Александр Беляев «Ни жизнь, ни смерть»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования | Жизнь после смерти
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
В рассказе автор выдвигает идею глубокого охлаждения человеческого организма с целью погружения в анабиоз. Находясь в анабиозе, герои рассказа становятся практически бессмертными. Впрочем, своё отношение к этому вопросу автор достаточно ясно выразил в названии рассказа.
Впервые рассказ опубликован в журнале «Всемирный следопыт» №5—6, 1926 г. Первая книжная публикация — сборник «Борьба в эфире». Впоследствии не перепечатывался до включения в собрание сочинений 1963-64 гг.
Входит в:
— журнал «Всемирный следопыт 1926' 6», 1926 г.
— журнал «Всемирный следопыт 1926`5», 1926 г.
— сборник «Борьба в эфире», 1928 г.
— антологию «Dimension URSS», 2009 г.
- /языки:
- русский (26), французский (1), украинский (1), болгарский (1)
- /тип:
- книги (27), периодика (2)
- /перевод:
- И. Иванов (1), А. Кабаре (1), П. Лажуа (1), Н. Свечникова (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mitriyijz, 26 января 2009 г.
Кстати, хорошая идея преодоления мирового кризиса! рассказ Беляева , не включенный в серию о профессоре Ванере, идущщий как бы отдельно, так же как и Вечный Хлеб.
Тимолеонт, 31 мая 2019 г.
Рассказ и о жуткой человеческой природе, которая может дойти до полного расчеловечения «ближнего» своего, и о полной ненужности человека, который принципиально не соответствует своему времени и месту. У Уоррена Эллиса в гениальном комиксе «Трансметрополитен» в одном из выпусков тоже есть сюжет о таких вот «размороженных», которые оплатили свой анабиоз сотню-две лет назад по причинам неизлечимых тогда болезней, но в мире будущего оказались просто многотысячной толпой никому не нужных бомжей. Этакое «где родился, там и пригодился».
Так и здесь персонажи, как и герой «Машины времени» Уэллса, отправились в будущее, искать своё место в жизни. Грустно, красиво, романтично.
Доктор Вова, 27 мая 2010 г.
Посмотрите на гений А.Беляева, который этим рассказом предвосхитил события на добрую сотню лет! Сейчас эта тема активно муссируется, и хотя технологий полноценного возвращения из анабиоза человеческого мозга и организма в целом еще нет, но находятся горячие сторонники этой идеи по обе стороны океана!
Видимо надо этим сторонникам почитать этот рассказ, ну и для полной картины еще и «Когда спящий проснется» Уэллса. Может наступит некоторое отрезвление и осознанное осмысление того, куда они пытаются вторгаться! Беляев ясно показал, что из этого может получиться! И показал гораздо мягче, чем Уэллс! Не надо пытаться подменять собой Господа Бога, относительно бессмертия! Очень яркие впечатления от произведения!
god54, 25 ноября 2009 г.
Совсем хороший рассказ, очень современный и злободневный. Как легко уйти от проблем жизни, и как потом, невозможно догнать эту жизнь. Проблема поднятая автором потом широко исследовалась в фантастике, но вывод сделанный в этом произведение оказался единственным для всех: снова лечь в анабиоз и наверное больше не пробуждаться...
ГРОМ, 25 октября 2019 г.
Рассказ о том, как у промышленник Гильберта начались серьезные проблемы с бизнесом. И тут появляется некто Карлсон с фантастической идеей замораживать рабочих, а когда они потребуются оживлять их. Рассказывая как на этом можно заработать.
Рассказ довольно неплохого качества, как будто читаешь кого-то из хороших ранних фантастов типа Жюль Верна. Сам текст хорошо прописан.
История тоже интересная. По сравнению с первой русской фантастикой на эту тему прогресс очевиден.
Персонажи живые и цепляют. Советская идеология еще не успела сильно повлиять на творчество фантаста. Так что получилось интересно.