FantLab ru

Лион Фейхтвангер «Гойя, или Тяжкий путь познания»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.62
Голосов:
87
Моя оценка:
-

подробнее

Гойя, или Тяжкий путь познания

Goya oder der arge Weg der Erkenntnis; Гойя

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 22
Аннотация:

«Гойя» — жемчужина творческого наследия Фейхтвангера. Роман, до сих пор не имеющий равных среди произведений, посвященных жизни и творчеству Франсиско Гойи. Роман, в котором причудливо и изысканно переплетены история и вымысел, проза — и безупречная стилизация испанского романсеро. Роман, не только повествующий о неизвестных страницах судьбы Гойи, но и приоткрывающий современному читателю тайны его души...

Экранизации:

«Гойя, или тяжкий путь познания» / «Goya oder der arge Weg der Erkenntnis» 1971, СССР, Германия (ГДР), Болгария, Югославия, реж: Конрад Вольф



Похожие произведения:

 

 


Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 10
1967 г.
Гойя
1980 г.
Гойя
1982 г.
Гойя. Мудрость чудака
1983 г.
Гойя
1985 г.
Собрание сочинений в шести томах. Том 5
1990 г.
Гойя, или Тяжкий путь познания
2008 г.
Гойя
2008 г.
Гойя, или Тяжкий путь познания
2011 г.
Еврей Зюсс. Гойя, или Тяжкий путь познания
2011 г.
Еврей Зюсс. Гойя
2011 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не знаю как сейчас, но раньше в учебниках по истории содержались в концовке списки художественной литературы по разным темам для ознакомления школьников с как бы историческими событиями в художественной форме. Ну вот книгу Воронковой про Александра Македонского, рекомендованную школьникам, читали почти все. «Гойя» Фейхтвангера — словно из школьного списка рекомендуемой литературы для оживления скучного антуража про жизнь художника. Чуть посложнее чем воронковская дилогия — ну так и новое время в школе изучается попозже античности. Книга абсолютно культуртрегерская, основанная на редко встречаемом в беллетристике историческом материале Испании рубежа веков, легко и гладко написана — прекрасный повод заинтересоваться и почитать что-то поосновательнее.

Издержки исторического романа заведомо в том, что изменения в оценках прошлого, приоритетах и схемах меняются уж очень сильно. Простоватые конструкции Фейхтвангера, в соответствии с которыми Гойя был на стороне «прогресса». монархия в Испании и инквизиция — однозначное зло, а Гойя еще и был близок к народу, вызывают улыбку, благо автор не сделал свои конструкции уж совсем жесткими и тоталитарными. У него вообще -то за исключением пары инквизиторов совсем плохих персонажей нет. Легкость изложения, любовное плетение интриг и тасовки персонажей окружения Гойи определенно по душе — в отличие от тяжеловесности ранних исторических вещей того же автора. Сказать, что Гойя у него уж очень запоминающимся вышел, не могу, особо ярким персонаж не вышел, но и не пустое место. Из художественных этюдов на темы биографий отдаленных от нас знаменитостей впечатлил «Кеплер» Бэнвилла, а «Гойя» на его фоне — занятный легкий, необременительный пастиш, написанный не без изящества и почти без погрешностей против вкуса. Это не так мало.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«На этом заканчивается первый из двух романов о художнике Франсиско Гойе.»

Эта, последняя фраза романа Лиона Фейхтвангера «Гойя, или тяжкий путь познания», повергла меня в шок и лихорадочное листание интернета: «как, Фейхтвангер написал о Гойе еще один роман, о котором я ничего не знаю, которого у меня нет?!!». Но (облегчение) – все обошлось. Фейхтвангер только задумал, но не написал второго романа об этом замечательном и самобытном художнике.

Это был последний, но далеко не единственный шок от этого романа.

Взять хотя бы историю моих взаимоотношений с этой книжкой.

Купил ее еще в прошлом веке, изданную в стране, которой уже нынче нет. Необычного формата, с прекрасными иллюстрациями, на мелованной бумаге… Подолгу рассматривал картинки. От одних – глаз оторвать не мог, стремился рассмотреть все детали (в основном – прекрасно прорисованные портреты); другие – откровенно меня пугали – нарисованные одним, сероватым, цветом, на желтовато-оранжевом фоне. Страшные сюжеты этих «однотоновых» картин – суд инквизиции; ослы, едущие на мальчиках; осел, читающий книгу; омерзительный Сатурн, пожирающий своих детей… Короче, книгу тогда, после покупки, я так и не прочел – не решился погрузиться в этот ящик Пандоры – боясь утонуть в его страшных глубинах.

И вот, выпало мне читать эту книгу в рамках ежегодного Флэшмоба… Искать бумажный вариант в недрах своей библиотеки я не стал – скачал электронный вариант. И (прихотливость памяти) – он оказался по размеру огромным – книжка, как мне помнится, была гораздо меньше.

Роман прекрасен! Сколько чувств он во мне вызвал! Даже ностальгию! Ностальгию по тем временам, когда у меня хватало сил и терпения читать такие толстенные тома. Да еще и получать удовольствие. :)

Фейхтвангер пишет так, как будто ежеминутно находился рядом с героями своей книги. Немец, он так замечательно описывает Испанию и испанский характер – что кажется, будто он пишет с натуры. Интересно, где автор писал своего «Гойю»?

Фейхтвангер пишет роман спустя полтораста лет после описываемых в романе событий, а, кажется, будто он сам был их свидетелем.

Очень много интереснейшей исторической информации я получил из этого романа – об истории Испании рубежа XVIII – XIX вв, об истории инквизиции, об истории искусства того времени.

Язык романа впечатляет своей красотой. А прием, когда в конце каждой главы – стихотворение «на тему», меня просто поразил! Это сколько же труда и терпения вложил автор в свое Творение!

Прочтя эту книгу, я уяснил для себя, что Гойя – величайший художник! Фейхтвангер – художник не менее величайший!

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Безумие и талант.

«Гойя, или Тяжкий путь познания» — страстный, эмоциональный роман не только о судьбе гения, но и о чувствах — любви, преданности, страсти, душевной боли. Даже сам процесс творчества Гойи описан настолько темпераментно, что, кажется, будто герой полыхает всеми красками и страстями.

В романе очень сильная прорисовка всех персонажей, как главных, так и второстепенных. Сам Гойя – очень сложный образ, в нем сочетается прогрессорство, субъективизм и некоторая суеверность-сумасшедшинка, отбрасывающая его назад. Он сам в некотором роде потустороннее создание, не от мира сего. Он живет в мире чудовищ и собственной всепоглощающей сумасшедшей любви. Кто-то берет в руки оружие, он же борется посредством своего искусства, не только новаторского, но порой странного, болезненного, страшного. Он – гений, и этим все сказано... Он, как и герой одной из его картин Ганнибал, устремлял свой взор вдаль и видел там не Италию, нет, но нечто особенное, не доступное другим...

Очень интересно показаны отживающая своё эпоха католической монархии и расцвет национального движения, спровоцированный конфликтом с Наполеоном. Автор дал полную картину испанской политической арены того времени, раскрыл для читателя множество интриг и заговоров,..

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх