиксировался документально. Одного выстрела было достаточно, чтобы потопить любой корабль противника. Причем, по итогам учений в 1992 году, отклонение от цели составляло 1,5-2 метра, что считается хорошим показателем даже для современного оружия. Скорострельность для одного орудия — 1,5 выстрела в минуту.
Батарея, как военная единица просуществовала до 1997 года, после чего переведена в состав музея Тихоокеанского флота.
Теперь, что можно увидеть в этом музее. Две орудийные башни, из которых для полного осмотра доступна только одна. Но в этой одной можно спуститься на три этажа и полностью осмотреть все механизмы, подсобные помещения, в том числе, артиллерийские склады, познакомиться с бытом и условиями службы матросов и офицеров, которые были очень и очень нелегкими, осмотреть экспозицию, посвященную не только самой батарее, но страницам истории крепости Владивосток. Все вооружение и помещения в отличном состоянии, таком, что невольно задаешь себе вопрос: а могут ли эти орудия, при необходимости, еще послужить по назначению?
Вот еще один достойный роман из старых времен, когда фантастика была лишь приемом, чтобы поговорить о человеческих проблемах. Наверное. этого мне больше всего не хватает в современной НФ: она более не рассказывает о нас нынешних, о том что волнует нас прямо сейчас. Она просто рассказывает занятные истории. Этот роман иной. Он о подлинном, а не поддельном, общении людей и о проблемах понимания, которые мы так не смогли решить. Он о нашем семимиллиардном одиночестве. С радостью рекомендую: Джеймс Ганн "Слушающие"
Господи, услышь меня... Где ты шлялась всю ночь... Совет директоров компании "Роснефть"... И если вы хотите играть... Новая модель этого смартфона...Премьера состоится...Хочу спросить, когда будет отремонтирована дорога...Депутаты Государственной Думы...Мама, помоги ...Проправительственные сирийские войска заняли...Я в твои годы... Моды этого сезона...Господи, молю, УСЛЫШЬ меня...
Нашу планету нельзя назвать тихим местечком. Каждый день семь миллиардов человек рассказывают свои истории, плачут и смеются, ругаются, призывают, увещевают, требуют, поют, вопрошают, отвечают, молятся. Слова обрушиваются на нас, стоит только открыть глаза, и даже в сновидениях они продолжают прокручиваться в голове, требуя ответов и действий.
Слова, придуманные для того, чтобы сообщить нечто важное: о себе, о мире, об идеях и откровениях, свершенных открытиях и выстраданных мыслях. Мы так много говорим, будто все эти тысячелетия нашей истории были немыми или боимся не успеть рассказать что-то важное. Мы напридумывали великое множество способов донести свои мысли и чувства до как можно большего числа людей: книги, СМИ, радио, телевидение, теперь и Интерет. И все же страдаем от того, что нас не слушают, не слышат и не понимают.
Не даром роман назван "Слушающие". Пусть для разговора взята такая привлекательная тема, как долгожданный контакт с далекой цивилизацией, но для меня главной темой стала все же эта: о личном одиночестве, способности слушать окружающий мир и о вечной тоске — желании быть услышанным и понятым.
Люди слушают Космос, стремясь разобрать в шепоте звезд голоса далеких цивилизаций, готовых поделиться с нами своими знаниями и достижениями. Они изобретают все новые и новые способы общения, чтобы слушать и понимать неизвестный разум, находить с ним точки соприкосновения. И эти же самые люди не могут найти общего языка с самыми своими близкими людьми — детьми, родителями, возлюбленными, не могут услышать и понять их боль, стремления, мечты и желания.
О чем мы тогда хотим сообщить звездам, о чем поговорить с далекими соседями? И что хотим услышать в ответ? Мы пока не решили ни одной проблемы. Не уничтожили голод, нищету, войну, религиозные распри. Порой два самых родных человека не могут найти общего языка, чего уж говорить о целых странах и народах!
Может, поэтому они не отвечают нам? Потому что предпочитают сначала слушать, а потом уже говорить? И то, что они слышат от нас и о нас им не очень нравится? Может, нам тоже надо набраться терпения, научиться вслушиваться в себя и в окружающий мир, научиться понимать сигналы, события, факты, движения. И тогда награда не заставит себя ждать, только тогда звезды ответят нам, и их бессвязный шепот обретет ясный смысл.
Хороший роман о людских проблемах, обрамленный в фантастическую рамку. Неторопливый, с многочисленными цитатами и крылатыми фразами, грустный и наполненный несокрушимой верой в возможности Человека, надеждой, что никто не будет одинок, если начнет просто слушать, слышать, понимать. Кстати, роман имеет очень и очень неоднозначный финал, неожиданный и заставляющий работать фантазию на полную катушку, оставляющий без ответов множество вопросов. И среди них такой: а может были правы пессимисты, настаивавшие на молчании и секретности, на осторожности и опасавшиеся долговременных и самых фантастических последствий слишком свободного общения?
Помощник мэра был задержан...Ограбление банка в...Мама, я не хочу это делать...Как всегда, представитель госдепа... Инфляция в следующем году... Этот рецепт борща...Ты будешь как все или...Президент России в своем выступлении...Во время бомбардировки мирного ...Катастрофа была вызвана...Отец, нам не о чем говорить...Пропадите вы пропадом со своим...Молю тебя, Боже...ГОВОРИТЕ, Я СЛУШАЮ ВАС!
Пол Андерсон — автор, который не перестает меня удивлять. Именно у него я всегда нахожу нечто, что поражает масштабностью, неожиданными поворотами сюжета или, как в этом случае, описанием современной ситуации. Роман очень мал о объеме, скорее повесть, которую можно прочитать за один вечер. В наши бы дни из этого сделали бы целый сериал, столько в нем есть интересных ходов и сюжетных находок, метких выражений и почти "крылатых" фраз. И он очень-очень актуальный. С радостью представляю: Пол Андерсон "Война двух миров"
Война — она всегда и везде ВОЙНА. Берем ли мы выяснение отношений между двумя дикими племенами, "цивилизованными" странами или даже планетами. Это всегда боль, страх, ненависть, разочарование, невинные жертвы, разрушенные надежды, скорбящие отцы, матери, вдовы, сироты.
Эта война ничем не отличалась от тысяч других. Может, только размахом, поскольку полем сражения стала вся Солнечная система, да и столкнулись в этот раз не страны- народы, а две расы — быстро развивающиеся земляне и древняя цивилизация марсиан. И для тех и для других долгая, 20-летняя война оказалась жестоким испытанием: для землян она завешается полным крахом и потерей всех достижений, для марсиан- остановкой в технологическом и духовном развитии. И тут уж поздно рассуждать, кто виноват, кто сделал первый выстрел, кто был более жесток и беспринципен. Погибшим и выжившим уже все равно: вместо цветущих городов — пепел и развалины, вместо счастливой жизни — каждодневная борьба за выживание.
Конечно, этот маленький роман, прежде всего, о бессмысленности войны, как средства для решения вопросов и споров, которые цивилизованные и разумные существа должны решать за столом переговоров. О том, что всегда есть некто третий, готовый извлечь выгоду из чужой недальновидности и страданий.
Но я бы хотела остановиться на героях, которых, в силу небольшого объема, не так и много. Но они представляют замечательный срез общества, зараженного псевдопатриотизмом и агрессивным желанием навязать свое мнение другим. По моему мнению, самая замечательная находка в романе лежит в его самом начале- краткие, точные и язвительные характеристики героев. И самые замечательные формулировки выбраны даже не для ведущих персонажей — землянина Дэвида и марсианина Севни. Эти, как раз, представители той редкой породы, которые живут своим умом и опытом, опираясь на внутренний закон и выстраданные принципы. Тут более интересны другие характеристики.
Вот, хотя бы, Кристин Хоторн, о которой автор говорит: "У нее имелся свой собственный кодекс чести, но он не мешал ей подсматривать в замочную скважину". Неоднозначный персонаж, ключевой. Не будь ее страсти "подсматривать в замочную скважину", не удалось бы разоблачить самый масштабный заговор в истории двух планет. Но именно такие, как она, зараженные ненавистью к любым чужакам и альтернативным мнениям, прислушивающиеся к любым громким лозунгам псевдопатриотов, с радостью подбрасывают дрова в военный пожар, особенно, если он горит подальше от родного дома. Или доктор Хансен, который "не кончил бы так плохо, если бы побольше заботился о своих больных и поменьше слушал новости по радио".
Но самая замечательная характеристика припасена для той самой третьей стороны, которая сталкивает две цивилизации для своей выгоды. "А не был ли он на самом деле двумя существами или просто искусным артистом-трансформатором?" Хотя, и у этих многоликих находится оправдание своих действий: любая совершенная в мире несправедливость, жестокость, глупость может рано или поздно привести к еще большей несправедливости, жестокости или глупости.
Этот кроткий роман, пусть и простой по форме и содержанию, очень и очень актуальный. С массой событий и приключений, умный, немного грустный и иронично-печальный. О ВОЙНЕ и ЛЮДЯХ. О прошлом и настоящем, и, надеюсь, не о будущем.
Вторая часть незаконченного фэнтезийного цикла Роберта Стоуна "Обретение волшебства" оказалась не менее крепкой, чем первая книга. Долгое классическое путешествие в духе Толкиена с грозным названием "Дорога смерти"
Настоящая фэнтезийная история не может обойтись без эпического путешествия. Такого, чтобы через горы, через лес, через подземелья и водные преграды. Чтобы было что посмотреть: старые развалины с древними тайнами или волшебных тварей, считающихся вымершими во всем остальном цивилизованном мире. Чтобы можно было от души помахать мечом и покидаться огненными шарами — кто что умеет или предпочитает.
"Дорога смерти" в этом плане — классическое фэнтезийное путешествие: через неведомые и опасные земли. Из первой части мы помним, что отправиться в эту долгую прогулку наших героев заставила вполне благородная цель — спасти мир и наказать плохих парней, которые этот вполне симпатичный мир хотят разрушить, выпустив запертую некогда от греха подальше дикую магию. Плохие парни оказываются достаточно круты, чтобы продержаться против наших не менее крутых героев до конца книги, в полной мере используя все преимущества Меча и Магии, чтобы это удовлетворило самые кровожадные души.
Так что, придется нашим героям изрядно потрудиться: скакать на лошадях, спать на голой земле, пробираться тайком через заколдованный лес, сражаться с превосходящими силами всяких волшебных тварей в разбросе от великанов до зомби включительно.
Тут мне хотелось бы кое-что сказать о героях. Вот ведь незадача: если отрицательные герои смотрятся вполне гармоничными- ну, там подлость, жестокость, маниакальность — полный комплект злодеев, то положительные иногда просто удивляют. Возьмем хотя бы Брента. Профессиональный шпион, вор и мошенник вроде бы должен проявлять больше хладнокровия, выдержки и разумного подхода к оценке ситуации. Но вместо этого — импульсивность и откровенная глупость в принятии решений и поступков. Или супершпионка Елена, склонная действовать под влиянием эмоций, а не холодного расчета, как это пристало бы профессионалу заявленного ею уровня. На их фоне даже новый персонаж — очередной вор и мошенник Марвик — выглядит, как образец здравомыслия и осмотрительности.
К слову сказать, "новички" — Марвик, Пелл и еще несколько вполне удачных героев — вносят достаточно разнообразия, чтобы не заскучать со старыми знакомыми. Жаль только неожиданное появление старшей расы так и осталось кратким эпизодом, не получив никакого развития. Как и жаль, что за целый роман не получили продолжения сюжетные линии, начатые в первой части. Мы так ничего не узнаем о судьбе Тейлора Эша и ситуации в королевском доме Индора, поскольку все действие сосредоточено на долгой погоне через леса-горы-реки. Хотя нет, кое-что узнаем, пусть это кое-что было прозрачным и предсказуемым еще в первой части цикла: имя главного злодея и его цели. Темный властелин, кто же еще! Всевластие, без вопросов!
Так что, итог вполне занимательного чтения следующий: получилось крепкое классическое фэнтезийное путешествие в духе Толкиена с множеством героических сражений, приключений и волшебства. Ничуть не хуже первой части, с явным заделом на будущее: погоня завершается, но не так, как хотелось каждой из участвовавших в ней сторон. В дело, которое считалось сугубо людским, вмешались новые силы, у которых собственные цели и интересы. Действие явно готово переместиться в новые декорации. Подождем, может, все-таки, узнаем продолжение.
Причем тут открытие сквера в жилом микрорайоне Владивостока и великий русский поэт Осип Мандельштам, от которого, к стыду целой страны, не осталось даже могилы? Даже точного места захоронения. Ничего, кроме неясных свидетельств его последних дней, и множества догадок и мифов.
Но сначала об истории сквера, который теперь официально носит название — Веры и Надежды. Долгие десятилетия здесь был пустырь. Между двумя жилыми домами постройки начала 60-х годов прошлого века. Обычный пустырь, заросший сорняками, который с радостью использовали собачники для выгула своих питомцев и местные алкаши для распития бутылочки- другой в спокойной обстановке. Ходили кое-какие темные слухи о том, что где-то тут было кладбище, но кости из земли не торчали, и слухи забывались на фоне череды обыденных дел.
Все бы так и оставалось, если бы с десяток лет назад один из коммерсантов не решил, что грех такому замечательному месту почти в центре города пропадать. Оформил по быстрому документы, где то в промежутке между двумя арестованными мэрами, и спешно приступил к строительству жилого дома. Но успел только вырыть котлован, поскольку тут же наткнулся на человеческие останки и всеобщее сопротивление жителей и СМИ. Ну, жителей, в основном, волновало, что у них отняли такое замечательное место для прогулок. СМИ же пошли дальше и раскопали факты, которую невозможно игнорировать.
Вернемся теперь к истории Мандельштама. Точнее, к ее концу. Документально известно, что 47-летний Осип Мандельштам скончался 27 декабря 1938 года от тифа в пересыльном лагере во Владивостоке. Пожалуй, это все, что известно достоверно. Остальное — воспоминания, мифы и догадки.
Почти во всех биографиях Мандельштама вы найдете: скончался во Владивостоке в пересыльном лагере "Вторая речка". Действительно, в конце 30-х годов Владивосток служил основной базой для отправки заключенных морем в Магадан. В приморский порт их доставляли по железной дороге и конечным пунктом действительно была станция "Вторая речка", существующая и ныне под тем же названием.
Возле самой станции находился лагерь для 56 тысяч заключенных, которые трудились на местных работах — заготовке рыбы, валке леса, строительстве. В 60-х, когда я еще дошкольница жила на Второй речке, сохранялись остатки лагеря — колючая проволока и бараки, полностью исчезнувшие в последующие десятилетия. Сейчас на этом месте районный сельхозрынок.
Еще один лагерь, из которого отправляли заключенных на Колыму, по мнению местных историков, находился несколько дальше, в том районе, который сейчас занимает большой микрорайон застройки 60-80 годов, где я сейчас и живу.
Этот лагерь, в который, скорее всего, и попал поэт, занимал огромную территорию в семь гектаров. По рассказам выживших, он разделялся на мужскую и женскую части. В мужской имелись отдельные зоны для "врагов народа", уголовников, "китайцев" — КВЖДинцев, штрафников. По документам, одновременно в лагере могло находиться до 18 тысяч заключенных. Удивительно, но документальных свидетельств очень мало, хотя лагерь просуществовал десять лет — с 1931 по 1941 гг. После этого времени лагерь был закрыт и на его месте разместилась воинская часть, ликвидированная в начале нулевых. Сейчас на бывшей ее территории построены жилые дома для военнослужащих Тихоокеанского флота./Кстати, это примечательный микрорайон. Только здесь и негде более я встретила шедевральный образец народного творчества. На одном из домов черной краской прописными буквами было выведено:"По телевидению — п...шь!". Затем дисциплинированно и с уважением к закону зачеркнуто и той же рукой выведено "По телевидению- ложь!"/
Но вернемся к нашей истории. Во Владивостоке Мандельштам провел два с половиной месяца — с 12 октября по 27 декабря 1938 года."Я нахожусь — Владивосток, СВИТЛ, 11-й барак… Здоровье очень слабое. Истощен до крайности, исхудал, неузнаваем почти, но посылать вещи, продукты и деньги — не знаю, есть ли смысл. Попробуйте все-таки. Очень мерзну без вещей",- писал он в одном из последних писем. А потом — неизвестность.
Где похоронен поэт неизвестно. По данным краеведов, возле лагеря проходил старый ров глубиной 15–20 метров — от Амурского залива к сопке Холодильник. Весной умерших вывозили подальше, а в морозы хоронили прямо во рву и присыпали сверху землей.
Я поспрашивала мужа, который живет в этом районе всю жизнь. Он говорит, что это был не ров, а природный и довольно глубокий овраг, по дну которого протекала река. В конце 60-х реку пустили по трубам, овраг засыпали и сверху проложили дорогу. которая существует и сегодня. При этих работах якобы находили какие-то останки, но были ли они перезахоронены — неизвестно.
Но, видимо, это была лишь часть захоронений и оставшиеся еще ждут исследователей. К примеру, напротив моего дома есть сквер, в котором был изначально поставлен памятник Мандельштаму. Лакомный кусочек для застройки в центре города. Но на него никто никогда не покушался, поскольку считается, что под ним находится массовое захоронение политзаключенных. Такое же, как под пустырем на берегу Амурского залива, где ныне сквер Веры и Надежды.
Могли ли поэта похоронить там? Возможно, но маловероятно. И вряд ли когда его останки будут найдены и появится место, на которое можно будет указать: здесь покоится великий русский поэт! Но то, что строительство "Дома на костях" было остановлено благодаря общественности и СМИ, останки жертв перезахоронены с почестями, на месте бывшего кладбища появилось место, где есть и память о минувших событиях и уголок для будущих поколений — небольшой вклад в общие искупление и память.
В 1998 году в сквере напротив моего дома открыли памятник Осипу Мандельштаму работы скульптора Валерия Ненаживина. Долго он не простоял — после нескольких атак вандалов переехал на территорию кампуса Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса. На старом месте уже не осталось даже следа от его фундамента. Может. когда-нибудь, памятный знак появится и на месте пересыльного лагеря — в память о всех тех, кто заплатил жизнями за то, чтобы страшный урок истории выучили будущие потомки. Чтобы напоминать всем тем, кто снова ищет "внутренних врагов", куда ведет эта дорога.