Уилки Коллинз «Лунный камень»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Пропажа вывезенного полвека назад из Индии бесценного жёлтого алмаза лишила покоя семью Вериндер. Несколько сыщиков взялось за расследование загадочного происшествия, но всё тщетно. Алмаз так и не найден. Может быть, всё дело в проклятии, которое, согласно легенде, бог Вишну наложил на того дерзновенного, кто осмелится завладеть камнем, и всех его потомков.
Входит в:
— антологию «Эдгар По. Рассказы. Уилки Коллинз. Лунный камень», 1991 г.
— «Театр FM», 2004 г.
— «Острый сюжет», 2006 г.
— антологию «Лучшие классические детективы в одном томе», 2015 г.
Награды и премии:
лауреат |
Преступление и тайна: 100 лучших книг / Crime and Mystery: The 100 Best Books, 1987 | |
лауреат |
Топ 100 детективных романов всех времён / The Top 100 Crime Novels of All Time, 1990 // Топ 100 детективных романов всех времён по версии Британской ассоциации писателей детективов (CWA). (8 место) | |
лауреат |
Топ 100 детективных романов всех времён / The Top 100 Crime Novels of All Time, 1995 // Топ 100 детективных романов всех времён по версии Американских писателей детективов (MWA). (7 место) | |
лауреат |
1001 книга, которую необходимо прочитать / 1001 Books You Must Read Before You Die, 2006 | |
лауреат |
100 лучших книг, написанных на английском языке / The Guardian's 100 Best Novels Written in English, 2015 |
Номинации на премии:
номинант |
Премии Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании "Кинжалы" / CWA Dagger Awards, 1998 // Писатель-криминалист (номинация "The Crimewriter's Crime Novel") |
Экранизации:
— «Лунный камень» / «The Moonstone» 1996, Великобритания, реж. Роберт Биерман
- /языки:
- русский (97), английский (8), украинский (1)
- /тип:
- книги (99), аудиокниги (7)
- /перевод:
- В. Ильиных (1), В. Коробко (1), В. Михалюк (1), С. Рюмин (1), Л. Суярко (1), Д. Тернов (7), М. Шагинян (67)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Wongraven, 2 мая 2024 г.
Классический викторианский детектив, очень уютный, «ламповый». В викторианских детективах даже преступники не выглядят злодеями, особенно на фоне «героев» последующего времени, как о том с грустью и ностальгией говорил доктор Ватсон в фильме «Двадцатый век начинается».
А впрочем, в «Лунном камне» как такового преступника и нет, несмотря на неоспоримый факт пропажи алмаза. Есть цепочка невероятных случайностей, ну и, возможно, малая толика злого умысла, но вот преступления в классическом понимании этого слова здесь нет.
Пытаться что-то пересказать бессмысленно, Это необходимо прочитать. Блестящее описание того, как и при каких обстоятельствах пропал Лунный камень, как продвигалось и в итоге заглохло полицейское расследование, как постепенно усилиями разных людей была открыта невероятная истина о случившемся. Если учесть, что «Лунный камень» считается первым в английской литературе детективным произведением, можно смело говорить, что это Шедевр. Такой необычный сюжет нужно было еще постараться придумать.
А какие персонажи! старый дворецкий Беттередж, старая дева мисс Кларк, сыщик Кафф. Достаточно нестандартный подход к повествованию — оно ведется поочередно от лица разных героев, и в итоге кусочки мозаики постепенно встают на свои места. Основным рассказчиком выступает дворецкий Беттередж, и его рассказ, несмотря на всю серьезность повествования, читается как некая комическая повесть.
В общем, все бы ничего, если бы не перевод Мариэтты Шагинян, Героя Соцтруда, заслуженной писательницы и т.д. и т.п. Понятно, что в 1947 году на нее никто не мог покуситься, но прошло уже столько времени, а совершенно нелепые ошибки и многочисленные ляпы остались. Например, одежду, оказывается, не стирают, а моют. В книге не разделы, а отделы. Ну и мое любимое: де Кушки. Нипочем не догадаетесь, кто это. А это Томас Де Квинси, англичанин, употребляющий опиум))) Ноу комментс, как говорится.
А роман отличный!
DoctorWagner, 29 августа 2024 г.
Решил взяться за классику детективно-мистической литературы и познакомится с произведениями Уилки Коллинза, который написал «Женщину в белом» и «Отель с привидениями», которые уже неоднократно были, что называется, на слуху. Да и вообще, интересно почитать очередного автора Викторианской эпохи, ну и проникнутся мистическим жанром того периода времени. Внимание моё пало на «Лунный камень», ведь аннотация к книге громогласно заявляла о том, что нас тут ждёт таинственное приключение, в котором главные герои столкнуться со страшной реликвией, по пятам за которой идут фанатично настроенные сектанты, готовые сделать что угодно ради того, чтобы обладать этим самым лунным камнем.
Повествование начинается с того, что родственник некой мисс Элизабет во времена индийских войн умудряется похитить некий артефакт – ослепительно жёлтый алмаз, которому в буквальном смысле поклонялась некая религиозная группа в Индии, ну или даже культ. Этот алмаз сразу же увозится этим родственником в Англию и через много лет передаётся по наследству племяннице, в аккурат, к её дню рождения. При этом все считают, что дядя оказался проклят именно из-за того, что стал обладать этой страшной вещицей, ведь буквально все впоследствии его сторонились и даже ни одна женщина не решилась связаться с ним узами брака. Передав камень мисс Элизабет, он словно бы передал вместе с ним и проклятие указанного камня. Только вот однажды, камень неожиданно пропадает прямо из личных вещей Элизабет и за это дело незамедлительно берётся сыщик Каф, который практически сразу же нападает на след похитителей и планирует как можно скорее разоблачить их.
Если вы смотрели «Достать ножи» с Дэниэлом Крейгом, то скорее всего вам будет понятна основная концепция данной книги, в которой похожий виртуоз сыскных дел пытается раскрыть похищение невероятно ценной реликвии. Сыщик Каф практически сразу же выстраивает определённый порядок разбора произошедшего и моментально нападает на след виновных в исчезновении алмаза. Только вот от произведения ты ждёшь совсем не того, не очередного детектива, в котором шибко умный мужик в буквальном смысле разоблачает преступников. Тебе хочется почитать о каких-то приключениях, о тех самых таинственных сектах со страшными ритуалами, узнать о том, почему лунный камень так важен для группы индусов, которые фигурируют в повествовании, но при этом постоянно находятся где-то плотно на заднем плане. Но ничего этого нет, вся возня в истории происходит практически в одной локации, собственно в том самом доме, откуда и пропадает алмаз. Каф проводит дознание, опрашивает свидетелей, делает далеко вперёд идущие выводы и так далее. И только вот тебе вроде бы начинает казаться, что детективная составляющая тебя наконец-то интригует, как автор в буквальном смысле всё это распыляет очередными унылыми подробностями жизни чёртовых английских аристократов. Кто в кого влюбился, кто с кем повздорил, затем идёт череда совершенно неинтересных подробностей из жизни прислуги, ну и так далее. На кой чёрт вот это всё в детективе? Я уж ничего не говорю про мистику, именно которую я тут и ждал, и которую так и не получил. Но где хотя бы какая-то интрига? А вот нет её, она отсутствует целиком и полностью. И уже где-то после половины книги тебе не хочется её дочитывать. Из персонажей ты запоминаешь только совсем уж основных героев, которые фигурирую чаще всего, но подавляющее большинство воспринимается этакими безликими статистами.
Нередко во время чтения ты буквально ловишь себя на мысли, что то и дело теряешь нить всего повествования в данный момент времени. Кто-то там и о чём-то общается, ведёт какие-то глубокомысленные разговоры, но тебе просто плевать на всё это, ты читаешь, но даже не вдумываешься, потому что тебе просто неинтересно. Такое впечатление, что автор так и не смог определится, то ли он хотел написать драму про жизнь аристократов, то ли детектив про похищение того самого лунного камня, который вынесен в заголовок. И вот, в такой неопределённости автора проходит буквально вся книга. Читатель, тем временем, тоже находится в состоянии неопределённости, то ли читать и терпеть это дальше, то ли просто бросить всё. Я же выбрал второй вариант, так как «Лунный камень» просто невозможное произведение. Теперь нахожусь в раздумьях, а стоит ли вообще когда-либо браться за «Женщину в белом» и «Отель с привидениями»…
Maximontano, 16 апреля 2023 г.
Прекрасный детективный роман, дающий возможность окунуться в атмосферу того времени. Сюжет с интригой, до конца загадка остается открытой и поэтому читать становится все интереснее. Красивая концовка, ощущение будто находишься непосредственно в Индии.
NS 123, 20 августа 2022 г.
моей точки зрения, это лучший роман автора. Ведь написан почти 150 лет назад, а его переиздают и читают и сейчас. Ну, конечно, это не совсем детектив, а больше приключенческий роман, с мелодрамой, сенсационным романом и немножко детективом вместе. От этого только интереснее сюжет. Персонажи очень живые, с со своими слабостями и недостатками. Дворецкий Беттеридж с его любовью к «Робинзону Крузо» (так и вспоминаются разные догматики с Библией), превосходнейшая мисс Клак с ее трактатами (она наверняка родственница мистера Коллинза из «Гордость и предубеждение»), ни у все остальные. Очень хорошо придумано и исполнено написание от лица разных персонажей с их точками зрения на происходящее, добавляет запутанности и даже правдоподобности.
В общем, хорошая и увлекательная книжка, годится для чтения и в хорошие времена, и в плохие. А такое можно сказать далеко не о о любой произведении.
Ellips, 14 февраля 2024 г.
Это было чудовищно скучно. Один балл за несколько удачных сентенций, ещё один за пару удачных образов (в действиях и персонажах) и один за великолепный пример того, как не надо делать экспозицию и слишком увлекаться логической эквилибристикой, выдаваемой за детектив.
Gourmand, 8 марта 2021 г.
Если «Лунный камень» — родоначальник детектива, то он сильно отличается от классической формы. Я бы назвал «Лунный камень» мастерским сплавом детектива, романтической истории, описания Англии своего времени, незлобного юмора (книга дворецкого + любовь сыщика к розам + брошюрки мисс Клак), восточной тайны, авантюрного романа... и да, где-то «экспериментов с сознанием». Автор даже нашёл сюжетно обоснованное место для трагедии неразделённой любви служанки к молодому дворянину с жутким финалом. Переходам отчасти помогает виртуозная форма изложения в виде серии последовательных рассказов от многих лиц. Я не только про формальное разбиение, но и про зачитанные вслух письма, и про пересказы чужих показаний. Многоголосица, благодаря умелой рука автора, ставшая не какофонией, а полифонией.
Так что книга жанрово и стилистически всеохватна и просто не может кому-то не понравиться. Тем более, что все истории так или иначе вращаются вокруг двух базовых тем, всегда привлекающих читателя: любовь и преступление.
И нет, я не считаю, что «Лунный камень» следует читать строго последовательно. Как мы поняли на примере «Робинзона Крузо», хорошую книгу можно читать с любого места и неоднократно. :) Поскольку «Лунный камень» больше чем детектив, то даже начав с самого конца, с таинственной церемонии в джунглях, читатель вернётся в начало, в старую добрую Англию... с таинственными фокусниками из джунглей.
Mao_Ri, 17 сентября 2020 г.
Так уж вышло, что я знатно проспойлерила себе сюжет книги, читая другую книгу. Не весь, конечно, но существенную, как мне тогда казалось, часть: я знала, каким образом алмаз пропал и что виноват в этом главный герой. Но когда начала читать «Лунный камень» поняла, что мне это спойлер по сути ничего не дал — сперва очень сложно определить главного героя.
Сперва мы узнаем о редком алмазе, похищенном в качестве трофея британскими военными из Индии. Для индусов камень является реликвией, и они все время идут по следу, пытаясь добраться до камня.
По завещанию камень достается молодой девушке Рэйчел, его преподносят ей в день рождения. Но на утро оказывается, что камень пропал. Наверняка его похитил кто-то из гостей или обитателей дома, а может быть за ним смогли пробраться три индуса, накануне ошивавшихся возле дома. Был приглашен детектив, но расследование зашло в тупик, подозреваемая покончила с собой, а алмаз как в воду канул. При этом сама хозяйка алмаза словно бы знает, кто похитил драгоценность, но не хочет выдавать и в итоге уезжает из поместья.
Прошел год, судьба камня все еще не известная, но вдруг открываются новые подробности. И теперь уже Фрэнклин Блэк, кузен Рэйчел, крайне заинтересован в разгадке исчезновения. Расследование начинается вновь.
Лунный камень — это классический детектив, повлиявший в будущем на творчество других известных авторов детективов, таких как Артур Конан Дойл, Агата Кристи. Произведению характерна камерность, ведь преступление совершенно в закрытой локации, и вором является кто-то из представленным нам героев. С самого начала сложно верно предположить виновного, хотя подозреваемые появляются почти сразу.
Сюжет интересен, но он чисто классический и ему не свойственно напряжение, резкие повороты в событиях или крайняя динамичность. Даже смерть некоторых персонажей не вызывает ярких эмоций. Но для своего времени Уилки Коллинз написал отличный детектив.
Rodman47, 16 сентября 2020 г.
Сюжет имеет собственную оригиналеность, но все же не он мне больше понравился. Повествование и стил изложения событий, джентельментские диалоги все это отлично передавало ощущение того времени. Было очень приятно читать.
Groucho Marx, 26 июля 2016 г.
Этот роман открыл несколько направлений в литературе и сразу же обозначил верхнюю рамку, выше которой не прыгнуть, при всём желании.
Я не удивлён тому, что величайший романист той эпохи, Чарльз Диккенс, позавидовал своему другу Уилки Коллинзу и сам попытался написать столь же захватывающий и сюжетно выверенный психологический детектив — «Тайну Эдвина Друда». По моему мнению, Коллинз в «Лунном камне» превзошёл самого Диккенса, создав яркие, сильные, запоминающиеся характеры — и Баттеридж, и Рэчел, и несчастная Розанна Спирманн навсегда останутся в галерее литературных героев на почётных местах, никто из читателей романа их не забудет. А ведь это непросто, создать запоминающийся образ положительного героя! Обычно злодеи у писателей получаются, как живые, а вот положительные персонажи бледноваты. Но Баттеридж с его «Робинзоном Крузо«! Он прекрасен.
Vindermur, 11 сентября 2018 г.
Отличнейший детективный роман, который с самого начала погружает в свой сон. Стоит только проникнуться мыслью о Лунном камне и всё.... Я понял, что роман серьёзен, лишь когда дошёл до прочтения о Зыбучих песках, а что потом в них случалось, надо лишь читать. Песчаный берег, рыбацкая лачужка..... и эффекты от опиума, как описаны???
Ужасно представить, летящий призрак духа в пустом пространстве и что есть ещё?? Лишь другие призраки друзей и врагов...... Лунный камень завораживает и заставляет идти на безумные поступки, это да, но главное не разбить под ногами склянки с лауданумом при появлении лунатизма и когда вы обнаружите пропажу дорогой вещи......
Weevil, 6 апреля 2017 г.
Семейные тайны, неожиданные повороты сюжета, уютное повествование, прославление интеллектуального расследования-вот чего ожидаешь, беря в руки английский детектив.
И данная книга оправдала мои ожидания.
Здесь Есть все чего можно желать : и умная хозяйка дома, и преданный управляющий, и любовь, долги, заговоры....
Само повествование ведется в виде записок действующих лиц -переплетаясь и дополняя друг друга, открывая нам все новые повороты сюжета.
ii00429935, 1 августа 2010 г.
«Лунный камень» — с детских лет одна из любимейших книг. Уникальное, не стареющее произведение, к которому не скучно возвращаться даже если знаешь финал (для детектива большая редкость!) В чем секрет успеха этого романа? Его можно сформулировать одним словом — «атмосфера». А можно чуть длиннее — «добрая старая Англия плюс немного восточной экзотики». Иными словами, для Коллинза важен не только лихо закрученный сюжет, но и люди, населяющие страницы его романа. Не случайно писатель был дружен с Чарльзом Диккенсом. Панорама английской жизни в «Лунном камне» не уступит по своему размаху и глубине многим шедеврам Диккенса. Действительно, в романе Коллинза не один десяток персонажей (от лондонского высшего света до бедных рыбаков из глубинки), и ни одного проходного или «картонного». Ну а в дворецкого Беттереджа, по-моему, просто невозможно не влюбиться.
«Лунный камень» — один из лучших детективов в мировой литературе, но некоторые каноны жанра Коллинз успешно обходит. Действительно, что обычно происходит в классическом детективе? Сыщик, прибыв на место преступления, собирает улики. Потом следует «мозговой штурм», и когда для остальных в деле еще полно туману, детектив изобличает преступника. В «Лунном камне» практически все не так. Да, поначалу дело ведет туповатый инспектор Сигрэв (он в роли Лестрейда), потом в усадьбу прибывает сыщик Кафф (по всем статьям Шерлок Холмс), но распутать этот клубок тайн ох как нелегко! « Более того! Сыщик Кафф — совсем не главный персонаж, в середине романа он и вовсе надолго исчезает. И здесь Коллинз решился на очень даже новаторский прием, и выиграл. В «Лунном камне» не один рассказчик, а десять! Они же непосредственные участники событий, которые друг друга порой на дух не переносят, и на определенном этапе сюжета каждый из них выступает в роли детектива. С точки зрения стиля (образцового английского дворецкого сменяет старая дева, помешанная на религии, потом стряпчий — «деловой человек»...) получилось блистательно, и скучать читателю не приходится.
Шпион, 14 декабря 2014 г.
Я читал это произведение давно. Помню, саундтреком тогда у меня была музыка группы Кукрыниксы на магнитофоне. Для меня довольно такие приятное было совпадение атмосферы музыки и книги. Сам роман мне показался тогда разрывом шаблона. Ничего похожего я ни до того, ни впредь не читал. Это было чем-то другим, не похожим на приключения того же Шерлока Холмса. В «Лунном камне» было больше описания внутренних переживаний героев, так сказать, упор делался больше на эмоции, а не на действия.
Ev.Genia, 15 ноября 2012 г.
Великолепная книга!!! Запутанная история завораживает с первых же страниц. Замечательные персонажи — самый яркий из них дворецкий с его безграничной преданностью семье, своеобразными умозаключениями и пристрастием к трубке и «Робинзону Крузо». Только ради него уже стоит познакомиться с этим произведением. Но и сама история рассказана автором красиво, интересно и замечательно. Перевод книги Мариэтты Шагинян великолепен. Такие книги приносят большое удовольствие от чтения.
solarius, 31 августа 2012 г.
Перед вашими глазами находится то, что принято считать родоначальником детектива. Именно Уилки Коллинз с «Лунным камнем» заложил этот жанр.
Несмотря на мнимую ветхость произведения, «Лунный камень» и сейчас завораживает читателя и заставляет не отрываться его от страниц, а многие авторы пишут романы с его кальки.
Из спальни молодой девушки Рейчел пропадает ценный алмаз, подаренный по случаю намедни ко дню рождения. Алмаз лежал в соседней комнате. Дом населен персонажами, которые все под подозрением. Включая потерпевшую.
Опиумные опыты Коллинза впервые воплощаются в литературе.
Для тех, кто решит пойти дальше — советую прочесть Д. Симмонса «Друд или человек в черном».