fantlab ru

Владислав Крапивин «Гуси-гуси, га-га-га...»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.77
Оценок:
1255
Моя оценка:
-

подробнее

Гуси-гуси, га-га-га...

Повесть, год; цикл «Великий Кристалл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 96
Аннотация:

Фантастическая повесть из цикла `В глубине Великого Кристалла`.

По жестоким и несправедливым правилам, действующим в государстве, Корнелий Глас должен быть казнен. В ожидании исполнения чудовищного приговора он знакомится с ребятами из тюремного интерната, которые рассказывают ему старинную сказку о легендарной земле, где можно спастись от беды...

Поняв, что это не вымысел, Корнелий решается бежать, взяв с собой новых друзей. От Петра, настоятеля древнего Храма, он узнает предание о великих Хранителях вечных Законов Вселенной, учителях и защитниках всего мира. Вера, преданность, надежда и мужество ведут к ним; любовь, ответственность, бесстрашие и самоотверженность ведут от них — чтобы помочь тем, кто остался…

Входит в:

— журнал «Урал, 1989, № 8», 1989 г.

— журнал «Урал, 1989, № 9», 1989 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 193

Активный словарный запас: средний (2862 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 37%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1989 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Выстрел с монитора
1992 г.
Застава на Якорном поле
1992 г.
Выстрел с монитора
1994 г.
Легенда о Хранителе
1998 г.
Собрание сочинений. Книга 7. Выстрел с монитора
2000 г.
Гуси-гуси, га-га-га...
2002 г.
В глубине Великого Кристалла. Том 1
2005 г.
В ночь большого прилива
2005 г.
В глубине Великого Кристалла
2009 г.
Гуси-гуси, га-га-га...
2014 г.
В глубине Великого Кристалла. Легенда о Хранителе
2019 г.
В глубине Великого Кристалла
2019 г.
В глубине Великого Кристалла
2021 г.
Гуси-гуси, га-га-га...
2021 г.
Гуси-гуси, га-га-га...
2022 г.
В глубине Великого Кристалла
2022 г.
Великий Кристалл 2. Гуси-гуси, га-га-га...
2022 г.

Периодика:

Урал № 8, август 1989 г.
1989 г.
Урал № 9, сентябрь 1989 г.
1989 г.

Издания на иностранных языках:

Les Sanzindes
2016 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда встал вопрос, что почитать детям перед сном, выбор пал на Владислава Крапивина, поскольку из детства сохранились у меня в памяти его очень душевные, с элементом фантастики истории. И, конечно, мне хотелось бы, чтобы мои дети выросли хоть немного похожими на детей, описанных этим автором: смелыми, чистыми, добрыми.

Поначалу слушать детям было сложновато. Они привыкли к более быстрому языку, быстрой смене действия и даже большей эмоциональности. Но постепенно история затянула. И не только все переживали за Корнелия Гласа (довольно неприятного типа на первых страницах), но и обсуждали саму систему: так ли она плоха и чем именно плоха. Ведь, по сути, нам показали антиутопию: мир, в котором нет преступлений, где все сыты. Но в котором однажды утром тебе может прийти повестка о том, что тебя казнят за неправильный переход улицы. А потом выясняется, что тебя могут казнить из-за чьей-то глупой шутки. И есть теневая сторона этой прекрасной жизни, где ты становишься бесправным только потому, что не вписываешься в систему.

Довольно часто в сказках встречается прием, когда злодей и бука вдруг все-все осознает и становится белым и пушистым. Но так же часто читая, не веришь в это превращение, потому что оно происходит после одного разговора, события. Здесь же изменение и становление характера происходит очень медленно, автор буквально обнажает перед нами душу, не приукрашивая нисколько все внутренние порывы, страх, жажду жизни любой ценой. И когда к финалу книги перед нами предстает другой человек (у него и имя теперь другое) веришь этому безоговорочно. В этом проявился особый талант автора.

В книге есть забавные и трогательные до слез моменты, а самое главное, автор сумел передать желание Корнелия Гласа и читателю: желание стать чище, добрее и сделать таким же мир.

Оценка: 10
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сказать, что книга произвела на меня глубокое впечатление, это ничего не сказать. При всей абсурдности той системы, что действует в вымышленном мире книги «Гуси-гуси, га-га-га...», ее черты очень легко узнаваемы в теперешних наших обществах. И пусть не машина решает кому умереть или жить сейчас, но попавший, часто случайно, под колеса государства и представителей власти человек, абсолютно бесправный, обреченностью и предопределенной судьбой напоминает мне Корнелия Гласа.

О Корнелие хочется сказать особо. Человек, в зрелом возрасте обнаруживший в себе не только твердый характер, но и склонность к героизму и самопожертвованию, может и под давление обстоятельств, но все же дает надежду каждому на то, что есть в нем Настоящий человек и что в определенных обстоятельствах мы поступим правильно.

Итак роман, который я считал изначально больше подростковым и читал скорее для того, чтоб восполнить пробелы в цикле «Великий Кристалл», произвел на меня неизгладимое впечатление и заставил задуматься так, как не всегда заставляли задуматься признанные произведения классиков.

Оценка: 10
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

В детстве не могла оторваться от этой книги, и имена Альки-Хальки, Чека и маленьких безынд навсегда отложились в памяти. Перечитывая на днях книгу, обнаружила, что помню все... И так же не могу спокойно читать это произведение, как и раньше. Ничего не изменилось. Чем же оно так цепляет, чем берет читателя за горло?..

Искреннее, светлое и такое человеческое все в этой книге. Проблема выбора, осознания себя, как личности. С детства отвечаем мы перед собой, и как ранят нас уже взрослых, ошибки, сотворенные, казалось бы, давным-давно.

Почему мы всегда должны выбирать?.. Как спокойно бы жилось без этого пресловутого выбора. В системе легко жить, она лишает выбора. Можно не быть собой, стать номером, подчиняться законам Машины...Только рано или поздно Жизнь подкинет такое, что выбьет из тебя дух, заставит снова решать и снова выбирать, выбирать... И тогда ты или исправишь ошибки или окончательно все порушишь. И если порушишь, то в детство тебе уже не вернуться. Значит не будет тебе другого мира, ведь в него попасть могут лишь дети, умеющие побеждать несправедливость и страх. Взрослые ведь тоже могут быть детьми... Да они и есть дети, только примирившиеся с подлостями, разучившиеся играть. Так что порой «разбудить» их может лишь приближение смерти, когда терять нечего, и ты в ответе за своих друзей. Только и здесь выбор смущает, терзает. Ведь можно вернуться в сытую, размеренную взрослую жизнь или решиться, рискнуть всем, ради того, чтобы снова стать по-настоящему живым, пусть даже и ненадолго...

Гуси-гуси, га-га-га... гусей нужно накормить собой, чтобы долететь до зеленых лугов. Нужно погибнуть и снова родиться. Стать Хранителем... Детства.

Я не знаю, о чем эта книга. Просто люблю ее. За правду и горечь, легкость и Надежду, которую она дарит. Быть взрослым тяжело, но возможно вернуться в детство, исправить все ошибки, обретя веру и спокойствие. И пусть придется погибнуть ради того. Жизнь не имеет смысла, когда нет в ней того, ради кого можно пожертвовать всем.

Оценка: 10
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как же я рад, что наконец-то познакомился с творчеством Владислава Крапивина. То, что это корифей жанра подростковой фантастики я был наслышан давно. Но одно дело слышать, а другое прочитать его произведения! На данный момент мной прочитаны все повести и романы, которые входят в обширный цикл о Кристалле. Какие-то вещи понравились больше, какие-то меньше, но то, что это шедевры-однозначно! И если меня спросят кого я считаю лучшим автором подростковой фантастики, я наверное отвечу-Владислава Крапивина. Лично для меня этот автор превзошел другого не менее Великого русскоязычного писателя Кира Булычева. Почему? Наверное, потому что его произведения глубже, мудрее. Именно читая произведения Владислава Крапивина, я невольно возвращался в свое детство, настолько автор смог донести до читателя дух того времени, Советского времени, когда был хлеб по двенадцать копеек, автоматы с газированной водой с сиропом по три копейки и другие советские радости. Были бесплатные пионерские и летние лагеря куда каждый из нас отправлялся летом родителями, а кто оставался дома гонял мяч во дворе или на стадионе. И были приключения- интересные, невероятные и захватывающие.

Со всего цикла повесть «Гуси-гуси,га-га-га» является для меня самой любимой и самой взрослой. И пусть в этой повести (единственной со всего цикла) не затрагивается советская тематика, но именно на нее я хочу написать свой отзыв.

Думал ли старший консультант рекламного бюро «Общая радость» сорока двухлетний Корнелий, что по возвращении домой его будет ждать не мягкое кресло и холодное пиво в руке при просмотре очередной серии популярного детективного сериала, а предписание в почтовом ящике, которое перевернет всю его спокойную жизнь с ног на голову. Он окажется миллионным нарушителем мелкого правопорядка, согласно которому ему надлежит явится в тюрьму г.Реттерберга, где он должен быть казнен. Что за бред скажите вы? Вроде и бред. Но в государстве в котором происходит действие этой повести все компьютеризировано и все решения вместо людей принимают бездушные машины. Всю жизнь прожив спокойную жизнь и привыкший во всем подчиняться системе, Корнелий отправляется в тюрьму. Но оказывается, что исполнить приговор должны в понедельник, а предписание выписано на субботу и начинаются головокружительные приключения нашего героя. На протяжении всего повествования мы видим, как из человека, который всю жизнь плыл по течению Корнелий начинает меняться в лучшую сторону. Оказывается ему не чужды такие понятия как смелость, отвага и настоящая дружба. Очень тронул момент в книге, когда оказавшись в приюте для «незарегистрированных» подростков, он рискуя своей жизнью помогает сбежать ребятам из ужасного места, где их ждет смерть или унижение.

Из персонажей этой книги больше всего заинтересовали- лидер подростков Антон, потерявший свой компьютерный «индекс» (а значить и жизнь) парень Цезарь, когда-то лучший школьный друг Корнелия- Альбин ( сейчас он отец Петр в Храме Девяти Щитов, храме, который является основной силой в борьбе с бездушными машинами) и другие. Смогут ли «Силы Сопротивления» справится с компьютеризированной системой или погибнут в неравном бою, об этом мы узнаем при прочтении этого прекрасного произведения!

Рекомендация: очень высокая!

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Десять, десять и еще раз десять.

Прежде всего хочу сказать: это – Литература. А уж детская она или не детская, пусть каждый решает для себя сам. Сказал же кто-то, что писать для детей нужно так же, как и для взрослых, только лучше.

Лично я Стругацких впервые прочитал лет в десять (ТББ – детская повесть или нет?), а «Отверженных» и «Человек, который смеется» В. Гюго и того раньше (ну совсем не детские, вроде бы, книги). Весь восьмитомник Конан-Дойля был прочитан к 5-му классу.

Но вот с Крапивиным мне повезло меньше. Из детства осталось знакомство сначала с книгой «Мальчик со шпагой», потом с телеспектаклем (где-то он теперь, существует ли в архивах или безжалостно уничтожен?), отдельными повестями из жизни Джонни Воробьева, с прекрасной и грустной книгой «Та сторона, где ветер». Уже учась в институте, прочитал «Дети синего фламинго» — честно говоря, не осталось никаких воспоминаний, надо бы перечитать, тем более, что издательский дом Мещерякова выпускает прекрасно оформленное собрание сочинений автора. Но вот на этом, собственно, и всё.

Остальной Крапивин стал приходить ко мне лишь недавно. Про «Голубятню на Желтой поляне» я уже писал, «Выстрел с монитора» показался хорошей повестью, но как-то не отозвался в душе, а вот «Гуси» зацепили. С первых страниц. С извещения, в котором ГГ приглашают на казнь. Из аннотации я знал, что ГГ будет ложно обвинен и осужден, но о таком способе и подумать не мог. А дальше – стремительное развитие сюжета, настолько стремительное, что местами, как мне кажется, даже несколько скомканное. Хотелось бы, хотелось бы деталей!

Огромное количество вопросов, над которыми рано или поздно задумывается любой нормальный человек. О жизни и смерти, о справедливости и несправедливости наказания, о том, что сделано и как прожита жизнь, о ее конечности, в конце концов! О мере ответственности за происходящее вокруг тебя, за свою и чужую жизнь, о моральном выборе, о Боге, о чести и достоинстве, о слабых и беззащитных, о верности и предательстве. И это не общие рассуждения. Все эти вопросы вписаны в канву повествования плотно, иголки не просунешь. И начинать искать ответы на них как раз и надо с детства. Не хочу пересказывать сюжет – читайте сами, кто еще не читал. Или слушайте, кому лень читать, книга есть на аудио-носителях. Но не могу удержаться от одной довольно пространной цитаты:

«- Добро в мире – изначально. Оно родилось вместе со Вселенной. Зло возникло просто как отрицание добра и всего мира. Беда в том, что злу живется гораздо легче. У него ведь одна цель – уничтожить добро. А у добра цели две: во-первых, творить, строить, созидать мир, а во-вторых, защищать то, что сделано, от зла. Значит, энергии нужно вдвое. А ее у добра и зла поровну. Если же добро забудет о творчестве и направит усилия только на войну со злом, то погубит себя. Станет двойником зла.

- Где же выход?

- В силе духа, друг мой. Боюсь показаться банальным, но именно в ней. Сила духа неизмерима. Просто она еще дремлет, почти не разбужена в людях. А зло бездуховно по своей сути. И потому, верим мы, в итоге обречено…»

Добавить нечего. Простая и вечная истина – добро созидает, зло разрушает. Как это перекликается с жизненной философией еще одного моего любимого писателя Михаила Анчарова!

Тут в одном из отзывов было замечено, что

«для юношеского чтения есть масса более достойных и благородных книг, начиная с классики и кончая нашими с вами современниками».

Вероятно, есть книги лучше. Даже наверняка есть. Но вот много ли их? Такой ли уж длинный ряд выстроится у вас на полке? И, я думаю, место «Гусей» в этом ряду далеко не последнее. И уж в чём, в чём, а в банальщине повесть не обвинишь.

PS. И хорошо бы кино поставить по этой повести, да и по всему циклу. Только это не должно быть дешевое кино с никакими актерами, как сейчас стало у нас практически повсеместно. Нет. Это должно быть дорогое, продуманное, ТАЛАНТЛИВОЕ кино! Потому что оно о вечном. Утопия, конечно, как и с экранизациями АБС.

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я бы мог назвать эту книгу лучшей повестью В.Крапивина, если бы с детства не знал и не любил его «Мальчика со шпагой», «Ковра-самолета», «Колыбельную для брата»... Но, в области детской фантастики эта повесть — точно одна из лучших!

Во — первых, она интересно придумана. Фантастический мир, в котором живет герой, описан настолько реально, осязаемо, что складывается впечатление, что ты и сам жил в этом мире, где, несмотря на общее благоденствие, люди чувствуют себя несвободно, где у каждого есть индивидуальный индекс, а управляет всем разумный и жесткий Компьютер.

Во — вторых, эта повесть написана стилистически безупречно. Большой поклонник К. Паустовского, В.Крапивин пишет также выверенно, четко и осязаемо, как и этот мастер. Описываемый им мир имеет свои детали, цвета, и, что важно, еще и запахи. Запах жилища Корнелия, муниципальной тюрьмы, детского помещения, запах цветов и деревьев, запах оврага и травы после дождя, старого разрушенного форта и т.п. На фоне современной блеклой литературы, где описание места действия часто вообще отсутствует, на крапивинском тексте ты отдыхаешь, наслаждаешься, завидуешь, переживаешь...

В- третьих, образ главного героя. Корнелий Глас, его непростое детство, его жизнь — обычного обывателя города Реттерхальма, настолько знакомы, близки, что сочувствуешь герою, видишь мир и его проблемы его глазами. Поэтому, каждый жизненный шаг персонажа переживаешь, он кажется и твоим шагом, и, кажется, что Корнелий из Руты — твой добрый знакомый. Этот образ представлен развивающимся... На наших глазах Корнелий из равнодушного, зацикленного лишь на своем благополучии обывателя, превращается в героя, которому неравнодушны судьбы безындексных детей, которых он спасает и выводит в другой мир. Любой человек способен измениться, способен на подвиг!

В -четвертых, хочу отметить умение автора рисовать поворотные, ударные сцены. Ты переживаешь вместе с героем, получившим извещение о предстоящей смертной казни. Очень хорошо написана сцена с пистолетом, когда Корнелий пробует на себе последствия его паралитического воздействия, чувствует боль, а ребята наблюдают за ним через стеклянную перегородку... События, связанные с храмом Девяти Щитов, уход ребят на Луга, приход их в таверну, через которую должен случиться Переход, настолько волнуют, что оторваться от книги невозможно!

Книга о том, что мы можем быть Людьми!

Замечательная повесть!

Оценка: 10
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из самых «взрослых» книг автора. На этот раз главный герой — не мальчишка (хотя, конечно, без них не обошлось) а стареющий неудачник, неожиданно выпавший из размеренного течения своей ненужной жизни. Несмотря на «детское» название, книга довольно жёсткая. На мой взгляд, она гораздо естественнее изображает современный мир, чем поздние (конца 90х — начала 2000х) произведения автора, активно смешивающие сказку с суровой, но какой-то внешней, отстранённой действительностью. В «Гусях...» тема бегства от реальности тоже затронута, но в виде мечты, надежды а не постоянной и повседневной практики, как, например, в «Ампуле Грина».

Рекомендую желающим познакомиться с творчеством Крапивина в зрелом возрасте начинать именно с этого романа.

Оценка: 10
– [  15  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще один роман Крапивина, который напомнил мне Стругацких для подростков – на этот раз «Хищные вещи века», конечно. Благоустроенный мир Западной Федерации, такой хрестомайтиный загнивающий капитализм, все люди с вшитыми в младенчестве индексами, которые заменяют все документы и деньги, а также позволяют государству следить за каждым их шагом. И странная система «машинного правосудия», выписывающая за любые нарушения одно наказание – смертную казнь, но с разным процентом вероятности. Наказание, таким образом, превращается в общегосударственную лотерею.

Систему ломает на этот раз не пришелец извне, а совершенно хрестоматийный ее обыватель – немолодой скучный мужчина, ведущий совершенно пустую жизнь и проводящий свой досуг с теликом и алкоголем, образцовый средний класс и столп этого общества. Стоит ему испытать на себе действие машины правосудия – и выясняется, что справедливостью там и не пахнет, а стоит оказаться исключенным из привычной системы «индексов» — и можно очень быстро дойти до революционных настроений и действий.

Редкий случай у Крапивина, видимо, когда главным героем является взрослый человек. Впрочем, детей там тоже хватает, и дети это странные – не обычные стандартно-хорошие «крапивинские мальчики» (хотя есть и пара таких). Честно говоря, странные и не слишком счастливые дети кажутся более интересными.

Удивительно быстро и легко происходит во взрослом герое эта перемена – от добропорядочного члена общества до главы местного подполья. Откуда-то берутся силы, смелость и активность, которых в прежней, благополучной жизни у него совсем не наблюдалось. Нет, я не верю, что жизнь заставит – у человека изменился характер полностью, не образ мыслей даже, а сама личность. Выглядит это немного странно: на родную дочь герой плевать хотел (утешаясь тем, что она на него тоже и у нее все хорошо, но это достоверно неизвестно), а с чужими детьми неожиданно начал носиться и спасать их, всем рискуя. Это очень похвально, но не очень достоверно.

Оставив этот момент с сомнительной трансформацией героя – отличный цельный сюжет развала зловредной государственной системы, который начался с одного рекламного менеджера и стайки приютских детей. Хотела было сказать, что раз система так быстро развалилась, то вряд ли она была такой всеобъемлющей и серьезной, как представляется в романе, но потом вспомнила СССР и теперь уже не знаю, что сказать.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильная книга вне времени и на всё возрасты.Хотя, она скорее нацелена на взрослую аудиторию. Увидела не только этапы развития и взросления «крапивинских мальчиков», что вполне очевидно, но и эволюцию взрослого героя.

Отлично прописанный мир равнодушной и жуткой антиутопии, который только закалил персонажей.

Идея гуманизма и выбора, за который всегда надо платить.

Не поставила «десятку» лишь потому,что любимой книгой Владислава Петровича на все времена у меня осталась «Голубятня на желтой поляне»

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эту повесть я прочитал в журнале «Урал», и она меня захватила и зацепила. Тот романтический флер, порою даже сновидный, который я всегда очень ценил в книгах Крапивина, в «Гусях...» достиг своего крещендо. Замечательный сюжет, человеческая трагикомедия, переоценка ценностей... А какой потрясающий мир! Я его видел, этот Город, этот Храм, этого жалкого Корнелия, оборачивающегося человеком. Прелесть! 10 баллов

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой взгляд сюжет весьма самобытен. В обсуждении насколько реально или не реально данное общество смысла не вижу. Это вообще не важно в данном случае. Самое главное в произведениях Крапивина — это всепоглащающая доброта и любовь, они несут тепло и свет, учат состраданию и самопожертвованию, их нужно преподавать в школе, в качестве обязательной программы. Хотя, возможно «Гуси-гуси,...» скорее произведение для взрослых, а не для юношества...

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатление от книги осталось довольно двойственное. Мне показалось, что она состоит как бы из двух частей: до укрытия Корнелия в Храме и после...

Описание тоталитарного государства удалось на редкость хорошо — кратко и точно переданы основные моменты, и картина жизни в той стране бувально предстаёт перед глазами, реально и пугающе ощутимо. Психология героя, его переживания, воспоминания и мысли удивительно правдоподобны — верится сразу и на все 100%.

Развитие событий тоже поначалу совершенно непредсказуемо и сюжет действительно захватывает.

Однако после того, как герой укрылся в Храме, характер произведения как бы меняется. Появляющиеся персонажи проигрывают в достоверности персонажам первой части, появляются непонятности в мотивации поступков действующих лиц, незаконченные (или недописаные) события... Да и сам сюжет становится вдруг прозрачным и совершенно предсказуемым.

Честно, поставил бы 10 баллов за первую часть (достойна стоять на одной полке с «Записками о кошачьем городе» Лао Шэ), но вторая часть меня разочаровала...

Оценка: 7
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Знакомство и с этим автором состоялось. Это произведение оставило только положительные эмоции.

очень интересная система наблюдения за жителями и своего рода машина наказаний, которая работает безошибочно исходя из вероятности.

вроде и апатичное и грустное и жалостливое произведение, но шутки которые встречаются очень разряжают обстановку:

«Выражение на ней, однако, было глубокомысленное, ибо этот человек предавался одному из самых философских и древних занятий. Следил за мухой на потолке.» :wink:

Очень поучительные и гуманные фразы и высказывания встречаются не редко. Например,

» Задача тяжела, но посильна. Добро в мире — изначально. Оно родилось вместе со Вселенной. Зло возникло просто как отрицание добра и всего мира. Беда в том, что злу живётся гораздо легче. У него ведь одна цель: уничтожить добро. А у добра целей две: во-первых, творить, строить, созидать мир, а во-вторых, защищать то, что сделано, от зла. Значит и энергии нужно вдвое. А её у добра и зла, увы, поровну. Если же добро забудет о творчестве и направит усилия только на войну со злом, то погубит себя. Станет двойником зла...»

читайте, делайте выводы, наслаждайтесь.

спасибо. :appl:

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших повестей «Великого Кристалла». Антиутопия по-крапивински. Жизнь Корнеля Гласа: от рядового обывателя до подпольщика-революционера и Командора.

Интересна завязка сюжета: главный герой приговорен к смертной казни за... переход улицы в неположенном месте.

Автор мастерски показывает духовное развитие Корнелия: его «смиренность» с несправедливым приговором, попытки «обмануть» систему и, наконец, прямое противостояние с ней. Развитие сюжета всегда к месту перемежается вставками о детстве Корнелия.

Прекрасный, «крапивинский» язык, четкая динамика развития сюжета не дадут оторваться от чтения книги.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наверное, «Гуси-гуси, га-га-га...» — моё самое любимое произведение у Крапивина. В восторг меня привело уже только одно название, когда я просил ФантЛаб посоветовать мне что-нибудь почитать.

Как таковых связей с остальным циклом у повести не очень много: несколько сквозных персонажей-мальчишек и упоминания в дальнейших повестях о Корнелии Гласе плюс само место действия — город Реттерберг (бывший Реттерхальм).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сюжет «Заставы на Якорном Поле» полностью развивается в этом городе (правда, в далёком будущем), в «Крике петуха» много значимых событий происходит непосредственно после окончания «Гусей».

Здесь показан, пожалуй, самый человечный детский приют изо всех, которые встречаются в цикле и связанных с ним произведениях. По крайней мере, здесь есть настоящее детское единство, которого, увы, лишены все остальные подобные заведения, наверное, вообще, а не только в творчестве Владислава Петровича.

В других отзывах я встретил мнение, что поведение и метаморфоза Корнелия выглядит нереалистично, что не мог он так преобразится за неделю. А вот мне кажется, что несмотря на то, что тут этот момент подан в слегка утрированной форме, но, тем не менее, вызывает доверие.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Вероятно, именно то, что он попал в приют и встретился там с этими странными со всех точек зрения детьми как раз и стал спусковым крючком для перехода из фазы депрессии к непосредственной деятельности.

Некоторое недоверие у меня вызывают его взаимоотношения с Рибалтером в самом конце этой сюжетной линии. Хотя, вероятно, этому могло поспособствовать то наказание, которое Рибалтеру присудили.

Система правосудия мне понравилась. Другое дело, что, как верно подмечает кто-то из персонажей, если этот шанс выпадет кому-то из правящей верхушки, которым подчиняется машина, то навряд ли они попадут в такое положение. Но это уже издержки собственно человеческого общества, которое в своём развитии недалеко ушло от нашего современного уровня. Более того, сейчас, в 2020-м году, эта повесть воспринимается как пророчество. Как минимум, мы уже вплотную подошли к фазе «браслетов с излучателями» на добровольной основе.

Правда, тут возникает два вопроса:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
как Рибалтер смог подделать повестку и почему «принимающая сторона» в лице Альбина Мука не перепроверила, действительно ли осуждён Корнелий Глас?

Но по большему счёту эти мелкие неувязки не мешают получать удовольствие от чтения.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх