Кир Булычев «Подземелье ведьм»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Прогрессорство | Ксенофантастика
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Всё смешалось на этой планете. Рядом с людьми бродят динозавры. Да и люди разные. Кто уже железо знает, кто ещё по пещерам сидит. Но умные головы везде есть. И одна из них захватывает земную экспедицию: пусть расчистят путь к власти. Но на помощь приходит дочь вождя — Белогурочка.
Снят художественный фильм. Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького, экспериментальное творческое объединение «Ладья», Чехословацкое телевидение, Братислава, киностудия «Баррандов», 1990г.
Входит в:
— цикл «Андрей Брюс»
— журнал «Юность 1987'05», 1987 г.
— сборник «Собрание сочинений. Том 1», 1993 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 104
Активный словарный запас: низкий (2446 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 45 знаков — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)
Награды и премии:
лауреат |
"Сталкер" / Stalker, 2019 // Большая или малая повесть зарубежного автора (СССР) |
Номинации на премии:
номинант |
Великое Кольцо, 1987 // Крупная форма |
Экранизации:
— «Подземелье ведьм» 1990, СССР, Чехословакия, реж. Юрий Мороз
- /языки:
- русский (21), польский (3), китайский (1)
- /тип:
- книги (24), периодика (1)
- /перевод:
- Т. Госк (3), Л. Кейонг (1), П. Цзяцинь (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Elentirmo, 13 апреля 2024 г.
Впервые прочел (и не дочитал в силу обстоятельств) повесть в журнале «Юность». Затем кино. Потом вновь повесть, но уже в книге. Остался доволен. Написанная достаточно жестко, но вкусно, повесть производит хорошее впечатление. Героем сопереживаешь. Разные таинственные мелочи вроде бетонной дороги создают глубину истории. Для подростков и людей постарше однозначно рекомендую. Считаю, что это одно из лучших произведений Булычева.
Тимолеонт, 19 мая 2024 г.
Прекрасное приключение, которое ничем толком не удивит, но наверняка понравится и увлечёт. Андрей — классический безликий герой, нарочито блеклый, чтобы читателю проще было себя с ним ассоциировать. По такому же принципу в компьютерных играх ГГ часто делают бессловесным и бесхарактерным молчуном, как Гордон Фримен. Белогурочка — классическая красавица в беде, юная, горячая, может сама по рогам врагу надовать, если он не слишком силён (надо же и ГГ себя героем проявить). Местный Аттилла — само зло, считай, классический Булычёвский тиран — лишь бы позавоёвывать, порезать и поугнетать кого-нибудь. В наборе так же есть ряд опасностей, база предтечий, декорации первобытного мира (динозавры, мастодонты, питекантропы и т.д).
Всю историю слегка портит лишь ощущение незавершённости. В отношениях Андрея и Белогурочки, борьбе с ГлавГадом, подземельем ведьм... Нет, всё это без проблем можно додумать и понять, почему автор не оставил однозначного завершения, но всё же.
lubar, 1 марта 2020 г.
Интересная повесть. Наверное на неё отзыв написать проще, чем на Посёлок, который был у меня в той же книге. Это произведение всё-таки существенно проще и количеством героев и по сложности ситуации. И воспринимается как ответ на “Трудно быть Богом” Стругацких. Но произведение намного более жизнеутверждающее.
Я не читал первую повесть про Андрея Брюса. Возможно, поэтому я не могу понять сразу, что за герой спустился на странную планету и сразу смог и переговоры возглавить и вождём без племени стать и лучше ориентироваться на планете, чем давно работавшие на неё люди.
Как во многих Булычёвских книгах, тут есть загадка. Хотя есть в ней немного сам придумал — сам опроверг. Во-первых нам предлагают удивительную модель развития жизни на любой планете. Оказывается мало того, что везде одинаковый набор хромосом, как это утверждалось в книге “Посёлок”, так ещё и вся эволюция на планетах должна идти одинаково от простейших через трилобитов к динозаврам, которые обязаны вымереть к появлению млекопитающих. А то что на планете все виды оказались вместе выдаётся за странную аномалию.
Планета на которую. попал Андрей обитаема. Люди её населяющие весьма разумны, а вот исследователи получается не очень. Они почему-то решили, что туземцы примитивны и глупы и им не понять, что пришельцы от них отличаются и тем более туземцы не рискнут напасть на более сильный клан Стальной птицы.
В дальнейшем читателю быстро становится понятно, что на планете есть следы ещё одной цивилизации, возможно даже более сильной чем земляни.
Большая часть приключений — это путешествие Адрея вместе с дочкой вождя исчезающего племени Белогурочкой. Белогурчку Булычёву удалось нарисовать очень интересно она и уверенная красивая дочь вождя и слабая девушка и злая маленькая некрасивая степнячка. Интересна получилась модель построения слов в разговоре Белогурочки, делающий её речь узнаваемой.
Повесть написана в большом уважение к туземцам и их лидеру Охтин Хашу. Хотя они не знают понятной нам морали, не понимают, что нельзя брать чужое, убивают, когда вроде можно не убивать. Но они умные, хитрые и сильные.
В тоже время обе высокие цивилизации показаны достаточно слабыми, ведущими себя неразумно и халатно.
Интересно показаны столкновения разных представлений о добре и зле между высшими цивилизациями и местными степняками.
С точки зрения логики развязка получилась немного натянутая. Зачем строились бетонные дороги осталось не ясно. А вот романтическая часть концовки получилась очень удачная, для меня это как бы замена трагической концовки из “Трудно быть богом”.
Какую оценку поставить не знаю. По сравнению с “Посёлком” или “”Трудно быть богом” конечно проще и слабее, но повесть вполне цельная, читать интересно и как минимум Андрей и Белогурочкой вызывают и симпатию и сочувствие и герои обладают сложными характерами. Наверное 8.
yfnfkmz12041978, 22 ноября 2019 г.
Повесть «Подземелье ведьм» есть продолжение истории «Агента КФ», но мне показалось слабее последней. Много угловатых мелочей, которые сильно портят впечатления, главный герой проигрывает по всем позициям; вождь из Андрея у автора получился некудышний; на фоне Белогурочки вообще не хватает мужественности; в вопросах симпатий к женщинам не убедителен (не верю) не так уж много времени прошло от потери ПетриА. Да и как-то любовь этих женщин не была им завоевана, а наоборот, они навязали ему свою любовь сами. От этих угловатостей мне было не интересно.
Но основная идея подчеркнута правильно и, как всегда у Булычева, оставляет некоторые вопросы. А именно.
Почему готовые технологии оказались в первую очередь оружием, а не семенами или производственными станками?. Почему творцы по собственной воли вложили это оружие в руки дикарей- своих созданий?. Почему творцы не препятствовали знакомству человека с искусством войны?.
Творцов погубило человеколюбие и гуманизм, и конечно же их уверенность в своем могуществе. Дикари пришли к своим создателям и убили их. Основное ремесло поджидало своего основного исполнителя?. Дальше эволюция пошла своим путем — убийства и насилия.
В общем, анализируя всю нашу историю, это не прекращалось никогда.
lammik, 18 января 2018 г.
Андрей Брюс больше не агент Космофлота, а полноправный капитан, он преодолел свой страх открытого космоса и отправился на Землю за новым кораблём. По пути Андрей попал на странную планету Эвур, где перепутались все эволюционные эпохи — питекантропы и трицератопсы, хвощи и хвойные, мегалодоны и сельдь иваси. И вот на этой самой планете капитана Брюса похищает племя дикарей во главе с Октином Хашем. Первобытный харизматик переигрывает слишком беспечных земных учёных. И не только земных, как окажется впоследствии. Андрею предстоит разгадать тайны Эвура, завоевать новую любовь и вернуться в лоно цивилизации.
Динамичная приключенческая повесть. Пожалуй, воспринимается несколько банальной, но тут стоит учитывать время издания — в 1987 году книжные магазины отнюдь не были завалены тоннами подобной литературы. Да и булычевский живой язык несколько компенсирует эту вторичность.
mputnik, 2 января 2021 г.
Ну, это просто грешнО — пропустить такую книжку, уважаемый потенциальный читатель. Даже не сомневайся — не стоит оный грех искушения.
А ежели на фильм кивать начнёшь — мол, смотрел, как бы, не впечатлило, что-то — так и опять же скажу: хороший повод разобраться лично, чем конкретно задумки самогО Мэтра отличаются от киношных поделок. Очень хороший повод, почти что образцово — показательный.
И главное, уважаемый потенциальный: на сегодняшнем безрыбье-то — это ж насколько нерациональным будет пропустить такую книжку. Это вовсе даже не рак, уверяю тебя. Это — ры-би-ща, уважаемый потенциальный, мастодонтальная и впечатляющая, по сравнению которой вся та свора пескарей и карасиков, что вокруг тебя водоворотом вертится — даже упоминания недостойна
Сева1977, 21 января 2016 г.
Так уж получилось, что Булычевым я заинтересовался после кинопостановки его книги «Подземелье ведьм». В 90-х этот фильм смотрелся на одном дыхании, затем добрался и до первоисточника, который оказался в разы лучше.
Историю с колонией высшей цивилизации на дикой планете нельзя назвать оригинальной, но Булычев выжал из этого сюжета максимум — лихо все закрутил, добавил жизни и реалистичности героям, немного юмора, драматизма и захватывающих приключений, и получилось одно из лучших (если не самое лучшее) его произведение.
Итог: Классная повесть, можно даже сказать короткий роман, который читается буквально за день-два. Рекомендуется для всех любителей планетарной приключенческой фантастики. Не будет преувеличением, если назвать «Подземелье ведьм» эталоном этого поджанра.
Stirliz77, 9 апреля 2011 г.
Помню в детстве смотрел фильм, поставленный по этой книге. Тогда Жигунов, игравший главного героя Андрея Брюса, и усиленно косящий под Конана, в исполнении Шварценеггера, производил на нас, пацанов, довольно сильное впечатление. Книга же тогда так мне в руки и не попалась. Скачал я её уже в недавнее время, но она лежала себе на телефоне и пролежала бы ещё неизвестно сколько, если бы сын как-то вечером не пристал ко мне с просьбой почитать ему что-нибудь такое-эдакое. Небольшая по объему повесть показалась мне идеальным вариантом.
Дело в книге происходит на недавно открытой планете с хорошо развитой биосферой. Условия на этом небесном теле поразительно напоминают земные, да и жизнь развивается на нём по земному сценарию. На планете уже есть разумная жизнь гуманоидного типа, причем представители её ничем не отличаются от землян, только прибывают на гораздо более низкой ступени развития. Но одна из особенностей развития биосферы делают планету настоящим уникумом, который нужно всесторонне изучить. Дело в том, что на ней бок о бок с людьми существуют питекантропы, мастодонты, саблезубые тигры, разнообразые тираннозавры-трицератопсы-птеродактили и более древние представители животного и растительного мира, которые, по всем эволюционным законам развития природы должны уже давным-давно вымереть. Однако никто не вымер и даже не собирается вымирать. С этой странностью пытается разобраться небольшая земная экспедиция, которая к моменту описываемых событий уже успела наладить контакт с местным племенем — кланом Белого Волка. Главный герой повести попал на планету по большому счету случайно — он прилетел на корабле снабжения, чтобы пополнить запасы станции и доставить заказанное научное оборудование. И надо же было так совпасть, что в именно этот вечер местный аналог Чингисхана решит совершить на исследовательскую станцию вероломное нападение. В результате неудавшихся переговоров трое землян попало в плен, одна была тяжело ранена и подобрана экипажем шлюпки грузового корабля «Гранат», который как раз и привез Брюса с грузом на планету. Остальные были убиты. Андрей попал в число пленных.
Если брать всю массу советской фантастики, то «Подземелье ведьм» окажется в середнячках — история получилась не шибко выдающаяся. Но в ней есть своя изюминка и своя прелесть. Очень интересно наблюдать как земляне — высокоцивилизованные люди — ведут себя в совершенно варварских условиях, в обществе кардинальным образом отличающемся от привычного им. Тогда все их способности, все знания и умения перестают иметь хоть какую-то ценность, и время выживания в дикой степи стремится к нулю. Невозможно предугадать намерения человека, если его мировоззрение и образ мысли кардинально отличаются от твоего собственного, что и является роковой ошибкой для членов земной экспедиции. У Булычева получился довольно легкий приключенческий текст, динамичный, не глупый. Отдельной линией в нём идут отношения Брюса и Белогурочки, в начале сбивающие главного героя своей непохожестью на всё, с чем он сталкивался раньше. О том, кто такие ведьмы, догадываешься довольно быстро и в который раз убеждаешься, что прогрессорство в биологической среде совсем не то, что в социальной. Пока эксперимент шел только на биоматериале всё было гладко, но как только процесс форсированного развития затронул формирование общества, так тут же дал сбой. Тема социального прогрессорства гораздо более глубоко освещена в великолепном романе братьев Стругацких «Трудно быть богом». У Булычева же моральные аспекты этого процесса не находят должного освещения, хотя он и касается этой темы. Акценты в его тексте смещены более в приключенческую сторону и событийно-романтическая составляющая доминирует над всеми остальными.
Итог: я ни грамма не жалею, что потратил время на чтение «Подземелья ведьм», сын так и вообще был в полном восторге. Книга, как это бывает практически всегда, оказалась глубже и ярче фильма. Рекомендую любителям неглупых приключений, а так же ценителям советской фантастики, хотя последние видимо уже давно прочли эту повесть.
Модест122, 22 сентября 2015 г.
Вторая часть дилогии повествует о приключениях капитана Космофлота Андрея Брюса на далекой планете (лично мне, «Подземелье» понравилась больше первой части цикла). Планета заселена динозаврами и кочевниками, и, кроме этого, представителями высокоразвитой цивилизации гуманоидного типа (у Булычева почти все инопланетяне-гуманоиды), проводящей на этой планете некий эксперимент. Хорошо вписывается в контекст повести и любовная история капитана Андрея Брюса и дочери племенного вождя Белогурочки. В итоге, у Булычева получился очередной (какой уже по счету?) бестселлер, который я перечитывал уже не помню сколько раз. По мотивам повести даже сняли фильм (с Сергеем Жигуновым в главной роли), но, по моему, кино получилось откровенно слабым и с книгой никак конкурировать не может. Катурадж.
Podebrad, 28 июля 2012 г.
К теме эксперимента над чужой планетой Булычев обращается повторно, после повести «Великий дух и беглецы». В «Подземелье ведьм» его не особенно интересуют ни организаторы эксперимента, ни его цели, ни механизмы. Интересен предел возможностей опыта с ускорением эволюции на чужой планете. Стабильного заповедника живых ископаемых не получилось. За несколько тысячелетий одни обитатели планеты уже успели потеснить других. А появление людей каменного века кладет конец и эксперименту, и экспериментаторам.
Мир живых ископаемых у Булычева выглядит увлекательно, но тут трудно сказать что-то новое после «Затерянного мира», «Плутонии» и множества других книг. Гораздо интереснее идея, уже прозвучавшая в «Агенте КФ», идея интеллектуального равенства традиционных и продвинутых обществ. Представители традиционного общества ничуть не глупее космических путешественников. Не умнее и не глупее. Октин Хаш, как и Пруг Брендийский из «Агента КФ», способны победить представителей высокоразвитой цивилизации, но только, конечно, на своей территории. Пришельцы в непривычных условиях оказываются недальновидны и неповоротливы. Воины Октина Хаша без особого труда уничтожают и хозяев ведьм, и экспедицию Жмуды. Можно, конечно, победить по американскому методу — шарахнуть плохого оппонента всей мощью вооруженных сил, а затем на руинах построить ухудшенное подобие своей цивилизации. Метод самый простой и самый опасный, так как ведет к упрощению структуры Вселенной. По Булычеву, цивилизация должна забыть о таких простых решениях, или она погубит сама себя еще до выхода в Дальний Космос.
«Подземелье ведьм» стало, на мой взгляд, одной из самых удачных книг в нашей фантастике середины восьмидесятых. Великолепная приключенческая повесть с напряженным сюжетом, при этом легкая и умная. Ясный язык, который не нуждается в стилистических украшениях. Умеренный позитив, характерный для Булычева. И Белогурочка, которая одна стоит сотни героев стандартной фантастики.
Алексей_Ше, 31 июля 2014 г.
Интересная книга. Сюжет вроде и не нов, но видно всему виной язык. Легко читается и воспринимается. Видно такой у Булычёва стиль. А может хорошо то, что читаешь не перевод — так сказать в первозданном виде. А то у зарубежных авторов зачастую как начнёшь по нескольку раз перечитывать абзацы пока въедешь, и разберись поробуй, то ли переводчик виноват, то ли автор так косноязычен.
Но некоторые вопросы по книге всё же есть. Как то уж легко Октин Хаш отпустил Андрея, Белогурочку и Жана. Как то всё просто получилось. Учитывая недюжинную прозорливость Октина Хаша и его умение, как вождя, по максимуму использовать в свою пользу любую возможность. Хотя может в этих его талантах и кроется ответ ?
Концовка книги тоже весьма не плохая. Хотя я до последнего был уверен, что Андрей оставит Белогурочку на её родной планете. Всё-таки они люди разных эпох и пропасть между ними колоссальна. Но если есть любовь… А любовь ли ? Или просто привязанность ? Ну будем верить, что всё ж любовь и всё у них будет хорошо.
starko22, 3 июля 2014 г.
Повесть интересна. Хотя первая часть (Агент КФ) мне понравилась больше. И грустный (как для меня) вывод: в итоге интеллект проигрывает грубой напористой силе. О Октин Хаше когда то, на родной планете, могли бы сложить легенды «покруче», чем о Саше Македонском у нас. Образ Белогурочки мне понравился: такая «себе на уме» девушка, прямолинейная, живучая, в чем то жестокая. Но вот что она будет делать в современном, для Андрея, мире мне сложно представить. Надо было оставить ее на родной планете(ИМХО). Кстати, Андрей немного теряется на фоне Белогурочки.
Gourmand, 20 мая 2015 г.
Неплохая повесть о мире, где сосуществуют динозавры, питекантропы и степные кочевники. С занятным объяснением. Конечно, сам сюжет простоват, но девушка-степнячка у Булычёва получилась хорошо, и за неё больше всего и переживал. Почитал без отторжения, легко и быстро. Вполне приличная вещь.
amak2508, 23 ноября 2010 г.
В советское время, при остром дефиците фантастики, эта повесть читалась взахлеб, «за один присест». Сегодня, перечитывая вещь не торопясь, о ней можно составить более объективное мнение.
Во-первых, это чисто приключенческая фантастика, не отягощенная глубокими мыслями и, как и положено для советской фантастики, содержащая лишь необходимый для поддержания сюжета минимум сцен насилия. Ну, и, естественно, исполненная в духе общего гуманизма.
Во-вторых, это чисто подростковая фантастика, слишком наивная, со множеством достаточно неправдоподобных допущений, необходимых для реализации задуманного автором сюжета. Например, что вы скажете о землянах, запросто летающих от звезды к звезде, но обладающих уровнем умственного развития ничуть не выше уровня рядового современного гражданина (и даже ниже). Или об уровне техники этих землян, вполне сопоставимым с современным (кроме самих звездолетов, конечно). А что можно сказать о ведьмах — инопланетных роботах, почему-то полностью самоотключающихся на ночь (не иначе, как энергию экономят :smile:) и о земном капитане, в один присест разбирающимся с чудом инопланетной техники и руками выламывающим из этих ведьм блоки управления.. И т.д., и т.п...
Очевидно, когда читаешь такие книги в подростковом возрасте, на подобные мелочи внимания просто не обращаешь. Но при неторопливом чтении они очень сильно портят впечатление от книги.. Для подростков оценка этой книги — твердая 8, а может быть и выше... Для взрослого человека -не выше 6.
saddlefast, 1 декабря 2009 г.
Повесть Булычева «Подземелье ведьм» только на первый взгляд — фантастический боевик. На самом деле, главной проблемой повести является вопрос о смысле человеческой истории. Вопрос решен в рамках гегелевско-марксистской модели.
На далекой планете экспериментаторы-чудотворцы творят «Дивный новый мир». Они ускоренными темпами гонят эволюцию вперед и творят под конец и человека. Все под контролем. Вся планета — огромный испытательный стенд.
Цель — построить цивилизацию, избежав всех ошибок, которые неизбежно должны проходить все разумные существа на пути развития. Но, прекрасного мира утопии не получается. Тщетно пришельцы всучивают своим подопечным зерна генетически совершенных растений. Тщетно они предлагают им готовые технологии.
«Человек прекрасный», только что выйдя волей своих творцов из животного состояния, требует ни искусства земледелия, и нb сортов пшеницы и картошки, чтобы накормить всех страждущих. Человеку нужно оружие.
«Homo novus» требует власти. Он требует вождя. Ему нужен диктатор, который поставит всех под свои знамена и укажет, где враг. Ему мало мудрых учителей-экспериментаторов, дарующих знания. И если учителя начинают корить за жестокость, то горе учителям. Эксперимент с треском проваливается. Человек требует истории, а не даров с небес.
История не идет иным путем, чем путем прохождения всех этапов своего самопроявления. Для чего нужно варварство и рабство, горе и войны? Неужели Господь не мог обойтись без них, ведя род людской по пути истории? Оказывается, не мог. Они нужны для действительности прогресса.
Только, когда человечество пойдет горнило диктатур и войн, оно придет к осуществлению идеи гражданского мира и свободы. И горе утопистам, задумавшим обходные пути к совершенству, задумавшим поставить себя на место Бога. Пусть их помыслы благородны, но жернова истории неизбежно смелют их. Они окажутся лишь очередными пешками в действительном движении истории.