fantlab ru

Харлан Эллисон, Роберт Силверберг «Соната для зомби»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.18
Оценок:
323
Моя оценка:
-

подробнее

,

Соната для зомби

The Song the Zombie Sang

Другие названия: Песенка, которую пел зомби; Поющая кровь зомби

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 79
Аннотация:

Когда-то он был знаменитым композитором и музыкантом. Теперь его оживили, чтобы он мог сам играть перед изысканной публикой. Но что при этом он чувствует? И хотя человек смертен, музыка и искусство — вечны!

© ceh
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

«Cosmopolitan», декабрь 1970


Входит в:

— антологию «Partners in Wonder», 1971 г.

— сборник «Другие тени Земли», 1973 г.

— сборник «The Essential Ellison», 1987 г.

— сборник «Миры Харлана Эллисона. Том 3. Контракты души», 1997 г.

— сборник «Эликсиры Эллисона», 2001 г.

— антологию «Нежить», 2008 г.

— антологию «Zombies! Zombies! Zombies!», 2011 г.


Похожие произведения:

 

 


Другие тени Земли
1991 г.
Миры Харлана Эллисона. Том 3. Контракты души
1997 г.
Нежить
2009 г.
Эликсиры Эллисона. От любви и страха
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Маленькие шедевры от Великого Мастера. Том 2
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Partners in Wonder
1971 г.
(английский)
Earth's Other Shadow
1973 г.
(английский)
Earth's Other Shadow
1977 г.
(английский)
Earth's Other Shadow
1978 г.
(английский)
The Essential Ellison: A 35-Year Retrospective
1987 г.
(английский)
The Essential Ellison: A 35-Year Retrospective
2001 г.
(английский)
The Essential Ellison: A 50-Year Retrospective: Revised and Expanded
2001 г.
(английский)
The Essential Ellison: A 50-Year Retrospective: Revised and Expanded
2005 г.
(английский)
The Living Dead
2008 г.
(английский)
Zombies! Zombies! Zombies!
2011 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Во всех фантастических произведениях зомби (возрожденный мертвец) — это безмозглое и злобное существо, падкое до живой крови. В данном рассказе мы видим другой взгляд на проблему — со стороны самого воскрешенного. Так ли уж приятно быть «живым мертвецом» на самом деле? Думают ли эти создания по-настоящему, а если и думают, то о чем конкретно? Сохраняют ли они свои способности после смерти? Герой рассказа был известным исполнителем музыки, собиравшим целые залы слушателей. Когда он умер 15 лет назад, кому-то показалось хорошей идеей воскресить его, чтобы продолжать зарабатывать на нем деньги. А вот сам музыкант вовсе не желает подобной славы, ибо понимает, что умершее 15 лет назад мастерство уже больше не возродится. Поэтому когда молодая поклонница будит его, чтобы высказать свои претензии, зомби-музыкант решается покончить со всем этим безумным маскарадом.

Традиционный вопрос: насколько этично и гуманно оживлять умерших людей? Так сразу на него и не ответишь. С одной стороны, такая процедура кажется естественной для всех врачей, ибо продлевает жизнь пациенту. С другой стороны — а кто учитывает мнение самого пациента? В некоторых особых случаях реанимация продлит лишь мучения, а не саму жизнь. Не будет ли более гуманным позволить человеку уйти? В качестве обоснования своей мысли сошлюсь на биографию известного советского актера Евгения Леонова. В 1988 году, будучи на гастролях в Германии, он перенес клиническую смерть, вызванную обширным инфарктом миокарда. Немцы буквально вытащили его с «того света». Но сам артист, судя по интервью, был не особо рад такому спасению. Ведь жизнь для него значила лишь продолжение тех мучений, которые и стали причиной смерти. Был ли смысл в этом воскрешении? Что дали ему добавочные шесть лет жизни? Пять фильмов и одна пьеса — это много или мало? Я лично не помню, чтобы Евгений Павлыч снискал себе на этом какую-то славу. Зато мне хорошо запомнилось его искаженное судорогой лицо во время одного интервью. Судя по всему, после столь «чудесного» возвращения к жизни он больше ни разу так не улыбнулся той улыбкой, что некогда была его фирменной приметой.

--------------

РЕЗЮМЕ: рассказ об этических и психологических проблемах, с которыми пришлось столкнуться воскрешенному музыканту. Право же, такая «жизнь» не стоит тех усилий, что были потрачены на ее продление.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще один хороший рассказ Силверберга (правда, в соавторстве). Не очень понятно только, по своей ли воле этот исполнитель стал зомби или его воскресили, чтобы использовать и после смерти. Последнее совсем уж бесчеловечно.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многие темы соавторы вбросили для читателей:1. Талант умер, перестав творить — ниша его еще не занята — а публика ждёт новых творений, а их нет -выход?

2. Человек стар и должен и хочет уйти из жизни, а ему не дают -что делать?

3. Безумная жадность капитала -даже из мертвецов тянут деньги — а публике нравится такие выступления — где граница морали?

4. Просьба об эвтаназии — 1970 год!! — и решимость её сделать чужому человеку.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

По-моему, Эллисона тут больше, чем Силверберга. Слишком уж точно душевно-лирично-трагично. Силверберг же больше драму привык давать читателю, чем истинную трагедию, описание чувств, а не сами чувства. А в этом рассказе именно что переданы чувства.

Отличный рассказ. Лишь одно слабое место — диалоги. Но они тут и не важны...

Оценка: 9
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ такой хороший пример, что лишь иногда, но все же бывает, когда два больших мастера сочиняют очень даже великое произведение вместе. Никто никого не перевесил, не затмил, это словно кто-то общий третий предложил оригинальную фантастическую идею, наполнил её мелодраматическим сюжетом и вполне неплохим текстом. Здесь всего в меру: эмоций, психологии, переживаний, высоких чувств и веры в свои возможности. Рассказ для коллекции.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Зомби играет на трубе — мы танцуем свои танцы.

Но, видит Бог: скоро он отряхнет прах с ног,

Плюнет в небо и уйдет, оставив нам свои сны ...» © «Крематорий»

Разве для шоу-бизнеса может быть что-то привлекательнее мёртвый звезды? Леннон, Пресли, Цой, даже Моцарт — какие замечательные бренды. Управлять творчеством мёртвого человека — есть в этом что-то от управления зомби. Но ещё интереснее заставить талантливого покойника вкалывать и после смерти. Заставить мертвеца добросовестно выполнять привычную работу — для науки будущего не проблема. Вот только способен ли мёртвый по-настоящему творить? В чём настоящая суть музыки: в безупречной технике исполнения или искренности чувств?

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безжалостный капитал готов на всё, даже высосать последние соки из мертвых. Это не новость, сколько уже прочитано, услышано и увидено. Но в этой истории есть искра жизни и она теплится, как ни странно, в мертвом музыканте, который восстаёт из праха по прихоти алчной корпорации дабы «делать для них бабки». Но истинное искусство не терпит такого подхода и музыке чужды прикосновения пусть и гениальных, но мертвых пальцев. И самое страшное то, что всю тлетворность происходящего осознаёт только сама лишь смерть в лице воскрешаемого раз за разом Бека. Хотелось бы верить, что подобного никогда не случится, и смерть будет вливаться в круговорот жизни только лишь в определенном Природой цикле. Да что-то не особо и верится.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень грустная история о человеке, чей талант пытаются использовать и после смерти. Рассказ написан мастерски и очень изящно, вот уж действительно в духе старых мастеров. Авторам удалось и передать ощущение прекрасной музыки, и показать чувства и мысли главных героев — от возмущения до горького разочарования. И все же, несмотря на грустные нотки рассказ показался мне очень жизнутверждающим. Ведь на смену гениальному музыканту приходит талантливая молодежь, которой он уступает дорогу с легким сердцем.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная интерпретация жизни после Смерти. Замечательно, чудесно.

«Ночь, звезды и песни навсегда.»

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх