Алексей Иванов «Тени тевтонов»
- Жанры/поджанры: Мистика | Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Восточная Европа ) | Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век | Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой | Артефакты | Путешествие к особой цели | Проклятие | Фантастические существа (Демоны, черти )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
1457 год. Враги штурмуют замок Мариенбург – столицу Тевтонского ордена. Тевтонский магистр бежит в Пруссию.
1945 год. Советская армия штурмует прусский город Пиллау. И теперь от врага бежит нацистский гауляйтер.
Что общего между этими событиями?
Их объединяет древняя тайна крестоносцев – тайна Лигуэта, меча Сатаны.
«Да, пьесы оказались на разных языках, и драматурги не ведали друг о друге, но символ, порождающий действие, всегда выстраивал свой неизменный родовой сюжет: если роза – то любовь, если меч – то война».
И повторение истории – всегда путь к Сатане.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 290
Активный словарный запас: очень высокий (3413 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 21%, что гораздо ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2021 // Книги — Мистика и хоррор года |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kagury, 14 июня 2024 г.
Пожалуй, самое удачное в этой книге – это ее название. Оно красивое, запоминающееся и обещающее. Ну и, пожалуй, небольшая горстка изящных формулировок напоминает читателю о том, что это все же роман:
«В обыденном и ничем не примечательном настоящем беззвучно, как вода, проступало прошлое. События не совпадали точь-в-точь; мерцающие времена отражали друг друга неявно и расплывчато, будто акварель сквозь акварель. И всё же созвучие времён не было самообманом. Да, пьесы оказались на разных языках, и актёры в них играли не те, и драматурги не ведали друг о друге, но символ, порождающий действие, всегда выстраивал свой неизменный родовой сюжет: если роза – то любовь, если крест – то распятие, если меч – то война».
Все остальное – плохо. Не просто плохо, а ужасающе плохо. Читаешь книгу – словно продираешься сквозь густые засохшие заросли, через которые ничего не видно. И ладно еще это было бы ради чего-то. Нет. Это такой чистый мазохизм для любителей немецких слов.
Вот примерно так выглядит основная масса текста:
«Полвека назад поляки и литвины разгромили орденскую армию в битве у деревни Грюнвальд, но не довели дело до конца: не разорили гнездо злодея. И теперь стало только хуже. Возмещая убытки, Орден обложил свои торговые города огромными налогами; день святого Мартина – срок уплаты – стал чёрным днём для всех купцов. У длинных причалов Гданьска, Эльблонга и Кралева загружались сотни кораблей, и орденские гроссшеферы давили соперников неправедными ценами, продавая товар стоимостью в марку всего за три фирдунга. Никто из торговцев не мог соперничать с Орденом, к тому же тот забрал себе самую выгодную торговлю – хлебом и янтарём, «замландским золотом». А вольная Ганза неудержимо богатела. Конечно, купеческие города подняли бунт. Возглавил его Гданьск. А король Казимир, конечно, поддержал этот мятеж».
«За пять лет войны в недрах Пиллау успели соорудить два обширных комплекса. «ZIF» располагался в центральной части города и включал в себя Шведскую цитадель, форт «Восточный», прибрежные батареи и минный завод в форте Штиле. «HAST» находился под горой Швальбенберг; он объединял секретные объекты Военной гавани, судоверфи концерна «Шихау» и батарею «Камстигаль». Комплексы были связаны через станцию подземной железной дороги. Дорога от станции уходила к порту Фишхаузена; завершить её не успели, но всё же подключили к системе коммуникаций бункер в Лохштедте и две батареи – «Нойхойзер» и «Крест святого Адальберта».
Бессмысленная избыточность терминов особенно раздражает:
« С надсадным воем в стены замка друг за другом били молнии, их метали тысячи длинных пушек «шарфметцен» – «метких девок». Бальга осатанело пылала со всех сторон; в дыму оседали, разваливаясь, бургфрид и данцкер, стены и башни, форбург и барбакан».
Ни одной сноски при этом нет! Словарь читать и то интереснее. Как минимум, информативнее.
Сюжет практически отсутствует. В книге вообще есть только одна мысль, не новая и не оригинальная: история повторяется по спирали. Остальное – это бессмысленное и почти хаотичное нагромождение имен, названий, терминов, персонажей – одинаково пустых, скучных и в 99% случаев совершенно ненужных ни для истории, ни для сюжета, ни для чего. Такое ощущение, что автору платили за число знаков, вот он и громоздил слова одно на другое, не давая себе труда хоть как-то их оживить.
В общем, это были эмоции. Простите. Да раздражение просто зашкаливает.
Теперь по сути. О чем это все вообще, кроме демонстрации того, что автор нашел старую книжку с кучей всяких названий?
Книга дважды распадается на две части, простите за тавтологию. С одной стороны — средневековье и 1945 год. В обоих временах некто Клиховский занимается поисками волшебного меча Лигуэта, принадлежащего дьяволу.
«Он рассекает любую материю: и булат, и гранит. А тот, кто держит его, освобождается от расплаты за дела, сотворённые этим оружием».
«Этот меч создаёт воинов, которым нет равных, – прошептал Рето. – Греки называли их анастифонтами. Если вонзить Лигуэт в сердце человеку, то человек умрёт и станет анастифонтом. Он исполнит любой приказ того, кто владеет священным мечом. Он не изменит, не обессилит и ничего не убоится. А когда Лигуэт принимает в своё сердце немец, он воскресает тевтоном».
Меч здесь – единственная симпатичная фантазия автора. С него все начинается, на нем все и заканчивается. Ну, точнее как все. Вмешаны в это словесное варево какие-то нелепые романтические линии, какие-то мутноватые размышления на тему о прощении, победителях и побежденных, ясноглазых немцах и грубых русских («грязные люди в бесформенной одежде и круглых касках напоминали мешки с картофелем»), но это в количестве иголки на стог сена. Фильтровать ради этого унылый текст точно не стоит.
И еще до меня только в финале дошло, чем эта книга так раздражает. Она написана для европейцев, написана так, словно автор ее не из сибирской провинции, а из аккуратного и чистенького европейского городка, которыми он так восхищается.
Второе разделение – жанровое. Первые примерно ¾ книги – это упомянутое выше нуднейшее перечисление слов, почти нечитабельное (а на слух – так и вовсе белый шум, уж не знаю, о чем думали создатели аудио-версии). Последняя четверть – чистейшей воды голливудский боевик в стиле «бей-беги». Подземелья, фонарики, автоматы, взрывы, спасение прекрасных девушек и прочее в том же духе. Это читабельно, но как-то наивно и глупо.
Ну а в самом финале автор (не без смешной гордости!) сообщает читателю, кто есть кто в его зеркальной истории. Мол, смотрите, как я вас провел. Вы-то поди думали, что Сигельд это вот этот, а на самом деле вовсе и нет. Кстати, вот эти параллели может единственное, за что вообще тут можно зацепиться. Сравнивать версии и совмещать картонные фигурки персонажей.
Пожалуй, если бы убрать из книги всю ту словесную диарею, посредством которой автор пытается казаться умным, и немного оживить героев, чтобы скрепить фантастическую часть и историческую, то вышло бы средненькое фэнтези. Может даже не очень скучное. Но оно не вышло. И если про послевоенное время еще хоть как-то можно читать, то рыцарская часть – совсем безнадежна. Это абсолютно безвкусный винегрет из всего подряд. Польша, Пруссия, Тевтонский орден, волшебный меч, инкубы, Ватикан на заднем фоне, шляхта. Даже самый плохой и бездарный учебник истории и то будет выглядеть приличнее.
Книга написана, пожалуй, в стиле «Сердца Пармы» — которую я когда-то из соображений интеллигентского мазохизма таки дочитала в свое время. Такой же тяжеловесный слог, такая же скука и бряцанье железом. Но там хотя бы пунктиром была намечена сюжетная линия, не говоря уже о том, что читать про русские территории все же немного интереснее, чем про абсолютно чуждую мне Польшу и Пруссию.
«Тени Тевтонов» получают приз в номинации «худшая книга года»! Я, конечно, всегда знала, что Иванов – так себе писатель, но не думала, что настолько плохой.
URRRiy, 24 февраля 2021 г.
Профессионально-развлекательная вещь с претензией на историчность и интригу мистического свойства и явным расчётом на экранизацию. Как и миллион ей подобных вполне способна расслабить мозг. Но шедевром отнюдь не является — слишком много неестественных элементов, причем сделанных откровенно для кинематографии. Во-первых поведение женщины – капитана, да ещё особого отдела, никак не является ни нормальным ни даже возможным в условиях того времени. Во-вторых, мотивы шляхтича, пусть и захудалого рода, напоминают анекдот о двух ковбоях, которые забесплатно дерьма наелись, только с тем отличием, что этот «ковбой» был один, зато употребил «двойную порцию».
Второстепенные персонажи, военнослужащие — автор опять таки на ровном месте рисует невозможные априори конфликты с нарушением служебной субординации. Замысел понятен, на экране это будет эффектно, но книга — это всё-таки не сценарий к игровому кино, читать подобное ... просто неприятно.
Много лишних исторических подробностей , не имеющих отношения к событиям романа, что с одной стороны, отнимает время, с другой — если человек хорошо знает историю, то достает своей ненужностью, поскольку изложенные факты незначительные и попросту неинтересные.
Но больше всего удручает идиотизм (мягко говоря) главной интриги сюжета и цели привлечения потусторонней сущности. Создаётся впечатление, что это результат страшного последствия ковида для мозга автора или, что вероятней, придумано с целью намеренного оглупления несчастных русскоязычных пользователей теле- и аудио- контента.
SeverianX, 1 августа 2023 г.
Алексей Иванов – крайне разносторонний писатель, и все его книги не похожи друг на друга. Из прочитанного мной можно упомянуть драматические «Географ глобус пропил» и «Общага-на-крови», а также вампирский ужастик в пионерском сеттинге «Пищеблок». Что-то понравилось больше, что-то меньше, но ни один роман не оставил равнодушным.
«Тени тевтонов» – мистическая историческая проза, действие которой происходит сразу в двух исторических эпохах. Первая сюжетная линия посвящена падению Тевтонского ордена в XV веке, вторая – событиям в польском городе Пиллау после падения Третьего рейха. В далёком 1457 году бедный польский рыцарь Каэтан Клиховский заключает сделку с дьяволом Бафометом и обязуется добыть для того древний артефакт – меч Сатаны Лигуэт, обладающий магической силой. Если же ему это не удастся, то все его потомки по мужской линии будут прокляты до тех пор, пока Лигуэт не будет возвращен владельцу. В чем же заключается проклятие? Из всех потомков Клиховского всегда будет выживать только один из поколения. В 1945 году Винцент Клиховский, историк и дальний потомок проклятого рыцаря, пытается снять проклятие со своего рода и найти магический меч. Однако сделать это в городе, захваченном советскими солдатами, совсем непросто. Долгое время Лигуэт считался святыней Тевтонского ордена, затем хранился в личной сокровищнице одного из вождей Третьего рейха. Из-за краха фашистской Германии меч оказался утерян. Задача сложна, но на кону судьба сыновей Винцента.
Роман привлек меня в первую очередь историей Тевтонского ордена. О нем я знаю довольно мало. В основном историю его поражения в Ледовом побоище. Для меня рыцарь-тевтон – это воин в белой накидке с черным крестом и ведрообразном шлеме топхельме. Хотелось узнать об ордене изнутри, и с этой задачей Иванов вполне справился. Средневековая часть романа насыщена историческими отсылками и названиями, характерными для той эпохи.
Заметно, что роман писался с прицелом на экранизацию. В героях нет глубины, а вот сюжет очень динамичный и захватывает буквально с первых страниц. В этом есть свои плюсы – читается роман легко и увлекательно. Однако из-за большого количества поверхностно прописанных героев им крайне сложно сопереживать. Лично у меня симпатии не вызвал ни один.
Две сюжетные линии получилась не одинаково интересными. Средневековые главы интересны своим историзмом, но кажутся несколько вторичными. Именно в этой сюжетной линии в основном и представлена мистическая составляющая романа. Тут и коварный Бафомет, соблазняющий жаждущего отмщения рыцаря, и суккуб, помогающая Каэтану в поисках меча. Драма, разыгравшаяся в цитадели ордена, прописана очень интересно.
Линия XX века получилась несколько иной. Персонажи здесь чуть интереснее, а вот посыл, связанный с советскими солдатами, довольно спорный. Они показаны в романе не как освободители, а скорее, как захватчики. Смелые немецкие горожане ведут партизанскую войну, а русские будто бы насаждают им свою волю. Через весь роман «красной нитью» проходит мысль, что русским в Пиллау не рады. Причем именно коренные нацисты показаны отрицательными персонажами, и многократно обличаются. Откровенного преклонения перед фашистской Германией, в чем нередко обвиняют Иванова, я в романе не заметил. Просто точка зрения на события того времени отличная от моей собственной.
Итог: Роман «Тени тевтонов» оставил после себя противоречивое впечатление. Повествование бодрое и динамичное, читать легко. Имеются интересные исторические вставки. Но вот отсутствие глубины и противоречивый идеологический посыл заметно портят впечатление. Заметно, что автор хотел написать блокбастер, нацеленный на экранизацию. Это подход скорее ремесленника, чем творца.
strannik102, 4 мая 2024 г.
Каждый пласт Бытия отбрасывает тени на соседние…
В общем-то, привычная стилистика для Алексея Иванова. Этакое историко-мистическое приключенчество. Насыщенное, плотно проработанное как в событийном, так и в смысловом планах. Ну и немного исторической познавательщины добавлено, причём не всегда очевидно реалистичной, и потому кое-что приходится уточнять посредством Интернета.
Очень интересный подход к раскрытию истинных сущностей персонажей и героев книги, когда, казалось бы, положительные, «хорошие» люди фактически являются «тенями» сущностей совсем не добрыми. Но ведь и правда порой встречаешь в реальной жизни человека и при приближенном знакомстве вдруг осознаёшь его дуалистичность, его скрытые функции, при этом порой сокрытые от самого их носителя (тут, конечно, важно не впадать самому в мистицизм и маниакальность).
А вообще конечно и в реальности есть такие феномены, когда, казалось бы, насквозь материалистическое тесно соседствует с мистическим и отбрасывает в плоскость бытия совсем не такую «тень». И тогда мы начинаем почему-то думать о кармических задачах и предназначениях, и о всяком прочем этаком…
А ещё пришли в голову смутные мысли о том, что все эти божественные чудеса и мистические предметы, в сущности, очень похожи на ситуацию, описанную Стругацкими в повести «Пикник на обочине» — там тоже сталкеры тащили из Зоны всякие предметы неопознанного назначения с весьма необычными свойствами. Так и тут, копьё Лонгина, меч Лигуэта, сосуды Грааля, всякие прочие щепки креста и обрывки савана…
Но это так, мысли вслух :-)
prouste, 4 августа 2021 г.
Грустно констатировать, но, похоже, Иванов эволюционировал в добротного жанрового ремесленника, поставщика добротного коммерческого чтива. С небольшой цензурной правкой такой роман мог выйти в 70- е и быть популярным как соответствующие книжки Короткевича. Мне были совершенно неинтересны все « средневековые» главки про суккубов и сатанистов, а часть про Пилау-45, как ни крути, по всем статьям уступит Трезориуму Акунина. В финале пулялки- стрелялки, а в целом — туфта от некогда выдающегося автора. Впрочем, после Блуды в той или иной степени Иванов занимается олеографией.
Kollaps, 28 февраля 2023 г.
Зарекался покупать Иванова после «Сердца Пармы» — деревянно-лубочного ловко соструганного облыжного опуса про Иоанна Грозного и после первого тома «Тобола» про Петра Алексеевича, который показан ну просто как форменный идиот. (Алексей Николаевич Толстой и Михаил Михайлович Богословский завершили труды примерно на 1700 — 1703 годах. Смерть оборвала их выдающиеся произведения. Оба они явно с удивлением прочли бы сие бумагомарание. Но это — отступление).
Но, дернуло же что-то взять.
Интрига закручена, надо отдать должное, лихо — не оторваться.
Но Иванову надо было сделать сюжетную линию современности, где красноармеец попадает в наше время и «легким движением руки» учит автора, что негоже как-то так деревянно писать и лгать про 1945 год...
А что, постмодерн был бы замечательный!
А, и еще бы и замечательный писатель Владимир Короткевич удивился бы как творчески переработали его «Черный замок Ольшанский«!
Mishel5014, 3 марта 2021 г.
Прочитал с удовольствием — вообще люблю Иванова.
Вначале текст немного пробуксовывает — стопятьсот персонажей из Средневековья, и запомнить их хотя бы по именам у меня не получалось (а еще труднее было уяснить, кто из этих фон Краузенбергов или Мюникхузенов кого хуже или лучше). Подобное ощущение было и при чтении исторических романов В.Пикуля. Но это уже, собственно, стиль исторической хроники — надо привыкать.
Радует тактичность автора в обращении с событиями Великой Отечественной — отторжения не вызывает даже с мистической составляющей. Вполне прочитывается традиция советской военной прозы.
Традиционно хороши батальные эпизоды. Интересны исторические параллели событий.
В целом — рекомендуется к прочтению, хотя, конечно, igorgag прав — не «Сердце Пармы». Но и не одноразовая поделка.
Для визуальной составляющей не помешает вспомнить и этот подзабытый исторический фильм о войне древних пруссов с Тевтонским орденом. События там, правда, происходят раньше на двести лет — но вполне может сойти за предысторию событий 15 века.
igorgag, 25 февраля 2021 г.
В новейшем романе писатель сумел выстроить удивительную симметрию событий, разделённых пятью веками. Повествование разворачивается в двух временных пластах: в 1945 году в только что взятом Красном Армией балтийском городке Пиллау и в XV веке на территории Тевтонского Ордена — в будущей Восточной Пруссии. Но и там, и там стержнем событий в прямом смысле оказывается наделённая магическими свойствами реликвия — Лигуэт, меч Сатаны, которым был обезглавлен Иоанн Креститель.
Алексей Иванов создал на этот раз опирающийся на средневековую мистику боевик. Мистика, на мой взгляд, как раз и есть то, что делает туго закрученный сюжет всего лишь занимательным. Наверно, я просто не люблю такого рода мистику, схоластическую. Банально не верю в неё.
В остальном — это, конечно, сочинение значительно выше среднего уровня. Талант трудно промотать, если он был изначально. Но это всё же не «Сердце Пармы» и не «Золото бунта».
Показалось, что на романе лежит печать неряшливости, торопливости. Хотя и очень трудно обосновать впечатление конкретными примерами. Ну разве что вот один — «сгоревшие танки «панцеры»». Вообще-то в данном случае «панцер» — это и есть «танк». То есть получается «танки танки». Ладно, аргумент слабенький.
На самом деле вычленить примеры авторского косноязычия не просто — оно в общей тяжеловесности слога, перегруженности его историческим колоритом. Вот тут и понимаешь, чего сумел добиться Булгаков в ершалаимских главах своего романа, как умели скупыми штрихами набрасывать зримые картины ранние Стругацкие...
sergej210477, 1 мая 2021 г.
Сразу скажу, что мне нравятся все прочитанные книги А. Иванова. Одни — больше, другие — чуть меньше, но — нравятся.
«Тени тевтонов» разочаровали. Полностью. Обидно, настроился на исторический роман, на подобие «Сердца пармы», или, «Золота бунта», а эта книга другая.
Приключенческий блокбастер, типичный «Голливуд».
Вот, наверное, лет двадцать назад, было очень модно писать книги и снимать фильмы про «сокровища тамплиеров», «альбигойцев», «нацистские пропавшие коллекции», «поиски Грааля», других древних христианских реликвий. Очень популярная тема. Была. И, не знаю почему, А. Иванов решил вернуться к поискам сокровищ. Поздно, правда, но, лучше поздно, чем никогда.
Две параллельные сюжетные линии: XV век, и, XX век.
Причём, время делает круг, события повторяются, герои — тоже копируют друг-друга. «Ничто не ново под луною».
Так вот, историческая часть — типичный «А. Иванов», со своими историко-мистическими романами. Пруссия, Тевтонский Орден, крестоносцы. Замки. Война. И, опять же, как и любит это делать автор — чуть-чуть волшебства, колдовства, нечистой силы.
Ярко, интересно. Небольшие исторические вставки, фольклор. Осада крепостей, сражения. Ну, немного подростковый жанр, но, увлекает.
Только, ближе к финалу, писатель, по-моему, перестарался с мистикой. Вместо исторического романа вышло фэнтези.
Но, это, все же, стиль Иванова, читать довольно интересно.
А вот вторая сюжетная линия — на мой взгляд, полный провал.
Конец В. О. В. На развалинах немецких городов «Смерш» пытается поймать нацистских преступников. Заодно — найти сокровища Тевтонского Ордена.
А тут — ничего не получилось. Атмосферность на нуле. Герои — плоские. Даже стиль совсем не похож на произведения автора. Любовный треугольник — сплошное недоразумение.
Куча нелепостей.
Говорят все неестественно. Солдаты и офицеры контрразведки — «Володя», «Женя». Вот мне это очень напоминает то, как показаны советские военные в американских фильмах.
В общем, для меня, «более поздняя» часть романа «убила» всю книгу. Главы чередуются, читаешь про XV век — ну неплохо. Открываешь следующую главу про нацистов и советских контрразведчиков — плохая пародия на Б. Акунина.
Да все понятно, проходная коммерческая книга, может быть, снимут по ней фильм. С красивыми перестрелками, дуэлями на мечах, взрывами и погонями. И, трагической любовной линией.
Но, просто это — А. Иванов. Знаешь, как талантливо и ярко он может писать — а тут...
Жаль.
volodihin, 2 июня 2021 г.
Для кого-то написать такой роман — верх мечтаний. Для Алексея Иванова — некоторое отступление в качестве, если сравнивать с «Ненастьем» и «Тоболом».
Обилие исторической информации, блистательная боёвка — прямо на радость любителям, динамично развивающийся сюжет, пугающие элементы магии и мистики... всё, вроде бы, как надо. А вот не забирает. Должно быть, в данном конкретном случае персонажи Алексея Иванова уж слишком напоминают ожившие и беллетризированные публицистические тезисы. А роман... он всё же не эссе, переданное литературным языком в объеме книги.
Проза, прости, Господи, должна быть немного глуповата...
Эрик Дрейвен, 7 мая 2021 г.
Новый роман, из серии «наложение истории на территорию». На этот раз место действия не Пермский край, не Урал и не Сибирь, а Восточная Пруссия. Нынешняя Калининградская область Российской Федерации.
1457 год. Польско-литовское войско штурмует Мариенбург, столицу тевтонского ордена.
1945 год. Советская армия штурмует прусский город Пиллау (ныне Балтийск).
Эти две сюжетные линии развиваются параллельно, связанные в один узел Лигуэтом — мечом Сатаны. И как обычно у Иванова, в историко-территориальную ткань органично вплетены мистико-фэнтезийные элементы. Этот роман изначально писа́лся под формат аудиокниги и это, на мой взгляд, наложило свой отпечаток. Если точнее, слово здесь принесено в жертву зрелищности. По ощущениям книга напомнила комикс, только без картинок. Территория — как контурные карты, с одними лишь намеченными пунктирными линиями. История могла бы захватить, если бы её творили люди из плоти и крови, а не тени тевтонов, тени литвинов, тени фашистов и тени солдат Советской армии..... Вместо привычных ивано́вских ярких полотен, книжка-раскраска, которую читателю предлагается раскрасить самостоятельно, при наличии воображения. Нет, все атрибуты зрелищного блокбастера в наличии — драки, взрывы, погони, тайны, экшн, нечистая сила.... но «бюджет» и реализация ограничены заданным форматом. Возможно слушая аудиокнигу, воспринял бы по другому....но с бумаги, как-то так. Ну и если кто-то возьмётся за экранизацию, вполне может получиться хит в стиле фильмов по романам Дэна Брауна.
Несмотря на форматные ограничения, Иванов был бы не Иванов, если бы даже в чисто коммерческом проекте не спрятал какую нибудь мысль, отражающую его мировоззрение. В данном случае, на мой взгляд — история и время как колесо. Совершив полный оборот, возвращаются «на круги своя». И ни затормозить, ни изменить движение колеса невозможно. Ибо мы всего лишь люди. Если бы этот роман был написан другим автором, возможно я бы ворчал меньше. Но кому многое дано, с того и спрос больше.
Oleg83tt, 16 апреля 2023 г.
Первая моя книга данного автора.
Не скажу, что были явные отрицательные стороны, а вот положительные, особенно одна, что касается описания, зацепила. Настолько эмоционального, яркого и хорошего описания обстановки, мест давно не припомню. Слово за словом, предложение за предложением мгновенно выстраивались в картину происходящего. Слог, структура повествования понравились куда больше, чем сами «Тени тевтонцев». На мой вкус не хватило какой-то остроты, интриги, возможно более продуманной мистики или чего-то иного, но начало, особенно первая треть книги были прекрасны, причем во всем.
И пусть роман оказался средним, творчество Иванова А.В. мне понравилось. О ряде произведений наслышан, а оценки и отзывы о некоторых говорят сами за себя. Поэтому, читать буду.
Рекомендую.
tapok, 3 июля 2022 г.
Спирали истории
***
Алексей Иванов – значимая фигура в мире русской прозы и русской исторической прозы. Определённо один из лучших представителей обоих жанров. Это подтверждается как тиражами его книг, так и экранизациями – знаменитый «Географ», «Общага», «Ненастье», «Пищеблок», «Тобол». Из 11 романов («Летоисчисление» не считаем») у 5 (!) есть экранизация. А ведь на подходе «Сердце Пармы» и «Посоглавцы». Но сейчас речь о нестандартном (для Иванова) романе «Тени тевтонов».
…в 1457 году Каетан заключает с Бафометом пакт. Цена вопроса – некий могущественный артефакт, меч Лигуэт, оплата – падение ордена тевтонцев.
…в 1945 Клиховский жаждет найти Лигуэт, чтобы снять проклятие…
Первое, что бросается в глаза при чтении «Теней тевтонов» – высокая плотность текста. Алексей Иванов нашпиговал произведение массой терминов, имён и названий. И этом в романе нет ни одной сноски! Многие термины понятны интуитивно, но невозможно не спотыкаться об угловатый текст. И это именно авторский приём, ибо в других книгах этого у Иванова нет. Второе важное замечание – стиль повествования. Есть два пласта времени, два группы героев. Но сюжет идет скорее в хаотичном порядке, нежели в линейном. Порой главы Клиховского (условно «здесь и сейчас») чередуются с длинными флешбеками даже не о его прошлом, а о прошлом персонажей, с которым он столкнулся. И это касается обеих сюжетных веток. В-третьих, стоит отметить работу с интригой. В ретроспективной ветке интриги как таковой нет вообще. В условном «настоящем» интрига есть. Но она как-то уходит на задний план. В-четвёртых, мистический характер произведения. Иванов ловко сплёл исторические факты (Червонка или Кох) и мистику. Причем если в прошлом мистика – это и правда мистика, то в условном «настоящем» она будто бы плод воображения. Наконец, ещё один важный момент – идея. Идея цикличности (спиралевидности) получилась весьма изящной. Не то, чтобы она совсем новая. Но Иванов справился стильно и интересно.
Но всё-таки в романе хватает минусов и недочётов. Знакомый стиль (не совсем линейное повествование с углублением в флешбеки) выглядит каким-то эрзацем. Автор то ли уделяет время воде, то ли слишком торопится. Ведь этот же прием есть у Иванова в «Ненастье», но там это выглядит чётко. Например, подошло время поговорить о «Коминтерне», вот, пожалуйста, вам 1-2 главы, где всё разложено по полочкам. Как итог – нагромождение имен, странных слов и понятий, о которых спотыкаешься и путаешься. Автор никак не щадит читателя. Так же в романе нет как такового начала, нет как такового конца. Это, с одной стороны, работает на идею спиралевидности, но не всем зайдёт. Персонажи тоже не вызывают сочувствия. Ни один. Ни в одной из веток. Все они либо продажные, либо ведомые, либо попросту глупые.
Заключение: далеко не лучший роман. Здорово, что автор вышел на уровень истории Европы, здорово, что автор вкрутил гайки мистики в полотно истории. Но отчего-то автор решил то ли перекрутить стиль, то ли просто не захотел. Роман выглядит абрисом, заготовкой, а никак не чем-то массивным, как, например, «Барочный цикл» Стивенсона. Но местами всё-таки круто.
7 теней тевтонов из 10.
Демьян К, 4 июля 2021 г.
Вообще не понял, зачем г-н Иванов стал писать эту историю — по мне, она не стоит выеденного яйца... Мало того, складывается по ходу чтения такое ощущение, что г-ну Иванову самому совершенно не интересна история — но кушать, однако, хочется, как и всем нам, простым читателям... Результат — написано крайне плохо (что для г-на Иванова — странно, он, в общем-то, вполне крепкий ремесленник), скучные, малоинтересные герои, пустые «приключения» ни о чём, к чему это всё — тоже не понятно. Осилил около трети и плюнул. Пусть читают те, кто готов читать каждый чих, вышедший из-под пера пермского самородка.
Однако вынужден к этому кое-что добавить. Цитата: «Судя по лицу, русский солдат — славный парень. Но немецкие солдаты, что стояли здесь насмерть, тоже были славными парнями. Это неважно. Все они — и русские, и немцы — только орудия в руках Бафомета. Ничего не подозревающие орудия». Цитата, настоятельно требующая прямого применения нового закона о запрете отождествления роли Германии и Советского Союза во Второй Мировой войне. Прежде чем такое писать, товарищу автору надо бы было чуть лучше изучить историю Второй Мировой и её части, Великой Отечественной. Немцы как раз и были орудием Бафомета. А русские — нет. Они просто защищали свою Родину. И вынуждены были убивать врага там, где была родина этого врага. Не ... было к нам приходить. Сидели бы в своих кёнигсбергах, берлинах и мюнхенах и делали бы свои суперагрегаты — и, глядишь, без миллионов трупов были бы там же, где и сейчас — по сути, во главе всей континентальной Европы.
strebkov, 12 ноября 2021 г.
Роман «Тени тевтонов» стал для меня в каком-то смысле откровением, поскольку я понял, что совершенно ничего не знаю об этом периоде мировой истории — про то, как друг с другом воевали крестоносцы, поляки. шведы, литовцы... То ли забыл я уже школьные уроки истории, то ли не освещалась эта тема в учебниках достаточно подробно? В общем, роман стимулировал меня найти и изучить старые географические карты, почитать много дополнительной информации в Интернете о городах и замках Тевтонского ордена, о становлении государства Восточная Пруссия и т.д. Вообще, этот роман должен быть особенно интересен жителям Калининградской области и города Балтийска (бывш. Пиллау), где и происходит значительная часть событий.
В целом, на мой взгляд, это добротный исторический роман с элементами мистицизма. Рассказывает две параллельные истории, разделённые столетиями. Утомляет, конечно, упоминание большого количества исторических персонажей — магистров Тевтонского ордена и их слуг. В какой-то момент перестаёшь совершенно ориентироваться и при появлении нового имени судорожно вспоминаешь, кто это такой, упоминался он уже или нет, к какому периоду времени принадлежит и т.п. Приходится как-то перескакивать через это нагромождение имен, незнакомых терминов и понятий, описаний замков... Но постепенно (как у Нила Стивенсона в «Анафеме») всё встаёт на свои места.