fantlab ru

Иэн Бэнкс «Осиная фабрика»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.27
Оценок:
1530
Моя оценка:
-

подробнее

Осиная фабрика

The Wasp Factory

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 151
Аннотация:

Фрэнк больше всего в жизни ненавидит море и женщин. Он живёт в отдалённом шотландском местечке вместе с отцом, жизнь тиха и размеренна: он, как обычный подросток его лет, охотится на диких кроликов, попивает пиво с другом в городе и ведёт хозяйство. Ему не повезло со старшим братом, который сошёл с ума и находится в сумасшедшем доме, куда попал из-за событий, которые не могут уложиться в голове у нормального человека. А ведь Фрэнк — нормальный парень. Правда, в своём шестнадцатилетнем возрасте ОН уже убил троих и вокруг ЕГО острова установлены Жертвенные Столбы, а на чердаке ЕГО дома ждёт новых жертв Осиная Фабрика. Но главное испытание его ожидает впереди: ведь ему придётся вплотную столкнуться с одним из объектов своей ненависти и пытаться с этим жить.

© sham
Примечание:

Существует сетевой перевод Виктории Дорониной.


Награды и премии:


лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988

лауреат
Премия Курда Лассвица / Kurd-Laßwitz-Preis, 1992 // Лучший зарубежный роман

лауреат
200 лучших книг по версии BBC / BBC The Big Read, 2003

Номинации на премии:


номинант
Премия Джеймса Типтри младшего / James Tiptree Jr. Award, 1995 // Ретроспектива Типтри

Похожие произведения:

 

 


Осиная Фабрика
2002 г.
Осиная фабрика
2002 г.
Осиная Фабрика
2003 г.
Осиная Фабрика
2004 г.
Осиная Фабрика. Шаги по стеклу. Мост
2004 г.
Осиная Фабрика
2007 г.
Осиная Фабрика
2008 г.
Осиная Фабрика
2010 г.
The Wasp Factory / Осиная фабрика
2011 г.
Осиная фабрика
2017 г.
Осиная фабрика
2017 г.
Осиная фабрика
2017 г.
Осиная фабрика
2019 г.
Осиная фабрика. Шаги по стеклу
2021 г.

Аудиокниги:

Осиная фабрика
2009 г.
Осиная фабрика
2011 г.
Осиная фабрика
2014 г.

Издания на иностранных языках:

The Wasp Factory
1984 г.
(английский)
Осина фабрика
2017 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  54  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думаю, я не единственный, кто, сравнивая текст с отзывами, удивлялся: а мы одну книгу читали? К сожалению, для многих статус писателя затмевает собственно текст. Если автор имеет статус модного, элитарного, — значит, «я обязан его понять и полюбить, иначе я плохой читатель». Любые сомнения подавляются и, сдерживая рвотные позывы, критики хвалят тошнотворный, но статусный текст. Но иногда этот текст попадается человеку, который не в курсе насчёт «надежд современной литературы» и оценивает только то, что прочитал. Итак, одну ли мы книгу читали?

В книге, которую прочёл я, рассказывалось про мальчика, который любит убивать животных. Практически ежедневно. Поджигать кроликов огнемётом, запускать мышей из катапульты. Убийства описываются с подробностями. «Осиная фабрика», вынесенная в название — это самодельный лабиринт для расправы над осами, в котором насекомое может утонуть в моче главного героя, быть подожжёным или раздавленным. Помимо этого, главный герой хвастается, что убил троих детей, в том числе, младшего брата. Просто для развлечения и как жертва выдуманному героем культу. Фрэнк, впрочем, не единственный маньяк среди героев: например, его любимый старший брат Эрик развлекается тем, что обливает собак бензином и сжигает заживо, а потом ест их трупы.

Стиль книги — эпатирующий натурализм. Максимум грязи и вони — пацаны это любят, а критики считают признаком элитарности и артхауса. Опарыши в мозге живого младенца. Заспиртованный детский пенис. «Подноготный творожок» и «пупочный мох», собранные в жертву Фабрике. Автор не рассказывает «правду жизни», даже преувеличенную — он смакует грязь и насилие, не упуская случая упомянуть о рвоте или испражнениях. Удивить и напугать этим, впрочем, уже трудно — малость запоздал Бэнкс. Половые члены и кал — это теперь так же банально и пошло для мейнстрима, как красавчики-вампиры для «городского фэнтези».

Что ещё есть в книге? Практически ничего. Сюжет сводится к повседневной жизни юного садиста, перемежающейся флэшбеками о совершённых им убийствах или других отвратительных сценах. Герой живёт в ожидании своего брата, Эрика сбежавшего из психушки. Периодические звонки Эрика и его полные шизофазии диалоги с Фрэнком — единственный момент «комик релифа», который позволяет себе Бэнкс. Финал неожиданный, пожалуй, даже забавный, но совершенно неубедительный (неужели за семнадцать лет Фрэнк ни разу не видел голых женщин, хотя бы на картинке?). Где тут «триллер», какой «Тарантино», какие «повороты сюжета»? Пьянка с карликом, после которой герой блюёт, или сожжение кроликов — это повороты сюжета? Да, в книге полно культурных отсылок — и что? Сами по себе они не достоинство и не недостаток. Нет какого-либо обыгрывания этих отсылок, есть просто «список любимых книг и музыкальных групп автора».

Восторги критиков по поводу «Осиной фабрики» напоминают ту серию «Южного парка», в которой Баттерс стал знаменитым писателем. Его книгу невозможно было прочитать без рвоты, поэтому её считали гениальной и искали в ней Скрытый Смысл. Я не читал «Голубого сала» и подобных ему извратов, поэтому «Осиная фабрика» претендует на титул самой тошнотворной книги, попадавшей мне в руки. И как большая часть «тошнотворного артхауса», она практически бессюжетна и бессмысленна.

Книга для тех, кто хочет почувствовать себя гурманом, находящим очарование в гнилом трупе младенца. Не для тех, кто ищет интересный сюжет, ярких героев или другие традиционные достоинства литературы.

Оценка: 2
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

֍ ВОПЛОЩЕНИЕ СМЕРТИ, или «ПОЧЁТНЫЙ МУЖЧИНА» ֍

ЦИТАТА:

«Хотелось бы, чтоб он ощущал вес этой вины все двадцать четыре часа в сутки, чтобы не знал ни сна, ни покоя и просыпался в холодном поту от ночных кошмаров, если ему таки удастся заснуть. Он это заслужил.»

(Иэн Бэнкс. «Осиная фабрика».1984)

Знаменитый … Скандальный … Распиаренный … Стоил ли он того?

Трудно приступать к чтению романа, который уже распекли, обсудили и оценили люди в огромном количестве. И тех, кто ругает и плюётся, очень много. А мы почему-то тянемся своими ручонками к тому, что многие считают бякой. Почему?

Ответ очевиден. К плохому тянется плохое внутри каждого из нас. Но ведь есть и хорошее. И тоже внутри нас. Не потому ли так велик веерный разброс мнений об этом романе: «Осиная фабрика», написанном дебютантом Иэном Бэнксом в 1984 году?

Лично меня уже подготовили (сама виновата!) к тому, ЧТО я должна увидеть и ЧТО должна понять. Чёрт! Никогда ничего не читай перед новой книгой!

***

… Душа человеческая – очень тонкая субстанция. А книга – инструмент, нацеленный прямо в душу. А поскольку книги пишут сегодня все, кому не лень, и без цензуры, то мы можем получить прямо в свои руки орудие, которое сами добровольно, без принуждения вонзим в собственную душу.

А душа каждого из нас со своим запасом прочности. Не всё она сможет вынести. Не забываем, что автор, принёсший своё творение миру, не предъявляет нам справку от психиатра о своём психическом здоровье. А с учётом того, как утверждают специалисты в области психиатрии, что 25 процентов человечества – социопаты (психопаты), то вывод напрашивается очевидный. Не усугублять, если уже есть некие отклонения, читая то, что тебе читать не надо. Не позволять никому проводить эксперименты над твоей психикой.

А вообще, чтобы понять, хорошая ли тебе досталась книга, достаточно после чтения ответить на несколько простых вопросов.

1) Есть ли пища для размышлений? Иногда, чтобы разобраться в том, какую идею явил автор миру в своём многослойном произведении, потребуется повторное прочтение.

2) Обладает ли автор чувством меры и адекватности во всех причудах, которые преподносит своему читателю? Это своего рода литературные такт и этика. Мы не должны испытывать рвотный позыв от чересчур сочного натуралистического описания некоторых сцен.

3) Насколько идеальны, или неидеальны персонажи? Если присутствуют сплошь отрицательные персонажи – это чересчур. Многие изобретатели «шедевров» грешат этим. Совершенно идеальных героев тоже не должно быть. Снова вопрос чувства меры. Мы не можем жить в мире психопатов! Их только 25%-в! Кто-то должен им противостоять.

4) Имеется ли авторский опыт переживаемых событий? Это самый тонкий вопрос, на мой взгляд. Никому не захочется признавать себя алкоголиком, или сумасшедшим, маньяком … Но зато должен быть обширный опыт изучения проблем, освещаемых в произведении. Получается, что «бабушка надвое сказала», или «я – не я и лошадь не моя».

5) Не менее тонкий вопрос: оставляет ли книга в душе то, что ей было необходимо? Как хочешь назови: послевкусие, послечтение. Обычно я спрашиваю себя: «Ну, теперь-то твоя душенька довольна? Понравилось тебе? Хочешь ещё такого?»

А если ты хочешь забыть книгу, как страшный сон, то о каком качестве её можно говорить? За что её прославлять и производить в бестселлеры? Правда, остаётся ещё один вопрос. А КОМУ она могла понравиться?.. Кто восхваляет её и пищит от восторга? Но это уже совсем другая тема для разговора.

***

«Ты был взвешен, ты был измерен и был признан никуда не годным.»

(Из фильма «История рыцаря» (A Knight's Tale)

«Осиная фабрика» – это книга, которая более, нежели любая иная, не позволяет в наших читательских отзывах касаться содержания и развития её сюжета. Мы – не литературные критики. Нам не дозволено рушить интригу.

Но. Если бы не сногсшибательная развязка, то лично я заявила бы: «Вся эта книга – сплошной треш! Мусор! Хочешь – читай до конца, разбирайся в ней в соответствии с пониманием качества прочитанного, а также новым наполнением твоей бессмертной души. Хочешь – не читай, если душа никак не принимает то, что пытаешься читать».

С самого начала ясно, куда нас приглашает автор. Добро пожаловать во внутренний мир калеки. Известно, что физические увечья наносят вред психическому здоровью индивидуума. Срабатывает механизм замещения. Какая угодно болезненная нехватка чего бы то ни было будет чем-то замещаться. И отнюдь не чем-то благообразным. Роман об этой, так называемой, «заместительной терапии».

Читатель, знакомый с «Повелителем мух» Уильяма Голдинга, уже в первой главе без труда узнает и остров, и тотемы: «Жертвенные Столбы». Только у Голдинга мощно – огромная кабанья голова на шесте, а здесь – жалкие прутики с мышиными головками: одно название – «Столбы».

Поэтому и всё остальное выглядит таким же жалким, мелким … Увечным. Нелепым. Пародийным.

Читая текст, после каждого эпизода останавливаюсь, чтобы ответить себе на два вопроса: а) О чём я прочитала? и б) Для чего это было нужно?

И если ещё на вопрос а) можно ответить, то на вопрос б) ответ не находится. Например, сцена оправления своих биологических потребностей в туалете, сидя на унитазе… Вот поэтому я и говорю: треш, мусор. Его здесь пруд пруди.

Американский юмор про газы, который мне лично никогда не был понятен и ничего, кроме раздражения, никогда не вызывал. Ладно б в кино, но читать?

«Я все равно узнаю, сколько ты выпил, по твоему бзденью. – Он издевательски фыркнул, словно взбзднул.»

В этом романе я чувствовала себя, как трезвый на пьяной сельской свадьбе. Мало того, что все пьяны, так ещё местный дурачок с гармошкой достаёт…

Вне всякого сомнения (для меня), автор, обладая неплохим языком и манерой изложения текста, ещё очень далёк от писательского мастерства. Кусков текста, не имеющих смысла и значения, настолько много, что выбрось их, и от книги останется тоненькая брошюра. Замысел автора останется без изменения, а трешовые куски текста не будут раздражать. Кроме «обычного» литературного мусора множество ненужных подробностей, которые не раскрывают ничего.

Особенно это очевидным становится тогда, когда в конце книги проясняется идея романа. А на протяжении всей книги она совершенно не ясна. Поэтому и тошнит от всей этой мерзости, которой напичкана, как булка изюмом, «Осиная фабрика». Поэтому так много читательского негодования.

Вместо вывода

Идея романа ясна. Насилие над природой человека вызывает сопротивление, которое может обернуться непредсказуемыми последствиями.

Автор явно злоупотребляет чувством меры и адекватности во всех своих художественных причудах.

Перебор отрицательного в персонажах. Хотя в современной литературе даже приветствуется отсутствие положительных персонажей, но переизбыток мерзости – это плохо. Пожалеть читателя надо: не все такое надругательство над человечностью могут выдержать.

Автор, на мой взгляд, не имел личного опыта переживаний своих персонажей. Отсюда чрезмерная фантазия, гротеск …

Была ли книга для души? – Нет, конечно. Прочитала, проскакивая мусорные куски. Оценила. Взвесила потребность для ума и сердца. Постараюсь забыть. О повторном прочтении и речи быть не может.

P.S.

Не мешало бы автору (впрочем, и читателям) не только вспоминать о Боге, но и не забывать о дьяволе. Он не дремлет.

Не интересно. Хорошо, что книга небольшая. Я её всё-так «добила».

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эпатаж на эпатаже с единственной целью — сделать роман, как можно более скандальным, чтобы его заметили и выделили среди лавины новинок. Это удалось, роман выделили, о Бэнксе заговорили, но это лишь свидетельствует о том, что существуют технологии, по которым роман станет известным, независимо от того, насколько он хорошо написан и насколько хорош в нем сюжет. Эти технологии сейчас широко используются, но это не означает, что книги, отмеченные премиями, обязательно стоит прочитать. Скорее наоборот.

Отмечу, что написана «Осиная фабрика» прилично, сюжет тоже есть, но почти всё, что происходит в романе вызывает раздражение и неприятие. Иногда закрадывается мысль, что некоторые из описанных событий невозможны по ряду причин. Такое впечатление, что Бэнкс был типичным диванным автором, который получал жизненный опыт из книжек.

Герой этого романа какой-то не настоящий. Он слишком много знает и умеет, но непонятно откуда могут быть такие знания у ребенка, который почти ни с кем не общается, хоть и читает какие-то книги (упомянут «Жестяной барабан», совсем не детская книга, а критики в восторге отмечают этот факт сообщая, что упомянута она не случайно, а со смыслом)

У Бэнкса эти знания есть, он наверняка стремился на всех произвести впечатление, сказав, что то умное из того, что прочитал. Но такое умничество интересно лишь в контексте жизненного опыта. Но как же так? Он ведь и попутешествовал немного, чего-то видел, пытался делать вид, что жизнь бьет ключом, напивался и участвовал в каких-то перфомансах. Отчего же его романы получались какими-то искусственными и надуманными? В «Бизнесе» все еще хуже и надуманнее, чем здесь.

Роман о сборище неадекватных людей. Правда, спустя почти 40 лет, после того, как этот роман напечатали, степень неадекватности вышла на новые уровни, так что теперь Бэнксу пришлось бы придумывать еще более затейливых персонажей и более забористый сюжет, чтобы роман вышел скандальным, но он был среди тех, кто стимулировал этот процесс.

В общем, нарочито завлекательная обертка, под которой много пустоты.

«Осиная фабрика» то ли 4-й, то ли 5-й роман Бэнкса, который я прочитал, постепенно убеждаясь, что это сильно надутый критиками автор. «Осиная фабрика» стал тем романом, после которого я решил, что про Бэнкса пора окончательно забыть, те же Эмис и Макьюэн, с которыми его ставят в один ряд, гораздо лучше.

Оценка: 4
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не впечатлил и не оправдал ожидания. Треш ради треша, с одной лишь целью — эпатаж. В конце романа оборвались и не раскрылись линии главных героев. А центральная «фишка» романа

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
когда мальчик оказался девочкой

просто не выдерживает критики.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начнем с формы произведения, оставив интерпретацию содержания этого скандального для своего времени романа, так сказать, «на закуску».

Итак, по своей стилистике это совершено мастерски написанная книга. Даже читатель с не слишком развитым воображением увидит каждую описанную сцену в мельчайших деталях. Автор виртуозно владеет словом и выбирает выражения с большим вкусом, он не впадает ни в усложненность, ни в излишнюю упрощенность. Его стиль полностью соответствует своему времени — начало 80-х годов ХХ века, отдавая при этом дань некоторой тяжеловесности и занудности классического англоязычного романа, но все же делая в этом смысле значительный шаг вперед. Из культурных ориентиров упомянут фильм «Жестяной барабан» (1979) и, к примеру, сериал «Стартрек».

Местом действия становится совершено удивительное живописное местечко в Шотландии на берегу Северного моря, и на довольно значительной территории острова ГГ -Франк Колдхейм — мнит себя полновластным хозяином, без труда читая язык природы и ревностно охраняя свои владения от любых бунтарских поползновений живых существ.

Стоит также остановиться на композиции этого небольшого романа. Читатель наблюдает ГГ во время рутины его, прямо скажем, не слишком разнообразных будней, и при этом ГГ демонстрирует необычайную самодисциплину, размышляя о себе как о полноценном государстве (даже с собственной оппозицией) и его мир «хозяина острова» очень хорошо организован... Впрочем, отмечу, что лично для меня детальное пошаговое описание мальчишеских игр «идеального солдата» с погружением в мир войн, взрывов, строительства плотин и т.д. оказалось не таким уж увлекательными.

Одновременно в описание ежедневной рутины ретроспективно вставлены воспоминания о самых значительных вехах в биографии ГГ . В этом плане автор старательно играет с читателем в «игру повышения интереса,« сначала вскользь упоминая очередную интригующую деталь, и лишь через пару глав останавливается на ней подробнее.

И вот эти самые постепенно открывающиеся читателю страницы биографии семнадцатилетнего Фрэнка Колдхейма, и вправду, темные — темнее некуда — и включают в себя хладнокровные убийства.

Однако ближе к концу все проясняется и обретает смысл.

Бэнкс фактически делает за читателя его работу: он припасает к самому финалу загадку истории ГГ, и тут же однозначно интерпретирует до того момента не вполне обоснованные прегрешения героя в свете неожиданно открывшихся обстоятельств.

Вот что мы читаем:

«Убийства — мой вариант зачатия; единственная доступная для меня форма секса».

«Видимо, я решил, что раз никогда не смогу стать мужчиной, то, лишенный природной мужественности, превзойду окружающих в мужественности благоприобретенной, — и так я стал убийцей, сымитировал в миниатюре образ безжалостного солдата и героя, к которому вся известная мне литература и кинематограф относятся со священным трепетом».

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читал и размышлял, за что эту психопатическую историю называют шедевром: за придуманный и немотивированный эксперимент ? за описанные кошмарики? За неожиданную развязку, хотя все стало понятным. как только главный герой впервые присел? Первые страницы читались относительно легко — простой лаконичный язык, яркие описания условий, в которых живет «герой». А потом все все эти описания начинают постоянно повторяться бесконечное число раз, а редактору, похоже, не хватило терпения вычистить язык и соблюсти первоначальную стилистику, возникают какие-то ложные детали, которые отвлекают от разгадки, но ничего нового не добавляют. Как литературная игра — «Осинная фабрика» приемлема, как художественное произведение — полная ерунда.

Оценка: 6
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

«В слове еб*нный семь букв, разве это не твое любимое число?»

«Дом освещенный лунным светом походил на гигантский череп»

Этот скандальный роман шотландского автора включен в несколько престижных литературных Топов в том числе возглавил список BBC News в 99-м, однако я не предложил бы его даже любителям сплаттер-панка, но бредом ненормального и полным провалом его тоже не назовешь. Что же скрывает противоречивая книга? Насилие, уродство, извращения и психологические расстройства, которые в «Осиной фабрике» на поверхности являются двигателем истории. Сначала персонажи романа напомнили чем-то отбросов общества Джо Хилла, только здесь они куда более вульгарные. Также можно увидеть параллель с весьма неординарной «Страной приливов» Калина, только в отличии от нее «Фабрика» лишена романтизма.

Главный герой подросток-садист без каких либо документов письменно подтверждающих его существование, любитель отрывать головы птицам и подрывать кроликов, а также напиваться в хлам по выходным со своим единственным другом карликом. Он живет беззаботно на острове с отцом-инвалидом, который разрешает Френку делать все что угодно, потому что сам далеко не анегел и скрывает от мальчика правду о его происхождении.

А брат Френка живодер помешанный на сожжении собак и поедании собачьего мяса. Его очередным побегом из психушки начинается роман. Эрик звонит на остров и угрожает возвращением, только Френка этим не напугать. Он за несколько лет уложил в могилу трех родственников и гордиться своей изощренностью, тем что провел взрослых и заставил поверить в свою невиновность – встречу с Эриком он воспринимает как вызов.

Их телефонные разговоры самая сильная часть книги и в то же время вызывающая логические вопросы. Сбежав из психушки Эрик регулярно похищал, убивал и ел собак, а каждый звонок заканчивал погромом трубкой телефонной будки, короче вел себя вызывающе. Учитывая то, что он находился в розыске странно, почему его так долго не могли поймать. Более нереальной выглядит смерть, точнее исчезновение Эсмеральды – ее унес в открытое море воздушный змей. Это каких же (здесь вставьте крепкое словцо на свое усмотрение) он должен быть размеров, чтобы поднять и похитить девчонку?! Далее, отец скрывает и прячет сына от участкового, но не имеет ничего против домработницы и походов Френка в бар на Рок-концерты. И это далеко не все нестыковки. А сама осиная фабрика, в честь которой книга получила название (смертоносный лабиринт построенный на циферблате часов) играет третьестепенную роль.

Ожидания мощного финала, к которому казалось бы все сводилось, не оправдались, автор в конце развернул историю на 180 градусов. В общем, если у вас есть выбор между «Фабрикой» и чем-то еще, почитайте лучше что-то другое.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Легкий язык автора — единственный несомненный плюс книги. Какие-то сюжетные линии недожаты; какие-то, наоборот, набили оскомину. Философский аспект подан куцым.

В принципе, по меркам литературы «настолько хорошей, что даже плохая, и наоборот» (с) эта книга для меня будет предпочтительнее того же Бойцовского Клуба. Но, честно говоря, оба произведения — на один раз.

Оценка: 9
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

После прочтения произведения пожалел о потраченном времени.

Как мне кажется автор пытался построить свой роман на шокировании читателя, сюжет очень слабоват, каких-то идей, мыслей интересных я там не нашел.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А отец определяющий, что пил его «сын» по запаху кишечных газов — это вообще дурость и не способность придумать иного способа заинтересовать читателя, кроме как шокированием.

В общем не рекомендую эту книгу никому, в мире полно других более интересных и если хотите «шокирующих» вещей.

Оценка: 2
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не большой любитель психоделических произведений, особенно основанных на фрейдистском понимании психологических проблем, но «Осиная фабрика» — это отдельная история.

Очень сильный текст именно как текст. Написано просто превосходно. Стиль, слог — всё есть, всё почти совершенно. Бэнкс прекрасно владеет пером. Читается легко несмотря на очень перегруженную символически-смысловую составляющую. А она, действительно, мало того, что непроста по-сути, так ещё и наполнена шокирующими подробностями.

Всем известно, что самые жестокие существа на свете — это дети. Почитайте Голдинга, Брэдбери, других авторов. У кого из вас не было в детстве «знакомых», которые не развлекались отрыванием лапок у насекомых, сжиганием их на огне и прочими «шалостями»? У меня таких жутких примеров из казалось бы спокойного, счастливого советского детства предостаточно. Откуда берутся «отморозки» типа Фрэнка и Эрика? Ответ прост -семья и социум.

Перед нами классическая история рождения «монстра». Вернее история нескольких недель из жизни монстра. История, повторюсь, написанная очень талантливо.

Можно пенять автору на излишне подробное описание деталей убийств детей или вивисекции животных. С этим в тексте, местами, действительно перебор. Но, на мой непросвещённый взгляд, не это было целью автора. Используя глубокий символизм, Бэнкс кричит о том, что извращения в воспитании, попытки изменить природу человека могут привести к чудовищным результатам. Семейка ( семьёй ёё язык не поворачивается назвать) Колдхеймов ярчайший пример того, к чему ведёт развитие современной западной цивилизации. И это гений автора показал нам ещё в 1984 году!!!!!!! Потрясающе. Да эту книгу в школьную программу надо ввести, чтобы подростки прозревали всю мерзость «современного дивного мира», разумеется под чутким руководством нормальных педагогов.

Единственное, что разочаровало — это достаточно скомканный финал. История была бы хороша и без этой «сюрпризальной загогулины».

Зачёт. Читать всем противникам «дивного нового мира».

Against The Modern World!

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Осиная фабрика, Иэн Бэнкс.

Про жестокого мстительного подростка, убившего трех братьев и сестру, и продолжающего ненавистническую жизнь по отношению ко всему живому, причём без разницы кролики, собачки или люди, живя на острове с отцом и отданому самому себе, без присмотра, вынужденно принявшему вот такой смысл жизни , оберегать и охранять этот кусочек земли от любого непрошенного врага, так он считает, бродит по острову, живёт своей жизнью, и постоянно вспоминает о своих детских подвигах в кавычках, тем самым нам постепенно открывая прошлое, как лихо и умело он смог убрать со своего пути ненужных ему элементов, причём бывая нелогичным способом, и повторяя поступки, как он считает плохие, сам в таком же стиле ещё с большей ожесточенностью и мастерством, как например он убил своего из братьев за то, что тот сжёг его кроликов, он теперь за другого кролика уничтожает таким же способом четырёх, в отместку одному, бессмысленно, жестоко, повторяя чужие поступки, оправдывая себя в мыслях без зазрения совести,... очень много живодерства, совершенно разного, и к насекомым, и к собакам, читается нелегко от этого, только полностью отрешившись от отвращения и боли к животным можно дальше читать основной сюжет,... и вот об этой нелёгкой жизни на острове данный роман Осиная фабрика, причём до половины романа непонятно к чему такое название,... но я всё что угодно ждал в финале, только не того что прочел, то что оказалось в последних главах, меня просто убило всё до этого прочитанное, такой слив и поворот в совершенно неожидаемую тему, я выпал, вот правда, хотелось взрыва эмоций от безумно накатывающегося с горки кома адреналина, шквала энергии и азарта, взамен такое, расстроен и в шоке,... всё же писатель мастер своего дела, уже на этапе этого первого романа держит читателя на максимальном уровне крышесноса,... Это моё первое знакомство с Иэн Бэнксом, решив начать с самого нашумевшего, неожиданно реалистичного, захватывающего и качественно прописанного.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как по мне, так довольно безумная вещь, но хоть читается не нудно и не предсказуемая.

Если кому нравятся такие шизики и их невротические дела то вспомнилось произведение William Trevor «The Children of Dynmouth», оно имхо потолковей, пореалистичней, будет

p.s. ну и к фантастике никак не относится

Оценка: 4
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман получил много жесткой и уничтожающей критики.Я в общем то тоже не фанат чернухи и извращений в литературе,особенно если она пишется именно с целью показать эту самую чернуху.Однако роман меня удивил.Ранее я встречался с литературой отвратительного и часто она похожа одна на другую. тут же все по иному.

Во первых, что удивило читать было легко и интересно. Именно эта интересность держала меня до конца,хотя она в половину строилась на отвратительных и ущемляющих сценах(некоторые сцены щемили сердце и щемят до сих пор-хотя, чему тут удивляться регулярно слышу о жестокостях вокруг к животным и даже людям и только сегодня увидел на дороге свеже сбитую собаку и лису-мир таков и эта сторона жизни тоже есть)Очень понравилась мысль о домашних животных,что они не виноваты что такие тупые,человек их делал такими.Тоже происходит и с детьми в романе.

Второе что мне понравилось это попытки автора понять причины изменений происходящих с главными героями -эти истории читались с интересом и ветерком.

В общем добротный психологический ужастик о чудовищах в шкафу и в каждом из нас.рекомендую для ценителей отвратительного и немножко загадочного.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, все пишут про гениталии, жженых собак и червей в мозгах, а я про них почти забыла. А воздушный змей остался. Рогатки с железными шарами, опера Вагнера..

На мой вкус, книга очень хороша. Признаю, не без изъяна, но хороша.

Но начнем с того, что я люблю книги про психов. И про детей в необычно-трешовых обстоятельствах: «Страна Приливов», «Цементный Сад», «Цветы на Чердаке»...-вот в этот ряд я в свое время искала еще одну книгу. Наткнулась на Бэнкса, но ничего о нем тогда не знала, так что ожиданий не было никаких,что однозначно к лучшему.

«Осиная Фабрика» для меня сразу срослась с миром Митча Каллина: мол, в тамошней Шотландии стоит Бункер и Жертвенные Столбы, а в Техасе- Рокочущий в зарослях джонсоновой травы. Теперь понятно, откуда эта магия, эти имена и ритуалы, хиппи и огненный ад со светлячками у Каллина, вот же откуда всё. Но все-таки в книге больше, чем просто радость узнавания: концентрированная агрессия, религиозное отношение к оружию(вспоминаем катехизис про винтовку из full metal jacket, только тут он звучит из сердца), попытки полёта в духе и предсказаний будущего (почти гаруспиция,но чище, хотя откровенно фантастический механизм) и подробный визуальный ряд. Как будто смотришь кино. Безумный кролик, мертвые птицы, пьяный карлик..Даже странно,что пока не экранизировали, могло бы очень занятное кино выйти, в духе Шванкмаера или Линча.

Теперь о плохом: очень сжато.очень. Галопом по всем идеям,как будто герой хочет вывалить на нас всё, «пока не началось». Но подростку-маньяку можно это простить,ему ведь нет 17.

В общем,читать однозначно,если Линч и Страна Приливов близка. Если наоборот- на свой страх и риск.

Оценка: нет
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Коллеги уже очень много написали об «Осиной фабрике», так что я буду краток.

Основная идея книги, ее «главный калибр» — описание мерзостей. Современного читателя этим не особо проймешь, но не забываем, что «Фабрика» была написана в 1984 году.

Зачем нужна мерзость в литературе? Это — своего рода мощный реагент, который добавляют в раствор строго дозировано и для определенных целей: демонизировать персонажа, вызвать у читателя бурную эмоциональную реакцию, создать гнетущую атмосферу. Если влить его слишком много он разъест колбу и испортит весь эксперимент. Но Бэнкс стал одним из первых авторов, кто додумался писать мерзость ради мерзости, используя шокирующие подробности просто чтобы щекотать нервы читателю. Что ж, он не ошибся — эстетика безобразного всегда найдет свою аудиторию.

Мое же мнение таково. Читать описания пыток и зверств в «Тиле Уленшпигеле» Де Костера? Можно, они необходимы для понимания той эпохи, без них не будет ясно как Тиль стал тем, кем он стал. Читать про полицейского-маньяка Нормана в «Розе Марене» Кинга? Потерпим, там это просто — черта героя, без нее он будет плоским и не она в центре внимания. Читать про «подноготный творожок» и особенности запахов кишечных газов, которые составляют всю суть книги? Нет, спасибо.

Оценка: 1


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх