Стиг Ларссон «Девушка с татуировкой дракона»
- Жанры/поджанры: Детектив (Классический детектив )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Северная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Сорок лет загадка исчезновения юной родственницы не даёт покоя стареющему промышленному магнату, и вот он предпринимает последнюю в своей жизни попытку — поручает розыск журналисту Микаэлю Блумквисту. Тот берётся за безнадежное дело больше для того, чтобы отвлечься от собственных неприятностей, но вскоре понимает: проблема даже сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Как связано давнее происшествие на острове с несколькими убийствами женщин, случившимися в разные годы в разных уголках Швеции? При чём здесь цитаты из Третьей Книги Моисея? И кто, в конце концов, покушался на жизнь самого Микаэля, когда он подошёл к разгадке слишком близко? И уж тем более он не мог предположить, что расследование приведёт его в сущий ад среди идиллически мирного городка.
Входит в:
— цикл «Миллениум»
Награды и премии:
|
лауреат |
Стеклянный ключ / Glasnyckeln, 2006 // (Швеция) | |
|
лауреат |
Премия "Криминальный триллер" / Specsavers Crime Thriller Awards, 2008 // Международный автор года | |
|
лауреат |
Британская национальная книжная премия / British Book Awards (Nibbies), 2009 // Детектив или триллер года | |
|
лауреат |
Премия Барри / Barry Award, 2009 // Лучший криминальный роман, опубликованный в Великобритании. (Швеция) | |
|
лауреат |
Премия Макавити / Macavity Awards, 2009 // Лучший дебютный детективный роман (Швеция) | |
|
лауреат |
Премия Барри / Barry Award, 2010 // Лучший детективный или криминальный роман десятилетия. (Швеция) |
Номинации на премии:
|
номинант |
Премии Ассоциации писателей-криминалистов Великобритании «Кинжалы» / CWA Dagger Awards, 2008 // Международный кинжал. Швеция (перевод Reg Keeland) | |
|
номинант |
Премия критиков «Стрэнд» / Strand Critics Award, 2008 // Дебютный роман (перевод со шведского Reg Keeland) | |
|
номинант |
Премия «Переводной роман» (Translation Mystery Award) / 翻訳ミステリー大賞(ほんやくミステリーたいしょう), 2009 // Главный приз (перевод ヘレンハルメ 美穂, 岩澤雅利) |
Экранизации:
— «Девушка с татуировкой дракона» / «Män som hatar kvinnor», Германия, Дания, Швеция, Норвегия, 2009 // реж. Нильс Арден Оплев
— «Девушка с татуировкой дракона» / «The Girl with the Dragon Tattoo», США, Германия, Швеция, Великобритания, 2011 // реж. Дэвид Финчер
Похожие произведения:
- /период:
- 2000-е (6), 2010-е (15), 2020-е (4)
- /языки:
- русский (16), английский (3), шведский (5), украинский (1)
- /перевод:
- Р. Килэнд (3), В. М. Верховня (1), К. Мурадян (8), А. Савицкая (6)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (25 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
PinkieDeadpool, 25 ноября 2025 г.
Микаэль Блумквист оказался в пренеприятнейшей ситуации, когда попытался вывести на чистую воду нечистого на душу миллиардера Ханса Эрика Веннерстрёма. За его старательность и честность главного героя осудили, оштрафовали, обязали сесть на три месяца в тюрьму и заклеймили в приговоре клеветником. Из-за всего этого он потерял доверие своих коллег-журналистов и ему пришлось сложить с себя полномочия директора в его собственном журнале “Миллениум”. Но у всего плохого есть и обратная сторона: шумиха в СМИ привела в движение другого героя истории, молодого сыщика и хакера Лисбет Саландер, которую наняли для того, чтобы выведать информацию о Микаэле Блумквисте. В итоге всё, что так легко и умело смогла собрать Лисбет, оказывается в руках известного восьмидесятидвухлетнего предпринимателя по имени Хенрик Вангер. Хенрик, узнав из отчёта Лисбет о честности и непредвзятости Микаэля (а также решив воспользоваться моментом, когда тот на время остался без работы и цели в жизни), решается нанять его в качестве детектива, чтобы тот попробовал справиться с невероятным по своей сложности заданием: узнать правду о том, что же на самом деле произошло сорок лет назад с племянницей Хенрика, Хариет Вангер, которая бесследно исчезла с небольшого острова Хедебю. На этом острове в тот злополучный день находилось почти всё семейство Вангеров, и каждый из них мог быть преступником причастным к исчезновению девушки. Микаэль оказывается последней надеждой старика, который, чувствуя неумолимое приближение своей смерти, боится, что после него уже больше никто не будет пытаться выйти на след правды.
Перед Микаэлем Блумквистом предстала настолько невыполнимая задача, что её можно сопоставить по сложности разве что с подвигами героев из древних мифов. Сюжет романа — это несоизмеримый по своим размерам лабиринт. И в центре этого лабиринта, огороженного со всех сторон изгородью из многовековой семейной драмы и мириадами цепких веток из хитросплетений и интриг, скрывается правда, которая, как какой-нибудь бог, лишённый внимания со стороны своих почитателей, того гляди сгинет в небытие. Шелестит не трава изгороди, а события прошлого, смешавшиеся с ужасами настоящего. И запах крови наводит на мысли о том, что где-то в лабиринте скрывается минотавр-убийца, охотящийся за излишне любопытными героями, которые решили бросить вызов загадке. Только умные и смелые найдут путь в центр… но смогут ли они вернуться назад живыми и невредимыми?
И как любой хороший древний миф, так и роман “Девушка с татуировкой дракона” является в меру умной и чрезвычайно увлекательной историей. Происходящие на страницах книги события раскрывают интересные факты о мире романа и даже время от времени дают моральные уроки для читателей (очевидные, но всё же полезные уроки). Да и монстров среди персонажей в романе тоже предостаточно, особенно это понравится тем, кто хочет немного пощекотать себе нервы. И некоторые такие монстры оказываются даже страшнее мифических тварей. И чем реальнее и опаснее монстр, тем страшнее за героев и их судьбу. К слову, о героях…
Все персонажи такие пёстрые и завораживающие. Про Микаэля я написал уже достаточно, но замечу, что он, пусть и честный журналист, охотящийся за правдой, но не лишён эмоций и сильно зависим от женского внимания. Плейбой он, конечно, ещё тот и, на мой взгляд, автор немного переборщил с его любовной жизнью, но это определённо добавляет пикантности истории. А ещё Микаэль слишком доверчив и мягок. Но все эти недостатки в совокупности с его достоинствами, так или иначе, создают полностью трёхмерный образ человека, которого легко можно увидеть и за пределами художественной литературы. Второстепенные персонажи тоже не лишены трёхмерности. Их много, но в жизни каждого без исключения погружаешься с головой; разбираешь по кусочкам их прошлое и пытаешься найти связь между ними и исчезновением Хариет. Всё плавно переходит из драмы в детектив и обратно. Это большая история, и ей нужна свобода для того, чтобы показать себя во всей красе со всеми деталями.
Не стоит забывать и про Лисбет Саландер, которая постоянно маячит на периферии сюжета в первой половине книги. Из-за этого её роль может показаться незначительной, но она отнюдь не второстепенный персонаж, как может показаться на первый взгляд. Нет, она такой же главный герой, как и Микаэль, и, возможно даже ещё более живой и интересный. Характер у неё сложный и она постоянно притягивает к себе проблемы, но никогда не сдаётся и умело находит решения для каждой сложной ситуации. Лисбет не боится быть честной с другими, даже если и причиняет им тем самым боль. Она умна, но антисоциальна, и ей сложно открыться другим людям. В ней и её истории легко затеряться, да и кажется, что ей и её секретам с лихвой хватит на несколько книг даже без участия Микаэля (сомневаюсь, что автор обойдётся без него, но в сиквелах ей, как мне кажется, будет посвящено намного больше времени). Важно ещё приметить, как её проблемы в жизни пересекаются с проблемами других персонажей, связывая происходящее в единый тематический узел.
Раз уж об этом зашла речь, то давайте обсудим и темы книги. Они в основном крутятся вокруг двух вещей: “Женоненавистничество со стороны мужчин” (не стоит забывать, что оригинальное название романа — это “Мужчины, которые ненавидят женщин”) и “Сложно быть кем ты хочешь, когда другие за тебя уже решили кем ты должен быть”. Одно, в общем-то, то и дело пересекается с другим на протяжении всего романа. Не менее важным для Стига Ларссона было показать, как свобода одного человека может привести к неволе другого. Например, как исчезновение Хариет, вероятно устроенное неким злым и свободно совершающим всё что ему вздумается индивидуумом, сделало Хенрика зависимым от поиска правды и лишило желания заниматься в жизни чем-то ещё помимо этого. Как видите на примере этих тем в «Девушка с татуировкой дракона» можно найти немало интересно даже за пределами многослойного детектива. Ах да, детектив…
Детективная составляющая просто прекрасна. Тайна завораживает и не отпускает внимание ни на секунду. Детективная история головокружительна и полна неожиданных поворотов. Автор также не боится показывать зубы с помощью жестокости, желая окунуть читателя с головой в свой по-настоящему шокирующий и страшный триллер. И даже когда будет очевидно, кто виноват и почему он сделал, что сделал, то в романе для читателя всё ещё останется множество интересных и — что самое главное для данного жанра – решаемых загадок (автор оставил множество подсказок для внимательных читателей-детективов). Да и за приключениями главных героев наблюдать почти никогда не скучно. В общем, как детектив роман получился изумительный. Определённо, образец для подражания.
Автор, к сожалению, почти не будет радовать читателя на страницах своего романа красочным стилем изложения, так как он явно больше мастер по скрупулёзному, сухому и детальному описанию. Но скажу вам вот что: он отличный рассказчик, который даже небольшую историю про что-то незначительное из прошлого персонажей (вроде вражды Микаэля с экономическим обозревателем Уильямом Боргом или попытки Драгана Арманского пробиться сквозь скорлупу Лисбет Саландер) без особых проблем может превратить во что-то запоминающееся. В стиле Стига Ларссона сочетается удивительно несочетаемое: монотонное перечисление деталей и завораживающие истории из жизни персонажей. Это не для всех, но, определённо, необычно.
Предфинальная остановка перед итогом у нас будет посвящена недостаткам романа. Самым очевидным недостатком для меня будет вся вторая сюжетная линия, посвящённая финансисту Веннерстрёму, которая после невероятной и полной загадок основной сюжетной линии кажется простоватой и излишне предсказуемой. Но всё же приятно видеть, что эту линию не оставили для сиквела, и ещё скажу, что вторая сюжетная линия всё ещё написана хорошо и её можно назвать расслабляющей после безумных поисков Хариет. Стоит поругать и темп повествования. Он очень медленный, что особенно заметно в начале – когда история только-только начинается (получается где-то 100 страниц), и в конце – когда после раскрытия загадки автор решил много времени посвятить другой сюжетной линии (а это ещё около 50 страниц). Стиль у Стига Ларссона необычный, но мне лично хотелось бы увидеть что-то более образное, поскольку от сухого изложения фактов порой сильно устаёшь. Даже у таких хороших произведений найдётся немало проблем, но не все они помешают насладиться историей и другими положительными аспектами книги. Тут уж кому из читателей на что проще будет закрыть глаза.
Итог: как же хорошо найти отличный детектив, который не боится показать читателю сложную, интересную и честную загадку. Распутывать узел загадки, читая роман, никогда не скучно. Да ещё и персонажи хороши, и авторский стиль необычный. О чём, собственно, ещё желать фанату детективов? Конечно, хотелось бы, чтобы темп повествования был пошустрее, особенно в начале книги. И другие сюжетные линии автору стоило бы сделать интереснее и менее шаблонными. Но я всё равно доволен романом “Девушка с татуировкой дракона”. Это детектив, который нужно прочитать каждому фанату жанра и заодно каждому, кто любит просто хорошие истории про семейную драму.
P. S. Аудиокнига мне очень понравилась, но в ней, естественно, отсутствовали приложения из книги с картами и генеалогическим древом семейства Вангеров. Не такая большая потеря, ибо автор в своём тексте много времени посвящает деталям и во всём по итогу легко разобраться и без приложений, но нужно понимать, что с приложениями читателю отыгрывать детектива будет гораздо удобнее.
Making Alive, 5 февраля 2025 г.
Что я могу сказать про книгу, после её прочтения: – сухая, как сценарий; как тот самый конспект, который написал студент, чтобы только очертить путь следования мысли и ничего более, и даже если мир, для героев данной книги, начнёт разваливаться на части, то вы не найдёте успокоение на страницах, а отправитесь в маленький город вместе с ними, где, хотелось бы, чтобы туман накатывал на ржавые доки, и чтобы тени ползли по заколоченным окнам и обветшалым фасадам магазинов, и по пустым улицам прошлось замёрзшее эхо и отдалось в пустоте моей осиротевшей душе. Ведь когда-то меня любили, а её – Лисбет, кажется, – её любили в детстве? Возможно. Только теперь она идёт одна, медленно дрейфуя с сердечной болью, которая и разрушает её мир на множество осколков .. . в одном из которых, один богатый старик как-то сказал: – Если Бога нет, значит, всё дозволено? Если существует только моя совесть, значит, не существует высшей обоснованности для моей воли; значит я могу делать всё что угодно .. .
5/10
Podebrad, 24 июня 2015 г.
Отзыв будет негативным. Это не значит, что книга плохая. Вещь вполне читаемая, неглупая, местами интересная. Просто уровень, на котором она написана, не соответствует уровню её раскрутки.
Основная проблема автора, на мой взгляд, в том, что он не смог превратиться из публициста в писателя. Персонажи в массе своей неубедительны. Микаэль просто никакой. Хотя его рвут на части дамы (неизвестно, из-за чего, но бывает), он успешно проводит расследование, не признавая при этом объективного анализа, и считается успешным журналистом (вот в это можно поверить). Лисбет получилась поярче. То ли злобная феминистка, то ли подросток 28 лет, обиженный на всех взрослых. Хотя обижать её рискнёт только самоубийца.
По форме «Девушка с татуировкой дракона» — детектив. Детектив не получился. Расследование ведёт человек, который не умеет и не хочет этим заниматься. Иногда кажется, что это не очень интересно и автору. Объём книги втрое больше максимально допустимого в этом жанре. Сюжет постоянно зависает. Вдобавок автор часто что-то недоговаривает. Может быть, из-за особенностей шведского законодательства, может, чтобы пожалеть гуманистические взгляды читателей. Хотя на соседней странице может разрушать этот самый гуманизм уже без всякой надобности.
Для автора и, возможно, для шведских читателей важнее социальная составляющая романа. Конечно, проще всего от неё отмахнуться. Нам бы их проблемы. На самом деле проблем у них тоже хватает, только других. На обсуждение большинства из них обществом наложено табу. Ларссон соблюдает это табу и критикует то, что дозволено общественным мнением, и с дозволенных позиций, может быть, только добавляя остроты. Его рассуждения интересны, а факты могут поразить. Но когда сравниваешь факты и цифры, приведённые в разных главах, видишь, что они не стыкуются между собой. Особенно не стыкуются цифры. Это во многом обесценивает и выводы.
karthago, 12 марта 2015 г.
Затянутый, нудный и блеклый детектив, написанный в медлительно-созерцательной полусонной манере. Автор явно, мягко говоря, неравнодушен к сексуальным извращениям — с удовольствием смакует их. В остальном — мутный поток псевдосоциального философствования и рассуждений.
И все это на 750 страницах!.. Выдержать трудно.
ilovecores_62, 24 мая 2013 г.
Не могу сказать, купился я на рекламу, или же давно не читал детективов, но руки до романа дошли. Дошли с опозданием, когда наверно уже все и роман прочли, или хотя бы экранизацию посмотрели, но ведь лучше поздно, чем никогда. “Девушка с татуировкой дракона” – именно тот роман, с которым лучше все-таки ознакомиться.
Стиг Ларссон, основным родом деятельности которого являлась журналистика, подает нам историю о его коллеге по цеху – журналисте и писателе Микаэле Блумквисте, попавшем в крепкий переплет из-за обвинения в клевете в одной из особо горячих статей. Ему нужно где-нибудь переждать травлю, на время уйти со сцены, дабы не подвергать себя и свое детище — журнал “Миллениум” — новым нападкам со стороны обиженного и оклеветанного “честного” предпринимателя. В этот же момент к нему обращается старый, подходящий к краю своей жизни бизнесмен-предприниматель Хенрик Вангер, предлагающий весьма заманчивое предложение оплаченного отпуска. Только с одним условием – Микаэль должен найти разгадку давней тайны семьи Вангеров, загадочного убийства без следов, над которой бились тридцать лет лучшие криминалисты Швеции, но к разгадке ни на шаг не приблизились.
По объему роман великоват. Я бы даже сказал чересчур, если посмотреть на количество ключевых событий и развитие сюжета. А огромный он такой из-за одной вещицы. Это является некой причудой Ларссона – просто-таки чудовищно точная детализация. И это не детализация сюжета, истории, флэшбеки, а детализация каких-то вещей, совершенно посредственно относящихся ко всей истории. Прекраснейший пример – Микаэль входит в свой временный домик. По сути, что там можно сказать, да и не нужно это, но вот автор решил по-другому: не поленился, обрисовал обстановку – ну ясное дело – но вот зачем нам представлять содержимое кухонного ящика? Зачем перечислять кухонную утварь, будто в каждом доме состав принадлежностей меняется? Да, казалось бы, пустяки, такие на предложение-два, но за 600 страниц печатного текста подобных случаев набирается немало и весит оно в общем тексте довольно солидно. Первые 200 страниц являются вообще полным мраком: все настолько долго и болезненно тянется, что не будь у меня интереса, книгу отложил бы в долгий ящик гарантированно. Особенно 100 страниц полнейшего затишья, когда Микаэль только то и делает, что изучает документы, ходит в кафе и устанавливает тесные-телесные связи с женщинами.
К слову, о женщинах и связях. Связям здесь места уделено столько же, сколько и деталям. Не самому процессу, а наличию. Не пройдет и ста страниц, как не уточнят, кого именно, когда и где охомутал Блумквист. А садистов и маньяков, которые добавляют к плотским утехам еще физические и моральные издевки, еще больше.
Не сказал бы, что книга уж совсем чернушная, в наше время найти что и хуже легко, но вот свою категорию “только для взрослых” заслужила точно.
Герои романа, как главные, так и второй степени, являются уж немного надуманными. Прорисовка характеров в наличии, но иногда с этим и перебарщивали, в особенности со второй главной героиней, Лисбет Саландер, той самой девушки с драконом на плече, которая в последствии будет взрывать воздушные замки и тому подобное. Ее излишне асоциальной показали, так еще и самокритичной донельзя. После каждой детской обиды так и хочется цитировать Станиславского, мочи нет. Да вот эта самая девчонка все начало книги, можно сказать, и спасает.
По итогам хочу сказать, что главный минус в книге все-таки тянучая, безвкусная жвачка, подаваемая вместо сюжета на страницах примерно до трехсотой, но уже после становится действительно захватывающе, хоть и чуть предсказуемо. В общем роман является просто прекрасным изделием беллетристики нашего времени – если проводить альтернативу со всякими Майер и Коэльо, то пусть уж лучше люди читают “Миллениум”, лишь бы не вдохновлялись поступками некоторых героев. Минусов я насчитал суммарно наравне с плюсами, но это ведь развлекалово, и здесь большое влияние имеет жгучий интерес, а он присутствовал, даже если не всегда. Хороший детектив, не более и не менее, но со своими маленькими изюминками. Люблю я Швецию, эх, люблю...
Джек Зе Риппер, 16 октября 2011 г.
Между писателем и журналистом есть существенная разница: писатель рисует картины, журналист излагает факты. Так вот, эта книга — затянувшийся журналистский репортаж. Наверное, Ларссон был хорошим журналистом, потому что текст гладкий, и читается довольно легко — но это до тех пор, пока обилие подробностей не начинает утомлять. Нет, я люблю детали, которые оживляют книгу и создают атмосферу, но тут совсем другое. Это не изящные мазки, которыми грамотные авторы пользуются, чтобы придать роману глубину. Это скучное и сухое перечисление фактов. Может, Ларссон полагал, что скрупулёзность поднимает произведение на более высокий уровень? Иначе я не могу найти оправдания всем этим занудным отступлениям, которые ничего не добавляют к роману, кроме дополнительных страниц.
Если бы это был просто детектив, можно было бы сказать, что я слишком придираюсь. Но нельзя же ограничиться коротким «на один раз покатит» — перед нами ведь целое (как считается) литературное событие! И это особенно печально, потому что как раз литературности в романе ни на грош. Литературность не заменишь ни скрупулёзностью, ни социальным подтекстом. Вдвойне печально, что настоящие события — например, Донна Тартт — проходят мимо основной массы наших читателей. Неужели схематичное и надуманное повествование в «Девушке» более интересно массовому читателю, чем живая и глубокая «Тайная история» (даже со всеми её недостатками)? Отказываюсь верить и виню во всём СМИ.
ismagil, 2 июня 2011 г.
Стокгольмский журналист средних лет, идеалист и интеллигентный бабник, признанный виновным в клевете на олигарха, от бессильной злобы и отчаяния соглашается на странное предложение другого олигарха, старенького и, в общем-то, списанного. Дедушка почему-то решил, что только такой вот честный красавчик способен найти дедушкину племянницу, невесть как сгинувшую сорок лет назад. Бессмысленное копание в древних бумагах постепенно оборачивается новыми подробностями, библейскими шифрами, серийными убийствами и стрельбой на поражение. И никто бы из этой катавасии живым не выбрался, кабы не заглавная девушка, утыканная пирсингом и психотравмами социопатка, по совместительству являющаяся гением сыска и хакером мирового масштаба.
Трилогия «Миллениум» (названа в честь журнала, в котором работает главный герой) считается главным явлением современной массовой литературы — и наконец-то не зря. Предыдущее явление по имени Дэн Браун было совсем уж откровенной дрянью без совести и элементарного профессионализма. Лично я Ларссона читать опасался и поэтому, и из-за слишком большого количества маркетинговых достоинств (завидное совпадение бестселлинга с критическими восторгами, смерть автора на взлете и все такое). Но все-таки рискнул — в основном из давней сипатии к скандинавскому детективу.
В общем, Ларссон — совестливый профи без стыда, решивший с размахом конвертнуть шведские детективные ценности — и выигравший.
Для скандинавской прозы всегда было характерно либеральное левачество — и честность. То есть герои всегда расплачивались за свои либо авторские убеждения некрасивостью, алкоголизмом, разводами, язвой двенадцатиперстной, депрессией и усталой мизантропией. Просто потому, что такова в этой жизни цена либерального левачества — как, впрочем, и любой иной радикальной истовости.
А Ларссон, сохранив традиционно шведский тускловатый фон, набор свинцовых проблем и персонажей, воспринимающих любое дуновение ветра с позиций мировой справедливости, пролетарского самосознания и защиты угнетенного меньшинства, произвел всего две операции. Он заменил главных героев голливудскими архетипами — и подлил в тональность здорового идиотизма дамского романа. В результате упрямый журналист Блумквист и трудная девушка Саландер сохранили местную внешность, замедленность движений и пылающий феминизм во взоре — зато научились действовать как победители-обаяшки, и чувствовать себя соответственно — здоровыми, крепкими и правыми. В любой ситуации, от обламывания олигархов до сожительства со старушками.
Это и стало большей половиной успеха.
Меньшая половина связана с упомянутым профессионализмом Ларссона. Сильно меньшая: все-таки сюжет слишком явно просчитан на пальцах и калькуляторе, многие эпизоды чересчур старательно срисованы с соответствующей классики типа Blow Up, а некоторые повороты действия наивны с перебором (типа демонстрируемой кучей неглупых жителей христианской страны неспособности увидеть в пятизначных, что ли, числах ссылки на библейские строки). Ну и некоторая передутость текста сказывается: между 100-страничными блоками пару раз попадаются кусочки страниц на 20, сильно тормозящие действие.
Но в целом текст, конечно, является беспощадным засасывателем промышленного масштаба. Оторваться невозможно.
lilit060591, 12 января 2013 г.
Неплохой детектив, но: 1) стало интересно только после прочтения примерно 1/3, т.к. слишком уж плодовитые Вангеры, слишком много их, я путалась, вспоминая кто есть кто и кем кому приходится; 2) история с разоблачением Микаэлем группы бандитов (самое первое его дело) показалась какой-то очень уж надуманной; 3) и еще Блумквиста автор сделал прямо каким-то sex-machine и вообще — персонажи слишком уж... надуманные что-ли, рафинированные, если бизнесмены — то самые влиятельные в стране, если злодей — то вселенское зло, если журналист — то такой, что из каждого дела создает сенсацию, про Лисбет я молчу — прям таки Мэри Сью, и так далее.
Mangaka Akemi, 20 марта 2012 г.
На самом деле и не думала читать данное произведение, почему-то у меня сложилось впечатление, что это будет обыкновенный боевик. Книгу мне подарили, тут уж грех не прочитать и с первых же страниц я была приятно поражена стилем написания и профессионализмом автора. И ведь роман-то начинается с загадки, после чего нельзя не продолжить читать, при том ломая голову над ней.
Сюжет продуман великолепно, но мне показалось, что такая детализация романа направлена на увеличение количества страниц, потому как если опустить все подробнейшие детали, то и на роман уже тянуть не будет. Когда только начинаешь читать, все эти детали не напрягают, наоборот, помогают лучше увидеть то, что хотел показать сам автор, но чем дальше, тем сложнее, просто начинает немного утомлять. И собственно, если так подумать, то самого экшена в книге самая малость, зато какого... извращенцы и убийцы — неожиданный поворот.
Личность Микаэля Блумквиста не вызывает особого интереса, он показан обычным журналистом, борющимся за свои права, а вот Лисбет Саландер интереснейший персонаж, начиная от внешнего вида и заканчивая мыслями, что обитают в её голове. Имея уникальные способности и талант, она считается себя выродком, что явно свидетельствует о психологической атаке внешнего мира на её сознание. Закрытая и нелюдимая, Лисбет впервые начинает доверять человеку, влюбляясь в него, старается изменить обычный поток своей жизни — и на тебе! Совершенно невероятный и непредсказуемый финал, хотя, конечно, можно было такое предположить, но автор явно к концу повествования пытался доказать читателю, что они наладили свои отношения — и хэппи энд, ан нет. До сих пор не могу понять, как сам автор не запутался в семействе Вангер, я наверно только к середине книги, начала более или менее разбираться кто есть кто, история их семьи более чем непредсказуемая и понимаешь, как сложно было автору всё это выстроить, чтобы увлечь читателя, и ему это удалось.
Книга прочтена на одном дыхании, если можно так сказать, залпом. Появилось желание не только посмотреть фильм (в обоих версиях), но и купить остальные две книги, и узнать, что же дальше будет делать неадекватная Лисбет?!
Katiche, 9 февраля 2012 г.
Все книги, которые я читаю, условно деляю на три категории: которые нравятся, которые не нравятся, и нечто среднее. Вот это самое ни-рыба-ни-мясо и есть данное произведение. С другими категориями легко: или глотаешь залпом, или откладываешь (бывает, не мое, не пошло). А вот средненькое, оно какое-то никакое: и удовольствия нет, и бросить жалко — начала же, как-то не по-джентльменски бросать!
В общем, первую «Девушку...» я-таки добила. После прочтения осталась куча недоумений и претензий.
В общем, вопросов к автору много! Но если поступки героев неправдоподобны, то их быт прописан с дотошностью заведующего складом: с чем именно были на этот раз бутербробы у главгеров, сколько зубных щеток было в шкафчике, какой процессор у компьютера главгеры и что написано у нее на футболке. Наверное, этим должна была придаться дополнительная достоверность, но автор был журналистом, он не знал, что писатели привлекают читателей атмосферой, а не описью имущества.
В общем, роман оказался где-то посередке ближе к минусу. Теперь думаю, стоит ли мучиться и браться за следующий, чтобы узнать, как же дальше развивался «молодой и дерзкий» журнал «Миллениум».
P.S. В Швеции что, до сих пор используют CD для записи информации?!:confused:
biohazard, 21 февраля 2012 г.
Давно не читал детективов. Наверное, с детства. Путь, который привел меня к Стигу Ларссону, довольно прямой – посмотрел экранизацию с Дэниэлом Крэйгом. Фильм великолепен, теперь хочу ознакомиться с более ранней киноверсией.
А теперь, собственно, по книге.
Из плюсов: детализация.
Из минусов: детализация.
Почему так? Сейчас поясню:
1) Герои проработаны невероятно подробно, я бы даже сказал – они «написаны» (в том смысле, что Ларссона можно сравнить с талантливым художником, написавшим портрет на холсте, сумевшем отразить не только внешность, но и характер в мельчайших подробностях);
2) Психология. Обыгрывание различных жизненных ситуаций, искусство ведения диалога, спора, в котором иногда рождаются идеи, мысли и зацепки. Именно психология делает книгу еще и очень интеллектуальной. Сам начинаешь по мере чтения анализировать различные версии и предположения, то есть становишься не пассивным наблюдателем, а как бы активным участником событий;
3) Обстановка. Невероятно подробно. Я бы даже сказал, дотошно. Вплоть до моделей компьютеров и всякой технической информации (к примеру, объем жесткого диска, расширения файлов и т.д.), что, бывает, даже иногда раздражает – это к минусам;
4) Тема. Достаточно избита, но преподнесена очень и очень оригинально и неординарно.
5) Очень хорошо показана европейская жизнь. Быт, образ мыслей.
Подытоживая, хочу сказать вот что: прочитать стоит, если любите задумываться. Думаю, не зря потеряете время.
FixedGrin, 20 января 2012 г.
Безукоризненный герметический триллер о потаенных язвах и уродствах welfare state. Клиническая картина кризиса шведской и общеевропейской социальной модели: здесь (в первой книге) еще заметен некоторый реверанс в сторону голливудских боевиков типа «Семь» и «Калифорния», но потом это пройдет. Лисбет Саландер — это McGuffin и ГГ в одной ипостаси, архетип, смысл которого лишь в малой степени определяется заезженным сравнением с Пеппи Астрид Линдгрен. Она вынуждена учиться эмпатии так, как мы учимся ходить и завязывать шнурки (здесь ее мужским эквивалентом является, пожалуй, Сири Китон из «Ложной слепоты» Питера Уоттса), и парадоксальным образом это переопределенное «ab initio» состояние позволяет ей достичь того, на что обыкновенный человек не осмелился бы замахнуться, и попасть туда, «куда мудрец боится и ступить».
Да, это, разумеется, идеальный, почти платоновский образ, если такой термин применим к хакеру-бисексуалке. Но в чем его необычность, если абстрагироваться от слегка поверхностного, как бы нарочито затуманенного описания инструментов компьютерного шпионажа Лисбет? Только в том, что она четко знает, чего хочет, и очень хорошо представляет не только, как этого добиться, но и почему ей это нужно. Эдакое воплощение вселенского равновесия в духе экстремального минимализма. Можно обозвать эту черту синдромом Аспергера, но нельзя ее проигнорировать. Хотя бы оттого, что она чертовски эффективна.
Интересно, как изменилась бы Лисбет к моменту создания десятой книги. Хотя Ларссон успел написать только три с половиной, а черновик четвертой наследники публиковать отказываются, почему-то нет сомнений, что этот сериал стал бы исключением из всех правил и не превратился бы в долгоиграющую опупею.
Есть очень большие подозрения, что русский перевод сделан не со шведского подлинника, а с английской версии. Даже названия идентичны и полностью отличаются от оригинального.
Shipoopi, 2 декабря 2011 г.
Любителям неторопливых историй рекомендуется. О хорошем: сюжет интересен, он держит и вызывает желание узнать «а что там дальше». Двойной сюжет тоже внушителен, хотя и добавляет громоздкости. Персонажи живые, яркие, в них веришь, так и хочется загуглить, а на самом ли деле в Швеции есть такие персоналии. Когда доходит до непосредственно расследования — не придраться, читать интересно. Но в книге хватает и неровностей, и если бы не шум вокруг трилогии и не рекомендации прочитавших, бросил бы на первой трети. Очень много повторов, ненужного морализерства, описаний и мелочей, без которых вполне можно было бы обойтись. Да, они раскрашивают картину, делают ее более живой, но они же и тяжелы — когда автор доходит до описания журналистских тонкостей и начинает на эти темы рассуждать, книга становится скучна и непроходима. Продраться стоит — финал не разочарует, но вот все ли смогут продраться? Ну и конечно презабавнейше смотреть на мучения шведских журналистов, сравнивая их работу с отечественной кухней — небо и земля, наши журналюги и половины терзаний не испытывают, просто потому что их в нашей стране не может возникнуть. Подводя итог — читать было интересно не только, как детектив, но и как взгляд на жизнь другого народа, в его ментальность и ход мыслей. Наверное, когда наберусь сил, попробую осилить и продолжения, и очень надеюсь, что познакомив с героями в первой книге, дальше автор их портретам и душевным мучениям уделяет чуть меньше времени, они и так прописаны на 100%.
flying_kitten, 28 марта 2024 г.
Книга, принесшая автору всемирную известность. Хотя, правды ради, гораздо большую известность получил фильм, по названию которого издатели «переназвали» роман.
Известного журналиста нанимают для расследования исчезновения девушки сорокалетней давности, в качестве оплаты его услуг, помимо всего прочего, ему обещают помочь с урегулированием проблем, возникших в результате публикации материалов об экономических махинациях некоего олигарха. В процессе расследования Микаэль Блумквист, журналист, знакомится со странной девушкой, специалистом по информационным технологиям и промышленному шпионажу, с этого момента поисками истины они занимаются уже совместно.
Достаточно шаблонный, на первый взгляд, детектив-блокбастер обладает рядом особенностей, которые заставляют читать его с интересом и не дают забыть сразу по прочтении. Сюжетных линий несколько, они достаточно разноплановы, но, тем не менее, тесно переплетены и не создают ощущения какой-то каши. Многочисленные детали шведской жизни, как столичной, так и провинциальной, привносят в книгу очарование и являются, на мой взгляд, важной и вполне самоценной частью повествования. Сама книга весьма неспешна, действие временами практически замирает, временами — сильно ускоряется.
Конечно, есть и недочёты. Ну, во-первых, разумеется, куда ж без сказочности — Лисбет Саландер (пресловутая девушка с татуировкой) — настолько гениальный хакер, что по сравнению с ней большинство известных мне литературных и киношных суперайтишников — просто малые дети. Во-вторых, автор, сам общественный активист и борец за права женщин, так, на мой взгляд, сгущает краски, что хочется воскликнуть: «как же страшно жить в Швеции!» :) Но, в общем и целом, к этим моментам привыкаешь, в конце концов, авторская гипербола имеет право на существование.
Резюмируя, можно сказать, что это хорошая неторопливая книга с интересным сюжетом и ярко выраженным национальным колоритом. При этом, продолжения, на мой взгляд, читать совершенно не стоит, неправдоподобность в них уже зашкаливает, многое высосано из пальца, диалоги искусственные. Ларссон, фактически — автор одной книги.
Hades, 13 марта 2015 г.
Честно говоря, это явно не высокая литература, и даже не отличный детектив. Что-то детективный жанр в последнее время закис. Да и вообще ярких произведений днем с огнем не сыщешь. В моде «Пятьдесят оттенков серого» и подобная античеловеческая бездуховная муть. Ну, чтобы понятнее — изображающая не людей, а каких-то усредненных политкорректных, лишенных характера роботов.
Хоть вешайте, мне никогда не понять, почему на сайте ФАНТЛАБ оценивают ДЕТЕКТИВ. Впрочем, данный опус и впрямь можно отнести к фантастике. Взять хотя бы утверждение автора, что «48 процентов женщин в Швеции подвергались сексуальному насилию». Звучит убедительно, учитывая, что женщина считает изнасилованием даже половой акт, совершенный по пьяни где-нибудь на вечеринке с плохо знакомыми людьми. Кстати говоря, большинство девочек именно так теряют девственность где-то в 14-16 лет. О чем потом с гордостью рассказывают. Ну ладно, молчу. А то меня расстреляют.
Вот у нас в стране Мария Арбатова вообще пошла еще дальше, заявив, что 99% российских женщин были изнасилованы. Не знаю, кто захочет изнасилить Арбатову — я пока явно не на этом уровне, но прикол в другом. Он заключается в том, что мужчин в России меньше, чем женщин. Поняли, парни? На каждого из вас приходится 1, 78 изнасилованной женщины. Некоторым из них 5 или 76 лет. Не припоминаете?
Короче, мне очень жаль Ларссона, в юности подвергшегося психической травме, но он явно перегибает палку. Впрочем, все великие писатели перегибали палку. Невозможно написать что-то стоящее, не перегибая палку. Беда в том, что неплохая, но банальная книга слишком разрекламирована — именно из-за своей скандальной тематики. Ларссон — журналист, и он не избежал в литературной работе журналистской тенденции раздувать сенсацию из пустоты.
Персонажи не слишком интересны, и не вызывают особого сочувствия. Сюжет довольно скучный. И лишен логики. Главный злодей — шаблон в квадрате. Вообще тематика изнасилований уже надоела. Все ясно. Секс должен быть только тогда, когда этого хочет женщина, а все остальное — изнасилование. Главная героиня, изнасилованная чиновником, с разбегу отдалась ГлавГерою. И никаких гвоздей!
В чем цимес, непонятно.