Клайв Баркер «Книга крови 3»
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— условный цикл «Книги крови»
Награды и премии:
лауреат |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2001 // Хоррор (Великобритания) | |
лауреат |
Хоррор: 100 лучших книг / Horror: 100 Best Books, 2005 |
Номинации на премии:
номинант |
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1988 // Хоррор - Авторский сборник или антология (Великобритания) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 17 октября 2020 г.
В третьем томе ярких моментов ещё меньше, чем во втором. Рассказов вновь пять, так что давайте без лишних проволочек взглянем на них поближе.
• «Сын целлулоида».
Барберио – беглый преступник. Скрываясь от копов, он прячется в кинотеатре, где в скором времени умирает. Но часть его продолжает жить и мистическим образом взаимодействует с образами, которые мелькают на большом экране.
Рассказ напоминает тошнотворно-веселый бред. Его невозможно воспринимать всерьёз, да он и не пытается казаться чем-то большим, нежели история про треш и угар, написанная в треше и угаре. При этом некоторые сцены, типа внезапно выскочивших глаз или борьба с раковой опухолью, запоминаются надолго.
• «Король Мозготряс».
Король Мозготряс томился в своей темнице столетиями. Он ждал, пока какой-нибудь глупый человечишка освободит его. И вот этот момент настал, а значит пришло время кровавой тирании и бесчинств.
Сам по себе рассказ выглядит непритязательным ужастиком, где люди освобождают монстра, страдают от его рук, кто-то погибает, но победа над злом неизбежна. История примечательна именем чудовища (Rawhead Reх), адаптация которого оказалась довольно проблематичной для российских переводчиков. «Голый мозг», «Король Кровавая Башка» и «Король Мозготряс» — нетривиальные варианты для имени монстра, но не отражающие его сути. Одноименная экранизация встречалась в нашей стране под названиями «Царь зла», «Страшила» и «Чудовище из ада».
При этом в фильме чудовище выглядит как здоровенный качок с резиновой зубастой мордой. Его вид не производит должного впечатления, а незакрывающаяся пасть и вовсе смешит. И это сильно разнится с тем образом, что был изначально задуман Клайвом Баркером. Дело в том, что в рассказе-первоисточнике орудовало существо с более оригинальной внешностью, что обусловлено сексуальным подтекстом произведения. Напрямую об этом, конечно, не говорится, но можно найти комментарии Баркера к рассказу, где он писал следующее: «Истории о чудовищах в ярости строятся по фаллическому принципу. Здоровенные мужики терроризируют женщин. По сути, я написал историю о десятифутовом мужском приборе, впадающем в ярость.» («Monster on the rampage stories are about the phallic principle. Large males run around terrorising women. Basically, I wrote a story about a ten foot prick which goes on the rampage.»).
Увы, но, даже зная подтекст рассказа, сама история читается без огонька.
• «Исповедь савана».
Ронни Гласс был талантливым бухгалтером, пока однажды его не подставили. Естественно, Ронни решил отомстить, и даже смерть не стала помехой на пути его гнева.
Рассказ впечатляет своей наивностью. И преступники тут не отличаются интеллектом, и главный герой не может похвастаться особой проницательностью, и окружение его страдает глупостью. Интересна идея перехода души из человека в саван, но подана она слишком поверхностно.
• «Козлы отпущения».
Компания молодых людей катается на яхте, которая неожиданно встает на мель. Их вынужденная остановка происходит на острове, не отмеченном на карте. Загадочности добавляет и наличие загона с овцами посреди этого, почти пустого, клочка суши.
История, написанная ярким «баркеровским» языком, сама по себе является довольно банальной. Люди полезли туда, куда не нужно, за что и поплатились. «Король Мозготряс» укладывался в ту же схему, но он хоть пободрее читался, здесь же смотреть просто не на что.
• «Остатки человеческого».
Гэвин занимается древнейшей профессией. Будучи от природы чрезвычайно красивым, он без труда находит себе клиентов. Но однажды привычный ему мир дает трещину, и жизнь Гэвина превращается в кровавый кошмар.
Из всего третьего тома «Книг крови» это наиболее яркая вещь. Болезненное удовольствие, холодная красота, эстетика агонии, — Баркер во всей своей красе. Рассказ пробирает, и это неплохой момент, чтобы сделать паузу в ожидании продолжения.
На этом пока всё, до встречи в четвертом томе.
evavan, 18 февраля 2010 г.
Третья часть «Книг крови» понравилась мне меньше первых. Во-первых, встречаются кое-какие повторения. Во-вторых, и что самое главное, картинки, рисуемые воображением при чтении, куда менее захватывающие, чем те, что создавали рассказы из первых сборников. Ничего уже так не потрясает. Меньше философии, больше какого-то примитивного абсурда, но Баркер есть Баркер, им нельзя не восхищаться.
«Сын целлулоида» — очередной рассказ, где элемент ужасного несет метафорическое значение (как было в «Её последней воле»). Сюжет рассказа, конечно, бредовый. Не представляю, как можно читать это серьёзно. Одушевленная раковая опухоль, которая вызывает к жизни образы голливудского кинематографа! Нет, читаю «Книги крови» не для того, чтобы пугаться, скорее рассказы сносят крышу своей абсурдностью и нередко веселят. Баркер проводит аналогию между раком и паразитирующими на зрителях грезами кино (да, в принципе, любыми навязанными иллюзиями). Герои рассказа вводят в него социальную нотку, представляя эдакий срез общества, над которым эти самые иллюзии имеют противоестественную власть. Рассказ надуманный, но у Баркера такой стиль, что я даже подобный бред, написанный его рукой, могу читать.
«Голый мозг» читать было откровенно скучно. Мне нравятся истории о «древнем» народе и возрожденном язычестве, но этот рассказ ничем не привлек. Бессмысленный и беспощадный. Второе я обычно воспринимаю спокойно, но бессмысленность простить никак нельзя. Кровь льется, люди погибают, но как-то все ненатурально. Один момент в рассказе меня все же зацепил: это видение Рона женщины, переполненной не рожденными детьми. Яркий и емкий образ. Когда представила это бесконечное множество будущих людей, поняла, чего так боялся Голый мозг. Интересно в рассказе то, что монстр наделен мотивацией, Баркер в общих чертах очерчивает его…хм…мировоззрение, скажем так. В целом, все слишком просто и однозначно: помните, что хтонические существа всегда где-то рядом.
В «Исповеди савана» лично я углядела некое подобие пародии на ghost story. Мстящий призрак в виде белой простыни – что может быть традиционнее! Так или иначе, рассказ чем-то трогает, душевный он. Героя искреннее жаль, хотя редко в «Книгах крови» появляются персонажи, которым сопереживаешь. По виду монстр — Ронни, на деле же – люди, которые исковеркали его жизнь. Честно, на этих строках: «Тело замотали черным пластиком и бросили на окраине Эппингского леса. Было уже ранее утро. Солнечные лучи дрожали в кронах ясеней и платанов», — у меня сердце защемило. Осязаемая жуткая картина, и, увы, абсолютно реальная. Сюжет ясен с первых строк, но читается все равно живо, а концовка удивляет ни с того ни с сего взявшейся поэтичностью. Как ни странно, рассказ чем-то отдаленно напомнил «Шинель». В общем, довольно необычно для Баркера, но понравилось.
«Козлы отпущения» по началу оттолкнул откровенной «голливудщиной»: компания молодых людей попадает на неизвестный картографам остров, где их ждут страшные события… Завязка в духе самых посредственных ужастиков. Но по сути рассказ оказался элегической зарисовкой о смерти, с посылом memento mori и настроением обреченности. Напомнил картины со сценами плясок смерти, где мертвецы и живые танцуют в одной ритме, а грань между мертвым и живым стирается.
Наконец я дождалась настоящего хоррора в «Остатках человеческого». Рассказ читался с приятным напряжением: в нём есть неожиданность и тайна, и медленное нагнетение обстановки. Но, признаюсь, я его не поняла. Ведь не может эта практически идеально написанная история быть о том, как страшна внутренняя пустота. В финальной сцене сентиментальность двойника выглядит никак не лучше опустошенности героя. Что вообще такое пресловутое «человеческое»?..
Oswald, 19 июня 2009 г.
Позволю себе не согласиться с автором предыдущего отзыва. Третья «Книга крови» отличный сборник, читается просто великолепно. И хоть не все из пяти представленных в ней рассказов можно отнести к безусловным шедеврам, все же каждый из них хорош по-своему. А собранные в единую компиляцию они прекрасно дополняют друг друга, создавая потрясающе реалистичную, буквально осязаемую полифонию подлинног ужаса, сотканную из самых разнообразных его, этого ужаса, оттенков. К слову сказать, ужас там не слишком кровавый, а скорее пугающий и атмосферный. Без проколов конечно не обошлось, но это проколы мелкие, незначительные. Особого внимания на них обращать не стоит, так как общую картину они почти не портят. Автор не стесняясь обнажает самое дно, изнанку человеческого сознания и души, воплощая на страницах рассказов свои жуткие, изуверские фантазии. Но на то он и Баркер, чтобы ничего не стесняться.
Итак, «Сын целлулоида». Единственный рассказ из сборника, который мне НЕ понравился. Первый блин получился комом. Читать в общем можно, но написано как-то вяло и неубедительно. Слабо верится в то, что гниющий труп преступника, умершего от смертельной болезни сумел вдохнуть жуткую потустороннюю жизнь в череду бесплотных кинообразов. И тем не менее, оценку 8/10 можно смело поставить.
«Король «Голый мозг». Мне понравилась религиозная подоплека рассказа, да и сам монстр, как уже отметил предыдущий рецензент, вышел и вправду обаятельным. Страшный и кровавый, а главное очень «мясной» рассказ. Ужасающе подробный и жуткий. Вот уж никак я не ожидал такого двойного дна... Статуэтка «палеолитической венеры» спрятанная в церковном алтаре, играющая роль истинной, а не мнимой святыни, спасающей от гибели. Вот оказывается кому веками поклонялись жители деревни. Моя оценка — 10.
«Исповедь савана» жестокая и циничная насмешка над праведником, который всю жизнь старался жить правильно, свято соблюдая и придерживаясь тех заповедей, в которые верил, а в результате остался в дураках, поплатившись за собственную чистоплотность. На редкость ироничный и саркастический рассказ. 10/10.
«Козлы отпущения». Соглашусь с armitura, рассказ хорош именно своей атмосферой, порожденный ощущением потерянности героев, их отчужденности и усталости от жизни, а также интуитивным предчуствием неминуемой гибели. Кто-то неминуемо должен был быть принесен в жертву. Мертвые требуют крови, и так или иначе, но они её получат... Чуть-чуть не дотягивает до десятки, но девяти баллов вполне заслуживает. 9/10.
Ну и наконец, «Остатки человеческого». Здесь пред нами предстает картина абсолютного нравственного разложения, полной моральной деградации. Неудивительно, что монстр из рассказа выбрал себе облик и душу главного героя. Тот и так уже почти утратил всякий человеческий облик, воистину достигнув дна бездны порока, что и сделало его легкой добычей чудовища. Клайв Баркер примеряет на себя неожиданное для него амплуа морализатора. Твердая 8.
В итоге путем нехитрых математических операций с вышеуказанными числами получаем их среднее арифметическое, равное девяти. Это и будет итоговая оценка всему сборнику. 9/10.
armitura, 10 апреля 2009 г.
Первые «Книги крови» Баркера были сборником поистине шедевральным. Мрачный кровавый карнавал увлек меня в свой безумный хоровод, не давая отдышаться.
Вторые «Книги крови» — крепко сколоченный сборник без явных провисаний уровня «крепко выше среднего...»
Третий же...
Во-первых, это — первый сборник Баркера, рассказам которого я ставил оценки ниже 8 баллов.
«Исповедь савана» — на мой вкус тут Клайв перехитрил сам себя. Проявления его извращенной фантазии — это обычно увлекает, но саван с вселившейся в него человеческой душой во-первых, живо напомнил незабвенное Полотенечко из мультсериала «Саус-парк» (а такие ассоциации не идут на пользу саспенсу:)), а во-вторых — явный перебор по части бреда. Написано все хорошо, но читать все равно неинтересно.
«Голый мозг» — скучный слэшер. Попытка подвести под него религиозную основу явно провальная и скуку не разгоняет даже вполне себе симпатичный монстр. Концовка же вообще клиническая.
Впрочем, к счастью, сборник состоит не из двух, а из пяти рассказов, и потому, даже несмотря на то, что это — первый сборник Баркера, в котором нет ни одной десятки, на общий «крепкий средний» уровень оценка набегает.
Наиболее же мне понравился рассказ «Козлы отпущения». Отличная атмосферная зарисовка, во время прочтения которой реально становится жутковато.
Malganus, 2 января 2011 г.
В целом 3-й том понравился несколько больше, чем первые два. «Сын целлулоида», «Исповедь савана» и «Остатки человеческого» произвели наибольшее впечатление.
Yazewa, 14 мая 2010 г.
Ничего интересного для себя в этом сборнике я не обнаружила. Более-менее только последний рассказ, «Остатки человеческого», хотя бы с намеком на психологизм. Все же остальное — довольно примитивные описания умертвий с натуралистическими их описаниями. Литературная ценность, по-моему, весьма средненькая...
B.E.You, 20 февраля 2010 г.
Очень хороший сборник рассказов, впрочем, как всегда у Баркера. На мой вкус послабее первого будет, но посильнее второго. Итак:
«Сын целлулоида» — бредово-забавный рассказ. Раковая опухоль + кинотеатр и вуаля персонажи фильмов выходят в мир. Описываемые действия слишком ненатуральны и абстрактны, но в этом есть некая безумная прелесть. И да, прав Клайв, переживая за героев фильма, мы погружаемся в него с головой и оставляем там частичку себя.
«Голый мозг» — обычный, ничем не примечательный трэш. В маленькой деревушке просыпается чудовище и... начинается обыкновенное мочилово. В общем проходной рассказ для автора, ведь Он может лучше.
«Исповедь савана» — добропорядочный семьянин, трудолюбивый работник, да и вообще замечательный парень вдруг обнаруживает, что работает на преступников. Да к тому же его обвиняют в делишках, которые он не совершал. И вот этот бедный человек отбрасывает всю свою праведность и правильность и идёт Мстить, да-да, именно с большой буквы: ведь после смерти его душа вселилась в саван. И с этого момента я уже читал с улыбкой на лице. Описание летающего савана вызвало у меня ассоциации с Карлосоном, который напялил на себя простыню и гонял злодеев по крышам. Естественно — это очень сильно смазало мои впечатления.
«Козлы отпущения» — довольно стандартное начало рассказа — группа молодых людей на небольшой яхте оказываются прибиты к безлюдному острову, где творится всякая чертовщина. Перетекает в захватывающую сплаттерпанковскую середину — и что доказывает большое мастерство писателя секс, насилие и грязь не вызывают отторжения или противного чувства. И наконец нестандартное завершение
«Остатки человеческого» — самый сильная вещь в сборнике. Что будет если перевернуть с ног на голову роман Оскара Уайлда «Портрет Дориана Грея»? Правильно, как вы уже наверное догадались получится именно этот рассказ. Гевин — мальчик лёгкого поведения, который ставит выше всего свою внешнюю красоту, который стремится разжиться деньгами и поселиться в приличном доме, пустой внутри настолько, насколько красив снаружи. Древняя статуэтка, что была в ванне клиента Гевина принимает его черты, дальше больше, его поведение, его чувства... Безумие и беспечность заполняют героя, в то время как статуэтка становится человечной, чувствующей. Самый эстетический, психологический и философский рассказ, где безобразное переплетается с прекрасным, где есть сладкая и в то же время жутковатая атмосфера, где ты сам делаешь выбор, что для тебя важнее.
Ригель_14, 11 июля 2009 г.
В 3 томе все произведения примерно на одном уровне, за исключением Голого мозга.
«Сын целлулоида» — раковая опухоль пропитывалась фильмами, чтобы потом использовать эти образы. Ну как-то неправдоподобно. хотя сцена в туалете мне очень понравилась.
«Король Голый Мозг» — лучший в этом томе. Много крови, человеческих жертв, разрушений, целый город в огне. Сцена в конюшне — разорваный пони и страх на лице Амелии, очень живо описаны. Сцена крещения вообще лучшая сцена в этом томе. Ну и неплохая, но немного предсказуемая концовка.
«Исповедь савана» думаю одного желания воскреснуть будет маловато. Но развивающийся на ветру рваный саван — хорошо написано.
«Козлы отпущения» — остров мертвецов. Как-то сюжет не очень понравился. Рассказ спасает сильная концовка.
«Останки человеческого» — на фоне полного разложения личности у ГГ, начинаешь сочувствовать очеловечественнию монстра.
В целом том без провалов.