fantlab ru

Лайон Спрэг де Камп «Да не опустится тьма»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.84
Оценок:
554
Моя оценка:
-

подробнее

Да не опустится тьма

Lest Darkness Fall

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Американский археолог Мартин Пэдуэй, путешествующий по Италии времен Муссолини, непонятным образом перемещается на четырнадцать веков назад и оказывается в Риме 535 года, накануне вторжения византийских войск в королевство готов. Занявшись внедрением некоторых полезных новшеств, Пэдуэй понимает, что благодаря своим обширным историческим знаниям он может попытаться предотвратить века тьмы и варварства, ожидающие Европу после этой близкой войны...

© Nog
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

1939 — журнальная публикация.

1941 — роман вышел отдельной книгой.

Существуют также вольные продолжения других авторов.


Входит в:

— журнал «Если 1992'3», 1992 г.

— антологию «Танцовщица из Атлантиды», 1993 г.

— антологию «Что было бы, если...», 2004 г.

— сборник «Years in the Making: the Time-Travel Stories of L. Sprague de Camp», 2005 г.

— антологию «Lest Darkness Fall and Related Stories», 2011 г.

— антологию «Lest Darkness Fall & Timeless Tales Written in Tribute», 2021 г.


Похожие произведения:

 

 


Американский фантастический роман
1992 г.
Танцовщица из Атлантиды
1993 г.
Башня Занида
1993 г.
Что было бы, если...
2004 г.
Что было бы, если…
2004 г.
Да не опустится тьма!
2019 г.
Самое сильное заклятье
2020 г.

Периодика:

Если № 3, 1992 г.
1992 г.

Издания на иностранных языках:

Lest Darkness Fall
1941 г.
(английский)
Lest Darkness Fall
1949 г.
(английский)
Lest Darkness Fall
1955 г.
(английский)
Years in the Making: the Time-Travel Stories of L. Sprague de Camp
2005 г.
(английский)
Lest Darkness Fall and Related Stories
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классическая история про попаданца-прогрессора, решившего переписать историю. Чего у книги не отнять — она очень насыщена на события. Главный герой, едва выкрутившись из одной передряги, тут же попадает в другую. Проблемы сыпятся на его голову одна за другой как дождь в ненастную погоду. И именно благодаря этому книга читается легко и в меру увлекательно, стараясь постоянно держать в напряжении и заставлять читателя ожидать, как же выкрутится герой в следующий раз. Увы, выкручивается он, по большей части, в худших традициях юмористического фэнтези — благодаря невероятной удаче и беспросветной глупости и наивности всех окружающих его людей. Все его прогрессорские идеи, все его непонятные иностранные слова и откровенные предсказания будущего, кои он даже и не пытается скрывать — всё это люди легко принимают на веру, со всем соглашаются и даже не пытаются что-либо поставить под сомнение. И даже церковь не смущает его поведение.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Приключенческий роман в эпоху христианского Рима от автора Тарзана и Джека Картера. Сюжет захватывает, легкий язык увлекает. Герой похож на всезнайку, что может найти выход из любой ситуации, но это особенность романов тех лет. Легкий стиль, необычный сеттинг попаданца, и история, что хорошо заканчивается. Подросткам очень понравится, а взрослые смогут отдохнуть от более тяжелой и вдумчивой литературы.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга написана в древние времена эпохи динозавров — в 1939. Типичный представитель жанра «попаданства» . Ничего увлекательного, типичное историческое фэнтези о могучем американце в прошлом, кидающимся фразами, о том что арифметика американская и прочий собачий бред. Любителям допотопного старья, для которых фантастика — это варвары в шерстяных трусах бегающие по марсу с широкожопой бабой на плече — понравится.

Оценка: 3
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Классика попаданчества-прогрессорства, жанра ставшего столь популярного у нас 3 четверти века спустя (полноценой альтернативной историей называть этот жанр помоему неправильно).

Очень интересна цель прогрессорства, не возвысить какую-то страну, а сделать не столь разрушительным такое глобальное событие, как «темные века». Интересна и эпоха, руины римской империи управляемые готами. Проработка некоторых персонажей вызывает вопросы, но в остальном произведение показалось мне замечательным. Думаю многим современным любителям заслать когото к Сталину к ноутбуку, стоит поучится у автора.

Шокировала фраза из первой главы:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
"— Какие бомбы?! Серьезных войн больше не будет — все знают, что это чересчур опасно.»

И это в книге написанной в 1939 году! Стало жутко.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Есть такой достаточно популярный вопрос «а где-то кроме РФ писатели вообще пишут книги в жанре альтернативной истории?» — классический ответ «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура и Да не опустится тьма» Обе книги написаны довольно давно, являют собой классические историческое прогрессорство и определенно стоят у истоков. Беда пожалуй в том, что большинство книг в этом жанре до высоких стандартов заданных основателями не дотягивают.

«Янки» книга сатирическая, а вот «Да не опустится тьма» — прям классика-классика. Все классические маркеры на месте:

- упрощенное, немного пренебрежительное видение жизни в прошлом

- внедрение простых, очевидных для нас, но совершенно новых для предков изобретений

- близкое общение с власть имущими

- предотвращение революций, переворотов и т.п. напастей

Можно не читать ничего из современной «альтернативки», но данная книга безусловно заслуживает прочтения.

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждого графомана (писателями таких назвать нельзя) который выдаст очередную опупею про студента из 2010, попадающего в 1941, с пинка открывающего дверь в кабинет Сталина, десятками отлавливающего немецких диверсантов, руководящего милионными армиями надо тыкать носом в этот роман, где простой человек, попавший в прошлое, прекрасно понимает свои силы и возможности, не строит из себя супергероя, но тем не менее добивается поставленных целей.

Оценка: 9
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как серому и непримечательному человеку стать великим?

Очень просто: нужно всего лишь переместится в прошлое. Ведь среди полуграмотных дикарей любой наш современник будет гением. Запросто сколотит бизнес, обведет всех политических конкурентов вокруг пальца, выиграет пару военных компаний и вот уже прекрасные принцессы будут мечтать о ночи с ним. Никаких сложностей нет и быть не может: язык, по началу непонятный, можно выучить за пару дней (что там учить-то!), матерого воина можно победить не зная толком с какой стороны браться за меч — ведь он своим примитивным умишком не понимает, что мечом можно еще и колоть и с радостью насадит себя на его остриё. Угодив в тюрьму не стоит переживать, наши предки настолько тупы, что шанс для побега представится практически моментально и через пару страниц все уже забудут об этом постыдном инциденте.

И так далее, и тому подобное. Книга содержит все то, за что я не люблю альтернативную историю. Чрезмерная легковесность, тотальное превосходство попаданца над аборигенами, выставление тех в крайне неприятном свете (убогие умом, капризные, недальновидные), симфонический оркестр в кустах.

Я понимаю, почему такие книги многим нравится читать. Понимаю, почему их нравится писать (особенно нашим горе-писакам о тот как нужно руководить Красной армией, чтоб накостылять немцам еще в сорок первом). Но я такую литературу не приемлю. Не люблю игру в поддавки.

Оценка: 4
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этому роману можно многое простить. За антифашистский пафос. За страстное «да не опустится тьма» накануне мирового кошмара. И бесспорно, Спрэг де Камп умеет писать захватывающе, заставляя читателя глотать страницу за страницей. Но потом откладываешь книгу в сторону и начинаешь размышлять... Причем размышлять, как многие из уже отписавшихся здесь, о наивности и легковесности.

Первое, что бросается в глаза, — полемика с Твеном. Герой попадает не в условное средневековье рыцарских романов, а в исторически конкретную Италию VI века. Стала ли от этого книга «реалистичнее»? Увы, ни в коей мере. В конце концов, в янки — кузнеца, ветеринара, мастера на оружейном заводе, который «умел сделать все, что только может понадобиться, любую вещь на свете», верится больше, чем в то, что сугубо кабинетный историк сможет собрать печатный станок или паровой двигатель.

Крупные прорехи зияют в самой концепции камповского варианта прогрессорства, мешая поверить в финал (а ведь хочется). Что, собственно, пытается сделать герой, чтобы предотвратить Вторую мировую? Предотвратить средневековье. Сохранить античную культуру и высокий уровень просвещения (за счет печатных книг и газет). Ускорить технический прогресс. Остановить складывание крепостничества. Защитить Италию от византийского вторжения.

Ну, что ж, книгопечатание — это прекрасно, но многие ли в готской Италии могли читать по-латыни? Нужна реформа образования, о которой герой и не задумывается. На выходе получаем невежественное большинство населения и блага культуры для избранных. А можно ли остановить процесс закрепощения разовым освобождением колонов? Очевидно, что прекрасная Доротея переживала зря: ее колонам дали волю, но землю, похоже, только пообещали. И куда пойдет новоиспеченный вольный италиец? Правильно, к патрицию, отцу прекрасной Доротеи, чтобы взять в обработку участок на любых условиях. Да и наличие земли, как показывает история, тоже не всегда спасает: возникает система под названием пеонаж. Добрый помещик ссужает крестьянина семенами, орудиями труда, платит за него налоги и т.п., и вот уже долги вольного италийца патрицию таковы, что не расплатиться ни ему самому, ни его детям и внукам. И феодализация начинается по второму кругу. Так что темное средневековье все равно маячит на горизонте, пусть даже в нем будут телеграф и газета.

Ну и последнее — сохранение античной культуры, возрождение Римской империи — все это лозунги, которые Муссолини не только не мешали: дуче их активно и с удовольствием использовал. И де Камп сам же об этом упоминает в начале романа! Так что смысл спасения именно государства остготов как последнего оплота античности не вполне очевиден: как это помешает тьме опуститься? А как может воспрепятствовать фашистам технический прогресс?

При всех несомненных достоинствах, роман показался мне не до конца продуманным.

Оценка: 8
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

История — это сеть из четырех измерений, сеть прочная, но и у неё есть свои слабые места.

Как не просто всё в этом мире... Как запутано и неоднозначно... Вот возьмем, например, такую науку, как история. С одной стороны, она не знает сослагательного наклонения. С другой — её пишут победители, и, вообще, она проститутка власти. Так что, если принимать это всё во внимание, то получается, что если что-то в прошлом и происходило, то что именно и как мы не знаем и можем об этом лишь догадываться по сохранившимся документам. Которые, в свою очередь, зачастую, можно трактовать по разному. Тогда получается, что история как бы и не совсем наука? А что же она такое? Многие писатели-фантасты считают, что история, а точнее прошлое — это прекрасный полигон для различных экспериментов с процессами формирования причино-следственных связей. Разнообразные теноральные парадоксы, типа широко известного «эффекта бабочки» — это ведь прекрасная основа для множества запутанных увлекательных сюжетов, пользующихся большой популярностью у читателей.

Молодой археолог Мартин Пэдуэй даже и не подозревал, что приехав по делам в Рим он сможет познакомиться с великой римской культурой так близко, как он даже представить себе не мог. А ведь начиналось всё абсолютно безобидно — профессор Танкреди, итальянский коллега Мартина, вызвался подвести его. В дороге они поболтали о том, о сем, о письменах этрусков, о римской археологии, затем профессор посвятил американского гостя в своё видение природы времени. Оказалось, что Танкреди считает, что многие пропавшие без вести люди просто провалились в прошлое в результате каких-то ещё не известных науке временных аномалий. Так же он рассказал о многовариантности хода истории и о фокальных точках, воздействие на которые может изменить весь ход исторических событий и породить новую реальность. В заключении Пэдуэй получил приглашение на ужин, которым так и не смог воспользоваться. Дело в том, что он на своей собственной шкуре проверил истинность теорий профессора и, после удара молнии, перенесся в далекое прошлое, во времена заката римской цивилизации.

Роман был написан в 1939 году, именно в том году, когда началась Вторая Мировая война, и события в нём косвенным образом отражают политическую обстановку, сложившуюся в мире на тот период. Из текста видно, что автор, несмотря на грозные предпосылки, всё же надеется на то, что разум восторжествует и надвигающаяся беда так и не придет: «Серьезных войн уже не будет — все знают, что это черезчур опасно». И неспроста главный герой романа переносится именно из фашистской муссолиньевской Италии в готское государство, которое вскорости должно быть разорено византийским нашествием. В прошлом беда ещё только стучится в двери, и Пэдуэй, вооруженный историческими знаниями, стремится всеми силами не дать случиться непоправимому. Ведь именно этот конфликт и уничтожит римскую культуру и положит начало тьме Средневековья. В покинутом настоящем Европа замерла в предчувствии скорой катастрофы, которую принесет миру возглавляемый национал-социалистами Третий Рейх. И там предотвратить надвигающийся кошмар некому.

По воле автора тем человеком, который должен изменить ход истории, становится не какой-нибудь сантехник или булочник, а археолог, наделенный определенным багажом исторических знаний и более-менее владеющий латынью. На фоне современных российских альтернативно-исторических произведений, не может не радовать тот факт, что переделывать прошлое и улучшать будущее берется не какой-нибудь очередной спецназовец/омоновец/геймер/ролевик, а человек науки, примерно имеющий представление о тех временах, в которые его угораздило провалиться. Причем изначально его совершенно не тянет «на подвиги», он всего лишь стремится обустроиться на новом месте с максимально возможным комфортом. Так как ростовщичество уже процветает, вопрос получения денег снимается довольно легко. Мартин получает заем и первым делом организует в Риме производство самогона (наш человек!), культурно называя его бренди. Параллельно он мимоходом реорганизует банковское дело и знакомит банкиров с арабскими цифрами и арабской системой счета. И лишь потом, осознав в какой именно исторический период он попал и что вскоре начнется на Апеннинском полуострове, Пэдуэй решает во что бы то ни стало предотвратить надвигающуюся войну и тем самым изменить ход истории.

«Да не опустится тьма» стал родоначальником целого нового жанра фантастической литературы — альтернативной истории — получившего большую популярность среди современных российских любителей фантастики. Де Камп создал весьма увлекательное, неглупое, но несколько легковесное произведение. Главному герою на протяжении всего романа сопутствует везение, все его начинания оказываются успешными, все цели, в конце концов достижимыми, а козни недоброжелателей оказываются лишь небольшими помехами на его пути. Да, Мартину, поначалу, весьма сложно ассимилироваться в обществе, столь отличном от современного ему, он постоянно сталкивается с особенностями менталитета жителей той эпохи. Особенно ярко это проявляется при контактах с представителями власти и при попытках организовывать военные операции. Но все это является лишь незначительными трудностями, которые главный герой с легкостью преодолевает планомерно двигаясь к намеченной цели. Хотя, надо отдать автору должное, откровенных роялей в кустах он избегает, скорее формируя несколько ироничный взгляд на события. Финал романа вполне можно назвать открытым, современные авторы непременно развили бы тему в сериал длинной в надцать томов, но Де Камп не стал этого делать, что лишь пошло тексту на пользу.

Итог: основополагающий текст для любого ценителя жанра альтернативной истории. Но это не единственная его ценность — автору удалось создать легкий и, вместе с тем, увлекательный историко-приключенческий роман, который с одной стороны знакомит читателей с реалиями не самой популярной эпохи в истории, а с другой — дарит им большую порцию приключений, не дающих заскучать в процессе чтения. С чистой совестью рекомендую к прочтению. Читайте классиков!!!

Оценка: 8
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман принято считать классикой «альтернативной истории». Вот и почти в каждом отзыве на это произведение не обходится без слова «классика». Да, классика. Но альтернативной ли истории? К «альтернативке» относят произведения, в которых привычная нам история в один из переломных моментов пошла по другому пути. Эти признаки в романе, несомненно, присутствуют. Но не являются для автора приоритетом, автор уделяет место не сколько описанию изменившейся жизни, да и эти изменения ещё не столь выражены (они больше — в перспективе), де Камп прежде всего задаётся вопросом: способна ли «культурная» цивилизация противостоять варварству, милитаризму, мракобесию. Молодец видфара — обратил внимание на дату написания романа. Для де Кампа, как и для его героя, сохранение Империи, сохранение античной культуры — символ противостояния фашистской угрозе, символ веры в человеческий разум.

А сами приключения археолога Пэдуэя — классическое «попадалово» из 20-го века в 6 век, в Королевство Остготов (условно говоря, государство, существовавшее на месте Западной Римской империи и сохранявшее античную культуру). Как историк и археолог, Пэдуэй знает, что в ближайшем времени Королевство рухнет и вся Западная Европа погрузится в мрачную эпоху Средневековья. Поэтому засучив рукова он принимается за работу — «изобретает» книгопечатание, виски (!),арбалет, надёжный сигнальный телеграф, совершенствует систему бухучёта... Просто-таки лабораторная работа на тему «Роль личности в истории». Всё это наивно, но интересно, чужака в чужом мире ожидают не только опасные, но и забавные происшествия. Хотя можно говорить лишь об элементах «альтернативной истории» в романе, но на развитие этого направления в НФ, произведение оказало большое влияние, поскольку в нём подробно раскрываются базовые принципы «альтернативки» — изменения в ключевых точках истории.

Что касается перевода Баканова, то он совсем неплох, но традиция написания исторических имён и в самом деле не соблюдена. Так императрица Феодора названа Теодорой и. т. п.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это произведение — классический вариант на тему «наши в прошлом». Написано оно весьма увлекательно. Во-первых, меня заинтересовал необычный исторический период, выбранный автором. История готов в раннем средневековье не избалована даже вниманием ученых, что уж говорить о фантастах. Во-вторых, роман не сводится к сугубо приключенческим элементам. Герой, а ля «янки при дворе короля Артура» ставит перед собой задачу своеобразного прогрессорства в средневековье. Вот только в отличие от романа Твена, события описываются не иронично, а вполне серьезно. Надо сказать, что автор изрядно подыгрывает своему герою, наделяя его весьма разнообразными навыками и знаниями, что сильно упрощает его задачу. Слабое место романа — довольно тусклые действующие лица, которые не слишком мне запомнились. Да и определенные моменты смотрятся весьма наивно, хотя не стоит забывать, что роман-то был написан 70 лет назад. Шедевром эту книгу я назвать не могу, но прочесть ее, безусловно, стоит.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мартин Пэдуэй – простой американский археолог, можно сказать, человек «не от мира сего». Он чрезвычайно сильно влюблен в историю Италии. Настолько сильно, что когда Мартин необъяснимым образом перенесся в Рим 535 года н.э., то быстро освоился и взял судьбу в свои руки, занявшись вопросами выживания. Вот только они волновали его не долго. Как только Мартину удалось наладить свою жизнь, он замахнулся на нечто большее…

Чем Мартин Пэдуэй выгодно отличается от своих собратьев-путешественников во времени, так это тем, что он действительно досконально знает эпоху, в которую попал (обилие любопытных исторических фактов, всплывающих в ходе повествования, – тому подтверждение), более того, он способен свои знания грамотно применять.

Да не опустится тьма!» – это дебютный роман Лайона Спрэг де Кампа. И уже в этом дебюте видна рука талантливого литератора. У него получились живые и интересные персонажи, достаточно стандартный (по современным меркам), но любопытный сюжет, и отлично переданная атмосфера Италии шестого века нашей эры (не то чтобы я знал, какая там была атмосфера, но де Камп описал все настолько живо, что даже сомнений в его правоте не возникает). Само повествование выдержано в легком ироничном стиле, хотя поднимаются довольно серьезные вопросы.

Увлекательный, а главное – реалистичный, роман о «попаданцах», путешествующих во времени, который отлично раскрывает тему, не скатываясь в «мэрисьюшность», в отличие от десятков и сотен произведений наших соотечественников, которыми битком набиты полки книжных магазинов.

Оценка: 8
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

С этой-то книги и начался отсчёт «альтернативной истории» в том начертании этого термина, которое сегодня чаще всего используется и в обиходе, и в литературоведческих штудиях. До этого использовали экзотические «ухрония», «аристопия», и проч. Интересны наблюдения о совпадении начала Второй мировой и «альтистории» в современном понимании. Да уже и после Великой войны (Первой мировой) стали понимать: что-то история не туда пошла... Надо бы её перевести на другие рельсы! Одними из первых «стрелочников» и стали мастера Золотого Века НФ, — Де Камп — лишь один из них. Кстати, из первых произведений «альтистории» неплохая бы антология переводов получилась: многие «пионерные» произведения АИ до сих пор на русский не переведены: А. Азимов, Б. Пайпер, Д. Уильямсон, Н. Шахнер...перечисление можно продолжить.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как выжить попав в шестой век нашей эры с улицы двадцатого века имея в карманах только то, что обычно носил с собой мужчина в 40-е годы? И при этом воспользоваться можно лишь тем, что есть в окружающем попаданца мире. Правда попаданец — ученый-историк, но все равно проблем не море, а океан. Но не зря говорят, что дайте настоящему ученому точку опоры он мир перевернет. Спрэг де Камп это блестяще подтверждает. Какое-то количество нововведений в быт общества автор конечно вводит, но ничего того, что нельзя было бы изготовить из имеющихся материалов нет. Поэтому получился блестящий роман на тему «наши там». Читается взахлеб, и перечитать можно запросто.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

С интересом познакомился с архиклассикой попаданчества. Оказалось вполне добротно написано, и исторический период интересный. Начинается роман в фашистской Италии, которая вскоре будет претендовать вместе с «третьим Рейхом», выводящим идеологические корни от Римской империи, на мировое господство (хотя, как показано, и не все верят в возможность новой серьёзной войны). А переносится археолог-американец Пэдуэй в начало Средневековья, перед тем как «второй Рим» (Византия), стремясь вновь завоевать Италию для империи, начинает разрушительную войну против королевства остготов. Кстати, эта эпоха ещё и хорошее обоснование, почему попаданец в «разношерстном городе» не привлекает поначалу излишнего внимания. К тому же, нравы готов достаточно терпимы.

Выживанию и прогрессорским задумкам героя сопутствуют как успехи, так и неудачи, показываемые с юмором. Характерен рационалистический подход, показаны как личные переживания, так и философские раздумья на известную тему роли личности в истории. Сначала пытаясь лишь организовать книгопечатание в противовес наступлению «тёмных веков», Пэдуэй втягивается во всё более масштабные события. Концовка остаётся открытой, но ясно, что ход истории таки уже удалось переломить...

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх