Иэн Бэнкс «Бизнес»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | С множеством интриг | Экономическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Азия (Центральная Азия | Восточная Азия ) | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Бизнес — тайная и почти всемогущая международная организация, истоки которой теряются во тьме веков.
Бизнес — что-то среднее между транснациональной корпорацией и масонским братством.
Когда-то Бизнесу — недолго и с катастрофическими последствиями — принадлежала Римская империя.
Теперь Бизнес хочет получить место в ООН и готовится прибрать к рукам карликовое марионеточное государство, выбирая между полинезийским архипелагом и тибетским княжеством.
И вот в фокусе политических, финансовых и, не в последнюю очередь, романтических интересов всех сторон оказывается Катрин Тэлман, Бизнес-руководитель Третьего уровня, женщина деловая, но непредсказуемая..
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Zellenitell, 2 мая 2020 г.
После интригующей завязки лично мной ожидалось масштабное полотно, с глобальными игроками, производственными подробностями, финансовыми хитросплетениями и политическими интригами.
Но нет, все свелось к маленькой истории главной героини, пусть и весьма высокопоставленной, с ее маленькими проблемами, страхами и победами. С деталями ее путешествий по миру, любовных интрижек, шопинга, выбора нарядов. С бесконечными ее диалогами с разного рода других персонажей — от беднейших туземцев до тайных вершителей судеб мира, — каковые (диалоги) читать интересно из-за хорошего языка, но по окончании очередной главы тут же забываешь, т.к. в них практически не было смысла для сюжета.
В конце концов, наверное можно было бы сосредоточиться на вроде бы главной канве — попыток корпорации подложить героиню под нужного человека, чтобы решить важную бизнес-задачу, и ее ответных попыток этого избежать. Но все это размыто обрывками каких-то еще линий, которые, с одной стороны, имеют интригующее начало, с другой стороны, закончены как-то скомкано и даже судорожно. Например, блистательный диалог из пролога на 70% дальнейшего текста просто повис в воздухе и затем растворился в памяти без следа. И при очередном возвращении к этой теме я долго не мог вспомнить, о чем, собственно, речь.
Главари корпорации даны почему-то в моменты их разнузданного времяпрепровождения, которые, конечно же, могут позволить себе только очень богатые люди. Это, безусловно, тоже штрихи характера, однако мы так ни разу не увидели их за работой, не поняли их зоны ответственности, не узнали их способности принимать решения — т.е., иными словами, негодяи и подлецы так и не продемонстрировали своей злодейской сущности. Все их подлости только с чьих-то слов.
Да, безусловно, острые словесные пикировки это украшение этого произведения. Однако когда за украшениями не видно основы — то их блеск в конце концов надоедает.
Manowar76, 8 сентября 2018 г.
Шикарная аннотация! Указана в «похожих произведениях» к роману В СТРАНЕ СЛЕПЫХ Флинна.
Начал читать. Опплевался. Разочарование сразу по двум фронтам.
Во-первых, эта поделка оказалась сугубо женским романом, завёрнутым в тонкую, рваную конспирологическую оболочку.
Во-вторых, автор. Очень мною уважаемый автор признанных триллеров и одного из лучших космооперных циклов написал такую невнятицу.
Такое ощущение, что то ли его заставили, то ли он просто продал своё имя, чтобы его поставили на обложку.
Невнятная, скучная ***тория.
Сама организация, якобы действующая ещё со времён Римской империи, показана абсолютно беспомощным сборищем каких-то убогих чудаков и слюнтяев. Героиня тоже очень странная и заботы-хлопоты у неё какие-то мелко-бабские — этот принц, но она его не любит, а другого любит, но он женат. Предлагают работу — соглашаться или нет и так далее. Какой-то дядюшка с прибабахом. Подруга в телефонной трубке...
Разочарование...
2/10 (ОТВРАТИТЕЛЬНО)
DN, 30 марта 2016 г.
К сожалению, подавляющему большинству читателей, оценивающих литературные произведения, сильно не хватает умения читать и понимать прочитанное. Бэнкс — это один из лучших современных писателей, его произведения надо изучать и по ним учиться пониманию литературы. Но избалованные современные читатели, привыкшие к тому, что готовую и разжеванную литературную пищу кладут им прямо в пищевод, решительно отказываются прилагать какие-либо усилия к пониманию текстов, решительно отказывая писателям в праве не угождать низким, но строго определенным читательским требованиям, определенным телевизором.
«Бизнес» это грустная, трогательная, но и веселая книга. Это детектив? Нет. Любовная история? Нет. Рассказ о «месте Финансов в современном мире»? Конечно, нет. В этой книге, как и в произведениях Чехова, мало что происходит. Так, картинки из жизни, увиденные умным, добрым и веселым человеком, настолько талантливым, что он свой талант даже умышленно затеняет. Героиня сходила в магазин, слетала из пункта А в пункт Б, поговорила ни о чем с персонажем В. И тем не менее почему-то эти картинки нас трогают, заставляют грустить и улыбаться. Это и есть искусство.
Avex, 14 марта 2016 г.
Первые впечатления: неплохо — живо и непринуждённо, быстро входите в курс дела, со стремительностью затяжного прыжка (возможно даже без парашюта) пролетаете 20%, а далее увы пробуксовка — то секс или шопинг, то скучные производственные материи, то странные рефлексии от лица казалось бы трезвого прагматика от бизнес-империи.
Тема сама по себе скучна и предсказуема, как советский производственный роман, только с другой полярностью (умные продают, дураки потребляют, алчность — это хорошо!)
Перевод хороший, но интересно только первое время: слишком лёгкое и поверхностное чтение, вполне хватило бы и первой сотни страниц. Масштабы, удачливость и монструозность корпорации преувеличены до невозможности, идея выглядит совершенно надуманной — зачем? если им и без того принадлежит почти весь мир. Возникает невольное подозрение что книга — лишь обрамление для короткого сюжета о Каабе или иллюстрация загадки: как считать на пальцах рук более чем до 10. Самая фантастическая из составляющих сюжета — возраст корпорации. Во всём остальном — чистый реализм: сатира, отчасти производственный детектив и отчасти любовный роман...
Всплывают то ли сливки, то ли дерьмо — на деле между ними почти никакой разницы: холод и блеск стразов, морозный пар, гулкая пустота и улетающие никуда отголоски эха, а Шангри-Ла как всегда далеко, в туманной дали.
В качестве ретро-альтернативы и для контраста предлагаю «Другую сторону» Альфреда Кубина. Я же открываю покет — three tales of corporate horror — где бизнеса и производственного тоже навалом, как клещей в черемшанных зарослях.
white noise, 10 апреля 2016 г.
Одна из наиболее недооцененных книг Бэнкса. О причинах в своем отзыве подробно писал DN, останавливаться на этом еще раз смысла не вижу. Любопытное наблюдение: при чтении романа иногда создавалось впечатление о том. что издатель сам зачастую недостаточно точно интерпретирует мысли Автора. Всего один пример: Бэнкс описывает гигантское судно, которое вскоре будет выброшено на берег и разобрано, так: «два бледно-голубых бассейна без воды глядели в ослепительное безоблачное небо, прямо как у Балларда». Если верить приложению к изданию 2011 года, пустой бассейн — повторяющийся символ в творчестве Балларда. Действительно, Баллард неоднократно признавался в том, что ему нравится писать про высохшие бассейны (и заброшенные отели), однако лично для меня на самом же деле в данном случае очевидна аллюзия на его рассказ «Утонувший великан», тело которого также было выброшено на берег приливом и разрезано на части местными жителями.
Итог: читающийся на одном дыхании интеллектуальный роман, написанный добротным языком. Рекомендуется для вдумчивого и искушённого Читателя.
nik_, 5 марта 2016 г.
Прикольная книга, о Бизнесе секретных организаций, в современном мире. Не тех , кто здоровается из под ноги, с зажатым левым пальцом руки, и по воскресеньям , собирается в ресторане на посиделки, а в пятницу , в бане, пьет пиво с телками. Скорее тех , кто в стиле Бегбедера , перемещается по миру, переезжая из отеля в отель , обедает со звездами в лучших ресторанах, походя , в сортирах, между делом , решая вопросы, о кредитных линиях странам третьего мира. Весь мир их дом, все страны открыты, и с диктаторскими режимами, и с демократическими. Все банки мира к их услугам. Мир их игровая площадка , где они познают себя. Они делают деньги, невзирая , на идеологию, цвет кожи, политическую партию или национальность. Идеологии и режимы, приходят и уходят, а деньги остаются, так было со времен Вавилона, так будет и до Страшного Суда, или конца Вселенной, в зависимости, от Вашей идеологии.
Maxsib, 27 ноября 2011 г.
Бизнес — единственная книга Бенкса, которую я читал, и это одна из моих любимых книг. Перечитал её минимум раз 6 и сейчас планирую почитать дугие произведения автора. Книга ведиколепна.
Её нельзя назвать тупым романом, её нельзя назвать детективом. От начала до конца героиня отвечает на жизненно-важные для себя вопросы, собственно в первых главах и описывается основная тема всего произведения — женщина 37 лет, не замужем, без детей, успешна. Человек находится на пороге перемен и принятое решение должно повлиять на всю дальнейшую жизнь — сюда же примешивается непростая, вполне естественная для многих западных компаний, структура бизнес-процессов.
Меня в книге впечатлило все. Героиня (не смотря на творческий отпуск, продолжает оставаться в деле — я уважаю трудоголиков и не перевариваю людей которые бросают бизнес-процесс с объяснением «я устал и я отдыхаю»), достаточно простое описание бизнеса (компания с жесткой корпоративной структурой, в которой уже невозможно найти собственника, менеджмент правит компанией), размах проблем (сегодня действительно корпорации воздействуют на политиков целые государства, достаточно погуглить на эту тему).. в книге есть все.
Рекомендую всем для прочтения. Написано очень легко, но ни в коем случае не нужно относиться к книге как простому роману — там есть над чем задуматься, книга забирает за живое.
tkatchev, 10 августа 2011 г.
Очень и очень беспомощно.
Первый раз читал Бэнкса, и судя по аннотанциям и рекламе, ожидалось произведение «самого яркого современного британского прозаика». На деле же получился очередной «Ден Браун».
Недостатки:
— Сюжет бессвязен и распадается на куски; говорить тут о роялях в кустах даже не приходится, т.к. для роялей в кустах нужен хотя бы сюжет. Тут его нет.
— Множество фактических и стилистических ошибок.
— Нелепые и беспомощные отступления с авторскими вставками размышлений о «смысле жизни и вообще», в худшей графоманской манере.
— И самое ужасное -- чудовищно недостоверные характеры главных героев и их никак не мотивированные поступки. Это просто какой-то парад крашеных марионеток.
Достоинства:
— Хотя я читал в переводе, сразу видно, что Бэнкс хорошо владеет английским языком и умеет умеет составлять грамотный текст. По сравнению с Деном Брауном это огромный плюс.
Итог: рекомендуется для поклонников Дена Брауна, подобная книга им пойдет на пользу и вызовет достойный личностный рост. Остальным лучше сразу проходить мимо.
ileec, 17 января 2008 г.
Книга не о «всемогущей международной организации», а в первую очередь о человеке, его стремлениях и чувствах. Хорошая, спокойная книга. Бэнкс в очередной раз показал свой многогранный талант.
Varul, 5 февраля 2007 г.
Единственная книга у Бэнкса из прочитанных, которая мне понравилась. Правда, она быстро забылась. Вообще, Бэнкс скорее модный, чем популярный писатель.
baroni, 17 июня 2007 г.
Попытка Бэнкса осмыслить место и влияние Бизнеса, Финансов, Корпораций в современном мире оказалась не слишком удачной. Роман, с одной стороны, кажется весьма легковесным, а, с другой — откровенно занудным. Хотя начало романа автору удалось. Пролог стоит того, чтобы его прочесть. В остальном — по желанию.