Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 16 июля 2014 г. 04:48

У меня особое отношение к Сэмюэлю Дилэни. Я прочитала практически все его переведенные произведения: утонченные и стильные, завораживающие и притягательные. Оставался цикл "Падение башен". Я была бы разочарована, но в результате не разочаровалась. Почему, прочитайте далее:


Самюэль Дилэни"Падение башен"
Самюэль Дилэни"Падение башен"
Ничего не осталось от Человечества, кроме небольшого острова Торомона и узкой полоски побережья. Маленький островок, последний оплот, грань между будущим и прошлым, на которой балансируют последние из людей. Маленький толчок — и начнется новое процветание, расцветут науки и искусства, произойдет интеллектуальный и духовный взрыв, который позволит устремиться к звездам. Но такой же маленький толчок в другую сторону, и вместо процветания Человечество ждет вечное забвение.

И, как всегда, судьба Человечества оказывается в руках нескольких одиночек, которые имеют в своем активе только самих себя, свои знания и ненадежную помощь инопланетных сторонников. А противостоять им предстоит не только социальным потрясениям, в виде войны и деградации общества, но и экспериментам равнодушного звездного странника.

Согласитесь, в таком пересказе все выглядит очень и очень завлекательно: постапокалиптика, война, инопланетяне, контакт, искусственный интеллект. Казалось бы, полный фантастический набор, и чего еще желать любителю фантастики?

Тут, позвольте, отойти от основной темы и кое-что объяснить. Я намеренно не пишу отзыв на каждый входящий в цикл роман, поскольку не воспринимаю их, как отдельные произведения, а лишь как части одной и не очень объемной книги, чтобы назвать ее Циклом в современном понимании.

Во-вторых, я уже ко второй части перестала воспринимать это произведение, как самостоятельную историю, и начала рассматривать ее как черновик к "Вавилону 17", поскольку большинство сюжетных ходов и идей, схематичных и маловразумительных в "Падении башен", обретут в "Вавилоне-17" проработанность, глубину и четкость формулировок.

В сущности, в "Падении башен" уже есть все, что так привлекло в "Вавилоне". Причудливый сюжет, распространяющийся на огромные пласты времени и пространства, социальный упадок и идея внутренней свободы, для которой не нужны внешние атрибуты. Странные герои, ученые, поэты и авантюристы, объединенные томлением об утраченных возможностях и поисками потерянного рая. Картины мрачного города, где достижения духа соседствуют с полным падением нравов, а достижения науки и технологии — с первобытной дикостью. И уже здесь есть поэзия и поэты, как те, кто наиболее тонко воспринимают окружающий мир и транслируют это понимание во Вселенную. И их главный инструмент — Язык- тоже есть.

Но все это — как проба пера и новых идей- пока поверхностно и не проработано. Лишь легкие мазки и едва уловимые оттенки, которые только-только прорываются на поверхность других задумок и идей, которые для меня оказались не такими привлекательными и не такими разделяемыми.

Слишком много идей оказалось втиснуто в одно произведение, которые, не успев развиться, оказались похоронены под новыми ходами и идеями. Философия, психология, социальные проблемы, история, мораль смешавшись с почти боевиком, с добавкой контакта и виртуальной реальности, а также не маленького числа героев — чересчур для небольшого по объему произведения. В результате получился набор быстро сменяющих друг друга довольно статичных кадров, которые никак не хотят выстраиваться в единый фильм. Не было чего-то объединяющего, как Язык в "Вавилоне" или картины Космоса в "Нове". Замечательная идея об Игре в случайности так и не смогла связать разрозненные эпизоды в общее полотно.

Поэтому я никак не могу посоветовать этот роман кому-то, кроме фанатиков творчества автора и ценителей "Вавилона 17", которым на досуге захочется узнать, как родились идеи и сюжет любимого романа.

И была бы моя оценка достаточно низка, если бы... Если бы не описание общества Торомона, войны и идеи, которая была положена в ее основу/не причины- идеи!/ Если бы не монолог психолога о пропаганде- горький, правдивый и беспощадный. Оказалось это настолько близко нынешнему историческому моменту, что стало просто жутко. "Враг не всегда тот, в кого вы можете стрелять из-за мешка с гравием. Не всегда есть тот, кто скажет вам, когда стрелять и, когда прекратить огонь".


Статья написана 14 июля 2014 г. 16:50

Кто заказывал морские закаты? Я помню заказ. не забыла. Сегодня был особенно изумительный. Вот вам последние два часа уходящего дня...

За два часа до заката
За два часа до заката

За час до заката
За час до заката

Сорок минут
Сорок минут

20 минут
20 минут

Последние лучи
Последние лучи


Тэги: фото, закат
Статья написана 12 июля 2014 г. 10:05

После изрядной доли боевиков и философии захотелось отдохнуть. Захотелось СКАЗКИ. Немного страшной, но с хорошим концом. Поучительной, но без нравоучений. С открытым концом и возможным продолжением. Не длинной, но и не короткой. Доброй, но не добренькой. Милой, но без сюсюканья. Вот такой, как эта. С радостью представляю: Джон Стивенс "Изумрудный Атлас"

Джон Стивенс"Изумрудный Атлас"
Джон Стивенс"Изумрудный Атлас"
И почему это все неприятности случаются в сказках обязательно с сиротами или, на крайний случай, с оставшимися без присмотра детишками? Какую не возьми, хоть о мальчике-чародее в очках, хоть о ребятишках, умевших ходить в волшебную Нарнию — все опасности подстерегают тех, кто остался без защиты и любовного руководства родителей. Причем речь идет ни о каких-то любых взрослых — эти как раз и готовы довести сироток до беды и втравить в безумно опасные приключения — а о конкретных маме и папе.

Можете не отвечать. Тут все и так понятно. У тех, кто лишился родительской заботы и любви сразу вся жизнь идет наперекосяк. У других, кто растет под крылом все понимающих мам и строгих пап, все будет, как положено: они играют в детские игры, учатся, узнают об опасностях мира из чужого, а не своего опыта, растут и становятся взрослыми, чтобы принять эстафету поколений. Как это положено. Сироткам и подкидышам сложнее: все надо постигнуть самому, все узнать и научиться, набив изрядное количество шишек.

"Изумрудный Атлас" в этом плане — очень традиционная история. О трех сиротах, которых по неизвестной причине оставили родители, вынужденных скитаться из приюта в приют. Кейт, Майкл и Эмма — одинокие путники среди множества горестей и опасностей, доверяющие и любящие только друг друга. И, конечно, традиционно для них судьба приготовила целую кучу испытаний в виде колдовства, путешествий во времени, злобных волшебных созданий, тайн и загадок, несущих с собой еще большие опасности и страдания.

А уж последних на юные головы обрушивается столько, что и мальчик в очках обзавидуется. Тому хоть взрослые заинтересованные дяди и тети объясняли, что и к чему, и учили кое-чему полезному. Даже путешественникам в Нарнию было легче: им сразу дали статус королей и королев, присягнул на верность целый волшебный народ, да и Грозный Аслан готов был поддержать любые их начинания грозным рыком.

Нашим же героям много сложнее: никто ничего не объясняет, даже обязательное: что такое "хорошо" и что такое "плохо", почему нельзя идти на сделку с совестью и почему необходимо держать данное слово. До всего придется дойти самим, совершив кучу ошибок, которые едва не приведут к беде не только их самих, но и друзей.

История, похожая и на Гарри Поттера и на Нарнию одновременно. И все-таки своеобразная. Более о семье и не проходящих связях между родными людьми, которым в любом правильном мире не страшны ни пространство, ни время, ни трудности или опасности. О том, что ценнее денег, знаний, власти или волшебных книг. А если это не так, то значит просто мир вокруг вас неправильный, и надо что-то срочно делать со своей судьбой и менять в самих себе.

Думаю, хорошо читать такую книгу вместе с детьми. Чтобы вместе разбирать проблемы, возникающие перед героями, вместе искать правильный выход из непростых ситуаций. Как это положено у все понимающих мам и строгих пап со своими любимыми и любящими детьми.


Статья написана 10 июля 2014 г. 04:58

У "старой" фантастики есть необычайная притягательность. Все привычные нам повороты сюжетов- монстры-пришельцы, коварные замыслы космических врагов против землян, ИИ, стремящийся подчинить человечество, клоны — еще только-только разрабатываются, и еще не обросли традицией и собственной мифологией. Оттого читать такие романы — как исследовать историю жанра. По-моему. в этом плане, "Андромеда" Фреда Хойла и Джона Эллиота очень типична:


Фред Хойл и Джон Эллиот "Андромеда"
Фред Хойл и Джон Эллиот "Андромеда"
Контакт... Как много в этом слове для любителя фантастики слилось, как много в нем отозвалось...Отозвались одновременно мечта, что все же мы не одиноки, и опасения — от "готовы ли люди к такому откровению" до страхов на тему "они задумали что-то плохое".

На первый взгляд, "Андромеда" — классический роман о контакте, собравший все штампы, предрассудки и фобии на излюбленную тему. Но это только на первый взгляд, пока не осознаешь, что год его написания аж 1962! А значит штампы, предрассудки и фобии еще просто не родились, а, если и родились, то еще не закрепились в сознании рядового читателя.

Дело начинается традиционно: ученые случайно принимают сигнал из Космоса. Свершилось, мы не одни, и знаний у нас вполне достаточно, чтобы расшифровать сигналы и понять, что же там пытаются объяснить братья по разуму, какое откровение передать через Вечность. И тут на сцену выходят Типичные Ученые: преданные своему делу до фанатизма, готовые ради знаний пожертвовать не только своим кровным, но и чужим. Знакомо?

Вот эта часть прописана очень и очень неплохо: научный поиск, достижение результата, теория и практика. Видно, что Хойл знает, о чем рассказывает. Но будь это хоть самое эпохальное открытие, вряд ли кто выдержит из читателей многостраничные технические подробности и теоретизирование.

Поэтому в романе появляется Действие. В духе шестидесятых. Холодная война, гонка вооружений, промышленный шпионаж и бессовестные трансконтинентальные корпорации. А также обычный для любого времени набор в виде алчущих власти политиков и агрессивных "ястребов"- военных. А чтобы совсем стало интересно, добавляется нечто в духе "Особи": прекрасная блондинка, которая вовсе не прекрасная, хотя и блондинка/ и почему это чудовище всегда скрывается в таком обличье?/. И понеслось: глобальная опасность, грозящая всему Человечеству, одиночки, борющиеся со Злом, горькая победа и жертвы. Т.е. Все, что вскоре станет обязательным условием голливудского боевика о контакте, пришельцах и недобросовестных ученых. И проблему опять же решают не глубокомысленные размышления мудрецов или гениальное открытие, а грубая сила, позволяющая разгромить, поджечь и тем уничтожить умную-разумную опасность на корню.

Что тут сказать? Получилось нечто среднее между твердой научной фантастикой и откровенным боевиком. Рваное действие, когда сцена только-только начинает разворачиваться и вдруг резко обрывается, переходя к новому эпизоду, потеряв по дороге целый набор интересных подробностей. С не очень глубоко проработанными характерами, поскольку времени из-за лаконичности романа на детальную проработку просто не хватает. С не совсем ясной позицией авторов по тем самым глобальным вопросам, которые они поднимают.

А "зацепить" они умудряются очень много: от ответственности ученых за последствия своих открытий до уже привычной нам, но тогда еще новой и неизведанной, проблемы искусственного интеллекта. Даже глобальным вопросам нашлось место: что есть Человечность, что делает нас Разумными, каковы должны быть задачи Человечества и каковы задачи Науки в современном мире. Но все это так поверхностно, что порой обида берет.

Но прочитать все же стоит. Для фанатов жанра — чтобы знать, как происходила "эволюция" темы, как зарождались "штампы, предрассудки и фобии", и почему надо постоянно "перепрыгивать" через установленные жизнью барьеры.


Статья написана 9 июля 2014 г. 06:35

 Юл Бриннер-король театра и кино
Юл Бриннер-король театра и кино
Я уже однажды писала о том, что связывает Владивосток и Голливуд, и почему в центре приморской столицы стоит памятник американскому актеру. Но тогда у меня не было колонки, и пришлось ограничиться только расширенными подписями к фотографиям. Сейчас, когда появилось возможность, очень хочется рассказать вам об этой странице истории — удивительной и поучительной, показывающей, как все в нашем мире взаимосвязано: люди, судьбы, события, так, что и не знаешь, как отзовется в истории происшедшее в небольшом провинциальном городе.

 Особняк Бриннеров
Особняк Бриннеров
А история эта начинается, когда во второй половине 19-го века 16-летний выходец из Швейцарии Юлиус Бриннер бежал из дома в поисках приключений. Может, начитался чего, может, просто авантюрный нрав не давал покоя в сытой и благополучной горной стране, но занесло его сначала в Японию. Здесь он обзавелся семьей, от которой опять бежал, теперь уже в Россию, в молодой тогда порт Владивосток.

Судя по тому, как отец-основатель бегал по миру, был он натурой неспокойной и склонной к авантюрам. Именно такие стекались тогда во Владивосток со всего света: безвестные, не очень богатые, но активные и предприимчивые. Уже через несколько лет Бриннер получил российское гражданство и быстро стал одним из самых известных промышленников на Дальнем Востоке.

 Особняк Бриннеров
Особняк Бриннеров
Но даже не за это помнят Бриннера до сих пор. Он был просто одержим строительством и практически профинансировал строительство всего центра Владивостока, который сохранился до наших дней. Свой дом, до сих пор носящий его имя, Бриннер построил В 1910 году по проекту немца Георгия Юнгхенделя. Трехэтажное здание выполнили из кирпича под штукатурку. Романтический образ загородного замка Юнгхендель создал за счет эркеров, балконов на консолях, врезанного в северный фасад башенного объема лестничной клетки, сочетания высокого овального фронтона восточного фасада и массивного рустованного цоколя с легким плоским карнизом, лепнины, кованых металлических решеток с витиеватыми линиями, резными элементами окон и дверей из мореного дуба и фризами из цветной глазурованной плитки. До сих пор этот дом. где теперь расположен офис Дальневосточного морского пароходства — одно из красивейших зданий Владивостока.

Но славен дом еще одним событием.

 Памятная доска на доме Бриннеров
Памятная доска на доме Бриннеров
Во Владивостоке наш авантюрист вторично женился. Его женой стала Наталия Иосифовна Куркутова. В семье родилось шестеро детей — трое мальчиков и три девочки. Один из сыновей — Борис — после окончания гимназии, поступил в Санкт-Петербургский университет, где изучал минералогию. В Санкт-Петербурге он познакомился с дочерью владивостокского врача Дмитрия Благовидова — Марусей, которая училась в консерватории. В 1914 году они поженились, а 11 июля 1920 года у них родился сын, которого они назвали Юлием в честь деда.

 Памятник Юлу Бриннеру у родного дома
Памятник Юлу Бриннеру у родного дома
Юлиус Борисович Бриннер. Юл Бриннер. Пусть он прожил во Владивостоке не так и много лет, но именно отсюда началась его дорога к всемирной известности. Семья Бриннеров сначала перебралась в Харбин, затем в Европу, а затем уж ветры войны занесли бывших россиян в США,

В биографии Юла много славных страниц. Свою первую роль в кино он сыграл в 1949 году. Это был фильм "Порт Нью-Йорк". Затем, во время гастролей с мюзиклом "Король и я", Юл снимается в фильме "Десять заповедей" в роли фараона Рамзеса II. После шумного успеха экранизации мюзикла "Король и я"/именно в костюме персонажа этого фильма изваял скульптор Бриннера/ Юл становится признанной кинозвездой. Но для русских зрителей он всегда будет стрелком Крисом из "Великолепной семерки". Поразительно, но этот вестерн можно смотреть бесконечно, и он не надоест.

Во Владивостоке всегда помнили Бриннеров и Юла. Даже когда я была ребенком, в советской школе нам всегда рассказывали о знаменитом земляке. Но отметить пребывание Бриннеров решили только в новые времена. В 2005 году в честь голливудской звезды, родившейся во Владивостоке, на доме Бриннеров была открыта мемориальная доска, а в 2012 году возле дома разбили сквер и поставили памятник с трогательной надписью: "Юл Бриннер- король театра и кино". Открыл памятник сын актера историк и писатель Рок Бриннер. который ежегодно вручает премию имени своего отца на Международном кинофестивале стран АТР "Меридианы Тихого".

фото: собственное, интернет





  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх