fantlab ru

Роберт Чарльз Уилсон «Слепое озеро»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.56
Оценок:
306
Моя оценка:
-

подробнее

Слепое озеро

Blind Lake

Роман, год

Аннотация:

Наступила эра Новой Астрономии — гигантские телескопы на орбите Юпитера и квантовый интеллект на Земле позволили заглянуть в глубины Галактики и постоянно наблюдать за двумя населенными мирами. В одном из двух городов, в которых поступают и обрабатывают данные из компьютера и космических телескопов, Слепом Озере, объявляется неожиданный карантин. После этого в тихом научном городке начинают происходить события, которые поставят всю Новую Астрономию не только под сомнение, но и кардинально изменят представления человечества о космосе...

С этим произведением связаны термины:

Награды и премии:


лауреат
Аврора / Prix Aurora Awards, 2004 // Крупная форма на английском языке

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 2004 // Роман

номинант
Премия «Солнечная вспышка» / Sunburst Award, 2004

номинант
Аврора / Prix Aurora Awards, 2017 // Книга десятилетия

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)

Слепое озеро
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Blind Lake
2003 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это все те же вечные вопросы: кто мы есть и каково наше место в мире. Удивительно, как много над этим думали еще каких то тридцать лет назад, огорчительно, что потом бросили поиски ответов, превратив жанр фантастики в огромный и яркий игровой аттракцион, и отрадно, что снова возвращаемся на этот путь. «Слепое озеро» — еще один взгляд на эту тему, к слову, главную для всех романов автора.

Сбылась мечта человечества. Квантовые технологии позволили не просто заглянуть в глубины Вселенной, отыскать там потенциально обитаемые миры или найти братьев по разуму. Нет, каким-то совершенно непонятным даже для создателей этого чуда образом технология позволяет в реальном времени следить за чужой жизнью, накапливая данные, анализируя, все больше узнавая о законах Вселенной и жизни. В этот поистине великий научный проект вовлечены тысячи людей. Им живет поселок вокруг объекта «Слепое озеро» , где ведутся наблюдения за повседневной жизнью далекой цивилизации. И все идет прекрасно, пока в один не слишком счастливый день поселок и его обитатели оказываются в карантине – полной физической и информационной блокаде. Ну бывает: сработали тщательно продуманные протоколы безопасности, но при этом совершенно не ясно , что стало причиной , кто виноват и сколько продлится неожиданное заключение.

Захватывающее воображение завязка, которая, если бы речь шла об очередном развлекательном аттракционе со злобными инопланетянами, плетущими заговор военными или интригующими политиками, предполагает безумный экшн с погонями и стрельбой. Но вместо этого- спокойное повествование с массой бытовых деталей, описание жизни маленького, изолированного городка и отдельных его жителей. Мы в подробностях узнаем, как складывается повседневная жизнь, если людей полностью лишить связей с внешним миром, изъять из их жизней интернет с его виртуальными друзьями, поездки за покупками или телевидение с льющимся с экранов потоком новостей. Как они будут жить без этих любимых игрушек? Чем займут себя?

В центре сюжета – судьбы нескольких героев, и в этой части повествование подчеркнуто традиционно. Долгая раскрутка индивидуальных историй с обязательными погружениями в прошлое героев, чаще всего прячущее разнообразные страхи, неудачи и неуверенность в себе. С не менее обязательным внутренним конфликтом в настоящем, достижением некой точки бифуркации и выбором своей дальнейшей судьбы. Причем эти отдельные линии опять же традиционно начинаются как параллельные, но затем начинают сближаться, пересекаться, сплетаются в клубок на короткое время, чтобы в итоге осталась одна единственная понятная и четкая прямая , порожденная неким решением.

Но есть и вторая, почти мистическая составляющая, иногда превращающая бытовые зарисовки в леденящий душу триллер в стиле Стивена Кинга. Постоянное присутствие незримого наблюдателя, иногда равнодушно нейтрального, иногда деятельно активного. Сначала абсолютно чуждого стороннего наблюдателя, а затем активного участника событий все более понятного и знакомого. Все еще Чужака, но такого, чье лицо смутно узнаваемо.

И лицо незнакомца становится все более ясным. Потому что все- странные события- будь то сцены из жизни инопланетян или видения маленькой девочки, сомнения героев и их маленькие личные трагедии, семейные драмы или философские теории пожилого писателя- буквально все- лишь кусочки общей мозаики, которые складываются… нет, нет, не в ясный и четкий ответ, а скорее в очередной вопрос. Кто же мы такие- звездная пыль, пошедшая по неправильному эволюционному пути, недоразумение, игра случайностей, неприкаянные и потерянные сироты, безнадежно ищущие хоть какой-то смысл своих скоротечных жизней, заглушающие внутреннюю пустоту яркостью никчемной суеты? Или мы значимая часть великой общности Вселенной, чудесное проявление законов Природы, призванные искать и познавать , сохранять и преумножать драгоценные зерна жизни, добавлять в общую копилку новые идеи и открытия? И в этом, по версии автора столь мне симпатичной, и есть наш главный выбор- просто взять и определить для себя, обычной звездной пыли, путь личного эволюционного развития.

В этом романе, в отличие от «Биоса», где был много ярких моментов, сюжет порой целиком концентрируется на внутренней жизни героев. Это требует постоянного внимания к деталям, описаниям и диалогам. Это надо учитывать при чтении. Это не тот вариант, когда можно пролистывать страницы, когда действие внезапно замирает. Требуется внимание и терпение. Но можете быть уверены, оно того стоит.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хотелось прочитать новой зарубежной фантастики. Ну как вам сказать прочитал. Хочу вас огорчить фантастики в этом произведении нет, от слова совсем. Если мы уберем набор неких загадочных слов квантовые компутеры, инопланетяне, искусственный интеллект и еще несколько подобных слов. И заменим все это на городок, который сидит на карантине (с не смертельной, а просто неприятной болезнью) или отрезанный стихийным бедствием то мы никаких изменений не заметим.

Главная интрига решается кто лучше из родителей ребенка с ментальными проблемами. Естественно они разведены иначе какая бы была вообще завязка сюжета. Ну и как сейчас модно конечно плохой папа, а мама с помощью будущего хахаля противостоит ему в этой неравной схватке. Мама кстати просто прелесть кстати одно только упоминание о ее кулинарном шедевре чего стоит, он кстати состоит из разогрева готовой еды (это для школьницы младших классов).

Ну и на последок вишенка в торте это главзлодей, нет не так ГЛАВЗЛОДЕЙ, как вы догадываетесь это папа девочки, кстати это единственный человек которого мне в этой безумной компании жалко. Начальник среднего звена у которого вдруг на руках оказался целый городок в тревожном состоянии, полном отсутствии вышестоящего начальства и информационной блокаде. Этот жуткий тип имеет наглость любить свою дочку, что как мы понимаем совершенно недопустимо, любить пирожные, сволочь он просто с другими не делится (в городе голода нет продукты им поставляют) и да не любит когда кто то шарится у него в столе. Группа заговорщиков состоящих из маминого хахаля, секретарши папы ее любовника (оба наркоманы) и мамы девочки пытаются провести свое расследование и вытрясти всю правду из главзлодея (который сам совершенно не в курсе происходящего). Вот такая интрига. Зло конечно побеждено, все раскрывается, правда ничего не понятно, что будет дальше. И счастливые любовники уезжают на закат.

В заключении, мне грустно наблюдать упадок западной фантастике, нам остается только надеяться, если не на возвращение золотого века фантастике, то хотя бы авторов которые пишут фантастику, а не убогие психологические произведения с претензией на оригинальность.

Оценка: 5
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вроде и хорошо, вроде и интересно. Закрытая лаборатория, инопланетяне, семейные драмы. Но как-то чего-то не хватает. Тема с пришельцем нагнетается, развивается и как-то исчезает вникуда, присутствует какое-то ощущения недожатости, недосказанности. Сложно вырвали весомую часть повествования. Эмоциональная часть конечно супер, но это всё же не фантастика

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман о контакте человека и неземного разума.

В центре сюжета — жизнь и работа группы журналистов, ученых и ребенка в закрытом городке, в котором наблюдают и изучают жизнь инопланетных форм жизни.

Жанр романа — научная фантастика, что подразумевает наличие некоторого количества научных терминов, которые, в свою очередь подаются так, что их поймет неискушенный читатель. Повествование ведется от имени нескольких лиц — главных персонажей.

Книга написана легким языком, повествование удерживает внимание на всем протяжении истории, темп почти нигде не проседает. Роман выдался добротным.

Отдельного упоминания стоит мастерство автора и переводчика — первая часть книги, которая знакомит читателя с местом действия, героями и сеттингом, в которой по большому счету ничего не происходит, и апогеем которой является прибытие в закрытый городок грузовика с продуктами — написана с таким сапиенсом, что оторваться решительно невозможно. По эмоциям эта часть романа подобна эмоциям, которые вызывал у неподготовленных зрителей короткометражный фильм с прибытием поезда братьев Люмьер. Браво! Далее повествование только набирает обороты, и превращается в динамичный триллер.

В книге описан первый контакт с инопланетным разумом с необычной для меня лично стороны и в необычных условиях. В целом книга — отличный остросюжетный роман.

Думаю, данную книгу можно рекомендовать всем любителям жанра.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Моя оценка данного произведения – 7 баллов.

Что такое «Новая астрономия»? Это когда для исправления изображения с комплекса орбитальных телескопов, наблюдающих за планетами в других звездных системах подключают новое поколение ИИ, которые, нельзя сказать, что выходят из-под контроля, так как их изначально не могли контролировать, но они дают совсем неожиданный результат — возможность наблюдения за инопланетной цивилизацией почти в режиме реального времени. Всего таких обсерваторий две, и автор дает читателю возможность увидеть жизнь в одной из них в период кризиса. Сюжетная линия в романе одна, которая временами дробится на несколько более малых, если автору хотелось немного описать какого-либо из героев «Озера», но особого успеха это не приносит. Размеренное повествование от А до Я без интриг и крутых поворот, убаюкивающие, скучное, медленное с сильным акцентом на социальное. Развязка же предсказуема донельзя. Первые страниц сто можно было без особых потерь сократить до 20 и ничего бы не изменилось.

Локации описаны слабо: научный комплекс и жилые постройки, которые не заслужили даже пару строк описания да инопланетные регионы, которые по ходу движения объекта исследования попадают в кадр. Вот и все.

Контраст в технологиях заметен явно – с одной стороны известный нам в начале 21 века «интернет вещей» и «беспилотники», а с другой – ИИ, позволяющий видеть в реальном времени (или имитирующий этот вид) на другой планете.

Персонажи совсем слабые, мотивации не ясны, поступки не объяснимы, цели не описаны. Журналист с чувством вины, ребенок-шизофреник-контактер, ученый-амеба, администратор-тиран, где-то все уже было и не раз.

Роман-середняк, без явных косяков, но и без изюминки. Читать его легко, пусть и временами скучно. Начало явно растянуто, но ближе к середине можно нащупать ритм повествования. Интриги в нем не найдете, но и разочарованными не уйдете. Только для поклонников специфического жанра в котором творит автор, не рекомендую остальным.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман оказался немного не тем, чего я ожидал. Вместо контакта с алиенами мне подсунули семейную драму с очень странным концом. Нет, конечно инопланетяне тут присутствуют, есть даже размышления на тему контакта и принципиальной его возможности, но на первом месте тут конечно семья. Сильная и независимая женщина в разводе, ребенок со странностями, неадекватный бывший муж-ревнивец и новый мужик — рыцарь на белом коне. И во круг этой Санта Барбары (причем весьма шаблонной) и крутится весь сюжет, пока где-то на втором плане светятся инопланетяне.

Впрочем, куда сильнее обескураживает очень странный и неожиданный финал с богом из машины (буквально). В итоге после прочтения книги чувствуешь себя обманутым. Ожидал что-то типа Контакта или Гласа Господа, а не вот это вот все. Хотя в целом, книга конечно интересная и стоит внимания.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нельзя сказать, что это плохая книга. Книга хорошая. У нее интересный сюжет, есть интрига (правда она довольно быстро просчитывается), хороший язык и живые персонажи.

Нельзя сказать, что аннотация врет. Она говорит чистую правду о сюжете.

Дьявол в деталях.

По ходу дела читателю встретятся: семейные драмы и детско-родительские отношения, психологические травмы и карьерные перипетии, нервные срывы и счастливая любовь. А также поведение группы людей, изолированных от внешнего мира в замкнутом пространстве. Хоть пространство размером с город, это ничего не меняет, в том числе и в поведении людей: кто-то срывается, кто-то мобилизуется, кому-то просто наплевать. Все эти подробности красиво перемежаются описаниями плохой погоды (не туман, но буран) и составляют основной сюжет.

Не встретится только наука. Не встретится понимания: чего добились и куда выгребать дальше, чем обернется для человечества очередной прорыв? А то, что есть, размазано тонким слоем, как масло по бутерброду скупердяя. И то сказать, масло-то невкусное...

Финал тоже не порадовал. Чего же добилось человечество, решив очередную сложную задачу? Счастливого разрешения одного семейного конфликта.

Оно того стоило?

Если не иметь завышенных ожиданий, одноразового прочтения достойна. Но тому, кто хочет читать о квантовых компьютерах, внеземной жизни и переднем крае науки не стоит тратить деньги и время.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Люблю романы Роберта Уилсона за приверженность к классическому стилю научной фантастики вкупе с умением его выдерживать, когда книга без боёвки, без мордобоя, почти без экшена, а читается залпом. Когда не оторваться просто от сюжета. От происходящих научных открытий. Когда не успокоишься и не дочитаешь — чем всё закончилось, пока не получишь ответы на представленные загадки науки.

На что способны квантовые компьютеры? Одни ли мы во вселенной? Всегда ли что-то странное — нападение, агрессия? Каким может быть контакт? Какова роль личности в научных проектах?

Несколько страниц, и... не смог закрыть книгу, пока не дочитал, позабыв и про сон, и про всё остальное.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обычно я с легким скепсисом ожидаю от научной фантастики такого рода сухости и заметного отсутствия интереса автора при работе над персонажами в пику стремлению полностью сосредоточиться на научных идеях. И как же я рад, что уже второй роман Уилсона подряд разбивает эти опасения! И если в «Хронолитах» персонажи просто хорошо ощущались и не были обычными функциями, то в «Слепом Озере» они именно что ЖИВУТ. Работают, нормально общаются, срываются, паникуют, строят отношения, ошибаются, выступают на публике с докладами, спорят друг с другом, создают семьи и союзы и разваливают их… Отдельного упоминания в их кипучей деятельности заслуживает и Главная Сюжетная Веха: просмотр и анализ «научного реалити-шоу» – наблюдение за неким субъектом, находящимся на другой планете и принадлежащим к совершенно иному виду, нежели известно науке. В общем, Уилсон отлично показывает людской быт и социальную жизнь, и это отдельно подкупает. Причем, настолько бытовушны многие страницы, что некоторым это не пришлось по нраву – якобы, читать скучно. Так нет же! С интригами у романа тоже полнейший порядок. Их несколько, они наслаиваются друг на друга, плодя новые вопросы и регулярно возвращаясь к старым проблемам. Что за странный карантин объявили власти? Что творится за пределами маленького городка, не на одну неделю лишенного любой связи с внешним миром? Что за странного «призрака» видит маленькая девочка? Какое отношение ко всему этому имеет наблюдение за внеземной жизнью на далекой-далекой планете? Как окажутся связаны миры, находящиеся на немыслимом расстоянии (около полувека!) друг от друга? До чего дойдет явно назревающий конфликт? Меня это все захватило и не отпускало до финала.

Что же до научных идей, то и с ними полный порядок. Особенно это касается схем и самого наблюдения за далекой планетой, а также объяснения всей ситуации, ставших возможными благодаря эре Новой Астрономии. Само по себе нахождение новой расы уникально для Земли, но Уилсон так сочно описывает видеопохождения инопланетянина, его поведение, внешний вид, устройство их социума, странные повадки, любопытные действия, что на секундочку закрадывается сожаление: на нашем веку подобное вряд ли случится.

«Слепое Озеро» – отличнейший сплав научного и бытового, идейного и социального, с примесью философии и ксенофантастики, а также стремления понять, каким еще может быть обитаемый мир в пределах нашей вселенной.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чудеса мимикрии

***

Книг про контакт много. Некоторые действительно выделяются на общем фоне. Среди выдающихся романов можно назвать «Анафем» Стивенсона и «Ложную слепоту» Уоттсона. Довольно занятный роман у Мьевиля «Посольский город». Увы, «Слепое озеро» нельзя отнести к этому списку. От слова «совсем».

«Слепое озеро» — герметичный НФ-роман, действие которого происходит на Земле. Существует некий проект – Слепое озеро, цель которого – наблюдение за Субъектом. Причем проект закрытый, в него вовлечены сотни людей, им приходится в прямом смысле жить на территории базы. В Слепое озеро удается попасть тройке журналистов (Крис, Элейн и Себастьян). И как только им это удается, Слепое озеро подвергается принудительной изоляции от внешнего мира. Изоляция касается не только людей как таковых, но даже и информации. Люди попросту не знают причину происходящего. Что делать? Как выживать? Продолжать ли свою деятельность? Вот основные вопросы для жителей Озера.

В целом, идея интересная. Замкнутое пространство, элементы триллера. Уилсон накидывает немного детективной интриги, чуток драмы, конечно же, социального толка (как было в «Хронолитах). Особенно интересно выглядят рассуждения людей об абстрагировании от антропоцентризма. Пожалуй, здесь Уилсон постарался. Жаль, что это единственный плюс в копилке автора.

Потому что минусов в романе невероятно много. Во-первых, огромное количество воды. Из нее состоит практически все. Сюжет можно было бы скомпоновать не то, чтобы в повесть. В рассказ. Коротенький. Все остальное – попытка угодить в социальную драму. Даже с уклоном в феминизм. Если честно, то Рэй тут малого кого не выбесит, независимо от пола читателя. Во-вторых, никакие герои. Все они картонные, пресные. Выделить некого. В-третьих, отсутствие некоторых подробностей. Начиная от того, каков механизм изоляции, и заканчивая БЭК-кольцами. В-четвертных, жанровая составляющая. Точнее, наполнение этой жанровой составляющей. Уилсон писал социальную драму с элементами НФ. Лишь дважды он вспоминает, что пишет научную фантастику – на конференции и в самом финале. Причем первый момент притянут за уши, автор просто выкатывает огромного слона в маленькую комнату. Собственно, в «Хронолитах» была эта же проблема. Наконец, еще один минус – финал. Скучный, мало объяснений. Ну и притянутость за уши. Опять же, как в «Хронолитах».

Заключение: не лучший роман у автора, не лучший роман в серии. При довольно интересной идее полностью слитые интриги и никакая НФ-составляющая. Как роман о контакте «Слепое озеро» мало кому конкурент. Как герметичный роман о куполе – тоже. Чего стоит произведение Кинга, например. Социальная фантастика? Снова мимо. Читать скучно, даром что роман короткий.

6 слепых озер из 10.

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот это было неплохо. Даже хорошо. Дело в общем к тому, что мощный ИИ научился проявлять квантовые эффекты в макроскопических масштабах. И все это на фоне интересного сюжета, где и без инопланетян не обошлось, и не без семейных драм и т.д. Вот это все чуть подпортило впечатление. Маленькая девочка с аутичными наклонностями, видящая то чего не видят другие, ее родитель со своими тараканами в голове, еще один человек, переживающий личную психологическую драму. Даже товарища С. Кинга напомнило) Нет автор все достаточно хорошо увязал в единое целое, но все-же мне лично эти семейные истории отдавали некой спекулятивностью. Может просто много похожего в последнее время попадалось. А с научной точки зрения это да, сильно, достоверно, и литературно хорошо. Я даже жалею что раньше не читал этого автора, просто после Уоттса, при чтении которого кажется будто листаешь подшивку научно-популярного журнала, как-то не тянуло на современную твердую фантастику. Знакомство с автором продолжу несомненно, и всем любителям хорошей НФ рекомендую.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

По идее, научная фантастика является одной из форм общения человека с окружающим миром, своего рода синтезом безудержной фантазии и опыта бесчисленных поколений. Она должна искать ответы на волнующие человека вопросы, и задавать всё новые загадки. Именно поэтому нормальной научной фантастики не так много — слишком часто она перерождается в банальный боевик или постмодернистское соревнование отсылок и подмигиваний.

В поисках чего-то, отвечающего идее SF, я обнаружил интересного автора, имеющего весьма противоречивую репутацию, Роберт Чарльз Уилсон получил «Hugo» за роман «Spin», в котором вроде бы переплетаются грандиозные космогонические процессы, и мыльная опера человеческих взаимоотношений. Тема весьма специфическая, и я решил прочесть что-то более нейтральное, и на глаза попался недавно изданный «Blind Lake» (2003), который обещал как раз традиционную твёрдую SF, которую я читаю весьма редко. Небольшой роман, закольцованный в четырёх сотнях страниц, имеющий чёткое начало и конец, завершённую фабулу. Заманчиво...

На самом деле, роман можно было бы ещё сократить, и это только придало бы ему цельности. Автор очень долго раскачивается, причём нельзя сказать, чтобы это шло в плюс. первая сотня страниц размывается в кисель, и я, в принципе, понимаю тех, кто не стал мучить себя дальше — зачем? Интрига невнятная, персонажи вялые... Нудная жвачка о бывших супругах и их дочке, пьяненький журналист, персонал исследовательской станции...

Должен сказать, что автор умеет преподносить сюрпризы. Банальный и скучный сюжет постепенно разворачивался, персонажи обретали краски и объём, по мере того, как маленький городок засыпало снегом, он всё больше проступал перед глазами читателя. Скучноватая бытовая история вдруг стала любопытной. За каждым человеком, его населяющим, скрывается целая история, по жизненно-нелепая, нескладная, и от того — настоящая. Каждый из героев носит в себе тайну своей личности, скрывает своё горькое прошлое, удары судьбы, которые сделали их такими деформированными, какие они сейчас есть.

Тот же самый сюрприз преподносит и роман. Мы, вместе с персоналом станции, наблюдаем за чужой планетой, и инопланетянином, живущем в загадочном городе посреди заливаемой чужим Солнцем пустыни. Однако как устроено общество этих существ, как они мыслят, чувствуют, общаются друг с другом? Со стороны их действия можно описать человеческими терминами, и наполнить их культуру своими смыслами. Соблазн велик, однако справедлив ли? В конечном счёте, как мы можем что-то говорить о существе, которое чуждо человеку даже физически.

Вот тогда-то у меня и возникла идея, что основная мысль этого романа — непознаваемое, точнее — невозможность полного взаимопонимания. Зеркальная девочка, которая общается с Тесс, по моей догадке, была сторонним наблюдателем с другой планеты, и пыталась тщетно понять извивы человеческой культуры, ведь, зачастую, в извивах человеческого сознания нет ничего чёткого и логичного. Тогда все эти психологические выкрутасы микрообщества «Blind Lake» просто служат иллюстрацией отсутствия понимания даже в рамках своей культуры.

Но вот, редко бывает, но моя напрашивающаяся идея была мягко деконструирована самим автором. Оказывается, во Вселенной есть нечто большее, чем просто материя, нечто, что сможет объединить абсолютно, казалось бы, чуждых млекопитающих-людей и бесполых «лангустов», которые могут пожать друг другу руки, и даже перешагнуть через барьер непонимания. Невежество, любопытство, боль, любовь — универсальны? Вероятно... Что интересно — любая цивилизация, рано или поздно, создаёт квантовый компьютер, который превращается в структуру, которая соединяет разумы между собой, коммуницирует их. Стремление к истине и познанию рождает порою нечто великое и неизмеримое...

В конечном счёте, «Blind Lake» является на удивление оптимистичным, причём вопреки накручиваемой триллерной атмосфере замкнутого мира. Да, довольно безыскусно, немного пресно, растянуто, но... За гуманизм и здоровый оптимизм автору можно простить многое....

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После не особо научной, но красивой истории с путешествиями во времени под названием «Мост через годы», решил и осилил «Слепое Озеро» (название города, где происходят основные события романа, которое, в свою очередь, получило именование от болотистого озера недалеко от, собственно, Слепого Озера — уточняю, потому что насчет название уже были споры) Роберта Уилсона.

Здесь у нас, действительно, будет роман более научный, с поднятыми проблемами квантовых технологий, ИИ и ИР, развития человечества и Вселенной, Внеземного Разума и не только. Разумеется, все это будет подаваться с гарниром из фантастических идей и хорошего сюжета, элементы которых можно встретить в уже прочитанных мною «Цыганах» и трилогии «Спин». И если от первого романа тут только ребенок со странностями и некое существо, которое его посещает (вместо Серого Человека тут у нас Девочка-Отражение, или Зеркальная Девушка... Сами выбирайте), то спиновские произведения, можно сказать, вообще вышли из данной книги.

Собственно, теперь о чем «Слепое Озеро»? В недалеком будущем люди, для расширения возможностей поиска экзопланет и исследования космоса отправляют к Юпитеру несколько мощных спутников-телескопов, информация от которых со временем, из-за своих масштабов, начинает быть для землян все менее и менее понятна. Поэтому было решено создать на Земле два центра для обработки этих зашумленных данных и их очистке при помощи квантовых компьютеров нового поколения. Один был установлен в Кроссбанке, другой — в Слепом Озере. Благодаря этим машинам человечество узрело планету с настоящим чуждым разумом — странный мир, обитателей которого назвали омарами/лобстерами, за представителем одного из которых и ведут наблюдения размножившиеся в геометрической прогрессии экзобиологи/антропологи/геологи/планетологи и т.д. — следствие наступления эры Новой Астрономии. И вот, по всему миру смотрят видео про быт странного пришельца, чье поведение пытаются как-то классифицировать и терминизировать новые исследователи, а старые телескопы уходят на свалку истории, как случается неожиданное событие — Слепое Озеро оказывается на государственном карантине. Почему и как? При чем здесь саморазвивающиеся программы, цель которых — обработка информации? Действительно ли они этим занимаются, или все обстоит гораздо сложнее? В чем заключена разгадка пришельца-омара, названного на Земле «Субъектом»? Это и не только — на страницах «...Озера» вместе с историями и бытом в осложненном положении необычной девочки Тесс, ее матери Маргариты, Рэя — бывшего мужа Маргариты, Криса и Себастьяна.

На выходе получается качественный роман с интересным сюжетом и необходимым соотношением фантастики с наукой, главные интриги которого раскроются в итоге оригинально и неожиданно.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман не блещет многогранностью, пятью смыслами, огромным миром и хитросплетениями судеб множества героев, начиная с их детства с рассказом о последствиях. Здесь нет сложных формул, зубодробительного научного языка, занудных простынок о структурах города, иерархических лестницах и бла-бла-бла.

Здесь есть несколько героев: от юной девочки до старого писателя; здесь есть городишко (уютный такой, в стиле Кинга), национальная обсерватория, нехитрая психология и довольно бойкий сюжет.

Вообще, книгу для чтения я выбрал достаточно метко: небольшой городок, основанный вокруг научной обсерватории, закрывают на карантин. Никому не говорят, сколько он продлится, никому не объясняют, по какой причине. Связь с внешним миром оборвана.

Благодаря тому, что в романе несколько корреспондентов, мы можем взглянуть на проблемы шире и глубже: здесь есть группа журналистов, что прибыла в городок «Слепое озеро», чтобы сделать сюжет и набрать данных для новой статьи, есть группа ученых из лаборатории (от секретарши до главного руководителя), есть и дочка одного из главных героев, вокруг которой-то и заплетены основные события. Взгляд на проблему самый разный, со своим мироощущением, с тем или иным отношением и заботами, которые предстают в данных условиях — кто-то переживает, что так и не смог дать денег любовнице на аборт, а кто-то грустит, что из сети не скачать новых мультфильмов.

Мне очень понравился бытовой аспект романа: автор не забыл о таких вещах, как завоз еды раз в неделю с минимум контактов, размещение пребывающих в городе сторонних лиц, которым сперва предоставляют спортзал, а впоследствии расселяют к жителям, у которых есть свободная жилплощадь. Так, например, образуются несколько «служебных» романов, с вытекающими последствиями в виде простых житейских вопросов: а это эпизодические отношения или нечто большее и перспективное?

И тут странно: вроде бы роман относится к жанру научной фантастики, но ее тут настолько мало, она настолько условно, что я рассматриваю «Озеро», скорее, как мелодраму или триллер с необычным элементом в виде этой самой лаборатории. Потому-то и останавливаюсь подробно не на научной стороне романа, а именно на героях.

Не могу сказать, что психология здесь глубокая. Скорее, насущная, бытовая, честная. И этим подкупает.

А за счет большого количества персонажей, которых около десяти, автор умело разворачивает события, поэтапно нагнетая именно от того лица, которое сможет передать обстановку максимально ёмко. Это круто. Происходит такой эффект попрыгунчика.

Любопытно видение автора того, как карантин и изоляция изменят всякие общественные службы.

Сидя дома на изоляции почти два месяца, атмосферой проникаешься как никогда, чувствуешь себя немножко причастным к тем или иным героям.

Теперь к огромному минусу романа: научная составляющая. Если кратко и без спойлеров, то всё завязано на наблюдении за конкретно взятым инопланетянином на далекой планете. Изучение его повадок, выявление закономерностей и всё такое. Невнятная мораль о невозможности полного взаимопонимания, пространные диалоги о множестве разумных видов, о том, что все любознательны, но по-своему глупы.

Всё это смешивается с резкой метаморфозой в поведении главного антагониста и накладывает не самое лучшее впечатление от развязки. Минус у этого романа такой же, как у «Террора» Дэна Симмонса — ненужная фантастическая концовка, которая смотрелась бы лучше, имей она более рациональный и физический вид. Но я успел кайфануть и вычленил для себя самое вкусное из романа.

По итогу: замаскированная под научную фантастику социальная драма с кривоватой концовкой и нелепым представлением о разумных расах и их общих недостатках, которая очень вяло накладывается на представленные типажи героев и их мотивы.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начал читать в электронном формате; потом, прочитав где-то четверть, пошёл в магазин и купил бумажную книгу.

Трое журналистов – и среди них условно-главный герой – приезжают в полузакрытый город – «Слепое озеро» – где с помощью новейшего и сложнейшего оборудования учёные наблюдают за одним из жителей удалённой экзопланеты (так называемым Субъектом). Приезжают, чтобы внезапно оказаться в карантине, на переднем крае науки и в самом сердце тайны.

Единственной фразой – «Всё может кончиться в любую минуту» – автор в самом начале создаёт напряжение, затем умело нагнетает его: пропадает связь с «внешним миром»; персоналу, закончившему смену, запрещают покинуть объект; затем и вовсе объявляется карантин. Поначалу никто особо не беспокоится, но с течением времени (и благодаря кое-каким пугающим событиям) люди начинают понимать, что в изоляции от мира им придётся провести очень долго.

Повествование ведётся от лица нескольких персонажей. Они достаточно типичны, но прописаны с таким правдоподобием и любовью, что их узнаваемость оборачивается одним из достоинств книги. Главный герой, положительный журналист с комплексом вины; почти классическая «странная девочка», которая видит и слышит то, чего не видит и не слышит никто другой; её мать, возглавляющая наблюдение за Субъектом; сволочной бывший муж матери (отец девочки), случайно оставшийся за главного «на хозяйстве»; и ещё несколько человек. Каждый персонаж – самобытен, все они развиваются и взаимодействуют. В них веришь.

Да что там люди – даже инопланетяне правдоподобны! Их внешний вид, социальное устройство, размножение – может быть, я слишком мало читал фантастики, но раньше не встречал ничего похожего. Круто, убедительно – хоть и до обидного мало.

И сама книга тоже невелика (381 страница) – пожалуй, в этом её очередное достоинство. Ни малейшей затянутости, перегруженности наукой, драмой… чем бы то ни было – нет. Автор играет с нами честно – ближе к финалу повествования почти все тайны получают свою разгадку.

Вот только…

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вот только что это за финал?! Слишком всеобъемлющий, позитивный и одновременно беззубый. Так, на вопрос, есть ли между тысячами разумных видов во Вселенной что-то общее, такое, что нельзя измерить (кроме разума), героиня получает ответ: «…Невежество. Любопытство. Боль. Любовь». Пусть эти слова отвечают общему смыслу повествования… но, блин, это как в рассказах начинающих писательниц, когда в развязке появляется котёнок, при виде которого все герои умиляются и мирятся.

А ведь выше в этой же книге встречались сильнейшие (на мой взгляд) места, например: «Допустим, на дворе 1944 год. Допустим, некий инопланетянин изучает Землю, и ему случилось выбрать в качестве объекта концлагерь в Польше. Он наблюдает, как нацисты выдирают у мёртвых евреев золотые зубы, и сам себя спрашивает: это экономический обмен, или звено в пищевой цепочке, или что? Он будет пытаться понять происходящее, но так никогда и не поймёт. Никогда. Потому что некоторые вещи просто не имеют смысла. Ни хрена не имеют ни малейшего смысла».

В любом случае, недовольство, высказанное под спойлером – исключительно вопрос моего восприятия, моих ожиданий. Книга, я считаю, однозначно заслужила восьмёрку – за интересную и правдоподобную историю. За объёмные и цельные характеры. За путешествие Субъекта – и за него самого.

За украденный у Рэя Скаттера «Динь-Дон».

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх