Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 1 августа 2014 г. 07:50

Попался пока незаконченный фэнтезийный цикл Роберта Стоуна "Обретение волшебства", который оказался крепким представителем своего жанра. Вполне подходящим для летнего чтения. С радостью представляю вам первую книгу "Цена заклятия":

Роберт Стоун "Цена заклятия"
Роберт Стоун "Цена заклятия"
Иногда подумаешь: магия ведь не такая плохая вещь. Вот, к примеру, заболел зуб или руку сломал — прочитал заклятие и как новенький. Без всяких записей за неделю, головокружительных счетов, больничных и длительного периода реабилитации, высасывающего из кармана последние сбережения. Или связаться с кем-нибудь. Капнул кровушки на зеркало- не обеднеешь, все же в организме ее пять литров — и болтай с кем хочешь без оглядки на операторов и тарифные планы.

А с другой стороны, подумайте. Шастала бы по миру целая куча отмороженных граждан, опьяненных сознанием собственного могущества и величия, умеющих кидаться огненными шарами, насылать проклятие на конкурентов или сводить личные счеты с оппонентами с помощью землетрясений или повального мора? Жили бы в вечном страхе от того, что любая бабка из квартиры снизу, которой вы случайно залили квартиру, может наслать на вас вместо управляющей компании, с которой вполне можно договориться с помощью пары банкнот, особо приставучую болезнь, ядовитых пауков или торнадо. Можно подумать, проблем мало в нашем мире и без магии. Так что лучше без нее.

Примерно так рассуждали правители Чалдиса и Индора, когда два государства чуть не уничтожили друг друга и весь мир в придачу в результате особо кровавой магической войны. Государственные мужи вдруг поняли, что если отмороженным ребятам с огненными шарами дать полную волю, то скоро на месте милой сердцу усадебки с садиком будет в лучшем случае плескаться море. В худшем вообще ничего не будет. Поэтому решили избавить мир от особо злостной магии. Причем доверив, опять же, это дело магам, чтобы потом удивляться, почему это в таком замечательно продуманном плане оказалось столько лазеек?

Вот в такой мир с Вами попадаем. В любимый сердцу мир Меча и Магии с изрядным добавлением технологий. Мир, в котором уживаются электричество и волшебная лампа, магические науки и промышленное производство, монархия и республика, политические интриги и древние тайны ушедших цивилизаций.

Мне не совсем понятно, почему этот фэнтезийный роман остается столь мало читаемым. Лихо закрученная интрига с масштабным заговором темных сил, собирающих фразы-ключи, чтобы вернуть в мир настоящую первородную Магию. Понятно не для того, чтобы превратить страны в цветущий сад. Также присутствуют: Загадка древних волшебных народов, отступивших куда-то во тьму, но явно жаждущих реванша. Политические интриги, участники которых не выбирают средств для достижения цели. не брезгуя ни ядом ни кинжалом. Набор вполне современных героев: не благородных рыцарей без страха и упрека — мошенников, интриганов, воров, шпионов и убийц всех мастей. Героев много и на разный вкус, так что можно вполне выбрать себе одного или двух любимчиков. Чего еще может пожелать душа?

Ах, да, забыли традиционное длительное путешествие в поисках ответов на вопросы. Так вот, в этой книге его не будет. Это всего лишь завязка, расстановка фигур в длительной шахматной партии. Это изучение правил игры, рассматривание фигур, их достоинств и недостатков и оценка вариантов партии. Путешествие, конечно же, будет. Но в другой раз: книга как раз обрывается на его начале. Убийцы Мадх и Хейн, завладев шестью из 12-ти фраз- ключей, покидают Чалдис, шпион, мошенник и вымогатель Брент, жаждущий мщения за увечье друга, бросается в погоню, другой шпион, но уже идейный, Тейлор Эш на своем великолепном скакуне скрывается в штормовом море. Все оказываются в дороге, и эпическое путешествие начинается.

Но не может быть так, что все великолепно. И мир хорош, и герои хороши. Динамичное действие с множеством покушений, драк, погонь, магических штучек и политической подковерной борьбы. Чего не хватило? Маленькой детальки: такая хорошая задумка была в сочетании магии и технологии, но действие ушло целиком в магическое русло, никак не использовав открывающиеся сюжетные возможности. А жаль.


Статья написана 30 июля 2014 г. 07:47

Джек Макдевит

"Полярис"

первое издание

СПб.: Азбука, М.: Азбука-Аттикус, 2014 г.

Джек Макдевит "Полярис"
Джек Макдевит "Полярис"
Аннотация: История о "Летучем голландце" далекого будущего…"Полярис", роскошная космическая яхта с богатыми знаменитостями на борту, отправляется в дальний космос, чтобы наблюдать за редким событием — столкновением двух звезд. Возвращаясь на родную планету, корабль исчезает, а когда его обнаруживают, на нем нет ни экипажа, ни пассажиров. И вот, через шестьдесят лет, Алекс Бенедикт, торговец антиквариатом, желая приобрести на аукционе некоторые предметы с "Поляриса", неожиданно выясняет, что кто-то пытается уничтожить все артефакты, связанные со злополучным кораблем, а заодно и всех тех, кто имел с ними дело или даже случайно оказался поблизости.

В глубине небес ежесекундно происходят настоящие драмы: столкновения звезд и целых галактик, взрывы непредставимой мощности, вспыхивают и гаснут звезды, из летящей пыли образуются планеты и тут же сгорают в жарком пламени солнц, возникает и исчезает жизнь. Что на этом фоне маленькие человеческие жизни или судьбы целых цивилизаций, приходящих на краткий, по космическим масштабам, миг, и бесследно исчезающих со всеми своими муками, поисками, идеалами и свершениями в очередной вспышке вселенского цикла творения и разрушения?

Наверное, поэтому на роман такие критические первые отзывы: пролог с его космическим катаклизмом предполагает и обещает такие же космические приключения. Как минимум не меньшую, чем сама Галактика, масштабность приключений или философских откровений. Не ждешь ничего меньшего по значимости, чем открытия новых миров, цивилизаций или, на самый крайний случай, разрешения глобальных научных тайн.

А вместо этого — спокойное и неторопливое действие с множеством диалогов и тупиковых вариантов поиска, крутящееся вокруг одной единственной тайны, в которой замешано не так много человек. Неспешный сбор фактов и улик, медленное продвижение по следу "хлебных крошек", половину из которых уже склевали вороны времени. Причем в большинстве случаев читателям достаются только голые факты и детали, без всякого объяснения происходящего, так, что приходится напрягать внимание, чтобы не утратить нить повествования и пристально следить за словами и деталями. Данные поступают в том же виде, что и к героям, позволяя самому читателю строить гипотезы и искать им подтверждение или опровержение. Никаких дополнительных пояснений и рассуждений или внезапно свалившихся подсказок, так что правильность своих выводов читатель сможет проверить только в самом финале романа.

В этом плане "Полярис" не сильно отличается от "Военного таланта". И это, наверное, главная моя претензия к роману — сюжетные ходы и приемы и их очередность в общем действии такие же, как в первой части. Хотя трудно требовать что-то новое в плане сюжета от стандартного повествования о расследовании преступления/ тайны, но когда второй раз подряд встречаешь все тот же набор из архивных документов, поиска свидетелей и диалогов вперемежку с краткими вспышками действия в виде спасения от неизвестных убийц, которые старым и действенным способам в виде яда — кинжала предпочитают всякие изыски в виде испорченной разнообразной техники, это, как минимум, утомляет.

Вторая претензия к роману лежит в плоскости идеологии. Вспомнив целый ряд социальных проблем — перенаселенность, истощение ресурсов, варварское отношение к дикой природе, роман одним их упоминанием и ограничивается. Хотя именно из этих проблем и поиска вариантов их решения вытекает весь сюжет, все, что крутится вокруг темы продления жизни. Хотя сама тема увеличения продолжительности и качества жизни, и поднимаемый ею пласт социальных проблем, не просто отрешенно интересны, а актуальны. Но после сказанного "А", "Б" так и прозвучало: так, несколько невнятных постулатов и похожих на политические лозунги изречений.

Можно сказать, что мои претензии — более "вкусовые", чем реальные. Но вот с чем я совершенно не смогла согласиться, так это с финалом. И опять же, претензия не к постановке действия или реализации идеи. В этом плане все отлично: неожиданно и непредсказуемо. Опять я хочу сказать об идеологии.

Финал, с первого взгляда, должен устроить всех. И тех, кто ожидал космического приключения, и тех, кто готов был довольствоваться неспешным расследованием. Но вот остался от него неприятный осадок. Прозвучал он, как некое оправдание неблаговидным деяниям, которые затеяли борцы за благо Человечества: покушениям, заговорам, лжи, подтасовкам, убийствам и покушениям на убийства. Некое: "Цель оправдывает средство". Благородная и справедливая героиня осуждает и отвергает наших идеалистов-фанатиков не за их поступки, а за то, что они поддались тому искушению, от которого стремились уберечь человечество. Не за убийства, не за гордыню, не за то, что решили подняться над всеми, судить, карать и миловать по своему усмотрению, не за лицемерие, не за жестокость или бесчеловечность. За личную слабость. Как будто больше нет Ада для тех, кто вершит непотребное, прикрываясь "благими намерениями".

В этом тоже есть что-то идеалистично-фанатичное. Как оправдание всех неблаговидных поступков и преступлений, которые совершались, совершаются и будут совершаться во имя высоких идеалов и благих целей. Для меня прочитать такое у Макдевита, который, несмотря на все происходящее в мире, хранил все эти годы верность идеалам гуманизма и просвещения Отцов-основателей, который хранил их святую веру в Науку и Знания, как средство для исцеления мира, и надежду на лучшее в Человечестве — было очень грустно. Как звоночек: мир окончательно изменился, если уж последние наследники старых мастеров сдают свои позиции.


Статья написана 28 июля 2014 г. 06:09

Итак, чтение "Историй о Королевских клинках" Дэйва Дункана завершено. Третий роман "Небосвод мечей" оказался вновь неожиданностью: новый главный герой, новый взгляд на события. Он также оказался более "взрослым" и откровенным. Это скорее радует: поклонники самых разных направлений фэнтези могут найти что-то свое.



Дэйв Дункан "Небосвод мечей"
Дэйв Дункан "Небосвод мечей"
Итак, после двух книг "Историй о Королевских клинках" перед нами две версии происходящих в Шивиаля событий. В одной версии король Амброз дожил до глубокой старости, поддался искушению черного волшебства, возжелав бессмертия путем превращения своей страны в государство страха и террора, и пал от руки своего верного сэра Дюрандаля, который умудрился совершить Измену, не потеряв при этом Верности. В этом варианте, как бы ни был ужасен конец, страну ждал долгий мир с вечным врагом Бельмарком благодаря тому, что принцесса Малинда становится женой пиратского короля Радгара, что обеспечивает сразу два государства наследниками, гарантирующими и дальнейшее процветание королевств.

И второй вариант, когда король Амброз умирает сравнительно молодым, принцесса Малинда не выходит замуж за своего пирата, не обеспечивает престолонаследия, а вместо этого исторического предназначения по примирению двух вечных врагов занимается интригами, заговорами и борьбой за престол. В результате, какими благими не были намерения, умрут хорошие люди, а плохие, наоборот, достигнут высот и успеха. Вместо двух процветающих держав появятся раздираемые противоречиями и гражданскими войнами — даже не страны — образования, готовые пасть перед любым захватчиком или узурпатором, лишь бы он подарил долгожданный мир и покой.

Огромной оказалась цена случайно сказанного/несказанного слова, совершенного/несовершенного поступка: судьбы целых народов и стран. И это не речи/деяния королей, царедворцев, волшебников или полководцев. Всего лишь желания/слова/поступки юной и неопытной девушки, более озабоченной мечтами о любви и личном счастье, чем судьбами государств или народов.

В третьей книге перед нами жизнь и судьба принцессы Малинды, которая оказалась тем самым "стрелочником", который поворачивает ход истории в одно или другое русло. И от того, что герой в этот раз — юная дама, а не пират или рыцарь, роман становится менее "героическим" но более "с большим количеством интриг". Это, уже не героическое фэнтези наподобие "Дренайского цикла" Геммела, и даже не рыцарский "Шалион" Буджолд, а более "Хроники Короля Келсона" из "Хроник Дерини" Кэтрин Куртц: с инквизицией, удачными заговорами, государственными переворотами, множеством запутанных политических интриг, тайными злодеями, предателями всех мастей и яркими картинами жизни королевского двора.

Поклонников героики, сражений, эпических подвигов, меча и магии это может разочаровать. Но мне не показалось, что книга стала хуже предыдущих. Просто все три истории гармонично дополняют друг друга, выстраиваясь в единый логический ряд.

Это не значит, что я не нашла в ней недостатков. С моей точки зрения, интригу первых двух книг сохранить не удалось: уже в первой трети романа стало абсолютно ясно, в чем причина несоответствий двух версий истории, кто из героев первопричина этого и каким образом можно исправить ошибку. Вывешенное автором "ружье" настолько явное и к нему столь навязчиво привлекается внимание, что невозможно не прийти к однозначному решению, которое в итоге оказывается таки верным. Ну и второй "минус", который для многих может таковым и не являться — некоторая затянутость действия, особенно в первой части романа, когда события развиваются не слишком быстро, большое количество мелких деталей и любовных переживаний. Обилие последних, с учетом целого набора сексуальных и вполне откровенных сцен, делают чтение романа ограниченным по возрасту, в отличии от предыдущих книг, в которых эти аспекты жизни либо просто опускались, либо затрагивались вскользь и вполне целомудренно. Но это уже дело личного вкуса.

Мне же было более важно, чтобы автор смог, используя детально разработанные особенности своего мира Клинков, свести две противоречащие друг другу версии истории королевства Шивиаль. Что ему удалось с большим успехом, оставив еще много-много недосказанного в истории Ордена Королевских Клинков, что позволяет эксплуатировать эту тему почти до бесконечности.


Статья написана 27 июля 2014 г. 10:51

вальс буксиров
вальс буксиров

вальс буксиров
вальс буксиров

вальс буксиров
вальс буксиров


Сегодня любимый праздник нашего города. Но, в силу некоторых обстоятельств, милитаристические фото выкладывать не буду. Кто захочет, посмотрит их на моей странице в facebook. А для всех — нейтральное: пять портовых буксиров, включив системы пожаротушения, исполнили сегодня под музыку на акватории Амурского залива вальс.

И на следующей неделе:

1. Дочитала Клинков Дэйва Дункана и готова с вами поделиться впечатлениями

2. Дочитываю "Полярис" моего любимого Макдевитта

3. Как причудливо связала жизнь историю одного микрорайона Владивостока с судьбой поэта Осипа Мандельштама. Надеюсь, событие, к которому приурочен уже готовый пост, все же произойдет, и ему снова не помешает тайфун

Фото: Собственное


Статья написана 25 июля 2014 г. 11:49

Памятник Высоцкому во Владивостоке
Памятник Высоцкому во Владивостоке

Сегодня День памяти Владимира Высоцкого. Я очень хорошо помню эти дни, 34 года назад. Мы с подружкой, закончив с успехом первый курс, корпели за бумажками в странном студенческом отряде "Абитуриент". Поскольку в олимпиадной Москве было решено, что студенты не должны бродить без дела, то нам находили самые безумные занятия. Мы с подружкой должны были в вычислительном центре наносить на перфокарты результаты прошлогодней диспансеризации студентов. Занятие бессмысленное и никому не нужное, но следили за нами строго, чтобы не шлялись, где не надо, и не слушали, что не надо. Но вот слушали и услышали. На следующий же день известие о смерти Высоцкого дошло до каждого, у кого были уши, чтобы его услышать.

Но это так, к слову. Я же хотела рассказать вам о памятнике в центре Владивостока, рядом с театром им. Горького. Его поставили осенью прошлого года. Проект, изготовление и все работы по установке оплатил мэр города и это, пожалуй, самое примечательное деяние его мэрства.

Автор памятника- местный художник Петр Чегодаев. Он изобразил Высоцкого сидящим на ступенях с гитарой в руках. На одной из ступеней надпись : Открыт закрытый порт Владивосток". Примечательно, что возле памятника круглосуточно звучат песни Высоцкого.

Мне памятник очень нравится. Он, действительно, получился очень народным: никаких постаментов или преград. Только сам Высоцкий, гитара и музыка.

Владимир Высоцкий побывал во Владивостоке только однажды, в июле 1971 года по приглашению друзей-моряков. В течение четырех дней он дал шесть концертов, встречался с моряками на кораблях.

Фото: Семейное





  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх