Сергей Лукьяненко «Атомный сон»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Земля после ядерной войны, цивилизация угасает, кругом банды, много мутантов. Чтобы выжить в этих условиях, мальчишки объединились вокруг жестокого человека по имени Элдхауз. За несколько лет он сделал из них Драконов — сильных, выносливых, максимально приспособленных и самых бесчеловечных. Именно безжалостность и одиночество должны стать визитными карточками Драконов, жестоких, бесстрашных и непобедимых.
И вдруг одному из них, Драго, встречается Майк — человек из подземного центра управления, хорошо вооруженный, но совершенно не приспособленный к жизни на поверхности. В обмен на оружие и боеприпасы Драго согласен проводить Майка к Скалистым горам, а это сто миль по враждебному обоим лесу. У них разные цели и взгляды на жизнь, но идти навстречу смерти теперь им придется вместе.
Из комментариев в сборнике «Проводник отсюда»:
цитата С. ЛукьяненкоУ меня есть несколько старых повестей и рассказов, которые я не переиздаю. В них, наверное, есть что то интересное – недаром просьбы издать старые вещи постоянно поступают. Но мне кажется, что было бы несправедливо по отношению к неосторожному читателю, купившему новую книжку, обнаружить в ней произведения не слишком то умелые, ученические. В конце концов, если очень хочется, то можно найти доступ в Интернет и зайти на мою страницу по адресу www.rusf.ru/lukian.Там все старые вещи есть.
Для «Атомного сна» (выходил еще под названием «Отложенное возмездие») я решил сделать исключение. Во первых, эта повесть все таки сильнее остальных «ранних произведений». Во вторых, для меня она стала одним из переломных произведений. У каждого писателя есть такие вещи – научившие в большей мере его самого, чем читателя.
На «Атомном сне» я учился писать жестко.
На «Атомном сне» я учился любить отрицательного героя.
Я до сих пор помню, как мучительно трудно было мне в ту пору «создавать мир», насыщать его теми или иными деталями. Не хватало чего то неуловимого… наверное – умения вовремя поставить точку, сделать намек вместо целой сцены.
И все таки в этой вещи что то уже стало получаться. Двадцатилетний автор понял это – и возликовал. Эту повесть мне уже не стыдно было показывать на семинарах молодых авторов.
Тот «антивоенный пафос», который есть в «Атомном сне», ушел в прошлое вместе с эпохой глобального противостояния СССР и США, вместе с фильмом «На следующий день» и уроками гражданской обороны. Мир не стал безопаснее, может быть – не стал он и лучше… просто опасности стали совсем другими…
Но, перечитав повесть, я решил, что в ней все же что то осталось.
Может быть, всего лишь последняя глава.
Входит в:
— сборник «Атомный сон», 1992 г.
— журнал «Чудеса и диковины 01'1992», 1992 г.
— сборник «Отложенное возмездие», 1996 г.
— сборник «Атомный сон», 2002 г.
— сборник «Проводник отсюда», 2006 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 65
Активный словарный запас: средний (2770 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 43 знака — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 27%, что немного ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 1993 // Средняя форма (повесть) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 1993 // Средняя форма |
- /языки:
- русский (6), польский (1)
- /тип:
- книги (6), периодика (1)
- /перевод:
- Э. Скурская (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
SeverianX, 1 августа 2024 г.
«Атомный сон» – повесть Сергея Лукьяненко на тему постапокалипсиса. Перед нами Америка после ядерной войны. Человечество на грани гибели, повсюду радиация и мутанты. Выжившие сбиваются в банды. Прошло около 20 лет с момента ядерного удара.
Главный герой, Драго, пытается выживать на радиоактивных пустошах вместе со своим псом-мутантом Принцем. Молодой человек принадлежит к банде Драконов. И об этих Драконах хотелось бы рассказать поподробнее. Сразу после войны жестокий человек по имени Элдхауз объединяет вокруг себя мальчиков–сирот и тренирует их. Он вбивает в их неокрепшие умы одну простую мысль – чтобы выжить, нужно убить в себе все человеческое. Потому что теперь они не люди, а Драконы. Нужно отринуть в себе жалость и человечность. Так их будут бояться и уважать. За несколько лет Элдхауз сделал из ребят сильных, выносливых, бесстрашных бойцов, не ведающих пощады. Драконы стали безжалостными одиночками, внушающим ужас остальным людям. С ними считаются, и их боятся. Перейти дорогу Дракону – значит найти скорую и мучительную смерть.
Однажды Драго встречает странного юношу по имени Майк. Тот прекрасно экипирован, но совершенно не готов к жизни в этом жестоком мире. Как оказалось, Майк вырос в подземном убежище и выбрался на поверхность ради некой загадочной миссии. Драго соглашается провести юношу через радиоактивные пустоши в обмен на оружие и боеприпасы. Поначалу Дракон хотел сделать Майка своим учеником, но постепенно понял, что ничего из этого не получится. Слишком уж юноша человечен, чтобы стать настоящим Драконом. Тем не менее Драго учит Майка выживать в нечеловеческих условиях, но постепенно и сам отчасти проникается философией юноши. У них разные цели и взгляды на жизнь, но им придется пройти этот опасный путь сообща.
Первый раз я читал повесть ещё в школьные годы. Тогда она произвела на меня огромное впечатление. Перечитав ее сейчас, вижу в ней некоторую неоднозначность. С одной стороны, история, на мой взгляд, сильная и говорит нам о правильных вещах. С другой стороны, она немного наивна и все же нацелена на более молодых читателей. Герои прописаны живо и реалистично. Оба протагониста по ходу сюжета меняются. Второстепенные персонажи тоже весьма неплохи, хотя сюжетного времени у них и немного.
Лично у меня «Атомный сон» вызвал ассоциации с более мрачной «Дорогой» Кормака Маккарти. Повесть Лукьяненко не менее жестока и мрачна, под стать миру и его обитателям. Драконы нашли спасение в беспрецедентной жестокости и отказе от человеческой морали. Однако, чем лучше их Братья Господни, прикрывающие собственные зверства религией? На мой взгляд, они ещё хуже в своем лицемерии. С появлением Майка вера Драго в выбранный путь несколько пошатнулась. Юноша показал ему другой выход из сложившейся ситуации – путь доброты и взаимопомощи. Какой же взгляд на мир правильнее? Ответить на этот вопрос нам, выросшим в других условиях, очень сложно. Является ли Драго антигероем? Думаю, нет. Ещё в детстве ему не дали другого выбора, ведь альтернатива жизни Дракона – смерть. Опасные времена порождают опасных людей.
Итог: «Атомный сон» – интересная зарисовка Сергея Лукьяненко о жизни людей после конца света. Как всегда у автора экшен соседствует с глубокими философскими размышлениями. Думаю, повесть может понравиться как поклонникам Сергея Лукьяненко, так и любителям жанра постапокалипсис.
Darth_Veter, 16 февраля 2021 г.
Данная повесть — характерный образчик ранней фантастики известного российского (тогда еще — советского) писателя, предназначенный для «поколения, обдумывающего житьё». Взрослым это произведение покажется немного наивным, преувеличенно сентиментальным и не совсем логичным. Но так то взрослым — на момент написания сам автор еще мог относить себя к молодым...
СЮЖЕТ: Америка через 20 лет после ядерной войны. Один из местных авторитетов по имени Драго случайно встречает на просторах некогда великой страны одинокого мальчишку, непонятно зачем продирающегося через опасный лес. Проще всего было убить его, ведь такие, как он не смогут выжить в диких землях. Но бесстрашие и упорство этого странного паренька удивило и подкупило безжалостного убийцу, и тот решил посмотреть, ради чего же юнец так рисковал своей жизнью. Они вдвоем отправляются в 200-мильное путешествие по постапокалиптической Америке с ее «рыжими лесами», кишащими мутировавшей фауной, серым небом и бандами мародеров и убийц, самыми безжалостными из которых являются «драконы».
МИР: Хотя в описании планов присутствуют и мутировавшие животные, и «рыжий лес», и повышенная радиация, и деградировавшее человеческое общество, внешний мир повести выглядит плохо нарисованной декорацией к третьесортному фантастическому фильму. Единственная запомнившаяся сцена — описание голубого неба, ставшего для истосковавшихся по солнцу людей настоящим праздником. Но и здесь можно было выжать из ситуации гораздо больше, чем вышло в реальности. Автор намеренно не уделяет пейзажам умирающей Земли должного внимания: гораздо больше его интересуют внутренние переживания героев. Хотя название повести обязывает к более детальным описаниям радиоактивных пустошей, как это, к примеру, сделано у Желязны в «Аллее Проклятий».
ПЕРСОНАЖИ: Главные действующие лица — сам Драго, от лица которого ведется повествование, и тот самый парнишка, Майк. Их характерам и поступкам отведено наибольшее количество страниц, что позволяет читателю составить свой словесный портрет для каждого. Остальные персонажи нарисованы схематично и размыто: всё их назначение — быть фоном для основных героев, на котором четко вырисовались бы их силуэты. К сожалению, в 1989 году автор еще не обладал тем мастерством, чтобы создать убедительный образ своих героев. Драго, устрашающий убийца касты «драконов», кажется мне грубым, коварным и ловким, а вовсе не жестоким и безжалостным. Все попытки автора оттенить указанные черты кажутся искусственными и надуманными: у настоящих убийц нет сочувствия к жертвам, и они в принципе не способны делать добрые дела. А Драго сначала «милует» оскорбившего его мальца, а затем и вовсе «ведется» на его провокацию и спасает деревню от напавших мародеров. Разве такая слабость характерна для лучшего выпускника садистской школы Элдхауза? Недаром и Майк, и поселенцы называют его «добрым драконом». Из-за этого совершенно глупо и ненатурально выглядит и сцена с изгнанием путников из бывшего кемпинга, и даже само обучение мальчиков в школе «драконов» Элдхауза. Да и сам Майк также не вполне соответствует своему идеалу. Сопливый юнец, не соблюдающий элементарных правил безопасности и со страху палящий в безобидных пауков, вдруг в конце повести преображается в матерого воина, вызывающего огонь на себя и в одиночку глушащий атомный реактор автономной ракетной базы! Такое впечатление, что это два совершенно разных человека. Более правдоподобно вырисован образ Элдхауза, но он всего лишь персонаж второго плана, изредка появляющийся в т.н. flashback'ах главного героя.
ЯЗЫК повести сильно отличается от тех же «Дозоров», написанных на 10 лет позже. Поэтому я и отнес это произведение к подростковой литературе: для взрослого такой стиль слишком мягок и несерьезен. Нельзя назвать его стилем «мусси-пусси», но на героический эпос он тоже никак не тянет. Это грех всех ранних произведений даже тех писателей, которые позже смогли стать знаменитыми.
Неаргументированные сюжетные ходы («РОЯЛИ»). Можно назвать два подобных проявления: 1) смерть Элдхауза (таким образом автор хотел добавить повествованию немного трагизма); 2) неуязвимость Майка (его не ест Принц, не берут пули бандитов и не цепляют тактические ракеты, выпущенные по наводке его рации).
-----------
РЕЗЮМЕ: неплохой приключенческий рассказ о людях Постапокалипсиса, ориентированный на подростковую аудиторию. Читать можно, а вот восторгаться... Если говорить точно, то реальная оценка повести — 7,5 баллов.
Mishel78, 12 сентября 2019 г.
Есть в этой повести Лукьяненко что-то, что не даёт забыть его после прочтения, даже спустя долгое время.
Может быть постапокалиптичный мир? Наверное. Сам сюжет, построенный на путешествии из точки А в точку Б предполагает обзор мира, изуродованного последствиями ядерных взрывов и автору удалось погрузить меня в этот мир. Хотя поначалу я сильно сопротивлялся и чувствовалось, что автор пользуется некоторыми приемами из произведений других авторов и даже из кинофильмов. Но за атмосферность и живость постъядерной Америки я как-то перестал искать отсылки и заимствования. Конечно, сложно поверить, что за двадцать лет после ядерных ударов появятся какие-то агрессивные монашеские ордена или что появятся жуткие паукообразные мутанты или псы-телепаты, но всё-таки, с появлением в сюжете Майка — парня, будто бы на машине времени перенесшегося в постапокалиптичный мир из прошлого, ещё не познавшего ужас атомного безумия, повествование обретает новое измерение, до конца ещё мной не осознанного, но неуловимым образом оживляющим описания странствия главного героя — «дракона» Драго.
А может быть именно этот персонаж не даёт повести стираться из памяти? Вероятно. С детства воспитанный в духе «Умри, но останься жестоким драконом», Драго даже не может вспомнить своего настоящего имени, хотя и помнит мир ещё до ядерного апокалипсиса. Очень интересно описано, как через чёрствую оболочку жестокости, до полного отождествления себя с нечеловеческим существом, пробивается росток человечности, которая может быть и не умирала вовсе, а была как бы погребена под радиоактивными руинами старого мира. И, наверное, доносится до читателя мысль о том, что человеческое существо либо заражается жестокостью через установки, вбиваемые в детстве людьми, мнящими себя богами, либо пробуждающими всё лучшее, что есть в людях, через оказание помощи ближнему и заботой о слабых. А может быть, в самом геноме человека лежит зерно человечности, которое прорастает рано или поздно, пусть даже человеческое существо и поверило уже, что стало драконом — пышущим злобой зверем, уничтожающим всё на своём пути. Эффект сопереживания усиливается ещё и флешбеками этого персонажа, показывающими весь процесс превращения в дракона и обратно в человека.
Как ни странно, но ещё одним запоминающимся моментом стал эпизод спасения девочки-телепатки, точнее осознание Драго, что она его обвела вокруг пальца. Но как она это сделала для меня показалось очень интересным авторским ходом и очень смешным, разбавляющим серьёзный тон повествования.
А может быть, таким запоминающимся «Атомный сон» делает и то и другое, а ещё писательский талант Лукьяненко, который скромно называет одно из своих ранних произведений «ученическим». Читая повесть, в некоторых случаях я с автором, наверное, соглашусь. Но всё же произведение очень сильное и оставляет долгое послевкусие, потому что наполнено запоминающимися персонажами, идеями и интересным миром.
Angvat, 19 февраля 2019 г.
Порой восприятие того или иного произведения по прошествии лет может меняться . Иногда в худшую сторону, реже в лучшую. А порой отношение к тому или иному образцу письменного творчества просто приходит к некому среднему знаменателю. Здесь у меня как раз подобный случай.
В годы юности в моем окружении по поводу данной повести было два основных мнения. Кто-то считал ее шедевром, но некоторые клеймили ее во всю как неудачный клон Fallout (при этом произведение было написано задолго до выхода игры, но это никого не смущало, так как об этом никто не знал или не хотел знать, а повсеместного доступа в Сеть, где легко можно было бы сопоставить факты и даты просто не существовало). Каюсь, я принадлежал именно ко второй группе. Позже тот же мотив уже повторялся по отношению к произведению Эллисона, но тут я уже молчал, так как не очень люблю творчество данного писателя.
И вот я решил перечитать данную книгу. И знаете что? Теперь никакого праведного гнева она у меня не вызывает. Не возьмусь даже утверждать, действительно ли автор хоть что-то сознательно заимствовал у кого-то из коллег по цеху. Понимаете, как мне, кажется, потапокалпсис как жанр долгое время сам по себе был весьма однообразен, произведение в нем будто бы собирались из одних и тех же кирпичиков, и поэтому одни и те же не слишком оригинальные идеи могли бы приходить в голову разным людям совершенно независимо. Какие-нибудь бандиты, религиозные фанатики, куча нелогичностей местного мироустройства или крутой герой-одиночка в различных комбинациях встречались до и после не раз и не два. Да и в концепции «отложенного возмездия», той или иной напасти, что дремлет в разрушенном мире до поры до времени тоже не было ничего нового.
Получается, что ругать мне книгу в общем-то особо не за что. Но у этого есть обратная сторона – хвалить тоже не за что. Потому что никакими яркими отличительными чертами, выделившими ее из сонма коллег она не обладает. Ничего мне из нее особо не запомнилось, разве что хохма про гигантских пауков, которые здесь вопреки стереотипам совершенно безобидны. По итогу имеем просто типичный постапокалпсис, который теперь у меня не вызвал ни восторгов, ни отторжения, как и большая часть произведений подобного толка. И скорее всего пройдет пару недель, и сюжет данной книги снова просто перемешается у меня в голове еще с двумя-тремя подобными...
RedDemonOfPain, 30 августа 2010 г.
Настолько сложно писать отзыв на рассказ, который оставил такую бурю эмоций в душе, что просто не описать. Дело все в том, что в моей жизни было только два произведения, которые тем или иным образом впились мне в душу, взорвали ее, по каким-либо причинам стали двумя единственными творениями, которые просто вывернули меня наизнанку, стали лучшим, что я читал. И оба эти произведения принадлежали Сергею Лукьяненко — Лорд С Планеты Земля и Рыцари Сорока Островов. Все потому, что они, как мне показалось, были единственными, в которых через всю книгу с неподдельной искренностью проносилась мысль о том, что Добро и Любовь — это две самые важные вещи в жизни каждого человека, хоть очень многие этого и не понимают. И вот, спустя два года блужданий по книгам других авторов я нашел третье такое произведение. И это оказался Атомный Сон все того же Сергея Лукьяненко.
Чем так захватил и поразил меня этот рассказ? Все просто. В нем чувствуется, всей душой ощущается целая буря эмоций. Меня поразила жестокость драконов, жестокость, которая действительно пугает. Если честно, даже Сияние Стивена Кинга не вызывало подобных ощущений. Не знаю, как в двадцать лет Сергей смог написать подобное произведение — настолько глубокое и сильное, но все герои произведения, которые более-менее задержались в нем, выглядят очень натурально. Очень четко представляется картина Земли, которая доживает последние годы, которая постепенно умирает. Видно, до чего могут дойти люди. И видно, на что может толкнуть человека потеря собственной семьи. После такой утраты он может создать целую организацию бесчеловечных людей, мало того что сам он стал бесчеловечным. Но, несмотря ни на что, не только драконы в этом мире бесчеловечны — те же Братья Господни ни чем не лучше. Особенно пробирает сцена, где жители деревни расправляются с драконом, который до того мучал их. Да поработай над ними несколько месяцев — каждый из них стал бы ничуть не лучше, чем тот же Джереми. Как и почти во всех своих произведениях, Сергей показывает, что нет людей абсолютно злых и нет абсолютно добрых. И в драконах таится добро, и в «невинных» жителях деревни таится такая же бесчеловечная злоба и обида на драконов. Дай им волю — они сделали бы то же самое, что делали с ними.
Абсолютно не согласен с тем, что язык автора в этом произведении «сырой». Могу сказать только то, что он немного отличается от позднего Лукьяненко, но ни в коем случае не хуже. Мир прописан превосходно, диалоги — на высоте, характеры персонажей даже в таком маленьком объеме описаны просто прекрасно. Это я почувствовал всем своим сознанием, когда прочитал, как вели себя три юных еще дракона, рассуждая, что же сделать с девочкой их возраста во время набега на очередную деревню. Пожалуй, этот момент лучше всего заставил ощутить, кто такие драконы.
Вывод: трудно что-то сказать. Одно я знаю точно: хочется сказать спасибо Сергею за то, что он по прежнему верит в Добро и Любовь, и старается показать своему читателю, что что бы ни случилось, в нас эти качества всегда останутся и никогда не пропадут окончательно, просто нужно помнить, что это самое важное, и стараться не терять никогда. Я надолго запомню те эмоции, с которыми читал этот рассказ.
Оценка: не хочется ставить оценку, потому что для меня такие вещи выше всяких оценок. Но я поставлю.
Aliash, 25 января 2017 г.
Написано незрелым автором для такого же читателя. Мне повезло — книга попалась, когда возраст позволял безоговорочно верить. Верить в апокалипсис с сохранившимся крошечными общинами, в защитные функции страха, в прогулку через десятки километров постядерного пространства. Майк бы не выжил. Дракон Ник бы не выжил. Крестьяне бы не выжили. Остатки гарнизонов бы не выжили. Яблони бы не выжили. Собачке-мутанту довелось бы туго. И вопреки всему здравому смыслу расписываюсь в щенячьем своем восторге, с которым прочитала когда-то эту книгу.
muravied, 22 декабря 2014 г.
Я недавно читал «Парень и его пёс» Харлана Эллисона. Так вот там всё тоже самое только в 10 раз правдоподобней. Тоже постъядерное будущее после войны с Россией, тоже мальчик бродит с псом-телепатом, тоже отрицательный главный герой, тоже подземное убежище с нормальными условиями жизни. Как бы набор тот же самый, НО! Здесь всё картонное. Мы будем драконами!!! Детский сад какой-то. Какой ты к чертям садюга-дракон? Обычный паренёк, который играет в крутого парня.
В своё время АРИЯ, думая что никто не слышал Iron Maiden сделали свою копию советского разлива. Такое ощущение, что Сергей Лукьяненко где-то прочёл рассказ Эллисона и переиграл его по своему. Ну оригинал конечно меня восхитил, а тут извините, второй сорт. При всей моей любви к некоторым романам Сергея Васильевича...
vvmonahov, 2 августа 2013 г.
Отвратительная повесть. Написана ещё до «Дороги на Веллесберг» — первого достойного литературного произведения Лукьяненко.
В качестве постулата сделано утверждение, что самыми-самыми живучими в случае отката цивилизации к прошлому будут отморозки, не имеющие никаких человеческих чувств. Такое предположение можно было бы принять, если бы не абсолютная асоциальность этих нечеловеков, «драконов». Они не образовали социума. Придумана абсолютно нереалистичная картина постапокалиптического общества, с явной симпатией автора к мужественным подонкам-«драконам», насильникам и убийцам. Причём в повести они убивают и насилуют ради «высшей» цели — быть сверхчеловеками-«драконами». Эдакие «белокурые бестии» Ницше, которым всё позволено. И вдруг один подонок-«дракон» благодаря встрече с молодым целеустремлённым пареньком перевоспитывается. Тот ведь атомный реактор ценой своей жизни заглушил!
Общий итог — автором испоганен замечательный рассказ Роберт Хайнлайна «Долгая вахта», из которого в значительной степени заимствована концовка. Не следует читать «Атомный сон» — прочитайте лучше «Долгую вахту» Хайнлайна. Или более поздние произведения Лукьяненко, среди которых много очень достойных.
Gourmand, 17 мая 2015 г.
Технически хорошо написанная работа ни о чём. Всё в кучу намешал: драконы (привет Шварцу?), монахов-сектантов, прогулка вдвоём по диким местам (алаверды «Пикнику на обочине»?) с раскаивательной концовкой. А толку? Испугались 16-ти ракет, которые через двадцать лет должны отправиться карать вероятного противника? Это же дико смешно. Неужели нельзя было цель путешествия придумать получше? Уж сколько постапокалиптики написано, сколько снято фильмов. И за вакциной через всю страну шли, и формулу из одного исследовательского центра в другой везли, и собирались на последнюю битву между добром и злом, и искали чудо-ребёнка, и спасали мутанта-надежду на возрождение, и даже, помню, везли в безопасное место первую женщину, которая смогла забеременеть. Достойные цели, в них веришь.
А тут? Сотню ракет выпустили, раздолбали всю Америку и Россию, но ещё 16 ракет с разделяющимися головками мир не вынесет, ага.
В перерождение Дракона тоже не верится. Растрогался, понимаешь. Мальчик пример показал, как надо жить. Не верю.
Но в целом можно прочитать, как всегда всё спасает пёсик. Хотя сцена его гибели написана странно, но пёсик прикольный. И с юмором, и с девочкой подружился. Хоть и людоед. Сделать бы ПСА центральным персонажем, да дать бы ПСУ задание взорвать базу с ракетами — вот было бы оригинальное подростковое произведение. Надеюсь, такие рассказы напишут. А может, уже написали, но я пока не прочёл. :)
amak2508, 21 октября 2013 г.
Добротная вещица. Правда несколько проста и прямолинейна, ничего додумывать не надо — все, что хотел сказать автор, пожалуйста, сразу на виду. Второго и третьего смысла в повести нет — головку бить не надо :)
А если серьезно, то перед нами хорошая советская фантастика — с правильными мыслями, с хорошими или перевоспитывающимися героями, с динамичным и увлекательным сюжетом. Несколько удивляет необычная организация общества в постъядерном мире, но тут «хозяин — барин» и, в принципе, она, как модель, ничуть не хуже любых других, имеющих хождение в фантастике.
Единственное, что озадачило, так это то, что для того, чтобы загасить реактор, необходимо пройти через «горячую» зону. Как-то не по-людски это: если уж не через компьютер его отключать, так хотя бы защитные костюмы при входе в «горячую» зону повесили... :)
Gnbwsyf, 9 января 2013 г.
Для того, чтобы выжить после атомной войны нужно ли быть БЕЗЖАЛОСТНЫМ ? Нужно ли вытравить в себе всё человеческое, превратившись в зверя? Или всё-таки доброту нельзя уничтожить в своём сердце?
Подросток Джонни очень хотел выжить... и готов был ради этого стать бесчеловечным и жестоким. Но встреча с Майком показывает повзрослевшему юноше, что его путь — это путь одиночества и бессмысленного существования...
Иногда лучше ПРОЖИТЬ несколько дней, чем СУЩЕСТВОВАТЬ годы.............
Меня очень захватило это произведение (читала его всю ночь, пока не дочитала до конца). Очень яркие образы персонажей и глубокий философский смысл!
......... И ещё....... После прочтения у меня утвердилась мысль, что добро всё-таки может и должно быть с зубами! В реалиях даже нашей жизни (не говоря уже о постапокалипсе) добро всепрощающее, по принципу «ударили по одной щеке, подставь другую» — обречено на вымирание. Нельзя быть пацифистом. Надо сопротивляться побоям и принуждению, надо защищать себя и других людей. Только такое добро может победить... Но тут появляется другая проблема: стирается грань между добром и злом.
Где та мера???
Сколько можно совершить плохих поступков во имя добра?
Ведь даже тот же положительный Майк посылает ракетный удар на Братьев Господних, чтобы пройти к намеченной цели и отключить «Отложенное возмездие». Так можно ли говорить о том, что он добрее Драго, убившего за все эти годы несколько человек, тогда как Майк легко расправляется с десятками без всяких угрызений совести?
Лукьяненко, как всегда, дает много пищи для размышлений......... Моя высшая оценка автору!!!!
СБТ, 18 ноября 2014 г.
Сюжет прямолиниеен и не пестрит интригами, общий посыл главная мораль лежат на поверхности.
Но разве это недостатки? Как и стиль, который сам Лукьяненко зовёт «ученическим»?
Для меня «Атомный сон» остаётся одним из лучших, если не лучшим, произведением в жанре постапокалипсис.
С него берет начало моё увлечение этим жанром.
Наверное, это «синдром утёнка» :) Но ставлю «Атомному сну» высший балл.
alex1970, 17 октября 2011 г.
Очень понравилось.
Начинается рассказ как заурядная постапокалиптика в фильмах класса В (банды, крутой Мэл Гибсон, который банды понемногу истребляет).
На затем все сворачивает в другую сторону и ставит интересные вопросы, на которые автор не дает однозначных ответов (в данном случае это к лучшему).
Захватывающее произведение, перекликающееся с замечательной пьесой Шварца (и снятым по ее мотивам фильмом) «Убить Дракона»
wertuoz, 5 декабря 2011 г.
Что сильно в этом произведении так это понимание, что люди по своей природе могут быть человечнее, могут быть жестокими, приспособленными к ужаснейшим условиям жизни, осторожными, но все таки человечными. Майк был настолько человечен, что готов был отдать за это жизнь, он слишком сильно верил в людей. Драго за счет своего прошлого, за счет своих ран как душевных и физических был лишен этой веры. Вот в этом основная проблема, вот в этом основная разница. Лукьяненко нам это показал. Человеку, чтобы быть гуманнее и чище, сострадательней и справедливей к судьбам других, нужна вера. Каким бы не был мир, каким бы жестоким и ужасным он не был, будут люди которые станут верить в других людей. А если в человека верит хоть кто-то, он меняется. Майк поверил в Драго, Драго изменился.
Лэйла, 10 ноября 2010 г.
Хоть сам автор и не очень хорошо отзывается о «Атомном сне», мне он показался достаточно сильным. Герои описаны живо и ярко. Правда более ярко можно было бы описать картину мира, более пессимистично, но, возможно, это бы и не улучшило эту вещь. Мир после кризиса не может быть красивым и в этом жестком мире вдруг откуда-то берется этакий тепличный паренек, при этом отлично экипированный. Как бы сложилась его жизнь неизвестно, если бы он не встретил Драго...
Драконы — это интересное социальное образование, только в таком жестком мире они могли так широко распространиться, что о них стало известно всем, и никто не мог их уничтожить. Да, они жестоки и кровожадны. Но таков их мир. А Братья Господни чем лучше? По мне, так еще хуже. И Майк утверждал это.
Конец печальный и для меня оказался не совсем неожиданным, но все равно очень сильным. А смогла бы я так поступить на месте Майка?.. У меня встал вопрос Драго: «А зачем?» Так конец «Атомного сна» заставил меня даже несколько переоценить себя.