Дэвид Г. Лоуренс «Любовник леди Чаттерли»
- Жанры/поджанры: Реализм | Любовный роман
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Эротическое | С ярко выраженной любовной линией
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Муж главной героини частично парализован из-за ранения, полученного в ходе Первой мировой войны. Молодая аристократка, очень чувственная, полная жизни и сил, заводит роман с егерем, который работает в их имении.
Последний и наиболее известный роман Дэвида Лоуренса «Любовник леди Чаттерли» был опубликован в 1928 году и запрещен в Америке и Великобритании как порнографический. После судебного разбирательства 1960 года произошла некая «реабилитация» романа.
Награды и премии:
лауреат |
100 книг века по версии Le Monde / Les cent livres du siècle, 1999 |
- /языки:
- русский (23)
- /тип:
- книги (21), аудиокниги (2)
- /перевод:
- И. Багров (14), Т. Лещенко-Сухомлина (4), М. Литвинова (14), В. Чухно (2)
Аудиокниги:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Povlastnich, 21 июля 2019 г.
Правка: добавил пару более гладких моментов, чтобы не делать из объективного отзыва свой личный наезд.
Сразу скажу — до конца ниАсилил. Посему буду краток.
Эта книга внесла в мою жизнь один бАльшой позитив, за который я ставлю ей на один балл выше, чем она заслуживает с точки зрения сюжета (для него достаточно 1 фразы), стиля (скучно до одури) и персонажей (у Агаты Кристи на порядки больше психологизма, чем в этом «шедевре»). А именно, я перестал стыдиться за то, что иногда смотрю порнушку. Потому что её авторы, всякие Playboy, Hustler и иже с ними, ч е с т н о заявляют, что хотят срубить бабла и ч е с т н о ставят на свою продукцию знак 18+. По степени пошлости же эта книга превосходит их во много, много раз. Дело даже не в откровенности сексуальных сцен, с этим у меня никаких проблем, а с позицией главных протагонистов.
Сюжет в обещанной одной фразе:
Муж, хоть и чопорный холодный бритиш-джентльмен, но достойный человек — он не протестует против романа жены, если он останется в каких-то рамках, и предлагает усыновить возможных детей. Вот э т о — геройство! Он наполняет свою жизнь теми радостями, которые ему на данный момент доступны: шахматы, прогулки, свежий воздух, книги, и, вообще, не опускает руки. Красавица Конс же...ну, в общем, да. Смотрите спойлер.
«ЛЛЧ» напомнил мне фильм «Маленькая Вера», создатели которого утверждают (личный опыт), что они-де показали своим занюханным и ханжеским родителям, что секс в СССР таки есть, детей не приносит аист, и что они чуть ли не развалили его самолично (моя интерпретация их слов несколько вольная, признаю, но впечатления свои помню хорошо). Такая же истерическая энергетика, каменные рожи, персонажи, неспособные на любое креативное решение своих жизненных проблем. У истории нет никакой развязки, у героев — будущего. Пример: разве убежать в лес е*****я — лучшее, самое достойное, на что способна женщина в такой ситуации? Это хороший пример для подражания? Вряд ли. Да и жизненной драмы я не вижу — ведь муж, насколько я помню, не препятствует их любовной связи, а она оставляет его — хорошего, достойного человека.
Кстати, насчёт того, что в своё время эта книга была прорывом. Прорывом — куда? К унылой порнографии? Да в Декамероне, Тысяче и одной ночи, поэмах Чосера десятки сцен куда откровеннее проникновения угрюмого лесничего в восторженную леди. Маркиз де Сад творил за век до Лоуренса. И их не читали образованные люди своего времени? Не смешите мои тапочки! По аналогии с Маленькой Верой: разве в русской классике нет эротики? У того же Пушкина? Да, она выражена через метафоры и символы, не так открыто, но, может быть, в этом что-то есть, и прямое изображение...хм, акта ещё не делает автора классиком и пророком? А больше ничего в этой книге будоражащего не происходит.
Стиль — красиво. Описания природы, то сё, лирика. Атмосфера надвигающейся бури подана хорошо, по крайней мере в той части, что я таки дочитал. Тем не менее, интрига скучная даже так. Что само по себе занимательно.
Возможно, можно углядеть какую-то символику в преодолении классовых различий героями — на те, аристократка и егерь. Но, простите, даже если так, их поведение — предательство хозяина и работодателя, мужа — не есть гуд с позиции любой вменяемой морали. Честь и достоинство половым путём не передаются, а ведь именно они делают человеков Личностями. К сожалению, повторюсь, здесь такой только один — муж Конс. И он теряет всё.
Фтопку!
З. Ы. Тем, кто составляет всяческие антологии классики, преподавателям литературы и прочим носителям знания: возможно, я не прав. Возможно, в этом что-то есть. Возможно, эта книга вас впечатлила — в ней есть иногда замечательные лирические ноты. Возможно, она Вам понравилась. Возможно, вы даже поставите мне минус, и не один. Только не убеждайте, пожалуйста, меня, и не только меня, следующие поколения, что Э Т О — красиво и достойно зваться великим. Говорите за себя.
ajuri, 19 июля 2022 г.
«Знаете, я как-то не могу поверить в то, что Англию спасет секс»
Мне, человеку живущему почти на 100 лет позже автора, эта книга не кажется открытием, откровением, шагом вперед. Но я могу представить, почему ее запрещали.
В эссе, который автор поместил в конце романа (и из-за этого эссе моя оценка 7, а не 6), основной целью книги он заявляет честный рассказ о сексе. В том же эссе он рассказывает историю о женщине, которая выдавала себя за мужчину (полковника Баркера), женилась и прожила в браке 5 лет и её жена все 5 лет была уверена, что муж у неё, как у всех. «Чудовищная ситуация. Однако найдутся тысячи женщин, которых можно будет точно так же обмануть, и обман будет длиться годами», — негодует автор.
И мне кажется, эта история объясняет, почему роман такой, какой он есть. Вот это желание рассказать о своем взгляде на семью, семейную и сексуальную жизнь проходит через весь роман и это — главная линия, а не сюжет. Почему-то мне все время казалось, что герои романа — учебное пособие, марионетки, нужные автору для демонстрации.
Я не уверена, что это — хороший роман, даже на хороший любовный роман, на мой взгляд, это не тянет. Но зато получился хороший памятник эпохе, хорошая попытка автора изменить мир в той точке, в которой он не согласен со сложившимися устоями.
А так как книга не лишена некоторой иронии, читать её не так уж и скучно:
«А он читал ей вслух весь вечер! Как она жестокосердна! Просто большевичка какая-то! Прирожденная большевичка! С холодной злобой смотрел он на дверь, за которой скрылась жена. Он злобился.»
k2007, 17 мая 2022 г.
Роман написан разочаровавшимся человеком, такое мое мнение. Он не нашел своего места в жизни, ему не нравятся окружающие его люди, поэтому в романе жизнь не удалась у всех — у хозяина, хозяйки, сестры хозяина, сестры хозяйки, лесника, шахтеров. Все что-то изображают и внутренне несчастны, но при этом хотят изменить свою жизнь, вот только не знают как. Поэтому книга оставила по прочтении равнодушным, я не люблю читать описания несчастных жизней (при том, что герои книги материально живут лучше, чем 90% населения страны). Не получается героям сочувствовать. Гимн всепобеждающей любви без понимания, как жить дальше? Нет, это не мое
strannik102, 25 марта 2018 г.
Несколько поз из личной жизни английской знатной дамы. Или?..
С одной стороны глядючи, создаётся полное ощущение, что это чисто эротическая литература и запреты на публикацию романа исходили именно из-за этого самого эротизма и сексуальности, натурализма и вульгарности. И с этим трудно спорить — несколько вполне откровенных сцен с описаниями механики физической любви и сопутствующими физиологизмами безусловно призывают Эрот и в текст романа и в фантазии и ощущения читателя.
С другой стороны, это вполне мелодраматичная история любви между двумя людьми. История треугольная, ибо, как водится, непременно есть третий, в данном случае это обманываемый муж, т.е. классика любовного романа налицо. Да и все свидания влюблённой пары происходят тайно, буквально «под пологом леса», отчего и сами эти свидания и их описания приобретают необходимую остроту и романтичность, страстность и пикантность.
Однако всё не так просто, потому что обманываемый супруг в полном смысле мужчиной в общем-то не является — война, ранение и инвалидное кресло с потерей функций органов, расположенных ниже пояса. И тут возникает нравственная коллизия: совсем молодая ещё женщина совершенно естественным образом хочет просто жить, жить наполненно и удовлетворённо. Что и как делать в этих ситуациях — советчиков, как обычно бывает, может набраться множество, но решать всё равно приходится тем, кто в этой недайбогникому ситуации оказался. Сознательно, специально и умышленно Констанция не ищет физического случайного удовлетворения на стороне, однако волей обстоятельств любовная связь всё-таки возникает — согласитесь, и при живом и дееспособном муже дело, в общем-то, довольно обычное. Однако, видимо всё-таки не хватает для полноты ощущения наполненности жизни нашей леди Чаттерли (Чаттерлей) чувства любви — всё-таки «секс» не равно «любовь». Остаётся незаполненной вот эта самая ниша, в которой обычно живёт в человеке это одно из самый таинственных и могучих чувств — Любовь. А вакуум, как ему и положено, стремится быть заполненным. Отсюда встреча — обыденная и рядовая, и отсюда же внезапно настигшее Констанцию это чувство — любовь.
Что делать читателю в этой ситуации? Осуждать Констанцию Чаттерли? Радоваться за взаимность чувств влюблённых? Сочувствовать Клиффорду Чаттерли? Придумывать варианты расхода треугольной ситуации к всеобщему благоденствию и удовлетворению?..
Но есть ещё и другие смысловые наполнения этого романа. Ну вот, например, возлюбленный леди Чаттерли по своему происхождению принадлежит не к знати. А наоборот, служит сэру Чаттерли, является его наёмным работником. И тут уже возникает проблема кастовых противостояний и сословных различий. «Табу! Фу! Нельзя! Констанция, опомнись! Кто ты и кто он! Никогда!», — несть числа подобным восклицаниям и высказываниям сэра Клиффорда (т.е. оскорбил не сам факт «левой» связи жены с кем-то там — такую возможность супруги Чаттерли допускали сознательно, — но связь с лицом, стоящим на сословной лесенке ниже себя). И хвала автору, который не побоялся поднять саму эту проблему — взаимоотношения между разными сословиями английского общества — на необходимую высоту и придать ей всю возможную для 20-х годов XX века остроту.
Но там ещё есть и другая составляющая — рассуждения автора и некоторых его героев о социальной справедливости и о межклассовых противоречиях (напомним, что на дворе середина двадцатого столетия и пролетарская революция в России уже вовсю развевает красными серпасто-молоткастыми флагами). Тема эта не так уж сильно выпячена, однако, вполне может быть, именно она стала (вместе с темой о взаимоотношениях между сословиями) тем самым камнем преткновения в судьбе романа. А эротика — ну что, эротика, эротика была только поводом...
Все эти мои рассуждения вполне могут оказаться надуманными и пришедшими в голову только мне, однако же вот подумалось так в процессе чтения.
O.K., 19 октября 2018 г.
Что мы имеем по сюжету: молодую женщину, вышедшую замуж относительно по любви, и её мужа, сразу же после свадьбы сделавшегося инвалидом ниже пояса. Таким образом, женщина лишена супружеских радостей, материнства, и даже элементарной свободы передвижения на двадцать метров в сторону от затворника-мужа. Имея долю способностей, можно эту ситуацию превратить в изрядную драму. Но кроме способностей нужно ещё и желание. Коего автор явно не имел. Не ради душевных страданий и философских поисков создана им была данная ситуация. А ради, для и во имя единственной вещи. Секса.
Множество эпизодов с невиданной для своего времени откровенностью в физиологических подробностях, множество разговоров, якобы философских, но все только об одном – о сексе.
Читать откровенно неприятно. Не потому что написано плохо, а именно из-за баланса: чувствуется, что здесь не секс – приложение к истории, а история – приложение к сексу.
Другие были времена, не то, что нынешние. В литературе веками царило пуританство. Не хватало откровенности. Свобода нравов начала ХХ века сделал возможной эту мини-сексуальную революцию в литературе – и автор за эту возможность ухватился. Для своего времени смело. Для современников, привыкшим к «кастрированным» книгам – это был глоток свежего воздуха. Будь я современником, я сама, пожалуй, была бы в восхищении. Но сейчас, когда порнографии во всех сферах жизни хватает, а в классической литературе ищешь убежища от неё – такое «новаторство» автора воспринимается как оскорбление в лучших чувствах.
Gebri, 16 сентября 2018 г.
Как бы это написать по спокойнее.? Хорошо что это «не дворецкий», чем часто грешили в свое время английские детективщики. Но егерь/лесник (переводы то разные) и леди? Дамы и господа, это даже на смешно. Для очень классового английского общества это совсем не правдоподобно, просто фантастика какая то. Они даже скорее всего и понимали друг друга не всегда, аристократия и образованные люди в Англии разговаривают не так как народ. Да и разговаривали ли эти двое вообще? С моей точки зрения очень не достоверно, такие отношения просто не могли возникнуть. Для 20 — ых годов прошлого века это возможно и эпатаж, а по нынешним временам просто наивный и не очень достоверный сюжет, даже не «лав стори», с эротическими фантазиями автора.Потому что никакой любви у героев нет и никогда не было.
Selin1787, 28 мая 2015 г.
Это очень интересная книга в плане психологии. Впервые я удивилась такому понимаю душевного состояния женщины мужчиной! Не каждая представительница прекрасного пола смогла бы так описать свои чувства. Это было первым и, пожалуй, единственным, что действительно привлекло меня в этом романе.
Свои впечатления я могу разделить на два с половиной периода.
Первый период = первая половина книги
И вихрем ощущений главной героини унесло меня в Рагби! Оторваться просто невозможно и приходится делать усилия, чтобы отложить книгу. И разум трепещет от предвкушения любовной истории, которая должна вот-вот начаться.
Второй период = вторая половина книги
Начинаю замечать, что книга заставляет скучать. Не смотря на многочисленные половые акты, описанные в романе, мне хотелось увидеть развитие отношений, развитие истории. Но герои почти до самого конца топчутся на одном и том же месте. И ловлю себя на мысли «и когда же это кончится?»
Но чтобы перейти к оставшейся половинке я должна описать общие мысли, которые вызывает роман. Это хорошая книга, но понравится она не каждому. Дочитав до конца, меня так и не покинуло ощущение какой-то пустоты впереди этих героев. Ведь, по сути, кроме взаимного физического влечения их ничто не соединяет. Но страсть рано или поздно проходит, оставляя людей с тем, что их еще может соединять. Конечно, это может быть сила привычки, но не в данном случае.
Женщина, которая всю жизнь жила в довольствии и ни в чем не нуждалась, бросается с головой в совершенно новую и нестабильную жизнь, вызывающую гору сомнений в «предстоящем счастье». Жизнь с человеком, с которым она не может даже найти общий язык, чтобы при этом не было раздражения. (За весь роман я ни разу не почувствовала чтобы герои говорили на одном языке)
Читая последние страницы я все думала: «Ну что же ты делаешь?». Серьезно! Что будет с ними после того, как они насытятся друг другом? Ощущение тайны и стены запретной любви пропадут, накал страстей будет уже не таким горячим. Картина не самая оптимистичная.
Тут мы подходим к последней части моих впечатлений, а именно эсса самого автора на тему брака, секса и семьи. И хоть автору удалось передать состояние женской души в определенных условиях, но его взгляд на семью (не знаю как с другими) с моим точно не совпадает. Я не согласна, что основою основ семейного счастья является фаллос. Но я и не на стороне холодного разума аристократии, в укор которой автор написал роман. Разве между супругами должна быть только любовь без понимания? Или автор придерживался принципа «любить — значит понимать»? Не лучше ли, когда супруги являются и друзьями и любовниками одновременно?
Шербетун, 16 июня 2017 г.
«Любовник леди Чаттерли» — прекрасный и очень откровенный роман об адюльтере и бегстве от одиночества. Главный герой в этом нестандартном произведении – сама жизнь, как красивая так и уродливая, но всегда пробивающаяся ростком даже сквозь толщу тьмы, берущая главенство над зажимающимися в своих раковинках людьми.
Роман пропитан эротизмом, даже постельные сцены в нем раскованы, эмоциональны, но в то же время природны – без прикрас и ужимок, посему кому-то они вполне могут показаться грубыми и пошлыми... Циничность и физиология, чувства и искренность идут в романе рядом и дополняют друг друга...
Shaudra, 1 января 2016 г.
Эта книга необычайно жизненная, за что она мне и понравилась. Возможно, в ней есть место излишне откровенным сценам, которые можно было бы считать неприемлимыми и откровенно порнографическими еще полвека назад. Я же, как читатель современный, которого уже мало чем удивишь и шокируешь, обращала внимание больше на другие вещи, читая роман. Тем более, что эротический смысл совсем не средоточие романа и на первый план сильно не выступает. Роман не «тупо» про измены или коварство жены, как я вначале думала, а куда более осмысленный и глубокий. Он о жизни. А как известно, жизнь штука разнообразная и не всегда приятная, которая помогает получить все, что захочешь. Вообще, у Лоуренса не только это произведение такое. Роман «Сыновья и любовники», например, тоже меня поразил в приятном смысле, настолько интересно было наблюдать за мыслями и чувствами героев, за жизнью семьи.