FantLab ru

Сергей Лукьяненко «Работа над ошибками»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.17
Голосов:
3915
Моя оценка:
-

подробнее

Работа над ошибками

Другие названия: Функционал

Роман-эпопея, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Странно, когда тебя перестают узнавать знакомые, еще более странно, когда тебя не узнают друзья, но когда тебя не узнают родственники, это уже не странно... это значит — ты стал Функционалом! Человеком со спец способностями! И теперь тебе предстоит новая жизнь!

Содержание цикла:

8.24 (7602)
-
223 отз.
7.54 (6018)
-
135 отз.
  • + Фрагменты, отдельно опубликованные главы:
7.98 (248)
-
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Похожие произведения:

 

 


Черновик
2005 г.
Черновик
2006 г.
Чистовик
2007 г.
Чистовик
2007 г.
Черновик. Чистовик
2008 г.
Черновик. Чистовик
2009 г.
Черновик. Чистовик
2009 г.
Черновик
2011 г.
Чистовик
2011 г.
Чистовик
2011 г.
Чистовик
2012 г.
Веер
2014 г.
Черновик
2016 г.
Чистовик
2017 г.
Черновик
2018 г.
Черновик. Чистовик
2018 г.
Чистовик
2018 г.

Периодика:

Реальность фантастики № 2 (06), февраль 2004
2004 г.

Аудиокниги:

Черновик
2005 г.
Чистовик
2007 г.

Комиксы и графические произведения:

Черновик. Четвёртая дверь
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Juodraštis
2006 г.
(литовский)
Weltengänger
2007 г.
(немецкий)
Brudnopis
2008 г.
(польский)
Czystopis
2008 г.
(польский)
Weltenträumer
2008 г.
(немецкий)
Švarraštis
2008 г.
(литовский)
Nanečisto
2008 г.
(чешский)
Načisto
2010 г.
(чешский)
La torre del tempo
2010 г.
(итальянский)
Világok őre
2011 г.
(венгерский)
Чернова
2012 г.
(болгарский)
Weltengänger
2013 г.
(немецкий)
Weltenträumer
2013 г.
(немецкий)
Mustand
2014 г.
(эстонский)
Puhtand
2014 г.
(эстонский)
Белова
2014 г.
(болгарский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  29  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 февраля 2009 г.

Жил-был писатель-фантаст Сергей. Писал он романы и рассказы — необычные, динамичные, разнообразные и при этом неизменно увлекательные. И читали книги Сергея все любители фантастики. И достиг он, наконец, таких высот в своем деле, что перестал быть обычным человеком и стал существом иного порядка — писателем-функционалом. И стали его книги немного другими, чем раньше. Все получается у Сергея — и динамичное действие, так подходящее для экранизации его романов, и увлекательные, яркие описания других миров, которые так и хочется увидеть на экране. Там где надо — вставит он как бы ненароком в текст рекламу пива, в другом месте небрежно пройдется по коллегам фантастам, упомянет известного политика, намекнет на знаменитого комика, не забудет вспомнить популярные блоги, поругает невзначай соседей-«хохлов», покритикует осторожненько олигархов. И все это ложится на бумагу так гладенько и чистенько, что скользишь по тексту, как по льду. Все очень хорошо, только зацепиться не за что.

Как же далек этот текст от того, что писал когда-то в Алма-Ате в начале голодных 90-х врач-психиатр. Первые романы Лукьяненко были отнюдь не такими стилистически выдержанными, но в них чувствовались сильные чувства и неординарные мысли автора, чувствовалась его боль за несовершенство этого мира.

Эта же дилогия — сугубо развлекательная литература. Да, качественная, да увлекательная, но уже лишенная особой глубины. Более того, для достижения большей увлекательности, автор все больше насыщает действие, которое при этом порой становится просто неправдоподобным. Чудесные спасения героя происходят все чаще и чаще.

Еще одна проблема — герои Лукьяненко перестали вызывать у меня симпатию и сочувствие, стали совсем схематичными. Если эпизодические персонажи еще бывают яркими, то главный герой дилогии Кирилл, в котором все больше виден сам автор, не вызывает особой симпатии и интереса. Вообще, все действие производит несколько искусственное впечатление. Сперва автор долго поясняет нам, что же подвигло главного героя на борьбу, а потом эта борьба неожиданно сходит на нет. Вообще, концовка романа выглядит несколько нелогичной.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Герой, имеющий столько причин мстить функционалам, в итоге отказывается от борьбы и от своего могущества

Да, дилогия весьма читабельна. Да, созданные автором миры — интересны и ярки. Но в сотнях мелочей чувствуется, что автор становится все дальше и дальше от своих читателей, что его новые книги — всего лишь ремесло, отточенное до совершенства, но утратившее душу.

Оценка: 7
–  [  24  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 декабря 2007 г.

Сейчас чуть ли уж не хорошим тоном считается пнуть Сергея Лукьяненко, мол — исписался! зажрался! новые книги — полное...! И только изредка в этом гневном хоре слышатся трезвые рассуждения, в которых адекватно анализируется творчество этого автора. Особенно много критики раздаётся по поводу выхода «Чистовика» — долгожданного продолжения вышедшего два года назад романа «Черновик». И что только не ставят в вину Лукьяненко — и книга слишком проста да непродумана, и философские рассуждения примитивны, и поступки героя не укладываются в какую-то там канву событий: то боец он до мозга костей, то, наоборот, слабак, что не решился бороться до конца, а выбрал простую долю человека, от которого в мире мало что зависит. А ещё много просто грязи — без обоснования, обьяснения причин столь резких высказываний. Поднялась огромная волна такого рода мнений, и у человека, что совсем недавно примкнул к интернет-сообществу, может мысль мелькнуть — Боже мой, что же Я нашёл в его книгах такого, что каждая из них оставила в моей душе очень сильное впечатление?, неужто у меня безнадёжно испорченный вкус, раз я с нетерпением жду выхода каждой новой книги автора и пока ни одну из них не нашёл неинтересной, пустой, не стоящей внимания? Честно говоря, мне довелось пережить именно такие моменты, и на купленную книгу «Чистовик» я смотрел с известной долей опаски — что, крушение надежд?

Потом я успокоился немного. Я понял, что слава, успешность, популярность человека неизбежно сопровождаются завистью, злостью, необоснованной критикой, которая во множестве окружает такого человека. Это было всегда, и всегда будет в нашем мире, где, к сожалению, немало людей вместо того, чтоб подниматься к вершине самим, предпочитают стянуть до уровня своего ничтожества того, кто сумел добиться большего.

О, не подумайте, что я человек, не приемлющий критики по отношению к этому автору. Я понимаю, что уровень его книг заставляет каждого анализировать новые произведения тщательно и скурпулёзно, выискивая в них неточности и недочёты, нелогичности и натянутости. Слишком высоко сам автор поднял поднял уровень своих произведений, и понятно, что уж от кого-кого, а от него читатели не потерпят халтуры в дальнейшем. Я понимаю также, что при всей известности и популярности автора не могут его произведения понравиться каждому любителю фантастики. Как и мне по нраву не все из ныне популярных авторов. Но всё же некоторую объективность отзывов хочется видеть.

Сразу скажу — «Чистовик» видится мне уж никак не халтурой. Скорей это попытка выбраться за рамки, в которые сам автор поставил себя раннее. Конечно, эти рамки были широки, но они всё-таки были, раз немало людей отметили, что концовка книги не очень характерна для автора. На мой взгляд, мир, построенный автором, — едва ли не самый интересный в его творчестве. Я понимаю, почему первая книга видится читателям более интересной — здесь нам представляются загадки, что выпадают на долю героя в этом мире, и вместе с ним мы пребываем в смятении и волнении, не в силах объяснить сути всего происходящего.Первая книга задаёт множество вопросов, и заинтригованные читатели замерли в предвкушении того, как автор даст на нх ответы, как всегда интересные и нетривиальные.

Вот тут, как на мой взгляд, случился главный недочёт — слишком велика была пауза между выходом частей романа. За это время читатели уже успели написать в своём воображени продолжения книги — продолжения, в которых герой триумфально шёл по мирам, побеждая разными хитроумными способами всех противников, даже самых коварных и сильных, находил средоточие тьмы и зла и, низвергая её в небытие, получал могущество и силу, давая справедливый порядок жителям всех миров и возвращая погибших к жизни. Потом, возможно, отказывался от этого могущества (это же Лукьяненко:wink:). Но это, право же, не важно, ведь свою долю кайфа от победы очередного героя над очередным злом мы в этой книге уже бы получили. И вот эта книга вызвала бы, мне кажется, восторг и умиление большей части публики. Хоть и подобна она бы была множеству написанного до, но характерное для автора мастерство никуда бы не делось, и среди подобных сладеньких книжонок эта была бы шедевром. Неужто вы думаете, что фантазии автора на это бы не хватило?

Да вот не захотел автор писать такое. Через два года после «Черновика» вышла совсем другая книга. Книга, которая (вот давайте честно признаемся) вызвала некоторое разочарование у большинства читателей. И не качеством своим, нет! Это у автора никогда не страдало. Читатели просто не смогли согласиться с выбором героя в кульминации книги (как же так?! а зло не наказано! а система проклятая не уничтожена! а приключений сколь можно было ещё выдумать!). А автор намеренно не стал идти по пути упрощения построенного им мира в угоду дешёвой популярности книги. Наоборот, он усложнил систему построенных в нём взаимоотношений, развивая её на основе первой части, он показал непривлекательную, но логичную картину мира, где от решения одного человека мало что зависит; некое живое сверхсущество, проникшее во множество миров, частью которого и являются функционалы и их функции. Как же можно его уничтожить, если его части взаимозаменяемы и ни одна из них не несёт в себе функций главенства? И появляется ли уверенность, что эта система — такое уж зло?

Описанием пути героя к пониманию этого факта и стала вторая книга. И мне кажется, что его поступок в конце никак не свидетельствует о его слабости, как раз наоборот — такой выбор говорит о силе, ведь по законам этого мира он сводился к гибели или тому, чтоб стать самому частью бездушной непобедимой системы.

Да, книга оставила вопросы — как и когда эта система возникла, для чего она существует, к чему придёт? Но отсутствие (полное или частичное) ответов на них — не огрех фантазии автора, эти ответы просто невозможно получить по законам созданного мира или же они не важны были герою книги для принятия ЕГО решения. Но посмотрите: разве в нашем мире возможно получить полные ответы на все интересующие нас вопросы, и разве мы уверены, что даже полученные нами — истина? И тем не менее это не мешает нам жить и принимать важные решения в нашей жизни.

Готов признать некоторые стилистические огрехи второй книги (подчстить бы её немножко, хоть она и «Чистовик»:smile:), но на то, что она таковой как есть и была задумана ещё два года назад, в «Черновике» есть указание.

P.S.Прошу простить чрезмерную длину отзыва, но именно в такой объём вместились мои мысли, не больше и не меньше.

Оценка: 9
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 октября 2007 г.

Этот текст — не столько отзыв о цикле «Работа над ошибками» в целом или же об отдельных романах. И не обзор творчества Сергея Лукьяненко. Хотя и... немного первое и чуть-чуть второе:wink:. В основном же, это результат осмысления грустного недоумения, складывающегося по поводу следующей картины: Замечали ли вы, сколько грязи льется на Лукьяненко? На самых разномастных форумах и в отзывах, в блогах многочисленной рати ЖЖ-пердунов (извините, вежливее просто не получается). Причем всегда и везде сквозят явственно и четко две простых сути. Одна (от всяческой окололитературной шантрапы, мнящей себя неизвестно почему знатоками словесности и маститыми критиками) — дескать Лукьяненко — бездарь и сволочь, давно исписался, да и вообще никогда и ничего нормального написать не мог. Другая (от не менее позорной когорты читателей, как правило не очень образованных и не очень грамотных, но ужасно любящих громко заявлять миру о своем существовании не делами и собственными достижениями, а грязными склоками и воплями в сети) — дескать Лукьяненко... Да то же самое и теми же почти словами.

Между тем Лукьяненко спокойно себе пишет и пишет (помните «собака лает, а караван идет»?:biggrin:). Пишет книги. Книги, о которых можно спорить, к которым можно предъявлять претензии, которые можно любить и не любить. И нормальный читатель голосует за эти книги рублем. И в результате всего этого, на сегодняшний день Сергей Лукьяненко — наиболее известный и успешный российский писатель-фантаст. Это — факт, от которого никуда не деться. И хочется пожелать тем двум категориям ненавистников Лукьяненко, о которых было сказано выше всего лишь одну очень простую вещь. Напишите сами. Напишите не лучше, хотя бы не хуже, чем Лукьяненко. Чтобы читать вашу книгу пожелала хотя бы половина тех, кто читает Лукьяненко. И как только у вас это получится, вам уже не нужно будет столь желчно завидовать успеху его книг. Да и вообще, зависть (ясно видимая во всех этих сетевых воплях) — штука непродуктивная и некрасивая.

А теперь немного о самом цикле и входящих в него романах. Очень приличный цикл. Продуманные, выверенные тексты. Лукьяненко старается развить, под другим углом подать мысли, которые он развивал еще в «Спектре» и «Линии грез». Очевидно, ему это кажется важным и интересным. Что же, имеет право. Есть ли у романов недочеты? Есть конечно. Например в «Чистовике» таковыми можно счесть несколько неуместный по отношению к описываемым событиям стебный пассаж с «йоркширскими-терьерами — грозными убийцами функционалов» (понятно, что автор, у которого есть йорки, их любит, но — имхо совсем лишнее — вставлять это так и в такой текст). И появление робота также чрезмерно опрощает и огрубляет развитие сюжета. Можно попенять на излишнюю наблюдательность главного героя в событиях обыденных (многословные философские размышления автора о поездках в поездах дальнего следования и тд) и его же ненаблюдательность в ситуациях экстраординарных. Не очень логично все как-то. И тем не менее, получилась интересная, качественная дилогия. Незатянутая и необорванная, с планомерно развивающимся сюжетом, с хорошей пружиной интриги, несколько раз туго закручивающейся и вовремя распрямляющейся. С симпатичными персонажами.

Чего еще желать читателю? Можно конечно желать появления гениального текста, переворачивающего всю литературу с ног на голову:biggrin:. Но это — мечты (очень редко впрочем, исполняющиеся:lol:). А вот хорошие книги, небезупречные, но хорошие, качественные и интересные, они выходят регулярно из-под пера самых разных авторов. В числе которых и Сергей Лукьяненко с его циклом «Работа над ошибками».

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 июля 2015 г.

На романе «Чистовик» из цикла «Работа над ошибками» мое увлечение Лукьяненко закончилось. Достало меня вот что — абсолютное неумение как-то логично завершить очередной цикл; но это ладно. А вот попытка выдавать за некий глубоко-интелектуальный философский смысл самоустранение героя и его хрестоматийный уход в лучи заката — это уже конкретная такая моя читательская претензия к целому ряду произведений автора. Нет, ну сколько можно? Что из цикла в цикл проповедует автор? «Если вдруг на тебя свалились сверхспособности — самодовольно пошли всех на... и с умным, но постным лицом гордо удались со сцены?»... Какая-то эта философия при рассмотрении... Ущербная.

«Чистовик» еще потряс меня вот чем — при весьма бойком и неплохом начале ( роман «Черновик»), это произведение откровенно слабое. И те фишки, которые у автора раньше весьма удачно срабатывали, внезапно начинают раздражать! Ни тебе сюжета на уровне первой книги, ни какого-то человечного героя, который прям весь такой правильнвй и мудрый и «за державу» ему обидно! Эка невидаль, еще один Емеля зафутболил щуку в прорубь, лег на печку и сказал всем — «меня не колышет»...

В общем, это мое субьективное мнение, но на дилогии «Работа над ошибками» Лукьяненко как писатель для меня закончился. «Король-то голый», что-то вроде этого...

5 баллов

Оценка: 5
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июля 2009 г.

Очень точным показалось сравнение Лукьяненко с писателем-функционалом (отзыв kkk72). Автор перед нами, несомненно, профессиональный, идеи жанрово-интересные выдает, однако, знакомство с его теперешним творчеством оставляет стойкое ощущение того, что писателя, по большому счету, все в нашем мире устраивает. Только вот с этих позиций по-настоящему писать не получится, писатель же – «это больная совесть общества», и ключевое слово здесь – «больная». А у нашего автора все уже, по-видимому, отболело, осталось только некое раздражение от того, что не болит больше. Вспоминается характеристика другого писателя из совсем другой литературы: «Человек умный, простой, немножко, знаешь, меланхоличный. Очень порядочный. Сорок лет будет ему еще не скоро, но он уже знаменит и сыт, сыт по горло... Что касается его писаний, то... как тебе сказать? Мило, талантливо... но... ».

Впрочем, именно недовольство писателя собственной сытостью (оно все же прорывается в произведениях Лукьяненко) – это едва ли не единственное, что заставляет меня читать его новые книги.

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 августа 2013 г.

Фантазия у автора безусловно богатая, но весь этот фейерверк уходит в никуда, в пустоту. Внутренняя логика вселенной отсутствует напрочь. Нет в первой книги, было достаточно логично. Нехороший мир Аркан ставит социальные эксперименты в других реальностях, что бы найти для себя лучшую модель развития и по возможности избежать ошибок. Вопросов было не мало, но надеялся, что во второй части автор объяснить достаточно много. Как же, жди.

Вторая книга просто нарушила внутреннюю логику мира. Как появился первые функционалы. А таковые безусловно должны быть, раз уж герой нашёл их первичный мир. Вот только не понятно, почему там нет ни одного функционала, кроме не ангела конечно, но он особая тема.

Утверждение, что функционалы для миров не опасны, вызывает лишь смех. Это-то после десантной операции в мире Твердь. Темнит, ох темнит почтальон, говоря, что функционалы лишь прислуживают властям всех миров, и никаких особых целей не имеют. Кого же чёрта они тогда экспериментируют с мирами. И кстати, почему собственно почтальоны предложили поучаствовать в спец операции? Темнит он, темнит, совместно с автором.

Такое чувство, что Лукьяненко просто не знал, как всё закончить и потому завершил диалогию пшиком.Вставив под конец пару философских банальностей вроде того, что человек должен возделывать свой сад. Даст бог, — думает автор, — потом к циклу вернусь, — лет этак через десять.

Возможно, Лукьяненко хотел сказать, что человек должен быть прежде всего личностью, а не рабочей функцией от профессиональных обязанностей. Но ведь стать фунционалом, в диалогии это не личностный выбор. Их всех рекрутируют насильно, отрывая от привычного мира. В общем вопросы есть, а ответы отсутствуют.

Оценка: 4
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 октября 2008 г.

Наверное лучше всего об этой книги сказал сам автор в ней же:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
"— Будь я Заров, — продолжал Мельников, — то вы бы были маленьким мальчиком или наивным юношей. И вас бы испытывала на стойкость инопланетная цивилизация — не такая злая, как у Глобачева, но тоже недобрая. Вы бы повзрослели и закалились в борьбе, надавали бы всем по полной программе, по случаю обрели всемогущество — но отказались бы от него по невнятным причинам.»

Вот тут так и есть: наивный юноша и дальше по тексту...

Нет, читается, конечно, просто замечательно — не оторвешься! Но когда автор сам понятия не имеет, что будет дальше и выдумывает новые вектора сюжета в каждой главе — это как-то вводит в ступор: рассказ-тандем какой-то, где каждый автор по очереди, продолжая уже написанное, меняет все с ног на голову, и так бесконечное количество раз.

Из неких плюсов могу отметить ежеглавные тягучие вступления — местами это действительно было интересно, хотя и начинает вскоре утомлять.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 октября 2017 г.

Мне понравилось. Как бы ни ругали Лукьяненко, но среди пишущих на русском фантастов он настоящая величина. Эта дилогия – типично в его стиле. Главный герой похож на главных героев многих других его романов и, несомненно, несет в себе очень много от автора. Например, я не сомневаюсь, что автор – заядлый курильщик (в книге курят буквально на каждой странице, во всех мирах веера и все поголовно), что он любит коньяк и неплохо относится к пиву. Кроме того, он гурман (впрочем, здесь это не столь явно, как в «Спектре»).

Главный герой выпадает из жизни, будто его и не было. В его квартире другая хозяйка, его не признает собственный пес. Знакомые его забывают. Сначала Кирилл исчезает из памяти сослуживцев, потом – друзей и родителей. Многообещающее начало. Автор не упускает случая поиронизировать над коллегами. Кирилл приходит в гости к известному фантасту Мельникову, тот ничем не может помочь в столь фантастической ситуации, но предполагает множество вариантов развития событий, которые придумали бы разные конкретные писатели. Каким же путем пойдет от такой завязки фантаст Лукьяненко?

Он сделал роман о параллельных мирах. Причем того типа, который мне особенно симпатичен – это земные миры, похожие на наш собственный, с небольшими отличиями. Скорее, это альтернативные варианты развития истории. Как будет развиваться цивилизация в мире без нефти? А в мире, где господствует церковь или сохранился рабовладельческий строй?

Еще одна фищка – автор любит цитировать наши реалии. Так, в книге в эпизодах возникают некий пожилой юморист Женя с несмешными шутками и молодой политик Дима, который ищет новую национальную идею.

Слегка раздражают морализаторские вступления в начале каждой главы. Автору не стоит так обобщать свою точку зрения, не все его наблюдения безошибочны.

Но в целом увлекательно, интрига не дает заскучать. Как развлекательный фантастический роман дилогия очень хороша.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 января 2008 г.

Долго собирался с мыслями, чтобы написать этот отзыв, но скорее получится крик души. Я большой поклонник творчества Лукьяненко, и поэтому ждал от него очередного потрясающего романа. Именно романа, потому что «Чистовик» — это второй том «Черновика». Рассматривать его отдельно не имеет смысла. Читал эти две книги подряд, так что забыть ничего не успел. Первым ощущением от чтения было разочарование... Чего-то явно не хватает, я бы даже сказал, глубина произведения отсутствует. Исключением я бы назвал последнюю треть «Чистовика», за исключением пресной, если не сказать смазливой, концовки. Так мог бы заканчивать Гудкайнд в «Мече Истины»... Я не думаю, что простой парень из такого жестокого города как Москва стал бы так поступать. Куда делась вся его злость и жажда мести? Как часто happy end портит все впечатление о книге? Очень часто... Но это самое впечатление портилось на протяжении всей книги. Создается впечатление, что книгу автор не перечитал: очень много ляпов (героя называют по имени, когда он еще не представился; ужин два раза). Да и альпинистские знания Лукьяненко меня «порадовали»... Я уже не говорю о выпаде на экранизацию Брауна, скромнее надо быть, а то и нам есть, что вспомнить. Лирико-философские отступления к концу начали бесить: не к месту они, да и не особенно интересные. Все они уже были у него в других книгах, ничего нового я там не нашел. Не хочется говорить, что Лукьяненко исписался, но «Последний Дозор» и этот цикл мне показались послабее, чем его предыдущие работы. Как лоскутное одеяло, собранное из разных интересных эпизодов, а картинки общей не складывается. Хотя, если отбросить все мои ожидания, а читать просто как приключенческий роман и особо не задумываться, то вполне не плохо, а может быть и очень хорошо.

Но все же, хотелось большего.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 октября 2018 г.

В связи с выходом фильма вспомнилось это произведение.

Две книги серии очень сильно отличаются друг от друга. Как будто, в «Черновик» автор вкладывал большие надежды и писал старательно, может даже готовил задел на длинную серию. Однако после выхода автор остыл к произведению, или не получил ожидаемого отклика от читателей, и «Чистовик» написал просто ради кеша.

Завязка хороша, отлично интригует. Единственный минус — она никак не связана с основным сюжетом. Вместо этой завязки могла бы быть любая другая, или ее можно было просто выкинуть, на книге это не отразилось бы. Сразу представляется засаленный блокнотик, куда записываются всякие заготовки на черный день. Вот есть хороший сюжет, но нет подходящей завязки к нему, автор достает блокнотик и вытягивает оттуда первое что можно присобачить. Не пропадать же добру.

Сеттинг великолепный, за него можно ставить 10 баллов. Я догадываюсь, что идея не нова, но как минимум не замусолена, и подана отлично. Башня в которой ГГ царь и бог и двери в другие миры, которые открываются по мере развития сюжета. Очень увлекает, так и ждешь, куда же откроется следующая дверь. Что разочаровало, так это сами миры. Первый еще куда ни шло — альтернативное средневековье, ну сойдет. Но на большее фантазии не хватило и началось:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
морозный мир, где ничего кроме снега; курорт, где сплошной пляж; наркотический мир, куда сосланы немногочисленные преступники и ничего более
просто потянуть время, пока раскручивается основной сюжет. Впрочем, интрига удается.

Дальше идет нарастающая по напряжению конфронтация с «боссами» с вплетенной любовной линией и обрывается на самом интересном, дабы пипл ждал продолжения. Бодро, интересно, интригующе, можно ставить высокую оценку, если не ждете от книги ничего кроме приключений.

А с Чистовиком приходит уныние. Путешествия по разным скучным местам, встречи с какими-то картонными людьми, то пропадающие, то появляющиеся сверхспособности (это должно было заинтриговать? не вышло) и понемногу смысл всего действа начинает ускользать. Можно было бы смело сократить вторую книгу в два, а то и в три раза, без какого либо ущерба для сюжета, глядишь и читатель не потерял бы нить. Финал является достойным второй книги — абсолютно безынтересным и бессмысленным.

Самое смешное, что автор умудрился проспойлерить развязку в самом начале первой книги, когда ГГ беседует с фантастом:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вы бы повзрослели и закалились в борьбе, надавали бы всем по полной программе, по случаю обрели всемогущество но отказались бы от него по невнятным причинам.

Из той же беседы с фантастом, весьма умилило, как Лукьяненко (словами персонажа) пытается предсказать, какую книгу написали бы Стругацкие. Попытка вышла весьма неудачная, выданный сюжет слабее любой книги АБС на несколько порядков. Но хочется все-таки спросить. Если автор действительно может писать как АБС, что же он не пишет хотя бы на двадцать процентов так же хорошо? ))) Но не задаваясь подобными вопросами, не думая, что он выглядит смешно, Лукьяненко смело примеряет шапку Мономаха.

Персонажи. Здесь крупный провал. Персонажи вообще не выглядят людьми — некоторые просто картонки, другие больше похожи на инопланетян, чем на людей своей нелогичностью.

ГГ поначалу кажется обычным офисным планктоном, без каких-либо идей, интересных мыслей, цели в жизни. Крупица серой массы. Но по мере развития сюжета он становится до смешного противоречив

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В первой книге он пытается сражаться за эфемерные идеалы и защищать слабых, не имея на это возможности, а в финале получив огромную власть, просто бросает все и уходит доживать свою бесцельную жизнь

Главгероиня (естественно нереальной красоты женщина), по каким-то причинам решает бороться с главными функционалами, не зная о них ровным счетом ничего, проявляя при этом чудеса упрямости и глупости.

В книге задействованы также реальные люди, правдоподобием напоминающие Чапаева с Петькой из анекдотов.

Основные второстепенные персонажи также вызывают недоумение.

Автор умеет понятно и легко описывать происходящие события, этого не отнять. Но в чем его особая слабость — это моральные вопросы. Как только дело касается Добра, помощи ближнему, борьбы за справедливость — автор теряется. Выглядит, как будто слепой от рождения пытается описать радугу. То есть он много раз про нее слышал, знает что она очень красива, но вот сам ее никогда не видел и не представляет, что же это такое. Автор знает, что герой должен быть положительным и сражаться за правое дело, много про это читал и слушал от умных людей, но все это «добро» очень далеко автору. То ли дело жрачка, в этом Лукьяненко действительно силен.

6 за Черновик, 3 за Чистовик и в итоге -

Оценка: 4
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 марта 2018 г.

Заинтересовавшись трейлером грядущей экранизации «Черновика», решил прочитать книгу. Несколько лет назад друзья, прочитавшие эпопею сразу после выхода из печать, находились в диком восторге, в эйфории. Я надеялся подхватить нечто похожее.

Но...

Роман-эпопея меня, честно говоря, сильно разочаровал. Он полностью оправдывает своё название — на мой взгляд это реально черновик, черновик хорошего многотомного романа или большого цикла романов.

Концепция мироустройства Веера довольно интересная, не скажу, что новая, но интересная.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Функционалы с различными суперспособностями, таможни на пересечениях множества параллельных миров — всё достаточно интересно. Но безумного восторга не вызывает.

Персонажи... Они никакие. Как картонные нераскрашенные декорации, пустые и не интересные. Никаких чувств не вызывают. Кого-то убили, ну и ладно, не жалко. Если кто-то появился новый, значит быстро исчезнет со страниц и не оставит после себя ничего. Уникальные способности не раскрыты, пользоваться ими никто толком не стал.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Попытка приплести известных в стране людей (чиновник Дима, юморист Женя...) выглядит жалкой, как будто автор хочет таким образом увеличить спрос на это произведение. Вот если бы к Кириллу заглянул, например, Председатель Правительства РФ Сергей Дмитриевич Кузнецов (полностью выдуманный персонаж, если кто не понял :) ), то это выглядело бы гораздо... опрятнее и уместнее.

Сюжет толком не доработан. Способности у Кирилла появляются случайным образом, даже можно сказать хаотичным.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
То, что он в первый день работы знает, что через его башню проходит функционал и с него не надо брать пошлину — это норм. То, что к нему на протяжении всей истории приходят знания из т.н. «энциклопедии функционалов» — это нормально. А вот общие знания о функционалах (каким образом открываются двери, например) — это уже засекреченная инфа, не дорос ещё. Даже книгу с таможенными пошлинами ему вручили, а общеизвестную историю Веера нет.

Сумасшедшая беготня по различным мирам «Чистовика» выглядит просто натянутой концовкой. А сама концовка... лучше бы я её не видел.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Убить друга, который хотел убить тебя — нет.

Убить себя и оставить друга в живых (потому, что друг) — нет.

Треснуть доской по башне и... уйти в никуда — это да.

Зачем Кириллу давали супер силу функционала-полицейского? Каким образом функционалы превращаются в крылатых чудиков? Что произошло на Земле-16?

Этого нам знать не надо.

Создаётся впечатление, что Лукьяненко заготовил основу под обширный межавторский проект (на подобии «Вселенной метро 2033»), куда сам ничего стоящего писать не собирался. Так, просто закинул идею, мол: «Вот вам, друзья-писатели, идея, пишите что хотите и сколько хотите, а я пас».

В общем, разочаровал Сергей Васильевич, сильно разочаровал. Не этого ожидал он такого маститого писателя.

Оценка — 3.

Оценка: 3
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 ноября 2017 г.

Мне понравились обе книги: первая чуть больше, вторая чуть меньше. Для меня это не суть важно. Хорошо, что книги прочлись подряд, поэтому у меня не было никаких ожиданий по поводу того, что вторая книга должна быть в таком же духе, что и первая. Я приняла их как единое целое.

Читалось очень легко и с большим увлечением. Поначалу думалось, что развитие окажется несколько иным – ну перестали человека узнавать, подстава какая-то?… а вдруг у него раздвоение личности? Но Автор то всё по-другому повернул. Окунул меня в сказку, в фантастическую. А разве нет? Напридумывал разные параллельные миры, понаоткрывал туда двери – а некоторые миры оказались очень даже привлекательными и в них действительно хотелось бы побывать. И тут такая возможность – открыл дверь и вот тебе берег океана, открыл другую и вот тебе многогранный жюльверновский мир и т.д. Но понятно, что не всё будет радужно и герой должен стать Героем – найти истину, бороться, взрослеть, сделать выбор и победить. Ведь кто становится у Автора героем?, да обыкновенный человек – продаёт там чего-то с компьютером связанное, и брюшко у него уже появилось, и мордашка округлилась, ну каждый день одно и то же, ничего интересного. И тут он шёл по улице домой и вдруг для него закончилась его унылая и спокойная жизнь и начались приключения. И ведь он взрослеет и меняется. И это видно на протяжении всей дилогии. Парень меняется, растёт благодаря всем невиданным событиям. И всё же в итоге он остаётся самим собой, но с большим знаком плюс.

Такие истории лично мне улучшают настроение, разгружают мозг, помогают отвлечься и с головой погрузиться в события. Особенно, когда перед этим читаешь что-нибудь сложное или психологически тяжёлое. Меня лично вся история порадовала. Декорации у истории простые, иногда даже унылые, но в том то и дело, что в них волшебство мне показалось более волшебным, особенно, когда наступило время совсем недобрых чудес. Как итог, от книги получила большое удовольствие: просто, интересно, увлекательно и волшебно.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 марта 2015 г.

Громкое «Роман-Эпопея» должно наталкивать на серьезное такое чтение. Тем более от Лукьяненко, чьи «Дозоры» я с удовольствием перечитываю каждые год-два. Спорить не буду, Лукьяненко не тот. Если «Черновик» еще дает фан, и концовка очень «Лукьяненковская» то «Чистовик» лучше обходить стороной. Слишком много нагромаждений. Слишком много миров. Черезчур много воды. Правда, если бы «Черновик» остался романом — цены бы ему не было. Весь привкус портит это продолжение. Зачем нам рассказывать про Костика больше? Зачем эта беготня по мирам? Абсолютно бессмысленная битва в конце? Ну хорошо, она не бессмысленна — там мощное объяснение в конце есть. И даже развитый сюжет подошел к финалу (хотя мне финал «Черновика» понравился больше). Но ради чего?

Продолжение ради продолжения губит «цикл». Идеальный пример того, как важно вовремя остановиться.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 мая 2011 г.

Место, откуда ведут двери в разные миры. Человек, который следит за этим местом. Всякие приключения с ним. «Пересадочная станция» Клиффорда Саймака. Или дилогия Лукьяненко.

По прочтении осталось ощущение, что писалось на коленке в автобусе: сколько успело написаться, столько и вошло в очередную главу. Как-то дергано, неравномерно.

Оценка: 6
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 октября 2007 г.

На самом деле это конечно не цикл, а роман из двух частей. Причем части писались через некоторый промежуток времени. Получилось, как обычно получается в последнее время у Лукьяненко. Плюсов два: хорошая идея про функционалов и замечательная читабельность текста. Минусы — все остальное. Куча невыстреливших ружей, например политики Дима и Петр Петрович, дико долгие рассуждения о природе функционалов и т.д. Да, кстати все девушки попадающиеся на пути ГГ... Прямо-таки харизматично замечательны, симпатичны, прекрасны и расцениваются по-подростковому. Даже странно, что в Чистовике нет ни одной постельной сцены. но это только к лучшему. В целом нормальны роман Лукьяненко, ориентированный, в первую очередь, на подростков. По-моему, автору под конец это произведение слегка надоело, поскольку ощущение недосказанности достаточно сильное, но в ближайшее время продолжения точно не будет и это к лучшему.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх