Евгений Харитонов «Духовка»
Рассказ-монолог, одновременно — простой и сбивчивый, пульсирующий и болезненный. История, в которой приходит принятие запретной, но все же пленительной любви на фоне разрушения окружающей реальности.
Входит в:
— антологию «The Penguin Book of New Russian Writing: Russia's Fleurs du Mal», 1995 г.
— антологию «Les fleurs du mal russe», 1997 г.
— антологию «Русские цветы зла», 1997 г.
— антологию «Russische bloemen van het kwaad», 2002 г.
— сборник «Под домашним арестом», 2005 г.
- /языки:
- русский (5), английский (1), французский (1), итальянский (1), голландский (1), сербский (1)
- /тип:
- книги (10)
- /перевод:
- В. Берелович (1), М. Динелли (1), Р. Мечанин (1), А. Тэйт (1), А. ван дер Энт (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ксандер, 9 мая 2014 г.
Фантазмы вместо фантастики
Странная и необычная встреча: увидеть на сайте «Лаборатории фантастики» произведение, к фантастике, на первый взгляд, никакого отношения не имеющее. Хотя так ли это?
Творческое наследие Евгения Харитонова уже овеяно ореолом неувядающей актуальности для будущих поколений, но широким кругам, как это нередко бывает с «другой литературой», названия его новелл мало что скажут. Едва ли не первый советский певец «иной» (а проще, говоря, гомосексуальной) любви, который умер непризнанным, прямо на улице, но только благодаря непризнанию не попал под культурно-уголовную зачистку.
Большинство его произведений, в том числе и «Духовка», — это истории открытия запретных влечений. Но открытий, сохраняющих романтическую утонченность, стоящих на почтительном расстоянии от воспевания всевозможных девиаций и извращений, так излюбленных частью современных авангардных авторов. «Духовка» — это история не выраженной, но трепетной любви простого провинциального парня. Влечения, находящегося за гранью его понимания, так как оно обращено к его знакомому — некоему Мише. С гитарой.
Однако, ключевой момент истории, пожалуй, не в этом, а в обрамляющих повествование деталях. Волнующий и сбивчивый монолог о любви, монолог под гитарную музыку (очарование которой понятно лишь двум героям рассказа), приоткрывает читателю картины мира на отшибе, задыхающегося в скуке застоя и равнодушного даже к вопиющему злодейству. История странной любви разворачивается на фоне упоминаемого рассказа о зверском убийстве человека — забитого цепями и на них подвешенного. На фоне удушающей скуки, где даже разговоры и песни, развлечения на танцплощадке кажутся пресными и будничными. Душный мир провинциальной «духовки». Даже нетипичная для советской культуры любовь здесь вызывает большую симпатию, чем рассуждения типичных персонажей.
И все же именно в этом мире рождаются прекрасные фантазмы не выраженной любви, именно здесь зачинаются ростки фантазии, которые могу дать начало подлинной, почти тургеневской романтике.
Поэтому «Духовку» можно отнести к протофантастическим текстам. К своеобразному описанию мира, в бунте против которого способно родиться великое фантастическое произведение.