Гарри Гаррисон «Новые приключения Стальной Крысы»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
На сей раз не боевая труба позвала Джима ди Гриза, прозванного Стальной Крысой, в поход, а нежная свирель, исполняющая песню о прошлом. А точнее говоря, свалившийся как снег на голову многоюродный кузен Эльмо в сопровождении кучи родственников с Райского Уголка и стада свинобразов, запертых за долги в космическом корабле.
Автор посвятил роман своим детям «Мойре и Тодду, чья любящая помощь и поддержка позволили этой книге появиться на свет».
В произведение входит:
|
рассказы графические произведения + примыкающие, не основные части
Входит в:
— цикл «Стальная Крыса»
- /языки:
- русский (6), английский (1)
- /тип:
- книги (6), самиздат (1)
- /перевод:
- А. Филонов (6)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
k2007, 15 мая 2020 г.
История про то, как куче фермеров и стаду свинобразов искали новый дом. Это должно было быть смешно (провинциальный акцент, милые хрюшки и т.п.) — но не стало. Постоянный косноязычный родич Ди Гриза, который регулярно возникает на страницах — не смешно. Всякие случаи, в которых участвуют свинобразы, постоянные зависания в баре — в общем, то, что в прежних романах использовалось как приправа, здесь становится основным ингредиентом. Слабоинтересно
lex_art, 10 июля 2019 г.
Серия про Стальную Крысу для меня всегда была особенной. Именно с нее началось мое увлечение научной фантастикой. На самом деле первой НФ книгой была другая (но тоже Гаррисона). Но «Крыса» была моей первой длинной НФ серией. Автор вроде бы уже несколько раз ее заканчивал, но, слава Богу, всегда находил в себе силы написать еще что-то про самого симпатичного героя на свете. И вот спустя много лет я дочитываю последнее произведение в серии. И в этот раз это действительно последнее приключение Скользкого Джима. Увы, автора больше нет с нами.
На старости лет Скользкому Джиму пришлось «позаботиться о полном корабле кочевых лапотников и сопутствующем им свинстве». Джим, судя по всему, действительно сдержал слово, данное жене в последней книге, и таки завязал с преступным ремеслом. Он больше не грабит банки, но он все еще Скользкий. И все еще в состоянии решать проблемы своими любимыми методами.
Кто-то из рецензентов заметил, что тут больше «Билл — герой галактики», чем «Стальная крыса». В принципе сходство есть. В «Билле» была «шахта по добыче нейтронов». Тут же засветилась «гравитронная заправочная станция». А еще припухающий двигатель. А еще фермеры и работа техником по удобрениям. Читаешь про все это и радуешься как ребенок. Разве же это похожесть на что-то? Это просто фирменный юмор автора.
Прощай «Крыса из Нержавеющей Стали — с сердцем из чистейшего золота».
Aleks_MacLeod, 7 мая 2010 г.
Роман написан в привычном для Гаррисона стиле и напоминает первые романы цикла, лишь немного не дотягивая до лучших произведений сериала. За прошедшие с момента выхода первой книги годы Гарри не растерял ни своего чувства юмора, ни умения блестяще описывать герои и помещать их в нестандартные, быстро меняющиеся ситуации. Безграничный оптимизм и вера в торжество человеческого разума не покидают Гаррисона и на девятом десятке лет.
В то же время у книги существует ряд бросающихся в глаза отличий. На этот раз главной целью ди Гриза является не спасение возлюбленной или восстановление мира и/или справедливости в галактике, а поиск нового дома для целого стада свинобразов, сопровождаемых толпой сорокавосьмиюродных родственников Джима. В процессе поисков, впрочем, Джима ожидает стандартный набор приключений: отсталые планеты, жестокие и бесчеловечные режимы, неожиданные поломки видавшего виды корабля и так-далее и тому подобное.
И еще очень бросается в глаза, что постарели как Гарри Гаррисон, так и Скользкий Джим. Стальная крыса уже не так легка на подъем, не всегда может обходиться без посторонней помощи, да и аферы и авантюры уже не столь эффектны, как в прошлом.
Возраст Гаррисона бросается в глаза в общей структуре романа. Видно, что человек очень старался написать этот роман максимально качественно, памятуя о том, что это может стать его последним произведением. В самой книге замечается легкая грусть, выражающаяся в воспоминаниях о былых временах и приключениях.
Как бы то ни было, у Гаррисона получился очень хороший роман, который идеально подойдет всем поклонникам цикла. Но вот тем, кто с Крысой еще не знаком, знакомство с циклом стоит начинать все же с более классических вещей.
Нескорений, 16 мая 2015 г.
Вот и подошли к своему завершению приключения Скользкого Джима, последняя, теперь уж точно, книга серии прочитана и поставлена на полку. Я не буду в этой рецензии подводить итоги всего сериала, лучше сосредоточусь на непосредственном произведении. Безусловно, этому роману чего-то не хватает, я не могу отнести его к лучшим частям серии, но и среди худших, по моему мнению, «Новым приключениям СК» числиться не придется.
Как мы помним из окончания предыдущего романа, Джим с Анжелиной решили оставить авантюрную стезю и уйти на покой, чтобы жить в свое удовольствие и тратить нажитые за бурные годы деятельности финансовые активы. Именно в этот период мы вновь встречаем счастливую парочку — тишине и спокойствию приходит конец — дальние родственники с Райского Уголка просят помощи в поиске подходящей планеты для миграции, помимо толпы фермеров в гости к Джиму прибывает и стадо свинобразов. Таким образом, круг замкнулся, прошлое снова стучится в двери, и перед финальной чертой Джиму снова надо будет вспомнить времена юности.
Завязка романа разворачивается на фешенебельной планете Уймабашлия — рае для толстосумов, ищущих покоя и уединения. Конечно же стаду свинобразов и толпе неотесанных реднеков здесь места не найдется, поэтому нашим героям предстоит совершить линейное космическое путешествие из пункта А в пункт Б, которое несколько затянется, позволив нашим героям посетить еще пару-тройку проблемных миров.
Экипаж «Свинобразьего экспресса» подобрался небольшой, но интересный, ведь помимо ставших хозяевами этой космической развалюхи Джима и Анжелины нам предстоит познакомиться с опытным и невозмутимым судовым маклером Массудом Сингхом, который по счастливой случайности оказался дипломированным пилотом и связистом, а также мысленно вернуться к событиям на Клианде, ведь инженером-механиком на новоявленном ковчеге оказался опытный Штрамм, который покинул постылую армейскую службу, но не забыл старину Джима, который в памятные Штрамму времена скрывался под личиной Васьки Хулья. Еще один запоминающийся персонаж — кузен Джима — Эльмо, на мой взгляд вполне удачный образ — особый колорит ему придает специфический провинциальный говорок, да и ведет он себя как типичная деревенщина, выводя Джима этим из себя не раз и не два. Появившаяся в предыдущей части эпопеи любимица четы диГризов Глориана в этом романе не фигурирует, но это не так печально, т.к. на смену милой свинобразке, задействованной в цирковых фокусах Стальной крысы, приходит не менее забавная преемница по кличке Розочка, от которой Анжелина просто без ума.
Пав жертвой саботажа предыдущего капитана «Звезды Рифути», а ныне «Свинобразьего экспресса», наши герои вынуждены изрядно поколесить по галактике и первой непредусмотренной точкой их вояжа станет симпатичная планета Флорадора, которая вполне могла бы стать новой родиной для свинобразоводов. Население Флорадоры делится на два лагеря — с одной стороны милитаризованные последователи изуверского религиозного культа, а с другой — буколические сторонники единения с природой и отказа от благ индустриальной цивилизации. Чтобы урегулировать противоречия местных аборигенов Джим по привычке надевает бабочку кота Леопольда и в который раз несет неразумным мир, дружбу, жвачку.
Следующая остановка «Экспресса» — планета Спасения — несмотря на попытки автора замаскировать сходство с Флорадорой внешней мишурой, вызывает ощущение дежавю. Снова два противоборствующих лагеря — нормальные люди, которые были вынуждены оставить ступень цивилизации и вести простую жизнь кочевников-скотоводов, и противостоящие им зеленокожие мутанты, живущие в городах, возделывающие хлопок на фермах, компенсирующие недостаток интеллекта способностью к быстрому размножению. Зеленцы называют свою страну Соединенными штатами Англии, расположенными на Британском континенте, при этом национальный флаг у них — знакомый каждому отечественному читателю красный кумач с серпом и молотом. Создалось впечатление, что автор так и не успел раскрыть все планировавшиеся фишки или же в процессе написания книги сильно торопился, т.к. упомянутые «ружья» так и не выстрелили, для сюжета этот антураж вообще никакой роли в итоге не сыграл. Происхождение красного флага автор в итоге хоть как то объяснил тем, что обитатели Спасения прибыли туда с планеты Дас Капитал, тем не менее причины синтеза англосаксонских элементов с марксистской символикой остались за кадром повествования.
Помимо обитаемых миров в программу полета попали и две безлюдные планеты, с легкой руки наших пилигримов получивших названия Сауна и Грузная. Сауна оказалась условно пригодной для пребывания человека, молодой, только что сформировавшейся планетой с кипящей в океане серой и непролазными джунглями. Грузная запомнилась лишь большой силой притяжения, по этому параметру она не уступает «неукротимой планете» Пирру (это уже из другой оперы, но всё же, всё же..), правда на этом все сходство и заканчивается, т.к. никаких форм жизни на Грузной обнаружено не было. Интересный момент — пирряне, привыкшие к повышенной гравитации родного мира и оказавшийся в тех же условиях обычный человек Язон динАльт, после курса физподготовки, вполне резво бегают, прыгают и стреляют во все, что движется, здесь же Гаррисон рисует совсем иную ситуацию, показав, что даже самое элементарное действие в условиях такой высокой гравитации заставит не только обычного человека, но и перекачанных чемпионов-тяжелоатлетов ползти на карачках в крови и соплях, с титаническим трудом преодолевая каждый метр пути. Интересно было бы узнать, что это — авторская самоирония или попытка запоздалой работы над ошибками, реверанс в сторону читателей, ратующих за реализм во всем.
В целом книга читается легко, хотя приключения на Спасении были скучноваты, из-за ощущения дежавю. Стальная крыса здесь выступает не в привычной роли аферист и агента СпецКорпуса, а в новой ипостаси — космического первопроходца, эдакого бродяги, хотя и привычно спасающего заблудшие народы от взаимоистребления. Удачно получились второстепенные персонажи — у каждого свой характер, отличительные черты, которые легко запоминаются и делают образ рельефным и индивидуальным. Хотелось бы и дальше читать о новых приключениях Стальной крысы, но как известно, что-то кончается, что-то начинается — время двигаться к новым рубежам, а к старым знакомым всегда можно будет вернуться по истечении времени, в очередной раз взяв с полки книгу и перечитав знакомые страницы.
Elexx, 16 июля 2010 г.
Вот уж действительно — первое желание после книги, которое у меня возникло — это посмотреть, сколько сейчас Гаррисону лет. Я об этом упомянул, в двух рецензиях ниже об этом упомянули, и наверняка упомянут еще не один раз.
Прежде всего, пострадал сюжет. На этот раз у ди Гриза настолько беззубые соперники, что справиться с ними мог бы даже глухонемой. Вследствие чего интриги практически никакой — как будет развиваться действие, можно предсказать уже с пятидесятой страницы. Некоторые эпизоды вчистую повторяют сюжеты из ранних частей, и при этом заметно хуже оригиналов. А уж завязка со свинобразами и родственниками — это полный кошмар. После прочтения в памяти отпечаталась лишь сцена выращивания гравитонов на Тяжелой, остальное совершенно не впечатлило.
Что касается второстепенных персонажей — всех подстригли под одну гребенку, теперь есть только злые и добрые люди, злые строят козни за углом, добрые просят ди Гриза о помощи. Анжелина тоже плавно сошла на нет, причем они с Джимом внезапно поменялись ролями — если раньше Анжелина предпочитала стрелять на поражение, а Джим отказывался даже слышать об убийствах, то теперь Анжелина уговаривает мужа не трогать соперников. В итоге остался один лишь ди Гриз, с которым, слава Гарри, все пока что в порядке, но, к сожалению, на одном Джиме далеко не уедешь.
В итоге у Гаррисона получилась отличная детская книга. Фирменный юмор и живописное описание перелетов в космосе и планет никуда не подевались, сюжет, хоть и банален донельзя, но идеален для детей. Поклонники же серии вряд ли захотят прочитать «Новые приключения» больше одного раза. Тем не менее, надо отдать почтение автору — эта книга отлично мотивирует к перечитке всей серии с самого начала.
Vlad lev, 17 апреля 2013 г.
Достаточно посредственная вещь. Первые впечатления — стилистика отнюдь не цикла «Крыса...», а «Билла — героя галактики».
Перевозка родственника-фермера на космической рухляди со «Свинообразами» — помеси диких свиней с дикобразами; вялая стычка с приверженцами культа изоляционизма (а-ля- инквизиция); зеленокожие вырожденцы (антипод модной темы людей-«индиго»).
Частично развеселила только фраза-характеристика в самом начале:
«Экипаж — спившиеся негодяи»
lith_oops, 19 декабря 2012 г.
Книга-то хорошая, а вот рецензия получилась так себе, как «датский» стих – дань мэтру, так сказать. Но не похвалить тоже грех – вполне на уровне продолжение.
Стальная Крыса – это классика, это культ. Я на ней не то чтоб выросла, но повзрослела – однозначно. Вообще одни из самых ярких детских впечатлений от книг связаны у меня именно с Гаррисоном. Как сейчас помню: кишиневский сборник с Неукротимой планетой, взятый на почитание, я вся с ногами в кресло забралась, в комок сжалась и сопереживаю. Чудо-шипокрыл, да еще тренажер ихний Пирровский до сих пор будоражат воображение.
Крыса, правда, чуть послабее. Ненамного, но все же.
Работы мысли здесь поменьше, но я даже не могу сказать, почему так. Застит мне глаза Специалист по этике, или еще что? Ведь Крыса, она же Джеймс Ди Гриз тоже вполне себе думает и морализаторствует не без юмора. И, поступая неправильно, ухитряется учить нас разумному, доброму и вечному.
Пошиб крысиный ухудшается чуть ли не с каждой книгой – это правда. Но мэтру можно этого не бояться, потому что даже самый низкий пошиб Гаррисона всегда выше заоблачного пилотажа местных. Перо его все так же легко, а фантазия неуемна, плюс добрый приятный юмор и стопроцентное сопереживание. Подозреваю, что это талант. )))))))
Книга полна доброй иронии, великолепных языковых стилизаций, быстрых сюжетных ходов, отдыхательных приключалок. Есть, есть еще порох в пороховницах. Впервые после Аберкромби получаю от чтения громадное удовольствие.
Мир все тот же, но героя будет мотать по задворкам галактики, а, следовательно, по интересным и самобытным планетам. Автор оторвется по полной, осмеивая социальные и религиозные модели. И все это – без морализаторства, а исключительно лишь со шутками-прибаутками.
Читабельность тоже неплоха, но юмор лично мне не дает стопроцентно проникнуться текстом. Я хоть и пытаюсь хохмить, но вообще-то тетка серьезная до отвращения. Такой, мамской серьезностью: «Сначала помой руки, а потом можешь показывать свои искусственные какашки».
Так что при всем моем восхищении текстом, не могу я совсем влет воспринимать книгу, если там абсолютно отсутствует серьезность и даже пафос. Не тот, который МТА-шный, а такой, профессиональный, в меру.
Интрига состоит из огромного количества напряженных моментов, наложенных друг на друга, но при этом практически не взаимосвязанных. Если бы не юмор, было бы напряжно, а так – текст «летит». Правда, не то чтоб невозможно оторваться, но и отложить книжку желания нет.
Персонажи колоритны до немыслимости и тем очаровательны. В этом Гаррисон иногда напоминает Даррелла – с поправкой на то, что герои вымышленные.
Идея снова в легкости отношения к жизни и здоровой морали, которая без канонов и фанатизма. Гаррисон довольно часто это проповедует – ну и правильно. Собственно, эта мысль близка славянским идеалам: мы тоже видим разницу между законом и справедливостью. Пусть даже и то, и другое – понятия относительные. :)
Душевность как всегда: познакомившись с Крысой, ты обречен быть очарованным ей. Да и вообще приятно видеть стилизацию и осознавать, что это таки стилизация, а не IQ автора устами героя.
А вот погружению стилизация мешает: искусственность так и прет. Нет, понятно, конечно, что художественный прием и все такое, но остаешься за текстом. Кроме того, автор не особенно использует манеру, позволяющую читателю сживаться с персонажем. Это как с Мифами: штука донельзя рулезная, но анекдот, даже на двенадцать книг – это анекдот.
AVKon, 15 ноября 2010 г.
Когда случайно увидел книгу на полке магазина — задрожали руки. Долго не начинал читать, ждал момента полного спокойствия, чтобы насладиться очередным шедевром любимого автора. К сожалению это первое произведение Гарри Гарриссона, которое я заставлял себя дочитать. Месяц, понемногу.
Всё вроде бы как раньше, искромётный юмор, бесконечная ирония. Но простите, наверное четверть книги занимает свинка Розочка и Любовные милые шутки с Анжелиной (у которой в этой книге вообще непонятно какая роль). Конфликт отсутствует вообще. Если раньше Ди Гриз бывало хоть иногда попадал в сложные ситуации, то тут всё получается практически «слёту». Скучно. Если бы я прочитал эту книгу первой из цикла, не стал бы читать остальные (и как много потерял бы). Но это конечно не умаляет достоинств всего того, что написал Великий (как я считаю) Гарри Гарриссон.
lexuzz, 17 ноября 2010 г.
Да действительно роман уже не «торт». Ожидал большего! Слишком сумбурный что ли какой то :) Вроде и линия сюжетная четкая, но нет яркости!
Tetri, 12 декабря 2010 г.
ДиГриз... Грусть постаревшей Стальной Крысы ощущалась и в предыдущих двух книгах.
Не небрежность автора, а логика развития серии потребовала столь лёгкого преодоления вставших перед Джимом препятствий (тяжёлое официальное задание намеренно не рассматривается). Просто потому, что за свою долгую и небедную жизнь диГриз накопил огромный ОПЫТ. Опыт как можно более мирного решения проблем.
Роман вполне можно рассматривать как «Золотые годы Стальной Крысы, ч.2» и, безусловно, читать строго после всех предыдущих книг серии.
А на припухательных космокораблях ещё Билл (с двумя «л») летал :wink:
yegorfant, 31 мая 2010 г.
Целиком и полностью согласен с Алексом! Роман — не шедевр, но написан полностью в духе Гаррисона!
Сюжет такой же интересный и динамичный так же как и в почти(!) всех предыдущих романах эпопеи. Понятно, что читатель, который не читал предыдущих романов, может не понять многих вещей.
Сразу видно, что Гарри Гаррисон не старался получить много денег на продаже этого романа, старался прорисовать каждую деталь, и поэтому всё получилось очень красиво! Юмора в книге очень много — ни одной пошлости — только красивый добрый юмор! Те кто читали — меня поймут! Ни одного нудного момента, ни одного лишнего слова, ни одного повторения. Как сказал автор этой книги, хороших юмористических книг в литературе довольно мало. Но этот роман удался. Никто не может быть равнодушным к старику Гаррисону. Попробуйте написать такое на девятом десятке лет. Сначала я даже думал, что это написал даже не Гаррисон, а какоё-то сомнительный тип, решивший срубить немного долларов, но нет — - тут дух Гарри, тут пахнет его стилем и молодецкой доброй задорностью