Юрий Бурносов «Революция. Японский городовой»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Азия (Восточная Азия ) | Африка (Северная Африка | Тропическая Африка ) | Европа (Центральная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Параллельный
- Возраст читателя: Любой
В 1891 году в Японии полицейский Цуда Сандзо попытался убить наследника престола Российской империи цесаревича Николая. Покушение не удалось, но с тех пор бывший «японский городовой» стал солдатом тайной войны, выполняющим приказы неведомых хозяев.
Загадочный предмет «Сверчок» ведет самурая Цуда Сандзо опасными дорогами. Он едет в Россию, где устраивает провокацию на Ходынском поле, взрывает броненосец «Петропавловск», спасает тяжело больную жену Ульянова-Ленина и внедряется в ряды партии большевиков. Самурай не знает, для чего он это делает, но это и не нужно — за него все решает Сверчок, приносящий удачу в злых делах.
В то же время поэт и путешественник Николай Гумилев получает от спасенного им в Абиссинии старика предмет «Скорпион». Талисман хранит его в дебрях Африки, и Гумилев начинает догадываться, что предназначение Скорпиона — помогать добрым и справедливым людям.
Григорий Распутин дарит Николаю II фигурку Кота, позволяющую видеть будущее.
Между тем на мир надвигается страшная тень Первой мировой войны и ее порождения — революции 1917 года. Решающая схватка Сверчка и Скорпиона еще впереди...
Как связана эта книга с другими проектами «Этногенеза» — «Марусей», «Марусей 2», «Блокадой», «Миллиардером»?
Сериал «Этногенез» развивается нелинейно, разные серии посвящены разным временным отрезкам и героям. Неизменна лишь сквозная тема сериала — влияние на нашу жизнь магических артефактов, дарующих владельцам сверхъестественные способности.
По большому счету, знакомство с «Этногенезом» можно начинать с любой из серий. Серия «Революция» посвящена тайной борьбе за будущее Российской империи, которую вели обладатели некоторых артефактов в конце XIX — начале XX веков.
Одним из главных героев «Революции» является великий русский поэт Николай Гумилев. То, что Маруся и ее отец, герой «Миллиардера», носят ту же фамилию — вовсе не случайность.
Еще один главный герой «Революции» Цуда Сандзо имеет самое непосредственное отношение к Есиюки Футикома или Юкки (герою «Маруси»), а также к Юкио Сато (герою «Блокады»). Какое? Это выяснится во второй и третьей частях «Революции», где обязательно появятся персонажи, связанные как с «Блокадой», так и с остальными книгами проекта.
Входит в:
— цикл «Этногенез» > цикл «Революция»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 175
Активный словарный запас: чуть выше среднего (3025 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 74 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 40%, что близко к среднему (37%)
Номинации на премии:
|
номинант |
Созвездие Аю-Даг, 2010 // Премия "Золотая цепь" | |
|
номинант |
РосКон, 2011 // Межавторский проект |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
iz_lesa, 10 октября 2025 г.
Со злосчастного путешествия в Японию 1891-го и до безмятежного 1913 года за судьбой Николая Романова стояла тень странного японца, подчинявшегося песням сверчка. Поэт Николай Гумилёв рисковал жизнью в Африке, ведомый любящим кровь скорпионом. Самые разные люди толкали Россию к революции и у каждого был свой магический артефакт.
Проект «Этногенез» принципиально антилитературен. Для литературы нужен сюжет, строящийся на конфликте мотиваций, и даже там, где материалом берутся известные исторические события, литература этот сюжет ищет или выдумывает. У «Этногенеза» задача прямо противоположная: проект пытается объяснить всё происходившее и происходящее вмешательством бога из машины, действующего как напрямую, так и через агентов, а главное — механическим влиянием раздаваемых ключевым фигурам волшебных предметов. Таким образом «Этногенез» хочет лишить наш мир сюжетности, показать его как кукольный театр, где нити от марионеток прячутся в пустоте. Это, может быть, проявление мифологического сознания, но никак не литературного.
Первая книга мини-сериала Юрия Бурносова о фантастических корнях русской революции похожа на ряд загадочных картинок. Нарезка из отечественной истории с 1891 по 1914 годы связана, помимо действующих в эпизодах исторических лиц, одним сквозным персонажем: бывшим полицейским Цуда Сандзо, совершившим неудачное покушение на наследника русского престола во время его японского визита. К нападению на Николая Романова японского городового непостижимым образом вынудил некий мистический старик, и он же, по-видимому, сделал так, чтобы оно вышло неудачным. Это лишь первая загадка. После чудесного освобождения из тюрьмы жизнь Цуда стала сплошной чередой таинственных событий, а сам он превратился в лишённую всяких рефлексий марионетку непонятной силы. Он провоцирует Ходынскую давку, взрывает при помощи врученного ему акваланга броненосец «Петропавловск», помогает Ленину, спасает жизнь Крупской, занимает высокое положение в РСДРП и, когда приходит время, спокойно погибает от жандармской пули. Цуда всегда знает, что ему делать, но у него нет собственной воли — он лишь инструмент, проводник некой надмирной реальности. Можно ли считать нарисованные с его участием исторические комиксы романом? Увы, хотя в произведении немало живых и динамичных образов (из них лучше всего удался автору Николай Второй), основные признаки романа (как некогда заявило букеровское жюри по поводу «Сердца пармы») отсутствуют. Перед нами всего лишь разбавленная большим количеством хроники скромная сказка о том, как душой малограмотного японца овладел шпионский сверчок.
С «Японским городовым» было бы всё ясно, не будь там второго главного героя, куда более настоящего — поэта Николая Гумилёва. Главы, посвящённые его путешествиям в Эфиопию, представляют собой прекрасную параисторическую авантюрную повесть, и практическое отсутствие пересечений со второй линией книги идёт этой повести только на пользу. Гумилев выглядит живым и понятным человеком, нам интересно, как он растёт и меняется, а сопровождающий его скорпион пребывает на обочине сюжета, оставаясь именно тем, чем и должен быть в нормальном жанре экзотических приключений — талисманом, которому можно приписать мистическую силу, а можно обойтись без неё.
Sk0rp, 5 января 2010 г.
Тему отрицательных отзывов о книгах серии «Этногенез» стоить продолжить в этом месте.
Крайняя книга проекта — «Революция» — обещает рассказать нам (согласно аннотации) о трёх известных личностях: Николае Романове, его тёзке гумилёве и японце Цуда Сандзо. Но начать рассказ о книге стоит с самого начала — с обложки. И, волей случая, одновременно с самого конца книги. Но не надейтесь на спойлеры.
Итак, обложка. Дано: Николай Романов, 1891 год, Япония. В книжной реальности, если так её можно назвать, Николай Романов получает предмет только на самой последней странице и даже не представляет что это такое. Поэтому и логичный вопрос: как же в Японии в 1891 году у последнего императора Российского были разные глаза? Очень, знаете ли, спорный вопрос. Да и место, указанное на обложке — лишь начало событий.
Второй момент, явно отрицательно сказавшийся на книге. Да, и раньше и сейчас было абсолютно нормальным явлением писать отрывок из следующей книге в конце предыдущей, но зачем же писать в конце этой книги начало... предыдущей? Да-да, в конце Революции начало Маруси-2. Очень непонятный момент. А если учесть что в конце книги ещё и несколько стихов Гумилёва, а также добавленные для увеличения количества страниц (и никак иначе!) обложки всех трёх предыдущих книг по одной на страницу. А учитывая ещё и интервью в конце — книга заканчивается на 219-й странице. Это между прочим из 256!
А теперь давайте о тексте. Он мягко говоря, не особо отличается от других авторов. Ну то есть недостойного качества. И хотя все события понятны и лишних вопросов вроде нет, но... этот чересчур упрощенный уровень... вплоть до пошел туда — сделал это — пошел обратно... ну слишком по-детски. Слишком. Японец, побывавший в нескольких обличиях, Николай Гумилёв в других местах, Романов, Ленин. Распутин... Это просто набор событий, объединённый одной темой. Даже местами без смысла.
И последнее. Цена. Учитывая хорошее качество и обложки и бумаги получается что обычный покупатель платит один рубль за одну страницу текста сомнительного качества. А местами рубль с копейками!
Оцениваю книгу в 3 балла. Не более.
nostradamvs, 27 сентября 2010 г.
Я точно схожу с ума. «Революция» зашла ещё больше, чем «Блокада». Скоро докачусь до «Сталкера», чую я. Впрочем, тут совершенно чёткая причина: Гумилёв – мой кумир детства и юношества, и когда он путешествует по Абиссинии, стреляет львов и спасает императоров, это греет мою душу. Написано хорошо, динамично. Даже то, что выглядит несколько бредово и фарсово (есть такие моменты), пристойно вписывается в общую картину. И сам бы такое писал с удовольствием, да тема Гумилёва уже занята.
glukozluka, 15 июня 2010 г.
Опять же — много истории, мало запоминающегося. Очень сложно порой состыковывать главы друг с другом, половина персонажей....зачем они вообще? =) надеюсь, дальше будет видно ))
Дарья_Глюк, 4 мая 2010 г.
Пока первая из серии, которая показалась странной. Клипмейкерство по-революционному.
Линия Гумилева в самых лучших традициях путешествий по загадочной Африке, «Пустынные демоны» самая захватывающая глава, было довольно страшно, напряженно.
Первые главы о Цуда тоже неплохие, но потом превращаются в попрыгушки по странам, которые под силу объяснить только действием «сверчка», чего как-то маловато для толкового повествования.
Чтец очень часто вздыхает, что навевает ответную зевоту.
vocton, 25 ноября 2013 г.
Эта книга исключительно для любителей истории, не фантастики.
подробные результаты анализа >>