Джон Уиндем «Усталый путник, отдохни»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Далёкое будущее
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Годы назад он был Бертом Тассером, землянином, совершившим свой первый и единственный межпланетный перелёт с Луны на Марс. Годы назад была Земля, Земля голубая и зелёная... Но после того, как из иллюминатора корабля ему и другим довелось увидеть, как Земля покрылась множеством трещин и наружу выплеснулось ослепительно яркое пламя, они навсегда стали жителями Марса — пленниками Марса.
Берт выбрал для себя путь странника, этакого марсианского первопроходца. Но он устал. Он очень устал...
Рассказ публиковался под псевдонимом Джон Бейнон (John Beynon).
Входит в:
— цикл «Берт»
— журнал «The Arkham Sampler, Winter 1949»
— журнал «New Worlds Volume 2, No 5», 1949 г.
— антологию «Far Boundaries», 1951 г.
— сборник «Семена времени», 1956 г.
— антологию «Pozemšťané a mimozemšťané», 1981 г.
— антологию «Фата-Моргана 8», 1993 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
- /языки:
- русский (9), английский (4), итальянский (1), чешский (1)
- /тип:
- книги (8), периодика (2), самиздат (3), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Я. Вейс (1), К. Королёв (6), И. Мудрова (1), Л. Серра (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 28 апреля 2022 г.
Неплохой рассказ, в котором главное — не какой-либо безумный экшен или потрясающее воображение путешествие по дальним мирам, а размышления о смысле той жизни, которая уже потеряла всякий смысл. Земля погибла в огне атомного пламени, в мгновение ока превратившись в облако безжизненных астероидов. А те из людей, кто по счастливому стечению обстоятельств оказался вне ее пределов, тут же превратились в расу космических скитальцев и изгоев. Главному герою рассказа еще повезло: катастрофа застала его на пути к Марсу — второй по качеству жизни планете Солнечной системы. На Венере слишком жарко, а на спутниках Юпитера, напротив, — слишком холодно. А тут и атмосфера, и гидросфера имеется, урожай можно растить, да и местные жители весьма дружелюбны. Живи — не хочу! Только вот земляне вдруг потеряли желание жить, и их популяция начала стремительно сокращаться. Берт Тессел смог преодолеть депрессию только благодаря кочевому образу жизни. На своем небольшом катерке он изъездил все местные каналы, помогая аборигенам с изготовлением домашней утвари. Правда, в последнее время его всё чаще и чаще посещает одна и та же мысль: а не пора ли закончить все свои странствия и осесть где-нибудь, чтобы как следует отдохнуть?.. Автор хорошо обрисовал все проблемы человечества, враз осиротевшего после гибели Земли: печаль, горечь и полная апатия. Кто-то ударился в беспробудное пьянство, пытаясь уйти от действительности, кто-то не смог примириться с потерей и покинул эту самую действительность самым тривиальным образом. Всё это хорошо понятно и вполне объяснимо. Наверно поэтому и цепляет за душу. Ведь каждый из нас когда-то испытывал на себе подобные чувства. А то, что тебе хорошо знакомо и небезразлично, всегда воспринимается по-особому, с ностальгией. И потому не может оставить равнодушным к чужой беде.
-------------
РЕЗЮМЕ: рассказ о людях, потерявших свой родной дом и пытающихся обрести новый. Я бы лично перевел его название как «Время передохнуть» (в смысле «отдохнуть»).
god54, 27 июля 2020 г.
Отличная идея, очень даже неплохое исполнение, но совсем немного не хватает психологии, эмоций, ибо произведение носит скорее описательный характер, когда за героя говорит автор. Не чувствуется героя, его проблем, переживаний. А в целом рассказ для пожилых людей: может и правда пора на покой: сидеть на завалинке и греться на солнышке, считая оставшиеся дни и вспоминая прошлое, злясь на окружающих...
taipan, 27 июля 2012 г.
«Time to Rest», медитативная элегия о несостоявшейся космической экспансии человечества от британца Джона Уиндэма, автора таких блокбастеров, как «День триффидов» и «Кукушата Мидвича».
В основе сюжета — почти брэдбериевское фантдопущение: Земля, едва успев заселить колонии в Солнечной системе горстками первопоселенцев, гибнет.
Осиротевшее человечество ( горстка пилотов, инженеров и бурильщиков ), разъединенное световыми годами и нехваткой горючего, топит тоску в алкоголе и планировании суицидов, по-тихому вымирая.
Главный герой, отставной искатель приключений, пытается найти отдушину в своих одиночных скитаниях по каналам Марса на собранном из вторсырья катере. Изредка он встречает аборигенов, будто бы сошедших с полотен Гогена — миролюбивых, склонных к созерцательности, живущих в идиллии с природой. До них на Красной планете заправляла загадочная сверхцивилизация Могучих, в наследство от которой остались лишь живописные руины, паутина заполненных водой каналов и суеверный запрет на развитие технологий. Следом пришли земляне со своей бурной жаждой деятельности, но и у них ничего не получилось – не успели, а бурная жажда деятельности известно к чему привела.
Словом, аборигены продолжают жить по своему, по старинке, и, в общем, всем довольны.
Это как «Танцы с волками» или ее продвинутый НФ-вариант «Аватар», из которых убрали всю «войну». Она осталась за кадром, как и расцвет человеческой цивилизации. Земля со всеми ее мечтами о гегемонии и возведенной в образ жизни экспансией – в один миг превратилась в облако астероидов, в скопище ярких точек-пылинок на фоне черного неба. И даже Луна-изменница горевала недолго: нашла себе нового спутника жизни в лице верзилы-Юпитера.
История эта необычайно современна тем, что автор еще в 1949 году предвосхищает философские течения начала XXI века, с его разочарованием, усталостью, рассуждениями о крахе ключевых «западных» ценностей. С его тягой к «дауншифтингу», подспудным желанием убежать куда-нибудь подальше из Цивилизации, из этого раскаленного корпоративного ада, из этого поезда, который в огне, и чтобы никто не трогал и уже некуда дальше спешить.
Современники выбирают Индию и Гоа, а герою Уиндэма достались — кашляющий движком самодельный катерок, чахлые камыши, красные песчаные отмели, красные скалы где-то вдали и плеск воды в каналах Марса.
Самое время, согласно заглавию, «уйти на покой», делать выводы и подводить итоги – хотя… ну а куда теперь торопиться-то?
vam-1970, 24 июня 2019 г.
Давно написан рассказ -1949 год -в сюжете полноводные марсианские каналы ещё. Но по сюжету — очень трогательный даже душещипательный рассказ о потере навсегда Родины, а это планета Земля. Никаких надежд у человека, который любит эту родину, её моря, леса, реки, горы. На Марсе всё по-другому. Даже марсиане как скелеты, Но жить то надо, да и марсианки глаз на него положили. Финал оптимистичен — жизнь будет продолжена, хотя и на другой планете и с другими разумными.
Gourmand, 11 октября 2014 г.
Ну что сказать. Это одно из тех произведений, которые сильно зависят от перевода. Я прочитал оба. И Королёва, и Мудровой. Оригинал не читал (пока). Так что отзыва получается два: 1) Уиндэм+Королёв и 2) Уиндэм+Мудрова.
1. Прекрасный рассказ, трогает до глубины души. Эмоции героя буквально впитываются со страниц книги. Депрессия, безысходность, желание занять себя хоть чем-то, чтобы унять душевную боль, а затем любовь, захлестнувшая героя, и опять бегство — всё прекрасно прочитывается. Уж не знаю, кто постарался, автор или переводчик, но это так.
2. Не сказать, чтобы совсем плохой, но какой-то суховатый и корявый рассказ. В кульминационные моменты натыкаешься на несуразные выражения или неподходящие слова и настрой сбивается. Например, «смотрел в бездонную чернь». Я не знаю, может, Уиндэм сам так коряво писал, но вариант Королёва «уставился во мрак» меня не напрягает, а «чернь» эта сразу сбила настрой. И так довольно часто. Только проникнешься каким-то чувством, втянешься в переживания героя .. хрясь .. «чернь» или что-то подобное.
В заключение хочу посоветовать всем будущим читателям этого рассказа ориентироваться на перевод Королёва «Усталый путник, отдохни».
Кстати, «Пора на покой» (как перевела Мудрова) по-русски используется и как «Давай, дед, вали из очереди, пора тебе на покой».
Necron, 2 января 2009 г.
Очень грустное произведение. Разве Берт живёт? Нет, он просто существуют, путешествует по Марсу без цели и смысла. Как же можно жить ему без родной Земли, без её красот и творений. Прожив многие года на чужой планете, он наконец понимает, что красива Земля, не цивилизацией, не большими городами и машинами, а зелёными холмами, густыми лесами, громадными и красивыми облаками. Как же всё это можно забыть???
Vendorf, 12 июня 2008 г.
Человек приехал погостить и остался на всегда. Что может быть печальнее, если это произошло против его воли. Такого никому не пожелаешь, ведь возвращаться больше некуда...
Ruddy, 8 апреля 2007 г.
Очень похож рассказ на некоторые из произведения Брэдбери «Марсианских Хроник». Видится влияние, что тем не менее не сказывается отрицательно на добротно скроенный текст Уиндема.
Yazewa, 24 января 2008 г.
Ничего нового в смысле сюжета, а создать настроение не удалось. Вялотекущее действие описательного
типа и невыразительные герои. Ни действия, ни атмосферы. И очень средненько стилистически. :frown:
alexey1978, 29 мая 2007 г.
Рассказ нудноватый, без каких-то активных действий. Да и идея так себе, ничего оригинального.