fantlab ru

Антон Чехов «Дом с мезонином»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.27
Оценок:
342
Моя оценка:
-

подробнее

Дом с мезонином

Другие названия: Дом с мезонином: (Рассказ художника)

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 65
Аннотация:

Словесная дуэль интеллигента-художника и молодой девушки Лиды.

Примечание:

Впервые — «Русская мысль», 1896, № 4, стр. 1—17. Подпись: Антон Чехов.

Вошло в издание А. Ф. Маркса.


Входит в:


Экранизации:

«Дом с мезонином» 1961, СССР, реж. Яков Базелян




Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 8
1963 г.
Избранные произведения в трёх томах. Том второй
1967 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 6
1970 г.
Дом с мезонином
1974 г.
Избранные произведения
1974 г.
Рассказы. Повести. Пьесы
1974 г.
Рассказы. Повести
1976 г.
Дом с мезонином и другие рассказы
1977 г.
Избранное
1977 г.
Рассказы
1977 г.
Собрание сочинений в восемнадцати томах. Том 9 1894-1897
1977 г.
Повести и рассказы
1978 г.
Рассказы
1978 г.
Избранные сочинения. Том второй
1979 г.
Рассказы и повести
1979 г.
Ф. М. Достоевский. А. П. Чехов
1980 г.
В человеке должно быть всё прекрасно...
1980 г.
Повести и рассказы
1980 г.
Рассказы
1980 г.
Том 2. Повести, рассказы, пьесы
1980 г.
Рассказы и повести
1981 г.
Антон Чехов. Сочинения в двух томах. Том 2
1982 г.
Избранное
1982 г.
Дом с мезонином. Повести и рассказы
1983 г.
Дом с мезонином. Повести и рассказы
1983 г.
Повести и рассказы
1983 г.
А. П. Чехов. Избранное
1984 г.
Повести и рассказы
1984 г.
Рассказы и повести
1984 г.
Рассказы. Повести
1984 г.
Рассказы. Повести
1985 г.
Собрание сочинений в 12 томах. Том 9
1985 г.
Избранные сочинения. Том второй
1986 г.
Вешние воды
1987 г.
Рассказы и повести
1987 г.
Рассказы
1989 г.
Путешествие к Чехову
1996 г.
Повести и рассказы
1997 г.
Русский рассказ
2002 г.
Повести. Рассказы. Пьесы
2002 г.
Русская проза начала XX века
2003 г.
Рассказы. Повести
2006 г.
Драма на охоте
2007 г.
Рассказы. Повести. Пьесы
2007 г.
Избранное
2008 г.
Полное собрание повестей, рассказов и юморесок в 2 томах. Том 2
2009 г.
Русская классика о любви
2010 г.
О любви. Вишневый сад
2010 г.
Человек, каков он есть
2011 г.
Черный монах
2011 г.
Гранатовый браслет
2012 г.
Вишневый сад. Дама с собачкой. Рассказы. Повести. Пьесы
2013 г.
17 рассказов
2014 г.
Рассказы и повести
2014 г.
Вишневый сад
2014 г.
Дама с собачкой
2015 г.
Первая любовь (лучшие классические произведения)
2016 г.
Дама с собачкой
2016 г.
Малое собрание сочинений
2017 г.
Лошадиная фамилия. Рассказы
2018 г.
Рассказы и повести 1892-1903
2018 г.
Рассказы
2019 г.
Человек в футляре. Избранное
2019 г.
О любви
2020 г.
Вишнёвый сад
2021 г.
Дама с собачкой
2022 г.
Вишнёвый сад
2023 г.
Рассказы
2024 г.
Анна на шее
2024 г.
Рассказы
2024 г.

Аудиокниги:

Повести и рассказы
2002 г.
«Ионыч» и другие рассказы
2007 г.
Повести и рассказы 1894-1897 гг.
2007 г.
Дом с мезонином и другие рассказы
2010 г.
Полное собрание повестей, рассказов и юморесок
2010 г.
Русская классика. Лучшее
2010 г.
Анна на шее. Рассказы и повести
2012 г.
Избранные произведения том 2. Рассказы и повести 1888-1897 гг.
2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, а ведь не названный по имени главный герой на самом-то деле влюблён вовсе не в Женю, а в её старшую сестру — Лиду, и я в этом абсолютно уверен. В этом и состоит главная интрига рассказа: художники — народ утончённый, сложный, дикий, а потому — странный. Никому на свете наш герой не признается в своём глубоком чувстве. Ни самому себе не признается — ещё б, куда там! Влюблён в эту резкую и деловую девчушку себе на уме? Да не в жизть! Ни читателю не признается — ещё чего? С какой это стати?

И Лида, между прочим, тоже сгорает от страсти к нему, но никогда и намёка не даст — не в её это принципах — снисходить до какого-то там рисовальщика, у которого напрочь отсутствует гражданская позиция. А если эта позиция и имеется, то она глупая и праздная! Вот!

Такие вот единство и борьба противоположностей. О чём бы они ни говорили, будут спорить вечно, яростно, из принципа. Так и будут трепать друг другу нервы, и ничего хорошего из этого не получится. Так что, вообще-то, финал истории, а именно — распад любовного треугольника — лучший из исходов для каждого из участников. Как ни крути, художники — народ не только дикий и сложный, но и ветреный, непостоянный. Знаем мы таких столичных живописцев — приедут в провинцию, вскружат голову неизбалованным девушкам-простушкам, а потом и след простыл.

Отношения же главного героя и Жени — это некое замещение. Видя в младшей из сестёр Лиду, герой наш проецирует на неё безответные чувства, которые испытывает на самом деле к старшей, моделирует гипотетически возможные отношения с Лидой. И Лида, интуитивно догадываясь о сути происходящего, выносит наиболее мудрое в данной ситуации решение — расставание. Возможно, она ожидала, что потеряв Женю, художник наконец пойдёт на откровение и прямые объяснения с ней, с Лидой, быть может, даже мечтала на этот счёт, но мы об этом уже никогда не узнаем, поскольку вечером этого же дня герой наш отбыл в свой Петербург.

Что же касается второй составляющей рассказа, то в обсуждаемых социальных вопросах Чехов недвусмысленно обличает назревшее и уже даже, если позволите, перезревшее общественное противоречие: время полумер истекло. Предвосхищая события следующего десятилетия, автор намекает, что поезд уже ушёл. Верхи не могут, а низы не хотят, и никакими поблажками и послаблениями здесь уже не поможешь — народ жаждет перемен, и перемены эти будут кардинальными. Нет, герой-художник не призывает к революции, вовсе нет, он и слов таких не произносит, он лишь обозначает ту пропасть, что пролегла между, разрыв в понимании дворянством проблем простого народа. И между строк читается посыл к тому, что долго так продолжаться не может. Надо полагать, что в последних числах уходящего 19-го века настроения эти обильно витали в воздухе.

И наконец, хотелось бы отметить также третью составляющую рассказа — неповторимую атмосферу тихой и уютной глубинки. Аллеи, пруд, каменные ворота, просторный и пустой зал с колоннами. И конечно, он сам — дом с мезонином. Дивный мирок, в котором обитают герои этого рассказа.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Психологически вещь гениальная, как почти всё у Чехова. Но здесь присутствует и не столь частый у автора социальный анализ. Налицо два хорошо знакомых типа российских интеллигентов. И оба хуже.

Безымянный художник считает, что не нужны ни школы, ни больницы, ни технологии. Пусть пока болеют, голодают, это не столь важно. Надо не работать, а всё сломать, чтобы на развалинах вырос дивный новый мир. Ну, сам-то он не вырастет. Придётся всё-таки работать, хоть на развалинах. Но трудиться товарищ принципиально не желает. Лень ему, нет настроения. Ему даже пейзажи свои писать лень, с первой страницы рассказа до последней. Вообще-то, он действительно художник, или только так себя называет?

Лидия, наоборот, вечно в заботах. И от её деятельности есть конкретная польза. Даже один вылеченный с её помощью ребёнок важнее всех ненаписанных пейзажей. И то, как она поступила с сестрой, можно понять. Спасала от заведомо никчёмного типа, ради неё же, несмышлёной. Вот только вокруг Лидии почему-то одни враги. Приходится их гнуть и ломать. На эту ломку людей, которые в чём-то отличаются от Лидии,и уходит основная часть её энергии.

А в итоге персонажи несимпатичны все, кроме несчастной Мисюсь. Хуже всякого Беликова. И при этом убедительны до озноба. А сочувствуешь только Жене.

Оценка: 10
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Загадочный рассказ. На поверхности грустный, о грозной сестре, что легким движением руки вершит судьбы близких и дальних. Но стоит задуматься о многом по прочтении. О многом. Рассказы у Чехова не простые и имеют множества граней.

Оценка: 8
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это очень глубокий, философский, многоплановый рассказ в котором Чехов изложил 2 взгляда, 2 пути к которым стоит стремиться людям в своей социальной жизни. В нем разгорается острая полемика Лиды, молодой девушки с активной гражданской позицией, и человека творческого, художника, который праздно проводит свои дни снимая жилье в глубинке. Вместе с тем это рассказ про липы, аллеи, клумбы и, конечно, дом с мезонином. Он пронизан неуловимой романтической нитью, которая талантливо передается через описания пейзажей, духа местности и личных переживаний, чувств художника к сестрам, к способу жизни российской глубинки в особе ее помещицкого слоя.

Что касается полемики, то читая позицию Лиды — с ней тяжело не согласится, что чтобы что-то поменять в положении жизни народа, крестьян — нужно что-то делать, действовать, заниматься просвещением, улучшать быт деревни, развивать там библиотеки, оказывать медицинскую помощь и т.п. И Лида не просто рассуждает об этом, она активно посвящает этому свою жизнь, в свои 24 года не имея парня, рискуя остаться старой девой и давя авторитетом мать и сестру.

Кажется Лида права, что ей можно возразить?, думал я читая. Но при зрелом размышлении и художнику, от имени которого и ведется повествование, не особо возразишь. Он утверждает, что человека отличает способность мыслить, искать смысл своего существования, и в этом призвание человека, тяжелый изнурительный труд с утра до вечера не оставляют человеку времени на мысли о великом, превращают его в животное, работающее всю жизнь, не поднимая головы, чтоб не помереть с голоду. А все Лидочкины просвещения, медицина и другие нововведения на деревни лишь плодят новые потребности, заставляя еще дольше, еще упорнее гнуть спину дабы заработать и на них. Тогда как определенный класс (к которому причисляет художник и себя и Лиду) ничего не делает, проводя все время в праздности и пользуясь плодами труда угнетаемого народа. И пока не поломать подобное социальное устройство — все Лидыны усилия будут тщетны.

Не знаю, что думал автор, но мне кажется — правы оба, вернее эти позиции дополняют одна другую, порознь оставаясь ущербными. Но в рассказе они не находят взаимопонимания. Еще одним «слоем» выступает, то что более молодая и горячая Лида, категорически отказываясь услышать, обдумать другую позицию, не имея сама личной жизни, своим авторитетом она лишает таковой и свою младшую сестру, в этом в рассказе звучит и драматическая нотка. Тихая провинциальная идиллия нарушена и Женя вынуждена покинуть поместье.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх