fantlab ru

Ким Стэнли Робинсон «Марс»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.46
Оценок:
122
Моя оценка:
-

подробнее

Марс

Mars

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Перед нашими глазами с исключительной достоверностью предстает гигантская панорама освоения Марса. С первых, очень трудных шагов, когда прибывает Первая Сотня Колонистов, и по окончательное преображение Марса, который по праву становится Голубым Марсом. И люди, и «марсиане», и земляне, только совместными усилиями смогли эту мечту сделать явью. Реалистичность, достоверность и убедительность, с какой Робинсон показывает всю историю, поражает воображение.

© ceh

Содержание цикла:


6.82 (440)
-
38 отз.
7.27 (200)
-
12 отз.
7.00 (7)
-
6.98 (147)
-
11 отз.
6.22 (51)
-
3 отз.
6.76 (55)
-
1 отз.
6.88 (55)
-
5.35 (49)
-
5.85 (48)
-
6.89 (49)
-
1 отз.
5.63 (49)
-
6.21 (51)
-
6.46 (26)
-
6.35 (51)
-
1 отз.
7.19 (53)
-
1 отз.
4.98 (232)
-
15 отз.
5.38 (44)
-
5.84 (46)
-
5.88 (45)
-
6.32 (46)
-
6.13 (45)
-
6.19 (42)
-
5.30 (43)
-
5.30 (43)
-
5.31 (45)
-
5.72 (44)
-
5.49 (159)
-
5 отз.
6.07 (42)
-
6.09 (43)
-
1 отз.
6.11 (42)
-
6.22 (45)
-
6.36 (47)
-
5.12 (33)
-
5.12 (32)
-
5.00 (14)
-
5.03 (32)
-
5.00 (32)
-
5.06 (31)
-
5.17 (30)
-
5.13 (31)
-
5.17 (30)
-
5.23 (31)
-
5.16 (31)
-
5.00 (31)
-
5.16 (31)
-
5.06 (31)
-
5.10 (30)
-
5.19 (31)
-
5.23 (31)
-
5.03 (30)
-
5.32 (31)
-
6.34 (41)
-

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 


Научная фантастика. Ренессанс
2007 г.
Научная фантастика. Возрождение
2008 г.
Красный Марс
2016 г.
Зеленый Марс
2017 г.
Голубой Марс
2017 г.
Марсиане
2018 г.
Черный воздух. Лучшие рассказы
2022 г.

Периодика:

Asimov's Science Fiction, August 1999
1999 г.
(английский)

Аудиокниги:

Марсиане
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Universe 12
1982 г.
(английский)
Universe 12
1983 г.
(английский)
Universe 12
1983 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Third Annual Collection
1986 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Third Annual Collection
1986 г.
(английский)
A Meeting with Medusa. Green Mars
1988 г.
(английский)
Isaac Asimov's Mars
1991 г.
(английский)
Red Mars
1992 г.
(английский)
Red Mars
1993 г.
(английский)
Red Mars
1993 г.
(английский)
Red Mars
1993 г.
(английский)
Green Mars
1993 г.
(английский)
Green Mars
1994 г.
(английский)
Nebula Awards 29
1995 г.
(английский)
Blue Mars
1996 г.
(английский)
Blue Mars
1996 г.
(английский)
Зеленият Марс
1997 г.
(болгарский)
Синият Марс
1999 г.
(болгарский)
The Martians
1999 г.
(английский)
The Martians
1999 г.
(английский)
The Martians
1999 г.
(английский)
Red Mars
1999 г.
(английский)
Green Mars
1999 г.
(английский)
Blue Mars
1999 г.
(английский)
Green Mars
2000 г.
(английский)
The Martians
2000 г.
(английский)
Explorers: SF Adventures to Far Horizons
2000 г.
(английский)
Exploring the Horizons
2000 г.
(английский)
Year's Best SF 5
2000 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Seventeenth Annual Collection
2000 г.
(английский)
The Year's Best Science Fiction: Seventeenth Annual Collection
2000 г.
(английский)
The Mammoth Book of Best New SF 13
2000 г.
(английский)
The Martians
2000 г.
(английский)
Red Mars
2001 г.
(английский)
Green Mars
2001 г.
(английский)
Blue Mars
2001 г.
(английский)
Worldmakers: SF Adventures in Terraforming
2001 г.
(английский)
Vinland the Dream and Other Stories
2002 г.
(английский)
Future Sports
2002 г.
(английский)
New Skies: An Anthology of Today's Science Fiction
2003 г.
(английский)
New Skies: An Anthology of Today's Science Fiction
2004 г.
(английский)
Blue Mars
2009 г.
(английский)
The Best of Kim Stanley Robinson
2010 г.
(английский)
Life on Mars: Tales from the New Frontier
2011 г.
(английский)
Field of Fantasies
2014 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Под самый закат 20-го века американский фантаст Ким Стэнли Робинсон написал удивительную трилогию, посвященную терраформированию и дальнейшему освоению загадочной Красной Планеты. И удивительной она получилась вовсе не потому, что вышла интересной, необычной, захватывающей или, скажем, невероятно оригинальной. Нет, вовсе нет. Удивительной мне показалась ни с чем несравнимая пустота и безжизненность текста при суммарном объеме всей трилогии свыше 2000 страниц. Свыше двух тысяч страниц, Карл! И это я еще молчу про многочисленные, но крайне необязательные вбоквелы в виде 25-ти полновесных рассказов, 18-ти стихотворений и одного здоровенного рассказа-эпилога, больше тянущего на полноценную повесть и ставящего жирную точку над всеми «i» сразу.

И вот при таком (по-настоящему монструозном) объеме автор едва ли старается заполнить его хоть какими-то маломальски значимыми для общей истории событиями. В первой книге я насчитала их около пяти штук, а вот в двух следующих их количество начало опасно стремиться к нулю и в сборнике рассказов-вбоквелов, на мой взгляд, этого самого нуля все таки достигло. Читать было скучно, неинтересно и очень уныло. С самого начала цикла сюжет едва ли подавал признаки жизни, а уже ближе к финалу первого тома стало однозначно ясно, что эти движения были скорее предсмертными конвульсиями. Персонажи, сродни сюжету, совсем не развиваются и в большинстве своем выполняют одну четко заданную им функцию — они (будто бы от своего лица) в едином порыве озвучивают мнение автора на самые забитые и скучные темы. Получается странно и даже немного крипово, когда два идеологических противника, диаметрально противоположного склада ума, могут внезапно начать обсуждать проблему перенаселения Земли и поддакивать друг другу, дополняя все это аргументами среднестатистического американца-гуманитария. Т.е. аргументами самого автора, которыми он получается поддакивает сам себе. Картина маслом!

Ну, и в завершении не могу не сказать о хваленой «научности» марсианской трилогии. Она в силу типа мышления автора, напрочь гуманитарна и ни на что более менее серьезное не претендует. Все колонисты от уборщика и техника, до пилота и управляющего мыслят/говорят/действуют абсолютно одинаково. Только так, как поступил бы на их месте сам автор. А терраформирование, которым нам прожужжали все уши в рекламной компании, если и происходит, то только за пределами объективов центральной камеры. Т.е. всех, кто как и я решил почитать что-нибудь о правдоподобной колонизации Марса, данный цикл явно оставит неудовлетворенным. Здесь нет научности, как ее нет в попытке создания атмосферы при помощи ветряных обогревателей. Здесь нет юмора, нет интересной истории и нет запоминающихся персонажей. Я вообще не понимаю зачем тратить время на эту макулатуру, если есть гораздо более достойные книги. Благо, сейчас их выходит достаточно.

Я же плакала, кололась, но продолжала есть кактус. Раз за разом прощала автору множество косяков и все надеялась, что вот еще чуть-чуть и сюжет наберет необходимые обороты. Вдруг уже на следующей странице наконец начнется самое интересное? Но чуда не случилось, а я советую всем не повторять моих ошибок и читать только действительно хорошие книги. Всего доброго.

Оценка: 4
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я очень разочарован трилогией Кима Стенли Робинсона «Марс», хотя в своё время очень ждал выход этих книг. Я ожидал от нее глубокого и увлекательного научно-фантастического романа, но вместо этого получил сухой и скучный текст с плоскими персонажами. Персонажи настолько плоские, что даже когда с ними что-то происходит, совершенно за них не переживаешь. Ну погиб, и фиг с ним.

Хотя автор вроде бы и пытался прописать героев, но увы, как и в других его книгах, это не получилось. Да, наука Марса есть, но и она на нынешний день порядком устарела, хотя вроде бы прошло не так уж и много лет. Ну да ладно. Это совсем не удивляет. Как-никак, мы постоянно открываем что-то новое, а романы имеют свойства устаревать.

Но даже не сам Марс здесь проблема. Совсем нет. Как уже писал выше, персонажи. У Робинсона они чертовски плохо получаются. Похожие друг на друга, из картона, не вызывающие никаких эмоций. Отсюда, за сюжет и идею +, а за персонажей огромный жирный минус.

Оценка: 3
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да. Великолепный отзыв оставила AliceMadness. Воистину, все так. Нудно, скучно, «умно», за сим. Ничего более скучного я не читал давно. «Умно» — в кавычках, потому что действительно, псевдонаучность изложения просто зашкаливает. Это типа «Марсианин» Вейера, только скучный. У Вейера хотя бы есть скотч, и нет унылых коллег...

Для читавших: Написание декларации — это явно «свежее» прочтение декларации о независимости штатов, попытка в очередной раз придать важности в общем-то, местечковому, в масштабах того мира, событию. Около пятисот тысяч колонистов в штатах отделилось от почти многомиллионной в сумме европейских стран метрополии... А тут — вообще ни о чем. И даже введение «псевдо русских» не спасает ситуацию. Потому что автор не знаком с настоящими русскими. И русская ГГ у него — фактически почти американка, только странная. Псевдо японцы/китайцы (да! именно так) — обладают повадками американских жителей чайна-таунов и автор даже не пытается разобраться в из мотивациях. Ну, просто они такие. Действия ноль. Это странно, трилогия плюс рассказы охватывают огромный временной период, но действия -ноль. И вроде автор неплохо пишет. И вроде переводчик перевел эту галиматью на 5+. Но более унылой трилогии я не читал давно... У меня есть весь Робинсон, изданный Фанзоном. Я честно пытаюсь его понять/принять, читаю по мере возможностей, внецикловые романы пока не трогал. Калифорнийская трилогия — такое же диаметральное чтиво. Насколько хорош первый роман, настолько вторичен и уныл второй. Третий пока не читал.

Но вернусь к оцениваемому пациенту. Робинсон — несомненно умный человек. И старательный писатель. Старается. Только никак не определиться, то ли он — психолог, изучающий социум в экстремальных условиях, то ли инженер-футуролог (весьма посредственный, к слову), то ли писатель-фантаст — крепкий ремесленник, но не более. И вот это «растроение» приводит к унылому результату: Трилогию «Марс» банально скучно читать.

Разумеется, это на сто процентов исключительно мое мнение. Но если у кого-то схожие со мной вкусы — остерегайтесь. Не читайте трилогию «Марс», не тратьте время. Лучше уж ознакомьтесь с творчеством Рейнольдсоа, Винджа (избирательно), да хоть того же Варли. Его Фея/Титан/Демон тоже не шибко захватывает, но хотя бы не претендует на научность, фактически объясняя все нестыковки в стиле «вот так это работает. и точка». Робинсон же впадает в псевдонаучные объяснения, большая часть из которых весьма сомнительна.

И да, я тоже дочитал трилогию. Долго, нудно, через силу. Зато теперь могу оставить честный отзыв: поскольку прочитал от корки до корки.

Оценю на 5. И не больше, и то авансом -старался же... За сим.

Оценка: 5
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Марсианская трилогия» Кима Стэнли Робинсона на момент выхода в России вызывала у меня неподдельный интерес. Классическая научная фантастика, описывающая освоение Марса человечеством. Что может быть лучше, особенно для того, кто испытывает теплые ностальгические чувства от словосочетания «Марсианские хроники». Но на деле все оказалось далеко не так радужно, как я себе представлял.

«Красный Марс». 2026 год, первая сотня колонистов отправляется на Марс. Успешно приземлившись на красной планете, люди начинают колонизацию, попутно решая огромное количество технических, моральных, социальных, политических и иных проблем. Вообще, главной проблемой книги для меня оказалась ее «дотошность» в деталях. Робинсон, взявшись описывать историю колонизации Марса, подошел к делу с полной ответственностью и смоделировал будущее настолько подробно, что временами становилось попросту скучно. Здесь не так уж много места нашлось для романтики фронтира, все больше различных технических и иных аспектов из жизни новых поселений. Хотя должен признать, как только отношения между Землей и Марсом стали накаляться, я вновь начал следить за сюжетом с интересом.

«Зеленый Марс». Пятьдесят лет прошло с момента завершения предыдущей книги. Основное внимание сосредотачивается вокруг продолжающегося противостояния Земли и Марса (что достаточно интересно) и вокруг терраформирования красной планеты (что не так интересно). Автор по-прежнему огромное внимание уделяет деталям и обилию проблем, с которыми сталкиваются персонажи, что, вкупе с суховатым языком, воспринимается не так уж легко.

«Голубой Марс». Действие начинается сразу с того момента, на котором заканчивается «Зеленый Марс». После двух революций и успешного превращения красной планеты в место, пригодное для жизни, человечество продолжает осваивать космическое пространство. Попутно намечается разрешение множества социальных, политических, медицинских и научных проблем (как старых, так и новых), благодаря чему люди начинают двигаться в сторону утопии. В книге нет яркого конфликта, в отличие от предыдущих частей трилогии, да и в целом читалась она уже скорее по инерции.

Ким Стэнли Робинсон пишет достаточно медитативную фантастику. И «2312», и «Марсианская трилогия» отличаются глубокой проработкой мира, но поверхностным отношением к персонажам и сюжету. Точнее, сюжет в данном случае является инструментом для демонстрации варианта человеческого будущего и подробной экскурсии по всей заселенной вселенной. Что, в общем-то, нормально для производственного романа, а каковым «Марсианская трилогия» и является. Так что если вам нравится читать об освоении чего-либо с обилием технических деталей и глубоким знанием матчасти, то эти книги для вас. Только будьте готовы к долгому и вдумчивому чтению.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Потрясающе!» — если верить обложке, так сказал Артур Кларк об этих романах. Присоединюсь. Потрясает всё: объём произведения, проработанность и обилие охваченных тем. Ну, и размах фантазии автора.

Колонизация Марса. Сколько книг написано на эту тему ― не счесть! Но Робинсону удалось создать величественное творение, подкупающее своей достоверностью.

Одна из основных особенностей Робинсона ― глубокое проникновение в описываемую проблему. Вот по ходу действия герои столкнулись с непонятным заражением сельхозкультур ― и за несколько абзацев нам описаны вироиды и методы борьбы с ними. Способы добычи полезных ископаемых ― пожалуйста! Системы экономических отношений ― множество! Психотипы людей ― несколько разных теорий. Микрокосмос и теория струн ― довольно доступным языком. Основы терраформирования ― теперь мы знаем, с чем действительно придётся столкнуться нашим далёким потомкам. И в любой мелочи так ― видно, что автор не просто так воткнул в повествование, например, плавание на яхте, а хорошенько разобрался в вопросе, может, почитал соответствующую литературу или проконсультировался у опытного яхтсмена, а может, и сам походил под парусом и теперь от имени персонажа со знанием дела рассказывает о типах корпусов яхт и об особенностях управления ими.

Всю трилогию идёт строительство. Сначала первого поселения, потом городов, а затем экономики, государства и культуры. И основная мысль автора ― что нужно через все препятствия строить сразу новое, лучшее общество. С трудом, пройдя войны и революции, марсианское человечество всё-таки становится таким, как мечталось многим древним утопистам. Всё делается с оглядкой на экологию. Главная властная структура на планете ― природоохранный комитет, дающий запрет на любые действия, если они нанесут вред Марсу. Пределы возможных изменений окружающей среды прописаны в Конституции Марса.

И заканчивается книга идиллической картинкой ―

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
бабушки с внуками на морском пляже. Вот только море и пляж ― на Марсе, внуки ― марсиане во втором-третьем поколении, а бабушкам по двести тридцать лет и это они всё это вокруг построили ― и город, и пляж, и море, и сам воздух.

Оценка: 9
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ну ужасно уныло, напомниает романы Вальтера Скотта. Персонажи ужасно двухмерные. Завидую терпения тех, кто смог дочитать до конца :)

Оценка: 1
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Масштабная эпичная трилогия.

Это, действительно, классическая, «твёрдая» научная фантастика.

Но, к сожалению, сюжет эпопеи вязнет во многостраничных описаниях научных и политических концепций. А ещё автор злоупотребляет описаниями Марса. Любимый приём Робинсона — поместить героя или героев в марсоход и гонять его по поверхности Красной (а позже — Зелёной и Голубой) планеты, до тех пор, пока читатель не начинает сходить с ума от педантично и дотошно расписанных пейзажей...

Если бы описания урезали раза в три, то получилось бы гораздо более сильное произведение.

В третьем томе автору показалось мало марсианской природы (а также пейзажей Меркурия и спутников планет-гигантов). И он углубился в дебри сознания и подсознания героев и героинь из первой сотни. И тем самым просто убил повествование.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Масштабная эпичная sci-fi сага, повествующая о процессе терраформинга Марса с разных ракурсов, с раскрытием самых разнообразных нюансов.

В центре, конечно, научная сторона дела, однако значительное внимание уделено общественной, политической и экономической стороне освоения Марса. Робинсон, между делом, рисует ещё и свою утопическую концепцию экономического и общественного устройства, посткапитализм с левым уклоном. Ну и ЭКОЛОГИЯ (куда ж без неё у Робинсона?). При том, что я скорее равнодушен к «зелёной» тематике, которая на Марсе «покраснела», читать про этот аспект было интересно, без скидок. Планета последовательно оживает на страницах романа, автор открывает её для читателя целиком, масштабы охвата впечатляют с завидной регулярностью. Зачастую даже карт на форзацах маловато, возникает потребность обратиться к более подробному ареографическому атласу.

Три романа плавно перетекают друг в друга, читаются как единое целое. Каждая книга заканчивается революцией. Персонажи в «Марсе» достаточно сильные, хотя большинство из них и не вызывает сочувствия. На мой взгляд, писатель напрасно убил трёх самых харизматичных и интересных героев в первой книге, а потом создавал для них своеобразных «дублёров», явно проигрывающих триумвирату. Тойтовна со своими тараканами и истериками, признаюсь, дико раздражала, на протяжении всех трёх книг.

К недостаткам эпопеи можно отнести этнонациональную «клюкву» (она касается и русских персонажей, и представителей ряда других наций) и недостаток эмоций (сухой стиль Робинсона всё же не для всех). Многие ругают автора за низкую скорость развития событий, но ведь в трилогии действо разворачивается на протяжении даже не десятилетий, а столетий. Хотя в «Голубом Марсе» действительно маловато самого Марса и слишком много остальной Солнечной системы, масштаб растёт, а описаний заметно больше, чем действия (но до соотношения, которое было в «2312», не доходит).

Написано сильно, но суховато. Трилогия глубокая и непростая, от читателя требуется достаточно развитый кругозор в самых разных областях. Несмотря на то, что книги вышли два десятилетия назад, научная сторона романов вполне актуальна, они не устарели. Жаль, что «Марс» так долго не издавали на русском.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх