FantLab ru

Генри Каттнер «День не в счёт»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.39
Голосов:
443
Моя оценка:
-

подробнее

День не в счёт

Year Day

Другие названия: День, которого нет

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 92
Аннотация:

Реклама заполонила Землю и теперь людям приходится бороться с ней.

Люди перестали различать воображаемое, созданное при помощи рекламы, и действительное.

Компания «Райские кущи» предоставляет вам возможность жить вам вместе с голограммой вашего кумира, только заплатите деньги.

Входит в:

«Модель для сборки», 1995 г.

— журнал «Вокруг света 1968'02», 1968 г.

— сборник «Ahead of Time», 1953 г.


Похожие произведения:

 

 


Робот-зазнайка
1968 г.
Железный стандарт
1990 г.
Профессор накрылся
1990 г.
Котел с неприятностями
1992 г.
Сим удостоверяется…
1992 г.
Ярость
1992 г.
Ночная битва
1993 г.
Хогбены и все-все-все
1998 г.
Хогбены, гномы, демоны, а также роботы, инопланетяне и прочие захватывающие неприятности
2002 г.
Лучшее. Том 2. Механическое эго
2016 г.

Периодика:

Вокруг света № 2, февраль 1968 г.
1968 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.

Издания на иностранных языках:

Pragaištingas laivas
1971 г.
(литовский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 сентября 2013 г.

Можно ли было понять в советское время этот рассказ. Конечно, нет. Он становится понятен лишь сегодня, когда реклама достигла, а вернее достала нас по полной программе, и огромная масса людей работает в этой области, чтобы довести это безобразие до идеального подчинения человека своим потребностям, а остальные с радостью защищают права, неизвестно кого утверждая: рекламу нельзя запрещать, это нарушение прав производителей на продажу их качественного товара. Вот здесь и возникает вопрос: качественного?! А вторая часть рассказа — это судьба тех, кто подсел на иглу зависимости. А зависимость может быть любой разновидности: компьютерной, наркотической, игорной, иллюзлорной... Одним словом хороший, пророческий рассказ.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 апреля 2015 г.

Рассказ действительно здорово предвосхитил будущее. Сейчас нет большой необходимости в огромных рекламных щитах, когда у каждого есть гаджет, а люди проводят с ними уже больше времени, чем без них. Новости, игры, развлечения — всё это уводит человек от самого себя. Очень понравился главный герой, его проблема не в том, что он «недалёкий лох», как здесь указали. Совсем нет, просто он старомоден и не вписывается в «прекрасный новый мир» с его нормами и правилами. Ведь именно реклама, начиная с определённого времени, определяет, как должны строиться отношения, к чему каждый должен стремиться. Особенно это актуально для американской культуры, у которой нет древних традиций, что облегчает возможности для манипуляции. Главный герой обманывается, потому что не мог не обмануться, именно любовь к живой девушке делает его человеком.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И не его вина, что она упустила свой шанс на счастье, выбрав никчёмную имитацию.

Очень сложно вырваться из мира, где подавляющее большинство играет по навязанным правилам, тем более таким завуалированным и тонким, как в обществе потребления. Я бы не смеялся над героем и тем более не ставил на нём крест: путь к себе лежит через испытания и ошибки.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 июня 2010 г.

Замечательно сильное предсказание, сделанное более полувека назад. (Если представить уровень развития рекламы в тогдашнем СССР — немыслимая фантастика!)

Какой мир выберет человек, если средства позволят ему сделать этот выбор: реальный или иллюзорный? По сути, имеет место парадокс: уходя от мира рекламы, героиня выбирает жизнь, предложенную ей этой самой рекламой. Ради нее — этой жизни -можно обмануть, обокрасть, возможно — и убить. Что это напоминает? Да, именно наркотик. Или — вспомним АБС! — слег. Всё это в разных формах уход от реальности, уход в несуществующий, но сладкий мир. За которым — пустота. Конец. И человека, и — цивилизации...

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 ноября 2007 г.

Мысль, заключающая в себе мораль этого рассказа — наркоман (наркоман в широком смысле, человек, страстно привязанный к чему-либо) ради своего наркотика способен на любую подлость — известна давным-давно, это знали еще первые христианские монахи, трудом всей своей жизни сделавшие очищение души от страстей. Так что я не могу согласиться с акцентами, которые расставляет Каттнер. Имхо, не навязчивая реклама виновата в том, что некая дамочка пошла на брачно-финансовую аферу, а ее (дамочки) неспособность сопротивляться искушениям и полная потеря нравственных ориентиров. Все-таки опыт христианского подвижничества убеждает в том, что святость (а в переводе на язык рассказа — иммунитет к рекламе) можно стяжать и в миру, но к этому должна быть приложена как минимум воля самого человека. Отчасти это реализует главный герой рассказа, но в итоге Каттнер делает его не героем, совершившим духовный подвиг, а «лохом», которого «кинули на бабки».

П.С. Рассказ, на мой взгляд, весьма средненький, но он еще раз проиллюстрировал принципиальное культурное между русскими и американцами. Они панически ждут врага извне — и «фабрика грез», в качестве прививки против этого страха, штампует один за другим фильмы о войнах миров и злых пришельцах, откладывающих свои личинки в человеческом организме. Мы же ждем, что нам покажут врага, затаившегося в нашей же собственной душе, врага, которым являемся для себя мы сами. Так что неудивительно, что мы американскую культуру воспринимаем как поверхностную, попсовую, а они тиражирают миф о «загадочной русской душе».

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 апреля 2009 г.

Мне тоже не понравилось коварство героини, впрочем сам я был бы от такого застрахован. Я доверяю своей жене (проверено в течение многих лет), а всем другим доверяю меньше. Посторонним людям доверяю на уровне «который час». Поэтому я, как недалёкий главный герой, не попался бы в ловушку.

Сама же героиня — и вправду наркоманка, и спасения ей нет. А описанный мир — ужасен, собственно автор и добивался этого — нарисовать картину кошмарного мира, в котором нельзя жить. Зря он так, эти преувеличения рождают недоверие; на самом деле всё не так плохо, потому что если будет хуже, чем следует — упадут продажи. Ведь капитализм основан на прибыли, и, вообще говоря, на свободе конкуренции. И, если кто-то начнет прибегать к новейшим и неразрешённым методам рекламы — его сразу ограничат, и существенных преимуществ он не получит.

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 августа 2014 г.

Мрачное будущее я увидел в этом рассказе,как видишь очертание чего то сквозь туман.Жутковато если чесно.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 октября 2009 г.

Понимаю, почему рассказ прошел препоны нашей цензуры в 60-х. Так убедительно показать порочность общества потребления, с засилием рекламы, с искусственно создаными кумирами, на которых призывают равняться ( фильм «Симона» с Аль Пачино ), общество, разрушающее лучшее, что есть в человеке — дружбу, любовь...

Конечно, в рассказе все преувеличено, но, чем черт не шутит, могло ведь быть и так.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 июля 2008 г.

Кажется, именно во время написания рассказа шли международные дискуссии о принятии нового календаря. 13 месяцев по 4 недели или 12 месяцев по 30-31-30 дней, и всегда один день оставался лишним. Видимо, то самое Междугодье. Интересны законы, связанные с этим днем.

Вообще же, здесь идет речь не о рекламе и ее засильи, а о намеренном нарушении спокойствия. Одни беспокоят, другие за защиту от этого берут деньги — одна шайка. Вот и появляются места, похожие на «Райские кущи», и желание скрыться там напоминает стремление современных людей жить за городом, подальше от цивилизации...

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 октября 2006 г.

Реклама, реклама,..., бесконечная реклама, от этого действительно можно сойти с ума. Неудивительно, что люди начинают жить в мире продиктованных им образов.

Оценка: 9
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 декабря 2005 г.

Очень насущный в настоящее время рассказ, сейчас реклама настолько заполонила мир, что от неё спаса нет. Прямо как в воду глядел!

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 мая 2015 г.

Перевод Литинского понравился больше. Чётче и в то же время красочнее.

Рассказ грустный, но правдивый. Ситуация доведена до предела, но разве мы сейчас уже не видим признаки этого? Хотя, уверен, весь этот мир таков только в понимании героя. Другие люди прекрасно к нему приспособились. И от этого ещё грустнее.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 октября 2009 г.

Давно читала, но уж очень поразил и хорошо запомнился этот мир, всецело принадлежащий и подчиняющийся рекламе.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 апреля 2008 г.

Это просто пророческое произведение, идет в глубь человеческой психологии, ведь многим проще жить весь век в самообмане и в мире грез, но не суметь разобраться с «живыми» людьми...

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 мая 2007 г.

Тишина и спокойствие дорогого стоят, особенно когда нет никакой возможности укрыться и спрятаться от назойливых проникновений из вне... Возможно, это наше будущее.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 января 2007 г.

Ещё один яркий пример женского коварства, подлости и лицемерия. «Уж сколько раз твердили миру...», а мы, мужчины, продолжаем попадаться на эту наживку. Печально.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх