Клайв Баркер «Сумерки над башнями»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Фантастические существа (Оборотни, метаморфы ) | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Агент-перебежчик из КГБ может превращаться в чудовище, жаждущее крови. И он не одинок.
Входит в:
— условный цикл «Книги крови» > сборник «Книга крови 6», 1985 г.
— сборник «Cabal», 1988 г.
— антологию «Оборотни», 1994 г.
- /языки:
- русский (5), английский (7)
- /тип:
- книги (11), самиздат (1)
- /перевод:
- М.А. Акимова (1), С.Б. Теремязева (1), В. Шитиков (3)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Alfie, 29 декабря 2023 г.
Шпионский мистический хоррор про оборотней. Не сказать, чтобы прям сильно понравился. Перечитывать я бы этот рассказ, скорее всего, не стал. Хотя есть в нем очень крутые и жуткие эпизоды (сцена в явочной квартире, например).
Действие происходит в Берлине еще до падения стены. По сюжету на связь с британской разведкой выходит русский кагэбэшник. В переговоры с ним вступает агент Боллард, главная задача которого — выяснить, насколько перебежчику можно доверять. Такая завязка. Дальше: внутренние и внешние шпионские разборки; вызванные метаморфозами, телесные муки Болларда; перестрелки, интриги, кровища на ночных берлинских улицах и в туманных скверах. А также мутная история о том, как с помощью психологических манипуляций различные мировые спецслужбы используют нечисть в своих темных делах.
Любопытные декорации. Интересный сюжет. Экшн есть. Но, на мой взгляд, тема оборотничества в тексте не шибко раскрыта. Ну, поместил автор волчков в мрачный шпионский ретро-триллер. Вроде и занятно. А дальше что? Оборотень как образ от такой интеграции мало что выиграл.
Это максимально субъективная претензия, но мне не хватило психологизма, более глубокого портрета чудовища/человека. Все, что испытывают персонажи-оборотни Баркера — это чувство свободы, собачий кайф от возможности быть зверем, долгожданное воссоединение со своим истинным «Я», радость служения инстинктам. И мне эти переживания кажутся поверхностными, самоочевидными и скучными.
А я бы лучше глянул на оборотня, который боится, терзается, сходит с ума и рефлексирует над постигшей его участью, пытается ее осмыслить. В этом рассказе подобного нет. С другой стороны, никто мне и не обещал, что такое в нем будет.
Ynona, 9 февраля 2024 г.
Сумерки в Башне Клайва Баркера — нетипичный триллер времен холодной войны, в котором смешаны махинации с изменением формы. Это очень кроваво, в значительной степени уникально и довольно увлекательно.
malin, 26 февраля 2021 г.
Интересная тема, к которой автор обратился в этом рассказе , требовала, на мой взгляд, более серьёзного, возможно даже бережного отношения. Создалось впечатление, что озарённый новой идеей, писатель тут же бросился к письменному столу, чтобы материализовать её. Но озарение создание капризное, ближе к концу работы оно, коварно усмехнувшись, сделало Баркеру ручкой. В результате финал получился настолько сумбурным, что это подпортило впечатления от неплохого в целом произведения.
Mishel78, 14 июня 2019 г.
Действие истории об оборотнях происходит на фоне противостояния спецслужб Великобритании и СССР. Очень интересная аналогия: спецагенты и должны быть оборотнями, дабы остаться неузнанными врагами. Баркеру удалось увлечь меня этой игрой спецслужб, но, если честно, ближе к середине рассказа я немного запутался, кто есть кто — персонажей хоть и немного, но как-то не удалось мне отследить судьбу некоторых из них, поскольку герои то появляются, то исчезают.
Но изюминкой на торте в рассказе является спецагент Боллард, чья истинная сущность в полной мере проявляется в конце произведения. У меня во время чтения возникла чёткая картинка: полная луна изредка прорывается сквозь ночные низко летящие облака. Так же и внутренний мир и переживания Болларда — прорыв зверинной натуры очень непредсказуем, как и проблеск луны сквозь пелену облаков. Очень глубокая психологичность этого баркеровского персонажа и явная симпатия автора к чудовищам, позволили мне в полной мере сочувствовать Болларду. В общем, рассказ оставляет ощущение большого романа, как раз за счёт такого насыщенного и выпуклого персонажа.
Общий тон повествования такой же грустный и протяжный, как вой одинокого волка. Крови и натурализма в тексте немного, всё подано очень дозированно, ибо Баркер явно хотел заострить читательское внимание на описании именно психологии ликантропа и вовлечь не в действие, а во внутренний мир существ ночи.
Крепко скроенный рассказ, позволяющий по-новому взглянуть на столь яркого представителя жанра хоррор — оборотня, как существа не кровожадного и забывающего свою человеческую сущность, а вполне отдаюшему отчёт о своих действиях и желающему лишь одного — свободы.
Deliann, 15 ноября 2013 г.
Холодная война. Боллард – тайный агент. Ему необходимо встретиться с Сергеем Мироненко, бывшим руководителем одного из подразделений КГБ. Дело в том, что Мироненко разочаровался в коммунистических идеалах и желает сотрудничать с иностранной разведкой в обмен на защиту и убежище. Однако вскоре выясняется, что Сергей способен обращаться в кровожадного зверя.
Первое впечатление – рассказ довольно «мутный». То ли я читаю невнимательно, то ли в этой истории полно недомолвок. На какую разведку все-таки работал Боллард? Британскую? Точно? А кто такой Саклинг? Четкого и прямого ответа я не нашел. Все персонажи врут. Постоянно умирают и воскресают снова. Пытаясь разложить все по полочкам, я заработал себе головную боль.
Второе впечатление – рассказ очень метафоричный. Давайте вспомним, кто такой оборотень. Это мифологическое существо, обладающее способностью превращаться из человека в животное или наоборот. И тема превращений здесь звучит особенно часто, кроме самих оборотней, есть шпионы, которые работают на две стороны сразу, трансвеститы, которые показывают обоих полов сразу, да и сам рассказ то шпионский детектив, то кровавый триллер.
В целом, конечно, неплохо, но как-то не впечатлило. Ожидал большего. Вероятно, рассказ придется по душе тем, кто неравнодушен к теме разведки.
Труппи Тупп, 3 июля 2018 г.
Из всего, что я читал на тему оборотней, это — самая глубокая и жуткая вещь.
Wolf94, 21 мая 2017 г.
История не прощает ошибок, если только ошибка не выливается в нечто грандиозное.
Второй рассказ откопанный в недрах электронной библиотеки. Вполне не плохо, но так обыденно. Тема оборотней очень часто встречается у разных авторов в жанре хоррор. Это все равно, что дань уважения. Также тесная связь с холодной войной. Можно даже и без нее обойтись было. Это даже не ужас, это чисто шпионский рассказ с примесью мистики. Ничего особо нового не увидела. Запуталась в персонажах. Концовка вполне ожидаема. На любителя.
alex1970, 2 ноября 2010 г.
Произведение, точнее его первая часть совсем не в духе Баркера. Скорее напоминает романы, Лена Дейтона и Джона ле Карре. Высокопоставленный советский шпион собирается переметнуться к англичанам. Сотрудника разведки посылают для беседы с ним. Но ведется какая-то очень сложная игра. Вторая часть уже в духе Баркера.
Тема спецслужб и оборотней не нова (можно вспомнить хотя бы роман Роберта Маккамона «Час волка»). Но здесь она рассмотрена более психологично и страшно.
Хороший рассказ, в котором шпионская драма типа «Шпион, вернувшийся с холода», переходит в кровавую резню с участием оборотней.
evridik, 24 января 2010 г.
По правде сказать, не хотела бы я перечитать этот рассказ в ближайшее будущее. От него мороз по коже идет, ей Богу!
Наш герой, английский агент, должен наладить связь с русским агентом, подозреваемом в измене своим боссам, и установить, действительно ли тот является перебежчиком. В итоге устанавливается не только этот факт, но и еще один — тот, по причине которого рассказ «Сумерки над башнями» включен в анталогию «Оборотни». И как же жутко описан агент-оборотень! Что-то страшное есть к тому же в том, что он русский! Уж не знаю, действительно ли ли русские оборотни страшнее английских, но действия Мироненко способны убить всякую веру в благородство вервольфа.
В общем, потоки крови, расчлененные тела, оборотни — сущий ад. Очень в духе К.Баркера. Рассказ холодный по манере написания, что очень кстати, ибо тема тоже выбрана не из теплых.
alex_kr, 19 мая 2010 г.
Очень необычная и оригинальная повесть. Хотя, казалось бы, идея для рассказа взята банальная — оборотни. Но Баркер, как всегда в своем репертуаре, и тут умудрился используя оборотней создать совершенно потрясающий рассказ.
Как и в других произведениях автора, все описано очень натуралистично и в то же время живо. Стиль автора создает у читателя впечатление, что мы смотрим фильм, а то и сами являемся непосредственными участниками событий — настолько реалистично все описано. Психология в данном произведении на высоте — в этом плане Баркер, как и раньше, не разочаровывает.
Очень понравилась концовка. Автор взял известную цитату из Библии и умудрился в контексте произведения так извратить ее суть, что стало просто жутко.
Ну что сказать? «Сумерки над башнями» — на мой взгляд — это прекрасная повесть, которая наилучшим образом вписывается в атмосферу «Книг Крови».
SAM77, 10 июля 2009 г.
Начну с того что с творчеством Баркера знаком буквально по пяти произведениям. И это из них явно не лучшее. Перед читателем представляется довольно банальный сюжет про монстров. При этом основой для сюжета является противодействие спецслужб СССР и кап. стран во время «холодной войны». Таким образом, сразу понятно , что сюжет примитивный и явно не тянет на серьезный рассказ, а в лучшем случае — только на экранизацию в виде малобюджетного боевика — ужастика.
Реализован рассказ в принципе не плохо, Баркер очень хорошо владеет пером, в чем я и раньше убеждался. Даже в пределах такого короткого повествования герои описаны довольно ярко. Хотя монстров можно было описать и получше, их описание сильно скомкано, кроме того, люди привратившиеся в них постоянно прячутся — то в тумане, то в темноте, как будто и вправду готовился сценарий для малобюджетного ужастика. Сюжет, кроме того еще сильно предсказуем. Так что, позволю себе сделать вывод, что писателю такого уровня можно было этот рассказ в сборник и не помещать, тем более, что сами «книги крови» являются в какой то степени «визиткой» автора.
Андрэ, 12 февраля 2009 г.
Этот рассказ Баркера у меня долго оставался в загашнике. И не только потому, что он в шестой «Книге крови», а я их читаю медленно, смакую, так сказать, но зато в «Оборотнях» он вначале, а я его намеренно там пропустил. Наверное, потому, что боялся разочароваться. Об оборотнях не писал только ленивый. Есть персональная история у Кинга, есть у Мартина (они правда пообъемнее будут). Что же там будет у Баркера? Нет права на ошибку. Но вот меня такой подход к теме не вдохновил. (Я говорю про себя и творчество Баркера очень люблю). Может это и оригинальный ход, а то все люди-волки по лесам или люди-кошки... Но история из жизни «разведки-контрразведки» не по мне. Вот еще интересно, как западная публика отнеслась к КГБ, товарищу Мироненко и прочим товарищам, особенно, кто не знает толком ничего об этом. Правда финал — собрание оборотней и проповедь на пустыре вовсе неплох.
Yazewa, 15 мая 2010 г.
Яркие, натуралистические описания оборотней... но больше ничего особого интересного. Ощущение интриги очень быстро исчезает, а одних картинок монстров недостаточно для сюжета. Даже если они очень убедительны.
valkov, 26 ноября 2008 г.
Хороший, крепкий рассказ. Не шедевр, но и ничего лишнего. Цепляет мистико-шпионская атмосфера — холодок по спине пробегал пару раз, интрига тоже есть. Ужасы особым цинизмом не страдают, в этом рассказе Клайв скорее просто констатирует факты, со спокойствием патологоанатома. Но жестокости много. Тема «они среди нас» хоть и не выдающаяся и банальная, но Баркер без труда меня убедил.
TOD, 9 декабря 2008 г.
Нравится мне вот шпионская тема, холодная война и все такое. Баркер нестандартно это обыгрывает, конечно же, со своей фирменной жестокостью. Получилось неплохо. Кинематографично, ярко, кроваво — все четко сбалансированно, в лучших традициях автора. Но никакой философской глубины вы здесь не найдете.
Мрачная, сочащаяся кровью история, для ценителей творчества Баркера.