Алексей Иванов «Тени тевтонов»
- Жанры/поджанры: Мистика | Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Восточная Европа ) | Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век | Эпоха географических открытий (15-16 века)
- Сюжетные ходы: Договор с нечистой силой | Артефакты | Путешествие к особой цели | Проклятие | Фантастические существа (Демоны, черти )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
1457 год. Враги штурмуют замок Мариенбург – столицу Тевтонского ордена. Тевтонский магистр бежит в Пруссию.
1945 год. Советская армия штурмует прусский город Пиллау. И теперь от врага бежит нацистский гауляйтер.
Что общего между этими событиями?
Их объединяет древняя тайна крестоносцев – тайна Лигуэта, меча Сатаны.
«Да, пьесы оказались на разных языках, и драматурги не ведали друг о друге, но символ, порождающий действие, всегда выстраивал свой неизменный родовой сюжет: если роза – то любовь, если меч – то война».
И повторение истории – всегда путь к Сатане.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 290
Активный словарный запас: очень высокий (3413 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 61 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 21%, что гораздо ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2021 // Книги — Мистика и хоррор года |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
kagury, 14 июня 2024 г.
Пожалуй, самое удачное в этой книге – это ее название. Оно красивое, запоминающееся и обещающее. Ну и, пожалуй, небольшая горстка изящных формулировок напоминает читателю о том, что это все же роман:
«В обыденном и ничем не примечательном настоящем беззвучно, как вода, проступало прошлое. События не совпадали точь-в-точь; мерцающие времена отражали друг друга неявно и расплывчато, будто акварель сквозь акварель. И всё же созвучие времён не было самообманом. Да, пьесы оказались на разных языках, и актёры в них играли не те, и драматурги не ведали друг о друге, но символ, порождающий действие, всегда выстраивал свой неизменный родовой сюжет: если роза – то любовь, если крест – то распятие, если меч – то война».
Все остальное – плохо. Не просто плохо, а ужасающе плохо. Читаешь книгу – словно продираешься сквозь густые засохшие заросли, через которые ничего не видно. И ладно еще это было бы ради чего-то. Нет. Это такой чистый мазохизм для любителей немецких слов.
Вот примерно так выглядит основная масса текста:
«Полвека назад поляки и литвины разгромили орденскую армию в битве у деревни Грюнвальд, но не довели дело до конца: не разорили гнездо злодея. И теперь стало только хуже. Возмещая убытки, Орден обложил свои торговые города огромными налогами; день святого Мартина – срок уплаты – стал чёрным днём для всех купцов. У длинных причалов Гданьска, Эльблонга и Кралева загружались сотни кораблей, и орденские гроссшеферы давили соперников неправедными ценами, продавая товар стоимостью в марку всего за три фирдунга. Никто из торговцев не мог соперничать с Орденом, к тому же тот забрал себе самую выгодную торговлю – хлебом и янтарём, «замландским золотом». А вольная Ганза неудержимо богатела. Конечно, купеческие города подняли бунт. Возглавил его Гданьск. А король Казимир, конечно, поддержал этот мятеж».
«За пять лет войны в недрах Пиллау успели соорудить два обширных комплекса. «ZIF» располагался в центральной части города и включал в себя Шведскую цитадель, форт «Восточный», прибрежные батареи и минный завод в форте Штиле. «HAST» находился под горой Швальбенберг; он объединял секретные объекты Военной гавани, судоверфи концерна «Шихау» и батарею «Камстигаль». Комплексы были связаны через станцию подземной железной дороги. Дорога от станции уходила к порту Фишхаузена; завершить её не успели, но всё же подключили к системе коммуникаций бункер в Лохштедте и две батареи – «Нойхойзер» и «Крест святого Адальберта».
Бессмысленная избыточность терминов особенно раздражает:
« С надсадным воем в стены замка друг за другом били молнии, их метали тысячи длинных пушек «шарфметцен» – «метких девок». Бальга осатанело пылала со всех сторон; в дыму оседали, разваливаясь, бургфрид и данцкер, стены и башни, форбург и барбакан».
Ни одной сноски при этом нет! Словарь читать и то интереснее. Как минимум, информативнее.
Сюжет практически отсутствует. В книге вообще есть только одна мысль, не новая и не оригинальная: история повторяется по спирали. Остальное – это бессмысленное и почти хаотичное нагромождение имен, названий, терминов, персонажей – одинаково пустых, скучных и в 99% случаев совершенно ненужных ни для истории, ни для сюжета, ни для чего. Такое ощущение, что автору платили за число знаков, вот он и громоздил слова одно на другое, не давая себе труда хоть как-то их оживить.
В общем, это были эмоции. Простите. Да раздражение просто зашкаливает.
Теперь по сути. О чем это все вообще, кроме демонстрации того, что автор нашел старую книжку с кучей всяких названий?
Книга дважды распадается на две части, простите за тавтологию. С одной стороны — средневековье и 1945 год. В обоих временах некто Клиховский занимается поисками волшебного меча Лигуэта, принадлежащего дьяволу.
«Он рассекает любую материю: и булат, и гранит. А тот, кто держит его, освобождается от расплаты за дела, сотворённые этим оружием».
«Этот меч создаёт воинов, которым нет равных, – прошептал Рето. – Греки называли их анастифонтами. Если вонзить Лигуэт в сердце человеку, то человек умрёт и станет анастифонтом. Он исполнит любой приказ того, кто владеет священным мечом. Он не изменит, не обессилит и ничего не убоится. А когда Лигуэт принимает в своё сердце немец, он воскресает тевтоном».
Меч здесь – единственная симпатичная фантазия автора. С него все начинается, на нем все и заканчивается. Ну, точнее как все. Вмешаны в это словесное варево какие-то нелепые романтические линии, какие-то мутноватые размышления на тему о прощении, победителях и побежденных, ясноглазых немцах и грубых русских («грязные люди в бесформенной одежде и круглых касках напоминали мешки с картофелем»), но это в количестве иголки на стог сена. Фильтровать ради этого унылый текст точно не стоит.
И еще до меня только в финале дошло, чем эта книга так раздражает. Она написана для европейцев, написана так, словно автор ее не из сибирской провинции, а из аккуратного и чистенького европейского городка, которыми он так восхищается.
Второе разделение – жанровое. Первые примерно ¾ книги – это упомянутое выше нуднейшее перечисление слов, почти нечитабельное (а на слух – так и вовсе белый шум, уж не знаю, о чем думали создатели аудио-версии). Последняя четверть – чистейшей воды голливудский боевик в стиле «бей-беги». Подземелья, фонарики, автоматы, взрывы, спасение прекрасных девушек и прочее в том же духе. Это читабельно, но как-то наивно и глупо.
Ну а в самом финале автор (не без смешной гордости!) сообщает читателю, кто есть кто в его зеркальной истории. Мол, смотрите, как я вас провел. Вы-то поди думали, что Сигельд это вот этот, а на самом деле вовсе и нет. Кстати, вот эти параллели может единственное, за что вообще тут можно зацепиться. Сравнивать версии и совмещать картонные фигурки персонажей.
Пожалуй, если бы убрать из книги всю ту словесную диарею, посредством которой автор пытается казаться умным, и немного оживить героев, чтобы скрепить фантастическую часть и историческую, то вышло бы средненькое фэнтези. Может даже не очень скучное. Но оно не вышло. И если про послевоенное время еще хоть как-то можно читать, то рыцарская часть – совсем безнадежна. Это абсолютно безвкусный винегрет из всего подряд. Польша, Пруссия, Тевтонский орден, волшебный меч, инкубы, Ватикан на заднем фоне, шляхта. Даже самый плохой и бездарный учебник истории и то будет выглядеть приличнее.
Книга написана, пожалуй, в стиле «Сердца Пармы» — которую я когда-то из соображений интеллигентского мазохизма таки дочитала в свое время. Такой же тяжеловесный слог, такая же скука и бряцанье железом. Но там хотя бы пунктиром была намечена сюжетная линия, не говоря уже о том, что читать про русские территории все же немного интереснее, чем про абсолютно чуждую мне Польшу и Пруссию.
«Тени Тевтонов» получают приз в номинации «худшая книга года»! Я, конечно, всегда знала, что Иванов – так себе писатель, но не думала, что настолько плохой.
URRRiy, 24 февраля 2021 г.
Профессионально-развлекательная вещь с претензией на историчность и интригу мистического свойства и явным расчётом на экранизацию. Как и миллион ей подобных вполне способна расслабить мозг. Но шедевром отнюдь не является — слишком много неестественных элементов, причем сделанных откровенно для кинематографии. Во-первых поведение женщины – капитана, да ещё особого отдела, никак не является ни нормальным ни даже возможным в условиях того времени. Во-вторых, мотивы шляхтича, пусть и захудалого рода, напоминают анекдот о двух ковбоях, которые забесплатно дерьма наелись, только с тем отличием, что этот «ковбой» был один, зато употребил «двойную порцию».
Второстепенные персонажи, военнослужащие — автор опять таки на ровном месте рисует невозможные априори конфликты с нарушением служебной субординации. Замысел понятен, на экране это будет эффектно, но книга — это всё-таки не сценарий к игровому кино, читать подобное ... просто неприятно.
Много лишних исторических подробностей , не имеющих отношения к событиям романа, что с одной стороны, отнимает время, с другой — если человек хорошо знает историю, то достает своей ненужностью, поскольку изложенные факты незначительные и попросту неинтересные.
Но больше всего удручает идиотизм (мягко говоря) главной интриги сюжета и цели привлечения потусторонней сущности. Создаётся впечатление, что это результат страшного последствия ковида для мозга автора или, что вероятней, придумано с целью намеренного оглупления несчастных русскоязычных пользователей теле- и аудио- контента.
SeverianX, 1 августа 2023 г.
Алексей Иванов – крайне разносторонний писатель, и все его книги не похожи друг на друга. Из прочитанного мной можно упомянуть драматические «Географ глобус пропил» и «Общага-на-крови», а также вампирский ужастик в пионерском сеттинге «Пищеблок». Что-то понравилось больше, что-то меньше, но ни один роман не оставил равнодушным.
«Тени тевтонов» – мистическая историческая проза, действие которой происходит сразу в двух исторических эпохах. Первая сюжетная линия посвящена падению Тевтонского ордена в XV веке, вторая – событиям в польском городе Пиллау после падения Третьего рейха. В далёком 1457 году бедный польский рыцарь Каэтан Клиховский заключает сделку с дьяволом Бафометом и обязуется добыть для того древний артефакт – меч Сатаны Лигуэт, обладающий магической силой. Если же ему это не удастся, то все его потомки по мужской линии будут прокляты до тех пор, пока Лигуэт не будет возвращен владельцу. В чем же заключается проклятие? Из всех потомков Клиховского всегда будет выживать только один из поколения. В 1945 году Винцент Клиховский, историк и дальний потомок проклятого рыцаря, пытается снять проклятие со своего рода и найти магический меч. Однако сделать это в городе, захваченном советскими солдатами, совсем непросто. Долгое время Лигуэт считался святыней Тевтонского ордена, затем хранился в личной сокровищнице одного из вождей Третьего рейха. Из-за краха фашистской Германии меч оказался утерян. Задача сложна, но на кону судьба сыновей Винцента.
Роман привлек меня в первую очередь историей Тевтонского ордена. О нем я знаю довольно мало. В основном историю его поражения в Ледовом побоище. Для меня рыцарь-тевтон – это воин в белой накидке с черным крестом и ведрообразном шлеме топхельме. Хотелось узнать об ордене изнутри, и с этой задачей Иванов вполне справился. Средневековая часть романа насыщена историческими отсылками и названиями, характерными для той эпохи.
Заметно, что роман писался с прицелом на экранизацию. В героях нет глубины, а вот сюжет очень динамичный и захватывает буквально с первых страниц. В этом есть свои плюсы – читается роман легко и увлекательно. Однако из-за большого количества поверхностно прописанных героев им крайне сложно сопереживать. Лично у меня симпатии не вызвал ни один.
Две сюжетные линии получилась не одинаково интересными. Средневековые главы интересны своим историзмом, но кажутся несколько вторичными. Именно в этой сюжетной линии в основном и представлена мистическая составляющая романа. Тут и коварный Бафомет, соблазняющий жаждущего отмщения рыцаря, и суккуб, помогающая Каэтану в поисках меча. Драма, разыгравшаяся в цитадели ордена, прописана очень интересно.
Линия XX века получилась несколько иной. Персонажи здесь чуть интереснее, а вот посыл, связанный с советскими солдатами, довольно спорный. Они показаны в романе не как освободители, а скорее, как захватчики. Смелые немецкие горожане ведут партизанскую войну, а русские будто бы насаждают им свою волю. Через весь роман «красной нитью» проходит мысль, что русским в Пиллау не рады. Причем именно коренные нацисты показаны отрицательными персонажами, и многократно обличаются. Откровенного преклонения перед фашистской Германией, в чем нередко обвиняют Иванова, я в романе не заметил. Просто точка зрения на события того времени отличная от моей собственной.
Итог: Роман «Тени тевтонов» оставил после себя противоречивое впечатление. Повествование бодрое и динамичное, читать легко. Имеются интересные исторические вставки. Но вот отсутствие глубины и противоречивый идеологический посыл заметно портят впечатление. Заметно, что автор хотел написать блокбастер, нацеленный на экранизацию. Это подход скорее ремесленника, чем творца.
Kollaps, 28 февраля 2023 г.
Зарекался покупать Иванова после «Сердца Пармы» — деревянно-лубочного ловко соструганного облыжного опуса про Иоанна Грозного и после первого тома «Тобола» про Петра Алексеевича, который показан ну просто как форменный идиот. (Алексей Николаевич Толстой и Михаил Михайлович Богословский завершили труды примерно на 1700 — 1703 годах. Смерть оборвала их выдающиеся произведения. Оба они явно с удивлением прочли бы сие бумагомарание. Но это — отступление).
Но, дернуло же что-то взять.
Интрига закручена, надо отдать должное, лихо — не оторваться.
Но Иванову надо было сделать сюжетную линию современности, где красноармеец попадает в наше время и «легким движением руки» учит автора, что негоже как-то так деревянно писать и лгать про 1945 год...
А что, постмодерн был бы замечательный!
А, и еще бы и замечательный писатель Владимир Короткевич удивился бы как творчески переработали его «Черный замок Ольшанский«!
strannik102, 4 мая 2024 г.
Каждый пласт Бытия отбрасывает тени на соседние…
В общем-то, привычная стилистика для Алексея Иванова. Этакое историко-мистическое приключенчество. Насыщенное, плотно проработанное как в событийном, так и в смысловом планах. Ну и немного исторической познавательщины добавлено, причём не всегда очевидно реалистичной, и потому кое-что приходится уточнять посредством Интернета.
Очень интересный подход к раскрытию истинных сущностей персонажей и героев книги, когда, казалось бы, положительные, «хорошие» люди фактически являются «тенями» сущностей совсем не добрыми. Но ведь и правда порой встречаешь в реальной жизни человека и при приближенном знакомстве вдруг осознаёшь его дуалистичность, его скрытые функции, при этом порой сокрытые от самого их носителя (тут, конечно, важно не впадать самому в мистицизм и маниакальность).
А вообще конечно и в реальности есть такие феномены, когда, казалось бы, насквозь материалистическое тесно соседствует с мистическим и отбрасывает в плоскость бытия совсем не такую «тень». И тогда мы начинаем почему-то думать о кармических задачах и предназначениях, и о всяком прочем этаком…
А ещё пришли в голову смутные мысли о том, что все эти божественные чудеса и мистические предметы, в сущности, очень похожи на ситуацию, описанную Стругацкими в повести «Пикник на обочине» — там тоже сталкеры тащили из Зоны всякие предметы неопознанного назначения с весьма необычными свойствами. Так и тут, копьё Лонгина, меч Лигуэта, сосуды Грааля, всякие прочие щепки креста и обрывки савана…
Но это так, мысли вслух :-)
prouste, 4 августа 2021 г.
Грустно констатировать, но, похоже, Иванов эволюционировал в добротного жанрового ремесленника, поставщика добротного коммерческого чтива. С небольшой цензурной правкой такой роман мог выйти в 70- е и быть популярным как соответствующие книжки Короткевича. Мне были совершенно неинтересны все « средневековые» главки про суккубов и сатанистов, а часть про Пилау-45, как ни крути, по всем статьям уступит Трезориуму Акунина. В финале пулялки- стрелялки, а в целом — туфта от некогда выдающегося автора. Впрочем, после Блуды в той или иной степени Иванов занимается олеографией.
Mishel5014, 3 марта 2021 г.
Прочитал с удовольствием — вообще люблю Иванова.
Вначале текст немного пробуксовывает — стопятьсот персонажей из Средневековья, и запомнить их хотя бы по именам у меня не получалось (а еще труднее было уяснить, кто из этих фон Краузенбергов или Мюникхузенов кого хуже или лучше). Подобное ощущение было и при чтении исторических романов В.Пикуля. Но это уже, собственно, стиль исторической хроники — надо привыкать.
Радует тактичность автора в обращении с событиями Великой Отечественной — отторжения не вызывает даже с мистической составляющей. Вполне прочитывается традиция советской военной прозы.
Традиционно хороши батальные эпизоды. Интересны исторические параллели событий.
В целом — рекомендуется к прочтению, хотя, конечно, igorgag прав — не «Сердце Пармы». Но и не одноразовая поделка.
Для визуальной составляющей не помешает вспомнить и этот подзабытый исторический фильм о войне древних пруссов с Тевтонским орденом. События там, правда, происходят раньше на двести лет — но вполне может сойти за предысторию событий 15 века.
igorgag, 25 февраля 2021 г.
В новейшем романе писатель сумел выстроить удивительную симметрию событий, разделённых пятью веками. Повествование разворачивается в двух временных пластах: в 1945 году в только что взятом Красном Армией балтийском городке Пиллау и в XV веке на территории Тевтонского Ордена — в будущей Восточной Пруссии. Но и там, и там стержнем событий в прямом смысле оказывается наделённая магическими свойствами реликвия — Лигуэт, меч Сатаны, которым был обезглавлен Иоанн Креститель.
Алексей Иванов создал на этот раз опирающийся на средневековую мистику боевик. Мистика, на мой взгляд, как раз и есть то, что делает туго закрученный сюжет всего лишь занимательным. Наверно, я просто не люблю такого рода мистику, схоластическую. Банально не верю в неё.
В остальном — это, конечно, сочинение значительно выше среднего уровня. Талант трудно промотать, если он был изначально. Но это всё же не «Сердце Пармы» и не «Золото бунта».
Показалось, что на романе лежит печать неряшливости, торопливости. Хотя и очень трудно обосновать впечатление конкретными примерами. Ну разве что вот один — «сгоревшие танки «панцеры»». Вообще-то в данном случае «панцер» — это и есть «танк». То есть получается «танки танки». Ладно, аргумент слабенький.
На самом деле вычленить примеры авторского косноязычия не просто — оно в общей тяжеловесности слога, перегруженности его историческим колоритом. Вот тут и понимаешь, чего сумел добиться Булгаков в ершалаимских главах своего романа, как умели скупыми штрихами набрасывать зримые картины ранние Стругацкие...
sergej210477, 1 мая 2021 г.
Сразу скажу, что мне нравятся все прочитанные книги А. Иванова. Одни — больше, другие — чуть меньше, но — нравятся.
«Тени тевтонов» разочаровали. Полностью. Обидно, настроился на исторический роман, на подобие «Сердца пармы», или, «Золота бунта», а эта книга другая.
Приключенческий блокбастер, типичный «Голливуд».
Вот, наверное, лет двадцать назад, было очень модно писать книги и снимать фильмы про «сокровища тамплиеров», «альбигойцев», «нацистские пропавшие коллекции», «поиски Грааля», других древних христианских реликвий. Очень популярная тема. Была. И, не знаю почему, А. Иванов решил вернуться к поискам сокровищ. Поздно, правда, но, лучше поздно, чем никогда.
Две параллельные сюжетные линии: XV век, и, XX век.
Причём, время делает круг, события повторяются, герои — тоже копируют друг-друга. «Ничто не ново под луною».
Так вот, историческая часть — типичный «А. Иванов», со своими историко-мистическими романами. Пруссия, Тевтонский Орден, крестоносцы. Замки. Война. И, опять же, как и любит это делать автор — чуть-чуть волшебства, колдовства, нечистой силы.
Ярко, интересно. Небольшие исторические вставки, фольклор. Осада крепостей, сражения. Ну, немного подростковый жанр, но, увлекает.
Только, ближе к финалу, писатель, по-моему, перестарался с мистикой. Вместо исторического романа вышло фэнтези.
Но, это, все же, стиль Иванова, читать довольно интересно.
А вот вторая сюжетная линия — на мой взгляд, полный провал.
Конец В. О. В. На развалинах немецких городов «Смерш» пытается поймать нацистских преступников. Заодно — найти сокровища Тевтонского Ордена.
А тут — ничего не получилось. Атмосферность на нуле. Герои — плоские. Даже стиль совсем не похож на произведения автора. Любовный треугольник — сплошное недоразумение.
Куча нелепостей.
Говорят все неестественно. Солдаты и офицеры контрразведки — «Володя», «Женя». Вот мне это очень напоминает то, как показаны советские военные в американских фильмах.
В общем, для меня, «более поздняя» часть романа «убила» всю книгу. Главы чередуются, читаешь про XV век — ну неплохо. Открываешь следующую главу про нацистов и советских контрразведчиков — плохая пародия на Б. Акунина.
Да все понятно, проходная коммерческая книга, может быть, снимут по ней фильм. С красивыми перестрелками, дуэлями на мечах, взрывами и погонями. И, трагической любовной линией.
Но, просто это — А. Иванов. Знаешь, как талантливо и ярко он может писать — а тут...
Жаль.
volodihin, 2 июня 2021 г.
Для кого-то написать такой роман — верх мечтаний. Для Алексея Иванова — некоторое отступление в качестве, если сравнивать с «Ненастьем» и «Тоболом».
Обилие исторической информации, блистательная боёвка — прямо на радость любителям, динамично развивающийся сюжет, пугающие элементы магии и мистики... всё, вроде бы, как надо. А вот не забирает. Должно быть, в данном конкретном случае персонажи Алексея Иванова уж слишком напоминают ожившие и беллетризированные публицистические тезисы. А роман... он всё же не эссе, переданное литературным языком в объеме книги.
Проза, прости, Господи, должна быть немного глуповата...
Эрик Дрейвен, 7 мая 2021 г.
Новый роман, из серии «наложение истории на территорию». На этот раз место действия не Пермский край, не Урал и не Сибирь, а Восточная Пруссия. Нынешняя Калининградская область Российской Федерации.
1457 год. Польско-литовское войско штурмует Мариенбург, столицу тевтонского ордена.
1945 год. Советская армия штурмует прусский город Пиллау (ныне Балтийск).
Эти две сюжетные линии развиваются параллельно, связанные в один узел Лигуэтом — мечом Сатаны. И как обычно у Иванова, в историко-территориальную ткань органично вплетены мистико-фэнтезийные элементы. Этот роман изначально писа́лся под формат аудиокниги и это, на мой взгляд, наложило свой отпечаток. Если точнее, слово здесь принесено в жертву зрелищности. По ощущениям книга напомнила комикс, только без картинок. Территория — как контурные карты, с одними лишь намеченными пунктирными линиями. История могла бы захватить, если бы её творили люди из плоти и крови, а не тени тевтонов, тени литвинов, тени фашистов и тени солдат Советской армии..... Вместо привычных ивано́вских ярких полотен, книжка-раскраска, которую читателю предлагается раскрасить самостоятельно, при наличии воображения. Нет, все атрибуты зрелищного блокбастера в наличии — драки, взрывы, погони, тайны, экшн, нечистая сила.... но «бюджет» и реализация ограничены заданным форматом. Возможно слушая аудиокнигу, воспринял бы по другому....но с бумаги, как-то так. Ну и если кто-то возьмётся за экранизацию, вполне может получиться хит в стиле фильмов по романам Дэна Брауна.
Несмотря на форматные ограничения, Иванов был бы не Иванов, если бы даже в чисто коммерческом проекте не спрятал какую нибудь мысль, отражающую его мировоззрение. В данном случае, на мой взгляд — история и время как колесо. Совершив полный оборот, возвращаются «на круги своя». И ни затормозить, ни изменить движение колеса невозможно. Ибо мы всего лишь люди. Если бы этот роман был написан другим автором, возможно я бы ворчал меньше. Но кому многое дано, с того и спрос больше.
Oleg83tt, 16 апреля 2023 г.
Первая моя книга данного автора.
Не скажу, что были явные отрицательные стороны, а вот положительные, особенно одна, что касается описания, зацепила. Настолько эмоционального, яркого и хорошего описания обстановки, мест давно не припомню. Слово за словом, предложение за предложением мгновенно выстраивались в картину происходящего. Слог, структура повествования понравились куда больше, чем сами «Тени тевтонцев». На мой вкус не хватило какой-то остроты, интриги, возможно более продуманной мистики или чего-то иного, но начало, особенно первая треть книги были прекрасны, причем во всем.
И пусть роман оказался средним, творчество Иванова А.В. мне понравилось. О ряде произведений наслышан, а оценки и отзывы о некоторых говорят сами за себя. Поэтому, читать буду.
Рекомендую.
tapok, 3 июля 2022 г.
Спирали истории
***
Алексей Иванов – значимая фигура в мире русской прозы и русской исторической прозы. Определённо один из лучших представителей обоих жанров. Это подтверждается как тиражами его книг, так и экранизациями – знаменитый «Географ», «Общага», «Ненастье», «Пищеблок», «Тобол». Из 11 романов («Летоисчисление» не считаем») у 5 (!) есть экранизация. А ведь на подходе «Сердце Пармы» и «Посоглавцы». Но сейчас речь о нестандартном (для Иванова) романе «Тени тевтонов».
…в 1457 году Каетан заключает с Бафометом пакт. Цена вопроса – некий могущественный артефакт, меч Лигуэт, оплата – падение ордена тевтонцев.
…в 1945 Клиховский жаждет найти Лигуэт, чтобы снять проклятие…
Первое, что бросается в глаза при чтении «Теней тевтонов» – высокая плотность текста. Алексей Иванов нашпиговал произведение массой терминов, имён и названий. И этом в романе нет ни одной сноски! Многие термины понятны интуитивно, но невозможно не спотыкаться об угловатый текст. И это именно авторский приём, ибо в других книгах этого у Иванова нет. Второе важное замечание – стиль повествования. Есть два пласта времени, два группы героев. Но сюжет идет скорее в хаотичном порядке, нежели в линейном. Порой главы Клиховского (условно «здесь и сейчас») чередуются с длинными флешбеками даже не о его прошлом, а о прошлом персонажей, с которым он столкнулся. И это касается обеих сюжетных веток. В-третьих, стоит отметить работу с интригой. В ретроспективной ветке интриги как таковой нет вообще. В условном «настоящем» интрига есть. Но она как-то уходит на задний план. В-четвёртых, мистический характер произведения. Иванов ловко сплёл исторические факты (Червонка или Кох) и мистику. Причем если в прошлом мистика – это и правда мистика, то в условном «настоящем» она будто бы плод воображения. Наконец, ещё один важный момент – идея. Идея цикличности (спиралевидности) получилась весьма изящной. Не то, чтобы она совсем новая. Но Иванов справился стильно и интересно.
Но всё-таки в романе хватает минусов и недочётов. Знакомый стиль (не совсем линейное повествование с углублением в флешбеки) выглядит каким-то эрзацем. Автор то ли уделяет время воде, то ли слишком торопится. Ведь этот же прием есть у Иванова в «Ненастье», но там это выглядит чётко. Например, подошло время поговорить о «Коминтерне», вот, пожалуйста, вам 1-2 главы, где всё разложено по полочкам. Как итог – нагромождение имен, странных слов и понятий, о которых спотыкаешься и путаешься. Автор никак не щадит читателя. Так же в романе нет как такового начала, нет как такового конца. Это, с одной стороны, работает на идею спиралевидности, но не всем зайдёт. Персонажи тоже не вызывают сочувствия. Ни один. Ни в одной из веток. Все они либо продажные, либо ведомые, либо попросту глупые.
Заключение: далеко не лучший роман. Здорово, что автор вышел на уровень истории Европы, здорово, что автор вкрутил гайки мистики в полотно истории. Но отчего-то автор решил то ли перекрутить стиль, то ли просто не захотел. Роман выглядит абрисом, заготовкой, а никак не чем-то массивным, как, например, «Барочный цикл» Стивенсона. Но местами всё-таки круто.
7 теней тевтонов из 10.
Демьян К, 4 июля 2021 г.
Вообще не понял, зачем г-н Иванов стал писать эту историю — по мне, она не стоит выеденного яйца... Мало того, складывается по ходу чтения такое ощущение, что г-ну Иванову самому совершенно не интересна история — но кушать, однако, хочется, как и всем нам, простым читателям... Результат — написано крайне плохо (что для г-на Иванова — странно, он, в общем-то, вполне крепкий ремесленник), скучные, малоинтересные герои, пустые «приключения» ни о чём, к чему это всё — тоже не понятно. Осилил около трети и плюнул. Пусть читают те, кто готов читать каждый чих, вышедший из-под пера пермского самородка.
Однако вынужден к этому кое-что добавить. Цитата: «Судя по лицу, русский солдат — славный парень. Но немецкие солдаты, что стояли здесь насмерть, тоже были славными парнями. Это неважно. Все они — и русские, и немцы — только орудия в руках Бафомета. Ничего не подозревающие орудия». Цитата, настоятельно требующая прямого применения нового закона о запрете отождествления роли Германии и Советского Союза во Второй Мировой войне. Прежде чем такое писать, товарищу автору надо бы было чуть лучше изучить историю Второй Мировой и её части, Великой Отечественной. Немцы как раз и были орудием Бафомета. А русские — нет. Они просто защищали свою Родину. И вынуждены были убивать врага там, где была родина этого врага. Не ... было к нам приходить. Сидели бы в своих кёнигсбергах, берлинах и мюнхенах и делали бы свои суперагрегаты — и, глядишь, без миллионов трупов были бы там же, где и сейчас — по сути, во главе всей континентальной Европы.
strebkov, 12 ноября 2021 г.
Роман «Тени тевтонов» стал для меня в каком-то смысле откровением, поскольку я понял, что совершенно ничего не знаю об этом периоде мировой истории — про то, как друг с другом воевали крестоносцы, поляки. шведы, литовцы... То ли забыл я уже школьные уроки истории, то ли не освещалась эта тема в учебниках достаточно подробно? В общем, роман стимулировал меня найти и изучить старые географические карты, почитать много дополнительной информации в Интернете о городах и замках Тевтонского ордена, о становлении государства Восточная Пруссия и т.д. Вообще, этот роман должен быть особенно интересен жителям Калининградской области и города Балтийска (бывш. Пиллау), где и происходит значительная часть событий.
В целом, на мой взгляд, это добротный исторический роман с элементами мистицизма. Рассказывает две параллельные истории, разделённые столетиями. Утомляет, конечно, упоминание большого количества исторических персонажей — магистров Тевтонского ордена и их слуг. В какой-то момент перестаёшь совершенно ориентироваться и при появлении нового имени судорожно вспоминаешь, кто это такой, упоминался он уже или нет, к какому периоду времени принадлежит и т.п. Приходится как-то перескакивать через это нагромождение имен, незнакомых терминов и понятий, описаний замков... Но постепенно (как у Нила Стивенсона в «Анафеме») всё встаёт на свои места.