Мария Семёнова «Право на поединок»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Он вернулся. Он прошел сквозь Врата иного мира, чтобы продолжить свой поединок со злом. Холодная сталь берегла его днем, собачья шерсть — ночью. Он был последним в роду, но, пока он был жив, Серые Псы не потеряли свое право на поединок.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Волкодав и его мир» > цикл «Волкодав»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 552
Активный словарный запас: высокий (3091 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 73 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 24%, что гораздо ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 1997 // Крупная форма (роман) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 1997 // Крупная форма |
- /языки:
- русский (27), болгарский (1), сербский (1)
- /тип:
- книги (29)
- /перевод:
- С. Росич (1), Р. Росич-Тальман (1), Н. Теллалов (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ann.Mcart, 25 марта 2024 г.
Продолжаю углубляться в историю главного героя и окружающий его мир… и да, ощущение схожести с первыми двумя сборниками пана Сапковского меня не отпускает!
Вся вторая книга соткана из различных эпизодов и случайных встреч на пути Волкодава и Эвриха к заветному кораблю их друга. И многие такие встречи оказываются судьбоносными в большей или меньшей степени. Особенно мне понравилась встреча и дальнейшее развитие ветки с матерью, ищущей своих сыновей в полной уверенности, что они вот-вот придут. И кто же знал, что всё это будет не просто прихотью/зацикленностью женщины, которую односельчане считали сумасшедшей 😳
Из плюсов — достаточно внимания уделено второй сущности Волкодава👍
Но, если первую книгу я читала взахлеб, то здесь буксовала с провисанием сюжета, иногда сами герои забывали чего вообще они сюда пришли🤦♀️ не всегда уместные вставки, стихи к каждой главе уже не так поэтичны и вдохновенны. Описание боев главного героя однообразное и какое-то скучное.
И вся книга этакий роуд-муви, ой, квест, что не плохо, но и не подана так, чтобы это было хорошо.
Читаю дальше…
Stalk-74, 30 октября 2022 г.
Хоть автор и считает «Право на поединок» лучшим волкодавским романом, я, как читатель, с этим не соглашусь. И по драйву, и по персонажам, и по парадигме продолжение уступает началу. И, самое печальное, паразитирует на нем. Если вы вдруг начали сагу с «Права на поединок», то вас ждут множественные эпизоды, где вскользь упоминаются события первого «Волкодава», про которые автор не считает много объяснять (мол, и так же все помните). Поэтому самостоятельным произведением «Право на поединок» назвать трудно.
Мы уже свыклись, что главный герой непобедим. Хоть десять человек на его с мечами нападут, а у него только повязка на глазах. Это, конечно, снижает градус сопереживания. Ну. понятно, что деревенским мужикам он наваляет, и городским бандитам тоже. В-общем, всем. Сильных соперников, вроде Лучезара, здесь немного.
Сюжет галопирует, схваченный на тонкую белую нить. Метаются наши друзья, книжник и мечник, то туда, то сюда. А в конце и вообще на главную цель — нахождение космических артефактов — забили.
Хотя некоторые части достаточно самобытны. Мать, ищущая сыновей, от которой тянутся паутинки к высшим богам. Служение в харчевне. А вот оборотничество выглядит искусственной вставкой. Вместе с нареченной девчонкой, чью бусину носит Волкодав.
По моему дилетанскому впечатлению, вторая книга — это уже обыкновенное фэнтэзи а-ля славянский (хоть это не педалируется) Конан-варвар. Давже не знаю, стоит ли продолжать знакомится с сагой, разбавляя мощь первого «Волкодава».
Sph, 10 января 2020 г.
Чтение заняло у меня аж 3 месяца! Зачастую даже по главе в день не удавалось читать — настолько мне не хотелось брать в руки книгу.
По сюжету книга абсолютно филлерная — Волкодав и команда путешествует на другой край света по не очень важному делу, а по дороге собирает всяких убогих и сумасшедших. Ничего важного или интересного не происходит, как это было в первой части. Есть лишь бесконечные эпизоды путешествий по горам, лесам, деревням и городам. Вполне может статься, что книгу просто сплели из различных ранних рассказов и просто их немного переработали.
Что касается персонажей, то мне они тут показались немного поживее и интереснее, но не более того. Волкодав все такой же паладин без изъяна, а его напарник все такой же болван.
Тема феминизма тут никуда не делась и градус местами даже похлеще, чем в первой части. Например, в самом начале в деревню приходят бандиты и один из группы собирается изнасиловать девушку. И таки шо? Автор выражает там мнение сельских, что и пускай себе изнасилует, а ребенка потом муженек как своего воспитает. А то как бы чего не вышло, еще побьют тут кого! Нормальная логика, да?
А в первой же напряженной сцене в книге где-то на 10 странице Волкодав просится на постой к мужику, который думает что его семью убивать пришли. Конфликт разрешает жена выносом хлеба к порогу, потому что, цитирую, «только женщина по-настоящему достойна править домом и вести племя». И так всю дорогу.
Только женщины то, только женщины сё. А по факту все встречающиеся в книге женщины нихрена не делают полезного, только жрут за чужой счет и развлекаются.
Отдельная тема — беременные. Тут вообще туши свет, Волкодав аж мутировал в собаку от важности дела.
Эээх, мда уж. Я лучше буду читать феминизированного Аберкромби, где он пишет про протекающую физиологию и месячные, но хотя бы делает это интересно. А тут просто невероятная наивность во всем, аж зубы сводит. Наверное в 90-ых это казалось круто и свежо, но сейчас ЛИЧНО МНЕ читать подобное — пытка.
Из плюсов книги:
1. Все так же — хороший язык и конструкция текста. Глаз ни за что не цепляется, все читается очень плавно и приятно. Все настолько органично, натурально и без запинки, что даже странно, что подобное можно было за год написать.
2. Сюжет не смотря ни на что динамичный и заскучать не дает.
3. Педофильский контент — главная интрига с малолетней невестой Волкодава все еще не разрешена (но томные сны продолжают сниться), зато в книге есть другой персонаж-подросток, который взял себе в жену месячную девочку под общее одобрение толпы.
Что касается следующих книг, то на бумаге у меня их нет, соответственно и продолжать перечитывать эту легендарную сагу мотивации нет. Тем более «Право на поединок» хоть как-то все еще держит планку качества, после него, помнится, серия превратилась в кашу и графоманию, так что оно и правильно закончить мое путешествие здесь и сейчас.
AiRon88, 13 октября 2021 г.
После прочтения первой части мне казалось, что я залпом прочту все продолжения. Однако же вторая часть читалась куда хуже. Некоторые куски текста казались затянутыми, а самое главное — тексту не хватало какого-то стержня, который у первой части был. И внутренних метаморфоз (на мой сугубо личный взгляд) здесь с героем происходит куда меньше, чем в первой части.
Но есть прямо очень удачные куски. Про главу воров в Нарлаке (Сонмор его зовут или как-то так, не помню). Момент с его телохранителем (впервые Волкодав кого-то мысленно признал как минимум равным себе бойцом, а как телохранителем им даже восхищался). При этом ни слова о том, что этот самый воин имеет отношение к кан-киро. Т.е. впервые Семёнова дала понять, что иные боевые учения таки могут с ним сравниться.
Кусок про морское путешествие и дальнейшие приключения в горах итигулов — тоже удачны.
Но чего-то важного, что было в первой части — не хватает. При этом прочитать продолжения всё-таки хочется;) Но позже, позже...
strannik102, 23 октября 2019 г.
Гвозди б делать из этих людей, крепче б не было в мире гвоздей (Н. Тихонов)
Со времени, описанного в книге «Волкодав» прошло три года. И Волкодав вновь прошёл через ворота и вернулся в этот мир, вернулся не один, а со спасённым им в своё время учёным малым по имени Эврих — вся остальная компания осталась в другом месте. Вся книга представляет собой квест (как, собственно говоря, и книга «Волкодав», и, наверное, и другие книги цикла). Наш герой просто путешествует из города в город и из местности в местность, по пути встречая разных — хороших и не очень — людей и неизбежно натыкаясь на горячие ситуации, требующие его немедленного вмешательства.
Собственно, вот из всего этого роман и состоит. Скучища! — воскликнет непосвящённый. И будет не прав. Потому что вот как раз в скучности эту книгу не упрекнёшь и даже не заподозришь. Рромантика! — полупрезрительно воскликнет непосвящённый или прагматик. И будет отчасти прав, потому что Волкодав по-прежнему на стороне слабых и обижаемых, страдающих и бессильных, голодных и холодных. А не прав он будет только лишь в этой своей полупрезрительности.
А между тем где-то там, далеко-далеко, подрастает та, которая три года назад в десятилетнем возрасте подарила Волкодаву свою бусинку...
maxxx8721, 10 апреля 2019 г.
Итак, перед нами продолжение приключений Волкодава. В первой книге происходило физическое становление Волкодава, как воина. Семенова конкретно прокачала своего подопечного, добавив боевого опыта, пару шрамов, а также обучила приемам смертельного единоборства кан-киро. Неудивительно, что во второй части, обладая всем вышеперечисленным, Волкодав легко, непринужденно и без зубовного скрежета отвешивал волшебные пендели всем противникам, негодяям, невзирая на крутость, статус и авторитет оных.
Вторая книга – это духовное становление Волкодава: философия, нравственное воспитание, пересмотр своего отношения ко многим вещам вокруг, к другим людям. Каждое событие в романе так или иначе влияет на Волкодава, заставляет его о чем-то задуматься. Именно этому и подчинена структура романа. В связи с этим всплывают два главных недостатка, вытекающие один из другого.
Главный минус – отсутствие цельной сюжетной композиции. Это даже не классический квест с ясно поставленной целью, к которой герои с каждой главой подходят все ближе и ближе. Волкодав: Право на поединок – это скорее всего вольное путешествие по городам и весям, во время которых герои попадают в разного рода замесы, из которых персонажам предстоит героически выбраться, а там уже смотрят, куда кривая выведет.
Чтобы стало более понятно: изначально Волкодав и Эврих направляются в Кондар, останавливаясь по пути в разных деревушках и городках. Спустя полкниги они, наконец, оказались в Кондаре, но ... конкретно позабыли куда и зачем идут.
цитата
…обиделся Волкодав и… вспомнил. И спросил себя, чего, собственно, ради они с Эврихом потащились в Кондар. Неужто нельзя было облюбовать другой город…
Второй минус – куча воды, отчего роман выглядит затянутым уже к трети романа: самоповторяющиеся мысли героев (Эврих о том, зачем он ввязался в это путешествие с неучтивым варваром; Волкодав с мыслями про Мать Кендарат; Оленюшка), куча персонажей и событий, без которых роман ничего не потерял бы, скорее всего наоборот. Лучше меньше да лучше. Из-за этого нагромождения незначащих персонажей Семенова, похоже, сама порой не знала, куда этих персонажей потом девать, что с ними делать, куда пристроить. Поэтому большинство второстепенных героев оказалось наспех скроенным из лоскутов старинных платьев конкретно отдающих нафталином. Тот же Эврих, будучи ведущим персонажем, на фоне проработки образа Волкодава выглядит как роба на фоне норковой шубы. Образ Волкодава действительно хорошо проработан, хотя с героизацией его во второй книге Семенова явно переборщила.
Но следует отметить, что во второй половине романа Семенова раскачалась и пошло более интересное действие, динамики заметно прибавилось, что пошло на пользу роману. Стиль Семеновой тоже весьма хорош, атмосфера славянства присутствует в полной мере. Для девяностых эта книга была весьма зрелой и серьезной, чем многие другие представители отечественного фэнтези.
Впрочем, по сравнению с первой частью «Право на поединок» на две, а то и на три головы ниже.
AlisterOrm, 25 октября 2016 г.
«Отгорел закат, и полная луна облила лес зеленоватым мертвенным серебром». На этот раз она застала двух путников, идущих по дороге от Галирада на юг. Один — хорошо знакомый нам венн с летучей мышью на плече. Второй — молодой учёный аррант, предвкушающий начало новой своей книги. Их цель лежит в классическом Поиске, поскольку сдуру они дали обещание прогрессору Тилорну отправить весточку на родину с места крушения его корабля, который, как водится, находится на краю обреза карты мира.
Завязка неказистая, здесь я согласен. Но всё таки Мария Семёнова — хороший писатель, что ни говори, и при таком раскладе она смогла выдать неплохую и неглупую вещь. Если в первом романе перед нами была история взросления и духовного роста, то здесь мы имеем дело с уже, фактически, созревшим человеком. Волкодав задаёт себе мучительные вопросы, пытаясь понять, как нужно жить — как его наставница, Кан-Кендарат, воспитывая в людях Добро и Свет мягкими уговорами, каждому давая шанс? Или сворачивать злодею шею, чтобы он не натворил ещё большего зла?
Красной нитью этот спор проходит сквозь весь роман. Милосердие или удар? Интеллигентная Семёнова не стала давать прямой ответ... но указала на него, с сожалением и грустью. Ведь спор вёлся, в общем-то, о том, чего в человеке больше — подлости или всё же любви? Если бы последнего — хрупкая жрица без труда пробудила бы её в душах самых жестоких церковников и циничных наёмниках. Но вышло по иному. Кан-Кендарат сломалась перед лицом человеческой подлости и низости, и поэтому её искусство ушло в чужие руки.
А Волкодав... Ну да, он иногда жесток, но не зол сам по себе. Он не верит в людей, слишком сложна была его короткая жизнь. Но он знает цену жизни и покою, цену любви. Кан-Кендарат учили ей, готовили для служения богине. Волкодав дошёл до этого сам.
Конечно, не только этим ценен роман. Его сюжет интересен и увлекателен, хотя на этот раз Семёнова практически не сталкивает своего героя со сложными дилеммами. Всё идёт ровно и гладко до самого конца, и каждый раз Волкодав остаётся несокрушимой скалой, перед которой ничто не может устоять. Во многом всё осталось по прежнему, и венн здесь представляется эдаким нравственным камертоном для окружающих и самого себя. Всё больше уверяюсь, что Семёнова расписывает своего героя как эпического героя и будущего основателя рода — слишком много признаков сего, начиная от его категорической моральной твёрдости и непобедимости, и кончая оборотничеством. Умник Эврих весьма органично смотрится на фоне угрюмого венна, а разнообразный букет людей на заднем плане, разных народов и вер создаёт впечатление полифонии и многоголосицы, как будто мир и вправду живой, а читатель на плече Волкодава просто его вскользь посетил.
В общем, это хороший роман. Не настолько западающий в душу, как первый. Но хороший. О том, что несмотря на всю грязь и жестокость, в мире есть место добру и свету. Ну банально, конечно, а вы чего хотели? Прописные истины всегда простые.
Cumbrunnen, 29 октября 2009 г.
Ну неплохо. Может быть для середины 90-х было даже хорошо. Но однообразно и не всегда логично. Хотя нет. Поразмыслив я понял, что книга развивается по своей (назовем её «женской») логике. Это грубому мужчине не понятно, почему одних бандюков герой «мочит», а других отпускает с миром, почему всесильный уголовный авторитет прощает героям откровенный вызов, который они ему бросили на глазах у всего города (в том числе искалеченных подручных), почему ГГ только что беспощадно покарав смертью насильников какой-то невнятной летуньи через два десятка страниц довольно мягко обходится с субъектом, который занимается тем же, но не на горной дороге, а над своей женой. А женщина знает, что самое главное это чтоб было тихо, мирно и благодатно. И фигура Волкодава заточена соответственно. Он вроде и суровый супервоин, а глянь под шкуру, и бъется там трепетное девичье сердце.
Вообще Волкодав лично для меня персонаж уникальный. Уникален он тем, что в нем начисто отсутствуют четко выраженные половые признаки. Нет борода у него есть, но вот физиология у него явно ангельская, т.е. бесполая. У него не наблюдается ни малейшего интереса к противоположному полу. Его поведение не подверженно ни малейшему влиянию его физиологии (а она родимая так или иначе влияет всегда). Этакое строгое но справедливое оно, ангел карающий мерзавцев, посягнувших на самое ценное, что есть в мире — на женщину.
В итоге — Волкодав получился субъектом, который женщинами интересуется только в контексте защитить, глупостей всяких ни-ни, суровый воитель, который может убить одним ударом, но при этом склонен к рефлексиям на возвышенные абстрактные темы, глубоко в душе добрый и ранимый, превосходство женщины в отношениях даже не обсуждается. Такая вот воплощенная мечта интеллигентной женщины бальзаковского возраста и старше. А чего, прикольненько :gigi:
MarchingCat, 11 июля 2015 г.
На самом деле, чисто технически, по качеству текста, ничем не хуже первой книги. Проблема одна — самоповтор. Тот же путь с редкими осёдлостями, заступничество где не просят, влезания куда не звали. И обрастание по пути сирыми и убогими попутчиками, кого пришлось теперь таскать с собой по принципу «если погладил бездомного котёнка — ты обязан найти ему дом» (это я перефразировал цитату из романа Хайнлайна).
Славянского в романе стало ещё меньше. А всякие флешбеки и лирические отступления, как правило выделяемые курсивом, в отличие от первого романа, уже с самого начала отвлечённо-лиричные (читай-нудные), и не нужные сюжетно.
И от всего вышесказанного роман уже не явление в русскоязычной фэнтези, какой была первая книга, а просто крепкое произведение в своём жанре.
Но, повторюсь, технически — очень хорошо. Читается на одно дыхании. Особенно, когда перечитываешь, уже просто пропуская выделенные курсивом лирические отступления. :)
shatiginmn, 24 ноября 2016 г.
Замечательное, захватывающее произведение. У Марии Семеновой богатый язык и иногда даже не очень интересные моменты книги читаешь с удовольствием за счет этого. В общем книга оставляет приятные впечатления, но, на мой взгляд концовка немного смазана...
Oreon, 1 октября 2012 г.
И вот мы снова следим за нелегким путём неломаемого героя Волкодава. Он, как и в первой части держит свой путь. Ну в смысле идёт куда-то не особо напрягаясь куда и зачем. Из старых героев одного арранта с собой захватил. В этом плане книга мне сильно напомнила Тарзана с далёкого детства, там тоже каждая часть вроде бы и связана с остальными, но читается абсолютно самостоятельно. Только вот глобального смысла в Тарзане, наверно, было больше: там главный герой любил Джейн, возвращался к ней, имел какую-то цель, в процессе достижения которой и претерпевал свои приключения.
Здесь тоже вроде есть цель ради которой они идут, но акцент на ней особо не делается и достичь они ее особо не напрягаются, в общем к середине книги цель вспоминается с трудом. Акцент здесь в основном делается на перечисление разнообразных богов и разных поверий иже с ними. При чем Волкодав в этом всегда железобетонно прав, в смысле он не навязывает свое мировоззрение никому, тут он максимально толерантен, но все равно все племена, люди, города — балбесы, а его вера, вера серого пса — лучше всех. Я имею в виду божью длань, тобишь стол, государыню печь, святой красный угол, про огонь уж молчу, порог должен быть высоким, дом деревянным, есть и сидеть на стульях плохо, надо на скамьях, а ещё лучше прямо на полу. Землянки зло, каменный город — зло ещё большее и прочая подобная билиберда которую уже и не упомню, хотя ею набита добрая треть книги, и которая меня напрягала в процессе чтения все больше и больше. Кого не напрягает, а наоборот интересно могу еще добавить частые описание верований и богов венов, арантов, сольвенов... Эти верят богу грома который своим... очистит, защитит...; те поклоняются... который... мама дорогая (нету смайла). А это вот древний змий который как и многие поколения тому нахлебывается в море воды и пытается пройти в глубь но на стреме стоят Горы и могучий Гром; потом есть богиня Любви у которой еще 2 десятка названий, при чем на самом деле она оказывается богиня Смерти, так сказать нюансы теологии, прадед солнце и т.д и т.п.
Другой особенностью есть так называемая женственность, которой пестрят большенство коментариев. Когда я читал подобные коментарии к первой части, я хмыкал про себя и находил роман вполне и мужским, просто писанным женщиной, так сказать со своими приорететами. Но в энтой части я вынужден соглашаться. Герой выглядит как примерно позитивный тупой варвар с внешностью уркагана. Интересное сочетание, но ведет он себя крайне не естественно. В первой части он бежал с каторги, учился кан-киро, шел мстить — ему было не до женщин, это понятно. Здесь он зализал раны, жизнь устаканилась, но ведет он себя как примерный евнух, которого смело можно ставить на эту должность в любой гарем — он просто никак не реагирует на молодых и привлекательных. Я не агитирую, что он должен совращать чужих жён, но хоть как-то он должен ее отметить. В общем не естественный, ущербный персонаж получается который не имеет цели жизни и даже не пытается ее искать. По книге все сводится к превозношении матери и служении женщине — нет большей чести и смысла. Такого я б своим детям в качестве примера не приводил — зомби какой-то. Вот и померкла вся его позитивность. Есть конечно дитё 12-летнее, которая когда-то 3 года назад, ещё в первой части вплела Волкодаву бусину... Но зачем она здесь непонятно, может поженит еще автор на ней героя в части эдак Тарзан, тобиш Волкодав-16?
Как я уже говорил, стиль приключений смахивает на Тарзана: ишли ишли, тут налетели летающие люди на летающих собаках, герой быстренько разобрался, пошел дальше; потом напали разбойники... пошёл дальше... каменный всадник... пошел дальше... Мать-Киндарат... о-опа — обрыв — ждём следующую часть! Как-то так. В процессе чтения многократно повторяется момент, когда вот уже 200-я страницы, и ты чувствуешь, вот она наконец, закрутка сюжета, что там дальше, как же герои будут выпутываться? И тут на тебе опять мать Киндарат, оленюшка или тяжёлая жизнь в самоцветных горах.
В общем разочарован я, хотя особо ничего и не ждал, несмотря на оценку 7 ощущаю, что особо ничего не потерял бы обойдя это произведение стороной, а в книге остаются ещё 2 части, благо книга не дорого досталась несмотря на дорогой переплёт и престижную серию... Справедливости ради, правда отмечу, что последняя треть была несколько интересней первых двух, или я уже к тому моменту таки втянулся?
amlobin, 6 октября 2016 г.
И с этой стороны все тоже самое. Самоповтор уже отработанных эпизодов и много дамской риторики. Непобедимость героя начинает утомлять. Сюжет скомкан.
Герой бродит по миру, огромному и разнообразному, все понимает, даже книгами интересуется и остается по натуре тупым охотником. И со своей доисторичекой посконной моралью оценивает и переделывает весь мир. Ну и сидел бы в лесу...
Вообще эта ползучая пропаганда матриархата сильно портит содержание книги.
Alexandre, 10 декабря 2008 г.
Мне объясняли, что если хочешь получить за отзыв много минусов, то следует написать — «данная книга является продолжением такой-то книги».
Но что я могу сделать, «Право на поединок» и вправду является продолжением прекрасного романа «Волкодав«!
Похож язык, та же авторская манера понемногу возвращаться к уже описанным событиям, тот же нескончаемый гимн Женщине (здесь, по-моему перебор, но это уж воля автора), в общем похожего немало. А как же иначе? Дело-то происходит в том же самом мире, с тем же главным героем, хотя несколько второстепенных, к которым мы уже успели привыкнуть, отходят на второй план, и в действии напрямую не участвуют. Однако все это неплохо мотивировано. И новые приключения Волкодава не хуже прежних (хотя, существенно и не лучше), что тоже вполне приятно.
Новые города, новые люди, встречи — в частности с братом, убитого Волкодавом бойца. И интересный прием разрешения коллизий — не обидеть слабого, даже если он любит недостойного. Герои ведь так и не сказали матери погибшего, какое неправое дело тот защищал. А вот брату его — высказали все, мужчина обязан знать правду!
И так по всей книге. Здесь впервые открыто ставится вопрос — как быть со злодеем — если его убить, то он прекратит творить зло, но ведь тогда он не сможет раскаяться и исправиться. Серьезнейшая, по-моему, проблема гуманизма.
Решения нет, но ведь его нет и вообще, приходится каждому решать сей вопрос в реальных обстоятельствах.
Читайте. Продолжение хорошей книги тоже продолжает добро.
Stan8, 6 августа 2010 г.
Продолжение «Волкодава» — вероятно, последнее произведение М.Семеновой, которое я осилил
Если в первом романе герой оправляется после чудовищных рудников и суровой мести... за что прощаешь ему угрюмое и странное поведение, то в продолжении становится противно от фальшивой праведности, вечного стремления всех выручать и защищать тех, до кого ему и дела-то не должно быть.
Если писательница думает, что 20-ти с небольшим летний парень годами может не обнимать женщин и даже не испытывать естественного влечения к ним... то:
1) Герой психически или физически больной.
2) Герой — гей (линия Волкодав — Эврих и в самом деле наталкивает на подобные догадки, но тогда зачем скрывать истину от читателей).
3) Сама писательница имеет определенные проблемы, нуждающиеся в оценке специалиста (психолога, или уже психиатра).
Словом, вторая книжка оставляет тягостное и мрачное послевкусие, и о дальнейшей судьбе героя мне лично знать уже неинтересно...
Однако, 4 балла выставлю за достойную русскую речь, в память о первой книге, да еще, чтобы не опускать окончательно наше почвенное фэнтези...
GrininSM, 14 апреля 2013 г.
На мой скромный взгляд потенциал книги полностью не раскрыт. Описание Беловодья (славянской Шамбалы) отсутствует как таковое. А спутник Волкодава вообще пришелец! Эта тема также благополучно замята и постепенно отошла на второй план, хотя нет, даже на третий. На второй план отошла сама цель книги. Путешествие героев постепенно превратилось в ряд квестов, которые обязательно нужно пройти.