FantLab ru

Джо Холдеман «Бесконечная война»

Бесконечная война

The Forever War

Другие названия: Вечная война

Роман, год; цикл «Бесконечная война»

Перевод на русский: А. Монахов (Бесконечная война), 1994 — 1 изд.
Л. Корзун (Бесконечная война), 2001 — 4 изд.
И. Судакевич (Бесконечная война), 2016 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 74

 Рейтинг
Средняя оценка:8.13
Голосов:870
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


«Ты теперь в армии, о-о-о!.. Ты теперь в армии!..» Теперь вы — новобранцы космических вооруженных сил, призванные со всей Земли на защиту от космического агрессора. Какой может быть звездная армия? Суперсовременное оружие? Романтика космических сражений? Как же! Держите карман шире! «Космическое мясо» — так ближе по сути. А если еще добавить к этому релятивистские эффекты, то окажется, что воевать придется устаревшим оружием, в недоработанных скафандрах, да еще и переучиваться каждые полгода личного времени. И жалеть пушечное мясо никто не собирается...

А если, вдобавок, каждая тактическая операция отбрасывает бойца все дальше и дальше в будущее? Как раз за разом находить себя и свое место в новом непривычном мире, который, чем дальше, тем недружелюбнее и недружелюбнее?

Всего лишь — надеяться на солдатскую удачу, которая проведет через сотни лет войны, поможет найти любовь и мир, в котором заслуженный ветеран сможет почувствовать себя дома!

Примечание:


The 1972 novella «Hero» forms the basis for the section entitled «Private Mandella». The 1975 novella «End Game» is the basis for the final section. Contento says the novel is «composed of four previously published stories».

В произведение входит:

7.71 (98)
-
2 отз.
  • Sergeant Mandella
  • Lieutenant Mandella
  • End Game  [= Major Mandella] (1975)  
8.10 (30)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:

— антологию «Пятые Звездные войны», 1993 г.

— антологию «Войны грядущего», 1993 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1976 // Роман

лауреат
Небьюла / Nebula Award, 1975 // Роман

лауреат
Локус / Locus Award, 1976 // Роман

лауреат
Дитмар / Ditmar Award, 1976 // Зарубежная фантастика (США; роман)

лауреат
Премия Лазара Комарчича / Награда Лазар Комарчић, 1986 // Зарубежный роман

лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 1996 // Зарубежный роман года

Номинации на премии:


номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1996 // Научная фантастика (США)

Похожие произведения:

 

 


Вечная война
1992 г.
Пятые звездные войны
1993 г.
Войны грядущего
1993 г.
Мост к разуму
1994 г.
Бесконечная война. Бесконечная свобода
2001 г.
Бесконечная война
2002 г.
Бесконечная война
2004 г.
Бесконечная война
2008 г.
Бесконечная война
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Forever War
1999 г.
(английский)
The Forever War
2001 г.
(английский)
The Forever War
2004 г.
(английский)
The Forever War
2010 г.
(английский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  28  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 января 2009 г.

Не для кого не секрет, что слишком часто дифирамбы войне и армии поют совсем не те люди, которые воевали или служили. Так роман «Звездный десант», являющийся настоящим милитаристским гимном, написан почти не нюхавшим пороха Робертом Хайнлайном. В 1974 году на книгу Хайнлайна вышел своеобразный ответ — роман «Бесконечная война». Его автор — Джо Холдеман участвовал в войне во Вьетнаме, так что многое, о чем писал Хайнлайн, он прочувствовал на своей шкуре. Книга принесла автору золотой дубль в 1975-76 гг.

В конце XX века человечество открыло коллапсорный прыжок. Недавно далекие звезды стали относительно близкими. Корабли с колонистами отправились осваивать другие миры. Но земляне оказались не единственные разумными существами, овадевщими межзвездными перелетами. Где-то в созведении Тельца судно с очередной партией колонистов было уничтожено чужим звездолетом. Так началась война с тельцианами. Главный герой — Уильяма Манделла поневоле становится одним из бойцов элитного подразделения для боевых действий на других планетах. Так начинается его война, которая растянется на сотни земных лет из-за эффекта релятивистского замедления времени.

Кто в детстве не видел известный шутливый рисунок-иллюзию — «Жена или теща». Посмотришь на картинке, а там вполоборота красотка в шляпке. Думаешь, причем тут старуха? А потом чуть-чуть изменишь ракурс, и вдруг вместо девушки из тех же самых деталей складывается уродливая крючконосая старушечья физиономия. Оказывается, точно так же дело может обстоять и в литературе. Все те же вроде бы сюжетные ходы как у Хайнлайна: тяжелое, подчас смертельно опасное обучение искусству войны, гибель товарищей, первый бой, победы и поражения, разлука с дорогим человеком, но в «Бесконечной войне» они приобретают совершенно иное звучание. Местами книга Холдемана откровенно пародирует Хайнлайна, чего стоит хотя бы способы психологической разгрузки солдат (обращение к старшему по чину с использованием ругательств, курение травки, секс). Но при этом «Бесконечная войне» не просто пародия, как например, «Билл — герой Галактики». Холдеман большей частью — предельно серьезен. Герои Хайнлайна рвались в бой, герои «Бесконечной войны» безуспешно мечтают выбраться из безумной мясорубки, в которой оказались. Гибель солдат в «Звездном десанте» — часть суровой солдатской профессии и приближает полную и безоговорочную победу над врагом, смерть у Холдемана нелепа, трагична и, что особенно важно, абсолютно бессмысленна.

Бессмысленна не только гибель солдат, бессмысленна и война в целом. По силе пацифистского воздействия «Бесконечная война» стоит вровень с самыми известными художественными произведениями подобного рода. Холдеман с легкостью доводит до абсурда сама идею боевых действий. Противники, разделенные релятивистскими скоростями, качаются на маятнике технического прогресса. Всегда одна сторона значительно превосходит другую в вооружении. А в следующем сражение все повторяется с точностью наоборот. Также легко автор загоняет до смерти и гонку вооружений. Совершенствование средств нападения и защиты неминуемо приведет к возвращению к холодному оружию, как наиболее универсальному и способному работать в любых условиях. А раз дело доходит до палиц, алебард или ножей, значит, с современной войны срывается и покров какой бы то ни было эстетики смерти от оружия. Голова, раздробленная дубиной, или вывалившиеся наружу кишки куда явственнее свидетельствует о сути процесса, чем небольшая дырочка в области сердца.

Интересны и авторские размышления об эволюции человеческого общества. Холдеман делает акцент на изменении моральных и этических норм. Именно они определяют, насколько индивидуум может вписаться в социум. И главный герой, попавший во временную ловушку, уже спустя пару сотен лет превращается в ходячий артефакт, вызывающий брезгливый интерес, например, своей гетеросексуальностью. А еще через тысячелетие он уже просто не способен понять образ мыслей новых людей.

В целом, несмотря на то, что книги-ответы обычно невозможно читать, не зная исходных произведений, «Бесконечная война» — сама по себе достаточно интересна и придется по вкусу всем любителям социальной фантастики. Но все-таки для того, чтобы получить высший балл, чего-то ощутимо не хватает, может быть какой-то чуть большей упорядоченности... 8/10

Оценка: 8
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2008 г.

Смачный щелчок по отросшему буратиновскому носу «Звездной пехоты». Пацифистская по сути книга от человека, который видел настоящую войну. Любителям ненапряжного фантчтива в стиле «мне бы шашку да коня» — строго не рекомендуется, ибо не боевик даже близко, а суть конфликта с иноплами, которая открывается в конце, можно предсказать, зная, что книга написана в пику «ЗП».

Одиссея профессионального солдата, который пытается соскочить на остановке «мирная жизнь», но вынужден вновь впрягаться в ярмо, ведь человечество вложило в него деньги. А возвращение из боя — шок: для солдата в космосе прошла пара лет, для человечества — минули тысячелетия, и мир изменился непредставимо. Из ада — в ад, как сумасшедший Адам. И там плохо, и здесь не лучше. Для новых людей он — непонятный артефакт. Для новых солдат — командир-извращенец, ибо этика и мораль за это время трансформировались невообразимо. Хорошо, что для такого Адама нашлась своя Ева.

Вряд ли эту книгу можно было бы опубликовать сейчас, в годы черной, безумной и бездумной политкорректности. Думается, автор, сам того не желая, гениально предсказал девиацию морали на Западе — именно на Западе, олицетворением которых являются США.

Литература. Серьезная литература.

Оценка: 10
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 января 2015 г.

Ух! Давно я не встречал на страницах книг такой лютой безысходности. Я даже не про армию. Про армию и человечество рецензенты все прекрасно написали. Я про сам ужас этих путешествий во времени. Насколько страшно оставаться последним. Наши старики, достигшие 80-летнего возраста — что они чувствуют, когда все их друзья или просто соседи-ровесники уже отошли в мир иной? Кто кроме них может их понять? Но хотя бы есть родственники, дети, внуки. А у Манделлы нет никого. Даже родная планета уже совсем другая. Больше не с кем поговорить, некуда возвращаться. Это не одиночество, это ОДИНОЧЕСТВО. Прощание Манделлы со своей девушкой, которое Холдеман показал вскользь, пробрало до костей. Ужас его положения может ввести в ступор впечатлительного человека. Хорошо, что все таки автор — оптимист и не до конца потерял веру в людей.

Даже не знаю, что еще написать. Пойду лучше позвоню своей Бабушке. И выпью пива. Нет, лучше конъяка.

Оценка: 9
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 февраля 2014 г.

Можно воспринимать этот роман как образец отличной научной фантастики , можно как великолепный фантастический боевик расширяющий границы жанра , можно просто как один из самых пронзительных романов о войне .

«Бесконечная война» Холдемана , один из самых титулованных романов за всю историю фантастики , служащий примером и образцом для бесконечного количества подражателей , продолжателей и переосмыслителей . Несомненно одна из вершин фантастической литературы .

Вещь очень многоплановая и многослойная , понимать и принимать которую можно совершенно по разному .

Можно как увлекательное чукалово в космическом антураже , и даже на этом уровне роман великолепен

Можно как картину будущего , описанную не противоречиво и объемно

Можно как философскую драму о смысле жизни человека и путях развития общества

Этот роман можно (и нужно) читать всем , каждый найдет что то для себя

Мне кажется основные идеи которые автор хотел донести до читателя

Цена жизни и личности на войне нивелируется до близкого к нулевому уровня , особенно это видно на контрасте с противником — цивилизацией клонов

Война — БЕССМЫСЛЕННА ! Всегда можно найти (или хотя бы попытаться найти) альтернативный способ разрешения конфликта

Война «выгодна» в первую очередь «своим» а не противнику

Оценка: 10
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июля 2012 г.

Сперва хотел написать отзыв в духе пацифизма. Чтобы с цитатами из Ганди и Льва Толстого. Потом непременно вспомнить про Александрийскую библиотеку. Далее перейти к монологу о том, что надо обуздывать природные инстинкты, обусловленные происхождением человека от неких кровожадных австралопитеков. И не забыть бы о Хиросиме и Нагасаки. Отвесить пару увесистых пинков великим завоевателям прошлого: тут тебе и эпилептик Юлий Цезарь, и не умевший писать Карл Великий, и Наполеон со своей манией величия. Ну и Хайнлайн подставился: не воевал таки хрюндель заморский, а туда же лезет со своим милитаризмом. Юмора чтобы поднапустить, слазать надо на книжную полку: там легко в собрании сочинений Ремарка и среди речений солдата Швейка найти что-нибудь антивоенное. Ну и не забыть про деревушку Сонгми, куда уж без нее. Обстоятельно так еще проанализировать биографию Анри Дюнана, у коего были очень мрачные впечатления от посещения поля битвы сразу по ее окончании... И что-то мне расхотелось писать отзыв в духе пацифизма. Поелику чем больше я этим пацифизмом пропитывался, тем почему-то более злобным становился. И как-то уже хотелось взять и ухлопать половину человечества ради того, чтобы другая половина реально сдрейфила воевать!!!

Думаю, раз с пацифизмом не вышло, напишу тогда что-нибудь милитаристское. Про то, что война — двигатель прогресса. Начну с изречения Гераклита. Приплету впечатления Гегеля, которому Мировой Дух был явлен в образе Наполеона. Что-нибудь потом насчет Суворова и Ушакова. Про то, что от пацифистов веет «пятой колонной» ( с примерами из истории, естественно, с цитатами из статей Черчилля против разоружения). Не обойду вниманием Невила Чемберлена и то, какой такой мир он привез из Мюнхена. Тут заодно и книжная полка пригодится: живет там журнальчик с биографией Эрнста Юнгера. Еще можно привести тьму тьмущую фактов о том, как война приносила людям свободу. Ну и там 2012 год сейчас: 200 лет как «дубина народной войны» обстоятельно так отучила двунадесять языков лезть в наши пределы... Нет, все равно выходит что-то пошлое и штампованное. Чем больше привожу аргументов, тем более шаткой становится аргументация в целом...

И тут я понимаю, что все они вместе, милитаристы с пацифистами, вообще не думают о конкретных, живых людях. Их голова выше облаков, их ноги ступают по телам погибших солдат. Они обожают абстрактные формулировки, афоризмы великих и примеры из истории. Они производят мифы в промышленных масштабах и красят мир черно-белой краской. Они ведут друг с другом дебаты, выясняя кто же такой рядовой Джонс , отважный юный герой на службе Отчизны или жертва злостной пропаганды, финансируемой боссами оружейного бизнеса...

А рядовой Джонс только что получил пулю в лоб. Был повышен в звании. Наступил на противопехотную мину. Выиграл в карты двадцать баксов у Томми Бакстера из охраны посольства. Был убит выстрелом снайпера. Изнасиловал иракскую девушку, а затем напился дешевого виски и повесился. Приехал в свой родной город и устроился на работу в полицию. У него две симпатичные дочки. От него ушла жена. Он сидит в тюрьме за торговлю наркотиками. Он не был в Ираке, потому что дезертировал еще в Техасе с военной базы. Он пытается добиться пособия по инвалидности. Ему снятся по ночам кошмары об Афганистане. У него все хорошо, только напрягает этот коммунист Обама. Он не читал ни Хайнлайна, ни Холдемана. Он, как бы не сложилась его судьба, просит оставить его в покое, особенно тех, у кого припасен какой-нибудь очередной «изм»...

В общем, читайте сами, думайте сами, решайте сами, шедевр это перед вами или пропагандистская болтовня. Беспорядок в вашей голове Холдеман точно устроит, гарантированно разозлит и заставит с собой мысленно спорить либо соглашаться...

Оценка: 9
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 мая 2013 г.

Было это всего лишь несколько дней назад, когда в каждом, даже самом заштатном населенном пункте нашей страны, в соответствии с ежегодным планом мероприятий чиновники всех рангов излечиваются от избирательной амнезии и вспоминают о еще оставшихся стариках, которые столь многим пожертвовали ради Победы. И начинается: возлагают венки, зажигают Вечные Огни, открывают памятники и дарят ветеранам подарки, чтобы через несколько дней благополучно забыть о них еще на один год.

Вот в один из таких дней в нашем городе открывали Аллею Героев. Торжественно, с духовым оркестром, с парадными ротами, стихами от юных патриотов и речами от чиновников, стариками — почетными гостями праздника. И как-то выпадало из всех речей, что в списке героев на этой Аллее только половина получила высокое звание в годы Великой Отечественной войны, а остальными были те, кто получил Героя за участие в многочисленных, известных и неизвестных, конфликтах нашего времени. И уж совсем незаметной была сплоченная группа ветеранов этих самых конфликтов, с немногочисленными боевыми наградами, стоящая в самом отдалении. Они стояли молча, сжимая букеты гвоздик, ожидая своей — самой последней после чиновников -очереди пройти к плитам с именами их товарищей и друзей. И стена между яркими красками очередного дежурного мероприятия и этой молчаливой, но полной достоинства, группой была почти материальной, что казалось ее можно потрогать рукой.

Вот об этом вспомнилось, когда я читала «Бесконечную войну». Можно миллион раз говорить о войне или мире, но, как правило, за всеми этими разговорами теряется главное — люди. Те, которые оказываются на войне, умирают или возвращаются живыми. И те, кто остается в безопасности. И какая бы ни была война, она все равно разделит людей на тех, кто был там и кто не был.

Герой романа Манделла, как и миллионы и миллионы в нашей истории, не хотел становиться солдатом. Он хотел стать физиком или преподавать в школе, как все — завести семью, а потом внуков. Но его страна решила, что он должен стать солдатом и отправила его на войну с тельцианами, о которых никто ничего не знает, да и знать, в сущности, не желает.

Главное для политиков и генералов — сам процесс, позволяющих прикрывать личные цели и обладать еще большей властью. И никому из них нет дела до простых солдат, для которых жизнь превращается в череду изнурительных тренировок, бессмысленных и беспощадных боев, телесных страданий от ран и душевных от потерь друзей.

Но самое страшное, как постепенно отдаляются солдаты от мирной жизни, как она становится для них чужой и непонятной. Холдеман один из немногих, кто затронул эту тему, которую стыдливо обходят другие авторы об армии, рассказал о той стене, которую я смогла увидеть краешком глаза на очередном громком празднике.

Оказывается, мирная жизнь течет своим чередом, делаются открытия, появляются новые технологии, проводятся социальные эксперименты — все это бурлит и движется вперед, пока солдаты убивают, умирают, добиваются победы или терпят поражение. Все идет само собой, и нет места для ветеранов в изменившемся мире, остается только снова и снова отправляться на войну.

Но еще более страшно наблюдать, как изменяется отношение общества, тех самых мирных жителей, прикрываясь интересами которых политики затевают очередную войну. От восторга перед героями, через равнодушие, к полному неприятию, желанию убрать их подальше с глаз долой, как ненужное напоминание о свершенных когда-то ошибках.

Бесконечная война, длящаяся почти тысячу лет. Нет, в истории Человечества, она длится много-много больше. И еще будет длиться. Будут умирать солдаты, будут возвращаться с войны ветераны, и будет существовать незримая стена между ними и остальными людьми, когда почти незаметная, а когда почти осязаемая — в зависимости от здоровья общества. И так будет продолжаться до тех пор, пока не научимся понимать друг друга.

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 февраля 2016 г.

- Зачем вы это начали?

- Мы?

Роман Джо Холдемана, к слову ветерана войны во Вьетнаме, принято ставить в контрапозицию с произведением Хайнлайна «Звездный десант». Почему так произошло лично для меня абсолютная загадка. Произведение Роберта, которому довольно часто приписывают милитаристические взгляды, не коим местом не превозносит войну и военную службу. По сути, роман «Звездный десант» выдвигает довольно простой тезис о гражданственности, как ответственности не только за себя любимого, но и за тех, кто тебя окружает. Главный герой романа, поступив на службу буквально «по приколу», со временем начинает понимать, что именно значат такие банальные вещи, как «долг», «честь» и «позор». Причем, позор не твой собственный, не за твои проступки, но оттого лишь более давящий и тяжкий. Война в романе идет лишь фоном для основной смысловой сути истории и вовсе не пытается доминировать над ней. Да, для многих «Звездный десант» это больше фильм Верховена, с его фирменной едкой сатирой, где тема милитаризма действительно превалирует над всем остальным, но сам роман совсем не таков.

Возвращаясь к произведению Холдемана, где перед нами разворачивается история рядового Манделлы, здесь тема войны действительно является фундаментом всего произведения. Начав с учебки на отдаленной базе нашей солнечной системы, писатель филигранно вырисовывает суровую солдатскую муштру. Видно, что некоторые детали взяты из личного опыта и видно, что автору все это бесконечно близко и знакомо. Главный герой, простой и наивный парень, не лишенный смекалки и определенных физических навыков, втягивается в конфликт, который растянется для него на долгие годы. То, что в начале казалось вынужденной сделкой с «дьяволом», только лишь временной и не к чему не обязывающей, становиться для него трясиной, выбраться из которой будет уже нельзя. Кто читал «Возвращение» Ремарка, наверняка отметят для себя схожие сюжетные нотки, во время пребывания рядового Манделлы на родной Земле. Феномен потерянного поколения, вернувшегося с войны домой, но так никому и не нужного, в романе Холдемана представлен не менее ярко, чем у мэтра Эриха. Те, кто хотел вернуться к обычной жизни, стать одним из членов общества – на них уже стоит «метка» войны. Ведь контракт с «дьяволом», пусть и заключенный на время, означает большее, чем в нем написано. И попав однажды на крючок, не так то просто с него соскочить.

Ключевая идея романа – это война, как перманентная часть нашей жизни. Война, в принципе, вещь страшная и пугающая. И буквально через минуту после начала любой войны все без исключения хотят, чтобы она поскорей закончилась. Естественно, победой и, естественно, нашей, но суть не в этом. Никто и никогда не хотел рассматривать войну, как что-то, чему нет конца. Служа во Вьетнаме и видя, что происходит, Джо не мог не отметить, как разительно меняется окружающая его действительность. То, что предполагалось, как маленькая победоносная увертюра, к величественной опере демократии и свободы, постепенно превращалось в болото, которому не было конца и края. Влиятельные люди в Вашингтоне видели во вьетнамском конфликте не просто противостояние добра и зла в виде борьбы двух идеологий, но золотую жилу способную приносить баснословный доход без существенного риска для инвестиций. Условие было одно – война не должна кончаться! Постепенно она становилась не просто частью или сегментом жизни любого простого американца, но словно раковая опухоль стремилась занять её целиком. Тогда, что-то пошло не так и авантюру пришлось резко сворачивать. Но именно сейчас, именно в двадцать первом веке идея романа достигла своего апогея. Америка действительно превратилась в то, что так пугало Холдемана в романе. Страна, вся суть и весь смысл существования которой заключается в одной большой нескончаемой войне. Конечно локальной, ведь десятки гробов неспособны повлиять на общественное мнение, как десятки ТЫСЯЧ гробов. И конечно далеко от дома, потому что никому не хочется, выходя за утренней газетой стать статистикой в сводках гражданских потерь. Но война идет и будет идти еще бесконечно долго. Остается надеяться, что когда-нибудь сильные люди мира сего снимут трубки телефонов или иных видов связи и зададут друг другу крамольные вопросы «Зачем вы это начали?»

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 апреля 2010 г.

Пребывая под сильным впечатлением от хайнлайновского «звёздного десанта» решил копнуть чуть глубже в милитари сайнс фикшн.Прочитав в мире фантастики о неком Холдемане и его Бесконечной войне,заинтересовался.Автор ветеран вьетнамской войны (в отличии от не служившего Хайнлайна),роман по слухам был силён в техническом плане,а это как раз то,что я люблю в фантастике.Вобщем купил издание из моей любимой серии «шедевры фантастики».Огорчило низкое качество бумаги-почти наждачка,а так в целом был рад и сразу же принялся за чтение.

Роман рассказывает о «военном» пути новобранца.От его прибытия и до демобилизации.Многие каноны соблюдены-это жёсткая и зачастую опасная муштровка кадетов и непосредственно война.Каждый эпизод из жизни Манделы чётко дозирован и не надоедает.Причём Холдеман описывал это настолько чётко,что не просто веришь в это,а появляется ощущение уютности,будто сам там уже не один год. Наверное,сыграла роль военная карьера автора.К тому же милитаристам интересно будет детальное описание оружия и его эволюция.Вполне смелые и логичные предположения.

Что также сразу понравилось,так это «твёрдость»,таки правда была о том,что в техническом плане роман силён.Все эти ускорения,замедления,увеличение силы тяжести и всё другое ,что касается корабля-это супер.Но автор не забыл и о физике на разных планетах, и о физике внутри скафандра.С этой стороны просто улёт!Да еще и блестящая идея с релятивистским замедлением времени.В какой-то мере герои возвращаются домой и описывается новый социальный уклад.Здесь начинается социальная фантастика(может кое-где даже сатира).С этой стороны тоже весьма всё хорошо и я скорее поверю в такое общество,чем в военную диктатуру ,как у Хайнлайна.Социального анализа не так уж и много,герои почти сразу возвращаются в армию и далее уже начинается самое интересное-непосредственно война,большое количество битв и так далее.

Немного удивил финал-слишком уж он хорош и маловероятен.Вероятен,не сказочный,но всё же не очень верится,но впечатления не испортил.Оно было и без того слишком сильным.Джо Холдеману удалось совместить военную,твёрдую и социальную фантастику воедино и получился просто фантастический(простите за каламбур)блокбастер,который угодит и вашим и нашим.Здесь даже лав стори есть,я просто не представляю по какой причине этот роман может не понравится!Если кто мне не верит-то сие произведение относится к редким представителям «хьюгонебьюлистов»,тобишь тех,кто получил сразу 2 главные премии фантастики,то есть одновременно полюбилось ,и читателям,и самим фантастам.

Кстати,произведение весьма динамичное и довольно несложно его экранизировать,получился бы прекрасный блокбастер,когда-то Ридли Скотт собирался,надеюсь до этого скоро дойдёт.Произведение стоит того.

Оценка: 10
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 ноября 2014 г.

Сильная штука!

Сходу кажется весьма банальным боевичком, но читая внимательно, понимаешь, что автор хотел сказать КУДА БОЛЬШЕ!

Я слегка ошалел читая НЕ В Первый Раз!

Вещь оказалась настолько правильная! И антивоенная, и философская и... додумайся сам!

Там очень и очень много всего! Уровней не счесть! Читая, понимаешь, что ВОТ ОНА ИСТИНА!.... и в то же время смекаешь, что не все так просто и ОНА где-то рядом...

Читать! Читать однозначно, равно как и другие работы Автора!

И чтобы выразить свой восторг необязательно писать многоэтажные экскурсы... Особенно в то, чего до конца и не понимаешь, особенно, если внимательно прочесть то, что предшествовало! И помнить, что гениальность в простоте! В простате выражения своих мыслей и при этом в доступности восприятия собственных идей для другого читателя!

А если при этом и КРАТКО — то вот ОБРАЗЕЦ ТАЛАНТА автора!

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 сентября 2014 г.

Так уж получилось, что к роману, составленному из четырех новелл, я приступил после прочтения первой, называется которая «Герой». Прошло достаточно много времени, но в ходе беглого просмотра смутно знакомых строк пришло понимание. С немедленным переходом к следующей части романа пришло неприятное удивление. Новелла в свое время произвела впечатление, поэтому я никак не мог взять в толк, как этот легкомысленный и примитивный милитаристский фарс оказался в продолжении. Как же поверхностно было это первое впечатление!

Дело в том, что все четыре новеллы действительно просты до смешного. Но, насколько мы знаем, все гениальное просто. Вспомнить того же старика Азимова, столь простого и доступного, насколько глубокого и мудрого. И только в «Бесконечной войне» Холдемана, как ни странно, мне, наконец, удалось найти похожую легкость слога отрывистых фраз, в общей сложности дающих читателю огромный стимул поразмышлять, причем каждому о своем. Бывают книги, после прочтения которых не остается ничего, и читатель берется за следующую. Бывают книги, после прочтения которых хочется смаковать тягучую атмосферу, вспоминать полюбившихся персонажей и\или интересные сюжетные ходы, с ними связанные. А бывают книги, которые заставляют думать. Думать, размышлять, взвешивать, анализировать. День, другой, третий, неделю или больше. Это редкость, но «Бесконечная война», безусловно, таковой является.

Нужно написать несколько слов о книге, наконец, как бы ни мешал ураган впечатлений.

Персонажи у Холдемана оживают без всякой описательной части, харизма берет начало в поступках, манере действий, фразах. Сюжет «классический» для твердой НФ до изнеможения, но от того не менее интересный, опять заслуга автора. С наукой замечено бережное обращение, что не может не радовать, особенно грамотное вплетение «новых» физических явлений в структуру сюжетной линии. Следить за мытарствами рядового(надолго ли?) Манделлы, описанными с грустной иронией, достаточно интересно, стоит лишь втянуться. Что же говорить о втором «смысловом» дне, постепенно открывающемся читателю по мере продвижения по книге.

Если затрагивать основные идеи, (анти)милитаризм, глупость(мудрость) человечества, зло(добро), которое несут правительство и им порождаемое всевластье, цена человеческой жизни, поломанные судьбы…тут каждый для себя должен решать сам, как отмечали уже многие проницательные читатели. Шедевральность книги Холдемана заключается в том, что полемику он разводит не на страницах своей книги, а в голове читателя.

В заключение сказать хочется лишь одно. Я хоть и не пацифист, тем более не «сломленный пацифист», как главный герой Манделла, но искренне надеюсь, выражаясь словами Джо Холдемана, что генералам хватит ума и терпения уже не «сдувать с медалей пыль» в ХХI веке. Страна\сторона тут значения не имеет. Все-таки это чревато. Холдеман знает, поверьте.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 июля 2009 г.

Роман Джо Холдемана «Бесконечная война» принято считать своеобразной полемикой со знаменитым «Звёздным десантом» Хайнлайна. И полемикой успешной, поскольку книга Холдемана имеет больше регалий, чем роман Хайнлайна. Однако что же выразилось в этих премиях — восхищение литературными качествами книги или всё же её настроение отчаянья и безысходности, основная идея о бессмысленности войны, которые как никогда были близки в то время американскому обществу?

Середина семидесятых — время, когда Америка подсчитывала свои кровавые плоды вьетнамской войны — длившейся десяток лет и стоившей сотен тысяч жизней американских солдат и миллионов — вьетнамцев. Войны, в которой даже победа не смогла стать хоть малейшим утешением для американского общества, поскольку таковой и не было. Мы легко можем понять настроение американцев, пережив те же чувства спустя десяток лет после войны в Афганистане.

Вьетнамская война оставила рубцы на теле и в душе и Джо Холдемана. Именно это привело к появлению «Бесконечной войны».

Автор отождествляет главного героя прежде всего с самим собой, поэтому мысли, поступки, отношение к происходящему рядового Манделлы — это прежде всего мысли, поступки и отношение самого Холдемана. Несмотря на то, что изложение событий ведётся от первого лица, их описание не является слишком эмоциональным, а похоже скорей на перечисление событий — впрочем, тут автор прибегает к тому же приёму, что и Хайнлайн (ну куда ж без него, ведь полемика как никак!). Холдеман употребляет ещё несколько сюжетных ходов, сходных с теми, что есть у Хайнлайна — муштра, гибель товарищей главного героя, однако если в «Звёздном десанте» всё это кажется подчинённым высшей цели, то здесь — выглядит лишённым всякого смысла. Как и у Хайнлайна, главный герой вовлечён в войну с чуждой инопланетной цивилизацией, однако ни разу ни один «звёздный десантник» не выразил критичности к самому факту войны и методам её ведения, в то время как у Холдемана очень явно видна и осуждается жестокость по отношению к чужим. Конечно же, книга Холдемана, физика и астронома по образованию, выглядит намного более «научной» фантастикой, чем роман Хайнлайна, однако я не склонен видеть в этом недостаток — Хайнлайну излишняя научная достоверность была, на мой взгляд, не так нужна для реализации замысла романа. Зато общество, в котором развиваются события книги, более, так сказать, обосновано, продумано именно у Роберта Хайнлайна — прекрасно объясняется, почему оно таково и на чём зиждется его стабильность, в то время как у Холдемана каждый из показанных временных срезов кажется всё более невероятным с точки зрения возможности его реализации. Хотя тут случилась прекрасная сюжетная находка последнего. Посмотрите: если у Хайнлайна соперником человечества является общество кастовых насекомых по типу муравейника, то Джо Холдеман в одном из временных срезов изобразил в виде такого общества само человечество! Вот тут, я, признаюсь, мысленно зааплодировал. Гигантские дома-города, ценность человека для общества исходя из его полезности — вот тебе, Роберт! Это не Клендату, это — Земля.

Да и в конце книг главные герои остаются каждый со своей радостью — лейтенант Рико вдохновенно совершает очередную десантную выброску, а вот майор Манделла получает то, что, казалось, безвозвратно потеряно — мир и семейный уют рядом с любимым человеком...

Однако не рискну всё же назвать «Бесконечную войну» полной победой над бравым «Десантом». Изначальные условия, описанные в книгах, всё же сильно разнятся. Нельзя рассматривать эти книги как два противоположных взгляда на одну и ту же ситуацию. Хотя мнение Хайнлайна (который, впрочем, соглашается в этом с Клаузевицом), что война есть продолжение политики и в этом нет особого зла, опровергается Холдеманом, указывающим на трагичность, ошибочность, бессмысленность войны, но не в том — главный посыл «Звёзного десанта». Ответственность, право решать за общество и его цена для каждого человека — вот что главное у Хайнлайна. А война с багами тут — лишь инструмент для того, чтоб показать цену. И в этой плоскости я не вижу собственно полемики. Такой вопрос в «Бесконечной войне» не поднимается. Главное в ней, конечно, — это её антивоенная, пацифистская направленность. Ну что ж: война — это плохо, а мир — хорошо, с этим я согласен полностью и в этом Джо Холдеману меня совсем не нужно убеждать. Вот если бы ещё все остальные люди в мире были того же мнения...

Оценка: 8
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 января 2015 г.

Пожалуй не будет преувеличением сказать что любому ПТУшнику ясно ,что тельциане,будущее и скафандры это всего лишь фон.как и любая картина художника неотделима от его(ее) биографию так и произведение Холдемана не может восприниматься в отрыве от писательской судьбы.с первых страниц понимаешь ,что те вьетконговцы с которыми воевал автор -воспринимались такими же иноземными созданиями как и тельциане.что все те наобещанные золотые горы и беспечная жизнь после службы-не более чем заманчивая реклама не имеющая ничего общего с действительностью.а темпоральный скачок-ну как лучше описать прибытие домой-где все так вдруг стало незнакомо и чуждо?и самое главное...читая пассажи Холдемана-Манделлы о Земле будущего я ошарашенно округлял глаза ...там где я живу (Новая Зеландия) это будущее уже наступило:поощрение гомосексуальности, воспевание жизни на соцпособии,культ денег и насаждаемая улыбка и конечно же ярая пропаганда политики мультикультурализма.спасибо тебе,Мистер Холдеман за наблюдательность ,жаль правда ,что многие твои прогнозы сбываются...

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 марта 2014 г.

Замечательная книга! И самые сильные её стороны — это твёрдость в плане НФ (коллапсарные прыжки, релятивистские эффекты, стратегическое планирование на сотни лет вперёд, вполне соотносящееся с размерами галактики и Вселенной) и яркое (хотя могло быть ещё лучше) описание футуршока, испытываемого героями во время их кратковременного возвращения из военных операций. Тут кто-то писал, что битвы у Холдемана плохо описаны. С этим только отчасти соглашусь. Да, здесь нет звёздных рыцарей, и романтические мясорубки на чужих планетах в стиле «Звёздных войн» с использованием бластеров и световых мечей описаны так себе. Но, мне кажется, автор, побывавший на настоящей войне, по-другому и не мог её описать. Зато сражения в космосе, по-моему, гениальны. Никаких огромных эскадр из сотен космодредноутов, никакого Звёздного разрушителя, какой был у Гамильтона в «Звёздных королях». Вместо всего этого абсолютно реалистичные (точнее, правдоподобные) одиночные столкновения один на один, в дальних глубинах безжизненного космоса, происходящие на релятивистских скоростях. Вместо залпов бортовых орудий почти в упор (как в Эпизоде-3 ЗВ) — тщательный математический расчёт, сложное маневрирование и выстрелы самонаводящихся торпед, после которых томительное, мучительное, растягивающееся на месяцы ожидание — чей залп окажется успешнее: наш или их. Вот это было круто читать, реально ничего похожего ни у одного из фантастов не встречал

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 июня 2016 г.

Так произошло, что с этим произведением я познакомился только сейчас и по этому поводу могу сказать лишь одно: все награды, регалии, рецензии и положительные отзывы соответствуют истине на все 100%. В данном случае Холдеман демонстрирует потрясающее чувство меры. Динамика, научные факты, этические и философские рассуждения, эмоциональная составляющая — всё смешано просто в идеальных пропорциях, поэтому, думаю, и через 10 лет роман будет читаться с не меньшим интересом.

Жаль только, что автор взял за точку отсчёта слишком близкую дату) К примеру тот же Хайнлайн в своих произведениях подстраховывался, накидывая, пару-тройку сотен лет и по-моему мнению делал абсолютно правильно. Но это, так, мелочи.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 июля 2012 г.

Для меня это одна из базовых книг в научной фантастике.

Автор смог предельно четко показать эффект «футуршока» и соотношение периферии человеческой цивилизации с научным центром. До этого романа (и после тоже) создавалось очень много текстов про затерянных колонистов, к которым прилетают товарищи с восстановившихся материнских планет, и удивляются, до чего ж дошли эти колонисты. Мутировать могли, или пацифистами стать, или про государство забыть.

А в нормально поставленном мысленном эксперимент вышло, что центр цивилизации эволюционирует так быстро, что периферия почти не успевает за этим темпом. Цивилизация как машина, и обороты в двигателе зашкаливают. Сотни тысяч изобретений каждый день, миллион новых механизмов, больше открытий, больше, больше, больше...

И война тоже машина. Люди на ней постепенно утрачивают человечность. Через тысячу военных действий (не чередования мир/война, а непрерывной войны) мы видим практически полное подчинение индивида государству. В вопросах любви, службы, вдохновения, тайны. Какие-то секреты людям позволяют иметь, но лишь для лучшей работы.

Еще не расцвел «трансгуманизм», не родился киберпанк и образ человеческого сознания в компьютере не стал «вышибать» с поля боя классическую космооперу. Даже «Звездные войны» еще в будущем. Но романтику межзведных сражений книга убивает напрочь.

Даже если любовь главных героев все-таки прошла весь этот ад...

Оценка: нет


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх