Гарри Гаррисон «Возмездие королевы Виктории»
- Жанры/поджанры: Детектив
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое | Ироническое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Спецслужбы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Тони Хоукин снова в центре событий. На этот раз агент Хоукин получает задание: передать два миллиона долларов выкупа кубинским террористам, захватившим самолет с арабскими паломниками.
В процессе передачи денег, Хоукин сам становится заложником и свидетелем неоднократного похищения выкупа различными группировками. Изрядно поколесив по Британским островам, убегая и скрываясь от террористов, он находит выкуп и получает заслуженный отдых.
Роман посвящён «крёстному отцу Тони — Ларри Эшмиду», знаменитому американскому редактору, в 1974 году — сотруднику издательства «Doubleday».
Входит в:
— цикл «Тони Хоукин»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Нескорений, 14 сентября 2015 г.
Продолжение приключений коренного американца Тони Хоукина на службе ФБР уже в своем названии содержит отсылку к первому роману, «Месть Монтесумы», что как бы намекает на римейк предыдущей части, только на британской почве. Несмотря на сходство с предшественником, «Возмездие королевы Виктории» — это самостоятельный роман, в котором автор частично учел и исправил недочеты первой части, и в целом эта книга понравилась мне больше мексиканских похождений Тони.
Это только у нас «незаменимых нет людей», за океаном, судя по всему, придерживаются противоположной точки зрения, поэтому наш герой, уже изрядно послуживший своему Отечеству, снова призывается в ряды бойцов невидимого фронта. На этот раз ему поручили передать выкуп террористам, захватившим авиалайнер с мусульманскими паломниками. Естественно, всё идет не так, как планирует начальство Тони, и в итоге Хоукин вместе с террористами прибывает в Англию, кейс с выкупом оказывается похищен неизвестными, и теперь за большими деньгами начинается настоящая охота, как вы понимаете, вернуть утраченное на родину для нашего героя — дело чести.
Если первая часть дилогии представляла собой тотальный стеб над представителями спецслужб, то на этот раз под удар авторской иронии попали пламенные р-р-революционеры. Сложно было найти более неудачные кандидатуры на роль угонщиков самолета, чем кубинские контрреволюционеры и шотландские националисты. Учитывая количество покушений на Фиделя, и то как американцы желают свергнуть его режим, любому реальном противнику Кастро достаточно было бы просто обратиться в ближайший офис ЦРУ с примерным «бизнес-планом» и там бы ему без проблем выделили не только миллион баксов, а сразу десять, да к тому же еще и бочку варенья с ящиком печенья выставили бы в качестве бонуса.
Про шотландских националистов я слышал, но вот наличие у них боевого террористического крыла — это для меня новость, в жизни они вроде как мирными способами добиваются референдума о выходе из состава Британии. В контексте сюжета так и напрашиваются не шотландцы, а ирландцы — вот у них действительно мощные террористы, которые постоянно что-то взрывают и похищают. Тем более, что автор гордится своими ирландским корнями и лишний раз затронуть тему угнетения бедных пэдди злобными англичанами — это его хоть хлебом не корми. Правда, здесь членам ИРА пришлось бы играть не совсем благовидную роль, поэтому, видимо, автор и решил вместо них вести речь о шотландцах. Вершина комического абсурда — это появление в финале одинокого валлийского националиста на велосипеде, который, выкрикивая политические лозунги и пользуясь удачным стечением обстоятельств, стремится завладеть главным призом.
В этом приключении Тони в основном действует как агент-одиночка, не маленький уже, пора и показать всё на что способен. Спецслужбы в романе вообще почти не фигурируют, а помощь к Тони приходит только эпизодически от израильской агентессы Эстер из бригады Яши Гольдштейна, да в единичном случае от случайного попутчика в поезде — ямайского негра. Большую часть времени Хоукин вынужден бороться с терроризмом в одиночку, а это оказывается далеко не простым занятием.
По сложившейся традиции наш герой скрывается от полиции, подозревая, что его могут арестовать за сбыт краденых денег. Оппоненты здесь почти всегда на шаг опережают Тони, водить их за нос как в первой части не получится — апач на службе ФБР вынужден спасаться бегством, попадать в расставленные капканы и чудом из них вырываться. Деньги на повседневные расходы с неба не падают, начальство не поможет, поэтому добывать необходимую «зелень» приходится с тел поверженных врагов, хотя будучи отвратительным стрелком и вообще противником насилия, Тони самолично никого не калечит и не убивает.
В этом романе автор отказался от сомнительных экскурсов в искусствоведение и военную историю, что пошло произведению только на пользу. Однако, из всех преимуществ главного героя, которые были крайне полезны в первой части, здесь ему помогает только знание испанского, умение отличать Ван Гога от Гогена здесь совершенно ни к чему, а колоритная внешность индейца, помогавшая слиться с толпой в Мексике, на территории Британии заведомо демаскирует нашего спецагента.
В качестве туристического гида британский вариант на порядок сильнее и разнообразнее мексиканского. Здесь и описания природы, и тихие приморские деревеньки и провинциальные городишки время в которых словно застыло. Вместо пригородных автобусов Тони активно пользуется услугами британской железной дороги, сеть которой плотно покрывает всю территорию Альбиона. Кроме поездов автор познакомит нас с работой внутренних авиалиний, после которых предложение пользоваться услугами «Аэрофлота» можно воспринимать с благодарностью. Масса небольших деталей, которые в принципе известны читателю, но должны быть упомянуты в обязательном порядке — особенности дорожного движения, номера экстренных служб, знаменитые двухэтажные автобусы и порядок выдачи госномеров автолюбителям.
Тони продолжает активно знакомиться с особенностями кухни страны пребывания — при каждом удобном случае он не упускает возможности плотно отобедать. Не успев спуститься с борта угнанного авиалайнера, Тони первым же делом ищет ближайший паб, чтобы получить первое впечатление от новых для себя блюд. Алкоголь он употребляет не менее часто, чем в первой части, хотя сделав выводы из своего поведения, избегает упиваться до поросячьего визга.
В целом роман мне понравился, хотя ряд определенных недочетов не позволяет выставить ему высокую оценку. Темп развития событий чуточку ниже, чем в первой части, хотя и продолжает оставаться крайне высоким. В финале главный герой демонстрирует логику, достойную Шерлока Холмса, не понятно откуда было взяться такому таланту у стопроцентного гуманитария. Обилие гастрономических подробностей в описании мест действия скорее раздражает, нежели вызывает интерес. Ну и в качестве стопроцентной пародии на «бондиану» роман явно не тянет, скорее это обычный шпионский детектив, местами разбавленный юмористическими вставками. Рекомендую читать этот роман для того чтобы немного отдохнуть от космических пришельцев, бластеров и звездолетов — иногда можно и спуститься с небес на землю, пускай и ненадолго.
OnegiN 4ever, 7 мая 2015 г.
И еще одно произведение Гаррисона, в котором нет ни грамма фантастики! Зато очень похожее на стиль Д.Х. Чейза детективное повествование. Весьма неплохое и увлекательное. Но не фантастическое. Поэтому не могу поставить высокую оценку. P.S. И почему героям (особенно главному герою) постоянно хочется жрать? Они едят практически на каждой странице, а на следующей опять мечтают о еде — и снова едят!!!
Aleks_MacLeod, 16 апреля 2010 г.
В принципе, вторая часть приключений Тони Хоукинга мало чем отличается от первой. Меняем место действия с Мексики на Шотландию, а скрывающихся нацистских преступников и итальянских секретных агентов на кубинских контрреволюционеров, шотландских националистов и вездесущих израильских спецэффектов. Головокружительные приключения, лихо завернутый авантюрный сюжет, прекрасные персонажи, замечательные описания английской и шотландской кухни и наяву ощущаемый аромат сэндвичей и пива Гиннес. Отличный абсолютно не фантастический детектив от одного из мастеров научной фантастики.