Кир Булычев «Освящение храма Ананда»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Азия (Южная Азия | Восточная Азия ))
- Время действия: Средние века | Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Это было великое государство. Владения его тянулись от Гималаев и гор Южного Китая до Бенгальского залива. Оно существовало 250 лет, и столицей его был город Паган. Здание в лесах — храм Ананда, построен был при царе Чанзитте. Храм стоит в центре Бирмы, на берегу реки Иравади. Как жили люди, строившие этот храм? Всё это и многое другое можно увидеть при помощи хроноскопа.
Входит в:
— сборник «Чудеса в Гусляре», 1972 г.
— антологию «Okno w nieskończoność», 1980 г.
- /языки:
- русский (5), английский (1), польский (2)
- /тип:
- книги (8)
- /перевод:
- Т. Госк (2), Р. Дегарис (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
god54, 22 октября 2009 г.
Главный герой в финале утверждает, что он стал приверженцем консервативных методов изучения истории. Да, тут он прав. Это очень тяжело смотреть чужую жизнь день за днем и фиксировать все радости и беды и при этом не иметь возможности вмешаться. Такой принцип изучения истории позволит узнать много интересных фактов, но исследователи сойдут с ума... Это факт!
Ladynelly, 13 октября 2008 г.
Идея «экрана» в другое время не нова... Подобный рассказ есть у Шерреда... Только там ставиться проблема измения мира через правду о прошлом, а здесь банальная «love Story». Но может все дело в том, что авторы жили в разных «мирах»?
duke, 19 сентября 2007 г.
Кажется, что этот рассказ местами сильно напоминает повесть «Похищение чародея» (для взгляда на прошлое используется та же самая конструкция, только без звука). Настоящая лавстори.
Nonconformist, 7 июня 2007 г.
Многим историкам пришлось бы по душе заглянуть в прошлое, особенно в те времена, о которых больше всего споров и мало фактов... А любовь она на все времена одна :rolleyes:
lammik, 13 декабря 2017 г.
Профессор истории оказывается на космической станции, где намечаются испытания нового прибора — хроноскопа. Испытаниями руководит Ричард Темпест — будущий директор Московского Института времени, знакомый нам по циклу про Алису. Хроноскоп позволяет 27 минут в сутки наблюдать за жизнью Пагана — государства XI века на территории современной Бирмы. В первый же сеанс все присутствующие видят девушку с глазами, как горные озёра...
Грустный рассказ с оттенком безнадёжности. Настоящему исследователю требуется отстранённость от объекта исследований, даже если это люди прошлого.
asb, 22 сентября 2006 г.
А в чём глубинный смысл этого занятия — смотреть что там в Бирме тысячу лет назад происходило?
Финал — предсказуем.
Тимолеонт, 8 июня 2024 г.
Это не серьёзный учёный, а юный стажёр-практикант, поддавшийся сиюминутному импульсу. Впрочем, не считаю это серьёзным недостатком — автор вполне имеет право написать историю про безответственного балбеса, готового ради красивой девочки поломать к хрену весь пространственно-временной континуум. В остальном — вполне себе интригующий рассказ про глубины истории. Безумно интересно заглянуть в прошлое хотя бы на несколько тысяч лет назад...
Yazewa, 30 января 2008 г.
Все время ощущение вторичности этой истории. И очень легко предугадываемая концовка. Как-то все слишком примитивно. :frown:
Baskk, 16 мая 2024 г.
Идея рассказа проста — «Любовь сильнее логики и законов физики», но как сказал Станиславский «Не верю!». рассказ может произвести впечатление только на влюблённого подростка не старше 15 лет
Keykeeper, 5 мая 2009 г.
Как-то уж слишком знакомо всё в целом и по частям. Честно, больше всего впечатлило описание котят в невесомости.
amak2508, 9 марта 2019 г.
Неудачный рассказ. На первый взгляд он, в общем-то, неплох: компактный, прекрасно читающийся, с эффектным финалом. Но, увы, этот финал и губит-то всё впечатление от произведения — Булычёву так и не удалось органично встроить в научно-фантастический рассказ совершенно чуждую ему мистическую составляющую. Поэтому переход одного из героев произведения в картинку далёкого прошлого и выглядит в этой вещице по меньшей мере нелепым. Думается, удачнее даже было бы оставить рассказ без этого «эффектного» финала, когда исследователи, наблюдая трагедию далёкого прошлого, просто не имеют возможности хоть что-то изменить.
И о фантастической идее, использованной в рассказе. Она отнюдь не нова — кто только из фантастов не заставлял своих героев ловить картины и звуки прошлого, постепенно удаляющиеся от Земли. А вспомните, что попытался сделать герой ларионовского «Перуна».... Но Булычев даже эту идею умудрился как-то странно изуродовать — в его интерпретации от всех картин прошлого Земли наблюдатели почему-то могут видеть лишь один небольшой кусочек земли в дебрях юго-восточной Азии. Извините, а что же мешает им наблюдать всю остальную поверхность нашей планеты?