Лайон Спрэг де Камп «Да не опустится тьма»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Европа (Южная Европа ))
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в прошлое )
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Американский археолог Мартин Пэдуэй, путешествующий по Италии времен Муссолини, непонятным образом перемещается на четырнадцать веков назад и оказывается в Риме 535 года, накануне вторжения византийских войск в королевство готов. Занявшись внедрением некоторых полезных новшеств, Пэдуэй понимает, что благодаря своим обширным историческим знаниям он может попытаться предотвратить века тьмы и варварства, ожидающие Европу после этой близкой войны...
1939 — журнальная публикация.
1941 — роман вышел отдельной книгой.
Существуют также вольные продолжения других авторов.
Входит в:
— журнал «Если 1992'3», 1992 г.
— антологию «Танцовщица из Атлантиды», 1993 г.
— антологию «Что было бы, если...», 2004 г.
— сборник «Years in the Making: the Time-Travel Stories of L. Sprague de Camp», 2005 г.
— антологию «Lest Darkness Fall and Related Stories», 2011 г.
— антологию «Lest Darkness Fall & Timeless Tales Written in Tribute», 2021 г.
- /языки:
- русский (8), английский (5)
- /тип:
- книги (12), периодика (1)
- /перевод:
- В. Баканов (8)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ридан, 6 мая 2018 г.
Классика попаданчества-прогрессорства, жанра ставшего столь популярного у нас 3 четверти века спустя (полноценой альтернативной историей называть этот жанр помоему неправильно).
Очень интересна цель прогрессорства, не возвысить какую-то страну, а сделать не столь разрушительным такое глобальное событие, как «темные века». Интересна и эпоха, руины римской империи управляемые готами. Проработка некоторых персонажей вызывает вопросы, но в остальном произведение показалось мне замечательным. Думаю многим современным любителям заслать когото к Сталину к ноутбуку, стоит поучится у автора.
Шокировала фраза из первой главы:
И это в книге написанной в 1939 году! Стало жутко.
HDRip, 15 ноября 2024 г.
Классическая история про попаданца-прогрессора, решившего переписать историю. Чего у книги не отнять — она очень насыщена на события. Главный герой, едва выкрутившись из одной передряги, тут же попадает в другую. Проблемы сыпятся на его голову одна за другой как дождь в ненастную погоду. И именно благодаря этому книга читается легко и в меру увлекательно, стараясь постоянно держать в напряжении и заставлять читателя ожидать, как же выкрутится герой в следующий раз. Увы, выкручивается он, по большей части, в худших традициях юмористического фэнтези — благодаря невероятной удаче и беспросветной глупости и наивности всех окружающих его людей. Все его прогрессорские идеи, все его непонятные иностранные слова и откровенные предсказания будущего, кои он даже и не пытается скрывать — всё это люди легко принимают на веру, со всем соглашаются и даже не пытаются что-либо поставить под сомнение. И даже церковь не смущает его поведение.
Reystlen, 29 января 2022 г.
Жанр для меня мало знаком.Несмотря на наивность,простоту,порою нелогичность -роман понравился.Конечно же, нет смысла оценивать книгу как серьезный исторический роман про попаданцев. Это в первую очередь развлекательная литература не претендующая на доскональную историчность и реалистичность.
Понравилось, что автор сразу берет быка за рога и начинает свое приключение не в даваясь в подробности,а именно такой и должна быть приключенческо- авантюрная книга.Было интересно наблюдать за тем, как герой развивал бизнес,вел переговоры,развивал военное искусство,за его удачами и провалами. Во многих направлениях сценария автор преувеличивает или приуменьшает,там где это выгодно для приключенческого сюжета, достоверность при этом страдает,а развлекательный момент наоборот насыщается новыми красками.Автор делает много допущений умышленно,что бы не вредить приключению и динамике -например владение главного героя языками, свободу нравов римлян той эпохи,некую упрощенную психологию людей,гениальность и неуловимость главного героя. Книга напомнила стратегическую компьютерную игру с деревом технологий и возможным последствиями выбора того или иного пути развития или технологии.
Понравился юмор,он не бьющий в глаз и не сбивающий с ног,но вызывает улыбку,многие шутки повторяются, прием удачный-создает позитивное настроение при прочтении.
Рекомендую ценителям легкой историческо-приключенческой авантюры.Тем кто хочет сделать перерыв от серьезных романов и вечной классики.
technocrator, 17 сентября 2023 г.
С интересом познакомился с архиклассикой попаданчества. Оказалось вполне добротно написано, и исторический период интересный. Начинается роман в фашистской Италии, которая вскоре будет претендовать вместе с «третьим Рейхом», выводящим идеологические корни от Римской империи, на мировое господство (хотя, как показано, и не все верят в возможность новой серьёзной войны). А переносится археолог-американец Пэдуэй в начало Средневековья, перед тем как «второй Рим» (Византия), стремясь вновь завоевать Италию для империи, начинает разрушительную войну против королевства остготов. Кстати, эта эпоха ещё и хорошее обоснование, почему попаданец в «разношерстном городе» не привлекает поначалу излишнего внимания. К тому же, нравы готов достаточно терпимы.
Выживанию и прогрессорским задумкам героя сопутствуют как успехи, так и неудачи, показываемые с юмором. Характерен рационалистический подход, показаны как личные переживания, так и философские раздумья на известную тему роли личности в истории. Сначала пытаясь лишь организовать книгопечатание в противовес наступлению «тёмных веков», Пэдуэй втягивается во всё более масштабные события. Концовка остаётся открытой, но ясно, что ход истории таки уже удалось переломить...
Роджер_Янг, 21 июня 2017 г.
Каждого графомана (писателями таких назвать нельзя) который выдаст очередную опупею про студента из 2010, попадающего в 1941, с пинка открывающего дверь в кабинет Сталина, десятками отлавливающего немецких диверсантов, руководящего милионными армиями надо тыкать носом в этот роман, где простой человек, попавший в прошлое, прекрасно понимает свои силы и возможности, не строит из себя супергероя, но тем не менее добивается поставленных целей.
Deliann, 20 ноября 2019 г.
Мартин Пэдуэй – простой американский археолог, можно сказать, человек «не от мира сего». Он чрезвычайно сильно влюблен в историю Италии. Настолько сильно, что когда Мартин необъяснимым образом перенесся в Рим 535 года н.э., то быстро освоился и взял судьбу в свои руки, занявшись вопросами выживания. Вот только они волновали его не долго. Как только Мартину удалось наладить свою жизнь, он замахнулся на нечто большее…
Чем Мартин Пэдуэй выгодно отличается от своих собратьев-путешественников во времени, так это тем, что он действительно досконально знает эпоху, в которую попал (обилие любопытных исторических фактов, всплывающих в ходе повествования, – тому подтверждение), более того, он способен свои знания грамотно применять.
Да не опустится тьма!» – это дебютный роман Лайона Спрэг де Кампа. И уже в этом дебюте видна рука талантливого литератора. У него получились живые и интересные персонажи, достаточно стандартный (по современным меркам), но любопытный сюжет, и отлично переданная атмосфера Италии шестого века нашей эры (не то чтобы я знал, какая там была атмосфера, но де Камп описал все настолько живо, что даже сомнений в его правоте не возникает). Само повествование выдержано в легком ироничном стиле, хотя поднимаются довольно серьезные вопросы.
Увлекательный, а главное – реалистичный, роман о «попаданцах», путешествующих во времени, который отлично раскрывает тему, не скатываясь в «мэрисьюшность», в отличие от десятков и сотен произведений наших соотечественников, которыми битком набиты полки книжных магазинов.
Manowar76, 20 февраля 2023 г.
Очередной этап в субжанре попаданчества после «Янки при дворе короля Артура» Твена. Насколько я понимаю, дебютный роман автора. И, надо сказать, автор в дебюте отлично выложился. Роман крайне популярен в России, в основном, видимо, благодаря изданию в журнале «Если» в 1992-м.
Я решил прочесть книгу, когда кто-то из лаборантов сравнил «Шестнадцать способов защиты при осаде» с данной вещью де Кампа.
Критикуя книгу, нельзя забывать про контекст и дату написания. Из двадцать первого века, спустя восемьдесят лет после написания, она может казаться немного наивной. Но написано лучше большинства вещей в данном жанре. Юмор своеобразный, но легкий.
Траектория попаданца вполне логична. Бутлегерство, книгоиздание, телеграф, оптика, арбалеты.
Предприниматель, квестор, военачальник, фактический правитель итало-готской империи.
В укор книгу можно поставить то, что все огружающие попаданца, от рабов до генералов, королей и императоров, сплошь безвольные статисты с интеллектом лабрадора.
В романе нечаянно проскальзывают расистско-шовинистские нотки: подозрения в отцовстве ребенка-негра выводят из предвыборной гонки самого неудобного кандидата; итальянки к тридцати пяти все непременно толстеют; Юстиниана предупреждают о рождении Магомета, дабы избежать кровопролитных войн. Для первой половины двадцатого века ничего необычного, но сейчас читается дико. Ну и отношение к слабому полу у героя странное.
В финале автор покажет нам серьёзное, многоэтапное сражение и поделится дальнейшими планами героя по предотвращению наступления Тёмных Веков.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Rin1106, 22 сентября 2024 г.
Приключенческий роман в эпоху христианского Рима от автора Тарзана и Джека Картера. Сюжет захватывает, легкий язык увлекает. Герой похож на всезнайку, что может найти выход из любой ситуации, но это особенность романов тех лет. Легкий стиль, необычный сеттинг попаданца, и история, что хорошо заканчивается. Подросткам очень понравится, а взрослые смогут отдохнуть от более тяжелой и вдумчивой литературы.
genametr, 1 августа 2021 г.
Разбивателям мифов о «страдающем средневековье» стоит вспомнить, что Спрег де Камп писал о совсем другом времени. А именно 535 год — до начала Высокого Средневековья с благородными рыцарями, соборами и (немытыми) дамами еще 500 лет. А вот Темные века (VI-X) как раз на подходе. Что до самой книги — в ней много юмора и перемешанного с размышлениями как современный человек мог бы выжить в прошлом. Разумеется, как и большинство современных людей, Мартин не знал ничего об устройстве окружающих его предметов. Во всяком разе не столько, чтоб сделать калаш из навоза и палок. Не владел приемами единоборств, не занимался фехтованием на мечах и не был практикующим целителем-экстрасенсом. Мартин Пэдуэй простой археолог. Зато он знал латынь и неплохо разбирался в истории античного мира. Попав в прошлое, он не выглядел чужаком, без денег и документов, лопочущим непонятную тарабарщину. И все равно мгновенно оказался рабом. Что уже не характерно для нынешних попаданцев. Дальше-больше. Пэдуэй вовсе не хочет заниматься прогрессорством или переделывать мир. Не бежит давать советы властителям или сокрушать империи. Он хочет комфортно прожить остаток дней там куда его занесло. Конечно положение раба его не устраивает и приходится найти способ стать свободным человеком да еще и заработать деньжат. И все бы хорошо, но Мартин прекрасно знает, что спокойной жизни скоро конец. Разумеется он не хочет чтобы мир вокруг рухнул. Ведь тогда любой проходимец с мечом сможет отнять у него все. И способ избежать грабежа и смерти только один — отсрочить падение Рима. И такой шанс у него есть — историк Пэдуэй просто знает какие события стали роковыми для античной цивилизации. А знакомства помогают найти и способ их избежать. И вот этим он здорово отличается от нынешних попаданцев. Да его тоже посещают возвышенные идеи, но в основе сюжета лежит стремление обеспечить комфорт себе и окружающим. Простые бытовые радости, вроде теплой ванны, водопровода и канализации, которых с наступлением Темных веков лишились даже короли. И да Мартин любил читать книги. А вот с этим в Темные да и Средние века были большие проблемы. Пришлось сделать так чтобы все эти остготы, гунны и прочие лангобарды пролетели со свистом.
1) Рабом Мартин все же не стал, но его много раз пытались повязать и один раз даже получилось посадить в тюрьму.
2) Спрег де Камп уверяет, что «в те времена сражались лезвием, а колющий удар был неизвестен», поэтому Пэдуэй легко победил опытного воина (Оптариса). Автор заблуждается — достаточно глянуть на античные вазы чтоб убедиться. Геракл в битве с Амазонками закалывает Ипполиту, Орест убивает Эгиста колющим ударом. Да и зачем было затачивать острие, если им не собирались пользоваться.
Semenych, 23 июня 2017 г.
Есть такой достаточно популярный вопрос «а где-то кроме РФ писатели вообще пишут книги в жанре альтернативной истории?» — классический ответ «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура и Да не опустится тьма» Обе книги написаны довольно давно, являют собой классические историческое прогрессорство и определенно стоят у истоков. Беда пожалуй в том, что большинство книг в этом жанре до высоких стандартов заданных основателями не дотягивают.
«Янки» книга сатирическая, а вот «Да не опустится тьма» — прям классика-классика. Все классические маркеры на месте:
- упрощенное, немного пренебрежительное видение жизни в прошлом
- внедрение простых, очевидных для нас, но совершенно новых для предков изобретений
- близкое общение с власть имущими
- предотвращение революций, переворотов и т.п. напастей
Можно не читать ничего из современной «альтернативки», но данная книга безусловно заслуживает прочтения.
dima9275, 8 июля 2024 г.
Книга написана в древние времена эпохи динозавров — в 1939. Типичный представитель жанра «попаданства» . Ничего увлекательного, типичное историческое фэнтези о могучем американце в прошлом, кидающимся фразами, о том что арифметика американская и прочий собачий бред. Любителям допотопного старья, для которых фантастика — это варвары в шерстяных трусах бегающие по марсу с широкожопой бабой на плече — понравится.
Sergio Blanc, 1 августа 2021 г.
Классика «попаданства». Читать нужно тем, кто хочет ознакомиться с истоками направления.
Американский археолог Мартин Пэдуэй попадает в Италию, а точнее в Рим шестого века нашей эры. Попадает просто — «Ослепительная молния расколола небо над площадью пополам. Следом обрушился чудовищный удар грома, и тут же из под ног ушел асфальт. Мартин, ослепленный вспышкой, будто завис в тумане.» И всё,он уже ТАМ!
И далее начинается примитивнейшая с точки зрения логики и смыслов, но неплохо написанная, история, представляющая версию альтернативной истории времён Раннего Средневековья. Главгир не долго думает о выживании в «чужом» времени, быстро осваивается и его охватывает (нарастающий со временем) прогрессорский зуд. «Изобрёв» бренди, металлопрокат, печатный станок он ставит перед собой грандиозную цель — не дать Европе скатиться в «тёмные» века классического Средневековья с его (якобы!) упадком науки и скатыванием в религиозное мракобесие. Поневоле вспоминаешь классику советского кино: «А не замахнуться ли нам, на Вильяма, нашего, Шекспира!»
И замахивается...Дальше больше — изобретаем телеграф, акционерные общества, внедряем газеты-арбалеты, даже пушку практически соорудили. Попутно крутим романы с принцессами, свергаем и возводим королей, шантажируем прелатов, разбиваем войска византийцев...
Я ... прямо впечатлён! Читать серьёзно это нельзя. Но...но за сюжетом следить интересно.
Общая оценка — незатейливая смесь альтернативной истории и темпоральной фантастики. Рекомендуется ярым фанатам литературы о «попаданцах». Любителям истории средневековья читать с осторожностью. От «вольных» допущений автора может пострадать психика.
nworm, 16 июня 2021 г.
Одна из первых книг про попаданцев. Мне кажется, все основные клише жанра появились тут. Главный герой – предприимчивый, умный, находчивый, умеющий одновременно в любовь, психологию, историю и харизму – деловито идёт к поставленным целям. Цели меняются от «выжить», до «сохранить государство», масштаб действий героя тоже растёт (сам он с удовлетворением замечает, что становится подстать времени, но на этом развитие героя и заканчивается).
Ужасная попаданческая клюква в действии (если попытаться скучно и нудно подойти к анализу фактов). Однако, изначально взятый шутливый тон спасает положение и позволяет дочитать книгу до конца без кислой мины на лице. Вообще, похоже, что книга и задумывалась как шутка – именно поэтому герои писаны такими широкими мазками, что деталей вообще не видно, а главный герой сохраняет ради комедийного эффекта и развития сюжета возможность ошибаться, но делает это настолько изящно, что эти недостатки лишь придают его совершенству законченность.
Мир тоже не описан никак, но это и не нужно. Достойный последователь «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура « Твена (и это отмечают все) и предтеча «Великого крестового похода» Андерсона (почему-то это не отметил никто).
Кончается книга столь же внезапно, как и начинается. Настолько внезапно, что я даже испугался, что (возможно) у меня лишь ознакомительный фрагмент. Не хватает в этом треше только картины будущего, где Америку открыли в VI веке (и там всё не так, как в реальном мире, скорее всего), а Объединённое Королевство Восточных и Западных Готов правит миром (чего уж мельчить!). В общем, легкий фарс на один-два вечера и горе тому, кто отнесётся к этой книге серьезно!
P.S. Очень красивая обложка, но ума не приложу, что означают на ней многочисленные кошки.
stas-no, 17 января 2021 г.
Роман представляет собой типичное чтиво соответствующей страны и эпохи: американское развлекалово эпохи «палпа». 1.Простейший литературный текст без претензий. Чудовищные диалоги, местами они переходят в фарс, правда, полагаю, сам автор об этой фарсовой стороне и не думал, хотя возможно считал их вполне забавными. Юмора я не нашел, хотя, возможно, автор опять же считал, что читать такое местами должно быть забавно. 2.Слабая историческая составляющая. Фактов (или мат.части, историч.деталей) тут очень мало, хорошо, если наберется на страницу текста, включая сюда все имена исторических персонажей, события, элементы эпохи. Поэтому «просветительская» сторона книги близка к нулевой. 3.Скучный главный герой и серые (с претензией на типажность) отдельные персонажи. Герой не только скучный и не интересный, он пытается быть зеркалом (которое просто обязано льстить, иначе кому такая книжка нужна?) читателя — такой находчивый с предпринимательской жилкой американец, который может устроится даже в аду... простите, в остготской Италии, да хоть где! Он умеет почти все (извините, не удалось наладить артиллерийское дело, ну да у нас же не гений, а просто парень-археолог, даже не доктор!) — производство алкоголя, издательское дело, телеграф.... И еще он очень хочет не допустить наступления того самого темного средневековья с его клерикализмом, инквизицией и прочими ужасами. Правда, в глазах автора-героя эта борьба почему-то еще оказывается возможной в уже варварской Италии и в соперничестве с кем? — правильно, с главным носителем классической культуры того времени — Византией. Какой тонкий ход!
Чтение далось не просто, набор эпизодов очень уж невнятно выстраивается в вялотекущий сюжет, целый ряд сцен избыточен и ничего не добавляет к целому. Сама идея, взятая у Твена, не нова. Видеть в этом слабом тексте что-то кроме слабого тексту у меня не получилось. Видимо, лучше Спрэгу де Кампу было писать продолжения Конана, а не лезть в альтерн.историю, Конан — вполне его уровень и в интеллектуальном и в литературном плане.
Angvat, 27 декабря 2019 г.
С моей колокольни книга недалеко ушла от современных опусов о «попаданцах», разве что написана на порядок талантливее. Увы и ах, из предтеч этого недожанра Твен со своими «Янки» мне куда ближе. А здесь у нас по сути типичные «Приключение Марти Сью среди лилипутов», когда автор преувеличивает значение навыков героя и знатно так приуменьшает умственные способности людей конкретной эпохи. Впрочем, такое впечатление могло у меня сложиться и по чисто субъективным причинам, ибо я несколько неравнодушен к Византии и всем, что с ней связанно. Так что на истину в последней инстанции в данном вопросе нисколько не претендую. Для меня в данной книге самое абсурдное и нереалистичное даже не невероятная удачливость героя, а внезапно резко поглупевший Юстиниан и малодушный Велизарий, переметнувшийся на сторону врага. Это вещи пофантастичней печатных прессов в шестом веке... Да и к тому же несмотря на все свершения героя, где-то там за кадром должен придти дедушка Нарсес и все равно всех убить (если конечно в этой вселенной он тоже резко не отупел). Ну или годков через сто набежать толпы арабов, если герой в следствии своих невероятных успехов таки оставит это мир без «щита Европы».
Так что для меня сие произведение — скорее литературный реликт, нежели шедевр на века, который читать стоит разве что в рамках ознакомления с вехами фантастики.