FantLab ru

Урсула К. Ле Гуин «Слово для «леса» и «мира» одно»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.31
Голосов:
1145
Моя оценка:
-

подробнее

Слово для «леса» и «мира» одно

The Word for World Is Forest

Другие названия: Слово для «мира» и «леса» одно

Повесть, год; цикл «Хайнский цикл»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 125
Аннотация:

В повести «Слово для леса и мира одно» на основе снов, т. е. при помощи умения «читать» бессознательные образы, делаются выводы о самых главных поступках. Здесь огромную роль играют именно люди, способные понимать сны — «сновидцы». И это понятно — бессознательное замечает то, что не заметило сознание…

Входит в:

— цикл «Хайнский цикл»

— условный цикл «The Hugo Winners»  >  The Hugo Winners  >  антологию «The Hugo Winners, Volume 3», 1977 г.

— антологию «Новые Опасные видения», 1972 г.

— сборник «Hainish Novels & Stories, Volume Two», 2017 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1973 // Повесть

Номинации на премии:


номинант
Небьюла / Nebula Award, 1972 // Повесть

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2003 // Переводной роман (повесть; США, 1972)

Похожие произведения:

 

 


Планета изгнания
1980 г.
Ожерелье планет Эйкумены. Том 1
1992 г.
Планета изгнания. Слово для «леса» и «мира» одно
1992 г.
Слово для «леса» и «мира» одно. Мир Роканнона. Безмернее и медленней империй. Планета изгнания
1992 г.
Хейнский цикл
1992 г.
Двенадцать румбов ветра
1998 г.
Левая рука Тьмы
1999 г.
Ожерелье планет Экумены
2001 г.
Роканнон
2008 г.
Хайнский цикл
2009 г.
Обширней и медлительней империй
2016 г.

Самиздат и фэнзины:

Новые Опасные видения
2020 г.

Издания на иностранных языках:

The Word for World Is Forest
1972 г.
(английский)
Again, Dangerous Visions
1972 г.
(английский)
Again, Dangerous Visions, Book 1
1977 г.
(английский)
The Hugo Winners, Volume 3
1977 г.
(английский)
Il mondo della foresta
1988 г.
(итальянский)
I premi Hugo 1972-1973
1996 г.
(итальянский)
Hainish Novels & Stories, Volume Two
2017 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Поразителен талант Ле Гуин с легкостью творить новые миры. Иному писателю требуются годы, тысячи страниц текста, несколько томов, чтобы один единственный придуманный мир обрел свою историю, мифологию, философию, чтобы читатель поверил в реальность происходящего. Для Ле Гуин — каждая книга Хайнского цикла — новая планета, новое, этнографически выверенное общество, живое и достоверное.

На планете Атши, покрытой лесами, существует уникальное человеческое общество, нашедшее гармонию со всем живым, полностью отказавшееся от насилия в отношениях людей, открывшее путь духовного развития через управление снами и подсознанием, когда жизнь протекает сразу в двух слоях реальности — «Яви мира» и «Яви сна». Но плата за стабильность и мир оказалась велика: почти полный отказ от изменений и развития технологий. Только единицы из атшиян способны к изменению: представить в своих «снах» новую идею, предмет, пронести это знание по шаткому мостику воображения и воплотить в материальном мире. И такие люди становятся Богами, создателями.

Жизнь атшиян протекает спокойно и равномерно, пока на планете не появляются колонисты-земляне, пришедшие в поисках наживы. Им нет дела для сложного и хрупкого равновесия планеты и гармонии жизни атшиян, которые для землян — лишь рабочий скот. Пришельцы приносят новые знания — о насилии, убийствах, войнах, наполняя «сны» атшиян ужасом и кошмарами. Пока не появится сновидец Селвер, чтобы пронести новые знания по дороге реальности, стать карающим Богом для землян.

Повесть оставляет тягостное ощущение полного неприятия происходящего: разве люди могут быть столь плохи, что среди всех колонистов нашелся лишь один, который пришел не грабить и убивать, а понимать? Но ведь и атшияне тоже люди, имеющие в повести те же корни, что и земляне, и они тоже оказались способны на убийство и войну. Может, повесть о том, что мы что-то забыли, потеряли, сосредоточившись на технологии и материальном обогащении, почти/но не все и не полностью/, отказавшись от духовного развития и постижения себя? Ведь, недаром, проходит через всю повесть мысль: путь открыт, надо только захотеть, отказаться от насилия, как от привычного способа решения всех проблем, и попытаться найти гармонию между реальностью и нашим внутренним миром, тем, что делает нас Людьми и объединяет в единое Человечество.

И снова общая для всего цикла идея — о единстве всего живого, о том, что же мы ищем в окружающем мире и собираемся искать во Вселенной — материальных благ или чего-то другого, неуловимого, как сон, знания, чувства или идеи, которые поднимут нас на новый уровень развития. И так хочется верить, что этот Путь по-прежнему открыт.

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно бесспорный шедевр, великолепная притча. Из тех произведений, которые отвечают на вопрос «зачем вообще нужна фантастика» — потому что в других жанрах этого не добиться.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта повесть позволяет взглянуть на человечество со стороны. Увидеть его и ужаснуться. Самовлюбленность, властолюбие, высокомерие... И все это подкреплено супер-современными технологиями. На противоположной стороне — маленький народец, больше всего ценящий мирную спокойную жизнь и девственность природы, с которой они живут в полном согласии. Туземцы и колонизаторы — столкновение двух культур. Сколько раз в истории Земли происходили такие столкновения? У туземцев, как правило, есть выбор: подчиниться и ассимилироваться (т.е., фактически, умереть как этнос) или умереть физически. Подобная история повторяется и на далекой планете. Только, вот финал, не похож на земной. Человечеству, которое так ничему и не научилось, первый раз дали по зубам. Заслуженно.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Гениальная книга. Мне показалось, это о том, что главное — внутренний, духовный мир. Гармония. Внешние обстоятельства можно изменить — руины снова зарастут лесом, и раны заживут; но ничто не восстановит мир в душе. «Что есть, то есть уже навеки», и «нельзя взять то, что существует в мире, и отнести его назад в сновидение с помощью стен и притворства». История великой войны за спасение мира Атши, первой войны — и потеря мира народа. Торжество победы над злом через познание зла... печальная книга.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Любопытное произведение «колониального « жанра. Космическая колонизация... И здесь как встарь: «конкистадоры» ни перед чем не останавливаются, полное пренебрежение интересами и даже жизнью местных аборигенов, которых земляне пренебрежительно называют зверушками, и потому заставляют их работать на себя, содержат в загонах, словно рабочий скот, насилуют местных женщин... Словом, Белый человек» — хозяин всему живому, он — почти что Бог. ... Довольно -таки мрачно.

И это разнузданное поведение со временем сыграло злую шутку с колонистами. «Зверушки» научились у землян самому страшному, чего они никогда не умели, не могли по складу своей ментальности, своей «инаковости», которая так резко отличала их от землян: они научились убивать. «Хорошие» учителя были земные колонисты. И «зверушки» оказались толковыми учениками — земляне-таки пожали свой кровавый урожай.

Каким будет дальнейший контакт двух рас и будет ли он?..

Конечно, в книге много спорных моментов, вызывающих неприятие и даже отторжение, но ведь это — один из вариантов далекого будущего, которое может быть. А может — и не быть. Многое зависит от нас, землян, от того в какую сторону мы будем совершенствоваться. Хотя, судя по сегодняшним реалиям, Ле Гуин, возможно и права — человек мало меняется в лучшую сторону. К сожалению...

Очень философское произведение, впрочем, как и многое у Ле Гуин.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Слово для леса и мира одно» — редкая книга, где достаточно чётко показано, как некое событие (в контексте книги — появление колонизаторов, их бесчинства, личная катастрофа одного из главных героев, потерявшего жену и родное поселение) порождает волну в коллективном бессознательном, причём первоначальным генератором волны МОЖЕТ ОКАЗАТЬСЯ ВСЕГО ОДИН ЧЕЛОВЕК (подобно тому как в получившей «накачку» активной среде лазера единственный квант способен породить «лавину» излучения), как эта волна охватывает большую массу людей и как «потенциальная» энергия этой волны превращается в «кинетическую» — обрушиваясь на источник коллективной боли.

Я бы назвал эту книгу «История одной священной войны».

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть с чисто художественной точки зрения великолепная, очень красивая, по своему даже какая-то самобытная. Но хочется отметить присущую Ле Гуин черту в осуждении одной точки зрения и защиту другой. Защита колонии и представителей человечества это долг и военный и моральный тех военнослужащих которые были расквартированы на планете, и осуждать их чрезмерно нет смысла. То что они не пытались понять здешних жителей это вопрос второй, это не их работа и не их цель. Виноватыми делать надо не исполнителей, а тех кто санкционировал колонизацию неисследованного мира. Превозносить заслуги атшиян в их точно таких же убийствах это неправильно, даже если они делали это вынужденно и в целях самозащиты. Поднятые в повести вопросы до конца не раскрыты, сюжет тянет на целый роман или даже больше.

Однако по сравнению с издаваемыми на постсоветском пространстве фантастическими «шедеврами» наших соотечественников, эту повесть действительно можно назвать шедевром. Читать обязательно.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Высокомерие колонизаторов претит Ле Гуин, и это презрение к жизненным установлениям, которые нам непонятны, ещё не раз будет доставать на дороге развития и взаимодействия культур. Здесь, на Земле, прежде всего.

Ле Гуин неоднократно рассказывала об истории создания романа (который, кстати, у меня в сознании живёт как «Имя миру — лес») как о наиболее политически остром,писавшемся во время войны США во Вьетнаме против этой войны.

Но он работает и по сей день. «Аватар» тому примером.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Почитал тут отзывы... А с чего вы взяли, что речь идет о каком-то другом мире? «Претворять реальность сна в реальность яви» — это же и есть творчество! И если этим занимаются мохнатые зеленые человечки, а не хайрастые, увешанные феньками парни с гитарами и не люди со строгими лицами в завитых париках, от того оно не перестает быть творчеством. Именно это-то и делает повесть такой пронзительной, а конфликт — настолько близким сердцу: мы с этим сталкиваемся постоянно и в нашем мире. Здесь речь не о непонимании между мирами или культурами, а о неспособности и нежелании людей жить свободно, осознанно, и об их ненависти к тем, кто оказался на это способен...

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не просто так (за имя автора) поставил 10. Эта история лучшее, что я читал у Ле Гуин. Она наполнена болью и энергией жизни существ, которые миролюбивы по сути своей... смерть и убийство несвойственны им. Как недоступно и понимание леса как стройматериала. Зачем из него строить, если он растет? Живой лес это мир, это жизнь. Как можно пренебрежительно относиться к жизни? Наверное, тысячу раз права автор, что сумев переступить через свое существо, понимание мира и жизни — убить, значит стать Богом. Потому что родить — это естественно для этого нужно просто любить.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кажется, мы не способны понимать даже друг друга :smile: Что же говорить о понимании не просто другого народа, но другой расы?

Оценка: 10
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Понять мир существ, настолько отличающихся от человека! Возможно ли это?

Оценка: 10
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

очень яркие и объемные персонажи. потрясающе вживаешься в образ мыслей туземцев, ярко представляешь себе «бога войны». и вообще понятие «бога» повернулось новой гранью.

Оценка: 10
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хорошо это или плохо, когда думающую часть какого-либо народа терзает совесть за грехи, совершенные предками? Вот, скажем, американцам достаточно взглянуть на карту своей страны, испещренную именами давно вымерших или переселенных куда-нибудь в Оклахому племен, их вождей, их слов для леса и мира...

И это при том, что конфликт между носителями технократического взгляда на мир и каким угодно первобытным сообществом предопределен. И исход его неизбежен и очевиден. Об этом писал в свое время отец Урсулы Ле Гуин Альфред Кребер в замечательной книге о калифорнийском индейце по имени Иши, последнем человеке каменного века в тех краях. И Кребера мучили те же угрызения совести, которые заставляют снимать фильмы «Танцы с волками» и «Похороните мое сердце в Вундед-Ни». И даже коммерческое кино в глянцевой обертке подсовывает нам «Аватара», который то ли сам призывает сочувствовать тем, кто жил в гармонии с природой, то ли это наследство очевидного едва ли не плагиата по отношению к шедевру Костнера...

И вот разница между краснокожими и атшиянами в том, что сии вымышленные создания позволяют хотя бы мечтать, что где-то там и когда-то там, брутальные и нехорошие люди, являющиеся адептами ружей, микробов и златого тельца, будут посрамлены некими аборигенами, которые хороши еще и тем, что их внуки никогда не поселятся в трущобах на окраинах наших мегаполисов и не развеют руссоистский сон о добром и справедливом первобытном человеке...

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень противоречивые чувства вызывает во мне эта повесть. По большому счету я солидарна с Ле Гуин. Если бы я оказалась сторонним наблюдателем, я, безусловно, не приняла бы сторону землян лишь на том основании, что они – земляне. Если говорить о фантастике вообще, я не люблю кочующих из романа в роман сородичей с менталитетом кроманьонца, которые не просто самосохраняются/видосохраняются, как тупые крокодилы, но еще и предполагают, что самосохранение — это высокая духовная ценность.

Но меня слегка коробит отношение Ле Гуин к будущему и к перспективам людей в этой ее повести. Все-таки, чтобы выйти за пределы естественной среды обитания, нельзя быть просто десантником с квадратной челюстью или летчиком-налетчиком, для которых мерило всего — собственная культура. Человеку, если он захочет это сделать, придется модифицировать себя, много узнать, возможно, размыть ощущение собственной видовой принадлежности и вообще вторгнуться в ту часть собственного «я», которая сейчас нас держит на привязи у животного царства. Но Урсула катапультирует нас в космос такими, какие мы есть сегодня – хищными животными, лишенными эмпатии, разрушающими то, к чему прикоснемся, или просто равнодушными, но, опять-таки, по сути ни капли не изменившимися – и при этом почему-то преуспевающими в экспансии (космическая экспансия, по-моему, для сохранения вида совершенно не нужна. В дальний космос может гнать лишь любопытство). Я понимаю, что она не футуролог, что для нее эти ситуации, возможно, просто сцена для аллегорического рассказа о настоящем, но не могу ничего с собой поделать – в детстве слишком много смотрела на звезды. Мне кажется, что если человек туда попадет, он будет намного сложнее, во всяком случае, не станет ездить в космос за дровами.

Так что за литературу – 9, но ни за что не поверю, что человечество за пределами Земли – такое сборище примитивных существ или мерзавцев, за редким исключением.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх