FantLab ru

Клиффорд Саймак «Рай»

Рай

Paradise

Рассказ, год

Перевод на русский: Л. Жданов (Рай), 1974 — 3 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 103

 Рейтинг
Средняя оценка:8.48
Голосов:517
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Человек и пёс пять лет исследовали Юпитер в телах скакунцов, и вот человек вернулся в родное тело и прилетел на Землю. Но находиться в человеческом обличье для него теперь стало настоящей пыткой. Поэтому он собирается предложить каждому человеку лететь вслед за ним на Юпитер и стать скакунцом – но как описать словами то, для чего в человеческом языке нет слов?

© Ank

Входит в:

— роман «Город», 1952 г.



Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)
/перевод:
Л. Жданов (3)

 Библиотека современной зарубежной фантастики. Клиффорд Саймак
1974 г.
Избранные произведения в пяти томах. Том 2
1992 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 1. Почти как люди
1992 г.
Миры Клиффорда Саймака. Книга 13
1994 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 августа 2009 г.

одна из самых запоминающихся частей «Города» Клиффорда Саймака. Запоминается она, в первую очередь, своим итогом — крахом человеческой цивилизации. Да, именно крахом. Ибо из-за ухода большого числа жителей той цивилизации, которую мы все знаем, приходит конец. Те остатки, которые не улетели на Юпитер, уже не смогут поддерживать прежнюю жизнь, те же кто сбежал /а можно сказать и так/ на Юпитер будут уже строить свою цивилизацию, далекую и чуждую.

Вот такой итог у человечества по Саймаку. Нет ни войн, ни вторжения злобных чужих, ни катаклизмов, эпидемий. Человечество самостоятельно выбрало свою смерть, так как юпитериан уже нельзя никогда будет назвать людьми

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 ноября 2012 г.

Предание пятое, «Рай», в котором душевные терзания, крики разума и преступные желания скручены вместе тугим узлом.

…Иногда узел настолько затянут, что развязать его не представляется возможным. В этом случае его решительно и беспощадно рубят топором. Да, на это трудно решиться; да, в этом случае остаются две половинки – «до» и «после»; да, вернуться будет невероятно тяжко… В этом предании узел ещё не разрублен, но топор уже занесён, а опустится ли он, будет зависеть от благоразумия человека. Промежуточное и открытое окончание рассказа оставляет вопросы, ведь пока не определено, ждёт ли человечество новый виток противостояния и борьбы (прежде всего, с самим собой) или будет найден компромисс, одинаково выгодный для всех сторон конфликта.

При желании можно понять всех их: и Вебстера, по-своему пекущемуся о будущем человечества; и Фаулера с его желанием вернуться в юпитерианский Рай и дать его людям; и мутантов, заботящихся только о себе. Нет, не так: не «можно», а «нужно» понять, говорит Саймак. Вот оно, учение Джуэйна – учение о взаимопонимании, учение о желании и способности чувствовать другого индивида. И это – учение самого Клиффорда Саймака , которое он пытался донести до нас не единожды в своих книгах. Может быть, это не-слегка утопичная идея и человек никогда не «прозреет» и не примет этого учения и ничему такому не научится, но вдруг всё-таки это произойдёт, кто знает?..

Пока же в сухом остатке имеем неоднозначный рассказ, тягучий и местами непонятный/непонятый. Какова истинная роль калейдоскопа, что в нём увидел такого страшного Вебстер? Истинно ли он прозрел или это иллюзия, или даже лживость? Последний вопрос важен, потому что, знаете, как-то коробит меня такое вот «просветленное» сознание: родившееся желание убить Фаулера, чтобы предотвратить дальнейший исход людей на Юпитер, в «Рай», и те мысли насчёт мутантов – «надо было перебить их всех, искоренить как опасную болезнь». Если в этом состоит учение о понимании, то боже упаси от такого понимания. Наверное, тогда стоит надеяться, чтобы озарение Вебстера оказалось всего лишь временным помрачнением сознания и считать его плодом душевных мучений и тяжких поисков выхода из тупика, в котором ещё находится человечество…

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 мая 2011 г.

Не понимаю, почему многие считают переселение человечества на Юпитер в облике скакунцов закатом человечества, его концом? По мне так — это лишь начало! Я бы ни за что не отказался от отличного зрения, слуха, возможности легко и непринуждённо точно понимать ближнего, обладать при этом великолепными ментальными способностями. После этого этапа человечество разовьётся просто до невероятных высот, создаст великолепную социальную систему, проникнет в тайны мироздания, заселит планеты других звёздных систем.

Или эти люди не поняли первого предания из цикла «Город»? Когда-то для человечества прошло время городов, т.к. развитие гидропоники, средств связи и транспортных средств сделало города необязательными. Настал черёд и для Земли, для человеческого облика. На Земле, в человеческом обличии, у человечества нет возможности общаться при помощи телепатии, ментальные возможности человеческого тела просто меркнут по сравнению с таковыми у скакунцов с Юпитера, так зачем же продолжать жить в облике тщедушного человечка?

Что случилось с людьми после их переселения на Юпитер, осталось за рамками цикла. Я думаю, что это далеко не конец человечества, а скорее его второе начало.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 ноября 2009 г.

почему-то кажется, что Саймак переборщил. не думаю, что люди, будучи по натуре собственниками и великими жадинами, покинули бы всё, нажитое непосильным трудом, ради какого-то непонятного рая, о котором и толком словами не скажешь. т.е. кто-то обязательно бы полетел на Юпитер, но минимум 50% осталось бы.

однако же учение Джуэйна таки заставляет людей делать выбор. и, скорее всего, люди сделали его в пользу Юпитера, так так хотели убежать (а не понравится — можно ведь вернуться) от ненавистного бремени труда, от якобы короткой и пресной жизни. Это и есть основная трагедия человечества — неспособность принятия жизни такой, какая она есть. Это и есть причиной краха человеческой цивилизации, ведь без понимания собственного существования как можно жить счастливо? А тут райские грозы Юпитера. Выбор очевиден?

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 декабря 2015 г.

Предание пятое к фольклорному, символическому и, возможно, мифическому произведению «Город».

Удивительное дело. Что же всё-таки страшнее? Наше привычное непонимание между людьми (а мы действительно друг друга не понимаем, только делаем вид) или полное безграничное понимание, которое приведёт к тому, что человечество предаст свой биологический вид и своё прошлое ради этого рая? Ведь для каждого отдельного человека ничего лучше вообразить невозможно, но для целого разумного биологического вида — это конец существования.

Роль очередного представителя рода Вебстеров напоминает персонажа «Марсианских хроник» из рассказа «И по прежнему ночами серебрит простор луна...», а именно капитана экспедиции. Он находился в таком же положении: понимал и признавал правоту маргинала, но это понимание оставил внутри себя и продолжил плыть по привычному течению дел, потому что бесполезно бороться против всех.

И вот как всё-таки странно получается... Говори ли же нам Лем, Стругацкие и другие мудрые фантасты, что человек не понимает другого человека, не способен понять. И это считалось плохо. Но вот, у Клиффорда Саймака человечеству дана возможность достичь тотального безграничного взаимопонимания (рай на Земле фактически, только на Юпитере), но... оказывается, это еще и очень страшно.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 октября 2009 г.

Рай воспринимаемый Кентом Фаулером (который 5 лет прожил в образе скакунца на Юпитере), оказался сыром в мышеловке для всего человечества. Испокон веков так сложилось что Вебстеры вершили судьбы человечества, порой неправильным эгоистичным выбором. Человечество уже 125 лет обходиться без убийств. Мутант Джо раскрывает суть учения Джуэйна, и пытается освободить планету Земля от рода Человеческого, чтобы заселить её своими собратьями-мутантами. И если Кент Фаулер донесёт до человечества суть того что на Юпитере для них существует Рай, то человечество превратиться в скакунов, и как факт не будет существовать. Про человечество все забудут. Вместе с тем рухнут все достижения и мечты Человечества в один миг. На этот раз, выбор предстоит сделать Тайлеру Вебстеру-председателю всемирного комитета, и от этого выбора будет зависить судьба Человечества в целом. На одной чаше весов-125 лет без войн и убийств, на другой- спасение человечества от перевоплощения, ценой жизни Кента Фулера. Что делать? Решение принято, но не окажется ли оно роковым для будущего человеческой цивилизации, и не чем грозит мирному сосуществованию с другими видами это решение?:glasses:

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 марта 2012 г.

Очередной рассказ из романа «Город», являющийся продолжением предыдущего «Дезертирства» и повествующий историю Кента Фаулера, прожившего на поверхности Юпитера в ином обличье 5 лет, кратко характеризуемых им как «Рай».

В этом рассказе автор ставит нас и все человечество перед проблемой нравственного выбора — остаться жить и развиваться в обличье человека или превратиться в Юпитерского скакунца, который практически по всем параметрам обходит человека, да к тому же по словам Фаулера — на Юпитере нас ждет райская жизнь. В данной постановке вопроса автор в рассказе не дает каких-либо поводов возразить предлагаемому превращению, а попытки главного борца за сохранение «человеческой оболочки» Тайлера Веббстера так и остаются не подкрепленные вескими доводами. В пору возразить Веббстеру, что превращение в скакунца — эволюционный шаг человечества, а не его уничтожение как вида, ведь если верить Дарвину еще недавно мы бегали обезьянами по поверхности...

С другой стороны сама причина возможного возникновение желания превратиться в скакунца и переселиться на Юпитер — способность прочувствовать то, что испытал на себе Фаулер (по сути — философия Джуэйна), — вызывает некоторое сомнение. Неужели человек, который не умеет плавать и боится воды, выслушав мнение заядлого плавца и испытав те же сопереживания — тут же бросится в воду? А если вспомнить один из предыдущих рассказов («Берлога»), то выяснится, что человечество после расформирования городов тотально «заразилось» агорафобией — неужто эти же люди добровольно станут покидать насиженные места? Что уж тут говорить о том, что автор нигде не делает акцент, что дарованная способность «видеть подтекст» слов (семантику) — не есть способность видеть «истину», истинное положение вещей, а лишь четкое понимание точки зрения собеседника, его мнения. Это значит,что если я испытываю истинное наслаждение от поедания личинок в прикус с улитками, то далеко не факт, что это же понравится и вам.

Другим фактором, ставящим меня в ступор, является возможность превращения в скакунца — неужели человечество имея такие технологии не станет самосовершенствоваться, избавив себя от этого «болезненного, немощного» тела? Зачем ради получения более совершенной «оболочки» лететь на Юпитер? В чем смысл нравственного выбора, если всего предлагаемого можно добиться здесь, на Земле?

В общем как и в других рассказах романа — больше вопросов и сомнений, чем ответов, увы.

Оценка: 5
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 октября 2016 г.

Одна из самых ярких частей романа. Ярка она как раз тем, что главгерой хочет рай для всех, сразу и даром. Казалось бы, что может быть лучше? За это его фактически чуть не распяли. Биться головой о стену непонимания и вражды — удовольствие крайне сомнительное.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 сентября 2009 г.

Рай... Как мы его обычно представляем: облака, херувимы, ангельское пение — в общем, достойная награда праведникам. Саймак же в своём рассказе пошёл другим путём – рай это такое состояние, которое обычный человек не может представить, это состояние высшего духовного развития, где красивый ландшафт – лишь второстепенный элемент. И состояние это – типичный представитель юпитерианской разумной жизни.

Несомненно, этот рассказ является кульминацией романа, т.к. именно здесь решается вопрос о будущем человечества (хотя более просвещённые понимают, что к такой судьбе человечество шло уже потому, что просто люди так устроены). Здесь предлагается выбор: лишиться всех человеческих достижений, всех мечтаний и чаяний ради райской беззаботной жизни на Юпитере, т.е. построив, по существу, утопию, или лишится одного важного достижения – 125 лет без единого умышленного убийства, но сохранить все остальные, в т.ч. и достижение звёзд. И ложится этот непростой выбор на плечи одного человека – очередного Вебстера, который может одним выстрелом, одним убийством носителя опасных знаний, спасти человеческую цивилизацию от полного заката. Мутанты, конечно же, подложили свинью людям в виде такого желанного, казалось бы, учения Джуэйна, лишив Вебстера возможности для маневров. Правильно ли он сделал выбор – сложный вопрос, тут дело не просто в том, что он привёл к закату человечества, но и в том, что он дал возможность Псам и другим построить свою цивилизацию, более «чистую», гуманную. Результат – в последующих главах...

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 февраля 2014 г.

Человек, проживший на Юпитере в облике юпитерианского аборигена, находит в себе силы вернуться на Землю и рассказать о том, что жизнь на Юпитере по ощущениям напоминает райское блаженство. И тут на связь с людьми выходит мутант Джо и вытаскивает тот самый козырь, который мутанты хранили несколько веков и для которого пришло время — философское учение джуэйнизм, которое позволит людям как никогда раньше понимать и чувствовать друг друга. Но именно сейчас учение Джуэйна может привести к исчезновению человеческой цивилизации.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 ноября 2007 г.

ВОт оно — испытание для рода людского. Учение Джуэйна поставит человечество перед выбором. И куда ему шагнуть? Не лучше ли сопротивляться завораживающему существованию в облике скакунцов?

А стоит ли сопротивляться, если великий философ обрёк людей на полное понимание чужих идей и мыслей? Это был бы величайший подарок Человеку...Если бы не стал величайшим ядом для него...

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 марта 2012 г.

Хорошее продолжение хорошего рассказа.

Проблема отношения к возможностям, кардинально изменяющим социум — это очень животрепещущая тема.

Жаль что в рассказе (до кучи, видимо) вскользь затронуто большое количество других, тоже достаточно интересных проблем. Не нравится мне когда серьёзные вопросы затрагиваются «вскользь».

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 января 2009 г.

Интрига продолжает нарастать. А люди будущего, не убивая 125 лет и совершив блестящие открытия по прежнему похожи на людей современных.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 октября 2008 г.

Неортодоксальное изложение мечты человечества о крыльях, о полетах, об иной среде существования нежели пешие прогулки по бренной земле. Прекрасное произведение!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 июля 2008 г.

после прочтения главы осталось чувство, что когда-нибудь в будущем нас тоже ждет грандиозная подстава. В очередной раз поразилась тому, как четко фантастам удаются пророчества будущего мира рельного.

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу