fantlab ru

Святослав Логинов «Многорукий бог далайна»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.42
Оценок:
3008
Моя оценка:
-

подробнее

Многорукий бог далайна

Роман, год; цикл «Многорукий бог далайна»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 229
Аннотация:

Эта книга — о возникновении и разрушении далайна — мира, который создал Творец, старик Тэнгэр, уставший от вековой борьбы с многоруким порождением бездны Ёроол-Гуем, ненавидящим все живое. Он решил сотворить мир специально для Многорукого — просто для того, чтоб тот не мешал ему думать о вечном. В этом мире, созданном по меркам дьявола и для обитания дьявола, человек, созданный по образу и подобию Божьему, изначально дьяволу в жертву обречен. Но по воле Тэнгэра раз в поколение в далайне рождается человек, который в силах изменить его так, что в нем не будет места самому Многорукому. Никому это не удавалось, пока не появился Шооран...

Роман Святослава Логинова «Многорукий бог далайна» интересен прежде всего тем, что созданный писателем-фантастом мир логичен от начала и до конца. Логичен настолько, что существование невообразимого Ёроол-Гуя от первой до последней страницы не вызывает недоумения, а весь быт этого искореженного мира, мытарства его жителей, фантастические похождения главного героя творца-илбэча — все это накрепко удерживает внимание читателей.

Для этого произведения есть карты:
Примечание:

Реальный год выхода романа — 1995, хотя на титульном листе обозначен 1994.

Последнее издание по издательским ценам можно купить здесь.



В произведение входит:


7.98 (70)
-

Входит в:

Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 450

Активный словарный запас: средний (2737 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 72 знака, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 20%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 1995 // Крупная форма (роман)

лауреат
Беляевская премия, 1995 // Фантастическая книга

лауреат
Фанкон, 1995 // Крупная форма

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2018 // Самый номинируемый автор

Номинации на премии:


номинант
Бронзовая Улитка, 1995 // Крупная форма

номинант
Странник, 1996 // Крупная форма


Рецензии:

Похожие произведения:

 

 


Многорукий бог далайна
1994 г.
Многорукий бог далайна
1996 г.
Многорукий бог далайна
1997 г.
Многорукий бог далайна
2001 г.
Многорукий бог далайна
2001 г.
Многорукий бог Далайна. Свет в окошке
2004 г.
Многорукий бог далайна
2018 г.
Многорукий бог далайна
2023 г.
Многорукий бог далайна
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Многоръкият бог на Далайна
2001 г.
(болгарский)

страница всех изданий (10 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


[  31  ]

Ссылка на сообщение ,

Начнем с того, что я феерическая криведка :lol: Я давно слышала про этот роман. И всю сознательную жизнь думала, что он называется «Многорукий бог дедлайна» (deadline). А что, все вполне логично: во-1, если есть боги дня, ночи, а у Птерри так даже бог похмелья — почему бы не быть богу дедлайна? И кто из нас в дедлайне не страдал, что он не вполне Вишну (то есть необходимая синюшность лица уже приобретена, а пары-двух лишних рук все же хронически не хватает). Так что богу дедлайна вполне логично быть многоруким... Странице на 10 я поняла, что че-то не то :alles:

На самом деле, в романе никакого дедлайна, естественно, нет. Есть далайн — неясная масса «мирового океана», по природе своей вредоносная, которую лично я представляю себе как нечто вроде соляриса. И совершенно восхитительный фантастический мир, аналогов которых я не встречала больше нигде. Не то чтобы даже аналогов — я нигде не встречала такой степени абстрагирования от нашей реальной действительности. Ведь по сути, фантастические миры — всегда производные от нашего мира, либо в одну сторону (апогей технического прогресса, космические полеты, мутации, инопланетяне), либо в другую (назад к природе, феодализм, эльфы, гномы и волшебники). Мир Логинова очень сильно выбивается из общего ряда. Он настолько чужой, что когда об этом задумываешься всерьез, становится даже как-то жутко. В нем нет привычных вещей из физического мира, как микро (где люди живут, что едят, что носят, чем воюют), так и макро (земля, солнце, небо). Условия обитания людей воссозданы заново почти целиком; новое все: от макро-устройства мира до видов пищи и одежды.

Как ни странно, к этому полностью чужому миру очень быстро привыкаешь и начинаешь думать его категориями. Мне кажется, в этом и состоит прежде всего мастерство автора — не только изобрести сотню новых имен и названий, а еще сделать так, чтобы читатель не запутался в них. Иные авторы умудряются запутать читателя в простом около-феодальном мире, как в трех соснах, где несчастный будет блуждать, не в силах понять, кто чей вассал и кто с кем воюет. А у Логинова все очень понятно и логично, так что я даже постепенно начала визуализировать и эту странную растительность, и жутких хтонических жывотных. У этого мира есть своя история и мифология, свой миф о сотворении, который, как всегда, подтверждается, но лишь отчасти и как-то невнятно. Есть свои государства — не государства, но различные способы организации людей на определенной территории. Есть свои религиозные верования и фанатичные заблуждения. В общем, есть все.

Вторая сложная и с блеском решенная задача — сам сюжет. Создать мир — это еще полдела (хотя на мой лично вкус это самая важная половина), нужно еще, чтобы в мире что-то происходило. И вот медленно, а временами и мучительно, шаг вперед-два назад — мы видим, как рождается миф. Герой еще и не подозревает, что ему суждено стать эпическим героем в классическом литературоведческом смысле, хотя пока это дойдет до всего остального населения мира, разумеется, пройдет несколько поколений. Мне очень нравится с точки зрения обоснованности и логичности (и очень импонирует лично) то обстоятельство, что герой становится таковым не по «велению судьбы» или в силу везения, а упорным трудом. Изначально ему дана только возможность, некоторая инаковость — и он последовательно жертвует всем, что приносит ему судьба, следуя своему предназначению. Никакого «раз — и герой» нет и в помине, более того, в каждую минуту текста он не герой (а если уж честно, гораздо больше — усталый человек и по общим меркам неудачник), о героизме можно судить только по факту. И это, имхо, лучший способ написать о жизни эпического героя так, чтобы было не пафосно и правподобно; мифологическая, «эпическая» часть очень ловко вплетена в реальность, ее даже не замечаешь, пока не отойдешь на некоторое расстояние.

У романа есть две концовки. Одна — потому что это «очень эпическая» история, и концовка, соответственно, тоже эпическая. Новый мир, в очень библейском духе. Это красиво и вполне грандиозно и, пожалуй, это было бы вполне достаточно, чтобы объявить концовку удачной, а текст — состоявшимся..

Но есть и вторая. Потому что герой — не только «эпический герой», но и живая личность, пусть и неординарная. Герой не может сидеть без дела, и когда, кажется, уже совсем все успокоилось, новый мир перестал волноваться и начал наконец жить, герой понимает, что ему в нем нет места. Так появляется второе, безумно изящное решение в духе «убить дракона», и замыкается круг.

Оценка: 8
[  17  ]

Ссылка на сообщение ,

Роман великолепен. И вот почему...

Авторство:

Непросто придумать мир для своего романа, особенно мир фэнтези. Поэтому большинство авторов просто используют нашу историю средневековья, добавив толику магии. Сложно придумать новый мир. Но это прерогатива авторов фантастов, описывающих будущее или другие планеты. Невозможно создать абсолютно уникальный, непохожий, новый мир со своей историей, религией, мироустройством... Со своим языком!!!

Вернее, я считал невозможным. Пока не прочитал «Многорукого...» . Причем с самого начала, преодолев пару глав, начинаешь вполне осознавать и какой такой «наыс», и чем пахнет «далайн», и каких размеров «оройхон». Хотя впрямую нигде нет описания каждого предметаявления этого мира, что создает полное погружение и слияние с персонажами романа.

За что автору большое спасибо и низкий поклон.

Сюжет и идея:

Сказать, что великолепно и удивительно, оценка 11? Это ничего не сказать.

В одиночку победить злого(или «злого») бога, выполнив невозможную для смертного работу...

Пытаться осчастливить всех, построив место для жизни. Понять, что от этого людям только хуже...

Пытаться выполнить свою миссию, понять что это убьет всех людей...

Возненавидеть людей и попытаться убить разом, и открыть спасение и свободу всем...

Дать свободу, и... Быть проклятым за это.

Персонажи:

Опустив подробности, просто скажу, что все характеры и действия полностью соответствуют друг другу, не вызывая противоречий. Чувтства основных героей прописаны глубоко и правдоподобно.

Ну и в заключении.

Больше всего тронули меня две притчи: первая заканчивается вопросом «Что у меня впереди, если по правую руку добро, а по левую зло?». Смогу ли я сам ответить?

А вторая про злобных шооранов, которые уничтожили далайн. Вот так и нас учат истории, переиначивая ее каждые 20 лет. А правда где?

Роман заставляет глубоко задуматься. Вопросов он ставит намного больше, чем дает ответов. А найти их — это уже дело каждого, и вечности для этого у нас точно нет. Да и не надо.

Оценка: 10
[  16  ]

Ссылка на сообщение ,

Бывает, что хочется бездумно отвлечься от окружающей действительности, хочется чтения об авантюрах, особо не затрагивающих ни ум, ни сердце, но позволяющих развлечься и скоротать пару вечеров в dolce far niente — и это здорово! Но «Многорукий бог далайна» — для совсем другого настроения. Это книга, которую нужно читать неспешно и вдумчиво, проникаясь и сопереживая. Это не значит, что вся она состоит из нудных поучений и философских притч, и что в ней нет ни приключений, ни интриг. Есть, и весьма увлекательные. Просто акценты у книги совершенно иные. Хорошо это или плохо – решайте сами. У каждого времени и настроения своя литература, но хорошую книгу неизменно отличает одно замечательное качество: ее хочется перечитывать. «Многорукий бог далайна» для меня оказался как раз из таких, и уже не раз читан. Блистательный, великолепный роман, изумляющий, мудрый и безжалостно-правдивый во всей своей фантастичности. Его оригинальный, ни на что не похожий мир, рожденный соперничеством, завистью, божественным безразличием и логическими играми бессмертных – кто кого перемудрит-переиграет, если уж не удалась победа в битве один на один – этот мир странен, страшен, гармоничен и неисчерпаем в неожиданностях. Жить в нем нелегко, особенно на окраинах, но живущих согревает надежда на чудо… Однако оказывается, что ни простых благ, ни даже чуда недостаточно, точно так же, как недостаточно вечно убивать двойника своего соперника – соперника в вечности и могуществе… Победа оборачивается поражением, дар – проклятием. Давно известные, банальные уже парадоксы, но у Логинова они обретают плоть и дыхание, постоянно меняясь местами, бесконечно умножаясь отражениями в зеркалах. Границы между кажущимся добром и воображаемым злом размыты и зыбки, и настает время, когда не остается в мире места ни для одного из тех, кто был его благословением и напастью. Думаете, именно на этом история и заканчивается? Не угадали, ведь это было бы слишком просто...

Оценка: 10
[  37  ]

Ссылка на сообщение ,

Ну вот... Прочитал... Непростое это занятие, читать «Многорукого бога..». Причём это сказано не в упрёк автору, а наоборот. Теперь попробую как-то более связно и подробно.

Прежде всего, не могу не отметить мир, созданный Логиновым. Мир уникальный. Уникальность этого мира в том, что там нет практически ни одного позитивного, светлого пятна. Против обитателей этого мира абсолютно всё. И бог, сидящий в глубинах, и обитатели, и природа/климат, и сами люди — тоже друг против друга. При различных социальных строях этого мира, ни в одной стране человек не может чувствовать себя свободным и полноценным человеком. Ну, разве что, за исключением небольшой привилегированной прослойки.

Несколько раз, во время прочтения, я сравнивал мир Логинова с миром Неукротимой планеты Гаррисона. Есть нечто общее между этими двумя мирами. Точно так же всё против человека, и точно так же, человек выживает, ежедневно ведя яростную борьбу за выживание. Разница только в том, что герои Гаррисона могут погрузить пожитки в космический корабль, и улететь искать место получше. У людей мира Логинова такой возможности нет. Да и не представляют они другой жизни.

И вот по этому миру ходит илбэч Шооран. Человек, чья миссия оказалась намного более значительна, чем показалось поначалу. Очень сильный образ удалось создать автору. Образ творца, страдающего за свои творения. Образ человека, который пытается сделать людей счастливее, и страдает за это.

В книге практически нет позитива (ну, за исключением концовки). События, описываемые в романе страшны и жестоки ( впрочем и мир — страшный и жестокий), но при этом не возникает ощущения чернухи и кровавости. И это очередная заслуга автора, сумевшего описать столь страшные события, избежав при этом впадания в крайности.

Язык романа превосходен. Несмотря на обилие в романе слов с монгольскими корнями, столь непривычных русскоязычному читателю, это абсолютно не напрягает, и смотрится очень органично.

Проработка мира великолепна. Легенды и притчи, приводимые автором, не просто добавляют достоверности. Они делают этот мир реальным.

Итак. Роман великолепный. Проработка мира превосходна. Идея романа замечательная. Реализация этой идеи — тоже замечательная. Ну вот. Все превосходные эпитеты закончились((

Кому не стоит читать этот роман — прежде всего, любителям рафинированного позитива. Любителям любовей прекрасных прынцев на белых конях, и красивых прынцес в белых платьях — роман противопоказан.

Герои Логинова не пьют нектар, и не писяют амброзией. Они ведут ежедневную и тяжёлую, точнее смертельную борьбу. И если вас это напрягает — не читайте эту книгу.

Всем остальным — читать обязательно.

Ах, да... Почему я поставил 9, а не 10? Неохота впадать в спойлерство. Но гибель некоторых персонажей хоть и была необходима по сюжету, но... Но жалко их. Вот потому и 9:smile:

Оценка: 9
[  16  ]

Ссылка на сообщение ,

Святослав Логинов поставил перед собой очень сложную задачу. Он придумал совершенно удивительный, ни на что не похожий мир, мрачный и завораживающий одновременно. Мир, во многом существующий по законам настольной игры. К сожалению, избежать некоторой схематичности при этом не удалось. Вот делает свой ход Шооран, потом свой ход делает Ероол-Гуй, потом — люди. И дальше по кругу, в некоем химерном подобии вальса кружится эта троица вокруг все уменьшающегося далайна.

Впрочем я, как говорит почетный председатель жюри «Ледникового периода» Татьяна Тарасова, не стал снимать баллы за эту схематичность — уж больно книга понравилась. Понравился тот богатый, сочный язык, которым она написана, понравились необычный словарный запас книги — все эти далайны, оройхоны, нойты, гвааранзы просто грели душу во время прочтения своим богатым звучанием. Порадовал ряд второстепенных персонажей — Маканый, Яавдай, Ай приносят некий элемент жизни в эту затянувшуюся настольную игру... Ну и конечно поединок илбэча и многорукого бога, живущего в глубинах далайна. Эпическая битва не на жизнь, а на смерть.

А еще в романе удивительно красивая концовка — именно она стала решающим, поворотным моментом для меня. До самых последних страниц я намеревался поставить девятку...

Теперь о главном — о философском посыле романа. Я не согласен с тем, что промелькнуло здесь, в отзывах — мол, судьба Шоорана и враждебность людей по отношению к нему сходны с судьбой любого гениального человека, творца. Нет, людей то тут тож можно понять. Каждым своим оройхоном Шооран в корне менял геополитическую картину мира, вызывая новые войны и кровопролития. Он поднялся выше всего человечества, став богом — и его война с Ероол-Гуем — это вселенская битва двух соперников. И, как тонко подмечает концовка, выиграть эту битву невозможно, можно только взять вверх в отдельно взятом раунде, после чего будет новый раунд великого противостояния.

Оценка: 10
[  16  ]

Ссылка на сообщение ,

Мир, выстроенный по принципам настольной игры всегда любопытен. Борьба илбэча и многорукого бога в замкнутом прямоугольном мире напоминает партию в древнюю благородную японскую игру рэндзю (усложнённый аналог крестиков-ноликов на большой доске) — ход человека ( создание земли), яростный ответ бога. Кстати, рэндзю в переводе с японского означает «нитка жемчуга», может, недаром Логинов делает жемчужное ожерелье одним из талисманов героя. Главный герой — илбэч Шооран — в некотором роде волшебник, но единственное доступное ему волшебство — возможность создавать острова-оройхоны в смертельном для человека море далайна. Но за эту способность приходится расплачиваться проклятием — одиночеством и вечным бегством. И страшнее могучего бога глубин для илбэча собратья-люди, ненасытная и тупая толпа — в романе немало ярких, к сожалению, верных психологических наблюдений, которые представляют род человеческий не в лучшем свете. В более широком смысле, судьба илбэча — судьба любого гения, незаурядного, «странного» человека, которому приходиться выживать в обществе. Имена и названия, происходящие в мире далайна от монгольских корней, книге только в плюс: они достаточно выразительны, а кельтика, обычно использующаяся в фэнтези, откровенно говоря, уже набила оскомину. Мир, придуманный Логиновым, очень интересен — хорошо продуманы необычные природные условия, жутковатая фауна, быт обитателей оройхонов, красивые местные легенды. Роман немного затянут, но это в высшей степени достойное произведение, и я настоятельно рекомендую к прочтению.

Оценка: 9
[  15  ]

Ссылка на сообщение ,

Поначалу книга меня захватила. Очень интересный мир, интересная задумка, четкая концепция. Божественные сущности в качестве творцов и уникальная непонятная среда, в описании которой сначала тонешь (много терминов, собственный дискурс мира, аутентичные названия вещей и прдметов), а потом понимаешь. Для меня остался неясным только момент с огненными землями — можно ли их создавать по желанию или их создание зависит от условий среды?

К плюсам данной книги можно отнести:

1) Уникальный интересный мир с продуманной структурой

2) Неплохая внутренняя мифология сказителей

3) Качественный литературный язык изложения автора

Минусов тоже немало:

1) Когда в начале книги выяснилось, что до полной победы социализма необходимо застроить около 400 земель это меня могло бы насторожить. Не насторожило. В результате значительная часть книги превратилась в побегушки. И я верю, что автор был достаточно дотошен, чтобы описать каждую итерацию строительства.

2) Социальная структура мира непонятна. Есть ресурсы и борьба за ресурсы. Население мира ограниченно. Почему при увеличении земель при прочих равных обостряется борьба? На перспективу? Будущие стратегические плацдармы? Но кто борется? При малом размере ойрехона на нем физически будет жить мало людей. Значит война даже при малых потерях принесет значительный ущерб. Этого тут нет. Еще абсолютно неясно образование на такой малой территории столь большого числа государств. Не социальных групп, а именно государств.

3) Плоские герои. Пророчество о гибели любого близкого ГГ наложило отпечаток. Все действующие лица кроме неог самого так быстро помирали или отдалялись, что их характеры остались не раскрыты.

4) Затянутость.

В целом я бы сказал, что книга представляет сабой излишне техническую реализацию замечательной идеи.

Оценка: 6
[  15  ]

Ссылка на сообщение ,

Вопреки многочисленным отзывам, что, дескать, мир далайна чрезвычайно логичен и легко вообразим, я так до сих пор себе и не могу представить ровных, прямоугольных оройхонов и эти замечательные бордю... поребрики :) Зато в остальном — всё кажется вполне естесственным и да, логично вытекает из начальных условий сотворения этого мира. Всё — кроме финала. Такой концовки я, признаюсь, не ожидал, хотя и думал, что будет делать Ёроол-Гуй после победы илбэча. Но это тоже логично — оставить интересный финал на сладкое, тем более, что придаёт роману цельность, завершенность. Вообще, эта цельность — одна из отличительных черт этой книги: ничего лишнего, нет никаких роялей в кустах, все висящие ружья стреляют в своё время. Вторая черта — это противоречивость, отсутствие Светлого Добра и Чёрного Зла: например, на протяжении романа отношение к илбэчу меняется — от обожествления нового Мессии до попыток найти и убить это дьявольское отродье. Мне даже невольно вспомнились девизы партии из «1984» Оруэлла: «Свобода — это рабство, война — это мир». Отношение к свободе, к Богу, к людям, к смыслу жизни — всё меняется. Неразрешимость моральных вопросов противопоставляется детерминированному и ограниченному миру далайна.

Основная же отрицательная часть книги — это монотонный процесс строительства оройхонов, из-за чего роман иногда кажется описанием трудовых будней монтажника-высотника :)

Но в целом, роман хорош хотя бы тем, что заставляет подумать о вечном...

P.S. Кстати, внешнее описание мира и концовка похожи, на мой взгляд, на аналогичные моменты из «Беспосадочного полёта» Брайана Олдисса.

Оценка: 8
[  14  ]

Ссылка на сообщение ,

Ещё никогда мой мозг и моё воображения не работало в таком напряге и перегрузе.

Уникальный, неповторимый мир, в котором так много нового и непонятного. Читать действительно очень тяжело. На неё я потратил времени раза в два больше, чем потратил бы на любую аналогичную по размеру. Нет, вовсе не от того, что не интересно, просто как-то объемно что ли. Ничего подобного я ещё не читал.

Жаль, что я не обратил внимания на эту книгу раньше, но очень хорошо, что прочел хотя бы сейчас.

Плохо, что так мало таких шедевров. Таким произведения надо выделять особый статус — «Чтение обязательно».

Лучшее из того, что я читал, без преувеличения.

Вся наша жизнь проходит в борьбе с самим собою.. Главное не утратить огонь..

Оценка: 10
[  14  ]

Ссылка на сообщение ,

Творчество — это единственная возможность для мужчины родить ребёнка: те же муки и та же благодарность рождённого (цитата — удивительно к месту). Поскольку «ребёночек» получился здоровенький, красивенький, умненький, то муки творчества у Логинова были ещё те: роман был дебютный, а год издания был 1995 — самая, что ни на есть середка «лихих девяностых», с их лютой неопределенностью и неуверенностью в завтрашнем дне. Поэтому книга получилась «как последняя» — с полной, 100%-ной отдачей и с максимально возможной самореализацией. В ней всё гармонично — язык, образность, стилевое разнообразие, метафизичность, многозначность сюжетных решений, вообще — всё. Не без огрехов, конечно, но это уже для сверхпривередливых: вот, мол, всё есть — даже недостатки; и даже именно там, где их можно было бы ожидать, и как раз именно такие, что прямо «тютелька в тютельку» укладываются под перо критики — аки по мановению, в соответствии с первичным Замыслом.

В принципе, на этом отзыв можно было бы и завершить. «Многорукий бог…» — это не просто классика отечественной фантастики, это – цитируем: «…квинтэссенция мироощущения советского интеллектуала, задыхающегося в физических и метафизических ограничениях…» (только ленивый не дергал эту цитатку – и к месту и не к месту). Какая разница – про что конкретно книга, если это ВЕЛИКАЯ книга.

Но – не могу отказать себе в удовольствии еще раз прикоснуться к шедевру.

Книга настолько грандиозна по форме и содержанию, что просто завораживает, буквально — поражает воображение: это полностью реалистичный, логически обоснованный, структурно и фактурно обусловленный мир. Но — одновременно с этим — являет собой великолепный образец истинно фантастического антуража — сочного, яркого, многогранного. Полное впечатление «параллельной реальности», полное погружение в эту фантазийную действительность этого чужого, но — буквально после нескольких страниц — уже вовсе не чуждого мира. Часто ловил себя на ощущении (когда читал и перечитывал), что «смотрю кино с закрытыми глазами» — настолько точны, естественны и объемны образы.

Эта книга – первичная самодостаточная ценность., она не следует никакой цели, не понуждает читателя ни к какому действу, не расшифровывает никаких тайн, она — чистит душу. Она есть – просто для того, чтобы её ЧИТАЛИ.

Отдельный разговор — так называемая «идейная составляющая», собственно говоря — «про что кино». Тут вообще чистой воды волшебство. С одной стороны — совершенно нереальная, буквально даже пугающая многоплановость, а с другой... Есть такой тост: «Жил да был Иван-царевич, и была у него на пупу гайка. Пошёл он на край света, нашёл там дуб, на дубе — сундук, в сундуке — гаечный ключ. Открутил он себе свою гайку, и у него — пардон за хулиганство словесное — отвалилась пятая точка опоры (для простоты изложения — ПТО). Так выпьем же за то, чтоб не ходить нам по белу свету и не искать на свою ПТО приключений…». Таки, вот… — это с той самой «другой стороны». А такая хулиганская форма изложения сути — чтобы избавиться от давящей безысходности судьбы отдельной Личности в этом невероятно сложном мире, который нас окружает. Если уж Бог — в итоге – не находит понимания, чего уж тогда ожидать смертному…

В общем, шедевр — он и в Африке шедевр.

Одно маленькое дополнение: книга из той категории, что позволяет определить «зрелость души», как ни пафосно сие прозвучит. Посему, братья и сестры – не серчайте, НО: …ежели чтение – паче чаяния – будет «навевать скуку», или (что — хуже) — возникнет желание «указать автору на его ошибки» , то — пардон, конечно, но… с этим надо что-то делать. Как-то надо «расти над собой», однако…

Оценка: 10
[  14  ]

Ссылка на сообщение ,

Вот читаешь отзывы и думаешь а эти люди читали вообще роман. или они читали отзывы других людей.

Противостояние добра и зла, бога Тенгера и ЕролГуя. Да нет никакого противостояния. А есть история о том как люди своей алчностью разрушили Рай.

Да именно Рай. Дайлан целиком явно представляет собой искусственную систему для спасения человечества. обратите внимание там злаки дают 12 урожаев в год!!! Там на пустом месте вырастает плодоносящее дерево Туввайя плодоносящее тоже 12 раз в год. Даже на мокром оройхоне растет Чака которая после полной очистки оройхона ЕролГуем вырастает из ничего за 20 дней. Самопроизвольно появляются животные. В общем это искусственная среда для сохранения человека. И разумеется в системе есть администратор тот у кого Права по управлению системой. Это Илбэч. Центральный инк системы выдавал права согласно исходным правилам. и в их число явно не входила алчность и жажда власти. Кому то не понравилось такая система и илбэч был убит, а после этого, дабы он не захватил власть был пущена легенда об одиночестве Илбэча и его проклятии.

Посмотрев на карту получаешь что илбэчи 2 раза уходили от властных структур . Так образовались земли добрых братьев и земли вана. Шооран сначала тоже пошел по этому пути и создал свою территорию у четвертой стены. но не захотел там оставаться да и много людей жадных туда прорвалось. И он придумал себе врага ЕролГуя( который был какой то системой очистки) начал планомерно уничтожать живительный океан дайлайн. Из которого строилось все что существовало на поверхности. Дайлайн это первичный раствор который и создает еду и животных. И у людей что вышли в наружный мир очень скоро начнется куча проблем. что все растет в 10 раз медленнее что нада записать пищу и что пича портиться , что имеются различные болезни . Первую зиму Народ пережил за счет запасов. а от на вторую и третью хорошо если выживет 10-15 % населения от сошедших.

Так вот вся история это почти библейский вариант изгнания из Рая. Написанный в научно техническом стиле.

Оценка: нет
[  14  ]

Ссылка на сообщение ,

Святослав Логинов, безусловно, талантливый писатель. Его произведения обладают хорошо сделанными художественными образами. И словарный запас Логинова в два раза больше чем у Л. Толстого. Однако художественное произведение (содержит оно чистый вымысел или нет) должно быть убедительным. Читатель верит в то, что изображает автор в произведении. Конечно, тот же читатель прекрасно осознаёт условность, описываемого писателем мира (В этом заключается игровой принцип литературы). Роман «Многорукий бог Далайна» Святослава Логинова (например, в отличие от произведений Толстого) меня не убедил. Когда закончил читать книжку, у меня был лишь один вопрос: «Кто Вас обидел, уважаемый Святослав?».

Автор создал жестокий несправедливый ужасающий мир, который был таким с самого его возникновения и остался таким же до последнего дня существования. На долю героя выпала тяжёлая миссия – освободить этот мир, искоренить зло, которое заложено в его основе. Какой же стала награда Шоорана, перенёсшему столько страданий? Он превратился в монстра, которого всю жизнь ненавидел и с которым всё это время боролся. Я хочу кричать: «Не правда! Ведь так не бывает!». Вспомним Фродо («Властелин колец»), прошедшего неимоверно сложный путь, достигшего своей цели, победившего зло. И дело здесь не в «хеппи энде», который по мнению Логинова является тривиальным приёмом. А в той системе ценностей, которой наделяет героя его создатель. У Толкина – христианская система. Во «Властелине колец» проверяются на прочность самые сложные идеи. Очень трудные для понимания истины не оспариваются, а подтверждаются. Здесь зло, выступает под маской страдания и гнета, через которые проходит герой, стремясь к истинному добру. Логинов атеист. Он не верит в незыблемость христианских истин. Поэтому его герой проигрывает битву. Поэтому его роман, как убивающий жизнь далайн, отравлен скептицизмом, злой иронией, относительностью. И не о чем здесь думать! Логинов всегда и во всём спешит. Поэтому и Толстой ему не понятен. И сказать о творчестве данного писателя мне очень хочется по толстовски: «Он пугает, а мне не страшно».

Оценка: 6
[  9  ]

Ссылка на сообщение ,

Далайн…

Многорукий бог, Илбэч и Тэнгэр. Три существа, три столпа, которые создавали мир, изменяли и разрушали его. Каков смысл мира, смысл жизни, смысл клетки, в которую заперт человек? Мир должен оставаться конечным? Нет, человеку в нем не хватит места. Тогда бесконечным? Нет, человек не может постичь вечности, только два бога, которые думать о ней и жить в ней. А еще илбэч, для которого святое дело – это проклятие.

Книга, при всей ее фантастичности и сказочности, вызывает экзистенциальный ужас. Кто мы такие, чего ищем, для чего созданы? Чего хотим мы и чего должны мы этому миру? Должны ли две эти вещи совпасть, или лучше умереть, так и не узнав своего предназначения или сойти с ума оттого, что ты не знаешь – добро ты делаешь или зло? Есть ли добро, есть ли зло? Будешь ли ты добрым, если не будешь творить зла, будешь ли ты добрым, если станешь творить добро? Кто знает ответ?

Одиночество, непосильная доля, непонимание других. Это – проклятие. Проклятие, которое дал тебе бог небесный и бог далайна. Через ненависть чужую, через ненависть к себе привел мир к погибели и к новой жизни. Создать новый мир, разрушив старый – правильно это? Особенно находясь в уверенности, что ты просто убиваешь старый мир, не желая нового. Так правильно ли делали люди, ненавидя илбэча? Он уже давно перестал быть обычным человеком. Когда тебя наделяют силой бога, в то время как ты хрупкий маленький человек, ты перестаешь им быть. Ты переходишь границы, конечности мира, но ты никогда не становишься частью вечного. Ты – полубог, безумец, который за пределами добра, зла. Но при этом за этими пределами ты не находишь смысла. И остаешься одинокий уже не просто без людей, а без смысла существования, при этом живя, ощущая в себе крошечный огонь, который уже не может тебя согреть. Огонь нужен, чтобы отдавать, но куда? В природе термодинамики должен быть нагреватель и должен быть холодильник. Если есть добро, то должно быть и зло. Если есть огонь, должен быть холод, куда нужно его отдавать. Если есть ты, то у тебя должен быть враг. Если у людей нет врага, то это будешь ты. Ты будешь монстром, ты станешь монстром, если не с кем бороться, то будут бороться с тобой. Новый смысл жизни, наполненной радости, злости, жестокости. Какая разница, если ты был человеком? Главное, чтобы у тебя был смысл. А иначе можно просто лечь и умереть. Но ты не можешь этого сделать.

Однако после всего этого экзистенциального ужаса наступает очищение, как вода очищает шавары на новых сухих оройхонах.

Оценка: 10
[  6  ]

Ссылка на сообщение ,

Прочел «Многорукий бог далайна» Логинова. Крепкая 8-ка.

Что понравилось:

1. Очень специфический мир. Слова «своеобразный», «уникальный», «оригинальный» – все подходит, причем, сначала снимите с них тряпочкой налет заезженности и переиспользованности. Представьте себе ограниченную вселенную, поделенную на ровные квадраты островов, расположенных в ядовитом океане. Мироустройство заточено под местные реалии, которые обильно описаны автором с помощью придуманных слов, составляющих обширный лексикон. Остров здесь называется «оройхон», пещера – «шавар» и т.д. Как объясняет сам Логинов, слова он взял из монгольского языка, и многие из них действительно что-то значат в реальном мире.

2. История вертится вокруг избранного, способного силой мысли-магии создавать новые «оройхоны». Все бы было бы для него замечательно, если бы не ряд проблем, не позволяющих ему расслабиться. Во-первых, на творца тверди охотится многорукий монстр, обитающий в океане-далайне. Во-вторых, сами люди относятся к нему очень специфически – то от любви могут ненароком растерзать, то от негодования прибить. В-третьих, сама мотивация создавать новую землю под вопросом. Так что эта самая избранность представляется тяжким бременем, который и сбросить нельзя, и осознать до конца не получается.

3. Логинов очень правдоподобно описывает жизнь людей в относительно замкнутом пространстве – их самоорганизацию, выплывающую наружу греховность, разнообразие политических устройств, каждое из которых, рождаясь из стремления к лучшему, неизменно превращается в нечто темное и жестокое.

4. Возвращаясь к мироустройству, хочется отметить стильность и философскую наполненность мифологической составляющей. Даны вкрапления замечательных историй, повествующих о сотворении мира, о его эволюции, характерных выдающихся персоналий. Хотелось даже, чтобы эта сторона была еще более представлена в романе. Она дает мощный фон и глубину общего полотна.

Что не понравилось:

1. Однообразие и монотонность повествования. Часто ловил себя на мысли, что история ходит по кругу или по спирали – герой часто попадает в одни и те же локации, общается с теми же людьми, совершает одинаковые поступки.

2. Периодически пропадали сюжетные механизмы, толкающие сюжет вперед. Особенно это было заметно после первой трети книги – мало что происходило, а сам ГГ ничего не предпринимал, замер, решая, что делать. Потом это произошло примерно в середине – опять цейтнот и самотерзания, не приводящие ни к чему. Большая часть романа держалась на том, что автор показывал отдельные уголки мира, что могло бы подстегнуть наш интерес, но надолго Логинова не хватало, а размеры мира и ограниченность мест для посещения не позволяли размахнуться крупнее.

3. Обобщая, мне не совсем понравилась структура романа. Ну и в принципе я не совсем согласился с окончанием, которое оказалось лучше, чем могло бы быть, и хуже, чем я ожидал.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Спойлер. Логинов показал нам колесо реинкарнаций, когда старый илбэч-избранный сам превращается в монстра, но происходит это уже в другом мире. Процесс застройки островами начинается заново и так повторяется, видимо, бессчетное количество раз.

Я придумал (в кое-то веки) идею, которая понравилась мне даже больше чем та, которая представлена в книге: илбэч застраивает далайн островами, но приходит катаклизм, из-за которого илбэч вынужден уничтожать острова. Так, он начинает опускать их в далайн, парадигма мировосприятия меняется, все последующие илбечи вынуждены следовать ей. Они уничтожают острова и приводят мир к его началу – оставляют только крест первоначальной суши, ну а уже потом круговерть запускается заново, и так мир «дышит» и «живет», находясь в вечном преобразовании. Это может подтверждать истину, гласящую, что «движение – это жизнь».

После некоторого размышления (не мог успокоиться, не получив внятную трактовку) я больше склоняюсь к тому, что автор показывает нам «божественность» через искру/огонь. Причем этот дар не закреплен за внеземными сущностями, он кочует от илбэча к илбэчу (поэтому он и может создавать острова). Тэнгера потому и нет нигде – он бродит среди людей. А многорукий – это опять же темная ипостась Тэнгера, его доппельгангер. Он мотивирует светлую часть творить и созидать. Такая дихотомическая личность, раздираемая противоречиями, и является демиургом этой вселенной.

Итак, книга хорошая. Если я все же смогу когда-нибудь увидеть еще одно дно у истории, я с легкостью поставлю ей и «девятку», и даже «десятку», а пока ограничимся традиционной для меня «восьмёркой».

Оценка: 8
[  13  ]

Ссылка на сообщение ,

Много всего уже сказано, но вот что хотелось бы сказать от себя.

Все, кто рассказывает, какая это страшная, мрачная и тяжёлая книга, прочтите что-то из реальной истории. И даже не про Россию, а например, про Руанду в то же время, когда писалась книга. Может увидете, что реальный окружающий мир это не белоснежные единороги, гадящие радугой.

А мир далайна не так уж и плох. В сухих оройнах все растет само собой. И мяско, и хлебная трава, и плоды, и грибы. При чем урожай 12 раз в год. И место где жить уже готово, и зимы нет. Расскажите про эти ужасы русскому крестьянину из позапрошлого века. Да и сейчас. Когда непогибший один урожай в год уже повод для счастья и гордости.

Так почему же там люди живут не в раю там? А все из-за власти. В условиях ограниченных ресурсов, власть и ее охрана забирает большую часть всего себе. И ни один строй не подходит обычным людям, везде все одно и тоже. Ну чуть похуже и чуть получше. Понятно, что земля добрых братьев самая ужасная, по-другому в то время невозможно было написать.

Герои не схематичны и банальны, а архетипичны, так же как и сюжет.

И сама книга похожа на калейдоскоп, в котором с каждым поворотом картинка становится другой. Даже в тех многим наскучивших местах, где ГГ нарезает круги по всем оройнам.

Прочла за сутки. Как давно уже ничего не читала. Скорее всего буду читать ещё раз. Сейчас это признание высшего качества книги.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх