FantLab ru

Макс Фрай «Чужак»

Чужак

Повесть, год; цикл «Мир Ехо и приключения Макса»

Перевод на польский: В. Миколайчик-Тшциньская (Obcy), 2014 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 106

 Рейтинг
Средняя оценка:8.25
Голосов:2075
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


В достаточно спокойном городе Ехо появляется убийца, орудующий разделочным ножом. Это столь необычное явление для этого мира, что Макс начинает подозревать, будто сюда проник сумасшедший маньяк с его исторической родины…

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 589

Активный словарный запас: низкий (2576 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 56 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 55%, что гораздо выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


Лабиринт
1996 г.
Лабиринт (Чужак)
1999 г.
Чужак
2000 г.
Чужак
2000 г.
Чужак
2002 г.
Чужак
2003 г.
Жертва обстоятельств
2004 г.
Чужак
2005 г.
Жертвы обстоятельств
2009 г.
Чужак
2010 г.
Чужак
2011 г.
Жертвы обстоятельств
2012 г.
Жертвы обстоятельств
2013 г.
Чужак
2014 г.
Лабиринты Ехо
2015 г.
Чужак
2017 г.

Аудиокниги:

Чужак
2006 г.

Издания на иностранных языках:

Obcy
2014 г.
(польский)
Чужак
2017 г.
(украинский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июля 2016 г.

До того как я прочёл этот сборник, я был абсолютно уверен, что фэнтези, да к тому же с элементами детектива и даже сатиры — это всегда круто. Однако «Чужак» является очень ярким и показательным примером того, как точно не стоит книги подобного жанра писать. Да, задумка, безусловно, неплохая: главный герой по имени Макс попадает в мир из своих сновидений под названием Ехо и вступает в ряды местного Тайного Сыска, чтобы бороться со преступниками, использующими запрещённые ступени магии. Однако реализована это задумка, к глубокому моему сожалению, довольно убого

Дело в том, что в данных произведениях огромное внимание уделяется пище, которую герои регулярно употребляют, и всевозможным забегаловкам, по которым герои ходят, дабы набить себе брюхо. Причём этому отведена почти четверть каждой и без того не очень длинной повести (а повесть под названием «Король Банджи» вообще по сути посвящена этому целиком и полностью), и описывается всё так подробно и подобострастно, что создаётся ощущение, будто читаешь вовсе не фэнтези, а колонку какого-нибудь кулинарного критика.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В произведении «Жертвы обстоятельств» герои вообще добивались разрешения для поваров некоторых ступеней запретной магии. Проще говоря, они пришли к Нуфлину — одному из великих магистров — с просьбой разрешить ранее запрещённую нямку, что безусловно символизирует. Да уж, добиться того, что ранее было запрещено на законодательном уровне, исключительно с целью вкусно похавать — в этом весь Макс Фрай.

Кто-то скажет мне: «Ну и что такого? Подумаешь, автор много говорит о еде! Написано ведь интересно!» Да, с последним спорить не буду. Написано действительно довольно интересно и с юмором. Читается легко. На этом все плюсы повестей заканчиваются. А за подробным описанием чревоугодия скрывается просто-напросто неумение грамотно выстроить произведение. Персонажи здесь однотипные, плоские и примитивные, как пластмассовые одноразовые тарелки. Все как один весёлые — хохмят, даже будучи на грани смерти. И все друг друга просто обожают.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В том числе и Макс с Мелифаро, которые вообще-то в начале на одну девушку претендовали. Правда, потом Мелифаро благополучно слился, а нам даже не объяснили причину. Видимо, так надо.
Отношения между главными героями — тоже странная штука. Они как бы есть и как бы их нет. Они не развиваются и топчутся на месте, не продвинувшись особо никуда за 630 с лишним страниц (а пора бы!).

Помимо этого, бросается в глаза и неумение выстроить сам сюжет. Даже в довольно неплохой повести «Чужак», в которой присутствует интрига и даже некоторое напряжение, детективная линия уходит куда-то на второй план, а на первый благополучно выходит всё та же жратва. В остальных повестях нет даже этого . И нам приходится читать о том, как персонажи пытаются раскрыть очередную мистическую тайну, сидя в очередном трактире.

В итоге мы имеем неплохо написанные повести с весьма убогим сюжетом и примитивными персонажами. Что печально. Из Макса однозначно могло бы получиться неплохое фэнтези.

Оценка: 6
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 апреля 2009 г.

История и вправду начинает напоминать средненький анимэ-сериал. Ведь если смотреть такой сериал, то где-то на 10-14 серии поневоле начинаешь ощущать определенный драматизм и сопереживать героям. Вот только можно ли говорить в этом случае об искусстве? Анимэ сериалы выходят десятками за год — по одному, два, три и даже более сезонов. И у них есть свои поклонники и свои почитатели, готовые с пеной у рта доказывать что Loveless или Yami no Matsuei это круто, Sailor moon — венец искусства. Это уже фломастеры, в смысле что очень субъективно, потому что лишь единицы таких сериалов можно считать объективными шедеврами.

Мир ЕХО, по крайней мере, на момент четвертой истории — мир идеальной безответственности, если в этом цель — «магистры!» — я умываю руки. Одно только хочется признать, слишком много единиц текста на единицу смысла. Слишком.

Обнаружил еще деталь: истории детектива Гаррета у Кука начали появляться с 1987 года. Первая книга Фрая — 1996. Тоже минус. У Кука лучше, хоть и его я не очень люблю.

Удивительно раздражает некомпетентность автора в описании своего «атмосферного» мира: сколько времени Макс уже в городе ЕХО, а никакой общественной жизни, никаких взаимодействий между разными слоями общества. Есть замкнутый вакуум-мирок — пузырь вокруг Макса и его отдела, вне его — мир не существует. Если Макс обращает свое внимание на что-то — это что-то возникает в повествовании и становится видимым читателю, Макс отвлекается — и это вновь исчезает, растворяется, будто бы и не было вовсе. В этом смысле название «Лабиринт ЕХО» довольно точно отражает суть: свеча блуждающего по лабиринту выхватывает кусочек вокруг себя, а то, что осталось там во тьме — подчиняется единственному закону — закону воспаленной фантазии блуждающего по лабиринту. И нам, взрослым разумным людям, может быть сколько угодно ясно, что окружающее должно подчиняться какой-то логике, но на деле оказывается — окружающее подчинено воле, пораженной неизвестным душевным заболеванием, судя по всему серьезным. Может, шизофрения?

В начале болезненно воспринимаются очередные закидоны в сторону ВК: Макс, обретя свою смертоносную слюну, злится на Милифаро подобно тому, как Фродо злится на Сэма приближаясь к Горе. Далее нам предстоит решить задачку с маньяком-убийцей, уничтожающим женщин, перерезающим им горло. И вот тут возниакает очередное ощущение, характерное для стиля миссис Фрай. Жестокость, в принципе зашкаливающая за отметку «сказки». Давайте вспомним, в первой части был эпизод — когда двое танцевали выворачивая собственные внутренности. Было еще описание ритуала древних с отрубанием собственной руки. Во второй-третьей части были пусть менее эффектные эпизоды, например, сны заключенных рядом с камерой №5. В «Чужаке» — маньяк орудует ножом и перерезает горло женщинам ЕХО. И такие анатомические подробности запросто соседствуют с попиванием камры, с плоскими шуточками и каким-то совершенно банальным бытом. Причем, подобное раз за разом повторяется из истории в историю.

По правде говоря, в современной литературе и кино такое воспринимается неплохо, когда выдержан стиль: тот же «Город грехов», «Хранители», где жестокость мира воспринимается де-факто и таким образом только глубже воспринимается его порочность. В «черных сказках» Бертона, наоборот, на черном юморе ведется игра, и там такие «черные» эпизоды не воспринимаются всерьез. Здесь же, этот диссонанс рвет стиль. Никому не смешно, что происходят страшные вещи — но реально всем пофиг и каждый занимается своим делом, изображая заинтересованность. Натянуто. Та же проблема у Ффорде, в его «Четверг Нонетот», но у Ффорде восхитительный стиль, за который многое можно простить, у Фрая — такого стиля нет. Да и букв тратится значительно больше. Эта же натянутость сплошь и рядом встречается в анимэ, где девочки-герои убив пару-другую монстров или себе подобных начинают сюсюкать, устраивать рождества и дни рождения и пр. Так что еще раз говорю о нездоровых ассоциациях Фрай — анимэ.

В целом, сюжет этой части наиболее выстроен: история появления Макса в ЕХО, трамвай как дверь между мирами, проникновение убийцы из мира Макса, финальная развязка где Макс узнает про Доперста.

Как уже стало привычным для историй Макса — раскрытие детективной (псевдодетективной) линии — сплошь надуманно и натянуто. Наиболее драматичный момент повести — убийство Максом «чужака» написано так, что вызывает недоумение и «осадок». Осадок, от последовавших за этим шуток — и поеданий сладостей.

Хочется отметить, что части истории 1-4 можно было написать одной повестью размером в одного «чужака» и получилось бы неплохое произведение, а так — ...Недо детектив, недо триллер, недо драма, ведь убив чужака Макс запросто идет кушать пироги и пить камру. И только в мире миссис Фрай маньяк может «запалиться» на том, что обопьется в каком-нибудь баре и нате бери его тепленьким, а он потом будет сюсюкать и жаловаться на то, что все вокруг плохие бубуки. А плоский юмор и постоянные «дерьмо»-эпитеты генерала порядком надоели.

Все, на больший подвиг я не способен. Переключаюсь на «Путешествие...», а если и оно не пройдет — сразу на «Волонтеров...». Я честно пытался...

Оценка: 5
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 июля 2014 г.

Когда-то на одном ресурсе это произведение было оценено мной на 7 баллов. Но с тех пор мой багаж прочитанных книг увеличился и сейчас рука не поднимается поставить 7. Только 6. Несмотря на хвалебные отзывы знакомых и в инете. Несмотря на средний балл.

Да, стиль имеется. Мир интригующ. Персонажи колоритны. Юмор тоже есть. Весьма атмосферно. Что уже как минимум 8. Но портит всё... ГГ. Да-да. Именно сэр Макс. Через несколько историй стало напрягать, что у сэра опять новый левел. Причём не сам рост, а его условия. Тут не то что бы полоса везения. Тут практически скоростная магистраль. Напоминает в этом плане средненькие американские комедии про старшие классы. Где глав. героя сначала все шпыняют и он по жизни неудачник, а потом о чудо! и к концу он самый популярный парень и, вообще, король выпускного. Как ни парадоксально, схема а-ля «завязка-план-непредвиденные обстоятельства-рояль в кустах(ну а как это ещё назвать? Когда выпутываются из непрятностей не с помощью текущего «арсенала», а новых способностей, свойств и пр.)-новый левел лишает книгу какой-бы то ни было реалистичности :) И читается она уже не как фэнтези, а как сказка. Видимо, из-за этого и из-за мира после книги возникло ощущение лёгкого переедания зефира: слишком мягко и сладко. В общем, книга хороша для сладкоежек ;)

Хотя, после первых историй, пока не дошло какой тут паравоз с ГГ :), были мысли о покупке следующей книги, к концу они развеялись... Итого, ГГ для меня оказался той самой ложкой дёгтя в бочке мёда. В остальном неплохая книга.

З.Ы. «Похожие произведения: Ольга Громыко «Профессия: ведьма»»

Вот ни разу не похожие! Ни миром, ни стилем, ни героями. У Громыко мир-солянка, а не какао с зефиром. Стиль совершенно другой, хоть оба произведения и относятся к юмористическому фэнтези. И герои, имхо, даже рядом не стояли (над героями цикла «Профессия: ведьма» не хочется совершить физическую расправу).

Оценка: 6
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 октября 2011 г.

Да... Давно я уже не читал таких скучных и однообразных книг. Поддался влиянию хвалебных рецензий. Захватывающий сюжет, искрометный юмор, множество интриг... Где? Ну где же все это? Первое что напрашивается на сравнение супер расфуфыренный герой Ричард Длинные Руки, но у Орловского хотя бы с фантазией все в порядке не смотря на передозировку «мерисьюшностью». Что еще можно добавить, как охарактеризовать роман где нет и намека на какие либо рассуждения кроме «как бы повкуснее пожрать». Нужно жанр новый ввести низкоинтеллектуальное фэнтези, читать только если не хочется думать вообще. Хотя, как говорят — сколько людей, столько и мнений, может есть такая категория читателей которым хочется расслабится и не думать ни о чем. Лично для меня книги с детства всегда ассоциировались с мыслительным процессом, ведь даже в сказках есть хоть какая нибудь да идея, а если и нет то есть опыт извлекаемый героем из пережитых приключений. В данной же книге нет ни того ни другого :frown: .

Оценка: 3
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 мая 2010 г.

Ничего плохого об этом произведении сказать не могу. Как и ничего хорошего. Просто — ничего. Ни сюжета, ни характеров. Ни юмора, пусть даже «брутального казарменного». Не вызывает никаких эмоций, никаких переживаний. А о языке книги... могу сказать только, что автор грамотно пишет по-русски.

Откровенно говоря, практически уникальный для меня случай, когда жаль не только потраченного времени, но и потраченных денег. Ни уму, ни сердцу.

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 августа 2017 г.

Прочитав 4 повесть сборника, смогла таки сформулировать, что мне не нравится в этой серии.

КАМРА. Вот именно большими буквами. Думаю, многие видели как в книгах «ПЛиО» читатели отмечали убийства закладками. Думаю, если отмечать, сколько раз герои пьют эту ненавистную камру, закладок получилось бы не меньше. Ну действительно, как будто смотришь фильм, в котором большим кадром каждые пять минут показывают какой-нибудь «Липтон». Глупо. Как по мне, атмосферу все эти «уютные посиделки» в забегаловках не создают, а после раза так 5 начинают только раздражать. Великие сыщики! Тьфу, если только сыщики камры и пирожных. Продавалась бы эта камра у нас, после этой книги ни за что бы не купила.

Персонажи сырые, непродуманные, все просто без ума от ГГ. «Не верю!». Как мне хотелось видеть соперничество между Максом и Мелифаро, все-таки одна девушка обоим нравится, но ох и ах. Убрать персонажам имена, и они резко перестанут хоть как-то друг от друга отличаться. Только Куруш радует.

Что меня больше всего поразило в этой книге, так это то,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
что после убийства Максом чужака ни он, ни его товарищи не придали этому событию никакого значения. Ну, убил и убил. Я, конечно, не особо люблю, когда ГГ еще страниц 60 переживают о своем поступке, но это все-таки первое убийство в его жизни! Ну, с каким героем не бывает. Но это ведь надо отметить! Начать кутить прям на месте убийства и надрывать животики от смеха! Тьфу.

Дочитывать сборник буду, но особых надежд не питаю.

Оценка: 4
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 ноября 2010 г.

С прочтением очередной истории (в терминах автора — «классического детектива») были добавлены очередные пазлы в панораме Ехо и МИРоустройства. Новые персонажи, чуднАя архитектрура с магическими свойствами и без таковых и т.д. и т.п. А также на засыпку — Дверь между мирами. Всё становится яснее и яснее.

НО! Альтер-эго Макса НЕзабавно, НЕинтересно, НЕвпечатляюще. Сложилось впечатление, что это было история: «как бы могло быть иначе». А удар ножом — вообще вне художественной литературы. Начало романа с девушкой мне показалось надуманным.

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 декабря 2008 г.

Продолжаются шутки, к которым начинаешь уже привыкать, продолжается сюжетная линия развития отношений между Максом и Меламори — между прочим довольно интересная и хорошо написанная, просто ощущаешь этих людей как живых и понимаешь, что и вправду не все просто в их отношениях, хотя по началу и непонятно почему — мне, мужчине, непонятно, женщины, вроде, как-то иначе все это воспринимают.

Забавная сценка с Мелифаро, которая, почему-то вызывает у Макса раздражение, с чего бы это? Но быстро выясняются и прочие подробности — это восхитительная Меламори, которой так интересен Макс, решила его проверить по-своему, и встала на его след. И, как часто бывает с Максом, реакция его совсем неординарна — то его тянет смеяться, то, вот ни с того ни с сего он сердится на обычную шуточку Мелифаро.

В общем рассказ насыщен новыми деталями, а привычная легкость изложения уже не должна обманывать читателя — появляются и серьезные моменты, о которых приходится задумываться. И главное — это то, что Максу приходится убить человека. Не в пылу сражения, не руками Лонли-Локли, а самому, беспомощного, неспособного никак защититься, человека.

Да, это маньяк и убийца, но ведь он не захвачен на месте преступления, нет никаких личных мотивов для мести, поэтому Максу приходится выполнять по сути дела ремесло палача. «Это особая проблема, Макс... Одним словом, тебе придется его убить» — у героя нет выбора, нет другого выхода.

Этот момент для меня один из самых тяжелых в книге. Я принимаю как данность поставленные авторами условия, но испытание слишком тяжелое и не проходит бесследно.

Потом опять, обычная жизнь, романтическая прогулка с прекрасной Меламори (здесь тоже проблемы, непростые, но они-то совсем другого сорта), и поездка к родителям Мелифаро и загадочный (не слишком приятный, по моему мнению) Маба Калох, но «остаётся в душе какой-то мерзкий осадок», как пишет в своем отзыве Ndar.

И вот это тяжелое чувство заметили многие в своих отзывах, заметил его и я. Книга не стала хуже, но легкомыслия поубавилось заметно.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 29 мая 2017 г.

Напишу и свой отзыв. Начитавшись хвалебных слов о цикле Ехо, купила книгу «Чужак» и прочитала....почти до конца. Ну что сказать....Чтение для взрослых подростков. Согласна с уже озвученным тут, что гигантский масштаб автор придал еде и выпивке. Может он и сам голодал, когда писал книгу...кто знает. Но вроде и сюжет закручивается, и персонажи симпатичные, и есть место, где развернуть философию и магию, но нет, надо все свести к еде и питью. Мне не понравилось. Идея и герои хорошие, но их утопили в камре и пьяни и в пирожных из местных харчевен.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 июля 2008 г.

Да, трамвай-то жутковатый нарисовался, как и его вожатый. Честно говоря, вот после прочтения именно этой повести меня посетило предчувствие, что не всё и не всегда гладко у сэра Макса получаться будет. Сейчас-то я уже знаю, что история с чудовищным вагоновожатым получит довольно-таки жуткое продолжение, но и тогда уже страшненько выходило. Порция саспенса только улучшила сборник, словно грамотно подобранная приправа.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 июля 2008 г.

Наконец-то в рассказах о мире Ехо появилась какая-то обстоятельность, какая-то весомость и серьезность. Рассказ «Чужак» очень выигрывает по качеству в сравнении с предыдущими тремя историями. Наконец-то мы узнали, как Макс оказался в Ехо. История об этом представляет собой сплав готичности и ирреальности. Данный вымышленный мир и так ирреален сам по себе, это даже не параллельное пространство, а скорее сон на границе с явью, ну а в этом случае ирреальнось в ирреальности, если можно так выразиться. Хорошая детективная составляющая ещё никогда не вредила литературным произведениям, ну а в случае с «Чужаком» она является необходимым весомым фундаментом.

Очень понравились маленькие воспоминания о том, что случалось с сэром Максом в быту во время проживания в этом загадочном Ехо. Наконец-то взамен какой-то дурашливости и придурковатости появилось неплохое чувство юмора.

Когда я прочитал первые три рассказа сборника «Чужак», они произвели на меня достаточно двойственное впечатление. И так получилось, что я отложил чтение книги примерно на полгода. Вот недавно продолжил. Думаю, что если, как и в случае с этим рассказом, будет наличествовать прогресс, то чтение серии я продолжу, потому что в мире Ехо, несмотря ни на что, очень много интересного и привлекательного.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июня 2008 г.

Эта глава началась с минишедевра. Не могу иначе назвать эпизод, произошедший между Максом и Бубутой Бохом. Этот эпизод очень оживил книгу своим юмором, и в то же время показал, как самые рафинированные хамы, быстренько смиреют при одном только виде кого-то, обладающего большей силой или властью.

В остальном, эта часть оказалась не столь юморной как предыдущие. Эта часть стала даже кровавой... Но никаких отрицательных эмоций это не вызвало. Наконец-то был получен ответ о том, как собственно Макс переместился в Ехо...

Ну а личность «водителя трамвая» выглядит весьма многообещающей, и наверняка с ней будут связаны какие то приключения...

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 июня 2012 г.

6/10 Макс Фрай «Чужак», «Волонтёры вечности» -- серия легких фентэзи повестей «Лабиринты Ехо». Поначалу повести очень легко читаются; нравится почти все: созданный мир, персонажи, сюжет. Однако, в связи с тем, что я не читаю книг вроде детективов Марининой, мне было сложно распознать в этой серии литературу именно такого типа -- т.е. макулатурное произведение без развития сюжета, развязки и морали -- и осознание этого резко отталкивает от серии. Диалоги и характеры персонажей очень посредственные. В связи с тем, что автор -- женщина, отношения главного персонажа мужчины с противоположным полом очень неестественные и сказочные.

Резюме: макулатурное чтиво для праздного времяпрепровождения

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 января 2009 г.

У произведения есть ряд плюсов и достаточно большой ряд минусов. Наверное, когда есть явные недостатки или хотя бы некие огрехи, то ставить 10 не совсем правильно. Но именно эту оценку хотелось бы поставить, как некий аванс следующим произведениям. Этот рассказ является логическим началом всему циклу, и, по-моему, хорошо, что это «начало» находиться в середине книге. Присутствие некой загадки появления Макса в Ехо интригует, и было бы несколько обидно, узнать ее разгадку сразу как начали читать книгу. Когда, я выбираю книгу, то часто отталкиваюсь от названия. Так и получилось и с циклом «Лабиринты Ехо». Я сначала начала читать «Темная сторона», продолжила «Волонтерами вечности». И хотелось бы сделать примечание, что на этих книгах нет сзади рекомендации о последовательности прочтения. Именно этот недостаток можно отнести ко всем книгам, потому что если печатать какие-то советы, то на всех, а не выборочно. Так что, эта книга меня сильно обрадовала и наличием рекомендаций, и тем что, наконец, стало ясно, как собственно Макс угодил в этот мир. Также у автора выявляется некая особенность написания, ее нельзя считать плюсом или минусом, но она есть. Это то, что сюжет разворачивается быстро и все загадки разгадываются уже к середине рассказов, и то, что после этого идет очень длинная концовка, которая расставляет все элементы по местам. Лично мне это нравится, так как отдаляет ощущение того, что вот книга (или рассказ) и закончилась. Что касается конкретно данного рассказа. По сравнению с другими, он не такой смешной, скорее грустный и смысловой. И еще раз убеждаюсь, что все незначительные на первый взгляд моменты впоследствии будут раскрыты. Это касается и маньяка, и трамвая с его Доперстом, и Мабы Калоха. Так что выбранное общее название для рассказов как «Чужак» вполне логично и себя оправдывает.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 января 2009 г.

после прочтения предыдущих историй от сэра Макса невозможно оторваться от очередной. что поражает — блестящее описание, казалась бы, рутинных событий и повседневных мелочёвок. мир Эхо становится не только живым, но и объёмным, в котором наличествуют запахи, дуновения ветра, трещинки на тротуарах и естественные человеческие отношения. ни пафоса, ни патетики — буднично и притягательно.

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу