Владислав Крапивин, Сергей Крапивин «Алые перья стрел»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Хозяйственный Василий Тереньтьевич заводит корову, а сено для нее собирается хранить на чердаке, где ребята устроили свой «штаб». Штаб сводного пионерского отряда «Алые перья стрел». Время суровое — идет война в Испании. Митька Вершинин и его друзья мечтают сражаться с фашистами, а для этого надо метко стрелять, пускай пока из самодельных луков.
Первая публикация: журнал «Пионер», 1971, N 9-10.
Входит в:
— цикл «Алые перья стрел»
— сборник «Посмотри на эту звезду», 1972 г.
— сборник «Облака возвращаются с запада. Повести о военном времени», 2020 г.
- /период:
- 1970-е (3), 1980-е (1), 2000-е (2), 2020-е (2)
- /языки:
- русский (7), украинский (1)
- /перевод:
- И. Сподаренко (1)
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (8 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
zotovvg75, 5 ноября 2025 г.
А ведь могут как-то по особенному задеть всего лишь два слова. В концовке повести Владислав Петрович упомянул о мальчишечьей правоте и сразу всколыхнуло, взволновало былое. Из книги, как и из испытанного, ясно, что правда мальчишки основана на обостренном чувстве неприятия несправедливости и своем собственном видении справедливости. И вот в чем вся штука — то, как видит правду подросток, очень вероятно можно принять за ее истинное значение. Может быть это наивно? Ничуть. Например в повести компания друзей борется с затаенным подлецом Жадой, в то время как взрослые боятся с ним связываться. Справедливости ради можно сказать, что с ребенка спрос минимален, в отличии от взрослого, ведь в тексте ощущается витающий дух сталинских времен. Но факт остается фактом. А то как ребята пели в концовке является очень выразительной, трогательной и вместе с тем воодушевляющей кульминацией эмоционального чувства торжества всего позитивного.
Такое позитивное является характерным признаком творчества Крапивина. Смесь ребячьих забав и проказ с тревожным настоящим и предстоящим лихим будущем очень ярко оттеняет характеры героев. «Робин гудовские» увлечения постепенно перерастают в нечто большее и ощущаемые тревожные нотки проявляются в показанном автором грядущем своих персонажей, героическом и трагическом и не столь уж отдаленном. Поющие дети и гибнущие юноши — как это жестоко и несправедливо, в том числе и поэтому нужно ценить вышеупомянутую мальчишечью правоту. Если бы люди жили по ней, то мир бы был иной.
Нойкед, 10 декабря 2012 г.
«Младший из соавторов» в предисловии, напечатанном в «Отцах», кратко и по делу, с долей горькой иронии объяснил о том как и почему была написана эта повесть. Казалось бы, обычная история про обычных советских мальчишек конца 30-х годов ХХ века. Как всегда у ВПК белое белым, а чёрное чёрным, и ничего плохого в этом нет. Ничем не выдающаяся, на первый взгляд, история про предвоенное детство трогает за душу (тех, естественно, у кого эта самая душа осталась) и становится отчасти понятным как и почему наши отцы и деды, несмотря на непростое время смогли победить фашизм, построить промышленность, пронести в своих сердцах до смерти ту доброту и наивность, которой у нас нет и в помине.