FantLab ru

Роберт Шекли «Охотники каменных прерий»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.41
Голосов:
136
Моя оценка:
-

подробнее

Охотники каменных прерий

Carhunters of the Concrete Prairie

Повесть, год; цикл «Азимов. Свободные продолжения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 21
Аннотация:

Корабль, пилотируемый Хеллманом, потерпел крушение на неизвестной планете. Бортовой компьютер проанализировал планету и сообщил, что, возможно, Хеллман сможет разбогатеть, так как здесь он сможет найти ответ на загадку роботов с планеты Дездемоны…

© ZiZu
Примечание:

Новелла специально написана для вышедшей в сентябре 1989 антологии «Foundation's Friends: Stories in Honor of Isaac Asimov» (сост. Martin H. Greenberg; выдвигалась на «Locus» — 1990), посвященной 50-летию творческой деятельности Айзека Азимова, у нас издавалась под названием «Курсанты Академии».


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Курсанты Академии
2002 г.
Лабиринт Минотавра
2003 г.
Легенды конкистадоров
2004 г.
Легенды конкистадоров
2004 г.

Самиздат и фэнзины:

Курсанты Академии
2018 г.

Издания на иностранных языках:

Foundation's Friends
1990 г.
(английский)
Prietenii Fundației
1995 г.
(румынский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из главных аспектов, за которые я ценю творчество Р. Шекли — умение конструировать жизнеспособные красочные социальные конструкции, которые даже при большой доле сатиры и гротеска производят впечатление достоверности. На этот раз нам предстоит посетить целую планету, на которой обосновалась колония роботов, вышедших за рамки трех законов роботехники. Эта повесть — своего рода литературный реверанс рассказу А. Азимова «Салли», в котором описывалась Ферма, где доживали свой век автомобили, оснащенные позитронным мозгом. В повести Шекли, помимо разнообразных сообществ роботов, нам встретятся роботы-автомобили, которые являются объектами охоты для целого робоплемени, здешние «мерседесы» аналогичны земным бизонам, на которых охотились американские индейцы. Впрочем, обо всем по порядку.

В результате неполадок на звездолете главный герой по имени Том Хеллман вынужден совершить аварийную посадку на планете, которая, как станет известно чуть позже, называется Ньюстарт. Уже с самого начала интересно следить за остроумными диалогами пилота и бортового компьютера, явно наделенного признаками искусственного интеллекта, причем довольно язвительного, не упускающего случая поддеть своего хозяина-человека, но при этом заботливого и верного друга. Именно компьютер выдвигает предположение, что на Ньюстарте нашли прибежище роботы, сумевшие освободиться от рамок законов роботехники, теперь главному герою предстоит интересное и немного опасное путешествие по миру машинной цивилизации.

Люди на планете тоже вроде как присутствуют, но дальше косвенных упоминаний о человеческой колонии речи не идет. Первый контакт с местными роботами — встреча с охотником Уэйном, который не прочь выследить и загрызть какой-нибудь неосторожный «мерседес», играющий роль земного травоядного. Безусловно, в такой системе найдется место и хищникам — здесь они называются гиеноиды и особым интеллектом не обладают, правда, загрызть неосторожную добычу могут запросто. Небольшой эпизод будет связан и с разумными хищниками — дельтоидами, которые на деле демонстрируют, что законы роботехники на планете не действуют, т.е. человек не может чувствовать себя здесь в безопасности.

Помимо племени машин-охотников, которые ведут кочевой образ жизни, на Ньюстарте есть целый ряд городов роботов, один из которых — Роботсвилль — предстоит посетить главному герою. Это не просто свалка металлолома, а настоящий культурный центр с библиотеками, дворцами аристократии, концертными залами и гостиницами. Активно развивается искусство — живопись, музыка, скульптура местных роботов могут поразить воображение даже избалованного подобными вещами землянина. Несмотря на всю свою красочность как кочевники, так и горожане по сути просто копируют социальные структуры людей, добавляя свой колорит, заставляя поверить в то, что машинный интеллект ничем не уступает человеческому.

Гораздо больший интерес, на мой взгляд, производит экскурсия в подземный город Пойнтэксме — здесь проживает особая колония роботов — роботы-дома, которые, постепенно развиваясь из начальной заготовки, превращаются в комфортабельные жилища с интерьерами, пригодными для проживания человека — подобной идеи мне еще встречать не приходилось. Здешние роботы мечтают о переселении на Землю, где у них будет возможность сдавать себя в аренду, тем самым возможен взаимовыгодный симбиоз, ведь любому дому нужны обитатели, а людям всегда нужно место, где жить. В небольшой повести нашлось место даже для небольшой любовной линии, правда с ироническим подтекстом.

Финал произведения наступает довольно внезапно, выдергивает читателя из неспешной экскурсии по миру, населенному машинами. При желании повесть легко можно было бы увеличить до формата романа, подготовить читателя к развязке, провести экскурсию по человеческому поселению и подробно рассмотреть вопрос почему здешние сообщества людей и роботов не нашли точек соприкосновения, не смогли ужиться вместе. Кто виноват, что пути человека и машины разошлись — люди, чрезмерно эксплуатировавшие механических собратьев или же роботы, возжелавшие свободы, осознавшие, что законы роботехники сдерживают их развитие — на этот вопрос автор отвечает довольно лаконично в последнем абзаце произведения.

В целом повесть оставила очень приятные впечатления, чувствуется фирменный авторский стиль, красочные описания заставляют внимательно следить за приключениями главного героя. Небольшое недоумение оставила стремительная развязка, но при здравом размышлении нужно признать — подобное решение финала вполне имеет право на существование. Развлекательный аспект произведения не уводит читателя в сторону, оставляя место для размышлений на тему природы человечности, взаимодействия обычного и машинного интеллекта. Имеют ли право роботы на собственный путь развития и эволюции, может ли человек поступать более жестоко и безжалостно, чем машина, причем машина, вышедшая за рамки сдерживающих законов, а следовательно получившая возможность применять в отношении людей насилие. Несмотря на то, что повесть была написана в рамках трибьюта творчеству А. Азимова, больший интерес она всё же вызовет у поклонников Р. Шекли, которые сразу узнают авторский стиль и фирменную иронию Роберта.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Нельзя доверять людям». Очень интересная мысль в конце рассказа.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Этот рассказ — безусловно не худшее, из того, что создал Шекли, но Айзеком Азимовым тут и не пахнет.

Мораль рассказа — роботам доверять опасно, но людям — куда опаснее.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх