fantlab ru

Аркадий и Борис Стругацкие «Туча»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.55
Оценок:
354
Моя оценка:
-

подробнее

Туча

[по мотивам повести "Гадкие лебеди"]

Киносценарий, год (год написания: 1986)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 48
Аннотация:

Он, профессор Нурланн, вынуждено вернулся в свой родной город, где он вырос, где закончил школу. Где проживает его бывшая жена и уже подросшая дочь. И где, в центре города расположилась таинственная туча… Перед ним дилемма: стать на сторону военных и взрослых, и уничтожить тучу, или понять детей, которые видят в ней своё будущее…

© SAG
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Киносценарий Стругацких «Туча» (по мотивам повести «Гадкие лебеди») впервые был напечатан в журнале «Химия и жизнь» с августа по октябрь 1987 г. (номера 8, 9 и 10). В 1989 г. публикуется в сборнике научной фантастики, в 1990 — в сборнике сценариев Стругацких.


Входит в:

— журнал «Химия и жизнь 1987'08», 1987 г.

— журнал «Химия и жизнь 1987'09», 1987 г.

— антологию «Посёлок на краю Галактики», 1989 г.

— сборник «Пять ложек эликсира», 1990 г.

Похожие произведения:

 

 


Поселок на краю Галактики
1989 г.
Поселок на краю Галактики
1990 г.

1990 г.
Сценарии. «Жиды города Питера…». Сталкер
1993 г.
Киносценарии
1998 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2001 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2004 г.
Жиды города Питера
2005 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2007 г.
Хромая судьба
2007 г.
Хромая судьба
2007 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2009 г.
Собрание сочинений. Том девятый
2012 г.
Пять ложек эликсира
2017 г.
Сценарии
2020 г.
Сценарии
2020 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 27. 1985—1986. Книга первая
2020 г.
Пять ложек эликсира
2021 г.
Полное собрание сочинений в тридцати трех томах. Том 27. 1985—1986
2023 г.

Периодика:

Химия и жизнь 8 1987
1987 г.
Химия и жизнь 9 1987
1987 г.

Аудиокниги:

В мире фантастики
2010 г.
Туча. 5 ложек эликсира. Чародеи
2011 г.

Электронные издания:

Туча
2017 г.

страница всех изданий (24 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если быть честным до конца, как бы тепло я не относился к творчеству (особенно раннему) братьев Стругацких, данное произведение не произвело на меня нужного впечатления глубокой и оригинальной истории. Во-первых потому что это не оригинальная история, а переосмысление полноценной повести «Гадкие Лебеди», где проблематика разности поколений была скрупулёзно, без пошлости и передёргиваний рассмотрена под лупой, в полной мере раскрывая весь вложенный философский потенциал. Во-вторых это даже не полноценное произведение, а киносценарий, в котором повествование дается рвано (через прямые склейки), создавая впечатление не глубокой истории с раскрытием персонажей и их внутреннего мира, а так же окружающей среды и её густой атмосферы, а простой визуальной репрезентации, где форма важнее содержания.

Именно поэтому в центре повествования находится некое странное атмосферное явление — туча, возникшая над городом и постоянно увеличивающаяся в размерах. Читатель не узнает, откуда и почему она появилась — это просто смысловая метафора чуждого мировоззрения, знаменующего иное будущее для подрастающего поколения, которое решило пойти по другому пути, разочаровавшись в идеологии своих родителей. Главный герой Нурланн, прибывающий в город (где сам провел свое детство) по распоряжению высшего начальства с целью устранить тучу с помощью технических военизированных средств, внезапно встречается с иной точкой зрения детей, которые видят в этой туче смысл и свое спасение. Он оказывается на перипетии двух дорог: с одной стороны он обязан уничтожить угрозу ради блага большинства, с другой стороны ему крайне важно мнение отпрысков, которые уже изменились и больше не видят во взрослых (в своих родителях) должного авторитета. Так же бремя ответственности на его плечах отягощает и тот факт, что одной из этих изменившихся странным образом подростков оказывается его собственная дочь. В конечном итоге Нурланну не удается ни переубедить детей, которые выбирают быть поглощёнными тучей, ни уничтожить её саму, посему он сам так же, растеряв остатки самообладания, отправляется в след за отроками.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Войдя в тучу (которая опустилась до земли и представляет из себя странную стену — барьер, за которым в глубине мглы бушуют всполохи молний), он видит иной мир, в котором дети стали старше и обрели гармонию над миром и над самими собой.

Авторы довольно пошло показывают разницу поколений. И главный герой и остальные второстепенные лица взрослых по сравнению с детьми выглядят и определяются отрицательной коннотацией: они эгоистичны, чванливы, ленивы и скупы, а дети наоборот любознательны, вежливы, эрудированы и адекватны. Причем на взрослых налагается некая вина за ошибки прошлого, не какого-то метафорического прошлого из вакуума, а того самого нашего общего советского. Из-за отсутствия в сюжете необходимого уровня концентрации раскрытия всех этих троп пошлость остается пошлостью, растекаясь далее по тексту жирной тёмной кляксой. В каком-то смысле перед нами даже не хтоническая балабановщина, а почти уже «звенящая» михалковщина. Видимо, всё это должно было раскрыться более понятно на киноэкране, дополняя вложенные смыслы «сильными» визуальными образами.

В общем итоге впечатление от прочтения сложилось не самое приятное. Скорее всего данную работу лучше и честнее оценивать именно в кино формате, но увы, данного события не случилось. Оригинальная повесть была глубже, понятнее и тоньше. Не переходя грань, она была способна даже резонировать с современными трендами и течениями. На этот раз такое сказать, увы, язык не повернется.

Оценка: 4
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне сценарий в какой-то мере понравился даже больше оригинала («Гадких лебедей»). Почему? В «Гадких лебедях» много «воды»: все эти постоянные посиделки, бухалки и пьянки возможно и были необходимы для того, чтобы показать недостатки существующего общества, но читать об этом и скучно и противно. Сценарий же получился концентрированным, позволил отвлечься от чувства неприязни к алкашам и сосредоточиться на социальной подоплёке происходящего.

В «Туче» известный писатель-алкоголик заменён учёным, мокрецы отсутствуют вообще. С одной стороны, мокрецы кажутся единственным прямым объяснением происходящего в городе: непрерывный дождь — их рук дело, дети-гении тоже воспитаны ими. Но с другой стороны, наличие мокрецов создаёт больше вопросов, чем объясняет: кто они такие, откуда взялись, как с ними связана очковая болезнь и почему они так любят дождь? Для сценария это лишняя сущность, которая отвлекает от сути, но именно эта сущность делает книгу более объёмной, нежели сценарий.

Сценарий получился с явным уклоном в более мистическую плоскость, он больше похож на страшилку для взрослых, а не на сложную и многогранную действительность. Туча — смутный и страшный образ будущего, которое скрыто для людей настоящего. Только люди хоть в какой-нибудь мере думающие и прогрессивные могут заглянуть через стену тучи и увидеть за ней что-то прекрасное. Именно на это, на мой взгляд, и был сделан упор.

В общем, написание сценария всегда предполагает некое упрощение. Люди читающие способны к более сложным мыслям, они ставят себе вопросы сами. Люди, предпочитающие кино, смотрят кино ради развлечения, чтобы получить положительные, или наоборот — острые впечатления. Для них нужно усечь второстепенные эпизоды, упростить имеющееся, сконцентрироваться на сути и особенно — на визуальной составляющей. Кино вообще является самостоятельным жанром искусства, литературные приёмы в нём часто неприменимы, кино говорит другим языком. Как мне кажется, авторам всё-же удалось сделать добротный киносценарий.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Существенных идейных или сюжетных отличий от материнской повести в киносценарии, в общем-то, нет, хотя, естественно, он получился более компактным, более насыщенным. с несколько по другому расставленными акцентами.

Вещь бесспорно умная и оригинальная, но, как и другие поздние произведения авторов, оставляющая двойственное впечатление. В отличии от книг братьев образца 60х — начала 70х, где были и прекрасные, симпатичные герои, и достаточно оптимистичные сюжеты, и какая-то внутренняя доброта, в этой вещице уже слишком много негатива и практически нет героев, которым читатель мог бы симпатизировать. Умно — да, оригинально — да, но радости читателю книга вряд ли доставит.

И еще: у «Тучи» явно не удался финал — какой-то расплывчато-аллегоричиский и, в общем-то, какой-то никакой.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как и в своих предыдущих сценариях, Стругацкие выкинули из «Гадких лебедей» многие тонкости, сопутствующие повествованию. Мало того — были выброшены сюжетообразующие сущности, такие как, например, мокрецы. Еднственное, что оставили Братья — одну из самых главных идей романа — «Родители уродуют своих детей по образу своему и подобию». Дети, отрёкшись от своих предков, уходят строить свой мир — и они знают, что нужно для этого сделать — стать иными во всех смыслах этого слова...

Сценарий пропитан религиозной мистикой, цитатами из Апокалипсиса, и я не сказал бы, что это лишнее. Всё таки «Туча» — это описание именно такого апокалипсиса, появления нового мира, который постепенно вытеснит старый... Сильно, весьма сильно, хотя до оригинальной повести и не дотягивает.

P. S. Во многом сценарий перекликается с романом Олди-Валентинова «Нам здесь жить». Все мы стоим на плечах гигантов...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сценарий гораздо слабее «Гадких лебедей». Мистические нотки (сам образ Тучи, аллюзии на Апокалипсис, собственно финал) просто не вписываются в декорации _этого_ произведения. В результате — из серьёзной, реалистичной психологической прозы вышла неглубокая, плоская притча с достаточно «детской» моралью.

«ГЛ», адаптированные для подросткового восприятия — вот что такое этот сценарий. Впрочем, если бы за него взялся хороший режиссер -- наверно, вышел бы атмосферный и драматичный фильм. (Финал истории, когда гигантские дети-Всадники топчут копытами взрослых, символизируя наше с вами будущее, особенно хорошо «прозвучал» бы, если б его снять в черно-белой гамме. Да добавить немного козинцевских ноток -- помните, Тень отца Гамлета?..) Но о том, КАКИМ бы вышел фильм по «Туче», мы можем только гадать...

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

По-моему, нечто иное, нежели «Гадкие лебеди». Тоже интересно, хорошо... Но если уж читал первоисточник — это не удовлетворяет совершенно. Мне всегда казались «Лебеди» вполне кинематографичными сми по себе, я бы не стала так урезать... усекать... Хотя, конечно, дело авторов.

Но линия мокрецов мне нравилась чрезвычйано. И все эти типы — Росшепер и вся из камарилья, пара агентов, Квадрига... это же прелесть что такое, и для фильма просто находка! А уж потерять Диану... Не понимаю, честное слово.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Киносценарий по повести «Гадкие лебеди». Я бы даже сказал, что этакая нарезка, солянка из текста повести.

Вообще, очень сложно абстрагироваться, читая сценарий по уже прочитанному произведению. Это я уж понял, ознакомившись с несколькими сценариями Стругацких. Но в отношении этого произведения данная оценка особенно подходит: герои переработаны просто до неузнаваемости. А читатель всё равно пытается обнаружить в них того или иного персонажа повести. И, можно сказать, не находит. А точнее — находит, но совсем не того, кого ожидает или к кому привык. В «Туче» вообще всё перемешано и даже угадываемые герои выглядят несуразно, можно даже сказать — выглядят карикатурами на своих прототипов.

Прочитать сценарий стоит разве что тем, кто не знаком с повестью. Тем же, кто знает повесть, читать этот сценарий будет не только трудно, но и, пожалуй, не особо интересно.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все таки киносценарии — это совсем не то. Сколько не читала их у Стругацких: Понедельник начинается в субботу, Жук в муравейнике, теперь Туча — после первоисточников производят впечатление бледных теней.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из-за запутанной ситуации с библиографией Стругацких сначала прочитал киносценарий «Тучу», не исходную повесть «Гадкие лебеди»... Впрочем, кажется, на впечатление это не сильно повлияло. Это не самая банальная и безыдейная притча о гуманизме, взаимоотношении отцов и детей и просто о человеческих отношениях. «Туча» — очень атмосферная работа, которая действительно погружает в действие и заставляет сопереживать героям.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

В общем, по книге, только имена героев изменены. Зачем?

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх