FantLab ru

Клайв Баркер «Остатки человеческого»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.69
Голосов:
494
Моя оценка:
-

подробнее

Остатки человеческого

Human Remains

Другие названия: Останки человеческого; Человеческие останки

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 98
Аннотация:

Юноша-проститутка, отличающийся необычайно красивой внешностью, внезапно обнаруживает, что у него есть кошмарный двойник — ожившая деревянная кукла, все более и более приобретающая его наружность и посягающая на его душу...

Входит в:

— условный цикл «Книги крови»  >  сборник «Книга крови 3», 1984 г.

— антологию «The Mammoth Book of Vampires», 1992 г.

— антологию «Вампиры», 2004 г.

— антологию «Вампирские архивы», 2009 г.


Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Книги крови I-III
2020 г.

Издания:

Книга крови II
1996 г.
Вампиры
2007 г.
Книги крови 3-4. Исповедь савана
2007 г.
Вампирские архивы. Книга 2. Проклятие крови
2011 г.

Самиздат и фэнзины:

Книги крови
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Book of Blood, Volume 3
1985 г.
(английский)
Books of Blood: I-III
1985 г.
(английский)
The Mammoth Book of Vampires
1992 г.
(английский)
The Giant Book of Vampires
1994 г.
(английский)
Book of Vampires
1997 г.
(английский)
The Mammoth Book of Vampires
2004 г.
(английский)
The Vampire Archives: The Most Complete Volume of Vampire Tales Ever Published
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Скверная история, грязная история, лишенная малейшего ореола романтики, пахнущая кровью, потом и прочими человеческими выделениями...

Потому и похожая на шедевр...

История про холод, мрак и туман, про предательство, жестокость и безразличие, царящие на улицах любого города любой страны под любым небом...

История про холод, мрак и туман, про предательство, жестокость и безразличие, живущие внутри нас в любое время суток при любом расположении планет...

Говорят, старика Канта восхищали две вещи. Звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас. Он их видел, у него была душа, чтобы все это видеть...

Мы теперь знаем, что звезды — это совершенно бесполезные сгустки энергии, висящие где-то столь далеко от нас, что все мы успеем сдохнуть, пока до нас дойдут лучи, отправившиеся в путь в момент нашего рождения...

А нравственный закон оказался подозрительно похож на сформулированную Пелевиным дилемму, согласно которой ты либо работаешь клоуном у пидорасов, либо — пидорасом у клоунов...

Главный герой сего рассказа предпочел второй вариант деградации. Внешне красивый, внутренне он превратился в топорно сработанную деревянную куклу, предлагающую за сходную цену любому желающему подергать ее за веревочки(и не только). Нарисованная улыбка, намалеванные глаза-пуговки, он идет по лужам, и никому не нужен. В особенности себе...

И тут явилось Древнее Зло. Восхитилось красотой его тела и захотело похитить его душу. И жестоко обломалось, и село на камень у дороги, и горько заплакало. «Твою мать!- сказало Древнее Зло. — Чувак, у тебя же совершенно нет души. Так, жалкие ошметки, обрывки, старые тряпки и ржавые жестянки вместо ожидаемых сокровищ. Ты не мечтаешь, не испытываешь страсть, не сочувствуешь, не грезишь иллюзиями. Давай, я буду жить вместо тебя. Я ведь не очень злое Древнее Зло, я просто ворую у людей их души и проживаю за них их жизни. А теперь мне придется из остатков человеческого внутри тебя попробовать соорудить свою собственную жизнь, получше твоей.»

«ОК, Древнее Зло!- ответил Гэвин.- Вся эта фигня только лишь мешала мне окончательно достичь гармонии и стать полноценным бесчувственным тупым куском дерева. Забирай все поскорее и проваливай.»

И вот прочел я эту историю до конца. Сижу и дрожу от страха. Проверяю, есть ли душа у меня самого, не закатилась ли она под комод. Тру кулачками глазенки и кричу: «Добрый дедушка Кант! Расскажи мне на ночь свою сказку. Ту , которая про звезды и нравственный закон.»

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Перечитал я недавно эту повесть в антологии «Вампиры» — и понял, что заскучал я... А точнее — соскучился по чарующим, холодящим, бередящим, тошнотворным и прекрасным «Книгам Крови» Клайва Баркера… Этот писатель у меня в любимых, хотя многим он не по вкусу, я знаю…

Потрясающе прописана атмосфера восьмидесятых годов. Отличный слог. Читать чертовски интересно и ни чуть не скучно…

Гэвин, уже не совсем юный хастлер, рыская в поисках клиента, одной холодной сентябрьской ночью вляпался в скверную историю… Изумительные темные тона и настроения, описание постепенной деградации Гэвина, несколько напряженных моментов в сюжете, общая целостность и композиция истории, последние дни, концовка – ох, как же мне рассказать обо всем этом…

Часть схожих идей можно найти потом в фильме «Исполнитель желаний», но это уже не совсем то. А эта вещь — шедевр.

Жду переизданий «Книг Крови» от Эксмо.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Безумно красивая история. Настолько, что утрачивается способность анализировать и критически мыслить. В голове роятся какие-то обрывки образов и звучит музыка. Её минорная тональность вызывает соответственные ассоциации: Ночь. Шелест дождя. «Негромкие» фонари. Иллюзорность бытия. Кристальная ясность сознания. Отражение собственного совершенства в зеркалах витрин. Отрешенная созерцательность. Всплеск интереса... — и уродливая кукла в скрюченной позе чего-то ожидает на дне кровавой ванны.

Идеальный рассказ (и не только в рамках своего жанра) с литературной точки зрения, полный потаенного смысла, глубины и символов. Будоражащий и опустошающий. Тот случай, когда «красивости» не кажутся излишними, а истончение реальности погружает в транс. И не только главного героя, который превращается в абсолютного фаталиста, но и нас, читателей.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ничего не читал до этого рассказа у Баркера, хотя в коллекции своей имею «Книги крови» и «Имаджику». Признаюсь, что немного побаивался, покупая несколько книг неизвестного мне автора, но положительные отзывы, рецензии, известность автора сделали свое дело. Сейчас, прочитав первый рассказ у автора, понял, что мои опасения были напрасными, Баркер действительно талант, а прочитанный рассказ я еще не скоро забуду.

Речь в рассказе идет о еще молодом красивом человеке Гэвине, продающим за деньги свое тело и уродливой кукле-големе, которая постепенно превращается в человека, в Гэвина, при этом становлясь даже более человечнее, чем сам Гэвин. А Гэвин вместо этого все опускается и опускается... Поразительный рассказ, какая же буйная фантазия у автора, какие живые краски и как талантливо он смог обыграть классическую историю голема.

При чтении я все время сравнивал этот рассказ с еще одним очень хорошим рассказом на подобную тему: «Сотворение человека» Форда. В обоих рассказах речь идет о сотворении человека-голема, в обоих рассказах очень важную роль играет в этом любовь-но как же сильно они отличаются друг от друга, как будто полные противополoжности, ведь там действительно создают человека, а здесь ищут остатки человеческого.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Казалось, Гэвин уже утратил все человеческое. У него не осталось ничего: ни морали, которая не позволила бы ему продавать себя, ни совести, которая корила бы его за грехи, ни жалости к тем, кого он так хладнокровно лишал денег. Если тебе дано красивое тело — кто сказал, что этим нельзя воспользоваться? Вот только, кто сказал, что красивым телом Гэвина нельзя воспользоваться кому-то другому? Но существо, которое возжелало его тело, не хочет стать Гэвином — моральным дегенератом, путаной темного мирка продажной любви, он хочет стать ТАКИМ, как Гэвин, но.. только внешне... и то, что получается в итоге, предсказуемо, но от этого не менее страшно. Плакал ли Гэвин на могиле отца...? Не уверена. А существо плачет, и плачет искренне, с болью, с грустью... Потому как у него есть то, чего не было у Гэвина даже в бытность его самим собой. У него есть остатки человеческого...

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как всегда у Баркера, фантазия бьёт ключом. Как нередко в его раннем творчестве, затронута серьезная этическая проблема. Как часто у него, не хватает какой-то малости, чтобы сделать рассказ шедевром. Баркер делает первоклассное мясо, но забывает иногда о скелетах.

P. S. В это трудно поверить, но мужчины-проститутки действительно существуют, и глупо упрекать Баркера за «провокационный» выбор героя. Психологию потерянного человека автор раскрывает очень сильно, и ориентация тут ни при чем.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Если бы я был режиссером, то непременно взял «Остатки Человеческого» как великолепный образчик жанра «хоррор»... Из всех пока прочитанных мною рассказов считаю данное произведение наиболее сильным и глубоким. Оно превосходит обычные рамки страшной, гнетущей истории, цепляющей своей атмосферой и сюжетом... Оно о деградации Человека, превращении его в Бесчувственную, Бездушную Куклу... Это как история о Пиннокио наоборот: из Человека герой превращается в деревяшку, равнодушную и пустую...

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, воскресивший в моей памяти одновременно «Полуночный поезд с мясом» Баркера же и «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда. Хоррор, пропитанный щемящей душу философией. Хотя если вы не любите читать о нетрадиционной сексуальной ориентации, то для вас это будет что-то вроде реализма с элементами ужасов.

Можно было бы написать здесь, что центральным персонажем является тот-то, его врагом – тот-то, происходит всё там-то, а финал – такой-то. Но в данном случае я не хочу этого делать. Это рассказ – о мечтах, которые не осуществились. О планах, которые пошли не так. О человеке, который продавал себя мужчинам и женщинам, но всё же оставался человеком. И, быть может, он ещё о том, что некоторые люди до того одиноки, что способны найти (потерять?) себя в чудовищах.

Неоднозначная вещь. Всё смешалось в ней: археологические находки, желание поскорее устроить свою жизнь, самолюбование и сострадание, а также страх, жалость и смерть. Кажется, что на протяжении всего повествования идёт дождь. Чудовище как существо, противостоящее герою, а далее — замещающее его — ирреально, герой, ищущий, но, по сути, никому не нужный — понятен (несмотря на ориентацию). Страшно ли от того, что некое деревянное создание безжалостно пожирает людей? Да. Но ещё страшнее от того, что мечты не сбываются.

+9

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Странный автор — К.Баркер! Если другие, делающие взаимствования известных произведений, заслуженно получают обвинения в плагиате, то Баркера как-то не получается. А а сюжет то самый что ни есть классика готики. Сколько авторов обращалось к данной теме: полное превращение голема в свой прототип, очеловеченивание, с отнимание души у последнего и последующей деградацией оного?! Однако автору удалось избитый сюжет осовременнить, внести новые краски, немного сменить акценты. И получите — очень, очень хорошая повесть.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чертовски философская вещь!

Вот это-то рассказ и раскрывает Баркера, как автора нетривиального в жанре чёрной литературы. Почти отсутствуют натурализм и потоки крови, сопутствующие сборникам малой прозы под соответствующим названием. Ну да, главный персонаж проститутка-мужчина, которому всё равно, кому продавать свою необычайно эталонную красоту — хоть мужчинам, хоть женщинам. Снова оживающий город, в котором сливаются красота и отталкивающая внешность. Вроде бы традиционный Баркер. Однако чудовище оказывается не простым кровопийцей, а ещё и блестящим психологом...

Раскрытие характера главного героя неспроста занимает большую часть рассказа. Автору хотелось создать контраст между идеальной и желанной многими красотой, и душой Гэвина, в которой ещё осталось что-то человеческое,ведь несмотря на падшую природу юноши, он способен ещё и на человеческие поступки.

А вот отталкивающая древняя статуя, представленная вначале хоть и оригинальным, но всё же вампиром, напротив — перенимая ослепительную внешность, становится всё более человечной, больше внутри, чем снаружи. Авторский приём, уловивший тенденции нашего времени — погоня за внешним, призрачным и сиюминутным, что вроде бы и даёт человеку внешнее благополучие, но обкрадывая его духовно, оставляет лишь внешнюю оболочку-статую, которой и жить-то, в общем, незачем.

Безусловно, рассказ выделяется повышенной философичностью на фоне остальных, помещенных в «Книгах крови» и по-настоящему раскрывает литературный талант Клайва Баркера.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень красивый, атмосферный и стильный рассказ с напрочь проваленной концовкой. Интересная интерпретация вампира, давящая атмосфера лондонского дна, сменяющаяся ароматом полной безучастнсти и пустоты... Здесь Баркер все исполнил безупречно. На десять баллов.

Но потом как-то все скатилось в какую-то аморфность и сентиментальность... Мое личное мнение — не дотянул Клайв. Немного, но не дожал. Давящая пустота предпоследних страниц ушла как пшик и закончилась предсказуемым и вялым финалом, атмосферы на который ну никак не хватило. Жаль. Почти шедевр...

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Начало интригует и даже пугает, потому, что ничего не понятно, а неизвестность, как известно, особенно страшна. Потом, когда сущность чудовища становится более-менее объяснимой, становится даже скучновато.

Получается такой «Портрет Дориана Грея» наоборот – «злобный кровососущий буратино» забирает у главного героя все хорошее, что в нем осталось. Остатки человеческого, потому что этого человеческого в нем и так мало.

Рассказ до крайности депрессивен: главный герой одинок, является представителем общественного «дна» (зарабатывает проституцией), по ходу развития сюжета еще и оказывается в бегах. Крайне неприятный герой, жуткий монстр и гнетущая атмосфера – что еще нужно для ужастика?

Итог: один из самых жутких и оригинальных вампиров (големов?) в литературе, отталкивающий главный герой, чернуха, кровищща и мистика. Одним словом, тот самый Баркер.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Является ли Гэвин негативным персонажем. Однозначно, что нет. Ему не чужда ни порядочность, ни даже какое-то благородство. Его желание помочь раненому археологу даже внушает уважение. Но тут появляется, монстр, желающий забрать его душу. И вдруг оказывается, что души-то у Гэвина нет. Той любящей и скорбящей частички, делающей человека именно человеком просто нет. Может на каком-то этапе своей жизни он её сам и уничтожил? И это становится для Гэвина трагедией...

Грязновато-кровавое повествование с ненавязчивой морально-психологической подоплёкой Баркеру удалось превратить в глубокое и трогательное произведение. Книгу о внутренной, душевной красоте, которую невозможно украсть, но возможно взрастить и взлелеять.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мой первый опыт чтения Клайва Баркера. Уже после этого рассказа я понял что он мой автор.

А по поводу этого рассказа могу сказать следующее. Хороший рассказ. Правда конец немного разочаровал (все таки я думаю что Гэвина надо было убить или сбить машиной). Ну и немного пошловатый, поэтому минус 2 балла.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лучше смерть. Лучше смерть. Они изувечат ему лицо – лучше смерть.

Разбор планшетного хлама дает свои плоды. Или как я навожу порядок в электронной библиотеке. Наткнулась на папочку с Баркером. Книг много, и только две прочитано. Эх, грусть-печаль. Решила немного исправить ситуацию и почитать рассказы. Эксперимент удался!

Рассказ написан в духе романа Уайльда «Портрет Дориана Грея», только на современный лад. Удивилась, что написано аж в 1984 году, когда меня и в проекте не было) Проникновенная история мужчины-проститутки, лишенная всякого ориона романтичности. Грязная, даже не обстановкой, а мировоззрением героя, который никак не может быть хоть издали, но привлекательным. Самовлюбленный, боящийся потерять свою красоту, лицемерный, но все же не лишен зародыша человечности. Но это лишь миг, которые быстро улетучился. Еще и остается вопросом, кто же здесь монстр. Хороший рассказ.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх