Бернар Вербер «Муравьи»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Контакт
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Их цивилизация существует уже много миллионов лет... У них есть свои города объединенные в федерации... Они во много раз меньше человека и живут практически везде. Это муравьи. Кто мы для них и кто они для нас?
Входит в:
— цикл «Муравьи»
Номинации на премии:
номинант |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1998 // Неанглоязычная переводная книга (Франция) |
- /языки:
- русский (9), французский (3), болгарский (1)
- /тип:
- книги (13)
- /перевод:
- И. Алчеев (1), Ю. Ватагина (1), К.В. Левина (5), К. Петров (1)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
necrotigr, 17 ноября 2024 г.
Удивительно, как такая книга прошла мимо меня — помню, в своё время в Москве она была дико популярна, наравне с Пелевиным и Мураками, по крайней мере обложка с фамилией автора запомнилась. А узнал я про книгу только из новой компьютерной игры Empire of the ants, которая впечатлила именно идеей — взять главными персонажами не человекообразных, а муравьев! И только в отзывах на игру уже узнал, что она сделана по этой книге, и наконец-то прочитал.
А читается очень легко, и вовлекает сразу же. 2 параллельных ветки: довольно научно-популярная про муравьев и немного наивно-детективная про людей — возможно, тут автор специально даёт понять всю серьёзность своего увлечения муравьиной цивилизацией. И поначалу даже трудно понять, где заканчивается энтомология и начинается фантастика, в «человеческой» части там практически сразу доходит до абсурда: сперва отказ полицейских расследовать загадочный подвал, а потом — столетняя бабуля, которая без труда спускается и поднимается по 500-метровым лестницам)
Осознанно поднимается и тема контакта — опять же, не с классическими человекообразными инопланетянами, а с такими вот муравьями, у которых вообще вместо слов — обмен феромонами и другими веществами.
Короче говоря — динамично, круто, познавательно, необычно!
Sciolist, 26 сентября 2022 г.
Насекомых (и муравьёв в особенности) я люблю с детства. Не знаю, к чему это восходит. Наверное, причиной тому мультики про мир насекомых, часто попадавшиеся мне. «Пчёлка Майя», «Приключения голубого рыцаря» (мы его в детсадике даже в кинотеатре смотрели). Позднее — книги про Карика и Валю и «Страна Дремучих Трав», немецко-японский мультсериал про пчёлку Майю (но уже другую, тёзку). Сколько книг было перечитано на эту тему!.. Акимушкин был просто до дыр зачитан. И сейчас я, уже весьма взрослым, люблю снимать с помощью микроскопа анатомию интересных насекомых, найденных на улице или подоконнике (целенаправленно никогда их не убиваю для этого) и до печальных событий февраля-марта 2022 держал в формикариях муравьев трех видов.
Почитав описание «Муравьёв» Вербера, я решил, что это какая-то комедия, и взялся за чтение. Конечно же, от описаний муравьиного (и вообще насекомого) мира любой энтомолог и муравьевод будет ежеминутно хвататься за голову. Ну ладно, то, что муравьи — разумные и мыслят по-человечески, допустим. Это главное допущение автора, вокруг которого и строится весь сюжет. Но ненаучные недостоверности касательно анатомии и физиологии прямо-таки громоздятся! Муравьиная кислота не может растворить хитин или прожечь кожу. Автор приписал одному виду муравьёв особенности сразу многих видов, в том числе и экзотических. Много неправды и ошибок и насчёт образа жизни других насекомых.
Цитаты из некой энциклопедии вскоре начинают раздражать. Многие факты не удалось проверить, и сильно подозреваю, что там имели место домыслы Вербера. Общий посыл раздражает: какая-то «зелёная» гринписовская воинственность и наивность, достойная разве что хиппи.
Сюжетов, по сути, два. Муравьиный и человеческий. Причем первый напоминает скорее фэнтези. Причудливые королевства, таинственные явления, долгий путь героев, полный опасностей... А вот человеческий мир представлен скорее как противопоставление миру муравьев. И персонажи-люди показаны куда более бестолковыми и бессмысленными, чем муравьи. И весь человеческий сюжет, следовательно, гораздо более плоский и местами кажется еще менее правдоподобным, чем история о муравьиных королевствах.
Общий посыл произведения гуманистический: обеим цивилизациям есть, чему научиться друг у друга. Но при этом посыл этот наивен. Природа — хорошая, люди — плохие. Чем ближе к концу — тем больше книга разочаровывает.
Нет, эта книга — не научная фантастика. Что же это? Фэнтези? Сказка? Сюрреализм? Фантасмагория? Для взрослых она написана или для детей? После прочтения остаются неясности. Кстати, есть люди, которые, прочитав, приняли всё за чистую монету.
horoshogromko, 3 марта 2023 г.
Книга хорошая, хоть и своеобразная. В ней две сюжетные линии, одна человеческая про людей, а вторая, основная, про муравьёв, причём с эффектом глубокого погружения — герои муравьи, действие происходит в муравейниках, и автор пишет о них не тоном человека, изучающего насекомых, а так, будто он сам один из них, и рассказывает о происходящем, как очевидец и участник.
Человеческая и муравьиная истории идут параллельно и только в самом конце научно-фантастическим образом сливаются в одну. Сюжетные линии раздельные, а написана книга вперемешку: один абзац про людей, один про муравьёв, один про людей, один про муравьёв. Казалось бы, такая авангардная структура будет напрягать, но Вербер оказался молодец, истории друг другу не мешают, читать легко.
Очень понравилась муравьиная часть. Муравьи Вербера сильно антропоморфны, у них есть и интрига, и главный герой, всё как полагается. Приятно, что между сюжетных ходов то тут, то там лирическими отступлениями много занятных фактов из жизни насекомых. Автор не энтомолог, но, очевидно, изучил муравьёв тщательно и рассказывает интересно, в стиле научно-популярной телепередачи.
Понравилась философская сторона романа. Вербер по совместительству философ, и в книге много раз пускается философствовать, но, как и с муравьями, это научно-популярное философствование. Мысли, которые он тут выражает, по сути глубокие, но излагает он их ненавязчиво и афористично.
Из недостатков можно отметить разве что некоторую попсовость книги, но автор чувствовал меру и удержался в рамках приличия, попсовость не перешла в ширпотребность. И в переводе местами неровности. У меня перевод Ю. Ватагиной, в книге несколько раз упоминается масс-спектрометр, и переводчик всякий раз называет его спектрометром масс. Что, в общем, ерунда, специалист и так поймёт, а не знакомый со спектрометрией человек вообще не обратит внимания.
Итого: роман неплохой. Немного научно-фантастический, немного философский, ненапряжный, но есть, над чем задуматься и что обсудить. Самое оно для чтения в отпуске.
porcufine, 18 июля 2022 г.
«Они были здесь за сто миллионов лет до нас; судя по некоторым данным, они – один из тех редких видов живых организмов, что способны пережить атомный взрыв; они, безусловно, останутся здесь и через сто миллионов лет после нас. Мы не более чем случайное явление – всего три миллиона лет – на фоне их истории. Так что, если инопланетяне однажды высадятся на нашей планете, они сразу поймут, что к чему. И попытаются вступить в общение именно с ними. Ведь они – истинные хозяева Земли.»
***Даже описание несущественных для сюжета эпизодов может испортить впечатления от прочтения книги, посему – спрятал их под спойлер.***
Я не большой любитель оставлять отзывы на прочитанные произведения, но сия книжица смогла меня удивить. И правда, где еще Вы можете наблюдать масштабную батальную сцену, в которой
Собственно, главный плюс книги – «муравьиная линия»:
1. Проработка мира.
Не секрет, что структурно цивилизация муравьев выстроена на базе реальных фактов, но то, что могло бы быть скучным изложением энциклопедических статей (временами автор действительно подбирается к грани, за которой роман мог бы скатиться в грустный копипаст, но редко и аккуратно) здесь подается как описание незнакомого, чуть ли не инопланетного мира. Каждый уголок Бел-о-кана (главный город федерации рыжих муравьев) подробно прописан в процессе сюжета, разобрано по полочкам общественно-политическое устройство и так далее до бесконечности. Воображение без труда воспроизводит картины таинственных внутренностей муравейника – от грибниц и королевских покоев до тайных ходов где-то глубоко внизу. А уж когда действие переносится за пределы замкнутых коридоров, книга превращается в настоящий калейдоскоп.
Кроме того, философские парралели между микромиром и нашей дейтвтительностью временами вполне уместны и занятны, хоть и просты. Взять даже мотылька-поденку, который живет всего один день. И правда, как жить, зная, что вечером тебя не станет? Искать самку, в надежде оставить после себя потомство, но стоит попасть в сети к пауку — и все. Что-то знакомое.
2. Персонажи.
Да, каждый из них обладает своим неплохо прописанным «харктером», обладает отличительными чертами в виду принадлежности к разным классам. А с одним из героев связан один из главных «твистов» первой половины книги. Сначала я даже не поверил, что автора пошел на такой ход, но оно того стоило. Аллегория же, заложенная в образе 4000-го, достойна аплодисментов.
3. Сюжет.
Максимально разнообразные приключения в знакомом (на самом деле — совсем нет) мире с непривычного ракурса воспринимаются на ура. История, начинающаяся как локальное расследование со временем достигает невероятного (по муравьиным меркам) размаха. Взять хотя бы
ЖИРНОЕ НО!
***Далее под плашкой скрыты уже сюжетные спойлеры.***
Пусть линия людей отнюдь не кажется мне лишней, она явно не идет книге на пользу, по крайне мере в таком виде, в котором она существует. В середине даже «муравьиное» повествование немного провисает, а «людская» ветвь только растягивает объем и, несмотря на все плюсы, местами книга читается через силу. Кроме того, автор до последних страниц нагоняет интригу, превращая текст то в некое подобие иронично-сатирического детектива, признаться, местами весьма забавного, то чуть ли не в триллер... Но после раскрытия карт все оказывается гораздо проще и куда глупее, чем можно было бы себе представить.
Разгадка тайны неизвестного оружия показалась мне скучной, завязанной только лишь на финальном твисте, в котором
Несмотря на смазанную концовку и простоватую, но забавную линию «человеков», муравьиная эпопея способна хорошенько удивить и, что самое главное, затянуть читателя в удивительный микрокосмос, распростёртый прямо у нас под ногами. Где ящерица превращается в дракона, божья коровка – в опасное чудовище, а муравейник или термитник в неприступный замок, где заваленный ветками пень – главный город внутри Федерации, населенных миллионами рыжих муравьев, а внутри, в покоях Запретного города, восседает под строгой охраной муравьиная королева. Откуда еще Вы узнаете, сколько у мураьев мозгов и сегментов усиков, а у пауков отверстий для выхода паутины?
9|10 за formicidae и 5|10 за homo sapiens плюс балл за личное впечатление.
P.S. Так как треугольники-то сложить из спичек? Задачка из какого класса, третьего? :)
P.P.S. Пришла на ум трактовка,
Robot3000, 18 октября 2018 г.
Вербер – один из самых читаемых писателей во Франции, да и в России тоже. Его книги печатают многомиллионными тиражами, а читатели не прекращают восторгаться его творчеством. Но вот, почему-то, литературные критики и любители серьезной литературы относятся к писателю с пренебрежением, премий не вручают и на конференции не зовут. Давайте попробуем разобраться, почему творчество Вербера воспринимают столь неоднозначно.
Признаюсь, я Вербера, как писателя, тоже недолюбливаю, но на это есть вполне веские причины. Когда-то почитать книги писателя мне посоветовали коллеги на работе. Начал я с «Империи Ангелов». Честно сказать, особых восторгов книга не вызвала, хотя была вполне читабельна и, временами, даже захватывающа. Но уже тогда я отметил очень скудный язык, на котором написан роман, обилие «развесистой клюквы», банальные мысли и какой-то наивный взгляд на мир.
Позже, чтобы лучше понять мое отношение к автору, я прочитал трилогию «Мы-боги», являющуюся продолжением «Империи Ангелов». Честно сказать, лучше бы не читал – только время потратил. Помимо вышеназванных недостатков, в книгах обнаружился довольно стандартный, банальный и, временами, противоречащий самому себе, сюжет. А также, совершенно нелепая концовка. Вербер попытался разобраться в теме взаимоотношений писателя и его творения – персонажа, но получилось настолько нелепо, что роман Пелевина «Т», исследующий ту же тему, кажется, в сравнении с трилогией, вообще шедевром.
Прошло много лет. Неоднократно в сети я встречал информацию, что роман «Муравьи» является одним из первых и самым лучшим произведением писателя. И наконец я решился.
В книге рассказывается две истории, происходящие параллельно. Первая – про бывшего хиппи, уволенного с должности слесаря. Герой уже впал в уныние, ведь семью надо как-то кормить, но вот по счастливой случайности он получает в наследство дом от своего покойного дядюшки. В доме есть дверь в подвал, который невообразимо огромен и плавно переходит в древние катакомбы. Где-то в этих катакомбах дядюшка, бывший видным ученым, спрятал главный труд своей жизни – «Энциклопедию абсолютного и относительного знания». В поисках книги герой каждый день спускается все глубже в подземелье и становится, буквально, одержим исследованиями покойника, в частности, муравьями. Однажды он не возвращается из подвала и на его поиски отправляется жена, которая тоже пропадает.
Второй сюжет рассказывает о жизни рыжих лесных муравьев. По Верберу, муравьи разумны и каждый обладает индивидуальностью. Однажды молодой самец отправляется с экспедицией в поисках запасов пищи. На обратном пути все члены экспедиции внезапно и необъяснимо погибли, и лишь самцу удалось спастись. Самец предполагает, что другие виды муравьев разжились секретным оружием и пытается предупредить родной муравейник об опасности. Но никто его не слушает, а вскоре он начинает понимать, что существует некий заговор среди своих же соплеменников, целью которого – не допустить распространение информации о внезапной гибели отряда.
Книга, надо сказать, очень увлекательна, но вот все недостатки верберовской прозы в ней проявляются в полной мере. Язык автора достаточно беден на метафоры и, в какой-то степени, даже примитивен. Идеи поданы очень прямолинейно и с какой-то детской наивностью.
Еще в «Мы-боги» меня раздражали постоянные врезки, типа статей из Википедии, рассказывающие о разных банальных вещах, а иногда и совершенно антинаучных, например, о ясновидении или сохранению информации в воде. Потом я узнал, что у писателя, с детства, проблемы с памятью, поэтому он постоянно выписывает всякие короткие заметки, интересные факты, статьи из энциклопедий и бульварной прессы. И эти же статьи он использует в своих произведениях.
В романе «Муравьи» также существуют главы, стилизованные под энциклопедические статьи, но здесь они представлены как выписки из «Энциклопедии Абсолютного и Относительного знания». Многие из них довольно интересны, но большая часть из них достаточно спорна и при этом, подается с пафосом истины в первой инстанции. Например, утверждение, что все в мире развивается от простого к сложному, достаточно неоднозначно и можно привести много примеров, когда оно нарушается. Или утверждение, что муравьи и термиты изначально были малы и слабы и поэтому стали собираться в колонии. На самом же деле, как раз из-за общественного образа жизни, .данные насекомые и обзавелись небольшими размерами и довольно простым строением. И таких статей в книге множество.
Из-за проблем с памятью, автор не способен понимать идеи и научные факты с достаточной глубиной. Заметно, что он, прежде чем написать книгу, прочитал очень много о муравьях и о насекомых вообще, однако он то и дело допускает забавные перлы. То у него паук боится упасть с ветки и разбиться (сколько же весит этот паук?), то у него муравьи шлепают по лужам, а через какое-то время автор вспоминает о силе поверхностного натяжения жидкостей. При увеличении температуры восприятие времени муравьев, якобы, становится быстрее, хотя, на самом деле, чем быстрее работает мозг, тем медленнее воспринимается время.
Или, например, муравьиная кислота, которую насекомые используют в качестве оружия. По Верберу, она способна в мгновение ока прожечь кожу, растворить хитин и вообще воспринимается, как сильнейшая из кислот. Видимо, автор не слишком разбирается в химии, ведь даже концентрированные серная и соляная кислоты не способны мгновенно растворить органику и при разбрызгивании вызовут лишь сильные ожоги. Муравьиная кислота, хоть и достаточно едкая, но не способна, как в одном из эпизодов, мгновенно проделать в коже птицы отверстия.
Достаточно странное у автора и отношение к технике. Масс-спектрометр он называет спектрометром массы и явно не понимает его принцип работы, или, упоминает, например, компактный ядерный реактор, способный работать без обслуживания 500 лет.
Что самое удивительное, я не могу назвать книгу плохой. В ней много недостатков, но заметно, что она писалась долго и с любовью. Вербер не скрывает своего восхищения муравьями, да и вообще миром насекомых, и щедро делится этой любовью с читателем. Сюжет интересен, имеет почти детективную интригу. И даже несмотря на то, что разгадка секрета подземных катакомб несколько разочаровывает, концовка удалась. Открытый финал романа, с одной стороны, завершает историю, а с другой, дает задел на продолжение.
В целом, проза Вербера, это эдакая недофантастика. С одной стороны, автор использует приемы и проблематику фантастических книг, а с другой не может развить ее достаточно глубоко. При этом он, каким-то образом, маскируется под автора серьезной литературы и его книги читают те, кто фантастику на дух не переносит, считая ее макулатурой про инопланетян и путешественников во времени. В какой-то степени, прозу Вербера можно назвать литературой для домохозяек – с одной стороны, она имеет неглупый сюжет и интересные идеи, а с другой, достаточно проста и, местами, примитивна для понимания.
Моя оценка 8/10. Автор явно старался и изобретательно подошел к сюжету и композиции книги. Но вот продолжения (романы «День муравьев» и «Революция муравьев») я точно читать не буду.
VovaZ, 14 ноября 2018 г.
На мой вкус, довольно удачный роман. Особенно, в сравнении с эпатирующими «Тантонавтами». Автор пытается представить себе цивилизацию муравьев, будь насекомые разумные. В отличии от «ангельской цивилизации» из тантонафтского цикла, здесь Веберу удается проявить фантазию, в значительной степени избавиться от антропоцентризма. Муравьиная сюжетная линия вышла интересной, сценизм высок и самобытен. Муравьиные персонажи живые, колоритные и, в достаточной степени, нечеловеческие.
Человеческая линия вышла слабее, в связи с неумением автора строить диалоги, и обилием в тексте дешёвой и противоречивой патетики. Вместе с тем, сюжетная интрига захватывающая.
В результате, роман понравился, прочелся с интересом!
prismatic, 21 октября 2017 г.
Автор как википедия — выдает набор знаний в заданной области облепленный «мясом» событий и отношений. Кому понравится такой стиль и сама тема могут почитать и другие книги — стиль сохраняется и в них и горячая любовь к муравьям в частности и насекомым вообще тоже никуда не пропадает. По мне этот взгляд изнутри несколько скучноват и изысканно вычурный. Параллели с людьми притянуты под нужные выводы, а сама канва плосковата. Не хватает глубины и атмосферы характерных для качественного художественного произведения.
Тем не менее все доступные его произведения мною изучены и хоть второй раз к ним можно обращаться только как к источнику знания («где-то вроде эта информация у него проскакивала») все равно было интересно.
anagor1, 12 апреля 2015 г.
Глубокое естественнонаучное образование накладывает свой неумолимый отпечаток на всё, чем бы человек в дальнейшем не занимался. Это как след сапожной подошвы на спине (для физиков поясняю — ударение на второй слог). «Главное в жизни — вовремя продифференцировать» — так нам искренне казалось в младости. Но годы идут. И понимаешь помаленьку, что всё относительно, что есть время брать дифференциал, и есть время интегрировать по объему. Это я к тому, что применение методов математической статистики порой помогает в жизни вообще и в выборе литературы для чтения в частности.
В отношении русскоязычной прозы ярко выраженная отрицательная корреляция между размахом популярности автора и своей способностью прочесть до конца его шедевр была мною выявлена давно. Скажем, при поглощении романов Донцовой рвотные позывы начинаются уже где-то на десятой странице, а страниц через пятьдесят сблевать прочитанное тянет настолько неудержимо, что далее вкушать чтиво сие невозможно даже под обильную запивку.
Но закралось в душу хитрое подозрение: а вдруг зря я так — всех одним мерилом; вдруг мировую «классику» иначе следует оценивать? А то все, понимаешь ли, всё читали, а я – нет! Закомплексовал как бы слегка недостатком собственной эрудиции. Дай, думаю, прочту что-нибудь этакое, над чем все ахают да охают, неспроста ж небось. Взял да купил две книжки: Зюскинда и Вербера.
На «Парфюмера» меня хватило (см. отзыв тут https://fantlab.ru/work58620) А вот на «Муравьев» — уже нет. Лишь через месяц, продышавшись, я домучил наконец-то со скрипом и этот «шедевр мировой литературы».
Бррр! Теперь меня не то чтобы терзает, но слегка интригует один вопрос: заслуживает ли книга Вербера переиздания в серии «Жизнь животных» рядом с Бремом и Фабром? Уж больно фамилии созвучны! Издателям стоило бы об этом подумать. Ибо с точки зрения биологии роман весьма познавателен — во всяком случае, одна из его линий, типа фантастическая, посвященная жизни муравьев. (Я, правда, отнюдь не уверен, что в ней всё научно, ну да по нынешним временам кого это волнует?) Но позвольте, я ведь не научпоп по биологии покупал, я все же художественную литературу читать намеревался. А вот ее-то, литературы, в «Муравьях», как оказалось, нет ни на грош, не то что на полторы сотни потраченных рублей. Ни сюжета, ни стиля… да вообще ничего там нет, кроме нескольких сотен тысяч буковок, подозрительно похожих на неких насекомых. Кислятина и пустышка! Вот только не надо мне втирать про всякие там метафоры с аллегориями! Бред, знаете ли, порой выглядит аллегорично, да, но от этого не перестает быть бредом.
И если «муравьиная» линия романа хотя бы вправду любопытна, то от «человеческой» меня просто коробит. Это ж кошмар какой-то! Сначала нормальные вроде бы люди по одиночке и группами лезут сдуру в некий подвал, где, конечно же, счастливо пропадают. (Это типа детектив. Кагбэ негритята.) Потом (конечно же) оказывается, что они вовсе и не совсем пропали, а лишь частично, ибо в процессе преодоления подземных препятствий, включая решение крутейших философско-математических головоломок, почему-то вдруг принципиально и полностью переменили свои взгляды на жизнь с человечьих на муравьиные, резко и, видимо, необратимо одебилившись. Вы только представьте: люди, на поверхности вроде бы признаков помутнения разума и прогрессирующего безволия не проявлявшие, оказавшись в подземной ловушке, даже не пытаются(!) найти выход наверх. Вместо этого они искренне и единодушно предпочитают всё бросить и положить свою жизнь на алтарь общения с муравьями. Тут, на мой взгляд, скрыто куда более фантастичное допущение, нежели разумность муравьиного сообщества.
У автора очень туго с жизненной психологией. Может, он всю жизнь просидел в подвале, живых людей не встречая? А ведь, между прочим, замкнутый узкий круг особей человечьего рода – интереснейшая модель, там такие шутки бессознательное начинает выкидывать! Да и с математикой у автора тоже весьма туго. Иначе б не стал он делать культа из элементарной задачки на уровне олимпиад для 8 класса школы, превратив ее в какую-то мистическую супер-головоломку. (Четыре правильных треугольника шестью спичками — ах, держите меня, какой парадокс! Дайте два! В смысле, две. Две минуты максимум на решение любому, знакомому со стереометрией.)
Насчет Зюскинда у меня родилась-таки некая гипотеза о том, почему сей «гениальный» текст приобрел вдруг такую дикую популярность. Изучать с таких же позиций Вербера, откровенно говоря, лень. Кроме эпатирующей темы, я не нашел там ничего такого, что объясняло бы перевод на тридцать языков и продажу миллионов экземпляров. И решил считать данный факт очередной необъяснимой гримасой современного мира искусства. (Видимо, экранизация гримасы неизбежна.)
А все-таки, пожалуй, время и деньги потрачены не зря! Теперь ясно, что мое «правило отрицательной корреляции» для иностранной литературы работает столь же неукоснительно, как и для отечественной. Отныне, если роман переведен более чем на двадцать языков и выпущен общим тиражом более миллиона экземпляров — тратить на него время не буду. Читайте всю эту дрянь сами, дорогие адепты массовой моды! А я останусь неэрудированным болваном, зато буду ловить от каждой прочитанной книжки кайф!
(с) 2007 г.
Malody, 28 января 2015 г.
Я с детства люблю муравьёв, но почитав много отзывов кому книга не понравилась, с сомнением взялся её читать. И после ~15% прочитанных, меня уже было не оторвать от неё!
Чудесное описание мира глазами муравья. У них есть собственная система мер, несколько вариантов коммуникации с собратьями, и собственные изобретения! Сюжет идет в двух «мирах», — муравьином и человеческом, о последнем гораздо меньше написано. В конце они пересекаются. По ходу сюжета узнаём реальные факты из жизни муравьёв, и естественно немного фантастики для сюжета. Лёгкое, увлекательное и интересное произведение, местами комичное. Самое то чтобы почитать вечером после работы и отдохнуть :-)
Автор сам наблюдал за муравьями:
В 1983 году получил премию фонда News как лучший молодой репортер за материал о некоем виде муравьев, обитающем на Береге Слоновой Кости. Затем 7 лет работал в журнале «Нувель обсерватер» — писал статьи на научные и околонаучные темы: о космосе, медицине, искусственном интеллекте, социологии
В 1993 году публикация «Энциклопедии знания относительного и абсолютного», написанная на основе странных и интересных сведений, которые Вербер собирал в возрасте от 13 до 19 лет
Это я уже узнал после прочтения книги.
Повторюсь, что читать стоит, потому что: вы узнаете много нового о мире муравьёв, приятно проведёте время, и сюжет нигде не провисает и не даёт скучать :-)
Ну если вы не любитель муравьёв, доктор биологических наук или расцениваете книгу как передачу по Дискавери, — то стоит читать только ради сюжета :-)
Вербера обсуждают на форумах, цитируют, делают по его книгам комиксы, изучают в некоторых школах — по французскому, философии и даже математике
Внезапно о.О
Это первая книга которая прочитана у этого автора, и она мне понравилась! Будем знакомится с его творчеством дальше :-)
GoldSwan, 31 декабря 2015 г.
После «Звездной бабочки» уже опасался читать что-либо Вербера. Поэтому выбрал наиболее популярный его роман «Муравьи» и не жалею. Книга очень примечательная, несмотря на своеобразно суховатый стиль повествования (напоминает азбуку Морзе — подобный стиль не в моем вкусе) возможно, таким образом автор отражает «муравьиную атмосферу», стиль общения муравьев. Вербер-энцеклопедист как всегда на уровне (вспоминается «Последний секрет»). Очень познавательно (так и хочется для подтверждения открыть Фабра), местами поучительно хоть и дидактически-простовато, поэтому не стоит рассматривать роман в качестве более крупной заявки, затрагивающей философию жизни и смерти. Так же простовато, как решение головоломки со спичками (или это мне так только кажется). Надеюсь, что остальные книги трилогии меня не разочаруют.
ПоследнийБастион, 20 августа 2009 г.
Действительно, про муравьёв читать интереснее, чем про людей и это не удивительно. В противном случае книга называлась бы иначе. Муравьёв Вербер использовал примерно так, как Свифт лилипутов. Только Свифт высмеивал человечество, а Вербер посмеивается, для этого и придал мурашкам много человеческого в мыслях, поступках, взаимоотношениях: «Принцы решительно говорят ей о том, что так своего самца-оплодотворителя не выбирают. Нужно быть терпеливой, довериться случаю. Гордость надо иметь...» — а как же, порядочная девушка из высшего общества посмела пойти против его моральных устоев! :wink: «Муравей... с виду совсем старик... Он выделяет дребезжащие запахи с очень слабым содержанием спирта.» — так и вижу старика-пьянчужку, который ищет, с кем бы покалякать о былых подвигах. :smile: Сюжетная линия людей была более менее интересной почти до самого конца, но в финале страшная тайна бездонного подвала пшикнула. Не люблю рассусоливать, поэтому не хочу разбирать глупость затеи Джонатана. Общее впечатление — роман иронично-сатирический. Посмотрев на хитро улыбающегося с обложки Бернарда Вербера , лишний раз в этом убеждаюсь. :smile:
Oleg_Rubik, 20 апреля 2010 г.
Если читать сразу после его Звездной бабочки, впечатление более добротно сделанной вещи. Читается достаточно легко, увлекательно-развлекательно. Ни о какой научности, конечно, и речи нет. Чистой воды фэнтези. Чувствуется журналистское прошлое автора. Эдакая воинствующая некомпетентность во всем. Уверенность, что бумага все стерпит. Вспоминается старая наша «В краю дремучих трав». При совершенно слабой художественной части читать ее все-таки приятней. Чувствуется что тебе не врут. И если что-то написано о насекомом, то так оно и есть. А у Вербера читая с интересом какой-то эпизод, постоянно помнишь, что все это не так на самом деле, что тебя обманывает автор. И ладно бы фантазия касалась чего-то неизвестного, неизученного и непроверяемого сейчас. Но ведь «домысливает» и «дофантазирует» то, что тут рядом, и неплохо изучено. Раздражает такое неопределившееся положение — и не научная фантастика, и не фэнтези. И слова в аннотации про огромный читательский интерес как-то не убеждают... Попробую, наверное, что-то еще у этого автора (не про муравьев, конечно) и, если будет не лучше, отложу его навсегда. Вокруг хватает что почитать и поинтереснее, и почестнее...
Дядюшка Шу, 29 июня 2008 г.
Про муравьёв читать было интересно, к муравьиной части книги нет претензий никаких.
А про людей — не интересно.
ГГ защищает вход в своё тайное убежище геометрической загадкой. Но загадка-то хрестоматийная, её и решать не надо! Эта загадка (про спички и треугольники) известна и распространена, это классический пример на объёмное, трёхмерное геометрическое мышление. Остальные герои должны были не задумываясь набрать ответ. Но нет! Простейшая загадка повергает героев в ступор. А автор половину книги интригует и интригует, раз за разом повторяя условия детской задачи. И в этом интриганстве — что-то детское, как будто книгу писал ученик, пользуясь методичкой «Как написать бестселлер». Это раздражало.
Далее. Для чего-то ГГ создал такие ловушки, которые принципиально не позволяют вернуться назад. Зачем? Зачем забираться в норку, из которой нет выхода? Почему надо полагаться на партнёра (муравьёв), о котором ничего не знаешь? Нет ответа. Нет мотивации героев. А нет мотивации — следовательно, абсурд.
Если делаешь дверь, которая открывается только в одну сторону, ориентируй её так, чтобы выйти самому. Если хочешь залезть в место, где тебя никто не найдёт — замуруй вход, делов-то! Что за странная идея — оставить-таки проход, через который полезут заинтригованные мудрецы, умеющие решить детскую загадку, и не оставить при этом никакой возможности для обратной связи! А набилось бы их туда двадцать, пятьдесят человек? Система эта напоминает мне ловушку для насекомых, для тех же муравьёв.
Вах, как можно быть настолько непредусмотрительными! Муравьи — и те умнее...
FD, 1 декабря 2010 г.
Чудесная книга, давно таких не читала. Может быть, в муравьиной истории и есть некоторые враки, но благодаря языку автора начинаешь верить.
Правда, история людей несколько хуже — первое время и скучно, и просто, даже дяденька-гений Эдмон Уэллс не впечатляет, но когда действие происходит уже в подвале, становится интересно.
Мне нравится.
asb, 24 февраля 2010 г.
Основную мысль романа я понял так: люди плохие, а муравьи хорошие. потому что не такие как люди.
Если гооврить о фантастике, то книга достаточно слабая. Все «технологические» (относящиеся к человеку) придумки автора примитивны (почему-то вспомнился Жуль Верн и его фантастика позапрошлого века). Бесконечное пропадание людей в подвале — вообще абсурд при современном уровне развития техники.
Про муравьев. Автор просто перенес человеческие отношения и мысли на сообщество насекомых. Особенно ярко получились...эротические переживания «маленьких героев» :gigi: