Рик Янси «Проклятье вендиго»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Современный психологический хоррор | Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое | С использованием мифологии (Североамериканских индейцев )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
Снова и снова возвращаюсь я к удивительной жизни Уилла Генри, чья судьба невероятным образом сплелась со множеством известных людей давно ушедшей эпохи. Позади остались еще три дневника, где повествуется о новых приключениях юного Уилла и его встреча с Вендиго — то ли мистическим существом, известным под разными личинами не одному народу, то ли обычным безумием, поселившимся в разуме человека, ставшего страшным орудием смерти для десятков неприкаянных душ. История раскрыла мне множество новых сторон Общества Монстрологов, а так же позволила глубже вглядется в темное естество хозяина Уилла, Пеллинора Уортропа, благодаря тому, что Уилл описал многое из его трагичого и необычного прошлого.
Не смотря на то, что мне почти не удалось найти каких-либо фактических подтверждений правдивости этих дневников, всё изложенное в них столь ярко и реалистично, столь детально, что меня неотступно преследует мысль о возможности существования чего-то большего, чем мы привыкли видеть каждый день через свое обывательское окошко.
Однако, обо всём по порядку...
Входит в:
— цикл «Монстролог»
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Prosto_Chitatel, 4 октября 2024 г.
Непонятно зачем товарищ Янси во втором романе прямо напирает на то, что Монстрологи — это, по сути, ученые (с правом на убийство), изучающие (и убивающие) существ, у которых нет никаких дополнительных мистических свойств. Ведь тогда получается, что они — такие же обычные зоологи или в более широком смысле биологи, находящие редкие виды животных и почему-то скрывающие их существование от остального мира. Все равно, что ученые, первыми увидившие крокодила или льва, стали бы прятать их от общественности и тайно убивать до полного искоренения. Отстуствие у подопечных монстрологов каких-то дополнительных свойств (фантастических, мистических, потусторонних), делает их просто необычными животными — и ничего более! И тогда понятие монстрологии, как отдельной науки, нивелируется, сводится к нулю. В ней нет никакого отдельного смысла.
Вообще, уже можно констатировать наличие целого отдельного поджанра триллеров и детективов, где основной посыл таков: все сверхестественные моменты в сюжете объясняются впоследствии совподениями, галлюцинациями и попытками уложить их в научную логику. То есть, ребята, вы 500 страниц читали не мистический ужастик, а совершенно укладывающийся в логику обычного мира роман. Вот и Янси зачем-то во втором томе своей тетралогии уж слишком увлекся этой концепцией, доведя до абсурада, как уже было сказано выше, смысл существования науки монстрологии. Более того, когда у двух ведущих персонажей происходит финальный диалог с объяснениями с одной стороны — мистического происхождения событий, с другой — реалистического, то аргументы второй стороны выглядят совсем уж неубедительно, и Уортроп, выступающий на стороне «реализма» выглядит просто упертым бараном, нежели полноценным думающим человеком, пусть и со своими заморочками. Ведь автор сделал всё возможное, чтобы множество сюжетных моментов никак нельзя было объяснить без мистической составляющей.
И еще Янси зачем-то странно в мелочах изменил своего главного героя. Например, ни с того ни с сего он делает Уортропа удивительно прижимистым и жадным, чего точно не было в первом романе. Там он мог не задумываясь отдать кошелек Уиллу со словами, чтобы тот купил, что ему нравится. В «Проклятьи...» же его скаредство почему-то не просто упоминается, как факт, а на нем делается много раз специальный акцент. И это не единственная подобная странность. Во всю помогает автору и новый переводчик, решивший, что достаточно совпадений имен, а в остальном можно плюнуть на разные мелочи: любимые пирожные превращаются в какие-то булочки, ассистент становится помощником и т.д. и т.п. Все это слишком бросается в глаза и снижает удовольствие от чтения. Кто-то скажет, что это придирки к незначительным деталям, но эти детали упоминаются не один и не два, а десятки раз за роман, и не заметить их просто невозможно.
А теперь, все-таки, о хорошем. «Проклятье...» четко разбивается на две части. В одной Уилл вместе с хозяином путешествует в поисках старого друга Уортропа — и это гремучая смесь Лондона-Буссенара-Шклярского помноженная на мощную мистическую постоянно нагнетаемую атмосферу, приводящую к мрачной развязке. В другой нам все-таки — хоть и дозированно — дают то, чего мы ждали еще в «Ученике монстролога» — непосредственно приоткрывается мир сообщества монстрологов, его внутренняя кухня, а так же показываются новые члены этого интереснейшего собрания. Эта часть романа вышла несколько слабее первой, но все равно достаточно интересной и к финалу мощно приключенческой в духе Джека-потрошителя, окончательно съехавшего с катушек. Автору удалось сохранить нужный дух произведения и создать ту самую атмосферу, за которую мы так любим первую часть. Его герои все еще чертовски привлекательны, и следить за их судьбой все так же интересно. И читается роман все так же стремительно, даже не смотря на все вышеизложенные недостатки.
Будем надеяться, что товарищ Янси в дальнейшем перестанет так рьяно продолжать играть в эту нелепицу «мистика-нет, не мистика» (или хотя бы не будет делать на этом такой сильный акцент, сумел же он избежать подобного в первом «Монстрологе»), потому как один раз — еще ничего, но делать из Уортропа полностью неадекватную личность все четыре романа будет перебором. Даже не смотря на то, что характер его к подобному склонен, он не смог бы состояться таким выдающимся ученым в своей области, как нам подается, если бы полностью игнорировал факты и переворачивал все с ног на голову, только бы исключить существование чего-то сверхестественного.
olpo70, 31 декабря 2022 г.
Вторая книга «Монстролога» была прочитана мною на одном дыхании. Если честно то я просто не ожидал что Рик «очеловечит» доктора и покажет что и ему присущи возвышенные чувства. Он оказывается может любить, быть верным товарищем и заботливым воспитателем. И все это выясняется на фоне увлекательных приключений. А приключения не только увлекательны, но и как и положено данному жанру, жутковаты и мрачны. Да и Уилл представлен нам в другом свете. Двенадцатилетний парень, а какие чувства и переживания, да и его отвага просто поражает. Случай с младенцем просто поражает:«-Я должен был его спасти,-сказал я... -Почему?-требовательно спросил он. -Потому что мог спасти,- ответил я.» Да в принципе этот момент не единственный в этой книге который как говорится «сносит крышу». Их много, этих моментов и все вместе они создают отличное произведение.
its_muffin_time, 6 мая 2023 г.
К монстрологу Пеллинору Уортропу обращается его давняя знакомая с просьбой найти ее мужа, а по совместительству и друга доктора, который ушел на поиски мифического монстра вендиго и потерялся где-то в индейских лесах. Доктор и его ученик Уилл Генри отправляются на поиски мужчины, чтобы найти и вернуть его домой живым или мертвым.
Его называют Артсен... Дьену... Аутико... Виндико. У него десяток имен в десятке разных земель, и оно старше, чем горы, Уилл Генри. Оно ест, и чем больше оно ест, тем голоднее становится. Оно умирает от голода, даже когда обжирается. Это такой голод, который не утоляется. На алгоквинском языке его имя буквально означает «тот, кто пожирает все человечество».
Вторая книга более насыщена отношениями между Уиллом и доктором. Чувствуется, что доктор проникается к мальчику, а тот, в ответ, становится все более верным доктору. Это не потому что Уилл Генри боится остаться один или боится остаться без жилья. Нет, это просто уже нечто большее, чем учитель и ученик. От некоторых сцен, где доктор переживает за Уилла аж щемило сердце, как это было трогательно.
Если в первой книге был большой акцент на монстре, за которым охотился монстролог, то в этой монстра не то, чтобы нет. Просто он не такой, как я предполагала. Я думала о вендиго расскажут больше, будут какие-то углубленные легенды. Но, к сожалению, это отсутствует, а Уортроп вообще думает, что это психическая болезнь, а не какое-то проклятье или монстр. В чем и убеждает окружающих и читателя. Верить ли доктору или все же верить в монстра решать читателю. Крови и кишок в книге более чем, но дерьма в ней больше. В прямом смысле этого слова. Так что особо брезгливым советую подготовиться морально.
Если рассматривать книгу о монстре, то мне показалась она слабее первой. Но с психологической точки – вторая понравилась больше первой. Особенно понравилась первая часть книги, где доктор с учеником пробираются сквозь леса, чтобы добраться до своей цели.
И все равно мне что-то не хватает, и я не могу поставить книге высокую оценку. Эта книга прям на твердое хорошо и цикл все еще хочется продолжать.
Kobold-wizard, 1 декабря 2021 г.
https://kobold-wizard.livejournal.com/1001796.html
Второй роман о Уилле Генри и его хозяине/учителе Пеллиноре Уортропе понравился мне меньше первого. Автор захотел сыграть в постмодернистскую игру в вплел в сюжет реальных людей и драматическую предысторию. Отступления сделали повествование рыхлым, нарушив очарование триллера. С охоты на монстров баланс сместился на попытку их понять. Первая часть даже названа: «Что есть я, Уилл Генри?», и дело обстоит сложнее, чем банальная фраза «Охотник на чудовищ сам становится чудовищем».
Из лавкрафтианской Новой Англии действие переносится в Канаду. Там, в лесах, сгинул старый знакомый Уорторпа. Джон Чанлер тоже был монстрологом, и в этот раз собирался отыскать Вендиго. Нечто способно вселяться в людей и будить в них жуткий голод. Уорторп считает истории об этом монстре вымыслом, но вынужден отправиться на поиски дурака. Сложно назвать путешествие удачным. Выживший Чанлер приносит с собой больше вопросов, чем ответов. Существует ли Вендиго или человеческий разум сам рождает чудовищ?
Итого: Роман получился интересный, хоть автор и не вытянул. Нужно больше мастерства для баланса между саспенсом и интеллектуальными играми. Быть может, не следовало так заморачиваться с цитатами, а вытягивать историю на новый уровень за счет объемных героев.
VovaZ, 14 августа 2020 г.
Второй роман монстрологического цикла, не менее захватывающий и колоритный, чем первый. Здесь главный монстр, однако, менее конкретный чем первый. Антропофаг, в конце концов, просто криптологический вид, подчиняющийся законам биологии. Вердиго же, индейский злой дух, существо мифологическое, волшебное. Потому, собственно, автор оставляет вопрос открытым — реален ли монстр? Или же нет на этом свете монстров страшнее тех, кто среди нас.
Боевых сцен, таким образом, в романе практически нет. Зато присутствуют приключения, мелодрама, жестокий романс.
Примечательно описание Манхеттена конца 19го века. «Столица мира», чьи улицы покрыты метровыми сугробами навоза и фекалий, а воздух перенасыщен запахом... жизни.
Ученый монстролог внезапно проявляет человеческие черты. «Безжалостная любовница», наука сдает позиции. Впоминается отвегнутая любовь, проявляются отеческие чувства к ученику.
В целом, роман, как и первый, о «монстре внутри нас».
Роман прочелся на одном дыхании, доставил большое удовольствие.
Фраза «Хорошо организованный бред называют белитристикой.»
Aminika, 9 мая 2020 г.
Мне определенно нравится эта серия книг.
Вторая часть серии нисколько не разочаровала, наоборот, видно, что герои растут, развиваются с развитием сюжета. Пеллионор предстает перед нами более человечным персонажем, которому не чужды обычные человеческие чувства.
Во второй книге серии наша бравая команда в лице двух человек берется расследовать очень таинственное и опасное дело о несуществующем, как утверждает мастер Уортроп, существе – вендиго. Это такой монстр, который вечно хочет покушать, а покушав, хочет еще больше. Никого не напоминает?
Ну, на самом деле история довольно мрачная. Не скажу, что она жутче предыдущей или наоборот, мне кажется, что они на одном уровне. Возможно только, что во второй книге раскачка к действиям показалась более продолжительной, зато последующие события не разочаровали. Прочитала залпом.
Также автор знакомит нас и с новыми героями, главным образом, с представителями небезызвестной профессии в сфере монстрологии – с директором Общества по развитию науки монстролгии Абрамом фон Хельрунгом, со старым другом Пеллионора Джоном Чанлером и его супругой, а еще с забавной и очень бойкой девчушкой Лилли племянницей Хельрунга. Довольно много новых героев, но все обладают отличительными качествами, поэтому различать их не составит труда.
Несмотря на все мерзости, которые описывает автор, мне безумно нравится происходящее. Вот что мне нужно для того, чтобы книга меня захватила? Побольше расследований, расчлененки, кишок, крови, безумия, сдобренное все это уместным юмором и хорошо прописанными героями. И здесь все это есть
Deliann, 7 мая 2014 г.
«Проклятье вендиго» встречает нас гораздо более мистическими настроенным, нежели первый роман цикла. Кровавый кошмар с расчлененкой и бешеным драйвом исчез, оставив вместо себя атмосферу таинственного и загадочного ужаса. Декорации также сменились: вместо городского антуража мы половину книги блуждаем по лесу. Зато вторая половина проходит в городе, где кровь вновь течет рекой.
Завязка сюжета состоит в том, что Уилл Генри и доктор Уортроп отправляются в городок Рэт Портридж (а точнее в леса в округе этого городка). Цель поездки: найти коллегу и бывшего лучшего друга доктора, Джона Чанлера. Джон, подверженный новым течениям в монстрологии, которые заключаются в поиске доказательств существования таких модных и популярных чудовищ, как вампиры, оборотни и т.д., попытался отыскать вендиго, но в ходе поисков пропал. Уже три месяца как. Таким образом, вместо экзотических антропофагов мы наблюдаем за менее экзотическим вендиго, но относительная известность монстра на интерес и удовольствие никак не повлияла.
Отрадно видеть, что цикл от книги к книге действительно развивается, причем во всех направлениях. Персонажи становятся более живыми и интересными, конфликты и загадки – менее прямолинейными. Атмосфера леса напоминает мне упрощенный вариант «Ритуала» Нэвилла, и это (упрощенность то бишь) хорошо, т.к. мне бы не хотелось потом, во время очередного похода за грибами, воспринимать окружающую природу через призму прочитанных кошмаров. «Ритуала» в этом плане было более чем достаточно.
Вторая половина происходит в городе, и она получилась более жуткой, кровавой, да и, чего греха таить, более интересной. И дело не только в охоте на монстра. Нам наконец-то показывают общество монстрологов. Мы видим других представителей профессии и можем теперь сформулировать свое мнение насчет данной специальности более осмысленно и здраво.
Забавно, что книга расширяет историю и в области камео. Если в первой части мы познакомились лишь с Джеком Потрошителем под прикрытием, то здесь нам в открытую представлены или упомянуты Томас Эдисон, Элджернон Блэквуд, Брэм Стокер, Генри Ирвинг, Александр Гюстав Эйфель и др. Кроме того, если «Ученик монстролога» был в целом современным ужасом, которому не хватило совсем немного до причисления к более экстремальному жанру/поджанру, то «Проклятье вендиго» – реверанс в сторону классики. В первую очередь, конечно, мы увидим отсылки к «Вендиго» Блэквуда, однако, если вглядеться поглубже, то хорошо просматриваются и параллели с «Дракулой» Стокера. Очевидные:
• проф. фон Хельрунг – проф. Ван Хельсинг,
• рядом с обоими профессорами есть доктор С(т)ьюард,
• использование серебра как оружия,
• некоторые способности вендиго и Дракулы пересекаются.
Неочевидные:
• построение сюжета, то есть сперва герои отправляются в само логово монстра и буквально вытаскивают/сподвигают его действовать,
• некоторых своих жертв чудовища фиксируют по-особому (в «Дракуле» штурман корабля был хитрым образом привязан к рулевому колесу, в «Проклятье вендиго» распяли сержанта Хока на дереве),
• одной из жертв становится возлюбленная одного из главных героев, причем между жертвой и чудовищем есть любовная связь,
• ближе к концу происходит импровизированный сбор охотников на монстров под предводительством профессора и т.д.
Кроме того, радует тот факт, что четкие ответы насчет сущности вендиго и было ли вообще чудовище (может орудовал маньяк?) нам не даются. Каждый понимает в меру своих убеждений.
В целом читать почти так же интересно, как и первую книгу. Купил оба тома в переиздании и серией доволен: обложки очень атмосферные, внутри немного стилизованных иллюстраций. Единственный минус – пухлая серая бумага, но ее можно воспринимать как дополнение к антуражу дневниковых записей. Если серия продолжит свое существование, обязательно приобрету третью и четвертую части.
Рекомендую всем любителям умного психологического ужаса.
Iricia, 18 апреля 2019 г.
Пожалуй, если бы роман состоял из одной только первой части, он вполне мог бы войти в число моих любимых. Да, тогда бы его скорее всего и романом нельзя было бы назвать, скорее это был бы пересказ на свой лад повести Блэквуда, которая как раз и популяризовала монстра, которому посвящена книга, с преферансом и куртизанками, так сказать-с, но пересказ восхитительно-замечательный. Целиком же книга cкорее разочаровала меня – структурой, персонажами да и сюжетом по большей части.
Начинается книга с того, что Пеллинор Уортроп с юным Уиллом Генри, выступающим в качестве рассказчика, собираются на конгресс монстрологов, где будет решаться ни много ни мало судьба монстрологии как науки (по крайней мере, насколько в это верит доктор Уортроп). Вскоре в их доме появляется первая любовь доктора, чтобы напомнить ему о существовании старого любовного треугольника между ней, Уортропом и его другом и по совместительству её мужем… ну, и еще просит его вернуть супруга, отправившегося ловить мифического вендиго. Собственно, первая часть посвящена спасению друга в диких лесах (увлекательная прогулка с риском погибнуть от холода, голода или монстра, который вполне может быть плодом их воображения); во второй части герои возвращаются в цивилизацию и готовятся к конгрессу, а в третьей открывают охоту на того самого друга, который «вернулся не таким». Между строчек, насколько я могу судить, предполагается еще какое-то развитие отношений между монстрологом и его учеником, которого лично я не увидела, но в целом это и есть основные сюжетные линии в книге.
Я останавливаюсь на этом настолько подробно лишь по той причине, что именно с порядком частей и связана моя основная проблема с книгой. Я, конечно, могу ошибаться, но в какой-то момент у меня даже сложилось впечатление, что изначально они шли в ином порядке и были переписаны и переставлены уже позже, когда книга была почти готова. Первая часть оказывается наиболее сильной, напряженной и захватывающей – она вполне могла бы быть мощной кульминацией и развязкой истории, однако это только начало книги. Вторая часть заметно проседает (по крайней мере по сравнению с предыдущей), однако она могла бы послужить прекрасной завязкой – там по сути мы знакомимся со всеми действующими лицами, начинаем вникать в их взаимоотношения и понимать мотивы. Последняя часть должна завершать книгу, но ничего из происходящего не может сравниться с тем, что герои уже пережили в начале истории. Угроза в третьей части ощущается менее остро: они в городе, в разгаре охота на чудовище, которого ищут несколько монстрологов и даже когда Уилл оказывается пойман, есть надежда, если не на доктора, то на кого-то еще. В первой части они заблудившиеся, далеко от цивилизации, голодные и обессиленные. Монстр под конец имеет вполне конкретную форму, в то время как в начале книги неясная природа нечто, следующего за героями, усиливает чувство опасности. На меня куда сильнее действует смерть Хока, нежели *спойлер* и безымянного младенца, который вообще неизвестно откуда взялся. С этим персонажем мы успеваем провести достаточно времени, мы наблюдаем за изменениями в его поведение, чувствуем нарастание его нервозности и эмоций, а необъяснимый характер его смерти только усиливает впечатление. Ну и наконец концовка книги, которая имела бы смысл после первой части, но после третьей уже кажется довольно нелепой.
Отдельная «благодарность» автору за Мюриэл. Самые типичные роли, в которых только можно обнаружить женщин во многих произведениях, это «дева в беде» и «женщина в холодильнике» и едва ли не первая (поправьте, если ошибаюсь) значимая женщина в цикле выступает в одной из них. И даже тут у меня было бы куда меньше претензий к автору, если бы героиня действительно была «персонажем», но Мюриэл не дотягивает до этого – она «плот девайс», сюжетное приспособление, которое автор использует, чтобы усилить напряжение между Уортропом и его другом Джоном. И худшее, что при этом можно сделать, это постоянно подчеркивать внешнюю привлекательность героини.
Сравним для наглядности Джона и Мюриэл, людей, которыми очевидно дорожит Уортроп. Нам довольно много известно о первом: общее прошлое Уортропа и его друга, обстоятельства знакомства, характер отношений, мы знаем о его семье (и встречаемся с отцом Джона), у этого персонажа есть свои цели и интересы, которые выходят «за пределы» заявленного любовного треугольника. Мюриэл же по сути вне этого самого треугольника практически не существует: непонятно ни как они сошлись, ни на чем основана эта «прошедшая через годы любовь», о семье упоминается вскользь (если вообще упоминается) и непохоже, что кому-то из её родных, если они есть на свете, вообще есть дело до её судьбы, об интересах, если они и существуют, не известно ничего.
Я думаю, не в последнюю очередь из-за этого любовная линия, которой отдана внушительная часть в романе, выглядит настолько пошло-мелодраматичной: сложно развивать любовный треугольник, если один из его участников красивая табуретка, которую автор переставляет по своему усмотрению. Тут вам и натужные попытки в драму того типа, который я ненавижу больше всего (когда герои старательно создают себе проблемы, а потом с упоением страдают, страдают, страдают), тут и до отвращения возвышенные описания событий в духе «она упала ему на грудь» для описания достаточно тривиальных вещей, тут и использование слова «любовь» во всех позах… прошу прощения, во всевозможных комбинациях, тут и оправдание этой самой «любовью» поступков разной степени этичности. Ну и в центре всего этого Мюриэл, которой Янси затыкает необходимые места в сюжете, которая ведет себя в духе «люблю/ненавижу/подойди/уйди, не трогай/ненавижупоцелуйменяпрямщас!»
Мне кажется, Мюриэл можно было бы проработать более тщательно, либо убрать её совсем, либо… поставить её на место Джона. Насколько интереснее была бы героиня, будь она женщиной-монстрологом. Были бы вполне понятны обстоятельства знакомства и взаимный интерес друг к другу Мюриэль и Уортропа (и не надо было внезапно вспоминать, что оказывается доктор-то мечтал быть поэтом, да, а вы не знали?), тогда и конфликт между персонажами можно было бы построить не на «ох, я твоя невеста, ты слишком много внимания уделяешь работе, я ревнууууууую!», а на разных взглядах героев на науку, которой оба занимаются.
Кстати, а женщинах-монстрологах. Лилли, племянницу учителя и на данный момент идеологического противника Уотропа, по отношению к Уиллу выполняет в романе похожие функции, что и Мюриэль для Уортропа. Однако она при этом остается вполне себе живым персонажем. И хотя поначалу она вызвала у меня некоторое неприятие (не люблю персонажей с недостатком эмпатии, но для героев цикла это вроде как даже норма), именно в сравнении с Мюриэл она начала мне нравиться. Это бойкая, невероятно целеустремленная девочка-подросток, с своими мечтами и далеко идущими планами, которым судя по всему не суждено сбыться (Лилли, которой на тот момент четырнадцать, мечтает стать первой женщиной-монстрологом, действие происходит в 1888г., а «первой женщиной, принятой в Общество, была Мэри Уитон Калкинс, и это случилось только в 1907 году», как упоминается в книге).
И да, по моим впечатлением именно в общении с ней Уилл оживает больше, чем с кем бы то ни было: он становиться похож на тринадцатилетнего живого подростка – немного неуклюжего, неопытного, но с характером и естественным поведением для своего возраста. Я всё еще придерживаюсь мнения, что Уилл выполняет в истории роль Ватсона для монстролога, и с этим не было бы особых проблем, если бы не предполагалось некое развитие отношений между Уортропом и его учеником. Потому что собственно учеником Уилла сложно назвать: он не проявляет особого интереса к монстрологии (что особенно заметно в общении с Лилли, и если уж на то пошло, я вообще не представляю, к чему он проявляет интерес), и мы практически не видим, чтобы Уортроп его реально чему-то учил – то бишь, проводил с ним время или как-то взаимодействовал в таком контексте: Уилл только и делает, что выполняет функции прислуги, либо ассистента. Отношения между персонажами тоже особо не развиваются: есть отдельные моменты, где демонстрируется, как доктор дорожит своим учеником, но они никак не отражаются на общении персонажей между собой в целом
Сам Уортроп к концу романа успел надоесть мне уже до чертиков. Эксцентричность и трудный характер прощается гениальным людям/персонажам, но при чтении книги складывалось ощущение, что пресловутая гениальность монстролога скорее декларируется, нежели демонстрируется – что было бы простительно, если бы её отмечал только Уилл, преданный хозяину мальчишка, но об этом то и дело говорят и прочие персонажи.
Да и как ученый он вызывает у меня вопросы. Я не знаю, кому по задумке автора должен сопереживать читатель в конфликте с Уортропа и его учителя, но я лично под конец истории была полностью на стороне тех, кто призывает изучать виды, признаваемые ранее мифическими. Позиция Уортропа раскрывается, когда он говорит « Моя вера в науку дорого мне обошлась, но подлинная вера всегда дорого стоит», потому как вера – последнее что должно использоваться, когда дело касается науки. Уортроп не просто отказывается признавать мифических существ, он отказывается их изучать, свято уверенный в своей позиции и пытаясь подогнать события под собственное видение, отказываясь замечать, когда они просто не вписываются в нарисованную им картину. И все бы ничего, но именно эта слепая убежденность в собственной правоте в итоге и приводит ко множеству жертв.
Если говорить о книге в целом, то она все еще достаточно атмосферная, хотя постоянный «даркдаркдарк» порой начинает утомлять, и редкие «вспышки» ярких моментов – вроде восторга Уилла по поводу приезда в Чикаго или его танец с Мюриэл освежают действие. Опять же первая часть выше всех похвал: присутствие проводника героев, Хока, вносит оживление в компанию доктора и его ученика, начало их пути даже немного отдает этакой походной романтикой, и тем сильнее чувствуется давление, когда поведение этого самого Хока начинает меняться. Запомнился также момент с приемом, во второй части, когда обилие еды и вычурное убранство вызывают у Уилла, недавно едва не погибнувшего голодной смертью посреди дикого леса, чувство отвращения, которое может разделить с ним и читатель.
Еще на мой взгляд Янси несколько перебарщивает с метафорами, в частности это касается вендиго как воплощения голода и человеческих излишеств в целом, так и, простите, дерьма, которое, как подсвечивает сам же автор, пытаясь отсылать к «Божественной комедии» Данте и одному из кругов ада (доктор озвучивает, что реки дерьма льются в качестве наказания за плотские злоупотребления; правда, я не уверена, действительно ли это так по Данте), и, которое, как я полагаю, должно воплощать в себе наказание за излишества. В книге действительно много вендиго, причем не до конца ясно монстр это или психоз, опять же в романе множество упоминаний дерьма, и в конце концов, порой не всегда ясно где реальное явление, а где попытки в метафору, куда эти метафоры ведут, как соотносятся друг с другом и какой вывод нужно сделать из всего этого. По крайней мере мне.
Затрудняюсь поставить общую оценку. Первая часть для меня однозначно 10/10, а вот второй и последней поставила бы скорее по 4-ке.
tapok, 19 декабря 2018 г.
А как вам такие вампиры?
***
«Проклятье вендиго» — второй роман цикла «Монстролог». После первой книги ступить на проторенный путь сложнее, чем поднять планку выше. Эдакий «синдром второго сезона», который имеет место быть в футболе или ТВ (сериалы). Янси не стал исключением. Данный роман всё-таки слабее, чем «Монстролог».
Книга начинается с того, что Уилл и Пеллинор отправляются в резервацию индейцев на поиски друга детства Уортропа. К счастью для читателя это позволяет окунуться в прошлое Пеллинора. В том числе это будет касаться отношений Уотропа с женщиной. К несчастью для читателя первая четверть романа содержит в себе слишком много индейского — слова, обычаи и так далее. Неподготовленному читателю это может не понравиться. Лично мне было тяжело продираться через специфический сленг. Всё оставшееся «время» уделяется конфликту «Пеллинор — монстрологи». Уортроп отказывается верить, что человек способен стать монстром. Он единственный верит, что происходящее с его другом — это временный, обратимый недуг, не более. Остальное же монстрологическое общество стоит на своем. Отсюда и варианты действий — спасать человека или спасаться от человека.
Один из плюсов романа — это монстрологическое общество. В первом романе о мире как таковом было известно мало. Ну, был какой-то Кернс — фигура таинственная. Сейчас же читатель видит общество монстрологов со всеми их плюсами и минусами. Мне казалось, что они — аристократы. По крайней мере, по поведению, если не по происхождению. В этом плане Янси смог удивить. Так же автор вводит новых значимых персонажей. Для Уилла — Лили. Для Уортропа (да и для Уилла) — это фон Хельрунг, его бывший наставник. Интересно, что Уилл конфликтует со своим учителем, равно как и его учитель конфликтует со своим. Кажется, что конфликт — это привычное состояние для монстрологов.
Почему «Проклятье вендиго» всё же слабее первого романа? Здесь меньше атмосферы, меньше таинственности. Монстр в виден антропофага казался куда ближе к чему-то реальному что ли. Но всё же книга весьма крепкая и интересная.
Поэтому ставлю ей 8 монстрологов из 8.
senoid, 21 мая 2013 г.
Все профессии важны, все профессии нужны. Полицейские, охотники, доктора, гробовщики, проводники, журналисты и многие другие. Для кого-то профессия является лишь очередной записью в трудовой книжке, а для кого-то это настоящее призвание. Судьба. Писатель Рик Янси не похож на человека, пришедшего в литературу с единственной целью — обменивать буковки на доллары. Потому что его истории живые, потому что населяющие его книги полицейские, охотники, доктора, гробовщики, проводники, журналисты и многие другие — наделены авторской искоркой, способной указать верный путь даже в самое темное время суток. Персонажи у Янси не конвейерные манекены, а личности, выгодно отличающиеся от печатных выкидышей поточной продукции современного книгоиздания. Еще этот американец сам придумывает профессии — монстролога, например. А у каждого уважающего себя монстролога должен быть ученик, чьи услуги, как известно, незаменимы. Пример Рика Янси и созданной им парочки обитателей дома 425 по Харрингтон Лейн показывает: даже из такого необычного союза профессий на выходе может получиться то, что принято называть Литературой с большой буквы.
Явившийся миру в 2011 году «Ученик монстролога» покорил хоррор-общественность и насторожил тех, кто, не глядя, утащил роман с полки приключенческой литературы для подростков. Декалитры крови, армия трупов, разбросанные по страницам внутренности и размазанные по декорациям дети. Книга пахла смертью и засасывала читателя внутрь, точно Некрономикон парня с бензопилой вместо руки. После завершения бойни с антропофагами через туман войны мерещились нескладные силуэты новых монстров, ведь Янси к тому времени закончил еще два романа (да-да, мы помним, не сам написал, а опубликовал реальные дневники Уилла Генри, конечно-конечно). Испытание африканскими людоедами читательская братия с честью выдержала вместе с героями, однако расслабляться не пришлось, ибо в колыханиях ветра послышался страшный зов. Но не превратившегося в интернет-мем Ктулху, а жадного до человечины, ненасытного индейского духа Вендиго. И сотни читателей вняли этому зову, следуя за янтарными глазами на угольном полотне ночи. После шикарного первого тома цикла «Монстролог» у них не было ни единого шанса остаться в стороне.
Меланхоличный сумасброд Пеллинор Уортроп и его двенадцатилетний помощник-сирота Уилл Генри покидают особняк в Новой Англии ради заснеженной канадской пустыни. Доктор все так же несобран и склонен к депрессиям, Уилл все так же предан своему наставнику, заучив армейское «да, сэр», будто заклинание. Найдя проводника в лице сержанта Хока, герои попадают в край бесконечных лесов и северного ветра, в выжженные пожарами пустоши, где обугленные деревья растворяются у линии горизонта, а в небе парят стервятники. Именно здесь пропал друг детства Уортропа — монстролог Джон Чанлер. Легенды индейцев гласят, что в царстве дикой природы живет существо, которое старше самих гор. Аутико, Дьену, Lepto lucronis. Вендиго. Вечный его спутник — голод, который невозможно утолить. Чем больше оно ест, тем голодней становится, и тем больше ему нужно человечины. Уортроп верит лишь в классифицированных монстров, поэтому Вендиго для него миф, и даже насаженный на дерево труп проводника Джона Чанлера с содранной кожей и надкусанным сердцем не может переубедить упертого доктора. Атмосфера первой части книги самая что ни на есть «блэквудовская». Здесь нет разухабистого натурализма «Ученика монстролога», кровь тут стынет в жилах, а не хлещет водопадом. Шорохи в мертвом лесу, запахи, предчувствия, желтые зрачки, глядящие сквозь ночь, шепот ветра над головой и огромные тени, застилающие небо…
«На аутико не охотятся; это аутико охотится, — говорил огимаа. — Ты не зовешь аутико. Аутико зовет тебя».
Элджернон Блэквуд в далеком 1910 году мучил персонажей намеками и подступающим безумием. Янси добавил в классический рецепт еще и внутренний конфликт, подлил жестокости и закрепил уровень сумасшествия, даруя героям ощущение загнанной дичи. Если орда антропофагов пугала неконтролируемой мощью разъяренных хищников, то «мшистый рот» куда более тонкая личина зла, предпочитающая расшатать психику, прежде чем сожрать сердце жертвы. Вендиго Янси не остается таинственным душеедом, а материализуется во всей красе. Да еще и за пределами проклятых лесов. С перемещением действия в город возрадуются поклонники мяса, привыкшие к Янси-потрошителю. А мифологическая загадка индейской пустыни пеплом мертвых кленов развеется по ветру, в потоках которого шагает вечный обжора, полюбивший вырывать людям глаза и сдирать лица.
Урбанистическую часть романа можно разделить на две половинки. В первой герои кочуют по светским домам, посещают конгресс монстрологов, обсуждают будущее столь уникальной науки, а Уилл впервые пробует танцевать на балу. Здесь изумленный читатель встретит сразу двух женских персонажей, которых невозможно было представить рядом с главными героями после первой книги. Супруга Джона Чанлера служит мостиком в прошлое Уортропа, и выписана несколько небрежно. Все-таки слишком очевидна ее вспомогательная функция, и даже автор с девушкой особо не церемонится. Но свой след она оставляет, ведь благодаря ей черствое сердце чудака доктора удивит читателя невиданной доселе теплотой. Хотя куда лучше удался образ подружки Уилла — Лилли. Девчушка, мечтающая стать первой женщиной-монстрологом, своей энергией, любознательностью, тягой к приключениям и взрослым рассуждениям просто не может не вызвать симпатию. Кроме всего прочего, на страницах книги обнаружится ряд исторических персон: от Томаса Эдисона и Гюстава Эйфеля до «чертового ирландца» Брэма Стокера. Но самым реальным «камео» отметился не кто иной, как Элджернон Блэквуд, выступивший в роли журналиста, который преследует Уортропа в надежде заполучить интересную историю. Жаль, не хватило Янси запала выдать ровню Джону Кернсу из «Ученика монстролога». Вместо неназываемого Джека Потрошителя на этот раз имеется неназываемый Ван-Хельсинг, но харизмы их находятся в столь разных весовых категориях, что размен удачным назвать нельзя. Вторая же часть городских приключений показывает Нью-Йорк этакой клоакой — с кучами мусора на улицах, опорожненными ночными горшками на тротуарах, заполненными дерьмом подвалами трущоб. Монстрологи идут за чудовищем сквозь миазмы разложения, сквозь грязь и нищету. Янси умело сгущает тучи атмосферы и лишний раз напоминает, что для него не существует запретов. Творческой смелости автору хватает с избытком, так что тем, кого мутило от сцены расправы над детьми в прошлом романе, стоит запастись бумажными пакетами до того, как герои сольются с сумраком трущоб.
Первым романом цикла «Monstrumologist» Рик Янси так высоко задрал планку, что вокруг продолжения незаметно сгустились тучи завышенных ожиданий. Тут-то и крылось главное опасение: а возьмет ли писатель второй раз подобную высоту? Рекорд устоял. «Проклятье Вендиго» уже другая книга. Пускай и со всеми узнаваемыми элементами, но другая. Не такая сочная, не такая яркая, не столь сюжетно изощренная, но такая же интересная и мрачная. Акценты смещены, теперь физиология не возвышается над психологией, а идет с ней рука об руку. И подобный баланс выглядит закономерным. Планка если и сползла, то лишь для того, чтобы попробовать оказаться гораздо выше после третьего тома. А там, кто знает, сколько на самом деле тетрадей Уилла Генри лежит под матрасом у Янси…
Maximontano, 6 декабря 2018 г.
Второй эпизод цикла «Монстролог» теперь уже посвящен тем кто пьет кровь. Атмосферно, захватывающе и интересно. Но по сравнению с первой частью не так насыщено в плане сюжета. Есть минимальные отголоски от Дракулы Брэма Стокера. Но конечно совсем минимальные, просто моментамии проскакивали небольшие дежавю и парраллели с классическим романом. Но повторюсь читать интересно и я обязательно закончу данный цикл.
demetriy120291, 9 августа 2015 г.
«Без надежды человек не лучше ломовой лошади, которая тащит телегу со своими скорбями.»
Вот и прочитан второй роман. Впечатлений много, обо всём по порядку.
Буквально в начале романа происходит смена локаций, и мы отправляемся в Рэд Портридж, через канадскую пустыню, на поиски товарища доктора нашего Пеллинора, который, в свою очередь, отравился на поиски чего-то зловещего, мифического и смертельного. Естественно Уилл Генри отправляется с ним. Атмосфера – апатичная, гнетущая, просто сказка. Есть чем пощекотать свои нервы.
Хотя, если честно, антропофаги были страшнее. До сих пор помнится флэшбек из первого романа, в котором рассказывалось о переправке антропофагов на корабле, и последующих событиях — настоящий хоррор. Но, в данном романе акцент сделан на другом. Если в первой книге мы буквально воочию увидели самих антропофагов, перед нами проводилось вскрытие трупа, со множеством деталей описывались анатомические особенности этих существ. То в «Проклятьи Вендиго» мы практически до самого конца книги не наблюдаем перед собой этого вендиго. Есть только взгляд желтых глаз в темноте, странные тени, шорохи и завывания, последствия встречи других людей с вендиго. Это придаёт атмосфере таинственности, какой-то мифичности. Да и не сообщается в точности, что этот монстр существует. Тем более, сам доктор Уортроп активно отрицает существование вендиго, даже слишком активно. Выглядит немного странно, когда человек такой профессии, который повидал большое количество странных и ужасающих существ, не верит в существование ещё одного монстра. Иногда его объяснения странностям, которые происходили, выглядят смехотворно — порыв ветра, заболевание, землетрясение.
Автор экспериментирует с подачей, стилистикой, с монстрами. Опять же, антропофаги были чудовищами с самого начала, это была их истинная природа, сущность. А вендиго по сути – финальная стадия процесса превращения человека в монстра, который показан очень подробно, местами с отвратительной детализацией.
Бедный Уилл, в этом путешествии ему пришлось вытерпеть больше, чем в истории с антропофагами. Его чуть не убил вендиго, затем укусил Смертельный Монгольский Червь Олдой-Хорхой(детки просто хотели посмотреть, какого оно пола, но не знали, что это существо — гермафродит), потом избили полицеские, в попытке выжать из него показания, обличающие доктора, а затем снова практически не убил вендиго.
Но, в некоторых ситуациях он проявляет большую силу духа и уверенность, чем взрослые и умудрённые опытом монстрологи. Ему не чужд дух авантюризма и жажда новых знаний, неизведанного. Возможно, именно поэтому, или в том числе, он так жаждет остаться с Монстрологом, при любых обстоятельствах, в ущерб всему остальному. Его чувства к доктору Пеллинору всё так же противоречивы, как и раньше.
«Он так мужественно говорил о своём предназначении, но знал ли он, как сам он близок к ничтожеству, из которого пришёл.»
Но, совершенно точно можно сказать, что он не испытывает к нему сыновьих чувств, так же, как и доктор не испытывает к Уиллу отцовских.
Это привычка, чувство долга, взаимопомощи, целый клубок внутренних конфликтов и чувств. Наш мальчик ко всему ещё и альтруист. Но, он часто ставит под сомнения те или иные решения доктора, без щенячьей преданности, думает своей головой. Это радует.
«- Это очень странно, Уилл, — то, как ты о нём говоришь. Доктор. Шепотом и со страхом – как будто ты говоришь о Боге.»
Диалоги между персонажами, и нашими главными героями – это что-то:)
«— Что ты сейчас делаешь? — спросил он.
— Ничего, сэр.
— Извини меня, но ведь ты мог бы делать это практически в любом месте?
— Да, сэр. Я… Я буду это делать, сэр.
— Что? Что ты будешь делать?
— Ничего… Я буду ничего не делать в каком-то другом месте.»
« — Я хочу видеть доктора, — сказал я.
— О, не надо спешить. Всему свое время, всему свое время. Тебе чего-нибудь хочется, Уилл? Мы принесем все, что ты пожелаешь. Все что угодно.
— Что тебе принести, Уилл? — отозвался О’Брайен.
— Доктора, — ответил я.»
Мы познакомились с новыми персонажами, каждый из которых представляет большой интерес и разнится с остальными.
Сержант Хок — проводник, который решил помочь доктору и нашему главному герою в этом тяжелом путешествии, Но, столкнувшись с не изведанным и страшным, не смог выдержать этого. Он часто путешествовал по этой местности, и не смог принять того, что природа может ополчиться на него. Но, даже на смертном одре он, как и обещал, указал заплутавшим путникам правильную дорогу домой. Мне было его жаль.
Мэриэл Чанлер — женщина из прошлого доктора Уортропа. И да, в этой книге автор балует нас подробностями жизнь мистера Уортропа.
Маленькая Лили Бейтс — любознательная и прямолинейная проныра, которая без опаски листает своего рода Некрономикон и спускается в подземелье, в котором собрана вся палитра монстров, как живых, так и забальзамированных. Строптивая начинающая феминистка, которая, тем не менее, питает некие чувства к нашему главному герою.
Как говорил Уилл — «У неё определённо было сердце монстролога, вот только досталось оно девчёнке».
Концовка очень душещипательная, после прочтения которой сразу же хочется узнать что там будет дальше. Благо, такая возможность вскоре представится.
Мрачная и красивая книга, с отличным слогом и персонажами. Настоящая эстетика отвратительного:) Эта книга прекрасна и отвратительна, жестока и возвышена, она заставляет задуматься о некоторых вещах, важных вещах. Разве не за этим мы читаем книги, не только чтобы развлечься, но и для того, чтобы почерпнуть что-то, копнуть поглубже, так сказать.
Лэйла, 21 августа 2016 г.
Книга показалась мне не настолько интересной, как первая. Да, в ней нет расчлененки, кишок по стенам и моря крови. Однако в наличии море фекалий, экскрементов, пугающих желтых глаз и всего подобного.
Эта книга посвящается самому монстрологу Пеллинору Уортропу, истории его жизни и его любви, верности в дружбе и душевной стойкости. Он предстает совсем с другой стороны: верный друг, человек, расставшийся со своей любовью ради науки, но верный этой любви. Даже когда уже ни у кого не вызывает сомнения, что его друг стал чудовищем, он пытается списывать это на его болезнь и надеется, что он выздоровеет.
Уилл Генри по прежнему предан своему монстрологу. Эта неограниченная ничем преданность временами просто зашкаливает.
В книге много места занимают человеческие чувства: любовь, ненависть, обида, разочарование... Хотя автор большое значение уделяет и атмосфере страха, некоторого ужаса, в которую погружаешься при прочтении романа.
Странно, как такой великий, как в первой книге, человек, как Пеллинор Уортроп оказывается неспособен предсказать, чем станет его друг, попавший под влияние вендиго. Надо сказать, что он разочаровал меня, это сказалось на оценке.
euthanazia, 12 марта 2018 г.
Первая книга о монстрологе была хороша. Не так, чтобы прямо вообще восторг неописуемый, но вполне занятная книга. В ней был не только ужастик, но и ещё кое-какая тайна и даже элементы философии. «Проклятье Вендиго» начинается бодренько, есть загадка, есть экшен, есть философские размышления. Однако в середине книги происходит спад действия, после чего читать становится откровенно скучно, сюжет практически встаёт на месте, много текста с пустыми разговорами каких-то заседаний монстрологов и т.д. Темп повествования возвращается только к последней четверти книги. Финал вполне логичный и ожидаемый, ничего особенного, но и нельзя сказать, что плохой.
Главные герои серии мне нравятся. Монстролог мне напоминает доктора Хауса из одноимённого сериала, я люблю таких персонажей. Мальчишка тоже знает своё место и прекрасно осознаёт своё значение для доктора. Совершенно не раздражающий подросток, как ни странно.
К минусам также можно отнести описания человеческих физиологических мерзостей типа испражнений и прочей блевни (прошу прощения).
В любом случае я продолжу читать цикл, особенно учитывая, что оценки последующих книг даже выше, чем у первой.
alex great, 7 февраля 2016 г.
Продолжение захватывающего романа «Ученик монстролога» вышло немного менее динамичным, чем первая книга,но не лишенным той атмосферы ,которая была в первом романе и прекрасного стиля автора.Особенно удачным вышла первая половина романа,где герои в поисках доктора Чанлера,старого знакомого и друга Уортропа, путешествуют через дикие земли заснеженного леса в окрестностях Песчаного озера близ Рэт Портиджа(западная граница Канады),борясь с лютым холодом и не менее лютым неизвестным преследователем.Атмосфера просто превосходная.Но вот они выбираются в город и динамика сходит почти на нет,переходя в размышления о природе болезни спасенного доктора Чанлера и взаимоотношениях между женой доктора и Пеллинором Уортропом.Лишь ближе к концу сюжет вновь оживает и заставляет немало переживать за судьбы Уилла Генри и Уортропа. Гоняясь по всему Нью-Йорку 19 века за ужасным аутико в которого все-таки превратился Чанлер, герои испытают на прочность свои и читательские()) нервы. Отличный приключенческий роман ,не уступающий по своим достоинствам первому.