Роджер Желязны «Белая ворона»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Пятьдесят миллиардов людей спят под стеклянными колпаками и видят сны. Крупнейшие учёные в это время работают над проблемой межзвёздных перелетов, чтобы избавить планету от перенаселённости. Сновидцы переживают удивительные приключения, все их желания исполняются, но для некоторых лучше реальность, какой бы она ни была...
Входит в:
— «Модель для сборки», 1995 г.
— сборник «Threshold», 2009 г.
- /языки:
- русский (5), английский (1)
- /тип:
- книги (5), аудиокниги (1)
- /перевод:
- Е. Голубева (4)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тимолеонт, 29 сентября 2024 г.
Этому миру не хватает нашествия тиранидов или орков, или визита Тафа, чтобы решить проблему перенаселённости. Но это так, лишь шутка. По факту же это во многом идейным предвестник «Матрицы» — ГГ человек, который готов с лёгкой душой сменить роскошные иллюзорные видения на скучную обыденность, потому что она НАСТОЯЩАЯ. С одной стороны его легко понять, ведь многим хочется, чтобы от его действий хоть что-то зависело в реальности, а не только в иллюзорном мире компьютерных игр. С другой — так он точно не дождётся переселения и возможности заняться чем-то по-настоящему важным.
А ещё при прочтении вспомнилась вселенная SCP, где тоже была книга, дарующая людям такие крышесносные приключения, что вынырнув из них некоторым оказалось проще покончить со своей жизнью.
Sergio Blanc, 17 июня 2023 г.
Желязны, настоящий мастер — тут спору нет.
Такой короткий текст, а сколько основательных тем для размышлений.
Первая: всегда найдётся человек, который будет недовволен своим текущим существованием, не важно какое оно. Вспомним Будду, например. Как там в «Бременских музыкантах» — «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы!» Или припомним обратный пример: господин Сайфер из столь созвучной идее рассказа «Матрицы». Он предал товарищей ради того, чтобы наслаждаться виртуальными бифштексами.
Вторая: соотношение реальности и ирреальности. Загадка в духе мастера: « Какая реальность БОЛЕЕ РЕАЛЬНА? Ха!
Третья: Реальность внутри реальности, сон внутри сна. Здесь вспомним ещё один шедевр голливудского кинематографа — фильм «Начало». Эта, блин, матрёшка реальностей весьма забавная штука!
Четвёртая: перенаселение перенаселением, но проблема глубже. Кто всем этим процессом рулит? Учные, корпящие над решением вопросов межзвёздных перелётов? Сомневаюсь!
Короче, перед нами очередная головоломка — зарисовка Желязны со сложной морально — этической начинкой, поэтому блюдо одно, а вкус для всех разный.
Пробуйте — читайте.
zarya, 22 октября 2014 г.
Заметим в скобках, что никакой неоднозначности в рассказе нет, как нет и «проблемы перенаселения». В нём расставлено вполне достаточно маркёров, которые не позволяют внимательному читателю усомниться при решении вопроса, истинная ли та реальность, в которой герой просыпается в конце, или очередная виртуальная «матрёшка»; тому же, кто умудрился их все пропустить, предлагаю повнимательнее вчитаться хотя бы в последнюю фразу истории. Что касается мелкотравчатости сюжета для такой громадной проблемы — так ведь этот рассказ лишь один из подходов к штанге! Основной вопрос эскапизма, «Чжуан-цзы ли я, видевший во сне себя бабочкой, или же бабочка, которой снится, что она Чжуан-цзы?», завораживал Желязны на протяжении всей его писательской карьеры; ему посвящён, в частности, такой известный и премированный роман, как «Мастер снов». Здесь же всего только сделанная мимоходом изящная зарисовка о том, как «дурят нашего брата».
amak2508, 9 сентября 2015 г.
Из разряда «додумай сам». В первом приближении сюжет вроде бы понятен и для сегодняшнего времени вполне обычен: герою надоело лежать в своей кабинке и грезить наяву «а ля «Матрица» — герой хочет пожить в какой бы то ни было, но реальности. И он ее получает. Только вот не все так просто — автор постарался написать свой рассказ так, чтобы читатель ни в чем не мог быть уверен до конца. Где кончается сон и начинается явь? И присутствует ли в этом рассказе явь вообще?
Маркеров действительно оставлено много. Не говоря о финальной фразе рассказа, достаточно вспомнить хотя бы те самые идиотские трубки, которые должен теперь менять герой рассказа — это уже вообще чистой воды ерничание....
В конце стоит только заметить, что далеко не всем читателям нравятся вот такие вот вещи с открытым финалом. Одно дело — наслаждаться произведением как сторонний наблюдатель и совсем другое – напрягать свою головушку в поиске и выборе самого оптимального варианта того, что все-таки случилось на самом деле.
rusty_cat, 21 ноября 2010 г.
Ну нельзя же так, товарищи:dont: Ай-ай-ай. А на даты когда смотреть будем?!
1963 год и «Матрица». Здрасьте. Только через год будет издана «Сумма технологии» Лема, а Гибсон и киберпанки пока еще учатся держать в руке шариковые авторучки. Рассказ, может быть, и не так уж силен, но с исторической точки зрения — нужно отметить детальную точность и достоверность прогноза: множественные виртуальные вселенные, подключение через электрод. Нео в фильме просыпается также, как это делает главный персонаж в рассказе.
Рассказ, между тем, невелик, а главное — он недосказан. Автор ловко уходит от прямого ответа. Действительно ли это виртуальная реальность или может быть, ад, маскирующийся под «матрицу»? Выбрался герой в реальность или оказался в очередном сне? И если так, то что это вокруг, зачем, почему, почему именно так и кому это нужно? Если герой еще не выбрался, то заданные прежде вопросы так и не находят ответов, а сообщаемые подробности о перенаселении — очередная уловка, вроде сексапильной медсестры или планеты-пустыни, а трубки — которые необходимо менять — такая же объективная бессмыслица, как виртуальные операции или виртуальные же схватки с инопланетянами. Именно эта неоднозначность, на мой взгляд, делает рассказ Желязны более интересным, более многослойным.
Gourmand, 10 декабря 2014 г.
И снова она, тема тем в творчестве Желязны — (сны + одиночество). Выбор здесь попроще, чем в «Беззвёздной ночи», зато реальность сверхобманчива. Не так-то легко подыскать подходящее место для «белой вороны». Есть, есть ещё у нас такие люди. Им дворец дай, а они рубанок и пилу ищут. Им — диковинный сад со зрелыми фруктами, а они о тяпке и мотыге вздыхают.
Зарисовка на тему «Каждому своё», я бы так сказал. Красивая зарисовка.
Добрый Филин, 7 мая 2016 г.
Идея рассказа уже давно не оригинальна. Тем не менее, читать интересно, язык Желязны приятен. Автор показывает, что человек не может жить в мечтах вечно. Рано или поздно ему захочется вернуться в реальность, какой бы та ни была.
Yarowind, 17 мая 2015 г.
Предтеча Матрицы бывших братьев Вачковски. Наверное, в свое время данная идея бы впечатлила, но сейчас она уже не кажется оригинальной.
Anastasia2012, 18 сентября 2012 г.
Рассказ-открытие (для меня). Кратко и о главном (а краткость, как написал Чехов, сестра таланта): о проблеме перенаселения (это в 1963 году), о радости виртуальной жизни для многих, об удовольствии реального труда — не для всех. Путей для домыслов немало — была бы фантазия.
Сказочник, 30 августа 2011 г.
Очередной маленький шедевр от гения, обогнавшего свою эпоху. Да, идея «Матрицы» подана здесь на блюдечке, а уж не воспользоваться такой «вкусняшкой» — просто грех, не правда ли? Вот и воспользовались...
god54, 13 июля 2011 г.
Название рассказа точно отражает суть самого рассказа: неординарная личность в любой ситуации остается белой вороной. Она всегда не такая, как все — она просто белая. И автору удалось в кратком рассказе поднять эту проблему и решить её во многом по-своему. Написано интересно, увлекательно и таинственно. Жаль, что краткий рассказ, из него мог бы получиться целый роман.
Skiv, 17 июля 2008 г.
Бедный герой, так и не смог выбраться из этого сновидения. Но я думаю он вскоре поймет что его опять одурачили и он опять будет бороться.
P.S. Матрица — хороший фильм, но рассказ этот с матрицей нельзя сравнить, когда читал даже и не вспомнил какую ту шматрицу:wink:
Vendorf, 1 декабря 2008 г.
Прочитал это произведение и так спать захотелось, ведь сон, это то, что мне так сейчас не хватает. Правда сложно то состояние, в котором пребывают люди сном назвать, никакого отдыха...
Pupsjara, 4 апреля 2008 г.
Очень средний рассказ, есть действительно некоторые параллели с Матрицей. Люди находятся в виртуальном мире, питаются через прикрепленный к голове кабель и лишь единицы могут покинуть прекрасный виртуальный мир и вернуться в суровую реальность.
alexey1978, 12 мая 2007 г.
Связь данного рассказа с фильмом «Матрица» конечно же очевидна. Не понятно только, зачем все эти миллионы спящих людей? В «Матрице» хоть цель была.