fantlab ru

Феликс Крес «Громбелардская легенда»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.29
Оценок:
304
Моя оценка:
-

подробнее

Громбелардская легенда

Grombelardzka legenda

Роман, год; цикл «Книга Всего»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 41
Аннотация:

Она была офицером легиона. Лучницей. В этот горный край ее прислали обучать стрельбе. Она ошиблась и горы жестоко отомстили ей. Но она не сдалась. Она осталась в горах, узнала их и научилась жить там. Она стала известна всем — солдатам, разбойникам, пастухам, горожанам.

Это рассказ о Каренире. О Громбелардской легенде.

Примечание:

В состав романа вошли переработанные рассказы из сборника «Сердце гор».


Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2001 // Польский роман года

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2010 // Книги — Фэнтези года

Номинации на премии:


номинант
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2001 // Книга года. 4-е место

номинант
Портал, 2011 // Переводная книга

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (3)

Громбелардская легенда
2010 г.

Издания на иностранных языках:

Grombelardzka legenda. Serce gór
2021 г.
(польский)
Grombelardzka legenda. Wstęgi Aleru
2021 г.
(польский)




 



Рецензии



— Dark Andrew: Охотница горной страны 2015-10-12 36 (17)

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бывает, что произведение имеет атмосферу, которая притягивает... Иногда к атмосфере прибавляется закрученный в тугую спираль и переворачивающийся с ног на голову сюжет, когда, читая страницу, ты не можешь сказать, что будет в следующем абзаце... И очень редко, в исключительных случаях, в этом сюжете действуют герои, которые вызывают неподдельные эмоции. И я говорю не про то, что хочется плеваться от их глупости. А о том, когда появляется неосознанное желание, ворваться на страницы книги и придушить кого-нибудь, закричать, помочь, встать бок о бок с героем... И вот именно такие произведения навсегда впечатываются в память...

И именно таким произведением стала для меня «Громбелардская легенда». Да, многие будут утверждать, что в ней не хватает деталей и отчасти они правы. Но автор пошел на это осознанно. Как сам край, где происходит почти все действие, так и задумка автора не располагают к объемным описаниям. На мой взгляд, Ф. Крес сделал отличную стилизацию своего романа, он действительно предал ему форму легенды. По этой же причине, по началу тут нет эпичности, которой возможно, тоже кому-то будет не хватать. Здесь, по сути, есть только Громбелард, вторая провинция. Суровый и скупой край, где есть только дождь и горы, и нет солнца. Но у того же Бэккера была и эпичность, и подробные описания, но не было героев, которым хотелось сопереживать. А здесь они есть, под стать краю, где они живут. Поступки их логичны, они поступают так, как бы поступили бы многие из «живых», пусть порой эти поступки и жестки, а иногда и жестоки. Они испытывают эмоции, согласующиеся с их поступками и ситуацией. Автор создал очень много действующих лиц, которые играют свою роль в повествовании. Но всех без исключения он наделил характерами и подробным описанием, не сделав ни одного из них ни белым, ни черным, ни шаблонным. И самое важное, автор не прикипел к своим героям, все они здесь смертны, действующие лица сменяются часто и порой неожиданно. И вот эта совокупность заставляет героям сопереживать, а порой и ненавидеть.

Автор с самого начала кидает нас в омут, без объяснений, глоссариев и примечаний, только с развитием сюжета нам дают пояснения тем или иным вещам, и только тогда, когда это нужно. Может показаться, что завязки, как таковой и нет, но произведение стилизованно в виде легенды и именно поэтому оно должно было начинаться так, а не иначе. Само произведение разбито на истории, которые на первый взгляд, связаны только действующими героями и местом действия. Но на самом деле, всех они постепенно накладываются друг на друга, создавая в конце общую картину, объясняя многое из произошедшего.

Я редко когда говорю о слоге переводных авторов, но в случае с Ф. Кресом хочет о нем сказать, у него очень скупой стиль повествования, он краток до предела. Все что можно не описывается, познается в «движении», через действие, поступки персонажей, события. Там, где можно было бы написать страницу, он ограничится парой строчек. Роман сбит до такого состояния, что того и гляди вышибет «крышку». Стиль повествования как нельзя лучше подходит к миру «Громберлардской Легенды» и ее героям. И при это, четко видно, что при желании автор смог бы «увеличить» мир, придать ему деталей, нарисовать новые города и страны. Но тут они не нужны, поэтому их и нет. Все что создал автор, здесь к месту, без излишеств и не нужной «нагрузки».

«Громбелардская легенда» — это история жизни Карениры, Охотницы, Королевы Гор. Человека, которая навсегда стала частью этих гор, их легендой. И именно так и нужно воспринимать это произведение.

Итог: Прекрасный и самодостаточный роман, один из немногих, который может вызвать эмоции, но перед прочтением, которого следует четко представлять себе, что скрыто внутри книги и набраться немного терпения. Но, независимо от пристрастия читающего, «Громбелардская Легенда» достойна ознакомления. Приятного Вам чтения.

Читал издание 2010 года с твердой обложкой, шитым блоком, белой бумагой с четкой печатью и с приятными оформлением.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Бурная дискуссия вокруг этого романа и автора в целом, обсуждение в соответствующей теме, это все поспособствовало прочтению этой книги без всякой очереди. Неужели «Легенда» настолько плоха? Неужели читать эту книгу — напрасно терять время? Могу с уверенностью заявить — нет, нет и еще раз нет. «Громбелардская легенда» — отличный, жесткий, наполненный ежесекундным действием, безжалостный практически ко всем героям, не дающий передохнуть от постоянного давления на психику и не оставляющий никакой надежды на хороший конец роман.

История существуещего мира получилась несколько сумбурной, невнятная линия войны Алера и Шерни, последовавшие за этим катаклизмы и появление трех разумных рас — людей, стервятников и котов. Только эти моменты можно условно назвать непродуманными, хотя не исключаю возможности узнать об этих событиях подробнее, но уже в следующих книгах.

Из всех государств, существующих в этом мире, только Громбелард и его окрестности постоянно страдают от плохой погоды. Здесь не растут деревья, никогда не бывает солнца, постоянно идет дождь, половина населения живет в горах и промышляет грабежом или разбоем. Время от времени в горах появляется сильный лидер, способный объединить на некоторое время разрозненные банды бандитов и создать подобие бандитской империи. В горах никто никого не щадит, раненых добивают без всяких сомнений, пленных стараются не брать, напасть из засады и убить исподтишка, это стиль поведения не только разбойников, но также действуют и императорские войска.

В самом начале мы знакомимся с молодой лучницей, прибывшей в Громб вместе с еще десятью девушками-лучницами, для того, чтобы научить местных солдат стрелять из лука. Ничем хорошим эта затея не закончится, большинство девушек быстро забеременеет от гвардейцев и навсегда останется в этом краю. В одном из походов в горы, ее отряд подвергнется нападению стервятника, после чего эта девушка останется без глаз, после такого о ее судьбе можно было бы и забыть, но у нее появятся другие глаза, правда не совсем для нее подходящие. Каренира, именно так зовут эту лучницу, станет самым сильным проклятием для племени стервятников, не жалея себя она будет охотиться на них практически всегда. Достойна ее судьба для одной из легенд Громбеларда?

На протяжении всего романа судьба Карениры будет одной из основных линий, она совершит много плохого и недостойного, ее стремление убивать птиц заведет на гибель ни в чем не повинных людей, но она не будет терзаться этим, ее главная цель — убить, как можно больше ненавистных летающих существ. В самом конце ей придется за это жестоко ответить, вообще вторая половина книги получилась особенно кровавой, никто не останется в стороне от игры, которую разыгрывают два странных субъекта.

Книга полностью соответствует формату серии, с удовольствием куплю следующую книгу Феликса Креса, надеюсь на второй изданной книге ЭКСМО не остановится.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень чёрное фэнтези.Очень жестокая легенда. Очень скупой и лаконичный текст без излишеств. Ближе к концу книги пробирает от эмоционального напряжения.Для лучшего понимания мира ,созданного Кресом, советую перед прочтением Громберландской легенды прочитать пролог первой книги цикла — Северная граница ,а лучше всю целиком

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начинается хоть и без блеска, но с оригинальной космогонией, плюс мир очень прилипчивый, почти как Земноморье. Средневековый Задрипинск, почти без волшебства, рас штук три, из них только люди – известные нам. Еще коты и стервятники. Первые достаточно антропоморфны, но при этом психологически достоверны.

Это я к чему – у меня на анималистику аллергия. Особенно – на ее антропоморфические проявления. Если уж взялся изобразить разум у животного – не присобачивай ему наши черты. ))) А вот коты вышли хорошо так, жизненно. Психология худо-бедно учтена, акцента на грациозности и прочих фетишах кошачьей внешности – нет. Риспект. Почти верю.

Со стервятниками еще лучше – загадочные-загадочные, всю книгу ждала подлянки. Дождалась. Хорошо.

Будет энное количество легенд с теткой в главной роли. Тетка такая, не без влияния Сапковского. Настоящая. Но интересное начинается где-то к концу первой трети книги. То бишь до того – длиннющая завязка, которую надо переварить. Тяжеловато.

Э-э-э-э-э… Кто не боится спойлеров – все сюда!

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Там будет еще одна тетка-разбойница, плюс коты боевые, плюс волшебники. Всех убьют. Начиная с главной героини. Прям вот так вот, хуже чем у Мартина. Я обалдела. Ждала, что это глюк и автор переиграет – нифига. А потом всю самую смачную задумку, которая интрига, которую автор закручивал всю книгу, которая важная очень, иначе мир прям в тартарарах пропадет, всю эту задумку спустит в унитаз. Почти буквально. Придумщика-многоходовщика – в нафталин и – на вечное хранение. Все. Точно как в жизни – одно неверное движение… (с)

Риспект и уважуха автору, в общем.

Сюжетно напряг один момент: в новелле о пике в личной жизни героини присутствует вторая линия, которая вообще непонятно к чему и с какой целью там вообще.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Громбелардский военный похищает сестру дядьки, за которого выйдет замуж героиня – ну уже впоследствии. Сестру прибьют, для сюжета это значения иметь не будет, мысли тоже не проскальзывает практически ни единой. Зачем, почему? Ну хорошо, штрих для зарисовки мира. Но штрих совершенно бессмысленный, который как раз чудно вписался бы в те восемьдесят процентов из адаптированного принципа Парето, которые, по утверждению Олдей, должны быть известны автору, но остаться за кадром.

Еще у автора наблюдается одно премерзкое качество, которым обладает три четверти грелочных рассказов: автор думает какую-то необычайно умную мысль и пытается с помощью текста как-то донести ее до нас, убогих. А до нас не доносится. Проще говоря, не доходит. Когда дочитываю новеллу, вижу примерно такой диалог персонажей:

Первый персонаж: — Так вот зачем дядя варил кашу в первой серии!

Второй персонаж: — Да, такая это была необычная каша, задуманная специально для волхования развязки!

Читатель про себя: — А была развязка?

Первый персонаж: — Надо же, как умнО! А я и не заметил волховских специй!

Читатель про себя: — Я тоже…

Второй персонаж: — Это ведь дядя Принцессы Рассвета, а не просто так!

Читатель про себя: — Кто такая? – в отчаяньи рвет на себе волосы, — неужто провтыкал?!!

Первый персонаж: — Да, это ведь Принцесса того самого Рассвета!

Читатель про себя: — Ё!!! Какого Рассвета?! Я – идиот!

Второй персонаж: — Рассвет – это величие солнца по утрам, а не что либо как!

Читатель про себя: — Кому-то пора в дурдом…

И тут у меня, как в той Матрице, грелочное дежа вю: эта кошка тут идет второй раз…

Мир хороший такой, жизненный. Лично мне не хватает красивостей, но это мелочи.

Еще вот одно нарекание: Громбелард – горная страна с вечным дождем. Меня вот терзают смутные сомнения… Про артрит автор вспомнил, хорошо. А что насчет туберкулеза и иже с ним? Или палочки Коха там нет, пневмококков тоже? Сомнительно… Опять же, я не эколог, конечно, но что-то такое меня беспокоит на тот предмет, что вечный дождь, даже в горах, даст как минимум заболоченную фигню понизу. К нему – камыши, ряску и гадов всяческих рептилоидного виду и такого же амфибийного характеру. А коты на дожде – неправда и провокация. Тем более – разумные. Вот мы котиков наших уличных кормим, так что они на мой ангельский голос мчатся аж бегом. Но только в хорошую погоду. Ну на морозе тоже могут. В дождь – ни в жисть из подвала не вылезут. Даже если помирать будут с голодухи. И бронхиты с пневмониями тоже мило у котиков живут, пусть даже не так активно, как в нас.

Так что экосистема напрягает. Ненавязчиво так, но эти нарочитые отсылки к дождю еще хуже, чем постоянные стоны лапочки-Глокты. Все хорошо в меру. Потому как даже если там один камень, а дерева нету вовсе, топить нечем, все равно какая-то растень будет расти, коли не мороз. Это я точно могу утверждать, как доморощенный, но ботаник. Она будет расти, а опосля перегнивать. И на перегное вырастет вдесятеро больше. И пусть из скал это все будет вымываться, но понизу ТАКОЕ скопится! Конечно, растюхам лучше всего, когда тепло и мокро. Но холодно и мокро – тоже вполне. Клюква, брюква и моя безответная любовь – селагинелла, которая в дому дохнет по причине наличия отсутствия холода.

В общем, космогонии – десять, а экологии – не то чтоб кол, но пятерочка, зато космогония весьма оригинальна и представлена великолепно.

Читабельность приходит в себя в последней трети, до того сильно через пень-колоду. Как ни обидно, прочтения пришлось на новогодние праздники, так что я как тот Мюллер, оттягивала свой конец. Правильно, чтоб потом шустренько дочитать интересное в будни. Обидно.

Интрига в классическом ее понимании просто идеальна. Более того, я в жизни не читала книги, которая была бы завершена столь виртуозно. Но триста страниц токования и еще сто более интимных ухаживаний утомили настолько, что уже было почти без разницы до той виртуозности.

Нет, вообще с первых страниц книга производит впечатление настоящести, глобальности – чего-то, что останется в веках. На самом деле, тут есть о чем поговорить и подумать, есть с кем познакомиться, кем восхищаться и кого презирать. Есть где жить и даже – где умирать. Хорошо. Но невообразимо скучно. Еще первую новеллу, как ни странно, портит именно виртуозность космогонии – ее слишком много для первого заныривания.

В общем, если бы не купили мы уже первую книги за сто украинских тугриков, может, и бросила бы я это гиблое дело. Ну или отложила бы в долгий-предолгий ящик. А так – домучила и не жалею. Хорошо. Другой вопрос, стоило ли это хорошо столько беспорядочных телодвижений…

Персонажи очень хороши. Они спорные, они настоящие, они психологически выверены, и им явно было уделено больше внимания, чем миру. Тетка-ГГ чисто Геральт минус колдунства, плюс Предназначение. Что особенно радует – предназначение не только ложное, но и не удавшееся. Оттого до отвращения настоящее.

Отдельного поклона заслуживают коты, которые, несмотря на декларируемую разумность, чужды чистой абстракции. Ну ведь так оно и есть. Это не вопрос разума в данном случае, пусть Дарвин нервно покурит в сторонке, это разум, вызванный из небытия колдунством, оттого он может быть, не размышляя о смысле жизни и завтрашнем дне. Правда, в реале выродился бы… Ну да ладно.

Идей множество и все они сложно вербализуемы. Не говоря уже о том, что вопросы оставлены без ответов. И это правильно. Пожалуй, идеи в этой книге уже вышли за грань возможности оценивания. Сложно, хорошо, не завершено. Вопросы о целях и средствах, о желаниях и сущности, о ловкости, хитрости и предназначении, об эгоистическом самопожертвовании… Все они очень взаимоисключающи, а оттого прекрасны. Я бы даже сказала, что мысль здесь возведена в ранг искусства.

Душевность спорная и разная. Иногда – вообще мимо, а иногда – четко в струю. Автор даже не погнушался поиграть на дамском поле в смысле попыток сострогать младенца Предназначения.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Попытки порадовали, а еще порадовало то, с каким пшиком они провалились. «- Поручик, вы любите детей? — Нет, но сам процесс!» Одноногая собачка в виде гор кошачьих трупиков вызвала большое желание прикопать рядом автора.
Но оправданность такого сюжетного поворота прям оскорбила меня в лучших чувствах, оттого вызвала еще большее восхищение.

Погружение, слегка подгаженное спорной экосистемой, в целом удалось. Я понимаю, что это мой личный таракан, но ведь я оперирую данными из обычного школьного курса по биологии. Правда, я это учила самостоятельно, но в учебнике тоже есть – я видела. Возможно, в Польше другие учебники? Но все равно девять – огрех небольшой, да и то спорный.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как хотите, но мне книга понравилась. Да, есть оплошности (а у кого их нет?), но есть и хорошие моменты. Описывать всё не имеет смысла, всё описано и до меня. Начало только немного подразочаровала, но потом всё выровняолсь. Хоть и написано, что роман самостоятельный, но у меня сложилось впечатление, что они все взаимосвязаны. Непроизвольно, но связаны.

Оценка: 9
– [  32  ] +

Ссылка на сообщение ,

В высоком фэнтези рыцарь побеждает дракона, потому что у рыцаря храброе сердце, верный конь и любящая принцесса.

В черном фэнтези дракон убивает рыцаря, потому что рыцарь убил принцессу, которая убила коня.

В реалистичном фэнтези дракон просто сильнее, поэтому, что делать с рыцарем решает он, а не авторская прихоть.

ГЛ все-таки относится к последней категории, несмотря на все подмеченные рецензентами условности повествования. Мне приятель рекомендовал томик Креса со словами «Круто. Там вообще все сдохли», поэтому, открывая книгу, я ожидал распоследней чернухи и мяса. Честно сказать, не обнаружил. Все жестко и со сдвинутыми бровями, но не беспробудно депрессивно. Скажем, «Физиогномика» Форда, тоже причисляемая к фэнтези, на меня произвела куда более гнетущее впечатление.

На ГЛ достаточно много негативных либо сдержанных отзывов. Мне не улыбается заносить Креса в фавориты, но защитить попытаюсь. Брутальность, безусловно, на страницах романа присутствует, и персонажи гибнут весьма часто. Описания шокируют? Крес просто честно показывает, что такое смерть: мы бы смотрели на гибель людей теми же глазами, что и автор. Так же видели бы боль, грязь и вонь умирания. В Громбелардской Легенде нет элегантно и трагично страдающих со стрелой в груди эльфиек. Нет фальшиво красивых смертей в объятьях друзей, со слезами, дрожащими губами и обещаниями вечно что-нибудь беречь. (Только со смертью главной героини вышел перегиб. По непонятной причине она описана с какими-то баркеровскими нотками смакования – выбивающимися из тональности, неестественными.) С другой стороны, пускай для персонажей ГЛ смерть буднична, для автора – отнюдь нет, именно поэтому он умеет донести до читателя ее суть. Уход каждого персонажа – это жертва во имя чего-то. Жертва может быть напрасной и ненапрасной. Она может быть принесена во имя чего-то стоящего и во имя иллюзии. Цена человеческой жизни – вообще, одна из центральных проблем Легенды, при этом автор подходит к ней с неожиданной стороны: «Во сколько сам человек оценивает свою жизнь?». У Креса нет бессмысленных смертей, потому как каждый персонаж – за исключением статистов – сам наполняет свою гибель смыслом.

Автора упрекали и в слабой проработке персонажей, и в том, что некому сопереживать, ибо каждый готов на подлость. Действительно, действующие лица описаны скупыми мазками, но так ли все плохо с образами? Отправившийся на поиски жены аристократ, который не протянул бы и пары дней в Громбеларде, но который, тем не менее, ради достижения цели выучился выживать и обороняться. Мудрец, некогда отвергнутый высшей силой, но продолжающий служить ей и стремящийся ее понять. Телохранитель, потерявший своего господина, ради которого был готов умереть, и поэтому готовый умереть (практически) за первого встречного. Крес не показывает душевных переживаний своих героев; это бы глупо смотрелось в жестком фэнтези. Он раскрывает персонажей через конфликт, через ситуацию, притом, как мне кажется, сам конфликт его интересует даже больше. У Кресовского героя всегда есть альтернатива, он всегда выбирает из нескольких возможностей: «сделать» – «не сделать», «уйти» — «остаться». «Распутье перед камнем» Кресу, если позволите, интереснее «витязя на коне».

Оценка реалистичности громбелардского антуража во многом зависят от того, какого реализма читатель ищет. Что до меня, то я обнаружил достаточно честно и со знанием дела описанную далекую имперскую провинцию. Возможно, Крес не уделил достаточно внимания укладу жизни или социальному устройству Громбеларда, но он очень точно уловил суть жизни на отшибе цивилизации. Правители далеко. Те, которые близко, либо занимаются своими делами и пускают жизнь подчиненных на самотек, либо ведают своим маленьким участком ответственности и – опять-таки – не лезут в реформаторы. Разбойничья вольница вполне уживается с купцами и регулярной армией. Порядок и власть олицетворяют три гарнизона, еле справляющиеся с тем, чтобы держать под контролем сообщение между собой. Отчего бы в таком месте – скучном и унылом – не родиться легенде?

Что не понравилось. Крес иногда заигрывается с сюжетом и рисуется. Его герои любят вставать в пафосные позы и совершать героические поступки – весьма нелогичные, как было неоднократно отмечено рецензентами. Это простилось бы автору, пиши он высокое фэнтези или хоббовские angstики. В случае с Громбелардом контраст очень бросается в глаза.

Во-вторых, с уникальностью своего мира — Шерера – Крес в чем-то перегнул палку. Здесь вообще нет религии, только космогония. Высшие силы присутствуют, но им не поклоняются. Оригинально, но нереалистично, особенно с учетом того, ЧТО эти силы – как следует из повествования – могут выкинуть.

Наконец, не знаю, стремился ли Крес сделать ГЛ романом, но романа как такового не получилось. Получился сборник историй разного качества и назначения – что-то писалось ради хронологического «мостика», что-то — ради сохранения логики одной из центральных линий. Вышла сага, вроде компиляции легенд о Робин Гуде, рассказываемых то солдатом, то ученым школяром, то хронистом. Книга, «перпендикулярная» устоявшимся представлениям о фэнтези, не лишенная поэтичности, неглупая, но в своем стремлении быть оригинальной не обошедшаяся без первопроходческих неудач.

Оценка: 8
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прежде чем приниматься за чтение «Громбелардской легенды», третьего романа из цикла «Книга Всего», неплохо было бы определить для себя, к какому типу читателя ты относишься: читатель-логик, которому важно правильное и дотошное соотношение между собой всех мелочей, или читатель, которому больше важна «чувственная» сторона книги. Потому что от этого во многом зависит, понравится ли это произведение или же нет. Читатели из первой категории, скорее всего, останутся к книге равнодушными или даже будут ненавидеть Креса, а вот у вторых есть весьма солидный шанс, что роман придется им по вкусу.

Действие «Громбелардской легенды» происходит, как это понятно из названия, в Громбеларде, мрачных пустынных горах, где почти постоянно идут дожди. Эти горы уже упоминались в «Северной границе», а герои «Короля темных просторов» ближе к финалу книги даже посещали находящийся здесь Дурной край, Ромого-Коор, место обитания посланников Шерни и Брошенных Предметов, так что примерное представление о том, что можно ожидать от этого места, у читателя есть. Теперь можно узнать о нем более подробно. Сам роман же представляет собой сборник местных историй, главным героем которых является лучница Каренира, она же Охотница, ставшая из простой солдатки армектанского отряда настоящей Легендой Гробелардских гор.

Как и в предшествующих двух романах «Книги всего», Крес все так же мрачен, депрессивен. Его герои все так же по большей части простые вояки из громбелардских гарнизонов, да разбойники, что бродят по пустынным горам. Все так же автор мелодраматичен, многословен, беспощаден к своим персонажам; словно тяжелые тучи над Громбелардом над всей книгой висит ощущение безнадежности, разочарования, упадка. Нет идеально, кристально чистых, людей. Та же Каренира своими поступками скорее вызовет чувство неприязни, чем симпатии. Немного обязательных размышлений над природой Шерни, а вследствие этого и разговоры о людских поступках: что есть добро, что – зло, и как эти две вещи между собой соприкасаются. Стоят ли жизни сотен людей сейчас возможности избежать гибели сотен тысяч в дальнейшем?

Но почему же читатель-логик разочаруется в этой книге? Ответ на этот вопрос прост. Во-первых, не продуман сам Громбелард. Крес рисует его, как край разбойников, где чуть ли не тысячные отряды прячутся в ущельях, пещерах и занимаются грабежом. И в то же время говорит о том, что эти горы безжизненны, лишены хоть какой-то растительности; что здесь все время идет дождь и мало кто из зажиточных людей желает сюда приехать. Естественно возникает вопрос, а за счет чего же выживает в горах такое количество темных личностей? И это только один из множества. Во-вторых, не продумана сама книга. То ли автор поспешил и не до конца переработал свои рассказы в одно целое, то ли он просто не захотел этим заниматься, но в любом случае итоговый результат вышел не самым лучшим.

Я осознаю и принимаю все ошибки, но в то же время… В отличие от «Северной границы» или «Короля просторов», где Крес упустил множество возможностей, чтобы создать нечто интересное, в этот раз он воспользовался шансом в полной мере и превратил Громбелард в действительно странное и необычное место. Да, с точки зрения логики здесь многое неправильно, но зато есть Ромого-Коор, Черный лес и Перевал туманов, Пасть и Корона Медевана. Водяная стена. Множество местечек, что делают Тяжелые горы волшебным местом. Только здесь волшебство не светлое, а темное, мрачное. Впечатление, как от «Вирикониума» Харрисона, только без поэтических образов. Есть потрясающая концовка, которая в моих глазах перечеркивает многое из неудач Креса, да и во всей второй половине романа автор собрался и история заиграла темными красками.

Оценка: 8
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочется поставить высокую оценку «Громбелардской легенде» вопреки «критикам», которым, видите ли, мерзко читать это жесткое и холодное произведение.

Не нравится — не читайте, кто вас заставляет?

Лично мне глубоко симпатичен цинизм автора и его грубые описания, я люблю атмосферу жути и сырого мрака Громбеларда, и мне импонируют очень многие персонажи Кресса — честные, прямые и надежные, как и полагается воинам, стойким и мужественным, невзирая на пол.

Что же помешало выставить десятку автору, чье творчество настолько пришлось мне по душе?

Да, пожалуй, что талант писателя Феликса Кресса не вполне справился с масштабной задачей создания мощного эпика. Архитектура романа такая же сырая и неуютная, как жилища громбелардцев, но для художественного произведения такое качество отнюдь не комплимент. Герои, в общем и целом, действуют, как в тумане, наугад, часто беспричинно и вслепую. Словом, атмосферность поглотила автора и встала над замыслом.

И это бы еще куда ни шло, но все эти «полосы Шерни» и «ленты Алера» никак не хотели укладываться в нечто доступное моему разуму, а поэтому вызывали раздражение, когда о них заходила речь. Если заменить их на «шары Шмерни» и «круги Мбрякса», в романе ровным счетом ничего бы не изменилось. Никак такого не должно быть в произведении, оцениваемом самым высоким баллом — отсюда и снижение, балла на 2, не больше.

Для тех, кто склонен к реалистичному и мрачному фэнтези с изрядной долей цинизма и насилия — рекомендовано к прочтению.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман можно ругать за провисы динамики, за повторы, за постоянное наё... читателя, а можно хвалить — за атмосферу, за настроение, за мир и за отличные незамысловатые описания постельных сцен («Хочешь?» — спросила она. Он хотел. Она дала.(с))

Но для меня главной отличительной чертой книги стали ее герои. Тут фактически любой герой, который имеет шанс понравиться в силу каких-то своих положительных черт, обязательно косячит на следующих страницах. Все упыри(с)

Некому сочувствовать. Некому сопереживать. Ни одного картонного героя, только вот тот материал, из которого они слеплены, не вызывает никаких теплых чувств.

Пожалуй, до прочтения «Легенды» я знала всего одного персонажа, от одного появления которого на страницах книги меня отчетливо подташнивало (Кейтлин Старк из «Песни льда и пламени»). Теперь у нее разом появилась целая толпа конкурентов.

Спасибо Феликсу Кресу за увесистый камень в огород моего человеколюбия.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман в повестях.

Ох и суров мир Громбеларда: горы и дождь, дождь и горы.

Мы следим за становлением Легенды и ее приключениями в этом жестоком месте, где войска воюют с бандами разбойников и происходят странные вещи.

Повести все разные по качеству, но дают нам возможность познакомится с гг и собственно самим Громбелардом.

Лучше гор могут быть только горы как пел классик и для нашей Легенды так и есть.

Хотя они совсем не дружелюбны и что делают в них такое количество людей, остается загадкой.

Многие ругали книгу за излишнею чернушность, так вот я считаю тут все к месту.

Понравилось: атмосфера, главная героиня(которая так всем и заявляет: «да мол, я Легенда, да та самая, великая и ужасная»:smile:), парочка симпатичных разбойников.

Не понравилось: смазанная концовка, ленты алера и полсы шерни:confused:, некоторая сюжетная схожесть повестей.

П.с. «Громбелард без легенд… это одни лишь ветер и дождь.»

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Помню, что заинтересовался этим романом вскоре после прочтения рецензии в «Мире фантастики». Книга стоит сейчас на второй полке где-то в книжном шкафу.

что хотелось бы сказать сейчас в итоге. Книга определённо хорошая и нетривиальная. Пусть и очень сильно на любителя. Люди-герои со временем начали быстро выветриваться из моей памяти, но сам образ сурового горного края с его дождями и всей этой давящей мрачностью... Это было просто прекрасно! И этот созданный гением автора мир совершенно заслонил и вытеснил для меня его героев. Да, суровый край суровых людей. Да, история женщины. Да, местный бандповстанец. есть кровь, если и даже пьяно-лиричные сцены. Но при всём этом громада покрытых дождём чёрных гор и разумный кот (обожаю кошачьих!!!) на правах адъютанта... Вот что вынес я из этой книги.

Поэзия мрачности. Как в «Озере горных духов» и некоторых мелодиях Грига...

Да, это хорошая книга.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это реалистичное, местами чрезмерно, нуарное фэнтэзи. Никаких хэппи-эндов, никаких выживших легенд и т.п. Легенды гибнут также походя, как и обычные люди. Там, где можно вставить хэппи-энд — обнаруживается «все умерли». Мир интересен. Однако важно понимать, что «Громбелардская легенда» фактически не роман, а компиляция рассказов, пусть и переработанных. Со всеми вытекающими последствиями. Читать, не понимая этого — ошибочное решение.

Прочитал с интересом.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сколько уже написано разных фэнтезийных эпопей! Рецепт их создания прост и понятен. Надо всего лишь придумать мир поярче, населить его героями покруче, злодеями пострашнее, подбросить магии, артефактов, придумать героям квест поинтересней — и вперед! Феликс Крес подошел к делу немного иначе. Вроде бы почти все внешние каноны фэнтези он выдержал. Но при этом содержание «Громбелардской легенды», ее суть, серьезно отличаются от типового романа в стиле фэнтези.

Для начала несколько слов о мире. На окраине Армектанской империи расположена горная провинция Громбелард. Некогда на этих землях божественная сила Шернь вступила в отчаянную битву со своим антагонистом Алером. Эта битва наложила тяжелый отпечаток на жизнь в Громбеларде. Постоянные дожди и нехватка плодородных земель обрекают Громбелард на бедность. Армектанские завоеватели укрепились в нескольких городах, в то время как громбелардские горцы массово входят в состав разбойничьих шаек, которые то враждуют между собой, то объединяются под единым руководством. В итоге Громбелард напоминает не то средневековую Шотландию, не то вполне современный Афганистан. Вот только среди обитателей Громбеларда фигурируют еще разумные коты, нанимающиеся на службу в имперскую гвардию и разумные же стервятники, способные телепатически воздействовать на людей. К Громбеларду примыкает Дурной край — чрезвычайно опасные земли, где до сих пор господствуют силы Алера, и где можно отыскать уникальные магические артефакты. Так что мир дает богатые возможности для увлекательных приключений героев. Однако, это — отнюдь не главное в историях Креса.

Да-да, именно в историях. Ведь «Громбелардская легенда» — это не единый роман, а цикл отдельных повестей и рассказов, объединенных общими героями. При этом, с одной стороны, каждая история вполне самодостаточна, а, с другой стороны, вместе они постепенно образуют масшатбную картину.

Герои «Громбелардской легенды» производят достаточно непривычное впечатление. С одной стороны, Феликс Крес создает яркие, почти мифологические образы. Благородный и могущественный разбойник по прозвищу Король Гор. Его верный помощник и товарищ разумный кот. Легенлдарная Охотница, посвятившая свою жизнь уничтожению стервятников. Могущественный маг, лишившийся своей силы. Еще один маг, вынашивающий грандиозные планы перекройки мироздания. Каков размах! Какие эпические фигуры! И при этом все они, вплоть до кота — несчастные создания, мечущиеся в поисках своего места в жизни, тратящие свои силы и энергию впустую, неудачники, чьи замыслы проваливаются раз за разом. Вот именно это и делает «Громбелардскую легенду» столь непривычной для читателя. Мы-то с вами привыкли к тому, что герои круты, что какие бы сложности не стояли у них на пути, в итоге зло будет повержено. а победа будет за нами. У Креса все совсем не так. Проклятье Громбелардской земли тяготеет над всеми героями. Раз за разом их замыслы терпят крах не из-за их собственных ошибок и не из-за чрезмерной силы и коварства противников, а в результате дурацкого стечения обстоятельств. То воины небольшого отряда перегрызутся между собой и взбунтуются против командира. То в темноте отряд вступит в роковую схватку с союзниками-легионерами, приняв их за разбойников. То попытка мага предупредить союзников об опасности приведет к гибели этих союзников. Так часто бывает в жизни, на реальной войне. Но об этом не принято писать в сказках.

Рано или поздно герои романа понимают бессмысленность и бесперспективность своего существования на Громбелардской земле. Но, отравленные «военным синдромом», они не могут найти себе места и в мирной жизни, за пределами рокового края, и снова и снова возвращаются в Громбелард, чтобы вновь погрузиться в бесконечный круговорот квестов, погонь, засад и стычек. Такое оригинальное решение автора с одной стороны, впечатляет. Герои действительно оказываются не картоннымии богатырями, которым неведомы страх и усталость, а вполне живыми людьми со своими слабостями, опасениями, ошибками. С другой стороны, авторская манера утомляет. Когда в четвертый, пятый, шестой раз читаешь похожие истории, когда очередной квест еще не начался, а ты уже понимаешь, что дело закончится очередным провалом, то создается впечатление, что ты сам не сидишь в уютном кресле с книгой, а месишь непролазную грязь Громбеларда под проливным ливнем, не перелистываешь страницы, а еле волочишь ноги, обутые в пудовые от грязи сапоги. И хочется уже не искать новых чудес, а доползти до какого-нибудь укрытия и, наконец, немного обсохнуть и отдохнуть. А ведь в романе есть немало эффектных и ярких эпизодов. Одна история с глазами лучницы чего стоит! Но эти эпизоды теряются в общем круговороте событий. Да, подзатянул пан Крес свою историю, и она от этого только проиграла.

Странствие по дождливым землям Громбеларда — трудное испытание для читателя, особенно привыкшего к легким и увлекательным дорогам из Желтого кирпича. Не готов рекомендовать эту книгу всем подряд, но тем, кто ищет что-то нетипичное и не боится гнетущей атмосферы, стоит обратить внимание на этот роман.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

У меня есть традиция — где-то раз в год я покупаю книгу по рекомендации журнала «Мир фантастики». Обычно независимо от рецензента — жалею. Но не в этот раз. В принципе, я согласен, что можно прочитать половину книги -можно вторую, по мне, лучше первую — и получить полное впечатление от книги. Подождать пару месяцев и прочитать оставшуюся часть. Например.

Можно прочитать все сразу, удивиться бессмысленной жестокости творца этого мира убивающего или издевающегося над почти всеми основными действующими лицами по поводу и без, удивляться сюжетообразующим лакунам, домысливая то что должно было быть рассказано автором, но есть и плюсы. Все же это нестандарт. Сделано в Польше; не Сапковский , естественно, но это немного Другое фэнтези. И мне понравился перевод. Давно я не встречал в тексте такие слова, например, как «зиждется», «снискать»...

Общее ощущение — а почему бы и нет... Если бы только жестокости бессмысленной и беспощадной было б поменьше...

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал. Что могу сказать: главный минус книги — совсем не то, о чем твердили на форуме («Нереальность и нелогичность мира...» — да ну, какого МИРА? Громбелард, страна «вечного дождя» — это маленький уголок Шерера. В «Короле просторов» никакого ливня нет, а мир там тот же самый (местность только другая). Ну, и он не «вечный», к тому же. Постоянно попадались фразы типа «дождь зарядил только к полудню»). Короче, это н е ляп.

Но я не об этом... Главный минус — автор все время делает упор на ЭКШН, забывая и про мысли, и про чувства. Иногда у него получаются интересные характеры (Рбит & все прочие Каги) — но этого недостаточно, чтобы перевесить...

Всё остальное, собственно, уже писал — в отзывах на рассказы, составляющие роман; повторяться не стану. Общий итог: середняк. Читаемо — но не более того. Любимой книгой оно у меня не будет... а перечитывать — м.б. Со временем.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх