Джо Холдеман «Бесконечная война»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Антивоенное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос ) | Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Вторжение «Чужих» | Контакт
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
«Ты теперь в армии, о-о-о!.. Ты теперь в армии!..» Теперь вы — новобранцы космических вооруженных сил, призванные со всей Земли на защиту от космического агрессора. Какой может быть звездная армия? Суперсовременное оружие? Романтика космических сражений? Как же! Держите карман шире! «Космическое мясо» — так ближе по сути. А если еще добавить к этому релятивистские эффекты, то окажется, что воевать придется устаревшим оружием, в недоработанных скафандрах, да еще и переучиваться каждые полгода личного времени. И жалеть пушечное мясо никто не собирается...
А если, вдобавок, каждая тактическая операция отбрасывает бойца все дальше и дальше в будущее? Как раз за разом находить себя и свое место в новом непривычном мире, который, чем дальше, тем недружелюбнее и недружелюбнее?
Всего лишь — надеяться на солдатскую удачу, которая проведет через сотни лет войны, поможет найти любовь и мир, в котором заслуженный ветеран сможет почувствовать себя дома!
The 1972 novella «Hero» forms the basis for the section entitled «Private Mandella». The 1975 novella «End Game» is the basis for the final section. Contento says the novel is «composed of four previously published stories».
* Сверка текстов показала, что «перевод Л.Корзуна» — это всё тот же, лишь минимально отредактированный, перевод А.Монахова(изд. «Ланцер»)
Источник: elias68
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Бесконечная война»
— антологию «Войны грядущего», 1993 г.
— антологию «Пятые Звездные войны», 1993 г.
Награды и премии:
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 1976 // Роман | |
лауреат |
Небьюла / Nebula Award, 1975 // Роман | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 1976 // Роман | |
лауреат |
Дитмар / Ditmar Award, 1976 // Зарубежная фантастика (США; роман) | |
лауреат |
Премия Лазара Комарчича / Награда Лазар Комарчић, 1986 // Зарубежный роман | |
лауреат |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 1996 // Зарубежный роман года |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1996 // Научная фантастика (США) | |
номинант |
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2020 // Переиздание года (США) |
- /языки:
- русский (9), английский (5), португальский (1)
- /тип:
- книги (15)
- /перевод:
- Л. Кастильюни (1), Л. Корзун (4), А. Монахов (2), И. Судакевич (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Rhoads, 4 июня 2023 г.
После 60-х годов ХХ века научная фантастика практически полностью переродилась в фентези, либо скатилась в плагиат. И роман Холдемана, вышедший в середине семидесятых, лучшее подтверждение второму варианту.
Ведь ярчайшая армейская сатира про космические войны, с экзоскелетами и многоуровневыми городами уже была написана десятилетием ранее — это «Билл — Герой Галактики». Причем произведение Гаррисона к тому же полно искрометного юмора, которого у Холдмана нет и в помине.
Концентрированная антиутопия про тоталитарное общество, основанное на лжи и постоянной войне тоже уже существовала — «1984» Оруэла (написана за четверть века до).
«Свободная любовь», вставленная в роман совершенно непонятно зачем, уже была отображена у Хаксли в его «Дивном Новом Мире».
Лунная колония, где собрались инакомыслящие, была в «Луна суровая хозяйка» Хайнлайна. Замедляющее стасис поле — в «Дюне» Герберта.
Неплохое предвидение получилось насчет принудительной гомосексуализации населения Земли и стирания расовых различий (хотя не удивлюсь, если и эта часть откуда-то скопирайтена).
Заимствований так много, что даже посетила мысль, что это сделано автором намеренно — вот только с какой целью? На пародию произведение не сильно похоже, написано достаточно серьезно.
В общем и целом — роман на 99% состоит из чужих идей и литературно откровенно слаб. После прочтения не оставляет после себя ничего, кроме разочарования.
elninjo_3, 27 января 2015 г.
Ух! Давно я не встречал на страницах книг такой лютой безысходности. Я даже не про армию. Про армию и человечество рецензенты все прекрасно написали. Я про сам ужас этих путешествий во времени. Насколько страшно оставаться последним. Наши старики, достигшие 80-летнего возраста — что они чувствуют, когда все их друзья или просто соседи-ровесники уже отошли в мир иной? Кто кроме них может их понять? Но хотя бы есть родственники, дети, внуки. А у Манделлы нет никого. Даже родная планета уже совсем другая. Больше не с кем поговорить, некуда возвращаться. Это не одиночество, это ОДИНОЧЕСТВО. Прощание Манделлы со своей девушкой, которое Холдеман показал вскользь, пробрало до костей. Ужас его положения может ввести в ступор впечатлительного человека. Хорошо, что все таки автор — оптимист и не до конца потерял веру в людей.
Даже не знаю, что еще написать. Пойду лучше позвоню своей Бабушке. И выпью пива. Нет, лучше конъяка.
zvezdochet2009, 30 октября 2020 г.
Роман американского писателя-фантаста Джо Холдемана «Бесконечная война» 1974 года примечателен тем, что собрал внушительный урожай из всевозможных жанровых фантастических премий. Причиной тому яркая, полемическая, декларативно пацифистская история межзвездной войны, довольно едко обличающая милитаристов в их желании навести всюду порядок огнем и мечом.
Нет ничего удивительного в избранной автором теме, ведь он познал ужасы войны на собственном горьком опыте. Холдеман – ветеран Вьетнама, обладатель боевого ранения и ордена «Пурпурное сердце». Другой человек на его месте сделал бы прекрасную карьеру если не в армии, так на общественно-политическом поприще, но Холдеман оказался иного склада. Он прекрасно усвоил урок войны и конвертировал свои впечатления в антивоенной фантастике.
По сюжету романа главный герой попадает в корпус межзвездной армии, воюющей с некой враждебной человечеству цивилизацией, весьма искусной в ремесле уничтожения своего противника. После изнурительных тренировок бойцов перебрасывают телепортом к далеким звездам, где они выполняют боевую задачу.
Но война тянется дальше; она охватывает многие звездные системы, и герою со своими боевыми товарищами приходится вновь и вновь совершать марш-броски к дальним рубежам, все больше улетая от родной планеты. Учитывая релятивистские эффекты, солдаты теряют связь с Землей не только в пространстве, но и во времени – пока они выполняют спецоперации, время неумолимо и стремительно летит на Земле, ускоряя приход будущего и новых поколений землян, совершенно чуждых прежним соотечественникам героя.
Чем дольше длится конфликт, тем меньше воины видят в нем смысла. В конце концов все уже просто перестают понимать, во имя чего сражаются и с кем именно, поскольку враги отступают, а затем и вовсе исчезают. Кровь, боль, пот, грязь, ранения, смерть, поломки техники – вот что такое настоящая война.
Холдеман весьма убедительно демонстрирует шок ветеранов от возвращения на родину – от столкновения с совершенно новым поколением генетически модифицированных землян, которые оказываются в чем-то даже хуже инопланетных агрессоров, потому что с ними не о чем говорить. Культурная пропасть не имеет мостиков, разрыв фатален. Ветераны никому не нужны, они чужие среди своих, на новой Земле им не место. Им неуютно, некомфортно в новой культурной среде, они попали во временной капкан, и это безусловно трагедия. Потерянное поколение – об этом писал еще великий Ремарк.
Мощная пацифистская нота, взятая Холдеманом в «Бесконечной войне» явно резонирует с милитаризмом прославленного Роберта Хайнлайна и его программного в военной фантастике романа «Звездный десант». Если Хайнлайн прославляет военные подвиги и милитаризацию общества, считая те благом, Холдеман резко осуждает тягу человечества к конфликтам, доказывая, что любая война приводит не только к физическим, но и моральным жертвам с обеих сторон. В войне не бывает победителей, она приносит лишь несчастье и одиночество, уродует, извращает, разделяет людей между собой.
Прослеживаются определенные параллели и с «Возвращением со звезд» польского фантаста Станислава Лема, в котором тот описывает одиночество землянина, вернувшегося из длительного полета на Землю, где уже успело появиться новое поколение людей, совершенно чуждых ему по образу жизни, практикующих странные технологии вроде «бетризации» и живущих по другим принципам, делающим астронавта в их глазах космическим неандертальцем.
Человеческая общность – хрупкий сосуд. Стоит только выпасть из своего общества, вернуться назад бывает гораздо труднее, если вообще возможно. Наверно поэтому можно с уверенностью сказать, что Холдеман написал не только милитаристскую историю, но и своеобразный гимн одиночеству, полотно об отчуждении человека человеком. Действительно, инопланетные агрессоры играют здесь чисто декоративную роль, мы опять имеем дело с самими собой – со своими кривыми отражениями, в которых угадываются растерянные, одинокие, покинутые люди с забытым прошлым и без будущего. Все что у них есть – это странное настоящее, но они не знают, что с ним делать.
Совсем как ветеран любой реальной войны не знает, куда податься после демобилизации.
Darth_Veter, 6 августа 2023 г.
Уильям Манделла становится космическим десантником в 1997 году, когда человечество впервые сталкивается с тельцианами — инопланетянами с неизвестной планеты. Первый Контакт явно пошел не по той дорожке — дороге межзвездной войны. И эта война грозит стать бесконечной из-за релятивистских эффектов во время гиперпространственных прыжков.
Фантастический боевик, во многом напоминающий известные произведения Гордона Диксона («Дорсай!», «Солдат, не спрашивай»). Но у романа Холдемана имеется и несколько отличий. Во-первых, война не стоит в романе на первом месте. Описано только четыре столкновения с противником, да и то только для того, чтобы показать изменения в боевой тактике землян, вызванные разницей в абсолютном времени. Главная линия сюжета — взаимоотношения между бойцами подразделения и их отношение к происходящим вокруг событиям. И тут мы натыкаемся на первое противоречие. Роман вроде бы о межзвездной войне, а дух у него явно антивоенный, ибо герой произведения вовсе не горит желанием «положить живот за други своя». В армии он не по убеждениям, а, скорее, по недоразумению: жизнь на Земле еще более невыносима для него, чем служба. А причина всего этого — во второй особенности романа. В релятивистском течении времени. Земляне путешествуют по космосу, используя окрестности «черных дыр», погружаясь в их искривленное пространство. Из-за этого время на корабле бежит медленнее, чем на Земле. Каждый полет прибавляет солдатам по 300 лет абсолютного времени, так что возвращаются они в уже другую эпоху. В этом заключается третья особенность произведения. Автор показывает нам, как может измениться социальная модель человеческого общества, следующего определенным тенденциям. Например, как оно борется с перенаселением. Речь идет об отказе от естественного воспроизводства населения и переходу к вазектомии (искусственному оплодотворению). А это, в свою очередь, ведет к отказу от традиционных половых отношений (попросту говоря — к лесбиянству и гомосексуализму). Знакомая проблема? Именно такая «мода» нынче и стала реальностью в той же Америке. Автор, наверное, и в кошмарном сне не предполагал, что его фантазия воплотится в действительность. В последнем боевом рейде героя уже начинают считать архаичным извращенцем и чуть не устраивают ему обструкцию. Наконец, четвертой особенностью является постоянная смена военной парадигмы — для каждого очередного рейда она своя собственная. Если первое столкновение к тельцианами превратилось в почти что библейское «избиение невинных», то дальше противник перестроился и уже больше не напоминал «невинных овечек». У землян даже стали появляться подозрения, что надолго их не хватит: вероятность выживания катастрофически падала после каждой миссии. Сравните первый бой Манделлы с последним — они отличаются как небо от земли.
Так что чтение не обещает быть легким: требуется приложить ум, чтобы понять, что происходит в сюжете, и оценить оригинальность очередной авторской находки. Это тем более важно, потому что некоторые их них уже начинают сбываться в наше время.
------------
РЕЗЮМЕ: хронология первой межзвездной войны землян, показанная на примере биографии обычного космического десантника. Ее особенность в том, что 4 сражения уложились в период почти 1150 лет! Лишний повод для того, чтобы не затевать такие войны вовсе.
FayValentine, 26 декабря 2023 г.
Как я хохотала, когда автор катком прошёлся по шаблону «они будут убивать и насиловать наших женщин и детей», а потом поняла, что это же не просто клеше. Это образ мыслей внушаемый на самом деле теми, кому выгоден фашизм, национализм и просто атомизация общества. Про 92% налога вообще чумной образ. Метко и в цель.
Сатира. Жёсткая сатира.
Deliann, 8 мая 2018 г.
Иронично, что Роберт Хайнлайн никогда не был на войне, но смог написать чуть ли не самое известное произведение на военную тематику в фантастике. Речь идет о «Звездном десанте», конечно, который просто пропитан восхвалением армии. Не менее иронично, что ответом произведению Хайнлайна стал роман «Бесконечная война» за авторством Джо Холдемана, человека, побывавшего во Вьетнаме и перенесшего свои впечатления на бумагу. И поверьте, впечатления эти далеко не радужные.
Идейно «Бесконечная война» очень близка к фильму «Взвод» Оливера Стоуна, который, кстати, тоже снят на основе личного опыта режиссера. Вот только там, где зритель прощается с персонажами фильма, понимая, что для героев все страшное закончилось и осталось позади, читатель следует дальше. Да, «Бесконечная война» не ограничивается привычным сюжетным набором произведений на военную тематику: учебка, первые бои, передышка, большое сражение. Холдеман идет дальше и показывает жизнь военных на гражданке. Это тоже интересная и сложная тема, которой посвящено несколько отличных произведений (например, «Первая кровь» Дэвида Моррелла), и развернуться здесь есть где. Но Холдеман и на этом не останавливается, ведя героев, а вместе с ними и читателей, дальше.
Война в романе быстро уходит на задний план. Она всегда присутствует и ощущается, но как будто на фоне. А на переднем плане у нас судьба человека. Жизнь в непривычной среде, взаимоотношения между людьми, смысл самого существования и отношение общества к человеку и человека к этому обществу, — вот это все и составляет роман.
«Бесконечная война» неплохо снимает розовые очки. Я читал роман дважды, до и после армии, и хотя впечатления были различными, оба раза роман произвел сильное впечатление и понравился.
Рекомендую всем. Классика военной фантастики.
Manowar76, 11 июля 2021 г.
«The sergeant calls 'Stand up and fight!'
You're in the army now!»
Ну а какой еще здесь может быть эпиграф? Разве только
«А моя душа захотела на покой —
Я обещал ей не участвовать в военной игре!»
Решил перечитать впечатливший меня в 1993 году роман. Причём решил лет пять назад, а добрался только что. К тому же продолжения не читал.
«Бесконечная война» — классика военной фантастики, собравший все основные НФ-премии (Хьюго, Небьюла, Локус) и несколько региональных.
В романе четыре части:
«Рядовой Манделла» — призыв; суровая учебка в Миссури; смертельно опасная учебка на планете Харон; первый огневой контакт с тельцианами.
«Сержант Манделла» — долгая, напряжённая космическая погоня на диких скоростях; последствия перегрузок; возвращение на Землю, изменившуюся до неузнаваемости — города-муравейники, мировое правительство, странные табу и людоедская система здравоохранения; возврат на действительную службу.
«Лейтенант Манделла» — ранение; ампутация; планета-госпиталь Небеса со служащими в звании Ангела третьей степени; трагическое расставание с любимой;
«Майор Манделла» — Манделла единственный живой солдат, заставший начало конфликта сотни лет назад, из уважение получает руководящую должность; новые технологии, напряжённый финальный бой; возращение, конец войны.
Из первого прочтения запомнил только три вещи: в какой-то момент герой, вернувшись на Землю, обнаружил, что единственным приемлимым видом секса стал однополый; за время путешествий на околосветовых скоростях проценты по вкладу сильно выросли; и, главное — как справедливо разделить пирог (всё просто — один делит, другой выбирает). Оказалось, что первые два воспоминания правильные, а третье — из другого романа в жанре военной фантастики, так как читал Холдемана в составе легендарной антологии «Войны грядущего» и момент с теорией справедливого дележа был, скорее всего, в повести Пирса Энтони «Власть пришельцев».
Как и большинство качественной военной фантастики от грандов жанра — «Бесконечная война» антивоенная, по сути, вещь. Человек не хотел становиться ни солдатом, ни офицером. Его мутит от убийств и военной рутины. «Но на фуражке на моей серп и молот и звезда» и, значит, придётся воевать.
Неожиданно то, что роман пронизан мягким юмор и какой-то чеховской иронией. Это не грубоватый юмор «Звездного десанта» и не лобовая сатира «Билла героя Галактики». Как-то всё исподволь, но смешно.
Старомоден ли роман? Разве что самую малость. Пишущая машинка через тысячи лет развития цивилизации меня смутила. Военные же и научные технологии крайне изобретательны и нетривиальны.
Препарирование социальных тенденций — на самом современном уровне.
Сравнивая с тем же свежим «Гамбитом» Михала Холева (спустя полгода с трудом вспомнил название и автора), я порекомендую к прочтению Холдемана, несмотря на то, что тот вышел на полстолетия раньше.
Составляй я топ-10 НФ-романов о войне, «Бесконечная война» туда точно бы попала.
9(ОТЛИЧНО)
Несмотря на высокую оценку, читать рассказы и роман, продолжающие цикл, желания пока не возникло.
opty, 7 февраля 2014 г.
Можно воспринимать этот роман как образец отличной научной фантастики, можно как великолепный фантастический боевик расширяющий границы жанра, можно просто как один из самых пронзительных романов о войне.
«Бесконечная война» Холдемана, один из самых титулованных романов за всю историю фантастики, служащий примером и образцом для бесконечного количества подражателей, продолжателей и переосмыслителей. Несомненно одна из вершин фантастической литературы.
Вещь очень многоплановая и многослойная, понимать и принимать которую можно совершенно по разному.
Можно как увлекательное чукалово в космическом антураже, и даже на этом уровне роман великолепен.
Можно как картину будущего, описанную не противоречиво и объемно.
Можно как философскую драму о смысле жизни человека и путях развития общества.
Этот роман можно (и нужно) читать всем, каждый найдет что то для себя.
Мне кажется основные идеи которые автор хотел донести до читателя:
1. Цена жизни и личности на войне нивелируется до близкого к нулевому уровня, особенно это видно на контрасте с противником — цивилизацией клонов.
2. Война — БЕССМЫСЛЕННА ! Всегда можно найти (или хотя бы попытаться найти) альтернативный способ разрешения конфликта.
3. Война «выгодна» в первую очередь «своим» а не противнику.
Molekulo, 5 августа 2019 г.
Космос огромен, а расстояния и время в нем колоссальны. Чтобы повоевать с другой цивилизацией в космосе, надо преодолеть разделяющие вас световые года. Пока подразделение летит к цели, участвует в боевой операции, а затем возвращается домой, на его родной планете проходят годы. Можно встретить своих внуков, а можно абсолютно новое общество. А в один не очень прекрасный момент можно оказаться сбитым оружием, которое раньше казалось невозможным. Что поделать, у противника тоже идут годы, а технологии не стоят на месте.
Так получилась «Бесконечная война».
Это очень многоплановая книга. Есть «гуманитарная» часть с антивоенной, социальной, экономической и политической составляющие. Рассматривается много вариантов общественного устройства, изменяющегося за тысячелетие: тут и безусловный базовый доход с распределением услуг при почти всеобщей безработице (и это в семидесятых годах!), и различные виды цензуры и общественного контроля, и управление численностью населения через пропаганду однополых отношений, и генетические модификации людей, и многое другое.
Есть «технологическая» часть. Например, очень радующие глаз космические бои на сверхбольших скоростях. Длятся они неделями, пока ракета с одного корабля летит до другого, а управляет тактикой и маневрами компьютер, потому что скорости реакции человека не хватает. Есть описание релятивистских искажений времени, технологий протезирования, заморозки, лечения и прочие научных штук. И вишенка на торте: военное командование планирует операции на десятилетия вперед и подбирает туда еще не родившихся солдат. Вот это, я понимаю, глубина стратегической мысли.
При этом, несмотря на такую масштабность, бесконечная война похожа на локальный конфликт второй половины 20 — начала 21 века, а не на полномасштабную войну двух цивилизаций. Из миллиардного населения в боях заняты только десятки тысяч, экономика не перестраивается на массовые военные рельсы, а для большинства населения война — это что-то происходящее там далеко. Эдакий галактический Вьетнам, чьим ветераном, собственно, и является автор.
Mandor, 14 ноября 2014 г.
Сильная штука!
Сходу кажется весьма банальным боевичком, но читая внимательно, понимаешь, что автор хотел сказать КУДА БОЛЬШЕ!
Я слегка ошалел читая НЕ В Первый Раз!
Вещь оказалась настолько правильная! И антивоенная, и философская и... додумайся сам!
Там очень и очень много всего! Уровней не счесть! Читая, понимаешь, что ВОТ ОНА ИСТИНА!.... и в то же время смекаешь, что не все так просто и ОНА где-то рядом...
Читать! Читать однозначно, равно как и другие работы Автора!
И чтобы выразить свой восторг необязательно писать многоэтажные экскурсы... Особенно в то, чего до конца и не понимаешь, особенно, если внимательно прочесть то, что предшествовало! И помнить, что гениальность в простоте! В простате выражения своих мыслей и при этом в доступности восприятия собственных идей для другого читателя!
А если при этом и КРАТКО — то вот ОБРАЗЕЦ ТАЛАНТА автора!
Seykela, 10 августа 2022 г.
На голову выше Звёздного десанта. Достойный ответ Хайнлайну. Находчиво по своим временам. Злободневно ныне.
r9snick, 28 февраля 2022 г.
Роман Джо Холдемана, ветерана Вьетнамской войны, носит яркий, декларативно антивоенный характер. Солдаты Земли благодаря релятивистским законам всё дальше и дальше консервируются во времени, пока на их родной планете проходят десятилетия и столетия.
Холдеман очень здорово поднимает вопросы того, как с годами за бесконечными гиперпрыжками все, включая командование, абсолютно теряют ощущение реальности и теряют смысл того, как и почему они воюют так долго. Неплохо описана и жуткая ситуация, где чудом выживающий герой попросту уже не может вернуться домой — его родные края изменились до неузнаваемости, потому ему просто нет места без бесконечных космических путешествий и штурмов.
Но ужасы войны, посттравматическое расстройство, изменение личности в четырёхактовом романе, где герой проходит путь от курсанта до майора показан по-мужски грубо и примитивно. При этом не в пример «Звёздному десанту», в пику которому и подавалась «Бесконечная война», сами боевые и стратегические действия описаны тут скупо, неброско и шапочно. Уж что, а войну будущего можно было бы нарисовать глубже и красочнее.
В общем, как социальная пацифистская агитация — роман хорош. Как научно-фантастическое полотно о бесконечной войне будущего — не очень.
primorec, 19 мая 2013 г.
Было это всего лишь несколько дней назад, когда в каждом, даже самом заштатном населенном пункте нашей страны, в соответствии с ежегодным планом мероприятий чиновники всех рангов излечиваются от избирательной амнезии и вспоминают о еще оставшихся стариках, которые столь многим пожертвовали ради Победы. И начинается: возлагают венки, зажигают Вечные Огни, открывают памятники и дарят ветеранам подарки, чтобы через несколько дней благополучно забыть о них еще на один год.
Вот в один из таких дней в нашем городе открывали Аллею Героев. Торжественно, с духовым оркестром, с парадными ротами, стихами от юных патриотов и речами от чиновников, стариками — почетными гостями праздника. И как-то выпадало из всех речей, что в списке героев на этой Аллее только половина получила высокое звание в годы Великой Отечественной войны, а остальными были те, кто получил Героя за участие в многочисленных, известных и неизвестных, конфликтах нашего времени. И уж совсем незаметной была сплоченная группа ветеранов этих самых конфликтов, с немногочисленными боевыми наградами, стоящая в самом отдалении. Они стояли молча, сжимая букеты гвоздик, ожидая своей — самой последней после чиновников -очереди пройти к плитам с именами их товарищей и друзей. И стена между яркими красками очередного дежурного мероприятия и этой молчаливой, но полной достоинства, группой была почти материальной, что казалось ее можно потрогать рукой.
Вот об этом вспомнилось, когда я читала «Бесконечную войну». Можно миллион раз говорить о войне или мире, но, как правило, за всеми этими разговорами теряется главное — люди. Те, которые оказываются на войне, умирают или возвращаются живыми. И те, кто остается в безопасности. И какая бы ни была война, она все равно разделит людей на тех, кто был там и кто не был.
Герой романа Манделла, как и миллионы и миллионы в нашей истории, не хотел становиться солдатом. Он хотел стать физиком или преподавать в школе, как все — завести семью, а потом внуков. Но его страна решила, что он должен стать солдатом и отправила его на войну с тельцианами, о которых никто ничего не знает, да и знать, в сущности, не желает.
Главное для политиков и генералов — сам процесс, позволяющих прикрывать личные цели и обладать еще большей властью. И никому из них нет дела до простых солдат, для которых жизнь превращается в череду изнурительных тренировок, бессмысленных и беспощадных боев, телесных страданий от ран и душевных от потерь друзей.
Но самое страшное, как постепенно отдаляются солдаты от мирной жизни, как она становится для них чужой и непонятной. Холдеман один из немногих, кто затронул эту тему, которую стыдливо обходят другие авторы об армии, рассказал о той стене, которую я смогла увидеть краешком глаза на очередном громком празднике.
Оказывается, мирная жизнь течет своим чередом, делаются открытия, появляются новые технологии, проводятся социальные эксперименты — все это бурлит и движется вперед, пока солдаты убивают, умирают, добиваются победы или терпят поражение. Все идет само собой, и нет места для ветеранов в изменившемся мире, остается только снова и снова отправляться на войну.
Но еще более страшно наблюдать, как изменяется отношение общества, тех самых мирных жителей, прикрываясь интересами которых политики затевают очередную войну. От восторга перед героями, через равнодушие, к полному неприятию, желанию убрать их подальше с глаз долой, как ненужное напоминание о свершенных когда-то ошибках.
Бесконечная война, длящаяся почти тысячу лет. Нет, в истории Человечества, она длится много-много больше. И еще будет длиться. Будут умирать солдаты, будут возвращаться с войны ветераны, и будет существовать незримая стена между ними и остальными людьми, когда почти незаметная, а когда почти осязаемая — в зависимости от здоровья общества. И так будет продолжаться до тех пор, пока не научимся понимать друг друга.
VovaZ, 3 ноября 2020 г.
Ну что сказать? «Наш ответ Роберту Хайнлайну», от ветерана Вьетнамской компании.
Холдеман пишет космический боевик, но прежде всего это социальная драма, космических масштабов. Очень сильна антивоенная линия. Очевидно, что автор пишет о себе, о войне во Вьетнаме. Война, которую легко было начать, но невозможно закончить. Патриотический призыв в армию. Пренебрежение жизнью солдата. Бессмысленная жестокость, по отношению к местным. Сначала просто война, с промытыми мозгами, потом приходит понимание. И наконец, неприятие обществом ветерана, которого оно же отправило в ад. Нечто вроде лемовского ”Возвращения со звёзд”. В социальном регрессе перенаселённого человечества, так же видны лемовские мотивы.
Если морально-нравственная линия сильна и колоритна, то литературные параметры, в целом, средние. Сюжет линейный, с некоторой фантазией. Сценизм слегка занудлив. Впрочем, линия боевика для автора лишь вспомогательная. Военный футуризм для середины 70-х мог бы быть и поразвесистее. Вероятно, причина в том, что автор оставит себе пространство для техногенного развития человечества, в процессе перелётов ГГ, в анабиозе. Главные персонажи развиты не плохо, показаны в динамике.
В целом, роман прочёлся не так уж легко, но в результате, понравился.
Фраза «Во рту у меня уже был поднадоевший привкус генерал-майора...»
Mendax, 3 июня 2016 г.
Так произошло, что с этим произведением я познакомился только сейчас и по этому поводу могу сказать лишь одно: все награды, регалии, рецензии и положительные отзывы соответствуют истине на все 100%. В данном случае Холдеман демонстрирует потрясающее чувство меры. Динамика, научные факты, этические и философские рассуждения, эмоциональная составляющая — всё смешано просто в идеальных пропорциях, поэтому, думаю, и через 10 лет роман будет читаться с не меньшим интересом.
Жаль только, что автор взял за точку отсчёта слишком близкую дату) К примеру тот же Хайнлайн в своих произведениях подстраховывался, накидывая, пару-тройку сотен лет и по-моему мнению делал абсолютно правильно. Но это, так, мелочи.