FantLab ru

Грэм Грин «Тихий американец»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.18
Голосов:
88
Моя оценка:
-

подробнее

Тихий американец

The Quiet American

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 18
Аннотация:

Грэм Грин — один из самых выдающихся писателей современности, он занимает особое место в истории литературы XX века. Биография автора настолько полна удивительными фактами и событиями, что могла бы послужить основой романа, его книгами с одинаковым интересом зачитывались и интеллектуалы, и любители остросюжетных жанров. Выпускник Оксфорда, в молодости коммунист, в годы Второй мировой войны британский разведчик, заядлый путешественник, записной донжуан, почетный доктор Кембриджского и Оксфордского университетов, он пользовался поистине мировой популярностью. Его романы, среди которых наиболее известны «Стамбульский экспресс», «Сила и слава», «Комедианты», «Наш человек в Гаване» и другие, расходились огромными тиражами и переводились на сотни языков. «Тихий американец» был написан Грином под воздействием личных впечатлений, полученных во время работы корреспондентом в Индокитае. События романа разворачиваются в Сайгоне в начале 1950-х годов. Политические игры здесь соседствуют с детективной интригой, а любовная линия придает этой истории особое напряжение.

Экранизации:

«Тихий американец» / «The Quiet American» 1958, США, реж: Джозеф Лео Манкевич

«Тихий американец» / «The Quiet American» 2001, Великобритания, Германия, США, Австралия, Франция, реж: Филлип Нойс



Похожие произведения:

 

 


Тихий американец
1956 г.
Тихий американец
1958 г.
Комедианты
1981 г.
Тихий американец
1986 г.
Тихий американец. Наш человек в Гаване. Комедианты
1986 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 3
1994 г.
Тихий американец
2013 г.
Тихий американец
2019 г.





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Рано или поздно человеку

приходится встать на чью-нибудь сторону. Если он хочет остаться человеком»

(с) Грэм Грин

Роман «Тихий американец», как и большинство произведений Грэма Грина, довольно трудно отнести к увлекательному и остросюжетному чтиву. Его стиль зачастую сух, местами чересчур зануден, отстранен и, кажется, не имеет единого сюжетного стержня. Но, друзья, впечатление это первое и обманчивое, потому что единожды распробовав прозу Грина, вы будете возвращаться к ней снова и снова. Мистер Грин действительно являлся большим литературный мастером своего времени. Не будучи мастером слова, в общепринятом смысле этого понятия, он, безусловно, являлся мастером взгляда. Его взгляд – это не точка зрения рядового обывателя, но наблюдения профессионального журналиста и разведчика.

Действие романа разворачивается в Южном Вьетнаме в 50-х годах прошлого века. Томас Фаулер, стареющий корреспондент английской газеты изредка пишет военный сводки о противостоянии колониальных французских войск с вьетнамскими коммунистами. Его взгляд на события отстранен и беспристрастен. Молодая любовница, жена, не дающая развода, вечерняя доза опиума – вот всё чем живет Фаулер на протяжении долгого времени. То, что другим кажется кошмарным местом, откуда хочется поскорее выбраться, для него стало фактически вторым домом. Внезапно в жизни Томаса появляется молодой американец, Олдэн Пайл — сотрудник гуманитарной миссии американского посольства. Жизнь Томаса, когда-то спокойная и размеренная, словно антарктический ледник, внезапно приходит в движение.

Разбирая образы Томаса и Олдэна, можно с легкостью разгадать архетипы их родных стран. Фаулер — это Британия времен постколониализма. Спокойная, местами циничная, словно наевшаяся многочисленных конфликтов по всему земному шару, она смотрит на Францию со снисходительной жалостью. Та еще не понимает, что мир изменился, что время наглых грабежей и разбоя кануло в Лету. Олдэн же есть абсолютное отражение Соединенных Штатов. Наивный идеалист, жестокий в своей беспринципной логике, он с легкостью делит мир на две части: Свет и Тьма. Неважно кто и как умрет в борьбе за Свет, неважно будет он этого хотеть или нет – для Олдэна священна только сама борьба, а жертвы в ней всего лишь пылинки на пути к великой цели. В романе есть две мощнейшие сцены, раскрывающие, как смысл произведения, так и большинства событий современности. Первая – это диалог Фаулера с Пайлом на смотровой вышке в присутствии до смерти испуганного вьетнамца. Именно здесь стена цинизма и прагматизма, выстроенная Томасом за время пребывания в Сайгоне, станет давать первые трещины. Рухнет же эта стена во второй сцене, где Олдэн своим бессмысленным взглядом будет смотреть на собственные, забрызганные кровью, ботинки.

В Америке Грина, естественно, не сильно любят. Острые языки, в свое время, называли его «Тихий англичанин», словно подчеркивая ценность и остроту его произведения. Да, именно Грин, а не Драйзер, Мелвилл или Хэмингуэй, показывает Америку во всей её «красоте и величии». Идеализм, стремление к справедливости, в собственном и единственно верном понимании этого слова, вынужденные жертвы праведной цели — всё это стало для Штатов не просто навязчивой идеей, но культом, не терпящим и малейшей попытки переосмысления. Тем гениальнее становится, год от года, произведение Великого писателя.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В нашем распоряжении совсем мало способов утолить чувство вины.

Название стало идиомой. Примерно такой же, как «вежливые люди». В целом, даже и по смыслу довольно близкой. Теперь, кажется, не употребляется в качестве характеристики американской военной машины, бесцеремонно вторгающейся в суверенные дела других государств, даже аналитиками Первого канала. Сегодняшний зритель не поймет, не считает посыла, не откликнется узнаванием. Много воды утекло со времени Индокитайских войн, их заслонили Ближневосточные конфликты. Но я еще застала время, когда словосочетание «Тихий американец» было на слуху.

Не в последнюю очередь потому, что советская пропаганда подняла этот роман Грэма Грина на знамя. И то сказать, написанный в пятьдесят пятом году, имеющий фоном события Первой Индокитайской войны, которую вела за удержание своих колоний Франция, он гениально предвосхитил дальнейшее развитие событий и Войну во Вьетнаме, став актуальным на следующие двадцать лет. Ту войну, что явилась катализатором студенческих волнений и массового протестного движения, первой в истории войн, прекращенной правительством под давлением общественности.

Хотя, сразу после публикации, американцы сильно обиделись на писателя, сочли книгу клеветническим памфлетом. Быстро сняли фильм по сценарию, написанному офицером ЦРУ, в котором акценты были смещены таким образом, чтобы Пайл предстал Рыцарем в сияющих доспехах и всякое такое. То кино успехом не пользовалось, но вариант две тысячи второго с Майклом Кейном и Брендоном Фрейзером имел куда больше связи с исходным текстом, и собрал многие награды. История расставила все по местам.

Сюжет одновременно прост и героически-экзотичен. Английский журналист Томас Фаулер индокитайский корреспондент своего издания, освещает вьетнамские события, исповедуя политику невмешательства. Ему пятьдесят, стреляный воробей, находится в стране больше двух лет и успел обзавестись кое-какими связями в самых разных сферах, Женат, но последние два года живет с молодой девушкой из местных Фуонг, которую, кажется, по-настоящему любит. Привычный ход вещей меняется к худшему с прибытием нового сотрудника Гуманитарной Миссии, молодого американца Пайла.

Который: 1. влюбляется в Фуонг и хочет на ней жениться; 2, оказывается сотрудником спецслужбы, использующим марионеточного туземного генерала для эскалации конфликта. При том, что в целом он не просто славный парень, а эталон порядочности в условно-европейском каноне. Полюбив девушку, предлагает ей гарантии, даруемые браком, хотя мог бы использовать как наложницу, никто бы за это не осудил. Как честный человек предупреждает Фаулера о своих матримониальных планах относительно его любовницы, вместо того, чтобы просто увести девчонку. Спасает тому жизнь, наконец!

С точки зрения общечеловеческой этики действия Пайла напоминают танец слона в посудной лавке. Тут и без того все хреново, в этом Вьетнаме, гражданская война. А он, ну те, кто стоит за ним, снабжают коллаборациониста генерала Тхе оружием, дирижируют терактами, в которых гибнут мирные граждане, женщины, дети, чтобы иметь формальный повод вмешаться. Сценарий известен. А теперь положи на весы славного паренька, который тащил тебя раненого на себе; его любовь к женщине, без которой ты подыхаешь; велорикшу с оторванными ногами и молодую мать с убитым младенцем на руках на главной площади Сайгона.

По последнему пункту, это обещает повторяться. Ах да. еще упустила реплику Пайла о том, что им должна послужить утешением гибель ради торжества Демократии, и что перед тем, как идти на встречу с Советником, надо бы привести в порядок обувь (брызги крови, знаете ли). Отличный роман. Хочется верить, утративший политическую актуальность. Я слушала аудиокнигой в исполнении Игоря Князева. Превосходной, как все от театра Abookee

Оценка: нет
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Было прочитано в молодости с вежливо-равнодушным вниманием к современному классику, отложено надолго...

И недавно перечитал с откровенным потрясением.

Да, именно такие тихие американцы — туповатые, ограниченные, фанатичные, но даже в разговоре со своими произносящие слово «Демократия» с большой буквы — и развалили мою страну.

На кого жаловаться?

Ведь нас предупреждали о них еще в 50-е годы.

Увы, главный урок истории — в том, что люди никогда не понимают уроков истории.

Само произведение достаточно увлекательно, мне было интересно и описание вьетнамского синтетического культа, и картинки войны в Индокитае, и роскошные портреты представителей западной прессы.

Умный талантливый роман, написанный жестко и честно.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне больше всего понравился ГГ. Немолодой журналист, пытающийся быть циничным, сталкивается с идейным фанатиком. Как там Юзефович писал

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Иван Дмитриевич хорошо знал этот тип столичного студента: идеалист, бессребренник, за миллион муху не убьет, но из идейных соображений может перерезать глотку родной матери.

Потрясли описания войны, понравились картины Вьетнама. А Фуонг эта — прямо таки метафора Азии. Вя такая загадочная, непонятная, самодостаточная, а они из-за нее с ума сходят.

А еще я понял на кого равнялся Ю. Семенов в смысле стиля.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Роман стал почти пророческим. В наше время таких вот упёртых товарищей стало намного больше. Пайл точно знает, что хорошо, и что плохо, и не допускает мысли о том, что может быть неправ. Сам Пайл – человек, хоть и неприятный, но в принципе неплохой. Во всяком случае, порядочный в рамках своих представлений о порядочности. Просто ему вдолбили в голову простые, как палка, идеи. В данном случае либеральные. Он их усвоил и начал применять на практике по своему не слишком великому разумению. Сам додумался, или, может, подсказали воспитатели. При этом он не желает никому зла. Даже организуя теракты, он не хочет жертв. Есть жертвы – искренне жаль, впредь постараемся не допустить, но борьба за правильный миропорядок всё-таки важнее. И его самого жалко, дурака.

Антипод Пайла – Фаулер. Тип, характерный для романов Грина. Человек хорошо поживший, в меру циничный, уставший от всего на свете. От жизни, от работы, от войны и от политики, от чужой страны и от своей страны, от французов, вьетнамцев, американцев и своих англичан. Я тоже много от чего устал и, кажется, мог бы его понять, но понимать не хочется. В отличие от многих других героев Грина, Фаулер симпатий не вызывает, хотя автор и смотрит на мир его глазами. И, потом, ведь это такие, как Фаулер, воспитали таких, как Пайл, своими репортажами и статьями, в которые сами не верят. Трудно сказать, чья вина больше.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Весьма нудный и скучный роман. Грин время от времени оживляет повествование какими-то событиями, но тут же убивает всякое действие нудной и неинтересной любовной линией романа.

Из всего произведения внимания заслуживает разве что диалог на смотровой вышке — там действительно большая концентрация интересных мыслей, а также угарный образ Гренджера.

Остальное же меня вообще не взволновало. Такое чувство, что, читая роман, я как и ГГ выкурил с десяток опиумных трубок и, обладая ясностью ума, пребывал во время чтения в какой-то расслабленности и безмятежности.

Так что роман оказался тихим и не зацепил.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх