Джефф Нун «Пыльца»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Киберпанк ) | Психоделика
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа )) | Виртуальная реальность
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Путешествие к особой цели | Искусственный интеллект
- Возраст читателя: Только для взрослых
Мир, где Плодородие 10 сломало генетические барьеры. Существа, слившиеся в экстазе межвидового секса, вечное противостояние гибридов. Мех против Дыма. Чистые против гибридов. Больные против здоровых. И все — против Зомби.
В этом мире миф обрел разум и волю, но не перестал быть мифом. Добавьте к нему еще одно измерение — измерение сна — и добро пожаловать в дождливый Манчестер в сезон цветения.
Входит в:
— цикл «Вирт»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
majj-s, 4 августа 2023 г.
Всякая плоть трава
«Вы, смертные, придаете ей такую важность. В смысле жизни. Честное слово, это даже утомляет. Ты когда-нибудь слышала, чтобы растение жаловалось на смерть?»
Добро пожаловать в мир Вирта, созданный воображением англичанина Джеффа Нуна. Что-то невероятное, хотела сказать «невообразимое», но во-первых это было бы тавтологией, а во-вторых: как же «не», когда человек не только вполне успешно вообразил, но даже рассказал себе и нам по порядку. Хотя с упорядоченностью здесь несколько сложнее, Нун не из тех авторов, которые подробно растолковывают как мы дошли до жизни такой, что за чем следовало и к чему все это привело Своего читателя он швыряет на глубину: выплывет — хорошо, а помрет, так помрет.
За себя могу сказать, что ешче Польске не сгинела — в смысле, не только выплыла, но и разобралась с предысторией, которая в первой книге цикла «Вирт». Потому что «Пыльца» — вторая, в ней мы уже находимся в реальности Манчестера-который-десяток-лет-назад-посетило-Плодородие, полностью изменив картину мира. Вот кстати, произошло ли подобное со всем земным шаром или сомнительное везение досталось на долю только родине писателя, и если явление локально, то есть ли возможность перебраться отсюда в более привычную реальность, в книге не уточняется. История разворачивается в декорациях одного отдельно взятого города и пригородов так, словно остального человечества и прежней жизни просто не существует.
Резонный вопрос: «А что с коммуникациями?» — здесь тоже остается без ответа. Это не наш с вами мир, пронизанный связями. Да, в 1995 году, когда роман писался, интернет и электронная почта еще не стали частью повседневности, но простая почта-телеграф-телефон вполне себе существовали и непонятно, почему никак не обозначено отношение мира к радикальному изменению Плодородия. Это не пустая придирка, читателю важно, чтобы фантастическое допущение было как-то встроено в привычную ему реальность, в противном случае ткань мироздания расползается в лохмотья. Итак, что такое Плодородие?
Феномен, в результате которого не только на порядок увеличилась фертильность всех биологических видов (как вам идея перспективы иметь детей в количестве двадцати одного?), но еще и сделалось возможным межвидовое скрещивание и теперь псолюди составляют значительную часть местного населения. Я опасаюсь предполагать, в результате чего все они народились и почему, если допустить худшее, вокруг не бродят толпы козолюдей, овцелюдей, конелюдей? Есть еще зомби, потому что мертвые тоже не до конца умирают, а таскаются по миру, разбрасывая вокруг сгустки отгнившей плоти.
На большинстве стадий разложения они не опасны, такие себе парии, но сразу после смерти зомби вполне может снасильничать живую женщину и та родит от него младенца-тень. Тенелюди обладают повышенной способностью к эмпатическому восприятию и не подвержены воздействию перьев вирта. А это еще что за хрень? Да, та еще диковина, что-то, вроде порталов во множество виртуальных миров, пропуском в которые служат взятое в рот (не то, что вы подумали, хотя то тоже будет, и описанное предельно реалистично) перо. Перья различаются по цветам, оттенком, размеру и фактуре, в зависимости от которых меняется воздействие на реципиента. Часть популяции, непосредственно связанная с виртом — ангелы, они же составляют верхнюю ступень здешней иерархии, ниже обычные люди, киберлюди (есть и такие), тени, псы, замыкают цепочку зомбаки.
С раскладом примерно разобрались, только нужно еще уточнить, что вирт прежде только виртуальный, постепенно набирает силу и отвоевывает куски подлинного мира, на уровне реальности, данной в ощущениях воспринимаясь как своего рода промежуточное пространство, бардо или лимб. Действие романа начинается, когда шофер черного такси собакочеловек Койот берет пассажиркой девочку лет одиннадцати, которая сидит сзади, надвинув капюшон, по пути они переживают нападение зомби, которые в лимбе проворны и опасны, а когда благополучно доезжают, то в оплату немыслимой суммы на счетчике (тариф прикручивает за каждую опасность сотни фунтов), пассажирка дает ему фиалку. Которую устройство считывает как первосортную карту оплаты.
Напоследок девочка, представившаяся Персефоной, дарит водителю поцелуй, тут-то ему и приходит конец. И больше он не увидится с любимой девушкой Бодой (от имени языческой богини Боадицеи — прошедшие инициацию киберлюди, сознание которых сращено с интеллектом их машин, меняют имена, а Бода водит грузовик Тошку). Персефона (вы уже вспомнили богиню плодородия и супругу Аида из греческого пантеона?), оставив Койота с прорастающими сквозь плоть цветами, движется куда там ей надо было, рассеивая вокруг споры аллергенной Пыльцы. Смерть водителя оказывается неожиданно резонансной, псы устраивают митинги протеста и нужно назначить виноватого, которым-которой шеф перевозчиков находит удобным назвать Боду.
С этого дня девушка с Тошкой в бегах. По официальным каналам расследование смерти Койота ведет инспектор-тень Сивилла, много лет назад потерявшая дочь. Девятилетняя девочка сбежала из дома вскоре после того, как их бросил отец, она обвинила в распаде семьи мать, и поиски не дали результатов. Сейчас я совершу страшный грех в глазах спойлероненавистнков, но не могу отказать себе в удовольствии (шепотом: Бода, в прежней жизни Белинда — дочь Сивиллы, тоже не без некоторых теневых способностей). И теперь уже мать пойдет на все, чтобы спасти свою найденную девочку, которая впрочем ведет себя по отношению к ней как та еще мерзавка.
В общем, всего столько, что экскаватором не разгрести. Но при этом читается с интересом, особенно когда начинаешь врубаться в здешнее мироустройство. Имей Нун мужество закончить историю примерно на двух третях от объема, когда вразумительный сюжет кончился — было бы идеально. Но он принялся наворачивать психоделику на уже исчерпавшую себя фабулу и это было изнасилованием трупа. Вовремя остановиться — тоже искусство.
#ЛитРес, английская литература, киберпанк, биопанк, виртуальность, психоделика, детектив, вирус, материнская любовь, Джефф Нун, Вирт #2, перевод Антона Скобина, АСТ
ilya_cf, 7 октября 2020 г.
«Пыльца», при первом прочтении, понравилась мне больше двух остальных книг, тем более читать их можно и как отдельные истории. И если в первой книге был полный отрыв головы, ничего не понятно, но жутко интересно и драйвово, то в «Пыльце» нас ждёт картина принципиально иная. Да, тут гораздо меньше самого Вирта, меньше того самого наркоманского, кислотного трипа, ниже градус безбашенного безумия. Но книга от этого только выигрывает. Не теряя в оригинальности, «Пыльца» приобретает более продуманный сюжет, более цельную картинку мира и поднимает более зрелые, даже философские вопросы. Являясь поначалу полицейским детективом, книга постепенно погружает нас в более глубокие слои окружающей реальности. Ведь Вирт, это не просто сон, это целый мир живущий своей собственной полноценной жизнью. И этот мир может свысока смотреть на тех, кто дал ему саму возможность существовать. Логично, что рано или поздно наиболее могущественным сущностям Вирта станет тесно даже в, казалось бы, безграничных возможностях сна. Сноборигены захотят свободы.
Красивый фон грядущего коллапса выбрал Нун. Цветы, любовь, музыка шестидесятых. Была бы идиллия, не неси с собой новоявленная Персефона зёрна быстро набирающего обороты апокалипсиса. Всё это приправлено, в прямом смысле слова, буйным цветением Манчестера (где Сити и Юнайтед рубятся на ещё целёхоньком Мэйн Роуд). Псолюди, робо, тени, вирты, зомби и прочие плоды зоофилии, некрофилии, ещё каких то «филий» — Манчестер поражает и без психоделического вторжения Вирта. Спасибо за всё Плодородию 10 — порушившему барьеры межвидового секса и давшему такой всплеск жизни в разных её проявлениях, что разве в Нью-Кробюзоне встретишь. А вот теперь ещё флорофилию получите )
Короче говоря, тяжко придётся копу-псу и копу-дымке разгрести ту кашу, что заварилась вокруг. А ведь помимо проблем виртово-насущных, остаются и непростые отношения среди многовидового населения города, и притеснённые меньшинства, да и в личной жизни не всё так гладко как хотелось бы.
Читая книгу сейчас, ассоциаций с Мьевилем не избежать, они вполне отчётливы. Но надо понимать, что Нун писал раньше.
P.S. Если кому важно — мат присутствует. Не зацензурен :)
mudrost, 19 декабря 2019 г.
«Ааапчхи! Грёбаная аллергия! Привет, народ! С вами Радио-карцер и его бессменный диджей Гамбо Йо-Йо! Но не спешите радоваться, я принёс хреновые новости.
В невидимом доме, где мирно почиет мисс Хобарт, кто-то очень могущественный и амбициозный перебил окна и снёс с петель входную дверь — и наш с вами любимый мир затрещал по швам.
Под видом милой одиннадцатилетней девочки с букетом цветов в руках в Манчестер проникло великое зло из Вирта. Зовут её Персефона, с цветов непрерывно слетает пыльца. Будьте осторожны, крайне осторожны! Пыльца заразна! Стоит ей упасть на землю — она тут же прорастает новой флорой; проникая в живые организмы, пыльца вызывает жуткую аллергию, а особо восприимчивых оплодотворяет, и плоть несчастных в течение нескольких минут также прорастает цветами и травами. Так что задрайте люки, наденьте респираторы и не покидайте свои норы без необходимости.
Слушайте, чтобы вам стала понятна вся серьёзность происходящего, час тому назад на окраине города пыльца с букета Персефоны нашла себе первую жертву. Таксист по прозвищу Койот. Он доставил девчонку из мира сновидений в действительность и поплатился жизнью. При вскрытии обнаружилось, что внутренности проросли зелёными стеблями, а из брюха, прямо из-под скальпеля, в воздух разлетелись мириады шариков пыльцы.
У начальника городского такси есть кандидатура на роль преступника — Бода, любовница Койота, и он предлагает шефу полиции замять дело. Эти двое бьют по рукам. А вы что думали, дорогие мои, бывают честные начальники? В реале — точно нет, в снах — да. Зато нашлась честолюбивая подчинённая, детектив Сивилла Джонс, и приступила к расследованию сего запутанного дельца.
Ааааапчхи!!! Гамбо не верит своим глазам! Два прожжённых волка в овечьей шкуре объявляют вне закона не только Боду, но и Джонс и назначают за их головы кругленькую сумму.
Ох, не позавидуешь этой Джонс... С мужем-смутьяном вынужденно развелась, дочь сбежала от неё как только научилась дважды два считать, в добавок сменила имя.
Аааапчхии!!! Пока Сивилла мечется меж двух огней, концентрация пыльцы растёт. Количество заражённых увеличивается, живые перестают дышать и взрываются радужным спектром прямо на улицах. А тварь с цветами в кулачке продолжает топтать маленькими ножками нашу священную манчестерскую землю.
О господи... Улавливаете тревожные нотки в голосе Гамбо? Ищейки, пущенные по следу мисс Джонс, уже стоят под окнами её жилища и поводят носами. Женщина была тут совсем недавно. Собаки скалятся, рвутся с поводка, крутятся волчком... Что-то сбило с толку их обоняние. Опер-группа уходит ни с чем, повезло.
Разложение и тлен — это испугало Бобиков.
Очередная деталь в портрете Сивиллы:
В соответствии с иерархией видов зомби принадлежат к классу НПС: такие не нужны ни Вирту, ни реалу. Вот и обитают все НПС в гетто на месте бывшей свалки в лесополосе. Но никакой угрозы Манчестеру они не несут, ей-богу! Зомби это не жизнь после смерти, это смерть, изо всех сил цепляющаяся за жизнь. Это вам Гамбо говорит, а Гамбо можно верить. Ну чем может быть опасен зомби-пупс? Лежит в кроватке, порыкивает, порыгивает, тянет скрюченные ручонки свои, гримасничает, слюной брызжет. Милота запредельного уровня, да и только! Но и он также заражён пыльцой, значит, его тщедушное тельце постепенно переносится в страну забвения. Чёрт, я аж прослезился... Ааааааапчхи!!! Нет, аллергия гадская! НПС, кстати, означает «неполноценное существо».
Распутывая клубок, в котором тесно переплелись заговоры и месть, профессиональный долг, материнские чувства, ложь и угрозы, жизнь и сон, Сивилла проникнет в суть вещей и обнаружит, что противостоят ей на самом деле отнюдь не главы полиции и такси, но куда более могущественные силы: те силы, что навели собственные порядки в доме самой мисс Хобарт и запустили к нам Персефону. А этой девочке, дорогие мои, одиннадцать лет только в запыльцованном Манчестере; там, откуда она пришла, её возраст исчисляется четырёхзначным числом.
Сможет ли Сивилла Джонс вернуть себе дочь, сумеет ли сохранить жизнь зомбёнышу, по силам ли окажется хрупкой женщине вернуть цветочную диву в мир сновидений и избавить всех нас от этой проклятой пыльцы — этого не знает и сам Гамбо, а ведь он всегда находится в центре истории всех историй.
Пожелайте ей ни пуха ни пера, держите за неё кулачки, скрестите пальчики и... что там ещё делают суеверные, когда желают удачи?
И забудьте про рай! Для того, чтобы человек попал в рай, ему нужно протянуть ноги; а это идёт в разрез с планами Гамбо Йо-Йо!
В общем посылайте агенту Джонс лучи добра и энергии и помните про средства индивидуальной защиты. Радио-карцер и Гамбо будут на связи!
Аааапчхи! Ааааапчхи!! Аааааааааапчхиии!!!»
SadBegemoth, 13 мая 2014 г.
Сразу хотелось бы отметить, что данный роман цикла значительно отличается как по содержанию так и по стилистике от первого, несмотря на то, что действия разворачиваются и одних местах, пусть и в разные промежутки времени. Пыльца мне, как и многим другим рецензентам, понравилась гораздо больше предыдущего Вирта. И если в Вирте автор скорее вылил свой феерический трип на бумагу, то Пыльца нам уже представляется более целостным и серьезным произведением, которое я в большей степени бы отнес к фантастике нежели к альтернативе.
Тем не менее Пыльца наступает на ровно те же грабельки, что были и в первом романе — здесь катастрофически не хватает более детального описания мира. Понять, откуда растут ноги, очень сложно. Что такое Вирт, кто такие песолюди, тени, зомби, и как это все взаимодействует между собой, приходится додумывать самому. Это как смотреть детскую раскраску, в которой половину страниц не раскрашена — многое теряется и от этого устаешь. Я не сомневаюсь, что в голове у автора весь этот винегрет представляет собой более-менее цельную картину, но вот вынести это на бумагу ему похоже не хватило мастерства.
Поставил роману 8 только потому, что он мне понравился больше Вирта, а тому я поставил 7. Стоит ли ее советовать кому-то читать? Даже не знаю. Любителям альтернативы может на зайти — благо тут больше уклон к фантастике уже. Любителям же фантастики весь этот трешевый сумбур может не прийтись по вкусу. Решать вам, дорогой читатель. А с вами был Гамбо-ЙоЙо, всем хорошего дня!
Igolo4ka, 25 декабря 2013 г.
С первых же страниц книга захватывает с головой, вызывая неописуемый беспричинный восторг. Все так красиво, непонятно, воздушно. После прочтения каждого предложения хочется закрыть глаза и нарисовать перед мысленным взором яркую наркоманскую картинку. Собственно, только этим книга и понравилась Такого эффекта на меня еще ни одна книга не оказывала. Но уже где-то с середины повествования вся воздушность начинает улетучиваться, непонятности переходят в абсурд, а красота — в сексуальную озабоченность всех без исключения. Первая мысль — автора начало отпускать. Сюжет обнажается до голой озабоченной скукотищи с потугами на фантастику, глубокую философскую мысль и выглядывающими из кустов роялями. Лучше бы автор употребил что-нибудь еще и продолжил писать нечто непонятное, но хотя бы красивое и приятное.
Дочитывала с трудом и уже нет никакого желания читать «Вирт».
Carn, 10 марта 2013 г.
Это не киберпанк. Тут нет продуманного мира. Автору пришло в голову несколько красивых идей, которые он переложил на бумагу, лишь немного подрихтовав ради связности.
Тут нет сложных технических деталей, характерных для настоящего киберпанка. Просто автор тематикой своей шизы выбрал виртуальный мир, способ попадания в который мало отличается от способа попадания Алисы в Страну Чудес.
Это не фантастика, это сказочный наркотический бредок в современном антураже и с членами. Если вы готовы восхищаться непроработанными оригинальными идеями и любите Ф.Дика, то это книга для вас.
Flying to light, 1 января 2009 г.
Как могла, читая, растягивала удовольствие. Все равно прочитала книгу залпом и как всегда после прочтения не могу прийти в себя
Потрясающая книга. Удивительный разворот событий, и все так необычно
«Это не жизнь после смерти, это смерть, уцепившаяся за жизнь...»
Книга про мир, который борется за свою реальность, чтобы не стать виртуальным. Книга о ценности, ценности жизни, насколько она нам дорога, и насколько мы не хотим, чтобы ее у нас забирали, хотя сами готовы во имя других отдать свою жизнь...
eugene444, 19 сентября 2008 г.
Насколько «Вирт» гениальный, оригинальный и вставляющий, настолько же «Пыльца» провальная книга. Сплошное разочарование. По-моему Джефф Нун не устоял «поиграться в литературу» в этой книге. Нет репортажа с улиц, нет потока сознания, оригинальных идей и сюжетных линий по сравнению с «Виртом» в десятки раз меньше. Да и стиль и повествование страдают. Не даром Алекс Керви перевёл из трилогии только «Вирт».
Sashenka, 23 мая 2006 г.
Надеюсь, что через несколько лет я прочту этот роман еще раз и напишу на этой же страничке еще один отзыв.
А на сегодняшний день дело обстоит так:
Это роман о любви. О том как любовь к женщине оказалась сильнее, чем новая сущность, как человек остался верен себе.
Еще это роман о материнской любви — нет ничего сильнее и святее, чем любовь матери. Всё, что есть у неё, и даже жизнь свою, не колеблясь она отдаст ради своих детей и детям своим.
Это роман о долге. О долге перед собой, перед обществом, перед профессией. Рано или поздно любой человек может попасть в такую ситуацию, когда от его выбора будет зависить судьба мира. И этот выбор ох как нелегко сделать.
Это роман о продажности и коррупции; о том, до какой степени может дойти падение человеческое. К сожалению, не скоро эта тема перестанет быть актуальной.
PS Относительно самого романа:
Во второй части трилогии «Вирт» создана наконец целостная картина происходящего, странное население получило объяснение своего происхождения, мир романа обрел логику и законченность.
Не вызывает сомнений, что пыльца — это зло, но невозможно не проникнуться сочувствием к стороне наступающей. Конфликт интересов слишком глобален, но кто сказал, что жизнь, как таковая, не является ценностью?
dgetnefer, 25 мая 2007 г.
На мой взгляд, слабее «Вирта», но лучше «Нимформации». Джефа Нуна нельзя не читать...
mihail, 18 декабря 2007 г.
Первое общение с творчеством Нуна — теперь точно понятно,что не последнее...
Vitality, 30 декабря 2006 г.
Самый захватывающий из трех романов-шедевров цикла. Человечество уже состоит из мутантов, причем процесс продолжается. В отличие от «Вирта», имеющего точки соприкосновения со «Страхом и ненавистью в Лас-Вегасе» и творчеством Филипа Дика («Нимформация» мне вообще ничего не напоминает), «Пыльца» вызывает ассоциации то с «Градом обреченным», а то и с «Неукротимой планетой». Атмосфера — загадочная, напряженная, очень нелегко было отрываться от чтения. Странно, что этот глубоко фантастический цикл с элементами киберпанка подается как просто Альтернатива, а не как Альтернативная Фантастика. Очень хотелось бы иметь все произведения этого автора, но многие из них до сих пор не изданы в России, из-за слабого спроса. Жаль, что такие изысканные, а главное – очень оригинальные и несказанно интересные — вещи не находит здесь своего читателя. Как Голливуд в современном кино или попса в музыке, любовные романы и низкопробные детективы правит балом в литературе. Впрочем, дебилизация населения Земли СМИ, МТВ, лохотронами, «реалити шоу» и рекламой уже привела человечество к серьезной культурной деградации, и это в равной степени ярко отражено в нынешнем мейнстриме музыки, литературы, кино. А в цикле «Вирт», по-моему, описано как раз то, что нас ждет.
AngStrem, 25 августа 2006 г.
Захватывающе страстное, умопомрачительно живое, откровенно интересное произведение. (прочитал его первым из трех, хотя сюжетно оно последнее:smile:)