FantLab ru

Марина и Сергей Дяченко «Цифровой, или Brevis est»

Цифровой, или Brevis est

Роман, год; цикл «Метаморфозы»

Перевод на украинский: О. Негребецкий (Цифровий, або Brevis est), 2009 — 1 изд.

Жанровый классификатор:


 Рейтинг
Средняя оценка:7.77
Голосов:2148
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Арсен Снегов — четырнадцатилетний подросток, добившийся небывалых успехов в виртуальном мире. Компьютерные игры заменили ему реальную жизнь: родителей, школу, друзей. И несмотря на то, что в реале он не является ни лидером, ни бойцом, ни полководцем, в компьютерных играх всё становится наоборот: сильные враги повержены, сторонники отблагодарены, в жертву принесены слабые и никчемные.

Однажды после ссоры с родителями он уходит из дома и в одном из Интернет-кафе встречает Максима, который предлагает ему работу его мечты: играть в компьютерные игры для одной крупной фирмы и получать за это деньги. После колебаний Арсен соглашается, и уже через некоторое время понимает, в какую странную «волшебную» организацию он попал, ведь в течение короткого срока он из рядового подростка стал всемогущим человеком, все желания которого легко исполняются.

© sham

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 291

Активный словарный запас: средний (2892 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 48 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 39%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Серебряная стрела, 2009 // Лучший мужской образ

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книги — Лучшее отечественное городское фэнтези

лауреат
Филигрань, 2010 // Большая Филигрань

лауреат
Странник, 2010 // Лучший сюжет

Номинации на премии:


номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2009 // Лучший роман / авторский сборник отечественного автора

номинант
Звёздный Мост, 2009 // Лучший роман

номинант
Мраморный фавн, 2009 // Роман

номинант
Странник, 2010 // Необычная идея

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книги — Лучшее отечественное фэнтези

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2009 // Книга года

номинант
Бронзовая Улитка, 2010 // Крупная форма

номинант
Интерпресскон, 2010 // Крупная форма (роман)

Похожие произведения:

 

 


Цифровой
2009 г.
Метаморфозы
2011 г.
Vita nostra. Цифровой, или Brevis est. Мигрант, или Brevi finietur
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Цифровий
2009 г.
(украинский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  37  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 апреля 2009 г.

Новая книга тандема Дяченок получилась умной, мрачной и на редкость пессимистичной. «Цифровой» — это новое, сверхсовременное прочтение истории доктора Фауста и Мефистофеля. Только вот Фаустом оказался 14-летний школьник и, по совместительству продвинутый геймер, Арсен Снегов В роли же Мефистофеля оказался его работодатель и наставник Максим — то ли владелец загадочной фирмы по разработке компьютерных игр «нового поколения», то ли сотрудник некоей спецслужбы, то ли то и другое одновременно.

Новоявленные Фауст и Мефистофель и, разумеется, Маргарита, отчаянно молоды — одним, всего-навсего по 14, другому, судя по всему — не более 30. Впрочем, всем персонажам «Цифрового» далеко до преклонного возраста. В мире «продвинутых технологий» и «виртуальной свободы», который описывают Дяченки, практически нет пожилых людей. «Старикам здесь не место». Они лишние, чужие на этом празднике виртуальной жизни. Единственное, на что они могут сгодиться — оказаться закатанными «в цифру» чтобы стать жалкими персонажами электронной игры «нового поколения».

«Цифровой» — не просто роман о всевозможных опасностях, таящихся в новых технологиях. Интернет, блогосфера с пресловутым «Живым Журналом», топом Яндекса и прочими недетскими игрушками, открывают невиданные ранее возможности для манипулирования многомиллионными массами людей. «Территория свободы» постепенно превращается в территорию, опасную для жизни и душевного здоровья. Все это так, и Дяченки отнюдь не первые. кто исследуют данные явления в художественном произведении.

Меня «Цифровой» зацепил другим: авторам удалось написать роман о сломе времени. О том, как наш реальный мир, вот это привычное для человеческого ума состояние «здесь и сейчас» истончается, блекнет, рассыпается по кирпичику, словно погибающий персонаж в компьютерной игре. И пустоты нашей, стершейся до прозрачности реальности. заполняются чем-то Другим. Тем, чему я не могу подобрать названия. Другими становятся люди. животные городская топография. Другими становятся даже знакомые со школы литературные произведения. Например, другой Достоевский. (Вообще игра в «Преступление и наказание» — один из самых лучших и, пожалуй, ключевых эпизодов романа).И, пожалуй самое главное — что за новый герой приходит в этот «дивный новый мир», заменяя старого, «ветхого» человека? Порождением как сил будет этот новый персонаж? На этот вопрос, пожалуй, и сами Дяченки не знают ответа. Но, во всяком случае. они пытаются оставить нам надежду.

Оценка: 8
–  [  31  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 апреля 2009 г.

Долгожданный «Цифровой» не заставил пережить никакого неизведанного доселе катарсиса, но из жизни, как водится, выключил основательно. Это несколько часов чтения до глубокой ночи — в ущерб новому эпизоду любимого телесериала и паре-тройке не слишком важных телефонных звонков, вне всякого сомнения.

В принципе, о Дяченко очень сложно говорить с использованием понятий «понравилось»/«не понравилось». Каждому поклоннику их творчества (равно как и не любителю) так называемые «недостатки» давно и прекрасно известны — они всюду одинаковые, кочуют из книги в книгу, и новый роман без них не обошелся. Да, это довольно бесхитростный текст, который не заставит ахнуть от стилистической красоты. Да, это вечные дети в главных героях, которые ведут себя и чувствуют вовсе не так, как им, детям, положено в их нежном возрасте. Да, это довольно схематичные все-остальные-кроме-главных герои, которые расставлены декорациями на сцене для того, чтобы очень и очень механистично взаимодействовать, отражать, декорировать и «работать фоном».

Но… не знаю, как именно они это делают, но фирменные дяченковские цепочки психологических игр, задачек и ловушек, больно бьющих по больному, всё же заставляют забыть о мнимом несовершенстве текста. И ты начинаешь примерять на себя эти ситуации, невольно придумывать какие-то альтернативные выходы из данных в задаче условий, предугадывать авторский замысел. А потом обнаруживаешь, что и с догадками не совсем всё гладко вышло, да и собственные «морочки» на заданную тему заводят уж в такие дебри собственного «эго», что туда на ночь глядя лучше и не соваться )) Первое поверхностное ощущение, что роман, посвященный искусству манипуляции, некоторым образом манипулирует и читателем кого-то может и раздражать, но кого-то обязательно очарует, т.к. удовольствие пообщаться благодаря прочитанному тексту с собой-любимым на не самые банальные темы – оно дорогого стоит, и, пардон за пафос, всё же оно — есть признак хорошей литературы.

Не хочу особо останавливаться на содержании – в нём каждый всё равно увидит что-то своё. Вот разве что не могу не отметить весьма впечатляющую иллюстрацию буквально витающей в воздухе атмосферы тотального погружения «бытовухи» в «виртуальность». Мы и вправду тонем в потоках «единиц и нулей» информации, мы и вправду дружим «по френдлентам», мы больше не пишем стихов от руки в подарок друг другу на день рождения, потому что это самый ценный подарок, но обмениваемся цифровыми фотками, сделанными какими-то другими, неизвестными нам людьми. И даже этот конкретный отзыв сейчас пишется состоящим из «единиц и нулей», и он тоже станет крошечным фрагментом «виртуальности». Я пока не добралась до ответа на вопрос, страшно ли это... Но это реальность, факт.

И ещё. Отдельное большое спасибо авторам за отсутствие явного однозначного хэппи-энда и за поставленные вопросы без, как мне показалось, навязывания читателю ответа на них – каждый получит шанс сам с собой поразбираться. Не знаю, как у кого, но если бы мою жизнь кому-то возникла охота превратить в компьютерную игру, то, во-первых, она вряд ли бы стала сильно популярной, а во-вторых (в отличие от игры, изготовленной из жизни одной второстепенной героини романа) в ней вряд ли оказалось бы двадцать с лишним вариантов финала. Так, два-три, не больше… Видимо, всё же есть о чем задуматься?)

Оценка: 8
–  [  28  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 мая 2009 г.

Удивительно, как много изменилось в мире за последние пару десятков лет. Все реже услышишь детский смех во дворах, все меньше пацанов, гоняющих в футбол и хоккей. Старики-доминошники и вовсе почти исчезли. Сейчас все — от мала до велика сидят возле компьютеров и телевизоров. Да, эти средства информации дают нам невиданные ранее возможности. Теперь легко можно узнать о событии, произошедшем на другом краю планеты, через полчаса после того, как оно случилось. Теперь можно пообщаться с другом, которого ни разу не видел в лицо. Теперь можно прожить удивительную, наполненную событиями жизнь в какой-нибудь увлекательной игре. Но ведь своя жизнь при этом болтается ненужным придатком, проходит в бесконечном сидении за компом, в поисках информации, которая по большому счету не столь уж нужна. В погоне за новым, далеким, удивительным, мы так часто забываем о тех, кто рядом, о тех, кто действительно важен. Это — пожалуй, самое главное из того, о чем напоминает нам новая книга Дяченко, и к авторам, пожалуй, действительно стоит прислушаться.

Но для того, чтобы задуматься об этом, вполне достаточно прочесть первую главу романа. Все остальные главы интересны и занимательны, но...

Видимо, моей большой ошибкой было то, что «Vita Nostra» и «Цифровой» были прочитаны мной практически подряд. Очень уж видно, насколько они однотипны. То, что в первой части дилогии было замаскировано чуть лучше, во второй стало видно со всей очевидностью. Все второстепенные персонажи, весь антураж — все это лишь мишура, кое-как скрывающая главную проблему для авторов. Отношения Максима и Арсена — Учителя и Ученика, Ведущего и Ведомого, Господина и Раба — вот что стоит в центре книги. Точно так же, как и в «Vita Nostra», книга представляет собой подробное описание превращения человека в нечто, обладающее сверхчеловеческими возможностями, но лишенное человеческих чувств. Одна небольшая ошибка,совершенная Арсеном — и он попадает в западню, из которой нет выхода. Максим играет с ним, как кошка с мышкой, то манит новыми возможностями, то запугивает, ломая волю к сопротивлению, на протяжении всей книги. В какой-то мере этот роман — своеобразный пересказ истории Мефистофеля и Фауста на новый лад. Хотя время от времени у Максима-Мефистофеля с его восхвалениями работы проскакивают нотки то ли из Мира Полдня, то ли из НИИЧАВО Стругацких. Да, в этом романе герой снова показан в развитии, но это развитие, как всегда у Дяченко, не является его выбором. Герой не идет сам к какой-то цели, его загоняют туда силой и хитростью. Должен сказать, что вот именно такое «страдательное наклонение» героя всегда мне и не нравилось у Дяченко. Еще один штрих — если в «Vita Nostra» главным способом воздействия на героиню был ее страх, прямое давление и запугивание, то в «Цифровом» речь идет скорее об обмане, непрерывном манипулировании. Действительно, зачем палкой гнать крысу по лабиринту, если можно заманить ее туда запахом сыра? Вот только авторы лукавят, когда пытаются свести к манипулированию все человеческие отношения, намекая, что искренности в них нет и быть не может.

Что касается антуража, то он неплох, но не более того. Сколько всего уже было написано на тему существования в сети. и Дяченко составили довольно удачную компиляцию из произведений своих предшественников. Первая глава — о мире Министра — очень напомнила мне «Лабиринт отражений» Лукьяненко. Глава о пионерлагере — творчество Крапивина и «Рыцарей 40 островов» того же Лукьяненко. Выделилась на общем фоне глава о людях-играх. Но и здесь чувствуется сильное влияние «Восставших из рая» Олди. При этом быстрое развитие героя заставляет авторов перескакивать через многие интересные моменты и вести, вести его все дальше и дальше.

В итоге роман оставил очень двойственное впечатление. С одной стороны, не могу не отдать должное авторам, в очередной раз написавшим увлекательный и качественный роман. С другой стороны, во многом роман достаточно вторичен, а с главными идеями авторов я не готов согласиться. Так что не зацепила меня серьезно эта история. Что ж, посмотрим, что будет в третьей части цикла

Оценка: 8
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 мая 2009 г.

Фантомологические проблемы – это одни из самых интересных проблем среди тех, которых только может коснуться фантаст в своем творчестве. Эти проблемы глубоки и во многом парадоксальны. С течением времени они становятся все более острыми – по мере того, как простейшие прототипы машин-фантоматов входят в повседневную жизнь. Сложность заключается в том, что проблемы такого рода допускают едва ли не бесконечное множество вариаций. Да что там, только на проблемах переходного периода можно построить не одну хорошую книгу.

В мире фантоматики всеобъемлющей, лишающей смысла само понятие реальности, поставленные проблемы не решить экспериментами. Если фантоматика такого рода используется в фантастическом романе, то от писателя требуется описать все происходящее так, чтобы читатель ощутил на себе расщепление реальности. Но это сложно и удается далеко не каждому.

Произведению можно придать и другие акценты, остановившись на особенностях фантоматики ближнего прицела. Прототипами грядущих фантомных техник могут быть сетевые игры, да и просто инструменты общения в Сети. Проблемы переходного периода фантоматики пока еще сочетаются с проблемами общества. Столкновение двух миров, один из которых только набирает обороты, может привести к очень интересным результатам, пока миры еще можно разделить. Приземленность проблем переходного периода эффектно контрастирует с отстраненно-параноидальными размышлениями, которым потворствует мир фантоматики всеобъемлющей. Но приземленность отнюдь не означает второстепенности. Напротив, именно на таком примере, экстраполирующем современные технологии, легче дать анализ злободневных социальных явлений, изучить влияние различных технологий на поведение людей, на формирование личности.

Первые главы романа были посвящены именно фантоматике ближнего прицела. Это обнадеживало, особенно по сравнению с предыдущим романом цикла. Если в романе «Vita Nostra» непонятно кто непонятно как делал из «обычного» человека непонятно кого, и все вокруг было пропитано идеями и текстом, то в «Цифровом» от текста остались только программные коды.

Уже увлечение сетевыми компьютерными играми из поколения «Королевского бала» накладывает отпечаток на психику, формируя иные ценности, иное поведение и привычки. А ведь все это – события ближайшего будущего, десяток-другой лет – и подобные технологии станут достоянием масс. Анализ приоритетов виртуального и реального успеха – важная задача.

К сожалению, в замыслы авторов не входило останавливаться на достигнутом. А жаль, ведь если бы они ограничились рассмотрением фантоматики ближнего прицела, моя оценка была бы значительно выше, ведь талант у авторов есть и потенциал их произведений всегда высок. Однако в таком случае герой остался бы человеком, что недопустимо для произведения из цикла «Метаморфозы»! Дожать, только бы дожать героя до конца…

Благая цель, но стоило ли ради нее копировать сюжетные ходы из «Vita Nostra», причем копировать в мелочах? Два романа скроены по единому сюжетному шаблону, которому авторы прилежно следуют. И это не случайность – разве может быть случайным алгоритм построения то ли не-, то ли сверхчеловека? Такой ход не лишен изящества, но все-таки излишен.

Резкий переход к фантоматике всеобъемлющей, ко всем этим «мыслящим ящикам доктора Коркорана» на компьютеризованной основе, сыграл с авторами дурную шутку. Неуместный размах только вредит книге, обращая все предыдущие страницы в фарс. Только теперь становится понятно, насколько мистический оттенок предыдущего романа играл на руку повествованию!

Поразительна наивность главного героя, Арсена Снегова, которую можно было бы понять, не будь у него столь специфичного опыта. Не один десяток страниц убит на то, чтобы разъяснить принципы манипулирования неокрепшим умам. Манипулирование здесь возводится в абсолют, что и неудивительно – при таком-то подходе к миру. Впрочем, я не собираюсь подробно останавливаться на морально-этических аспектах романа. Мне чужды как сами идеи, так стремление авторов довести их до гротеска. Важно то, что миру игр, которые играют в людей, такие принципы манипулирования подходят как нельзя кстати.

В мире «Vita Nostra» молодую девушку Сашу подталкивали к тому, чтобы измениться самой и тем самым изменить мир, став его частью или началом нового мира. В «Цифровом» Дяченки сочли нужным вначале изменить наше отношение к миру. Умно, да только из-за этого сам алгоритм становится бессмысленным. Если сам мир изначально воспринимается цифровым, то какой смысл куда-то гнать героя, к чему еще десятки и сотни страниц, к чему все, вообще все дальнейшее развитие?

Все это не более чем ловушка для читателя. О каком переходе человека из реальности в «цифру», о каком становлении чего-то нового можно вообще говорить, если фантоматика такого уровня вообще лишает смысла понятие реальности? С таким же успехом можно сказать, что тема романа «Цифровой» — процесс осознания некоторым искусственным интеллектом себя самого. Не подкопаешься. Можно подтасовывать факты как угодно, можно просто объявить все написанное ранее ложью и не заботиться о противоречиях. Ведь мир всемогущей фантоматики сам по себе противоречив. Все так, но тогда в чем заключается вклад собственно «Цифрового»?

Избранная авторами тема слишком глобальна, слишком многогранна, чтобы можно было пытаться хоть как-то охватить ее в одном романе. Только если допустить, что именно показ иллюзорности сюжета, иллюзорности самого романа через иллюзорность описываемого мира, через последовательное конструирование и разрушение множества мнимых целей, постоянное опровержение сказанного ранее, подмену понятий и проблем и был основной целью повествования, это произведение обретает какой-то смысл. Метаморфоза же на поверку оказалась фальшивой.

Оценка: 6
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 мая 2011 г.

Меня «Цифровой» задел за живое. Многие из нас уже стали зависимыми от телевизора, инета, от компов, от сотовых.

Как бы вы себя ощутили, если бы вас лешили всего этого?

Я мягко говоря некомфортно.

Вчера вечером поймала себя на мысли, что не могу находится дома, чтобы не был включен ни телевизор, ни комп, ни по телефону чтоб не болтала. Если захожу в кухню поесть — тут же включаю телек, это уже привычка. Вообще телевизор давно перестал быть предметом семейного просмотра. Ну, помните, как раньше вся семья собиралась перед телеком, чтобы посмотреть какой-нибудь фильм (это когда ещё канала было всего два). Теперь у каждого в своей комнате свой телек: муж смотрит своё, я своё, сын своё... по разным комантам :frown: Ну, а компьютер — вообще отдельная тема. Он у нас пока только один в квартире, и вечером мы торопимся... НЕ УЗНАТЬ КАК ДЕЛА И ЧТО НОВОГО ПРОИЗОШЛО ЗА ДЕНЬ, а.... правильно, кто первый займёт место перед монитором. А тот кто не успел — ждёт.... но НЕ ОБЩЕНИЯ С БЛИЗКИМИ ЖДЁТ, а..... ждёт, когда ему уступят место перед компом.

МЫ УЖЕ ПОЧТИ ЗОМБИ!

Прочитав «Цифрового» мне стало жутко.... А если действительно научатся создавать такие игрушки... Которые будут менять наше сознание, заставляя совершать определенные действия.....

А МОЖЕТ УЖЕ УМЕЮТ :eek::eek::eek:

P.S. 02.07.2011 Компьютеров в доме уже два :biggrin::biggrin::biggrin::biggrin::biggrin::biggrin::biggrin:

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 апреля 2012 г.

купил и скачал. цифровой же

Первое впечатление — это как... Знаете, когда родители пытаются влезть в субкультуру ребёнка-подростка, то чаще всего выходит весьма унылое и чрезвычайно жалкое подражание. Употребление мемов не к месту. Клоунада и наигрыш. Посмотрите как Петросян рэп читает — и сразу понятно о чём я говорю.

Если родители чуток поумнее — они стараются вникнуть в первоисточники всей этой мишуры. И тогда получается чуть лучше, но всё равно фальшиво. Но если и сам ребёнок не особо блистает — то в этом случае всё заканчивается хорошо.

ТАк вот. Первое впечатление о «Цифровом» как раз второй вариант и напомнило. Профессиональная попытка сыграть на «сетевой» субкультуре. Та самая «манипуляция». Вот только кажется мне ,что авторы посчитали вероятного потребителя их текста настолько поверхностным и тупым, что свели всё к куцему набору «базовых» инстинктивных побуждений. Получилось ярко, вот только пикселизация зашкаливает и палитрочка кислотная, глаз режет.

Попытки же пройтись острым пером по гейм-зависимым и попытки использовать «типа компьютерные» термины и вовсе вызывают смех. Хотя врать не буду. По сравнению с попытками многих коллег по цеху — это шаг вперёд. Правда дальше восприятия информационного пространства как интерфейса и тут не продвинулось.

Попробую, чтоли почитать и остальные романы цикла.

Оценка: 5
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 октября 2010 г.

Фантастика о нашем с вами мире, максимально приближенная к реальности, всегда задевает чувства читателя, заставляя его задуматься о «здесь и сейчас», а не какой-нибудь далекой галактике. Поэтому начало «Цифрового» вызывает неподдельный страх за себя и своих близких. Дяченко описывают современный мир высоких технологий и высокоскоростного интернета, мир равнодушия и агрессии. Первые страницы читаются как самый настоящий триллер и вызывает сильные эмоции. Однако, когда первый шок проходит, просыпается здоровый скептицизм. То внешнее, на что напирают авторы — опасности виртуальной жизни, затягивающие блоги, онлайн игры, не позволяющие вспомнить о близких, является атрибутом повседневной жизни многих, но далеко не всех. Актуальны ли эти проблемы для доярки в деревне, ветерана войны, очкарика-интеллектуала, помешанного на археологии, политического активиста-радикала, домохозяйки или большей части «офисного планктона»? Такое чувство, что Россия по Дяченко состоит только из молодых обеспеченных людей, живущих в больших городах и работающих в «фирмах».

Хорошо, допустим, роман не о внешнем, а о внутреннем. О манипуляциях (любимо словечко авторов, после прочтения вас неделю будет тошнить от любого слова на букву «м»), о человечности, об агрессии и равнодушии вообще, а не только в современном мире интернета и мобильных телефонов. В таком случае, читать книгу попросту скучно, потому что, во-первых, идеи авторов поданы очень прямолинейно и грубо, а во-вторых, они весьма избиты, а «осетрины второй свежести не бывает». До банальностей в духе Коэльо Дяченко не опускаются, но порой подходят опасно близко. Очень хорошо видно, что именно хотели сказать авторы тем или иным эпизодом (к примеру, Арсен, заботящийся о виртуальных собаках как о живых), но эпизоды эти настолько показные, а между собой шиты нитками белее зубов после «Орбита», что некоторые моменты хочется просто пролистать. Более того, ближе к концу авторы оперируют исключительно абстрактными материями манипуляций, совершенно забывая о логике развития персонажей, так что тщательно созданный с помощью стилизации под мысли современного подростка образ Арсена идет коту под хвост. И после прочтения я осталась в недоумении. Почему Арсен? ничего выдающегося, как пытается настоять Максим, в нем нет. Почему именно он? Или авторы вместе с антагонистом решили поиграть с обычным мальчиком, вскружив ему голову его мнимой исключительностью?

И ладно бы форма была хороша. После захватывающего и «цепляющего», по-настоящему страшного, тугого начала, самой большой, на мой взгляд, удачи романа, повествование здорово сбрасывает обороты и переходит в какую-то абстрактную плоскость. В контрасте с правдоподобной первой сотней страниц остальное воспринимается как кукольный театр, почти как фарс. Причем и в форме нет ни одной свежей идеи, роман похож на конструктор «Лего», собранный из всем известных материалов. В основе лежит история Фауста, переложенная на современный цифровой лад. Хорошо, это можно списать на «новое прочтение старых сюжетов», хотя зачем было выбирать «Фауста», когда недавно на эту же тему вышел пессимистично-маниакальный роман Суэнвика, мне лично не понятно. Но остальные-то моменты зачем было так нагло переписывать из всего подряд? Тут мы встретим и «Рыцарей сорока островов» и их оригинал, «Игру Эндера», и идею про молодого Фауста (что нужно Фаусту в 14 лет? Деньги, слава и женщины! Ладно хоть без Рисвинда обошлись), и популярное в киберпанке «Мир — система, а я — вирус», прилежно скопированное из «Экспериментов Лейн», и даже эстетику «Падения Гипериона». Ближе к концу эта игра в «угадай, откуда авторы позаимствовали это» настолько затмевает сам роман, что всерьез его воспринимать уже невозможно.

Итог: И да, финал. Он вбивает последнюю крышку в гроб этого монстра Франкенштейна от современной массовой культуры, которого даже изрядной самоиронии авторов, увы, не спасти. По-ученически выверенный, он, кажется, скопирован отовсюду сразу. Одно в нем хорошо: логике предыдущих трехсот страниц не противоречит. И на том спасибо.

Рекомендация: Средняя. Роман не пуст, но стойкое чувство дежа-вю, помноженное на здоровый скептицизм, при прочтении вас, скорее всего, не покинет.

Спасибо Imoto FF за книгу! :beer:

Оценка: 6
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 февраля 2012 г.

Вызвало ассоциации:

Матрица — в большей степени.

Диптаун — в меньшей степени.

Я не хотел читать «Цифрового». Прежде всего из-за того, что мне абсолютно не понравилась «Вита ностра» и браться за новую вещь Дяченко я не планировал еще долго. Но уговоры друзей и вовремя вышедшая аудиокнига (в отличном, кстати сказать, качестве) сделала свое дело. Итак.

Мальчик Арсен — прирожденный геймер. Гений компьютерных игр. Все свое время он проводит за компьютером. Плюет на школу, друзей, забывает поесть: главное для него — любимая игра. И когда, благодаря случайному знакомству, у него появляется возможность стать сотрудником большой компании, тестером новых компьютерных игр, он не может отказаться.

С самого начала приходится приучать себя к некоторой условности происходящего. Авторам довольно достоверно удалось передать внутренний мир геймера, но в современных ММО они разбираются весьма средне. Например, любимая игра Арсена — «Королевский бал», в которую по книге играют миллионы, в которой крутятся просто бешеные деньги, в реальной жизни обречена на провал. 99% игроков — манчкины, их не интересует отыгрыш роли: главное прокачать самого крутого перса, с лучшим оружием и броней. Что это за игра такая, в которой большую часть времени приходится трепаться с другими игроками (интриговать)? Геймеру интересней ходить в инсты и на арену. Болтать можно и в соцсетях. Иногда авторы забываются и допускают совсем уж детские ошибки, например, персонажи начинают перебивать друг друга, переписываясь в чате. Но венец творения это, конечно же, эпичная фраза: «Арсен огляделся. Максим бросил ему мышь, Арсен поймал в последнюю минуту.» Интересно, сколько минут до Арсена летела мышка? :wink:

Собственно, первая половина романа — отбор претендентов путем простых на вид, но имеющих второе и третье дно компьютерных игр, интеллектуальный поединок прирожденных манипуляторов — самая интересная часть романа. То, что происходит дальше, мы уже видели в «Матрице». Во всех трех фильмах, ага. С тем отличием, что Нео больше заботил вопрос, как забить 100500 агентов Смитов фонарным столбом, на плечи Арсена же ложиться знаменитая дилемма человека-паука: «большая сила — большая ответственность». Психологично, но очень уж популярно, заезжено.

Меня больше заинтересовал другой уровень проблематики. Где кончается виртуальный мир и начинается реальный, как быть с вопросами морали, если окажется, что мы живем в виртуальности, можно ли и стоит ли ко всем этим ПЕРСОНАЖАМ относиться по-человечески? На протяжении всего романа авторы подводят к этой проблеме, сначала задавая абсурдные с виду вопросы: морально ли оставить щенков-тамагочи одних или ударить в игре женского персонажа. С каждой новой главой дилеммы становятся все острее, а граница между реальностью и виртуальностью истончается. Это уже действительно оригинально и ново.

Концовка, как ни странно, (уж очень многие ее ругают) мне понравилась. Я нахожу ее абсолютно логичной и закономерной: великий манипулятор, Арсен, не смотря на полученные сверхспособности, остается обычным подростком, он с легкостью берет на себя ответственность за жизни миллионов абстрактных людей, но угроза жизни для одного знакомого, пусть больше и не нужного ему, человека ставит Цифрового в тупик.

Итог. Роман понравился куда больше первой части. В нем нет гимна БДСМ как лучшему и единственному способу метаморфоз — главного бича «виты». Метаморфозы с главным героем происходят не менее значительные, но метод их достижения принципиально иной.

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 октября 2011 г.

Наверно много таких людей, которые как я твёрдо решили после первой книги прочитать всю трилогию «Метаморфозы». Это само собой разумеется под впечатлением от такого яркого и мощного романа, как Vita nostra. И конечно же много людей сходу буквально споткнулись о совершенно другой уровень качества в романе «Цифровой». И это если ещё учесть, что благодаря ФантЛабу я был готов к спаду. Тем более было сильно моё разочарование. В буквальном смысле. Разочарование.

Я не увидел в книге никакой новизны и ничего стоящего внимания. А увидел лишь весьма вторичную историю подростка, который живёт параллельно в реале и виртуальности. В игре. Начало романа до такой степени скучное и заезженное, что сразу же возникший скепсис не пропадал до самого окончания книги. Помню ещё в детстве у меня было несколько книг из подростковой детективной серии «Чёрный котёнок». Среди них была книга «Вор понарошку», не помню автора. Она начиналась точно так же. Один в один. Вот герой в игре, что-то там делает, читатель пытается понять что именно, что за устройство мира, что за персонажи. Потом он из игры выходит и мы видим, что у него родители, школа, повседневная жизнь, но его тянет как магнитом назад в игру. На редкость заезженно. Мне кажется все детские и подростковые книги на эту тему так начинаются. Я уж не буду особо вспоминать «Лабиринт отражений» Сергея Лукьяненко, который и так наверное всем вспомнился. Опять почти точно такое же начало. Или рассказы на эту тему других отечественных авторов, да хоть того же Леонида Каганова. Ощущение, что для развеивания вопроса о том, как начать произведение многие начинают с показа ГГ в виртуальности или игре, в качестве пролога, а потом полное знакомство с ним уже в реальной жизни, и считают это оригинальным. Но я никак не ожидал, что и М. и С. Дяченко тоже посчитают это оригинальным. Вот поэтому и возникло сразу же скептическое отношение. Показалось, что и дальше роман будет идти по наезженной. Так в принципе и оказалось.

Сугубо подростковая книга, которая мало чем заинтересует взрослого читателя. Впрочем и подростка тоже. И это несмотря на то, что писатели по всем законам жанра постарались там и сям расставить сюжетные обороты, которые должны заинтересовывать читателя и удерживать его за книгой. Неразделённая любовь, первый секс, мечты о всемогуществе, война и соревнования, прикосновение к знанию об инородном разуме и уверенность героя в том, что он избранный, проецирование его характерных качеств на читателей той же возрастной аудитории. А уж те, кто знаком с романом «Vita Nostra» и подавно. Они буквально обречены на мысленное сравнение с прототипом и убеждение в том, что роман «Цифровой» во многом повторяет и даже копирует «Vitу», что в сравнении «Цифровой» смотрится бледно и проигрышно и что сюжет практически высосан из пальца, концовка совершенно никакая и неубедительная и что такая же была в конце «Лабиринта отражений», когда ГГ растворился в дип-программе и слился с Сетью, заглянул в каждый дом, в каждый компьютер, стал всемогущим на какое-то время.

Арсен не вызывает ни жалости, ни сочувствия, ни сопереживания. Вроде бы обычный подросток с завышенным самомнением и не лишённый достоинств и благих намерений, однако я как читатель остался к нему равнодушным, а значит и остался равнодушным к тому, что он делает.

Книга и сюжет скучноваты. Как-то всё обыденно, постепенно... Руководитель Арсения, таинственный Максим, никакого благоговения не вызывает. По причине того, что образ его выписан карикатурно и однообразно. (Как какой-то придурок и херувимчик, весь добрый, справедливый, и всё с улыбочкой и тщательным разжёвыванием ( пусть эти определения останутся в скобках литературной рецензии)). Скучно и мелко. Ни одного глобального события или даже намёка на это. Сколько бы персонажей в книге не было, постоянно кажется, что только Арсений, Арсений, а остальные как чёрно-белый схематический рисунок. И про судьбу ни одного из персонажей не рассказано внятной истории или предыстории. Появились и ушли вникуда, оставив после себя крохотный след в памяти и ни следа в эмоциях.

«Vita Nostra» тоже оставила после себя множество вопросов. Но после неё казалось, что это достойный и правильный ход. Как бы дальше всё предоставляется воле читательского воображения и фантазии. А здесь всё топорно и неестественно. Вроде бы наоборот, концовка есть, но вообще не в тему. Главный конфликт остался без финала. А остался ли жив Арсен, или продолжает жить его резервная копия, а сам он как персонаж своего Министра и окончательно растворился в игре, меня это волновало во вторую очередь.

Иногда оценка пять означает твёрдую среднюю оценку. Но в данном случае это оценка разочарования. Были в книге и положительные моменты, но маловато и как-то слишком стандартно. Оценка за «Vita» для сравнения была твёрдая десять.

Оценка: 5
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 мая 2009 г.

Тема, поднятая в новом романе супругов очень актуальна. Да, не нова: феномен виртуальной жизни, пусть иллюзорной, зато такой насыщенной и интересной, исследовался и раньше. Однако, перед нами не разоблачительная агитка, не сухая монография и не простая констатация фактов. Нет. В мире «Цифрового», очень и очень похожем на наш, человеческие отношения не нужны. Зачем встречаться с живыми друзьями, если в блогах кипят страсти по погибшей во время пейнтбольной сессии девушке? И что с того, что девушку эту и в глаза никто не видел, ведь она успела стать ближе, чем родные, семья – через записи в дневнике. Что с того, сто сын не ходит в школу, если по телевизору ежечасно сообщают все более волнующие новости, так, что не оторваться?

В семье четырнадцатилетнего Арсена Снегова все прекрасно. Молодая и красивая мать, успешный отец и, для полного счастья, собственный, никем не оспариваемый компьютер. Мальчик существует с «реале», а живет, полноценно и полнокровно, лишь в Сети. Бизнес, онлайн-игра, в которой он, благодаря выдающемуся стратегическому интеллекту, занимает очень и очень значимое положение, интриги, влияние, власть… Он принимает это как должное. Если бы еще родители не тревожили пароксизмами спонтанного семейного инстинкта, что отрывает их от ноутбука с телевизором, все было бы совсем идеально. Но что есть, то есть, и накануне крайне ответственного игрового мероприятия, ставящего на карту все достижения Арсена-Министра, он остается без ставшего родным компьютера. Ему кажется, что это крах, конец, но это лишь начало.

А дальше – удивительный знакомый Максим, эксцентричный молодой человек; новая работа, тренинги, все более причудливые, все больше смахивающие на эксперименты; новые возможности… И новые открытия, все более пугающие.

Не могу сказать, что роман сильно насыщен действиями, событиями. Однако, описания действий, реакций и их динамика, попросту, пугают. Манипуляция через информацию? Сколько угодно. Дозируя информацию, можно менять мотивацию, менять жизненные ценности, да так, что навязчивые, зомбирующие рекламные ролики покажутся детскими играми в песочнице. Зачем тратить душевные силы на общение с живыми людьми, терпеть неприятных личностей, добиваться чего-то, испытывать душевный дискомфорт? Ведь гораздо проще и приятнее уйти в Сеть, заблокировать нежелательных пользователей, погладить свое самолюбие иллюзией помощи кому-то – ведь это так просто, скопировать ссылку и переслать друзьям. И для этого не надо даже отрывать седалище от кресла. А если нужны сильные эмоции – милости просим в игры. Боевой азарт, иррациональный страх, глубокое сопереживание, мощное «чувство локтя» — да все, что угодно! Вот если бы можно было еще и не возвращаться в опостылевший «реал»…

Вот Арсен и работает, старается, чтобы сказку сделать былью. Принимает все более щедрые дары благодетеля-спасителя Максима, стараясь не задумываться, чем же и когда придется за них платить. Ищет, пытается отмечать малейшие следы того, что Максим управляет им, использует в своих целях… И не находит. И не найдет – это выше понимания человека.

Роман написан довольно несложным языком, хотя и встречаются в нем яркие сравнения, образы, метафоры. С «Vita Nostra» его сравнивать сложно — на мой взгляд, объединяет романы только допущение: удивительные возможности, но чтобы их обрести, нужно чем-то пожертвовать, через что-то пройти. Если Саше приходится получать новые знания с огромным трудом, то Арсену их просто дарят. Однако, цели обучения и последствия разные. Саша сможет созидать, а Арсен так и останется орудием, плохо понимающим, что и зачем, а главное, для кого он делает.

Показательна перекличка названий — «Vita Nostra» — и «Brevis est», казалось бы, одна строка из Гаудеамуса, а какой жуковатый смысл появляется при разделении...

Финал романа кажется слабоватым, но ряд поднимаемых вопросов заставляет задуматься. На их фоне меркнут даже не особо правдоподобные персонажи-подростки и некоторая неповоротливость действия.

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 декабря 2011 г.

Кажется, я сейчас напишу ересь. Судя по отзывам, большинство читателей считает, что «Vita nostra» лучше «Цифрового». Мне показалось наоборот. Сюжетная схема у обоих романов настолько одинакова, что и не отличишь

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
(собственно, вся разница: превращают людей в слова или в компьютерные программы).
Но в «Цифровом» меньше отвратительных подробностей, из-за которых «Vita nostra» оставляет такое гадостное впечатление. Так что второй роман «Метаморфоз», к которому после первого я приступала с опаской, понравился.

Правда, сам по себе устрашающий образ всемирной паутины меня не особенно затронул — может быть, потому что я не геймер и не блоггер. А вот история противостояния одинокого подростка и могущественного инопланетного разума зацепила. Как и тема бесконечного одиночества современного «атомизированного» человека. Словно вопль отчаяния: ведь была же и другая жизнь, где были и вылазки на природу, и семейные вечера, и, главное, роскошь человеческого общения. Как же получилось, что экран монитора заслонил близких людей?!

Да, еще одно. В отзывах порой читаю, что в романах Дяченко главное — любовь. Романтическая, всепобеждающая. Да и сами авторы говорят о том же. И потому особенно любопытно, что ни Арсен в «Цифровом», ни Саша в «Vita nostra» любить не умеют. Вот манипулировать партнером: захотел, приманил, не захотел, оттолкнул — это сколько угодно. А любить не умеют и даже не хотят. Впрочем, в «Цифровом» любовь все-таки есть. Чистая, самоотверженная, доверчивая любовь Ани. Хм, и какую роль она играет в сюжете?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В «Ведьмином веке» искренняя любовь Клава и Ивги загоняет происходящий кошмар в кольцо, выхода из которого — вопреки видимому оптимизму финала — не видно. В этом романе любовь — просто приманка в руках манипулятора.
А ведь это страшно, правда?

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 декабря 2011 г.

Конечно, гипербола.

Конечно, метафора.

Конечно, повторы, которые я предпочту назвать «цитатами» из первоисточников.

Но пробирает до «мяса», потому что написано мастерски.

Сюжет динамичен и увлекателен, хоть и выдает странные коленца: сомнительная Избранность главного героя, поразительная «недогадливость» Ани, незавершенность «эпифитной» идеи, бессмысленные «цифроказни»...

Но не сюжет — главное в этой книжке. Главное — диалог Максистофеля и Арсена. Жаль, что, Арсен, будучи вполне интересным собеседником вначале, скатывается в банальный подростковый протест, начиная с середины. В итоге, информационные технологии все больше подаются, как несомненное зло, зомбирующее и преобразовывающее человечество в двоичную систему «свой-чужой». Что так было бы и без «цифры» говорит вскользь лишь Терминал, доверие к которому подрывается искусственно несколькими страницами ранее.

Тема манипуляции развивается очень и очень здорово, и в конце явно подается простая мысль: абсолютно свободным может быть только машина — не человек. Именно любовь, сострадание делает нас людьми. Они же и позволяют манипулировать нами. Наши слабости, страсти — благодатная почва для обмана, но без них невозможно дышать эту жизнь полной грудью.

И что самое забавное — не только Арсен выбирает «человечность». Максим, носящийся с закомплексованным подростком, как дурень с писанной торбой, кажется куда более человечным, чем большинство, введенных в роман, персонажей. Уж не знаю, зачем, но именно такой образ старательно вывели авторы. Образ (не)антигероя, которого беспокоит осознание того, что «человечество — щенки в темноте, которые ждут, когда Он вернется». Ему надо улететь к себе, но все больше привязываясь к «щенкам»...

Да, он просто превратится в Пандема :wink:.

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 июня 2009 г.

“Виртуальность” давно осознана как среда, во многих отношениях равноправная “реальности”. Осознана не всеми — опыт “виртуальности” есть пока не у каждого, не всем она и доступна по разным причинам. Кому-то просто технически недоступна, кому-то категорически чужда как концепция. Очень многие не видят вообще никакой необходимости “убивать время” в виртуальных пространствах — имея в виду, как правило, игры.

Между тем “виртуальность” изначально не была “игровым” пространством, игры стали лишь одним из её специфических расширений. Дяченко очень точно подмечают в “Цифровом” и другие виды “виртуальности” — блогосфера, телевизионная реальность и прочие реализации, более “приемлемые”, например, для поколения родителей, но обладающие практически теми же качествами — они перетягивают на себя значительную часть личной и социальной активности современного человека.

“Виртуальность” дает нам новые степени свободы. Новые (и очень привлекательные) способы самореализации. Новые инструменты взаимодействия с тем, что уже давно имеет смысл обозвать “виртуально-вещественным” континуумом, подчеркивая тем самым органичное единство его информационной и материальной составляющих. Мир давным-давно управляем не только делом, но и словом, его можно совершенствовать и разрушать не только кувалдой, но и воображением.

Обо всех этих важнейших вещах (и о многом другом) и написали Дяченко в “Цифровом”.

Для любого другого автора это был бы более чем достойный роман, но именно как роман Дяченко “Цифровой” выглядит недостаточным. Такое впечатление, что авторы разрешили себе целый ряд послаблений и упрощений, которые я ожидал бы встретить у писателей менее высокого класса. Да, “виртуальность” и “реальность” во многих проявлениях сходны, но и различия между ними крайне существенны. Игнорировать эти различия нельзя — это мгновенно низводит текст до неприличного для него уровня условности. Вот Дяченко убедительно пишут о том, что в игре нельзя “надавить” на персонажа, но можно вместо этого в реальности “надавить” на игрока. Например, физическими пытками вынудить “сдать” логины-пароли (хотя украсть их через какой-нибудь троян дешевле и безопаснее) и отнять ценного игрового персонажа. Да, бывает. Только в “реальности” это и работает, в “виртуальности” физических пыток быть не может. Однако авторы такие “виртуальные” пытки в одной из сцен упоминают, тут же избавляя эпизод от всякого правдоподобия. Да, имитация физических пыток возможна и в “виртуальности” — как элемент игрового поведения персонажей, по взаимному их согласию. Но такой имитацией можно выдурить, естественно, только имитацию признания, что для использованной в романе ситуации совершенно без надобности… Может, Дяченко намеренно придают “виртуальности” нехарактерные для неё свойства “реальности” — так же, как они придают “реальности” свойства “виртуальности”. Но это же довольно очевидная ошибка — в отношениях “реальности” и “виртуальности” присутствует фундаментальная однонаправленность: “реальность” включает в себя информационную составляющую, общую с “виртуальностью”, но “виртуальность” от физической составляющей свободна.

Зато она не свободна от возможностей эмоционального, эстетического и психологического давления на игрока. Это делает “виртуальность” удобным полигоном для психологов и психопатов, а также дает великолепный материал для “инженеров человеческих душ” (кто бы что под этим эвфемизмом ни понимал). “Виртуальность” фактически работает и как интерфейс к человеческой психике. Чем, кстати, и пользуются вовсю некоторые особо продвинутые персонажи “Цифрового”… Но пользуются, опять же, как-то не всегда уместно и убедительно.

С подростком Арсеном, центральным героем романа, связана прежде всего тема власти (или даже Власти): завоевав и потеряв власть в виртуальном мире, он затем получает возможность реализоваться и как “повелитель” мира реального с примерно теми же возможностями, что и герой фильма Алекса Пройаса “Темный город”. Его взаимоотношения с новообретенными возможностями стали одним из серьезнейших пластов романа, но я совсем не уверен, что авторы эту тему “вели” сознательно. В тексте она выглядит самопроявившейся, что ли. В композиции, построении текста, в диалогах о соотношении целей и средств, силы и ответственности я не вижу стройности и, как бы это сказать, авторского результата. Отдельные эпизоды иллюстрируют отдельные тезисы, но в целостную картину не складываются. Например, парные эпизоды, в первом из которых родители лишают Арсена доступа к компьютеру и игре (и тем самым фактически “запускают” сюжет романа — очевидно сверхзначимый эпизод для самого Арсена), а во втором уже он сам лишает мать доступа к ЖЖ, никак не соотнося его для себя с эпизодом первым. Выстроен второй эпизод как проверка Арсеном его возможностей с попутным “спасением” матери от ЖЖ-зависимости; заканчивается все восстановлением status quo и размышлениями о допустимости вмешательства. Но размышлениями уже после, хотя Арсен не мог не осознать, хотя бы интуитивно, что для матери “отлучение” от сети окажется не менее травматичным, чем для него самого было отлучение от игры! Странно, что авторы, которые не упускают случая постулировать высокий интеллект Арсена, периодически разрешают ему поступки, которые при столь высоком интеллекте, мягко говоря, маловероятны, даже с поправкой на тинейджерские заморочки…

Широкая концептуальность романа отыгралась на его глубине. Можно долго и со вкусом обсуждать парадоксы сочетания свободы и принуждения между учителем и учеником, можно гадать, каковы же цели учителя при таких-то средствах и насколько эти средства уместны вообще — здесь есть где развернуться. Но ни одна из этих тем не взята в романе с той глубиной, которую я счел бы хотя бы минимально достаточной…

Итого: “Цифровой” — мощнейший по задумке роман, которому чувствительно повредила беглость исполнения. Не радует меня и то, что он во многих отношениях напрашивается на сравнение с “Vita Nostra” (и речь не только об их ассоциативных и тематических связях) — но при сравнении катастрофически проигрывает. Конечно, проиграть самим себе — это не так трагично, как проиграть кому-то ещё. Но это, увы, все равно проигрыш.

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июля 2014 г.

Как вы считаете, какие самые известные фантасты на постсоветском пространстве? Ладно, это был глупый вопрос. А какие самые именитые, помимо Лукьяненко? Если вы ответили Марина и Сергей Дяченко, то вы недалеки от истины, а точнее попали в самую точку.

«Vita nostra brevis est, Brevi finietur» цитатой из Гаудеамуса авторы представляют основной замысел цикла «Метаморфозы», который был начат романом «Vita nostra». Что было в Вите? Хорошие персонажи, занимательный сюжет, прекрасный язык... неплохие мысли. Всё это делало этот роман запоминающимся, самобытным и не без изюминки. Однако, говоря о сиквеле, пусть и не прямом по сюжету, но прямом по развитию мыслей, авторы рискуют попасть в ловушку. «А сможете? Это вам по силам? Сможете, повторить успех предшественника или же нет?». К счастью, в случае «Цифрового» можно ответить утвердительно, ибо роман действительно очень и очень хорош. У Дяченко получилась очень вкусная и «питательная» книга, среди ингредиентов можно отыскать киберпанк, гуманитарную фантастику, психологический роман... Жанры можно перечислять долго, но ни один из них не будет подходить полностью, слишком много всего было сброшено в котёл.

Главная особенность «Цифрового», как и всякой хорошей книги в том, что её можно воспринимать совершенно по-разному.

С одной стороны, это заново, в авторском видении, пересказанная история о докторе Фаусте и Мефистофеле. Или очередная вариация на библейскую легенду о Еве, запретном плоде и Змее-искусителе. Или, совсем обобщая, вечная история о человеке, который захотел чего-то настолько сильно, что Дьявол явился к нему, любезно предлагая контракт со всеми обязательствами и правилами юрисдикции. Вот вам иголочка, а теперь, пожалуйста, поставьте подпись вашей собственной кровью из пальца, будьте так любезны!

С другой стороны, это великолепно рассказанная история о власти и всемогуществе, а точнее о том, кто достиг в деле управления и манипулировании наивысшего искусства и о том, кто лишь начинает постигать эту, вне сомнений, «полезную» науку. Речь идёт, конечно, о Арсении Снегове и Максиме. Последний чем-то напоминает Петира Бейлиша из сами-знаете-какого-цикла, по типу личности они очень схожи. Оба — «кукловоды», оба любят планировать свои действия на несколько шагов вперёд, оба — хитрые, вёрткие и чертовски обаятельные личности. Главное их различие состоит лишь в том, что они преследуют разные цели. Да, Мизинец хочет богатства, власти и славы, но это человеческие ценности, к тому же у него есть и вполне очевидные слабости вроде тщеславия, привязанности к любимой женщине... Максим же совсем другой. Его цели до конца романа покрыты завесой тайны. И как оказывается он действительно не человек... хоть и преследует вполне человеческую цель, но методы её достижения у него явно другие.

Это подводит нас к другой грани романа — это ещё и отличная ксенофанстастика. Внеземной разум, который представляет из себя Максим выписан колоритно, устрашающе и что главное... узнаваемо. В этом-то и весь страх и возникающий дискомфорт, ведь то, что творит Максим в нашем мире, не вымысел, а самая что ни на есть правда, только преобразованная и поданная под фантастику.

И таким образом, мы подходим к самому простому (но не последнему), внешнему слою книги. О том как наш век влияет на нас. Обилие рекламы, люди, тонущие в море лжи, подмена понятий и ценностей, когда интернет, блог, телевизор, компьютерные игрушки — становятся основой жизни, и виртуальный мир становится намного реальнее настоящего. Ярче всего это показано на персонаже Арсения. Он не представляет себе жизнь без компьютера, он ярко выраженный эскапист, он тот, кто полностью отдал себя ролевой игре — солнце в ней для него реальнее настоящего, запахи ощутимее, а чувства намного сильней...

К чему ведёт подобное, прекрасно показано в последней главе, а вкупе со всемогуществом, которым наделил пятнадцатилетнего подростка Максим, это становится ещё отчётливей и ярче. Практически полная замкнутость, циничность и постепенная утрата любви и человечности...

Допускаю, что я многого не увидел в романе. Но на то он и роман, чтобы открываться постепенно, каждый раз поворачиваясь доселе неведомой стороной!

В отличие от «Vita Nostra» у «Цифрового» есть один хороший козырь — очень правильная и не смазанная концовка. Да, она мрачная, даже пессимистичная. С другой стороны, пессимистичная не значит безнадёжная и в конце Арсений вновь становится человеком. Людей судят по поступкам, а не по тому, что говорит им там программа в голове...

И это ведь я сказал только про смысловую составляющую! А как же другие персонажи, ведь не только всё на Максиме и Арсении строится, как вы могли подумать? Нет, колоритных героев здесь хватает — мрачный и опасный Толик, недоступная Аня, искренняя Ирина «Баффи» (привет, фанатам сериала) Игнатова, родители Арсения... Они сразу врезаются в память, поверьте.

Про сюжет, я думаю, говорить смысла нет. Достаточно лишь упомянуть о его увлекательности, скучать он не даёт.

Словом, прекрасный роман. Рекомендую всем, кто ценит хорошую фантастику и литературу, а также желает узнать о том, что творится «в наших пенатах».

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июня 2009 г.

Интересно, интригующе. И все же — нет, это не «Вита», это куда слабее. И даже не потому, что просматриваются отсылки к чему угодно, от «Матрицы» до «Автостопом по Галактике»: это вполне может быть сознательным авторским ходом. Но — Арсен в первой части слишком многоопытен для подростка (привет от Карда с его эндеровским циклом и детками, перетряхивающими цивилизацию); а во второй части он вдруг демонстрирует более нормальное подростковое поведение — и это уже никак не вяжется с тем образом политического вундеркинда, что был задан поначалу. Мальчик, бывший в игре Министром, игравший так, что никто не заподозрил в нем ребенка, — должен быть а) достаточно жестким и практичным в жизни, и б) не только отличным психологом (без чего невозможно успешное манипулирование), но и достаточно начитанным. Поскольку чутье — чутьем, а есть какие-то понятия, какие-то вещи, которые взрослый человек должен знать. И совершенно неубедительно выглядит, когда ближе к концу Арсен вдруг начинает появлять альтруизм, дикую наивность в некоторых вещах и порядочное невежество. А уж последнее его выступление вообще... полное ребячество. Не верю, как хотите. Уж дали заявку — так держите до конца.

Очень много софизмов, слишком много. И если Максим и должен говорить софизмами — роль такая, — то софизмы с обеих сторон не радуют. Причем где-то там должно быть и авторское мнение — и оно тоже оказывается софизмом.

(Кстати, мне тут профессионально объяснили, что двоичный код вовсе не обязателен, так что вся лекция Максима на эту тему неверна изначально.)

Кроме того, я страшно не люблю, когда мною манипулируют. А здесь у меня возникает именно впечатление манипуляции, то есть настойчивого подсовывания авторского мнения. И это раздражает — хотя, по большому счету, с многими авторскими выкладками я могу согласиться. Но и передергивание имеет место, и это тоже раздражает: не люблю, когда мне делают «сидеть — бояться». Скажите, сидеть каждый в своем углу с книгой в руках — нормально? Но ведь и в книге жизнь виртуальная... Если бы папа собирал марки, мама пропадала бы целыми днями у подруг (живых), а Арсен с утра до ночи читал бы Канта — было бы лучше? В принципе-то я понимаю, что всё это аллегорически и превращение человека в цифровой персонаж — не менее метафорично, чем превращение человека в глагол в повелительном наклонении. Но в данном случае за всем этим мне видится игра на обывательских страхах: а) очень модное нынче — некие темные силы «все места захватили и влияют»; б) жупел нашего времени — компьютер, который чегой-то излучает, мозги оглупляет и вапче жить не дает. Да еще, того и гляди, вирусов от него нахватаешься. 20 лет назад точно так же стращали телевизором — теперь устали и на компы переключились. А 50 лет назад провозглашали, что вредно много читать: зрение портится, и вообще. И я чем дальше, тем больше, слушая все эти истерики по поводу компьютера, вспоминаю: «А чтобы зло пресечь — собрать бы книги все да сжечь!» В темные силы я не верю ни на грош. Но кому и зачем нужно отвадить людей от мощнейшего источника информации, скажите мне?

Если идея книги в том, что страшные компьютерные технологии нас зомбируют, — это печально.

И кстати, разговоры о манипулировании в книге — по большей части тоже софистика. Любое взаимодействие двух людей можно обозвать манипуляцией, если у тебя паранойя. Кто так боится манипулирования, пусть идет в отшельники.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу