Ник Перумов «Алмазный Меч, Деревянный Меч»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Эпическое фэнтези | Героическое фэнтези | «Классическое» фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Император Мельина начинает войну с магами. Когда-то они приучили его быть жестоким; теперь он покажет им, каково от этого пострадать.
В то же самое время Агата из племени Дану, служанка в цирке, находит в лесу магический Деревянный меч, Иммельсторн. От того, в чьи руки он попадет, будет зависеть судьба ее порабощенного народа...
Гном Сидри ведет крохотный отряд в далекое подземное царство, чтобы добыть некий древний артефакт его собратьев.
И за всем этим наблюдают странные козлоногие пришельцы из другого мира — их собственная цель не ясна, но вряд ли она может быть такой уж благой.
Входит в:
— цикл «Миры Упорядоченного» > цикл «Летописи Разлома»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 357
Активный словарный запас: высокий (3100 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 64 знака, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 33%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
Мечи, 1999 // Меч идущего рядом |
Номинации на премии:
номинант |
Мечи, 1999 // Меч в камне | |
номинант |
Интерпресскон, 1999 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 1999 // Крупная форма | |
номинант |
Сигма-Ф, 1999 // Крупная форма, романы |
- /языки:
- русский (8), шведский (2), чешский (1), польский (1), болгарский (3)
- /тип:
- книги (15)
- /перевод:
- Р. Дембский (1), Б.-М. Ингден-Рингсель (2), Н. Теллалов (2), К. Шинделарж (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Алорн, 4 апреля 2017 г.
Ник Перумов стремительно ворвался на фантастический небосклон литературы. Его трилогия о «Кольце Тьмы» ещё долго будет вызывать споры среди любителей фэнтези. Первые считают, что трилогия шедевр и гораздо лучше оригинала, вторые, более адекватные, называют «Кольцо Тьмы» издевательством над фэнтези, как жанром. Но Перумову-то что? Известность и, в некоторой степени, славу он получил. На волне успеха он продолжил свою писательскую деятельность. В чем же причина успеха? Все просто, фэнтези в России тогда не писали, вот и все любители сего жанра ринулись в книжные магазины за перумовским творением. К сожалению, Перумов стал основоположником русского фэнтези. Думаю, теперь понятно, почему в нашей фэнтези, да и в фантастики в целом, так все плохо. За редким исключением.
В 1998 году вышла первая книга Ника Перумова из цикла «Летописи разлома», повествующая об истории Кэра Лаэды, мага-недоучки из Долины магов, — Алмазный меч, Деревянный меч. Её смело можно отнести к раннему творчеству Перумова. Ничего нового автор этим произведением в жанр не привнес, все та же скука и безнадега, что и в прошлых его произведениях.
Подробнее рассмотрим сюжет «Мечей». Если абстрагироваться от самого повествования, то выходит обычное коридорное фэнтези. Герои продвигаются от одной цели к другой, между целями они выносят орды врагов или одного суперкрутого. Шаблонно, скучно. Но если добавить сюда повествование, то действо уже происходит повеселее. Начинается все с бродячего цирка господ Онфима и Онфима. Автор нам показывают историю девушки Дану (это никакая-то уникальная раса, а всё те же эльфы, только под другим соусом) по имени Агата. Самая скучная история и одна из самых слабых, по проработке, героинь. Совсем не интересно читать о рабыне Дану, которая ведет себя как обычная средневековая принцесска, начитавшаяся приключенческих романов.
Затем нам подается сюжетная линия Императора, владыки Империи хумансов (это так нелюди называют местных людей). История правителя является самой интересной, но и самой бредовой. Здесь присутствует некоторая интрига, Император уверен, что его маги, образующую Радугу (семь орденов магии), готовят против него заговор с целью убить и захватить трон. По началу, кажется, что все так и есть, но автору удалось внести в сюжет некоторую ауру загадочности.
История Фесса, он же Кэр Лаэда, самая абсурдная. Он воин Серой лиги, местного ордена ассасинов и шпионов. Мало того, что у парня странные понятия морали, так он ещё и вооружен глефой. Всем известна склонность Перумова к героям супермэнам, но тут он переборщил. Глефа — это вид копья, только вместо наконечника у него меч. Представьте себе ночного убийцу, ползущего по башне и вооруженного полтора метровой глефой.
Фесс все пытается не запятнать свою честь и помочь миру Мельина не исчезнуть. Даже в голову ничего запоминающиеся из истории главного героя не приходит, бегает, рубит всех налево и направо, попадает в плен, опять рубит всех, потом получает тяжелое ранение, очухивается и опять, опять и опять. Как это читать?
Ещё автор нас побалует сюжетными ходами Вольной (местные джедаи, которые могут ловить стрелы руками и вытворять прочие ведьмачьи штучки), которая вовсе не Вольная, по имени Тави. Девушке и её другу начальство дало задание сопроводить гнома Сидри в его экспедиции к Алмазному мечу. Их миссия потерпела неудачу, Тави потеряла друга и пытается найти предателя, подставившего их. Она каким-то чудом разделывается одна чуть ли не с сотней магов самого могущественного магического ордена Арка. Радугу все боятся, а какая-то девчонка пол ордена уничтожила. Перумов объясняет это тем, что её в основном преследовали маги низших ступеней. Суперменство в Перумове не истребить.
Раз уж миру Мельину грозит уничтожение, когда сойдутся в схватке два меча (из-за которых, собственно, весь сыр-бор), то обязательно нужно его спасать боевым магам Долины магов, простите за тавтологию. Клара Хюммель самый известный представитель гильдии боевых магов и по совместительству лучшая подруга тёти Фесса. Она пытается вернуть паренька домой и по пути спасти мир. Конечно же, ничего у неё не получается.
В общем, сюжет, довольно банален и невообразимо скучен. Он явно рассчитан на подростков, незнакомых с произведениями зарубежных авторов. Судя по тиражу, таких много.
Весь авторский стиль можно описать названием этой части рецензии. Если сюжет невообразимо скучен, то благодаря стилю прочитать хотя бы одну главу за один присест просто нереально, да ещё книга состоит из двух частей, которые насчитывают почти тысячу страниц! Видимо Перумову платят за количество знаков в книге. Весь сюжет книги можно уместить в страниц двести, не больше, но приходится постоянно читать о жизни абсолютно ненужных персонажей, которые появляются нам только в паре предложений.
Также стоит упомянуть повторения. Редактор, если он вообще был, скорей всего заснул ещё при прочтении первой главы, ибо столько повторов пропустить сложно. По ним можно четко понять, что Перумов обожает изнасилования, арбалетчиков, слово зазряшний, хирды и краснеет, когда матерятся. Арбалетчики упоминается в каждой сцене с Императором, изнасилования почти при каждом упоминании битв, хирд в предложениях с гномами, а про мат отдельная история. Клара Хюммель от него краснеет, хотя ей уже 300 лет. Когда Фесс говорит командору Арбелю, магу высшей ступени ордена Арк, код тайного послания, который зашифрован в ругательных словах, Арбель краснеет. Что вообще за ерудна? Люди вырезают врагов тысячами, живут на свете по триста лет и краснеют от мата?
Описания битв введут в ступор любого. Что такое жестокость Перумов понимает, но когда мать бросает своего ребёнка прямо на летящую в неё стрелу, а затем сама с голыми руками бросается на лучника Дану — это перебор. При осаде башни магов Фиолетового ордена, автор чересчур нагружает читателя тонкостями осадного дела. Понимаю, показать знания надо, но не в одном эпизоде за всю книгу. Хотя при описании больших сражений складывается впечатление, что автор не в курсе, что существует такая штука, как стратегия. Знаете, как Император объясняет свой план своим солдатам? Цитирую: «Значит, поступим так...». И всё. Причем это ни какой-нибудь там военный секрет, который, в последствие, удивит читателя. Для чего это вообще писать надо было?
Сражения один на один или один против всех, тоже описаны на низком уровне, а слово «крутнулся» просто выводит из себя. Но уверен, детишки и дети чуть постарше, то есть подростки, будут в восторге. Хотя Перумов позиционирует себя как автор взрослого фэнтези. Магия, то же вызывает кучу вопросов, на которые автор тут же отвечает. Введена никому не нужная магическая наука, которая проскальзывает в диалогах между Тави и ей новым наставником, опять же, для чего это надо? Ещё автор часто вставляет англоязычные слова: фаерболы, майндкастинг. Это ещё куда не шло, но он иногда пишет их именно на английском. Зачем хвастаться знанием английского? Зачем упоминать о Земле, называя Долину магов Wizards valley? Непонятно.
А вставки из якобы языков Дану и гномов просто добивают читателя. Во-первых, они написаны от балды, во-вторых ещё и дан их перевод. Языки напрочь искусственны и кроме желания их пропустить ничего другого не вызывают.
Перумов писал как профессионал, но профессионалом он является в микробиологии, отсюда и такой искусственный во всех отношениях стиль. Пройти через занудное описание мира, через отвратные диалоги, перегруженные повторами предложения сможет только графоман.
Не могу не вынести в отдельный пункт диалоги. Если бы у нас была отрицательная оценочная шкала, то можно было смело ставить — 10. Но у нас её нет. Большинство наших авторов не в курсе, что пояснять каждую фразу в диалоге моветон. Перумов в каждом диалоге обязательно описывает, как именно сказал фразу герой, с какой интонацией и что делая. Литература должна заставлять человека задуматься, а тут, извините, каждый пук описан. Это просто раздражает, так писать нельзя.
Сами фразы в диалогах сводятся к двум видам: фразы мальчиков и девочек. Все женские персонажи, за исключением Клары Хюммель, которая матёрая бой-баба и ей не до болтовни, обязательно будут тянуть слова и плакать. И ещё языки показывать. Мужские персонажи обещают всех победить или рассуждают о чем-то высоком (это только они так думают, что о высоком, но некоторым понравится (кивок в сторону подростков)).
Диалоги самая слабая часть и без того слабой книги.
Описания мира у Перумова, пожалуй, получилось не так плохо, как остальное. Дану, гномы и эльфы считали себя полноправными хозяевами северного континента, так как они первые тут поселились (позже выяснится, что всё не так просто), но тут приплыли люди и почти всех перебили. Смысловых ошибок и тут полно. При описании битвы на береге Черепов (туда в первый раз и приплыли люди) люди бросились с голыми руками на лучников Дану, но уже в следующей битве у людишек появились латники. Что же эти латники делали на береге Черепов, почему впереди них бежали женщины с детьми? Ответа прост, авторский беспредел.
В основном, все события происходят в Мельинской Империи. Империя представляет из себя непонятную смесь из королевств феодальной эпохи и Римской империи. Армия Мельина делится на легионы, опять же всё для мальчиков, любящих войнушку. Перумов зачем-то дал всем легатам и центурионам римские имена, хотя все остальные носят вполне себе обычные в фэнтези имена.
Расы для фэнтези традиционные, Дану (эльфы это, эльфы), гномы, люди, эльфы и остальные. Можно выделить Вольных, похожих на людей гуманоидов с красноватой кожей и с другими глазами. С ними Перумов тоже напромахивался. Непонятно почему все принимают Тави за Вольную, хотя она человек? Ответ магия не принимается, потому как это не серьёзно. В моменте когда Император смотрит на улицу облокотившись на подоконник, Перумов считает, что Имератору нечего боятся так как они могут поймать стрелу, летящую в окно. И как они это сделают? Через Императора? Или когда стрела уже будет в нём? Также автор утверждает, что стрелы могут ловить только Вольные, но в книге и воины Серой лиги запросто их ловят или разрубают.
С магией творится что-то странное, ограничений у нее почти никаких, в отличии от других её проявлений в других фэнтези вселенных. Зато довольно интересно устройство Радуги и идея с плащами. Плащи в Мельине служат показателем положения в обществе, только высшие маги могут носить одноцветные плащи, даже Император носит двухцветный. Возникают только два вопроса, каких цветов плащ у магов низших ступеней, так как цвет основной у ордена только один и сколько тогда цветов на плаще должно быть у простого крестьянина?
В целом мир получился живой, описан чуть ли не досконально, но с большим количеством неточностей. Автор явно не перечитывал своё произведение.
Персонажей мы уже перечислили, теперь перейдём к их подробному описанию.
Фесс, главный герой всего цикла, обладающий магическими способностями воин Серой лиги. Он сбежал из Долины магов, чтобы стать обычным исполнителем. Внешность героя автор не описывает, но понятно, что это парень лет 25. Его поступки просто шокирует и его моральные установки извращены. Он рассказывает нам, как ради выполнения задания убивает двух маленьких девочек, а вот украсть коня ему совесть не позволяет. Про глефу было сказано выше, убийца с глефой абсурд. Фесс к тому же любит дать стрекоча от врага, хотя может запросто уложить десяток магов. В итоге, получилась кукла, не наделенная человеческими качествами.
За Фессом вечно бегает Клара Хюммель. Почему-то любая её фраза вызывает у автора этой статьи жгучее желание её убить. Для трёхсот лет, Клара очень глупа и пытается строить из себя Лару Крофт. Вполне возможно, что образ писался с немецкой версии знаменитой расхитительницы гробниц. Её любимая привычка, сверху донизу обвешаться оружием и с важным видом осматривать окрестности. Персонаж более живой, чем Фесс, но поверить в такого, даже если действо происходит в фантастическом мире, довольно сложно.
Агата, она же Сеамни Окта... как-то там. Рабыня Дану с замашками Гитлера. Её смысл жизнь заключается в обладании Деревянным мечом и истреблении подлых хумансов. В конце она пересматривает свою позицию по отношению к людям, что выглядит неправдоподобно. Получилась маленькая остроухая девочка неспособная адекватно воспринимать окружающую действительность. Не верю.
Его величество Император, владыка Мельина, самый интересный персонаж. Его мотивы ясны и понятны, ведёт себя как обычный человек, чего он должен не делать. Человек то он хороший, но правитель из него никудышный. Вечно лезет вперёд солдат, начал гражданскую войну, никого кроме себя не слушает, посторонним людям даёт титул герцога, перед подготовкой самой важной битвы в истории человечества спит с данкой. Правда, с такими воспитателями как у Императора, мог выйти кто-нибудь и похуже.
И в заключении расскажем про самого ненормального персонажа. Тави, боевой маг Вольных, самая абсурдная героиня из тех, что когда-либо были написаны Перумовым. Что стоит только её пререкания с гномом во время опасного задания. Темно, страшно, где-то сидят враги, а они спорят о какой-то ерунде и показывают друг другу языки. Сама она любит говорить, что не сможет справиться с магами радуги, но выносит их пачками. А как она обожает тянуть слова и ныть, просто диву даешься. Её даже не убить охота, как Хюммель, а просто выделить и удалить. Сюжет всё равно не измениться.
Персонажи получились на редкость глупыми, если кого-нибудь из них убрать, в плане сюжет мы все равно ничего не потеряем. Лучше бы Перумов написал просто хроники мира, а не псевдороман.
***
«Алмазный меч, Деревянный меч» — это яркий пример того как писать фэнтези не надо. Он может понравиться только подросткам, не наигравшимся в солдатики. Для остальных же это просто огромная куча смысловых ошибок, скучный сюжет и хорошее топливо для вашей печки. Сожгите перед прочтением!
Gorhla, 29 октября 2020 г.
Ника Перумова мне посоветовал бывший школьный хулиган и скандалист Коля Кузнецов. Наши с ним пути разошлись ещё после 3-го класса, когда Коля сменил «А» на «Д», а я отправился в «П», то бишь «прогимназический». Не сказать, что мы были хотя бы приятелями, но и врагами нас назвать было нельзя. Коля меня не донимал, а, если он этого не делал, то для меня и вовсе не существовал, слишком разными были наши миры.
Прошли годы, я перешёл в 10й класс и, как-то прогуливаясь по родному городку, встретил Коляна. Он возмужал и окреп, выяснилось, что Коля пошёл в ПТУ и постигает какую-то рабочую профессию. Давние одноклассники, мы остановились поболтать. Моё внимание привлёк цветастый, изрядно потрёпанный томик, который Коля держал подмышкой. Ведомый неутолимым голодом читателя, я поинтересовался, что это, памятуя, что Коля никогда на моей памяти ничего не читал.
Его глаза загорелись, и Колян протянул мне книгу. Уже не помню, что он мне сказал, но сказал он это искренне, восторженно. Сказал так, что, ещё даже не приняв том, я уже понял, что буду это читать.
На яркой обложке красовался мёртвый рыцарь с фонарём из человеческого черепа.
- Прости, Серый, не смогу дать почитать, сам ещё не закончил, — пожал плечами Коля, забирая книгу.
Но меня это уже не беспокоило. На следующий день я пошёл в магазин и купил первого в своей жизни Перумова. Это был двухтомник «Алмазный меч, деревянный меч».
Я не был новичком в фэнтези. За спиной был любимый Конан Говарда и фанфики последователей, бережно растягиваемый на недели «Властелин колец», эпопея Джордана, первые тома «Тёмной башни»... Но такого мне читать не доводилось! Книга сходу кинула меня в водоворот непрестанной войны, схваток, ужасных магических битв, страшных заклинаний, поединков необоримых сил, великих героев. Гномы, эльфы, боги, козлоногие, могущественные маги прошлого и не менее могущественные маги настоящего и будущего, жертвоприношения, некромантия, волхвы, сделки с нечистой силой, церковь, император, сила гор... проще сказать, чего в этой книге не было, чем перечислять всё, чем она была набита. Вызывало восхищение, с какой лёгкостью герои походя уничтожали сонмы, мириады, легионы врагов, чтобы на их место пришли другие сонмы, мириады и легионы таких же. Создавались и рушились миры, хлестал Смертный Ливень, горела земля, рушились башни, плелись сверхкозни и сверхзаклятья...
Книга шла так легко и ярко, что я проглотил её за пару дней и побежал за другими книгами нового автора. Ещё никогда я не получал такой хороший совет от парня, который, говорили, вообще не особо умел читать.
Но вот странно. Во-первых, спустя какое-то время я совершенно не мог вспомнить, а что я, собственно, прочёл, а, во-вторых, желания перечитывать тоже как-то особенно не возникало. ВК — да, Говарда — за милую душу, Джордана — ну, можно. Но не Ника. АМ/ДМ вместе с продолжениями на годы занял место где-то в углу полки, пока сейчас, спустя много лет, я по болезни не извлёк его и не приготовился снова погружаться в захватывающую атмосферу вечной бойни.
Однако атмосферы не случилось. Случилось то, что, домучив первый том, я поставил его рядом со вторым, чтобы, видимо, больше никогда их не доставать. То, что ты не замечаешь в 15 лет, очень хорошо видишь в 35: скудное косноязычие, замазывающий дырявый сюжет мегапафос, десятки шаблонных героев, мертворождённые диалоги, отсутствие юмора и, главное, полная бессмысленность происходящего. Оказалось, что книги Перумова по своему наполнению недалеко ушли от поделок из журнала «Метагалктика«!
И этим я зачитывался?!
И ждал продолжений?!
И это советовал друзьям?!
Ответ, разумеется, один: да. Именно так.
Ник очень удачно вошёл в пустующую нишу русского might&magic, он писал ровно то, что нужно было скучающим за кирпичами стругацких/ефремовых/снеговых подросткам. Приключения. Отвага. Бесшабашная смелость. Заклятия вселенской мощи. Аниме от фэнтези. Русский Муркок несравнимо большего размаха. И звенящая пустота межу строк и в голове читателя.
Сейчас эти книги выглядят смешными, перечитывать их невозможно. Но когда-то они дарили нам волшебный мир, который никто не в силах был отнять. Никто и ничто, кроме времени.
Пусть Ник Перумов останется там, в 90-х, откуда родом он и откуда все мы. Некоторые вещи должны оставаться в прошлом. Так будет лучше для всех.
Спасибо автору за весёлую юность! И спасибо Коле Кузнецову!
r9snick, 21 июня 2024 г.
На прочтение «Алмазного меча, деревянного меча» у меня ушло больше месяца. Нет, читаю я довольно быстро — просто настолько скучного, дешёвого, плохо написанного и безликого фэнтезня ещё надо поискать. Для сравнения — «Дюну» Герберта я прочёл дней за пять.
Что здесь есть хорошего? Ну... фантазии автора хватило на довольно непредсказуемую историю. Даже под финал пару неплохих поворотов припрятали. Ну, под самый-самый финал. Ибо нефиг.
Что плохого? Примерно всё остальное. Вымученные, нелепые диалоги. Сшитый из убогих штампов и абсолютно косный, а главное искусственный мир, который склеили нелепыми, буквально режущими глаз дикостями. Например, Фесс, попав на службу в Имперский легион, идёт в «каптёрку». КАПТЁРКУ, КАРЛ.
Страсть Перумова к изобильным и пустым метафорам заставляет веки слипаться каждые полторы страницы, а страсть к превозмоганиям и кровище — брезгливо морщиться. Это неплохая первая подростковая фентези книжка для подростков лет 14-15, хотя даже им я бы посоветовал читать нормальные книги — Силверберга, Муркока, Мартина, Сапковского или кого-то ещё примерно угодно. Да хоть нашу Ольгу Громыко, ей богу. Оценку на ФЛ считаю исключительно ностальгической вознёй. Попробуйте свежими начитанными глазами оценить этот ужас. Я гарантирую, вам не понравится.
AnCraMF, 9 сентября 2008 г.
Ну и графоманство! Это — мое первое знакомство с Перумовым. Ожидания, в принципе, оправдались.
Старые слова — укрывище, пуще, алкал,догляд, буде, зрак. Кому это нужно? Оправдано только одно — волшба. Кое-как вписывается в стиль повествования. Остальные «народные» выражения режут слух.
Насыщеннсоть эпитетами, как и у многих других русских писателей-фантастов — неоправдана. Вворачивает, лишь бы ввернуть, без цели.
Некоторые сцены проняли, хотя главную роль сыграло мое разбуженое воображение.
Непонятный ход — ничем не оправданные нападки на девушку дану, которая ничем, кроме формы ушей не отличается от людей. Причина войны дану с людьми — не названа. Не верю в эти нападки. Никакая резня и кровная вражда к такому не приводит, если нет «разницы взглядов» на общественные нормы. А их нет.
Не верю, что циркачи злы. Заклинатель змей — может быть, хотя это стереотип из мультиков. На самом деле те, кто работают с животными, редко злобны. Акробаты? Тоже злые? Дисциплина накладывает на характер отпечаток, да еще какой.
Старый клоун-алкоголик «втихаря вдруг очень ловко и быстро сунул кулаком под ребра тощему акробату, и тот разом подавился бранью» Что? Ну, может потому акробат и злой, что тощий.. Но построение фразы.. И так каждый абзац уже после первой, вполне приличной, главы.
Характерная походка адептов? Не солдат, не моделей, — магов? Откуда ей взятся.. надеюсь прояснить. [до конца книги не прояснилось]
В одном месте ночь настигает героев два раза:
«Фургон настигала ночь. Настигала, настигла и перегнала.» Блок текста... и о чем же еще написать под конец?
«Ночь пала на одинокий фургон, точно филин на добычу.»
Сдедующий кусок, фактически следующая строка:
«А далеко на юге, в Мельине, ночь уже давно властвовала безраздельно. Наступил краткий час ее ежедневного торжества.» Ежедневное торжество ночи... ну это же не перевод, какая ночь днем-то.
«Известная доля правды, не мог не признать Император, в сем присутствовала. Но именно лишь известная. « Так и хочется добавить: «неизвестная же, увы, отсутствовала».
«Странно, заметил тогда правитель, зачем тратить силы на облавы и схватки, рисковать адептами, если при помощи тех же заклинаний можно отыскать все до единого входы в катакомбы, отыскать и замуровать, тем самым раз и навсегда покончив с Нечистью?
Волшебница тогда лишь строго посмотрела на своего недавнего воспитанника (надо сказать, что с тех времен она совершенно не изменилась).
- Как известно повелителю мира, Нечисть не плодится в подземельях Мельина. Этого не происходит благодаря неустанной заботе магов Радуги. Нечисть, как, бесспорно, известно повелителю мира, лишь просачивается в город. По мере отпущенных нам сил мы противостоим ей, охраняя мирный сон обывателей. Нет никакой нужды в иных мерах, нежели чем предпринимающиеся сегодня.
И — все. Не поспоришь.»
м-да, не поспоришь. Потому что ничего, блин, не понятно в ее выкладках.
»- За мной, — негромко скомандовал Император эскорту.»
Видимо, туповат эскорт. Ну, понятие «эскорт» уже кое-что подразумевает. Они, хм, сопровождают императора на прогулке. Ладно, тут, видимо, завтыкали на девок. Поверьте, по книге сопровождение именно подразумевалось.
Описание давней схватки людей с дану, эти матери и дети, кинутые в лицо.. Ну ладно, нелепо. Суицидно. Почти без оружия, из воды — на возвышеность, против луков и против метких стрелков. Но, что бы вы думали? Дану не умеют вести бой оружием дальнего поражения, и счет примерно 0:1 в пользу людей.
Описание тренировочной схватки императора на Арене... это комедия. Люди, мастера, гуру и сенсеи меча и топора. Вдвоем. Против человека, который просто середнячок. Бред (так оно и оказалось, но начало-то преподносится, как реальные события).
»..подошел к высокому стрельчатому окну. Вольные неслышно придвинулись ближе, адепты заволновались, забормотали что-то про «стрелу снаружи». Император только усмехнулся — его стража, все как один, умеет взять стрелу из воздуха перед самым лицом. Не обращая на магов внимания, наклонился, опираясь о подоконник, выглянул наружу...»
Итак, Вольные должны сесть на подоконник, чтобы спасти его от стрелы. Ведь иначе они просто не дотянутся.
«лошадки преспокойно дождутся их возвращения. Если, конечно, дождутся.» Ну да. А если не дождутся, то, видимо, не дождутся. Ему побуквенно платят?
Каким-то магическим образом неприродные дупла в деревьях не годятся для того, чтобы скрыться от дождя (а ведь у героев был топор). Почти все животные вымирают, но потом, после 3-х месяцев дождей магическим образом за оставшиеся (9?) все снова тут-как-тут. WTF?
(сказано, что от дождя страдает все, к чему касалась человеческая рука. Но данка могла и подровосечить)
«Двое Вольных, что остались с ним, мгновенно уловив его напряжение, шагнули вперед, загораживая повелителя собственными телами.
[...]
Незаметным жестом приказал Вольным расступиться.»
нужно полагать, они его закрыли спинами к опасности или носили зеркала, или незаметным жестом являлось похлопывание по плечам.
«Чистый лист, еще совсем недавно девственный, словно разум только что родившегося младенца, ныне обращен в хранилище мудрости.»
Давайте уж либо чистый, либо «недавно чистый, но уже нет».
Конечно, прикапываюсь. Так уж я читаю фэнтези.
Итог: убогий язык, вторичный слабый сюжет, картонные персонажи.
2 из 10
AdeptRassveta, 21 марта 2024 г.
Попалась мне данная книга, помню, когда мне очень хотелось почитать фэнтези. С Ником Перумовым я знаком не был и начал с жадностью читать. Но насколько происходящее выбивало меня из погружения , описать тяжело. У меня было ощущение, что автор особо не беспокоился о взаимосвязи магии друг с другом, в метафизику мира совсем не верится. Да, хорошо читать как сказку, но критическое воображение не даёт насладится произведением. Если взять, например, Властелин Колец Толкина, как одна из самых известных книг фэнтези, то автор там пытается всё объяснить. В итоге всё кажется логичным, мир кажется целым и в него начинаешь верить.
А как мне сопереживать персонажам с сверхсилами, которые используют их, когда автору нужно и встречаются с трудностями, когда тоже нужно автору и данные способности перестают им помогать.
В итоге, я для себя придумывал объяснения и в моей голове книгу мы писали вдвоём. После этого я потерял к данному автору интерес.
Еркфтвгшд, 28 октября 2018 г.
Летописи Разлома — это такой симфопасадоболь, в котором вы (познакомившись с классикой фентези) конечно же услышите знакомые даже не отрывки, а целые кусища — тут у Неясыть/Кэр Лаэда/Фесс с Аэсонне, который явно Ведьмак с доченькой-драконом, тут и эпик с замахом на Толкина, тут и туча персонажей, которым иногда друг от друга просто не протолкнуться на страницах, и карты, постоянно растущей географии с замахом на Забытые королевства — не меньше :)
НО(!!!) в 1997 году Алмазный меч, деревянный меч — были целым парком фонтанирующей фантазии для огромного количества людей. И мне с первых страниц видно, что в истории Кэра Лаэды Ник Перумов очень старался быть собой и выдать нечто действительно своё, именно в АМДМ я встретила ситуацию геноцида человечеством иных рас, и вообще некое псевдосредневековье с морем «реализма» — не у Мартина, а у Ника Перумова, так-то. Историю восхождения рабыни в императрицы. Удочерение дракона магом было правда у Урсулы Ле Гуин, но вот такая «походная жизнь» — опять же не у Сапковского узнала вперед, а у Перумова.
АМДМ лично для меня — это довольно сложный период в моей жизни, когда я находилась на лечении, пыталась читать комментарий к УПК и плакала, потому что не понимала и не запоминала, АМДМ — это люди, которые оказали мне поддержку и отвлекли книгой, это определенный возраст и определенное восприятие мира, это некий толчок к чтению фентези и фантастики, и единственный цикл, в котором я у Перумова не ищу изъянов (хоть и признаю, что их туева туча).
Guyver, 10 апреля 2016 г.
Наконец-то я прочитал данное произведение. Чтение заняло довольно много времени и я не раз боролся с желанием бросить и начать что-то более внятное. Но обо всем по порядку. Голословным не буду, все утверждения подкрепляются цитатами. Можете проверить, все цитаты подлинные и взяты из книги.
Первый и самый большой недостаток — это способ построения книги. Сюжетных линий много, персонажей еще больше, и каждому из них автор уделяет не более 5-10 страниц, затем переходя к следующему герою. Впервые столкнулся с таким, обычно автор уделяет герою минимум главу страниц так под 30. Из-за этого читать просто не интересно, потому что только успел проникнуться интересом к конкретному герою и его приключениям, как все обрывается и повествование начинается о другом герое. И так раз 7-8. Как на карусели, приходится скакать от одного персонажа к другому. Просто приведу пример из второго тома:
— 7 страниц Клара
— 6 страниц Фесс
— 5 страниц Агата
— 2 страницы Акциум
— 6 страниц Сидри
— 4 страницы Хеон
— 3 страницы Аврамий
— 5 страниц Император
И все это в рамках одной главы! То есть вместо того чтобы каждому герою уделить по главе, Перумов решил в одной главе рассказать про всех разом, но по чуть чуть. И весь двухтомник именно так и построен.
Далее. Перумов не дружит со здравым смыслом. «Мэтр» умудряется противоречить сам себе в рамках одной своей книги! Тоже приведу примеры:
Это самые вопиющие примеры графоманства Перумова. Есть и косяки поменьше:
Следует сказать, что у Перумова не все хорошо с русским литературным языком. Общее впечатление не самое хорошее, автор порой выдает такие конструкции, что сложно понять, что же имелось в виду:
При чтении создалось впечатление, что читаю не роман русского автора, а отвратный перевод зарубежного произведения. Еще больше так думать заставляет следующая фраза:
Тут даже не знаешь чему больше удивляться, слову «Экселенц» или имени Ланцетник.
Перумов не провел никакой работы над персонажами, они картонные, развития никакого нет, мотивация зачастую притянута за уши. Да с их характерами творятся странности
Сюжет достаточно причудлив, присутствует множество сюжетных линий и в конце все сливается в одно. Из минусов опять же скажу что многое так до конца и остается неясным, ну очень много. Вероятно объяснение тех или иных моментов дается в последующих книгах, но от этого не легче.
И наконец, моральный релятивизм и общая чернушность. Почти все персонажи моральные уроды, на страницах постоянно происходят всякие мерзости, убийства, расчлененка, много изнасилований, кровавых жертвоприношений и т.д. Описывается все это подробно и со смаком, Перумов не стесняется использовать грязные ругательства. Может и есть любители такого, я к их числу к счастью не отношусь. Просто несколько примеров:
Иные, увлекшись, тащили колыбельки с детьми. О младенцев даже не марали сталь — давили сапогами, точно мерзких насекомых. Да и что ещё прикажете делать с отродьем отвратных хумансов?
Плюсов у книги очень мало. Достаточно интересные начало и конец (примерно 10% от общего объема книги, остальной объем скукота), масштабность (которая правда по настоящему проявляется только под конец повествования), достаточно интересный образ Императора (для меня единственный интересный персонаж, а их в книге очень много) да и в принципе все.
И пожалуй последняя цитата из книги, воспринимайте как хотите:
Честно не понимаю, как Перумова могут называть «мэтром отечественного эпического фэнтези», поскольку данный роман — худшее, что мне доводилось читать.
AlisterOrm, 3 ноября 2017 г.
Эх-хех, ещё одна книжка Перумова, которая ярко помнится мне по детству. И ведь именно в таком возрасте и нужно читать такие вещи — когда не замечаешь корявостей языка и сюжетных натяжек, а запоминаешь драйв и выразительные образы. Читал я её в октябре, если не ошибаюсь, 1999 года, когда мне было, мягко говоря, мало лет, и эпичная масштабность и экшОн свалили меня наповал...
А ведь это действительно неплохая вещь. В своём роде, конечно. Оторвавшись от своих экспериментов, Перумов попробовал написать эпическое фэнтези в отрыве от Арды и Хъёрварда, но в Упорядоченном, сотворить новый мир, новых героев и новый конфликт. Получилось? Ну, в принципе, да. Стоит, правда, отметить, что Ник тогда начитался потихоньку выходящего в России «Wiedźmin», поэтому часть антуражных зарисовок взято отсюда...
Итак, новый мир. Некогда люди, изгнанные с родных земель, пришли на Север, и оттеснили враждебную нелюдь на глухие окраины. Собравшись в кучу, они так изрядно расплодились и размножились, что в силу своего количества решили основать Империю, чтоб скучно не было. За ролевую модель выбрали помесь позднего Рима и классического Средневековья, чтобы баронские панцирники (наконец-то!) могли выступить вместе с когортами и легионами. Экономика, судя по всему. ближе к средневековой. Кроме правительства, армии и народа, присутствуют также могучие маги Радуги, которые опутали сетями своей власти всю Империю, и держат под контролем всё магическое и не только, происходящее в её границах. Да, есть ещё церковь Спасителя (new opening!), которая пока скрывает свою злодейскую сущность и просто как бы есть. Ах, да, осталась же ещё нелюдь. Эльфы, Дану (те же эльфы, только не эльфы, а Дану. Давайте без придирок, а?), гномы, орки, и прочие? А они низведены в статус богомерзких и всячески вредных элементов, которые могут существовать только под тщательным присмотром... Вроде бы всё... А, есть ещё Серая Лига, сборище то ли воров, то ли шпионов с навыками... ведьмаков (раз уж к слову пришлось). Все.
Вот такой вот мир. На самом деле, достаточно простой, без особой яркости, но вполне выразительный. Ладно. Что с сюжетом?
О, на этот раз Ник наш свет-Данилыч не поскупился на это добро. С десяток. Тут вам и с точки зрения рабыни-Дану, и гнома, и Императора всея Империи, и воина Серой Лиги, и так далее, и так далее. Каждая из них плетётся, раздваивается (то есть — разлохмачивается), чтобы герои могли сойтись в месте финального катарсиса и установить хотя бы частичный Happy End. Перумов тщательно хочет создать образ воззренческой полифонии и показать мир без правых и виноватых, где каждый по своему отстаивает своё. Впрочем, как ни старайся, всё равно все выходят редким дерьмом со склонностью к геноциду по расовому признаку, и как-то большей части героев перестаёшь симпатизировать...
И как раз завязка крутится вокруг геноцида. У Дану и у гномов есть парочка весьма занятных артефактов, с помощью которых они могут устроить тотальный Вельтунтерганг всем, у кого не острые уши или, допустим, рост выше метра с кепкой. Пришло время — в лесу Дану вырос деревянный меч — Иммельсторн, в горах же — алмазный меч Драгнир, и пришло время... Совершить всё необходимое для весёлого процесса холокоста всех подряд. Из самых благородных побуждений, конечно.
Вторая завязка — Императору человечества надоели гнусные маги Радуги, которые в открытую взяли в руки свои бразды правления, и откровенно поплёвывают на благородный дом. И он, сговариваясь с Серой Лигой, решает устроить магам свой вариант тотального истребления, не взирая на сложности войны с противником, владеющим орудием массового уничтожения...
В общем, читабельная заявка на эпическое фэнтези, не без косяков, но исполненная неплохо. Конечно, конец автор определённо скомкал, но даже и с ним «АМДМ» представляет собой законченное и цельное произведение, не требующее, в общем-то продолжения. Однако всё пошло по другому, как мы знаем. В любом случае, это весьма занятная и знаковая для своего времени вещь, которая скрасила, в какой то степени, и моё детство.
valkov, 28 января 2009 г.
Это, конечно, не такой оксюморон полный, как «Гибель богов», но все равно слабенько, и никакие ухищрения поклонников не помогут, как ни крути.
Высосано из пальца, притянуто, наиграно «фэнтезийно» и ни о чем. Вот так можно охарактеризовать, если одним предложением. Но я, пожалуй немножко пографоманю, с позволения автора препарируемого шыдэфра.
Во 1х, язык. Создалось впечатление, что уложив смысл сцены в одно предожение(максимум абзац), Перумов просто не знал, чем же забить оставшиеся страницы главы. В результате и смысл, и идеи(весьма немногочисленные) теряются, размазываются тонким слоем под ломтем текста. Как следствие: обилие тавтологий, стилистических нестыковок, режущих глаз. Текст как овсянка: жуёшь, жуешь её, ни вкуса, ни консистенции. Плюс псевдославянские обороты, вообще непонятно зачем. АМДМ — явно не славянское фэнтези. Как говорил мой зав.каф.:«впихнул невпихуемое».
Сюжет. Достаточно вторичен, но явного отторжения не вызывает.
Само повествование ни о чем. Ни смысла, ни глубины не увидел. Банальное движение вперед, битвы и стычки, попеременно с раздумьями героев о ситуации(о глубине и философичности, опять же, речи не идет), как началось все, так и кончилось. Читать было скучно, да и в общем- то незачем. Средненькая фэнтези, которая очень хочет казаться, что она вся такая фэнтезийная: эльфо-гномо-маги, нежить и прочие
Роман не вызвал никаких эмоций вообще, ни отрицательных, ни положительных, ибо сер. Прочитал, задал себе вопрос: «и что из этого?», через полчаса забыл. Посему усредненный балл, пятёрки хватит с головой.
Орион, 3 декабря 2011 г.
Надо бы вступиться за любимую книжку детства, а то словесных оплеух она получает много и не вполне заслуженно. Впечатление такое, что на самые удачные книги Перумова по инерции переносится негатив от слабых его работ. И формально вроде бы по делу: в «Мечах» присутствуют все те же приемы, за которые обычно Ника ругают. Вся та же голливудщина, все те же рояли в кустах и боги из машин. Как часть цикла «Летописи Разлома» двухтомник несет в себе все тот же набор порочных генов.
Но.
Будучи родоначальником серии, он остается лишь латентным носителем этих бракованных хромосом. Если рассматривать роман сам по себе, забыв и о кольцах, и о хрониках, и о деградирующих чем дальше тем хуже сиквелах, то окажется, что он вовсе не плох. Безусловно, когда одни и те же клише повторяются годами, когда путь героя через десяток книг выстлан тысячами трупов и сплошь состоит из триумфов воли и последних героических сверхусилий — это не есть гут. В то же время в отдельно взятом романе о гибели старого мира все это абсолютно уместно.
Это что касается незаслуженно приписываемых минусов. Но из простого отсутствия грубых ошибок шедевров не получается. Чем хороши эти две книги, спросите вы?
Персонажи? Персонажи яркие, живые и, что всегда интересно, стоят по разные стороны баррикад. Не до конца реалистичные, быть может, но ведь никто и не ждет от мультиков реализма, от них ждут красочности. Сюжет? Он достаточно прост, но не дает заскучать за счет формы подачи: пересекающихся линий разных героев. Мир? В детализации Перумову далеко до Толкиена или Мартина, он рисует свои миры скорее крупными импрессионистскими мазками, но и этого «Мечам» вполне достаточно.
Но это все не главное. Главным для классической фентези всегда была и всегда будет складывающаяся из сотен маленьких ярких деталек атмосфера. Уютная, зовущая окунуться с головой, как говориться «теплая и ламповая». Рождающая то самое щемящее чувство в груди, в погоне за которым шьют костюмы и плетут кольчуги, едут в леса — или читают запоем, выгадывая время у сна и еды. И именно на этом поле Николаю отпущено столько таланта, что можно закрыть глаза на любые огрехи.
Благодаря этому таланту мир Мельина, наряду со Средиземьем, — то самое прекрасное далеко, которое даже сжигаемое войнами, оплетенное паутиной интриг и утопающее в крови все равно всегда будет бесконечно чище и невыразимо красивее серой действительности.
Ради этого — читайте!
karlan, 22 февраля 2018 г.
Неудавшийся эпик.
Сюжет — несколько размазанное приключенческое полотно с уклоном в трагичность. Начало просто отличное, очень атмосферное, яркие неоднозначные герои, появляются мысли что Перумов все таки научился писать. Но к сожалению нет, примерно с середины все уезжает в какую то бесформенную кашу, конец вызывает чувство недоумения и жалости к автору — как такое годное начало он умудрился настолько бездарно запороть?
Сама книга достаточно объемна, но к сожалению автор насоздавал такое безумное количество героев что ни одному из них не хватило места чтобы проявить свой характер. Текст упрощен до предела, производит впечатление что целевой аудиторией автор видел читателя самого юного возраста готового потреблять лишь простейшие формы. Но не все абсолютно плохо — хотя сам роман удивительно неровен, но некоторые отрывки просто очень хороши, однако при этом часть книги пикирует до уровня надписей на стенках лифтов по уровню примитивизма — что тоже интереса для читателя не добавляет. Боевые сцены весьма средние, злодеи недостаточно злодейские, сюжетных твистов минимум. Но описания некоторых локаций весьма достойны.
В целом — все чуть ниже общего среднего уровня. По сравнению с первой трилогией Гибель Богов — автор вырос, но в среднем по фэнтези-палате — неважный результат. Можно было бы сказать что для года выхода книги качество вполне приемлемое, так как жанр фэнтези в России в 1998 году еще не раскрутился полностью — но Бушков двумя годами до выхода АМДМ — выдал великолепного Сварога, который хорош без всяких оправданий. Считается что у Перумова это лучшая книга, но что же тогда из себя представляют другие работы? Этого я уже не узнаю. Я предоставил автору второй шанс после Гибели Богов и он его не использовал. Но повторюсь — небольшой прогресс есть, хотя по своей традиции Перумов лажанулся и снова забыл описать внешность одного из главных персонажей.
Для поклонников классического фэнтези и читателей прекрасного пола — лучший выбор. Для всех остальных — мимо.
2 из 10.
Демитрий, 29 июля 2012 г.
Н-да, понесла ж меня нелёгкая на очередной перумовский «шедевр». И это после того, как я домучил «Войну мага: Конец игры» и поставил ей честно заработанную 1. После того, как я зарёкся прикасаться ко всем книгам сего «писаки». Ну ладно, что сделано, то сделано.
Тем не менее, стоит признаться, что полностью АМДМ я так и не прочитал. С меня хватило лишь первой части. А выдержать и такое для эстетического ума сродни подвигу. Поэтому, требую себе награды.:biggrin:
Что ж, хватит болтать лишнее, теперь по делу. Первое, на что хочется обратить внимание — это язык. Столько штампов, прямо пруд пруди, и какие-то странные эпитеты и сравнения. Ладно, автор не Гомер, посему многого не требую, но всё-таки. Ну и ещё эти старославянские обороты, например, «опаса ради». Зачем? Здесь они явно не к месту. Особенно рядом с иноязычными словами типа «фаербол» это выглядит, как минимум, нелепо.
Ещё автор придумал специальные наречия для гномов и эльфов, никак решил дать фору Толкину. Но, увы и ах, этой попытке суждено было закончиться плачевно. Многие выражения вышеуказанных рас реально читать без смеха невозможно. Поправка: их вообще невозможно читать.
Теперь сюжет. Ну-с, вроде бы что-то такое имеется. Путешествие по местной Мории даже немного заинтриговало, хоть там и ничего непонятно. Про похождения Фесса и про интриги при императорском дворе, честное слово, забыл. Эти линии настолько абсурдны и неестественны, что даже в голове не удерживаются.
Далее на очереди персонажи. Не знаю, сдаётся, в компьютерных играх герои поживее, чем здесь. Их диалоги настолько тупы, что похлеще голливудских блокбастеров выйдет.
Итог: ни разу не литература, но и развлекательным чтивом не пахнет, ибо после прочтения первой же главы тянет отойти ко сну грядущему. Высокий рейтинг данного произведения да и других романов Перумова на фантлабе для меня лично загадка века.
Starchebaza, 10 августа 2024 г.
Это ужасно, читать невозможно, всё в одну кучу, ничего не понятно, смысла нет, сюжет вообще билеберда какая то. Бессмысленно и беспощадно! Худшее фэнтези что я читал. Никогда больше не буду читать его, и никому не советую.
SeverianX, 20 ноября 2020 г.
Роман «Алмазный меч, деревянный меч» входит в цикл «Летописи Разлома» Миров Упорядоченного Ника Перумова. Сам цикл очень большой, но данную книгу можно читать как самостоятельное произведение.
Мир, описываемый в романе, довольно мрачный. Люди когда-то победили все нелюдские расы: гномов, эльфов, орков, Дану (местный вариант лесных эльфов) и т.д. Борьба эта была очень непростой – люди бежали с другого континента и на новой родине встретили ожесточенный отпор старших рас. Они безжалостно уничтожались при высадке на материк, и место данного кровопролития с тех пор носит название Берег Черепов. Лучше всего человек умеет приспосабливаться, и именно это помогло ему выжить. Первые поселенцы заимствовали все лучшее у старших рас и использовали для борьбы с ними же. В итоге Империя победила и почти уничтожила нелюдей, а те, кто остались, практически не имеют прав. Люди не забыли Берег Черепов и годы гонений, поэтому в Империи царит ксенофобия. «Алмазный меч, деревянный меч» в первую очередь книга о ненависти. Не только люди и нелюди презирают друг друга – в стане старших рас также нет единства: гномы и Дану только и ждут момента, чтобы ударить в спину друг другу. Их вражда еще древнее.
Сила Империи, построенной на крови, во многом зависит от магии. Существует семь магических орденов называемых Радугой или Семицветьем. Название они получили за то, что только маги имеют право носить одноцветные плащи орденского цвета. Есть еще таинственный орден, не входящий в Радугу, Бесцветный Нерг, о котором практически ничего не известно. Получается, что Семицветье, по сути, обладает монополией на магию: незаконное ее применение очень жестоко карается. Власть Радуги настолько велика, что именно маги тайно правят Империей, а правитель – лишь марионетка.
Одним из главных героев и является Император. Он молод и только вступил в свои права. Всю жизнь из него пытались сделать «настоящего» правителя – жестокого и безжалостного, не знающего сомнений. Однако это лишь подстегнуло в нем ненависть к всемогущим магам, ни во что не ставящим жизнь обычных людей. В его разуме зреет план свержения власти Радуги. Ради желанной свободы он готов пролить реки крови. Неожиданный подарок дает ему необходимую силу для осуществления желанной мести.
Еще одной героиней является рабыня-«данка» Агата. Практически всю свою жизнь она провела под гнётом людей, терпела издевательства и побои. Именно ей предстоит отыскать великий артефакт своего народа – Деревянный меч Иммельсторн. В качестве невольницы она путешествует с бродячим цирком, все члены труппы которого оказываются совсем не теми, за кого себя выдают.
Тави – человеческая девочка, воспитанная народом Вольных. Стать совершенным воином, как они, Тави так и не смогла, зато овладела магией, в которой так хороши люди. Ее с «братом» нанимают гномы для сопровождения одного из представителей Подгорного народа в древний подземный город. Этот гном, Сидри, был обычным торговцем до тех пор, пока ему не выпадает великая честь добыть древний Алмазный меч – Драгнир.
Фес – воин Серой Лиги, тайного общества шпионов и убийц. Он здесь один из лучших, однако рожден был далеко отсюда в волшебной Долине, где в тишине и покое ему стало просто скучно. Маги Долины превосходит даже магов Семицветья и свободно путешествуют по разным мирам Упорядоченного. Фес – недоучка, так и не став полноценным чародеем, он сбегает из дома и отправляется на поиски приключений. Персонаж вышел довольно интересным: умным, находчивым и не лишенным харизмы.
Вообще в книге очень много интересных персонажей. Например, клон Кицум – единственный, кто хорошо обращался с Агатой; таинственный маг, обитающий в келье под храмом хладного Пламени; Хозяин Смертных Ливней, пугающий своей неотвратимостью и т.д. Только вот не все они являются теми, кем кажутся на первый взгляд. У каждого множество масок.
Сюжет строится вокруг древнего предсказания, согласно которому сойдутся в схватке два древних меча, выкованных ненавистью старших рас, и настанет Конец Света. Однако события происходят и за границами описываемого Перумовым мира. Долина располагается между мирами Упорядоченного. Угрозу всему сущему несут таинственные Козлоногие, прокладывающие свой Путь вопреки жизням невинных людей и даже целых миров. Думаю, противоборство магов долины с Козлоногими является ключевой темой цикла, но конкретно с основными событиями книги имеет не так много общего. Убрать этот элемент, и книга не особо пострадает.
Итог: Для меня «Алмазный меч, деревянный меч» был первым романом из цикла «Упорядоченного» и оставил после прочтения хорошее впечатление. Перумов не ударяется в чернуху и грязь, хотя возможностей для этого было множество. Его мир жесток, но без перегибов, многогранен и интересен. Персонажи живые, а не картонные. Практически все они неоднозначны: у каждого своя правда. Поднята тема ксенофобии и нетерпимости, актуальная во все времена. Каждая пролитая капля крови ведет к всё большей крови. Стороны не хотят сесть за стол переговоров: война понятнее и привычнее. Думаю, роман понравился бы мне еще больше в юном возрасте, но и сейчас воспринимается весьма неплохо.
Old_Gonsalez, 6 июля 2021 г.
Разрубленные гномьими топорами головы, сгоревшие в магическом пламени города, расстрелянные и выпотрошенные беспощадными лесными эльфами мирные жители, погребенные под разрушенными домами обыватели, кислотные дожди, разъедающие все на своем пути — думаете, это трэш и слэшер? А вот и нет — это известная дилогия Ника Перумова «Алмазный меч, деревянный меч». Одно из немногих произведений русского фэнтези, которое было адаптировано для компьютерной игры (правда игра эта не была тепло оценена геймерами).
Огромный двухтомник, наполненный до краев разного рода побоищами, не лишен толкового сюжета, нескольких основных героев, чьи судьбы, так или иначе, переплетаются между собой. Так же присутствует некая интрига и масса загадок, которые — надо отдать должное автору, в конце вполне себе раскрываются. Герои получились все как один — вредные, капризные, эгоистичные — преследующие какие-то свои, не всегда внятные цели. И конечно же, внимательный читатель фэнтези, увидит массу заимствований и аллюзий на другие, в том числе всемирно известные, книги. Хорошо это, или плохо, судить не буду — в конце концов заимствования в творчестве пошли еще с тех времен, когда один пещерный человек нарисовал бизона углем на стене, а другой подглядел и нарисовал бизона с копьем в боку.
Из явных минусов в этом произведении можно назвать нестыковки и неувязицы — как например история о третьем мече, о котором в принципе всю книгу речи не идет, и быссмысленную затянутость повествования. Начинавшийся загадочно и затейливо сюжет, ко второй половине второго тома превращается в бесконечные батальные сцены — то солдаты режут магов, то маги воюют с чудовищами, то гномы с эльфами еще лезут — тоже воевать хотят. И все это — как раз в тот момент, когда очень хочется узнать чем же все закончится.
P.S. А вот из все героев мне больше всего понравились Хозяин Ливня и клоун Кицум.