Роберт Чамберс «Король в жёлтом»
В макабрических новеллах классика литературы ужаса Роберта Чамберса герои узнают о вымышленном городе Каркоса, где правит Король в желтом, а в небе светят два солнца, — и это обстоятельство становится началом мистических перемен в их судьбах. Странные и страшные события, в которых переплетаются реальность и сновидения, проиллюстрированы выдающимся аргентинским художником Сантьяго Карузо.
Существует сетевой перевод Галины Эрли (сама переводчица считает сборник романом).
В произведение входит:
|
![]() |
|||
![]() |
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
||||
![]() |
||||
![]() |
||||
|
![]() |
|||
|
циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
Награды и премии:
лауреат |
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988 |
Номинации на премии:
номинант |
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2015 // Книга фэнтези (США; сборник рассказов) |
- /языки:
- русский (7), английский (5), испанский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (13), самиздат (1)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Pavel Che., 31 января 2018 г.
Рассказы сборника можно поделить на две группы: мистические рассказы и реалистические истории о студентах-художниках в Париже. К циклу «Король в желтом» относятся только первые четыре рассказа книги. В них герои сталкиваются с книгой, где находиться текст пьесы, с одноименным названием всего сборника. Читатель может ознакомиться только с отрывками самой пьесы, что сводит героев с ума и открывает им неизведанный мир, где правит Король в желтом, а в небо с двумя солнцами возвышаются башни Каркозы. В этих четырех произведениях встречаются сюжеты и мотивы, что потом не раз будут использованы авторами ужасов. Сны переплетаются с реальностью, и затаскивают героев в круговорот ужасных событий. Психическое состояние героя заставляет сомневаться в рассказанной им истории. Открытия субстанции, что влияет на тела живых существ, а музыка картины и книга на психику. «Желтый знак», на мой взгляд, лучший рассказ сборника, и одно из лучших мистических произведений. Роберт Чамберс внес значительный вклад в жанровою литературу.
Есть в сборнике рассказ, состоящий из коротких притчей, и мистическая история, основанная на кельтском фольклоре. А замыкают книгу еще одна четверка произведений о художественной богеме Парижа. В них события развиваются в Латинском квартале и встречаются сквозные персонажи. Главными героями рассказов становятся американские студенты, что приехали изучать искусство во французскую столицу. Эти рассказы также отличаются сюжетами и жанрами, от мистики, через военную прозу, о событиях времен оккупации города во времена франко-прусской войны и заканчивается книга мелодрамами.
«Король в желтом» — интересный сборник разноплановой и хорошо написанной прозы. Хоть это одна из первых книг Роберта Чамберса, сборник стал достойным образцом американской новеллистки. Рассказы автора можно сравнить с Амброз Бирс, ведь Чамберс не только позаимствовал у коллеги имена и названия, такие как Хастур, Каркоза, но и писал подобно Бирсу реалистичные психологические новеллы на военную и бытовую тематику.
Вертер де Гёте, 26 апреля 2021 г.
«В соседнем доме окна жОлты...» А. Блок.
Путь сборника Роберта Чемберса к русскому читателю оказался столь извилист и долог, что и существование самой книги стало уже казаться не менее мистическим и нереальным, чем существование придуманной автором проклятой пьесы о «Короле в жёлтом». Между тем, сборник Чемберса — это один из тех столпов (наравне с книгами Эдгара По, Бирса и Мейчена), на которых в 20 веке выросло и держится древо современного хоррора, прежде всего — хоррор лавкрафтианского толка. Большинство любителей «тёмной литературы», даже те, кто Чемберса не читал, слышали о его вдохновляющем влиянии на Лавкрафта и роли в возникновении Мифов Ктулху. Это Чемберс сделал частью отдельной вселенной позаимствованные у Бирса странные имена и названия Хастур, Каркоза, Хали... придумал «жёлтый знак» и «короля», но главным вкладом в миф стала пугающая и чарующая недосказанность, атмосфера надвигающегося безумия. Запрещённая пьеса «Король в жёлтом» сводит с ума каждого, кто её прочитал. Чемберс не раскрывает сюжет и героев «Короля», по страницам рассказов разбросаны отдельные фразы из пьесы, упоминаются имена, присутствуют неявные намёки, от этого желание прочесть загадочное и великое произведение только усиливается. Жёлтый — цвет высшей власти, богатства, мудрости и безумия. Автор создаёт бескрайний простор для фантазии читателя. Можно предположить, что у пьесы есть что-то общее с «Маской Красной Смерти» Эдгара По. Но с «Королём» связана только первая половина сборника — пять рассказов из десяти. И то — «Мадемуазель д'Ис» лишь косвенно, одного из героев зовут Хастур и в рассказе присутствуют явная перекличка с «Жителем Каркозы» Амброза Бирса. Лучший рассказ сборника — это, конечно, «Жёлтый знак». В этом же произведении наиболее ярко выражены элементы мистического хоррора. В том же жанре написан рассказ «Во дворе Дракона». Напротив, открывающий сборник «Реставратор репутаций» — гротеск в духе «Записок сумасшедшего» Гоголя, но на нф-основе, ведь здесь описывается Америка будущего — 20-х годов 20-го века, присутствуют определённые черты антиутопии. «Маска» — своеобразная мрачная версия сказки о Спящей красавице — ближе к нф, чем к мистике. Уже упоминавшаяся «Мадемуазель д'Ис» — мистика с бретонскими мотивами. На первый взгляд кажется, что рассказы объединяет только проклятая пьеса, но присмотревшись можно заметить и другие точки соприкосновения. Например, скульптурная группа возле Дворца Смерти в «Реставраторе репутаций» — работа Бориса Ивейна, одного из героев «Маски»; друг Бориса Джек Скотт, вероятно, является рассказчиком в «Жёлтом знаке»...
Вторую половину сборника, начинающуюся с подборки коротких философских притч, продолжают четыре реалистических рассказа о жизни молодых американских художников в Париже, резко отличающиеся по тематике и стилистике от рассказов первой половины книги. Это своего рода дополнение к вышедшему годом ранее автобиографическому роману Чемберса о богеме, в романе и рассказах есть общие герои. Возможно, любители мистики и хоррора будут удивлены и разочарованы. Но принцип, по которому произведения вошли в сборник, понятен. Думаю, Чемберс не планировал создавать сборник хоррора, а хотел посвятить книгу творчеству во всех его проявлениях, особенно — безумию, как одной из «тёмных сторон» гениальности. Фактически, даже самые «страшные» рассказы сборника — не хоррор в чистом виде, а весьма тонкая декадентская проза. Почти все герои книги — творческие люди. Разрушительное влияние пьесы на сознание объясняется тем, что в ней «достигнута наивысшая вершина искусства», которую не способен вынести человек. А реалистические рассказы связывают мир Каркозы с нашим миром — события в них происходят зачастую в тех же локациях, что и в фантастической части.
Но если меланхолично-мрачноватая зарисовка «Улица четырёх ветров» неплохо вписывается в общую компанию (к тому же здесь можно найти лёгкие аллюзии на «Маску», а упоминание Сильвии позволяет самым ярым фанатам вселенной «Жёлтых мифов» предположить, что художник Северн — ипостась художника Скотта из «Маски» и «Жёлтого знака»), то неуместная мелодраматичность «Улицы Богоматери Полей» и «Рю Баррэ» делает их совсем чужеродным элементом. «Улица первого снаряда» рассказывает об ужасах осады Парижа времён франко-прусской войны и, пожалуй, более уместна.
И всё же интересно ознакомиться со сборником в полном, авторском варианте.