FantLab ru

Роберт Чамберс «Король в жёлтом»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.77
Голосов:
22
Моя оценка:
-

подробнее

Король в жёлтом

The King in Yellow

Другие названия: The Mask and Other Stories

Сборник, год

Примечание:

Существует сетевой перевод Галины Эрли (сама переводчица считает сборник романом).


В произведение входит:

7.01 (62)
-
3 отз.
7.25 (71)
-
2 отз.
6.93 (112)
-
3 отз.
7.59 (158)
-
3 отз.
6.94 (34)
-
2 отз.
5.78 (27)
-
2 отз.
7.14 (29)
-
1 отз.
6.41 (27)
-
1 отз.
6.59 (22)
-
2 отз.
6.46 (24)
-
1 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Награды и премии:


лауреат
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 1988

Номинации на премии:


номинант
Финская премия "Звезда фэнтези" / Tähtifantasia-palkinto, 2015 // Книга фэнтези (США; сборник рассказов)


Король в желтом
2021 г.
Король в Жёлтом
2021 г.

Самиздат и фэнзины:

Король в желтом
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The King in Yellow
1895 г.
(английский)
The King in Yellow
1938 г.
(английский)
The King in Yellow
1965 г.
(английский)
The King in Yellow and Other Horror Stories
2004 г.
(английский)
The King In Yellow
2005 г.
(английский)
El Rey De Amarillo
2015 г.
(испанский)
Король у жовтому
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказы сборника можно поделить на две группы: мистические рассказы и реалистические истории о студентах-художниках в Париже. К циклу «Король в желтом» относятся только первые четыре рассказа книги. В них герои сталкиваются с книгой, где находиться текст пьесы, с одноименным названием всего сборника. Читатель может ознакомиться только с отрывками самой пьесы, что сводит героев с ума и открывает им неизведанный мир, где правит Король в желтом, а в небо с двумя солнцами возвышаются башни Каркозы. В этих четырех произведениях встречаются сюжеты и мотивы, что потом не раз будут использованы авторами ужасов. Сны переплетаются с реальностью, и затаскивают героев в круговорот ужасных событий. Психическое состояние героя заставляет сомневаться в рассказанной им истории. Открытия субстанции, что влияет на тела живых существ, а музыка картины и книга на психику. «Желтый знак», на мой взгляд, лучший рассказ сборника, и одно из лучших мистических произведений. Роберт Чамберс внес значительный вклад в жанровою литературу.

Есть в сборнике рассказ, состоящий из коротких притчей, и мистическая история, основанная на кельтском фольклоре. А замыкают книгу еще одна четверка произведений о художественной богеме Парижа. В них события развиваются в Латинском квартале и встречаются сквозные персонажи. Главными героями рассказов становятся американские студенты, что приехали изучать искусство во французскую столицу. Эти рассказы также отличаются сюжетами и жанрами, от мистики, через военную прозу, о событиях времен оккупации города во времена франко-прусской войны и заканчивается книга мелодрамами.

«Король в желтом» — интересный сборник разноплановой и хорошо написанной прозы. Хоть это одна из первых книг Роберта Чамберса, сборник стал достойным образцом американской новеллистки. Рассказы автора можно сравнить с Амброз Бирс, ведь Чамберс не только позаимствовал у коллеги имена и названия, такие как Хастур, Каркоза, но и писал подобно Бирсу реалистичные психологические новеллы на военную и бытовую тематику.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«В соседнем доме окна жОлты...» А. Блок.

Путь сборника Роберта Чемберса к русскому читателю оказался столь извилист и долог, что и существование самой книги стало уже казаться не менее мистическим и нереальным, чем существование придуманной автором проклятой пьесы о «Короле в жёлтом». Между тем, сборник Чемберса — это один из тех столпов (наравне с книгами Эдгара По, Бирса и Мейчена), на которых в 20 веке выросло и держится древо современного хоррора, прежде всего — хоррор лавкрафтианского толка. Большинство любителей «тёмной литературы», даже те, кто Чемберса не читал, слышали о его вдохновляющем влиянии на Лавкрафта и роли в возникновении Мифов Ктулху. Это Чемберс сделал частью отдельной вселенной позаимствованные у Бирса странные имена и названия Хастур, Каркоза, Хали... придумал «жёлтый знак» и «короля», но главным вкладом в миф стала пугающая и чарующая недосказанность, атмосфера надвигающегося безумия. Запрещённая пьеса «Король в жёлтом» сводит с ума каждого, кто её прочитал. Чемберс не раскрывает сюжет и героев «Короля», по страницам рассказов разбросаны отдельные фразы из пьесы, упоминаются имена, присутствуют неявные намёки, от этого желание прочесть загадочное и великое произведение только усиливается. Жёлтый — цвет высшей власти, богатства, мудрости и безумия. Автор создаёт бескрайний простор для фантазии читателя. Можно предположить, что у пьесы есть что-то общее с «Маской Красной Смерти» Эдгара По. Но с «Королём» связана только первая половина сборника — пять рассказов из десяти. И то — «Мадемуазель д'Ис» лишь косвенно, одного из героев зовут Хастур и в рассказе присутствуют явная перекличка с «Жителем Каркозы» Амброза Бирса. Лучший рассказ сборника — это, конечно, «Жёлтый знак». В этом же произведении наиболее ярко выражены элементы мистического хоррора. В том же жанре написан рассказ «Во дворе Дракона». Напротив, открывающий сборник «Реставратор репутаций» — гротеск в духе «Записок сумасшедшего» Гоголя, но на нф-основе, ведь здесь описывается Америка будущего — 20-х годов 20-го века, присутствуют определённые черты антиутопии. «Маска» — своеобразная мрачная версия сказки о Спящей красавице — ближе к нф, чем к мистике. Уже упоминавшаяся «Мадемуазель д'Ис» — мистика с бретонскими мотивами. На первый взгляд кажется, что рассказы объединяет только проклятая пьеса, но присмотревшись можно заметить и другие точки соприкосновения. Например, скульптурная группа возле Дворца Смерти в «Реставраторе репутаций» — работа Бориса Ивейна, одного из героев «Маски»; друг Бориса Джек Скотт, вероятно, является рассказчиком в «Жёлтом знаке»...

Вторую половину сборника, начинающуюся с подборки коротких философских притч, продолжают четыре реалистических рассказа о жизни молодых американских художников в Париже, резко отличающиеся по тематике и стилистике от рассказов первой половины книги. Это своего рода дополнение к вышедшему годом ранее автобиографическому роману Чемберса о богеме, в романе и рассказах есть общие герои. Возможно, любители мистики и хоррора будут удивлены и разочарованы. Но принцип, по которому произведения вошли в сборник, понятен. Думаю, Чемберс не планировал создавать сборник хоррора, а хотел посвятить книгу творчеству во всех его проявлениях, особенно — безумию, как одной из «тёмных сторон» гениальности. Фактически, даже самые «страшные» рассказы сборника — не хоррор в чистом виде, а весьма тонкая декадентская проза. Почти все герои книги — творческие люди. Разрушительное влияние пьесы на сознание объясняется тем, что в ней «достигнута наивысшая вершина искусства», которую не способен вынести человек. А реалистические рассказы связывают мир Каркозы с нашим миром — события в них происходят зачастую в тех же локациях, что и в фантастической части.

Но если меланхолично-мрачноватая зарисовка «Улица четырёх ветров» неплохо вписывается в общую компанию (к тому же здесь можно найти лёгкие аллюзии на «Маску», а упоминание Сильвии позволяет самым ярым фанатам вселенной «Жёлтых мифов» предположить, что художник Северн — ипостась художника Скотта из «Маски» и «Жёлтого знака»), то неуместная мелодраматичность «Улицы Богоматери Полей» и «Рю Баррэ» делает их совсем чужеродным элементом. «Улица первого снаряда» рассказывает об ужасах осады Парижа времён франко-прусской войны и, пожалуй, более уместна.

И всё же интересно ознакомиться со сборником в полном, авторском варианте.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх