Дмитрий Глуховский «Метро 2033»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Постапокалиптика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Умирающая Земля
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Книга повествует о людях, оставшихся «в живых» после ядерной войны. Почти всё действие разворачивается в московском метрополитене, где на станциях и переходах «живут» люди, питающиеся тем, что смогли вырастить в кромешной тьме бесконечных, мистических и ужасных тоннелей. Это мир, в котором «сто грамм чая – пять человеческих жизней. Батон колбасы? Пожалуйста, совсем недорого, всего пятнадцать жизней. Качественная кожаная куртка, сегодня скидка, вместо трёхсот – только двести пятьдесят – вы экономите пятьдесят жизней».
На поверхности хозяйничают животные, мутировавшие под воздействием радиации, но сумевшие выжить и теперь представляющие собой кровожадных монстров, стремящихся поживиться всеми, кто осмелиться выйти наружу, мало того они пытаются проникнуть и внутрь, хотя внутри – глубоко под землёй – в метро и без них хватает всякой нежити.
Но и с людьми не все так просто – они поделились по разным направлениям – на одной ветке живут нацболы-фашисты, красная, конечно же, принадлежит коммунистам…, казалось бы, мир уже разрушен, но неугомонные люди, вместо того, чтобы объединиться и, помогая друг другу, попытаться выжить, и в метро продолжают устраивать кровопролитные войны и конфликты…
«Когда-то давно Московское метро замышлялось как гигантское бомбоубежище, способное спасти десятки тысяч жизней. Мир стоял на пороге гибели, но тогда ее удалось отсрочить. Дорога, по которой идет человечество, вьется, как спираль, и однажды оно снова окажется на краю пропасти. Когда мир будет рушиться, метро окажется последним пристанищем человека перед тем, как оно канет в ничто»
PS: Любителям игры Fallout книга должна очень понравиться =)
Книга имеет несколько редакций:
Первый вариант книги, состоящий из 13 глав Был размешен автором на сайте m-e-t-r-o.boom.ru.
от автора: «Главный герой в первой версии погибал от шальной пули. Так было надо по сюжету, с моей точки зрения. Но издательства отказались публиковать книгу в таком виде, говоря, что это не их формат. Тогда я опубликовал себя сам — в интернете. Создал сайт и разместил там текст. Через некоторое время он приобрел известность, сайт посетили десятки тысяч людей. Многие из прочитавших требовали оживить героя и продолжить книгу. Несколько лет спустя я и сам дозрел, собрался и переписал роман.»
Переработанный и дополненный второй вариант был размещен на сайте m-e-t-r-o.ru.
Как и в первом варианте, текст размещен по главно и по ходу каждой главы есть ссылки на музыку подобранную автором и рекомендуемую для прослушивания во время чтения. Музыка очень точно передаёт настрой книги, и я советую тем, кому не жалко трафик и хочется полностью погрузиться и прочувствовать книгу, читать её именно с сайта, со звуком.
При втором издании романа были сделаны небольшие изменения, подстроенные под уже задуманный сиквел. Например: судьба Хантера, четко известная в интернет-версии, в новой редакции не рассказывается, и Хантер снова появится в первой главе «Метро 2034».
Входит в:
— цикл «МЕТРО»
Номинации на премии:
номинант |
Премия «Боб Моран» / Prix Bob Morane, 2011 // Переводной роман (Россия, 2005) | |
номинант |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2011 // Книга года. 8-е место |
- /языки:
- русский (17), английский (4), немецкий (5), испанский (5), французский (4), португальский (2), итальянский (3), греческий (2), шведский (3), датский (1), голландский (1), финский (1), норвежский (1), литовский (2), чешский (3), эстонский (1), украинский (1), польский (9), словацкий (1), словенский (1), болгарский (3), венгерский (4), сербский (1), хорватский (1), грузинский (3), узбекский (1), арабский (1), тайский (1), персидский (1), китайский (3), корейский (1), японский (2), азербайджанский (2), румынский (1), турецкий (3)
- /тип:
- книги (83), аудиокниги (12)
- /перевод:
- Ш. Абдуллаев (1), Ф. Азсан (1), И. Алебич (1), А. Аль-Хусейн (1), М. Аль-Хусейн (1), К. Амирэджиби (3), С. Аргиропулу (2), Д. Баноглу (3), П. Баррус (1), О. Валлин (3), В. Велчев (3), Д. Древс (5), В. Жостаутас (2), Э. Ибрагимов (2), Ч. Кетинг (1), Х.Р. Ким (1), С. Кондич (1), У. Лаур (1), Б. Мартон (4), К. Маццуккелли (3), Х.Х. Муссарра Рока (4), З. Недбалова (1), А. Ога (2), А. Ольтеану (1), В. Петернел (1), П. Подмётко (9), Р. Ржежабек (3), П. Росадо (1), Н. Рэндалл (3), Д. Савин (4), А. Сухонен (1), В. Фичор (1), Д. Фолдуу (1), Я. Хансен (1), Ч. Хэнчже (1), А. Чиварунатай (1), Б. Щавурский (1), С. Юэ (1), П. ван дер Вёрд (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
fox_mulder, 21 июня 2013 г.
Вы никогда не задумывались над тем, какие критерии отличают книгу, написанную писателем-профессионалом от откровенной любительщины? Любительские опусы, предназначенные исключительно для самиздата, обычно сочиняются на досуге, в свободное от прямой работы время, а их основной читательской аудиторией изначально является довольно узкий круг друзей, знакомых, соседей, друзей знакомых, соседей друзей, за которыми еще предстоит немало побегать с воплями: «Я тут такую книжку сочинил. Почитайте, ну что вам стоит!». Типичному самиздатовскому автору-любителю обычно нет дела до хромающей во все стороны литературной стилистики, многочисленных повторений одних и тех же местоимений или словно вырубленных из огромного куска древесины, кондовых диалогов — ведь вероятность того, что произведение попадет в руки людей с филологическим образованием изначально равна нулю, так для кого стараться? Кроме того, типичному самиздатовскому автору-любителю нет никакого дела и до провисающего сюжета с полным отсутствием внутренней логики или чудовищного количества научных ляпов, допущенных на страницах его произведения — ведь добрый сосед дядя Коля из квартиры №8, который любезно согласился почитать его творение все равно не разбирается в тонкостях эволюционной биологии и не имеет ни малейшего представления, что 20 лет — слишком мизерный срок для мутации сложных организмов в новый биологический вид. Поймите правильно: я ничего не имею против авторов-любителей, размещающих свои произведения на сайте «Самиздат». В конце концов, в самом желании творить нет ничего плохого: чем черт не шутит, а вдруг, следующая книга получится значительно лучше предыдущей, и раздвигая в разные стороны кипу всевозможной макулатуры, на свет вылезет очередной крепкий писатель-профессионал? Плохо другое — когда подобные низкопробные поделки, написанные для соседей знакомых ВНЕЗАПНО попадают на стол редактора крупного издательства, и тот, спекулируя на модной тематике решает издать сей опус, причем в первоначальном виде и с полным отсутствием какой-либо редактуры. На любительский опус приклеивают весьма увесистый ценник, а все средства, которые можно было бы потратить на доработку книги или зарплату корректорам пускают на изготовление огромных рекламных стендов, которые стоят в любом крупном книжном магазине, суля потенциальным покупателям как минимум «роман десятилетия». Таким образом, изначально узкая читательская аудитория расширяется до десятков тысяч человек и на тумбочках потенциальных потребителей появляются свежекупленные книжные поделки наподобие «Метро 2033».
Собственно на этом отзыв можно заканчивать, ибо роман Глуховского впитывает в себя абсолютно все недостатки, присущие любительским фанфикам, написанным по мотивам известных фильмов или любимых компьютерных игр. Попытаюсь облегчить задачу тем читателям, которые все еще раздумывают над тем, стоит ли им тратить кровные сбережения на покупку самого распиареного российского романа прошлого десятилетия — представьте, что в культовой CRPG «Fallout» глобальная карта представлена в виде схемы Московского Метрополитена, сократите количество действующих NPC до десятка субъектов с нулевой проработкой характеров, кастрируйте разветвленные диалоги до всего лишь двух вариантов — либо односложные рубленые фразы, либо неконтролируемая словесная диарея, густо замешанная на банальности в десятичной степени и чудовищном количестве ПАФОСА!!!!!111 Полностью удалите своеобразный фоллаутовский юмор, а любые намеки на язвительную сатиру замените фигурами коммунистов и нацистов — настолько утрированными и карикатурными, будто их перерисовали с иллюстраций старого советского журнала «Крокодил». Ну и конечно, авторский месседж — как же без него, который полностью укладывается в донельзя банальную фразу «Умирать тоже надо человеком», которую автор очевидно считает чем-то вроде Священной Заповеди и поэтому заново пересказывает ее почти в каждой главе, постепенно умножая количество букв и использованных восклицательных знаков.
Впрочем, современных читателей (особенно российских) этим не испугаешь — и пробравшись в самую глубь темного тоннеля, разбирая на своем пути пудовые завалы авторской стилистики, перепрыгнув через множество трещин, образовавшихся в результате крайне небрежной проработки местного сеттинга, они в конечном итоге окажутся перед огромной черной дверью, за которой их вовсю поджидает финальный сюжетный твист, по совместительству являющийся основной идеей данного произведения. И если неофиты от мира большой фантастической литературы предсказуемо будут скакать от восторга, то всех читателей, знакомых с жанров мягкой гуманитарной фантастики не понаслышке, концовка романа Глуховского столь же предсказуемо ввергнет в еще большую тоску, нежели его начало. При этом, кто-то с ностальгией вспоминает кардовскую «Игру Эндера», а у других руки сами потянутся к заветной полке, на которой стоит томик с «Отелем «У Погибшего Альпиниста» непревзойденных братьев С. — при общем сходстве концепций с финалом «Метро 2033», роману Глуховского до них — как до Луны на электропоезде московского метрополитена!
Первоначально, я собирался закончить сей отзыв заранее заготовленной фразой «Впрочем, чего иного можно было ожидать от заурядного любительского фанфика?». Но уже в процессе написания, я внезапно понял, что после многочисленных переизданий, переводов романа на другие языки, двух полноценных игроизаций и покупки голливудской студией прав на киноэкранизацию, это сочинение перестало отвечать смысловым критериям данного термина. И тогда мне на помощь пришло само издательство «Эксмо», честно и без обиняков нарекшее всю серию книг «Метро 2033» «литературным проектом». Изданный в 2000 году «Новый словарь русского языка» за авторством Т.Ф. Ефремова определяет проект, как
1) План создания чего-л., включающий в себя описание, чертежи, макеты и т.п.
2) Предварительный текст какого-л. документа, представляемый на обсуждение, утверждение.
3) Замысел чего-л.
По-моему, точнее не скажешь. :wink:
nibbles, 30 сентября 2010 г.
«Метро 20XX» наглядно иллюстрирует и безжалостно выпячивает ТРИ основные проблемы современной русской фантастики. Эти проблемы взаимосвязаны и не могут не расстраивать.
ПЕРВАЯ.
Крайне низкие притязания и запросы читателя. Высокая оценка ставится какому-то переводу-подстрочнику с корявым русским языком. Книжонке с плоскими, странно плывущими характерами персонажей, наивными «размышлизмами», банальными наблюдениям, пошлым «типа юмором». Фанфику некоей «бродилки-стрелялки-квеста».
ВТОРАЯ.
Наплевательское отношение писателей к используемой «предметной области». Вы помните старика Хейли — «Отель», «Аэропорт», «На высотах твоих»? А теперь сравните уровень погружения в тему Хейли с аналогичным — писателя Глуховского в «Метро...». Наивно. Профански. Обывательски... (Что-что? «Метро 20ХХ» не про это!»? А про что? Нет, «о чем» — я знаю-читал, а вот «про что» и «для чего»? Опаньки, и — задумались, да?) Глуховский даже не ознакомился с планами строительства Московского Метрополитена, которые сделаны на 12 лет вперед и лежат в открытом доступе, потчует читателя этими набившими уже оскомину байками о гигантских крысах. Он знает о метро еще меньше меня, читателя — обычного наблюдательного пассажира подземки! Старик Хейли ради своего «Отеля» (и, в итоге, ради меня, своего читателя) фактически проработал полгода в отельном бизнесе, прочитал порядка 30 книг других профессионалов по этой тематике, а ради «Вечерних новостей» ему было «не в лом» «метнуться» в Перу для сбора информации о тамошних партизанах. А что ради своего «Метро» сделал Глуховский? Проехался пассажиром по некоторым веткам? Почитал желтую прессу? Послушал байки московских фантазеров-диггеров в больших желтых шлемах про крыс-мутантов и потусторонние голоса?
Ну, да ладно — профанация и графомания современных писателей — не так уж и страшно. В конце-концов они таки вымрут. А вот «третья проблема»...
ТРЕТЬЯ.
Маркетинг, маркетинг, чертов маркетинг! С помощью рекламы можно раскрутить все, что угодно. Даже откровенный шлак. Следовательно, ни писателям не надо напрягаться — они все равно «продадутся», ни читателям думать не нужно — в их мозги с помощью рекламных роликов, растяжек и плакатов будут намертво вколочены фразы-установки: «шедевр!», «прикинь, тираж — ого-го-миллионов!», «все покупают, а ты...!», «это же модно, чувак!»
ИТОГО.
За что столь низкая оценка... За УБИЙСТВО идеи. При отягчающих... Недаром говорят: «В некоторые головы идеи приходят умирать». Фантастический роман-шедевр о метро уже никогда и никем не будет написан (а замечательные Олди на эту тему будут «обжегшимися на молоке» обходиться десятой дорогой), т.к. идея убита и дискредитирована, а труп расчленен и уничтожен. А ведь можно было написать такое шедевральное произведение, которое встало бы на одну полку с производственными романами Хейли и Драйзера.
Black ermine, 17 ноября 2018 г.
Самое хорошее, как мне кажется, определение для «Метро» Глуховского — литературный фастфуд.
Да, книга увлекательна, спорить с этим нельзя. Читается влет — за это сразу плюс балл. И на этом достоинства книги заканчиваются.
Когда вы заходите перекусить в забегаловку известной красно-желтой сети, вам тоже как правило вкусно. Но в процессе вы все равно понимаете, что за этим стоит совершенно нездоровый пищевой состав, а вкус в основном происходит из глутамата натрия. Что постоянно так питаться нельзя, если ваше здоровье вам хоть сколько-нибудь дорого. В лучшем случае, тут можно под настроение перехватить гамбургер раз в полгода, просто чтобы напомнить себе, что такая еда тоже бывает.
Примерно такое же впечатление производит и «метророман» Глуховского. Вы его читаете, вам интересно, но на краю сознания все равно постоянно мельтешит понимание, что все это — дичайший бред. Невнятные герои. Нереалистичный мир. Неуклюжие попытки проводить «тонкие» исторические аналогии. Натужное морализаторство. Попытка сделать конец-переворот вместо «ужасного откровения» вызывает смех. Про мелкие огрехи в матчасти и делах военных я даже и не заикаюсь.
Знаете, как нужно читать «Метро», чтобы получить от книги удовольствие? Необходимо полностью и целиком отказаться от анализа. Отключить разум. Сосредоточиться исключительно на эмоциях и позволить волнам колченогого сюжета нести ваше воображение по бушующему морю картонного сеттинга. Тогда зайдет. Но малейшая попытка осмысления убьет все плюсы на корню.
P.S.
Немного личного брюзжания. Хотя отечественное фентези и фантастика отстают от западных, у нас тоже есть чем гордиться. У Лукьяненко, Пехова, Зоричей, Смирнова и, не к ночи будь помянут, Перумова встречаются очень и очень достойные вещи, а пара их вселенных вполне достойна международного масштаба. Да что там говорить, даже «Второго шанса не будет» Цормудяна и «Приграничье» Корнева на голову выше «Метро» и по задумке, и по исполнению. И это не смотря на то, что оба цикла предназначены сугубо для российского читателя. А теперь посмотрите сколько переводов на иностранные языки у Пехова и сколько у Глуховского, и заплачьте.
kerigma, 26 февраля 2010 г.
Все началось с того, что я нежно и давно люблю рассказ Олдей «Восьмой круг подземки», в котором метро изображено этаким страшным квестом на выживание, который нужно пройти герою, чтобы в конце получить приз. И вообще идея метро как объекта повышенной опасности, в котором проходит некий глобальный квест, кажется мне очень привлекательной. Вот вы в детстве любили лазить по стройкам и заброшенным зданиям, ходить в пещеры и играть в прятки? Тогда вы должны понять, о чем я :) А метро, особенно такое большое и старое, как московское — это же квинтессенция всего этого, идеальное место для игр для нашего индустриального поколения.
Так что идея с остатками человечества, которые скрываются в московском метро после очередной мировой катастрофы очень и очень заманчива. В этом метро куча всякого интересного, и союзы отдельных станций, и безголовые мутанты, и потайные ходы, и свои недо-религии, и «коричневое жидкое зло» ( :haha: простигосподи!), и книги с сакральными письменами, и таинственная угроза невнятных монстров с поверхности — все как надо, короче. В общем, нельзя отказать Глуховскому в том, что сама идея просто отлична. Он создал прекрасный антураж для компьютерной стрелялки или игры в Дозор. Я бы с такое сыграла))
А вот дальше, как говорится, кончили за здравие, потому что антуража для романа все-таки недостаточно. А все остальное, что в нем есть, гораздо хуже качеством.
Признаться, первые двести страниц я была уверена, что это стеб чистой воды. В качестве стеба он был бы вполне ничего. Потому что там есть и «мутанты с филевской линии» (эй, москвичи, кто у нас живет на Филевской? :bigeyes2: ), и «татуировка в виде изуродованной радиацией птицы с двумя головами» , и коммунисты-сталинисты, и коммунисты-троцкисты с портретом Че Гевары, и фашистский лозунг «метро для русских», и скульптурная голова какого-то коммунистического деятеля, про которую начитанный главный герой решил, что это, должно быть, голова Иоанна Крестителя :leb:
Более того, там есть пафос. Нет, не так. ПАФОС. Вслушайтесь, в книге пару раз *всерьез* повторяется буквально следующее: «Бойся истин, сокрытых в древних фолиантах, где слова тиснены золотом и бумага аспидно-черная не тлеет» (знаки препинания проставлены мной) :roof: В итоге, правда, непонятно, зачем, потому что по сюжету это никак не срабатывает, но какие слова, ибо ваистену!)
Вообще эти пафосные фразы местами просто не в бровь, а в глаз. Вот так бываешь приезжаешь из Питера зимой или поздней осенью в 6 утра на площадь трех вокзалов, несмотря на раннее время, все уже запружено народом с баулами, грязными детьми, цыганками, вонючими бомжами. Сначала стоишь полчаса в толпе у входа в метро, пока оно не откроется, потом еще полчаса — в самом метро в жуткой давке у касс, между злобных теток с баулами и невыспанной гопоты. Смотришь на их лица и понимаешь, что действительно, «власть тьмы — самая распространенная форма правления в Московском метрополитене».
К сожалению, примерно на середине этот жуткий глум сошел на нет и начался стандартный такой сюжет-стрелялка. Собралась банда «настоящих мужиков» с калашами и пошли «на задание». В принципе, до последней главы сюжет довольно интересный, но сколь-нибудь оригинальным его никак не назовешь. Про обоснуй я вообще молчу, этого мелкого зверя злобно растоптали еще на этапе создания антуража метро-мира, но все же... Печально, что финал так прост для такой хорошей задумки, раз — и отделался, но с таким финалом сюжет получается совершенно провальным.
Примерно с середины книги описанный выше глум начинает уже надоедать, особенно с тех пор, как перестает быть смешным. Мне тут сказали, что на самом деле он это все всерьез, но я отказываюсь верить. Как бы там ни было, книга не то чтобы затянута — она растянута. Бесконечные занудные пассажи, где героя на протяжении двух страниц мучает страх перед неизвестностью или другой герой выдает кухонные рассуждения о боге и предназначении. Я, в общем, не сильно пострадала, потому что читала это по диагонали, пропуская целые абзацы графомании, которые все равно ни уму, ни сердцу. Но, имхо, книге было бы значительно лучше, если бы автор был чуть меньше графоманом и чуть больше думал об сюжете и обоснуе.
Дядюшка Шу, 20 марта 2010 г.
Книжку дочитал через силу. Абсолютный эталон графомании. Потраченного времени жаль. Но отзыв напишу.
Я вообще-то очень благожелательный и добрый к автору читатель.
Я готов принять любые допущения.
Свиньи в темноте нагуливают жир? Хорошо, пусть так, верю.
Электричество берётся из провода, который уходит в стену? Ладно, согласен. Не барское дело знать, откуда электричество берётся.
В трубах живут мистические звуки? Верю, верю, у меня у самого они в трубах живут, которые из унитаза выходят и опять-таки в стену уходят...
В заброшенном метро нет проблем с водой, с дровами, с патронами? Ну конечно же, это же всё принесено с поверхности, из близлежащих ларьков. Батарейки там, самое необходимое ещё что? Йогурт, наверное. Тридцатилетняя выдержка для батареек и йогурта самое то, я это по коньяку знаю.
В метро водятся крысы размером с порося и есть потайные пути в Ад? Да, слышал это ещё в девяностые — в газетах писали.
Животные и люди моментально и страшно мутируют от радиации? Да, уверен в этом. Я десять лет в РВУ работаю (РВУ — радиационно вредные условия), за это время страшно мутировал: постарел лет на десять, желчный весь стал, придирчивый...
Я во всё готов поверить, и я верю.
А вот когда люди ведут себя в предложенных обстоятельствах неадекватно — вот это косяк непростительный.
А здесь все герои рефлексируют по поводу всяких общечеловеческих ценностей, будто 30 лет по уши в го$не не жили; ГГ не знает с какого конца палка стреляет, патрон семёру от пятёрки не отличает и называет патроны пульками, автомат оценивает по новизне, со страшной силой опасается всех маргинальных мужиков, которые, по его идефикс, дадут ему по мордасам... При этом ГГ живёт в мире, где патрон — платёжное средство номер раз, где насилие — норма, где с оружием спят даже малые дети.
Психологи по этой книжке, думаю, все юношеские комплексы автора ясно увидят, а меня чужие юношеские комплексы, увы, не заводят.
Практически все герои неадекватны ситуации. А следовательно и книжка хреновая, и аффтар хреновый.
evegraph, 17 января 2012 г.
Обыкновенно я бросаю подобные книжки, не дочитав и до середины, как правило, хватает пары десятков страниц, чтобы полностью составить впечатление и не тратить время дальше. Но тут уж пришлось, осилить в полной мере, поскольку того требовали обстоятельства. И если быть откровенным, усилий потребовалось немало.
Необходимость в полном прочтении возникла из за того, что популярность этого посредственного текста, каким он мне показался поначалу, превысила все возможные пределы. Поэтому я был вынужден задать себе вопрос: «может быть я что-то пропустил?». Как оказалось, пропустил я очень многое. И напрасно некоторые недоброжелатели твердят, что не будь у «Метро» такой бешеной раскрутки, валяться бы ей в самых глубоких недрах самиздата, где никогда не ступает нога человека. Теперь, когда я прошел этот квест от начала до конца, мне стало понятно, что роман с самого начала был обречен на ошеломительный успех.
И первым условием успеха здесь явился сюжет. Кто его не знает, для тех расскажу вкратце, одним абзацем. Есть Артем, главный герой, живет он на станции Московского метрополитена ВДНХ, и вместе с ним, все остатки человечества сохранившиеся в обозримых пределах. Ядерная война уничтожила всю приличную жизнь на земле, поэтому люди освоили подземные чертоги имени В. И. Ленина. В Артеме нет ничего особенного, кроме того, что он традиционно избранный, и обладает какими-то, не очень ярко выраженными способностями. Как у всякого избранного, в его жизни, в один прекрасный момент появляется свой личный Морфеус, по имени Хантер. Гендальф вручает своему Фродо какую-то загадочную хреновину, и отправляет, одинокого, сопливого юнца в самое опасное путешествие, цель которого, потенциальное спасение остатков человечества. На пути нашего героя ждет множество испытаний, лютых врагов, и верных друзей. Кароче говоря, сюжет обычный. Хорошо замаринованный, избитый и прожаренный прошлыми поколениями писателей до хрустящего блеска. А массовый читатель, очень любит что-то знакомое, уютное и не слишком требовательное к задействованию ресурсов активного воображения.
Вторая удача, это сеттинг. Метрополитен знаком многим с младых ногтей, волос и молочных зубов. Подавляющее большинство жителей столицы, проводят в метро около десятой части своей жизни, даже больше чем в душе, за едой или в туалете вместе взятых. При этом, место это, никогда не теряет своей притягательной загадочности, что делает его идеальной песочницей для фентезийных приключений.
Ну и третья часть, на мой взгляд самая главная, без которой успех не был бы полным, и книга получила бы максимум 50 — 100 тысяч тиража: Философия. Философские размышления главного героя и каждого из второстепенных персонажей, занимает примерно две трети книги. Если На пути Артема встречается персонаж, который не собирается его убивать, вы можете быть уверены, что скоро состоится изнуряющий своей пошлой очевидностью философский диспут или, что вероятнее, монолог, а после, вы проследуете в голову главного героя, и ознакомитесь его пространные размышления на эту тему, которым никогда не будет суждено отозваться даже смутным эхом, в структуре повествования. Но эта философия выполняет здесь другую, гораздо более важную роль, чем поддержание драматургической целостности: она влияет на умыы читателей с неокрепшим мозгом совершенно неожиданным, лично для меня, образом: читатель начинает думать, что он купил не просто дешевое фентези про подземку, с приключениями и перестрелками, а еще и умную вещь, над которой можно поразмышлять, а после кинуть пару постов с цитатами в контактик.
Именно эта загадочная способность писателя Глуховского и кажется мне самым ценным фантастическим допущением в его книге. Писать нудные и очевидные всем вещи, известные каждому, кто освоил хотя бы треть школьной программы по литературе, и при этом оставаться в глазах читателей чуть ли не титаном духа и разума.
Говорят, что хороший художник заимствует, а гениальный ворует. В этом смысле Глуховский конечно гений. И я говорю не об упомянутой выше завязке с избранным, ее использование, еще не повод для обвинений, даже не смотря на то, как топорно и тупо, без намека на изящество, она выполнена. Главная украденная деталь — развязка. И это именно деталь. Автор взял Хьюгоносный роман Орсона Скотта Карда «Игра Эндера», который похож на блистательный Майбах, выдрал из него кусок, служащий ключевой идеей романа, и приладил к своим дребезжащим Жигулям. Выглядит оно, именно так отвратительно, как кажется. И не нужно думать, что это походит на фанатскую реминисценцию, или любовное цитирование, здесь настоящее воровство неожиданного сюжетного хода, практически дословное копирование с заменой жуков на «черных». Естественно аудитория превозносящяя творчество Глуховского, вообще ничего не заметила, поскольку читают эти люди мало, и как правило не слишком разных авторов, ведь если бы они читали много, на фантлабе рейтинг у книги был бы не почти 8, а в лучшем случае 5.
Бесполезно советовать или не советовать читать «Метро 2033». Как свинья всюду найдет грязь, читатель с неразвитым вкусом всегда подберет себе подходящее чтение. Именно для него работают все книжные магазины, для него пишет подавляющее большинство отечественных, да и не только, писателей моего любимого жанра — фантастики. Как нещадное модифицирование генома помидора делает его безвкусным, так и замена авторского вдохновения на искусственные математические рассчеты читательской реакции, делают литературу совершенно безжизненной. Последнее время заметна очень неприятная тенденция: плохие авторы собираются в кучи и пишут свои плохие книги под предводительством «мудрых» продюссеров типа Рыкова. «Метро» это даже не роман, а локомотив собранный из ворованных деталей, который тянет за собой целый состав дрянной мукулатуры. Это можно читать, а можно и не читать. Но лучше бы этого никогда не было.
GLikodin, 18 октября 2020 г.
Эта книга — худшая их тех, что я прочитал полностью. Читал я, конечно, и хуже книги, но их я забрасывал, а вот из тех книг, которые я дочитал до конца, эта — худшая. Попала она мне в руки уже через много лет после того, как ее название гремело на каждом углу, и я с мыслями: «Ну наконец-то ознакомлюсь с этим бестеллером», и в предвкушении погружения в удивительный постапокалиптический мир, принялся читать. Уже после 50 страниц я начал подозревать, что тут что-то не то, а после половины книги был полностью уверен, что меня нае... обманули, но все-таки дочитал до конца исключительно из-за распиаренности сего творения, хотя под конец и приходилось натурально задействовать силу воли чтобы продолжать чтение.
Потом, где-то на протяжении недели, находясь под впечатлением от этого шедевра, я много думал над тем, что есть хорошего в этой книге. Потому что должно же быть хоть что-то хорошее в любой, даже самой плохой, книге. И после долгих размышлений единственное хорошее, что я нашел в этой книге — это идея мира. Не знаю, насколько это реалистично с научной точки зрения, но идея того, как люди выживают в замкнутой системе метрополитена, по-моему весьма интересна, и из нее можно было бы выжать много разных вкусностей.
Больше положительних моментов в книге просто нет. Идея интересная, реализация мира — убога до невозможности. К примеру, в постапокалиптическом мире, который по идее должен был полностью изменить облик человеческого социума, почему-то сохранились группировки коммунистов, нацистов. Складывается впечатление, что люди не выживают в суровейших условиях постапокалипсиса, не борятся за ограниченные ресурсы, а бесятся с жиру: «Скучно, ребята, чем бы нам таким заняться? А давайте будет строить коммунизм! А давайте будем строить рейх!» Зачем? Как это поможет выживанию в новых условиях мира? Непонятно. Странно, что нету группировки феминисток, группировки вегетарианцев и группировки любителей подтягиваний на турнике под треки Миши Маваши. Такое ощущение, что книга является пародией на саму себя. Ближе к середине у меня на полном серьезе стали закрадываться подозрения, что может быть это автор стебется, и на самом деле эта книга является юмористической, а я дурак до сих пор этого не понял. Но нет же, это все подается на серьезных щщах.
Абсолютно все герои карикатурные. Мотивация поступков у абсолютно всех героев отсутствует напрочь. Особенно в этом выделяется главный герой — понять причины, которые заставляют его совершаить те или иные действия, не представляется возможным. У меня даже родилась теория на этот счет — по сюжету он попадает в метро в самом начале своего сознательного возраста, соответственно рос он без всякой школы и без какого либо образования, может быть поэтому он просто вырос умственно отсталым? И вы знаете, когда я додумался до этого, все сразу встало на свои места. Почти всегда главный герой действует так, как действовал бы на его месте умственно отсталый. Правда, моя теория не объясняет поступки остальных героев...
Атмосфера мира отсутствует полностью, как я уже упомянул, не складывается ощущения какого-то сурового, опасного и ограниченного в ресурсах мира, нет, наоборот мир выглядит процветающим, флегматично-добродушным как кастрированный кот. Язык повествования примитивный, диалоги тупые и плоские.
Сюжет скучен и затянут так, что после половины книги я начал опасаться, что от зевоты у меня треснет челюсть. По большей части не происходит вообще ничего, главный герой или просто куда-то идет, или бесцельно шатается по очередной станции. Кроме того персонажи постоянно начинают рассказывать друг другу какие-то скучные истории, которые вообще никак не влияют на сюжет (впоследствии я прочитал, что автор особенно гордится этой фишкой, типа это сильнее погружает в мир), и постоянно пускаются в пространные философские рассуждения на уровне пятого класса. Это вообще любимое занятие героев, посреди и без того затянутого сюжета и «событийного вакуума» вдруг сесть вокруг костра, и начать делиться нудными историями или долго и обстоятельно философствовать, а ты читаешь это все и думаешь: «Censored*, Censored*, да займитесь вы уже делом, вашу Censored*». Все это еще сильнее затягивает повествование, и крайне бесит. Серьезно, если из книги выбросить ходьбу и бессмысленные разговоры — от первоначального объема останется процентов 20-25.
Когда же с героем, наконец-то, слава богам, начинает происходить хоть что-то, то это что-то зачастую бывает мистическим, и впоследствии никак не объясняется. Наверное, мистические вещи и не должны иметь объяснения, но так можно придумать вообще любой бред, который взбредет в голову, и обосновать это тем что, ну, мистика-же. Собственно, автор так и делает.
В общем, в этой книге плохо абсолютно все. А контраст между «ожиданием» (благодаря пиару) и «реальностью» совершенно потрясает психику, прошло уже несколько лет как я прочитал сей опус, а я до сих пор под впечатлением.
Taaroa, 22 ноября 2015 г.
Вот даже не знаю какую оценку поставить.
Сам по себе мирок метро с точки зрения здравого смысла откровенный даже не бред. Просто фееричная глупость.
Прошло 20 лет после ядерной войны, уровень радиации на поверхости такой что туда нельзя выходить практически совсем.
Даже в зоне чернобыля люди живут, а там в сравнении с ядерным взрывом был реально чудовищный выброс радиоактивного вещества. При ядерном взрыве радиоактивность падает до приемлемых значений очень быстро, за несколько дней. Уже через несколько часов в эпицентре вовсю работают дозиметристы. Сейчас например на семипалатинском полигоне в эпицентрах взрывов вообще считай безопасно.
В книге же описана абослютно нереальная ситуация.
Далее в книге почти ни кто не ходит наверх, сталкер профессия редкая и почитаемая, но несколько десятков тысяч людей живут, вырабатывают кучу электричества, ездиют на дрезинах и не напрягаясь двадцать лет жгут костерки даже на самых захолустных и необитаемых станциях. Из чего жгут? Из рельсов?
Одних дров на это надо поставлять с поверхности вагонами.
Сколько нужно при этом энергии на одну вентиляцию чтоб не задохнуться как то забыто. А это на 300 с лишним км тоннелей сотни тонн топлива для генераторов. Народ ставит блок посты на которых их убивают, а мимо могут ездить дрезины не останавливась. Простите шпалу на рельсы положить религия не позволяет, перекрыть тоннели на входах станций решетками сваренными из любых труб которых в московском метро более 12000 км тож религия не позволяет, тем более что варить есть чем, в силу наличия электричества.
Перечислять эту глупость можно вечно.
И на фоне всей этой фантасмагории сюжет, герои их отношения, характеры уже не всопринимвются потому как ситуации в которые они попадают невозможны.
Возникает вопрос, какими способами автору удалось добится такого количества преводов на кучу языков, таких тиражей и количества изданий. Если за бугром по таким книгам судят об уровне российской фантастики в результате, то мне очень жаль.
Посталю 1. Жаль нет отрицательных оценок.
Angvat, 23 мая 2017 г.
«И так сойдет…» (герой одного советского мультика озвучивает мысли автора по поводу проработки антуража данного произведения).
Есть у меня такое субъективное убеждение: если ты плохо подкован в том или ином вопросе, не нужно ставить его во главу угла своего произведения. Иными словами, сели ты даже ОБЖ в школе прогуливал, не нужно рисовать постъядерный мир. Ведь к твоим услугам вторжение демонов, инопланетян, любых мистических сил, где все твои фантазии будут смотреться реальнее и органичней. Незачем плодить мрачный бред в «реалистично антураже», если ты даже не понимаешь, как и сколько действуют радиоактивные осадки.
Метро 2033 – как раз типичный пример того, когда автор пишет не задумываясь над деталями вообще. Из отзывов различных людей по поводу того, что автор ничего не смыслит в устройстве метрополитена/оружии/радиации/необходимых для человека продуктах питания/социальном устройстве общества/подставьте еще, что хотите можно составить отдельную книгу. Герой просто идет из пункта А в пункт Б, а писатель повсеместно пичкает нас логическими и техническими ляпами. То есть все плохо, совсем плохо.
И когда-то, ооочень давно, эта книга мне даже понравилась (еще когда она существовала в первоначальном варианте лишь в интернете). Тогда я был молод, глуп, только что поиграл в Fallout и кушал все без разбору на тематику постапокалпсиса. Но времени-то с тех пор прошло огого. Я постарел и прочел много литературы куда выше рангом. А метро не то что осталось таким же, оно стало даже хуже. Перечитав какое-то время спустя уже изданный в бумаге вариант, я пришел в священный ужас от данного опуса и его общего качества. Не так давно я попытался прочесть 2035 и не продрался дальше пары десятков страниц. Автор обленился настолько, что сюжетные повороты свелись к примерно «мы пойдем по самой опасной дороге, потому что по пьяни потеряли документы». Про то, что творят многочисленные продолжатели, мне даже думать не хочется. Не хочется думать, что кто-то это читает. За деньги. А то как-то совсем печально становиться.
В общем если вы хотите получить хоть сколько-то хорошего произведения, обходите тусклый метрополитен десятой дорогой. Не повторяйте ошибок моей юности. В нашу эпоху, когда книги и различные мнения о них доступны как никогда, можно найти сотню-другую более достойных трудов в этом жанре .
Bailee, 15 ноября 2010 г.
Вчера закончил чтение этого опуса (назвать сие произведение книгой не поворачивается язык). Почитал комментарии на этом сайте — во многом согласен с критически настроенными ораторами. И сейчас я распишу, в чем именно и почему.
Что касается языка и стиля изложения материала — на мой взгляд, общий стиль совершенно графоманский. Окажись этот текст, или его часть, под спойлером в курилке какого-нибудь нелитературного форума, в топике с названием «Как вам мое скромное произведение?», и за подписью некоего Васи Пупкина (он же анонимус) — текст бы разгромили в шесть секунд. Камня на камне бы не осталось. В очередной раз подумалось о том, что книга, написанная Васей Пупкиным, и идентичная ей, но за подписью приближенного к властям журналиста, за спиной которого стоит сила под названием «пиар», будут иметь диаметрально противоположный статус в литературном мире. Обидно (хотя и привычно).
Что касается места действия, я все время ловил себя на мысли: а Глуховский в метро-то был хоть раз? Раз, наверно, был. А может, и два раза. Но оба раза давно. Потому что такого количества косяков и ляпов, как в этом романе, я просто не встречал. Начнем с того, что описанного не может быть в принципе. Метрополитен вентилируется с улицы, и у нас сходу два варианта возможного развития событий: или смерть всех спасшихся в метро от удушья (если вент.ходы заблокированы), или проникновение радиации в помещения метро через вентиляцию и повальное облучение. Глуховский же пошел против законов физики и химии, выдав свою, совершенно фантастическую версию. Вещи, проносимые в метро с поверхности — в ту же кучу. Если на поверхности радиация, значит, любая вещь будет радиоактивна. Вообще, будь я учителем ОБЖ в школе, я бы предложил детям сдать экзамен по предмету по этой «чудесной книге»: кто найдет все ляпы, тому пятерка в четверти, кто найдет 60-70%% маразмулек — тому четыре, и так далее. Сюда же, кстати, относятся эпизоды типа «Сталкеры шли по поверхности. На них были шлемы и противогазы. Когда они вошли в заброшенное помещение, им в нос ударил тяжелый запах сырости». В противогазах — и в нос ударил запах? Могу предложить Глуховскому немного погулять в противогазе — по-настоящему, а не с болтающимся, не подключенным к баллону хоботом. Интересно было бы узнать, много ли запахов он сможет унюхать в противогазе. Я понимаю, что произведение является фантастическим, но описанные выше ляпсусы — это, пардон, не фантастика, а элементарная неграмотность.
Герои романа заслуживают отдельного упоминания. Во-первых, они совершенно плоские. Фанерные декорации, а не герои. И возможные отговорки про тяжелые условия жизни, наложившие отпечаток на личности людей (как объяснение одномерности персонажей), здесь не пройдут. По Глуховскому, любой человек раскладывается на несколько элементарных составных частей: несколько штрихов внешности, основной вид деятельности и/или социальная роль, пара-тройка громких (и не автором придуманных) метафор из уст персонажа, призванных, очевидно, отразить то, что автор выдает (или наивно принимает?) за внутренний мир персонажа — и на этом все. Пустота. ГГ прописан ничуть не подробнее, чем роли второго плана, а даже проще: у него, в отличие от остальных персонажей, нету и пары-тройки затертых метафор. Имеются лишь элементарное и не имеющее какой-либо базы «Я должен, потому что я должен.» (кстати, идущее вразрез с общей сопливостью характера ГГ), плюс идеи героев второго плана, на которых ГГ, не имея собственных, благополучно «едет» всю книгу. Вообще, более внушаемого и ведомого ГГ, чем в романе Глуховского, представить сложно, а отдельные действия юноши заставляют мысленно окрестить его «редиской», что отчаянно не сочетается с геройской миссией и великой целью, придуманными для него автором. Повторяющееся же рефреном слово «избранный» тянет навязчивую ассоциацию с фильмом «Матрица» — там тоже был свой избранный, весь такой героический и трагичный. Справедливости ради, отмечу и хорошее: в отличие от множества книг аналогичного пошиба, герои Глуховского хотя бы разговаривают по-разному. Но это, пожалуй, единственное, что удалось автору в работе над персонажами.
Дочитывал я книгу на маньяческом упорстве, просто чтобы не бросать. Концовку угадал где-то с 7-8% прочитанного (читаю с КПК, поэтому текст привык мерить процентами). Подытоживая, отмечу два главных тезиса. Первое: такого не бывает. Ни в глобальном смысле (место действия и ситуация), ни в мелочах и эпизодах. Социальная составляющая настолько слаба, что анализировать ее сложно по причине малого количества фактуры для анализа. И второе: не умеешь — не пиши. Детский язык, подростковая мораль (рядом с Глуховским даже Лукьяненко кажется глубоким и вдумчивым философом), плоские персонажи, совершенно сказочные ситуации и их развязки. Автору хочется сказать следующее: если уж «душа горит», и хочется что-то наваять, то сначала читаем классиков, анализируем, как писали те, кто действительно умел это делать, а потом уже беремся за перо. А иначе, право слово, стыдобища получается.
В качестве оценки роману я поставил двойку. Не единицу — потому что текст более-менее связный, а язык, пусть и беден, но не сильно коряв (хотя, по сути, второе является прямым следствием первого). Персонажи, разговаривающие «разными голосами» — тоже в плюс, хотя бы потому, что с этим проблемы очень у многих современников. Но в общем и целом — слабо, пусто, графоманство, и, как закономерный итог — знаменитое «Не верю!» Станиславского. Метро 2034 даже начинать не хочется.
Barrell, 21 октября 2014 г.
Это — не литературно-художественное произведение.
Это — продукт пиар-технологий.
Это — новая масс-культура.
Для олдскул противопоказано.
Обсуждать бессмысленно.
PS (8 лет спустя)
Ну и что я говорил?
Это — будущее литературы.
Страшно подумать.
Шпион, 11 февраля 2016 г.
Наверное, я чего-то не понимаю, но по-моему весь мир сошёл с ума, если подобные книжонки становятся бестселлерами и переводятся на десятки языков.
Lunetta, 3 августа 2022 г.
Ересь, конечно, знатная. Тут не то, чтобы читать, пробираться сквозь смысл нужно.
Но признаюсь, первая четверть книги шла на ура. Последняя четверть оказалось более-менее удобовармой. Но середина /рукалицо/ Пока привыкнешь к постоянно выскакивающим роялям из кустов, пока привыкнешь с улыбкой и смехом встречать «умозаключения» гг, да и вообще все устройство мира, забыв при чтении о любом, мало мальски проблеске научного обоснования... Пройдет очень, очень много времени.
Добавляет неудобства и сам придурковатый гг. Честно, ощущение, что ему не 20, а 15лет. Впрочем, читай я сей опус лет в 18, мне бы, наверное, зашло :)
Не рекомендую. И дивлюсь, откуда такая популярность! Впрочем, нет, не дивлюсь. Вспоминаю Донцову и не дивлюсь.
Paf, 20 мая 2008 г.
Многое сказано до меня и я со многим согласен, но свои впечатления по прочтении все же напишу, даже если придётся повторяться.
Начну с того, что современных отечественных авторов, за исключением В. Пелевина, в руки беру только в каких-то исключительных случаях. Чаще всего просто дарят мне такие книги. Так же и в этот раз. И каждый раз я понимаю, что уровень подаренной мне книги недотягивает до уровня тех книг, которые я привык читать. К сожалению, это факт. А другой факт, что сильно разрекламированная книга, обычно, шедевром никак не является.
Честно сказать, что до того, как взять книгу в руки, думал о более худшем положении вещей, но был приятно разочарован впоследствии. «Метро 2033» читается наудивление запойно — отчасти это связано с местом действия и оригинальностью книги, а отчасти с неплохим (можно даже сказать — вполне достойным) стилем и языком автора. Первая треть книги (примерно) проглатывается моментально. От нее еще не успеваешь устать. Но где-то с середины, начинают возникать вопросы из-за многих необъясненностей и недосказанностей автора, который он, так к концу книги четко и точно не объясняет. Ну и уже с середины хочется спросить — «ты долго будешь еще по метро петлять?» :biggrin:
Разделение людей на группы по идеологическому признаку получились совершенно гротескными. Это подошло бы к юмористическому или сатирическому произведению, в которое можно было бы вполне уложить эту книгу и получилось бы, на мой взгляд, гораздо лучше, не вызывая попутно массу вопросов, начинающихся с «А как так...?» То есть, отказавшись от серьезности повествуемого, можно было бы избежать проблем, да еще в добавок выиграть, используя все тех же персонажей из враждующих идеологеских групп.
Теперь о вопросах возникших у меня во время чтения. Самое первое, что меня заинтересовало — метро, ведь, строилось как бункер против бомбежек, а не как противоатомное сооружение, поэтому, насколько мне память не изменяет, там есть вентеляционные шахты, чтобы обеспечивать доступ в него воздуха. Но те мутанты, которые появились на поверхности нам явно говорят о колосальном излучении. Да еще и биологическое оружие испытывали, которое тоже повсеместно должно было проникать. Но если небыло таких шахт, то тогда как обеспечивалось воздухом само метро?
На станциях оказывалось много военных, людей, умеющих обращаться с оружием, да и много самого оружия. Откуда это все собственно взялось? Допустим, что военные с автоматами следили за эвакуацией населения, поэтому и их было соответствующее число. Владению оружием можно обучиться, находясь с ним долгое время в контакте. Но количество оружия и его инвариатность просто поражает — СВД, ТТ, Калашников, огнеметы, пулеметы и et cetera. Это все с поверхности притащили люди? Или где-то в общественной части метро есть специально оружейные запасы? Люди ведь до секретной его части так и недошли. На то она и секретная.
Так же поражает, как центральная часть метрополитена могла быть заселена людьми, ведь по тексту в центре испытавалась новая разработка и даже о спасшихся из Кремля небыло вестей. Городское население оказалось проворнее? Отнюдь!
Да и вся эта ситуация с ядерными ударами непонятна. Пятнашки какие-то получаются — то есть город, стоит целёхонький, то где-то дома оказываются сметены. Хочется спросить — противник пользовался исключительно ядерными боеголовками образца середины 1947-го года, которые имеют радиус действия в несколько километров в хорошую погоду? Мне все-таки кажется, что удар должен быть термоядерным, с громаднейшим радиусом действия и с огромными последствими не только снаружи (на поверхности), но внутри (в метро). Честное слово, не Ирак же там какой-нибудь по нам лупил, а другая супер-держава... От чего, собственно, метро бы осталось только с большими, чем описано в романе, разрушениями, если бы вообще осталось :wink: Но это придирки.
Как донесли свиней до ВДНХ — для меня вообще загадка. Хрюшка (одна!) весит не так уж мало, а до метро там не 100 метров прогулочным шагом (хотя бы от тех же жилых домов). На руках их несли или на бегу звали за собой похрюкивая? :gigi: Для меня вообще вся сельско-хозяйственная деятельность в метро остается загадкой. Особено — как выращивали грибы? Как они сумели добыть землю без соответствующего оборудования? Но опять-таки это придирки.
А вот не придирки уже — это заигрывания автра с читателем: то всем событиям придается мистический, необъяснимо-магический, характер, то вдруг автор объясняет все с околонаучной точки зрения (и кстати не самым лучшим образом у него это получается). Это было бы вполне сносно, если бы Глуховский снова не возвращался к мистико-магической составляющей, которою уже потом вообще перестал внятно объяснять, хотя это требовалось в гораздо большей степени, чем когда он это делал. Он опровергал эти мистико-магические происшествия и вдруг просто бросил читателя, словно ничего и небыло, заставляя поверить, что это есть единственная и непоколебимая правда, которую нельзя рассматривать с научной точки зрения.
Еще, мне хочется добавить про то, как автор обошелся в самом конце с читателем. Весь роман нас убеждали в крайней агрессивности новых видов, произошедших вследствии мутаций (и это всего за 30 лет после катастрофы), рассказывая о таких случаях, что не оставляли сомнения в том, что они агрессивной природы по своей сути. Нет, автору захотелось глубоко наплевать на это, делая красивый финал. Но я сомневаюсь, что описываемый вид, по всем его признакам, может быть разумен и способен на контакт. Стоит только впомнить подавляющие настроения, царившие на станции ВДНХ и имеющие что-то общее, вероятно, с телепатическими способностями мутантов. И после этого они еще разумные и идущие на контакт, а люди звери и примитивные твари? Не верю!
Еще очень заинтересовало, откуда взялся быстродейственный яд для смертельных игл, которые использовали одни из обитателей подземки. Его в метро изготавливали? Или он был здесь припасен? Занятно, занятно...
После всего сказанного, можно сделать вывод, что мне жутко не понравилось данное произведение. Нет, это не будет правдой на все 100. Оно мне даже чем-то поравилось — то ли атмосферой, то ли оригинальностью, то ли стилем... ну в общем, о многом то я и не задумывался читая. И если бы оно небыло так затянуто, то и не особенно задумался бы. А так возникает массу вопросов, на которые нет ответов. НО, если не жалко свободного времени, то прочитать «Метро 2033» вполне можно и даже стоит. Прочитать и забыть :wink:
Vigolfr, 13 октября 2023 г.
Поиграл в одноименную компьютерную игру, мне она довольно понравилась и захотелось посмотреть что это за книги то там? Серия прошла мимо меня в свое время (нет я конечно слышал и видел этот жёсткий пиар, но как то не обратил внимания).
Сразу хочу сказать, не ставлю акцент на самой личности писателя, что он за человек оказался и т.п, просто оценю саму книгу.
Если коротко, то это ужас какой то.. Начнём с того писатель наверное видел метро только на картинках и абсолютно плавает в этой теме. Создал так сказать мир, который не может по сути существовать)
Ну и все другое, на чем держится этот мир.. Сразу возникает вопрос, откуда в метро вообще появилось оружие? Пулемёты, автоматы и т.д? Я бы ещё понял если бы были только ружья (ну тоже нет, очень сомневаюсь что в МСК в этот момент когда произошёл трындец, шлялась целая куча охотников которые транспортировали свое оружие). Вот пистолеты более менее понял бы ещё. Мало ли там бандиты, милиционеры забежали в метро.. Но откуда в таком количестве боевое оружие в виде автоматов? Предположим была ещё куча военных которые так же укрылись (ну и ППС с автоматами). Но откуда такое количество военных? Наземной войны не было, ЯО прилетело. Так откуда взялось то такое количество? То что оружие притащили сталкеры с поверхности вообще не выдерживает никакой критики. Где бы они его там взяли? Ну ладно, пусть кучу военных вдруг занесло в метро.. Но это оружие и осталось бы у этих военных и они навели шороху (ни о каких бы «станций государствах речи не шло»).
Местная валюта патроны. Ну ладно, какая то логика тоже есть. Типо хочешь жить, вот лучшая валюта. Ну опять таки возникает вопрос, откуда боеприпасы в таком количестве? Вагонами в метро загнали? При первом же кипише в начале трындеца (я уже опустил момент откуда оружие) патроны бы закончились при внутренней бойне и взять их больше негде. То есть патрон это уже в будущем даже не валюта, а бесценный артефакт который может быть у единиц. А уж с оружием ты вообще бог
Про свиней, грибы и что вообще люди жрут промолчу, тут и так все ясно.
Костры на станциях? Хммм. Так дрова наверное вообще самый ценный ресурс. Наверное были специальные лесорубы сталкеры которые дрова вагонами завозили.. А на поверхности то по книге ядерный ад (хотя конечно в реальности было бы все по другому) . Не страшно интересно такими дровами убежище засирать (про вентиляцию и прочее конечно тоже промолчу)
Ну тоже касается остального всего с поверхности. Сталкеры в общем тащили сверху всякую зараженную дрянь и никого это не смущало. Это ведь другое.
Мутанты всякие на поверхности. Откуда они появились птеродактели и т.п. Из птиц мутировали? А чего так быстро и такие здоровые? А в городе только друг друга жрали? Или исключительно сталкеров ждали покушать. Как бедные все не умерли в этой экосистеме.
И прочее прочее.
В общем выдуманная вселенная нежизнеспособна. Да и черт с ней. Что с сюжетом то, может ради него стоит все простить?
Примерно тоже самое. ГГ по уровню развития подросток, который берет квест и идёт к цели. По пути ему попадаются картонные болванчики с тупыми диалогами. Так сказать вольные стрелки или состоящие в какой то группировке. И по сути все. Вкупе с нежизнеспособной глупой вселенной, это все мягко сказать смотрится очень плохо.
Можно долго продолжать искать здесь косяки, но не вижу смысла. Книгу можно читать, если делать совсем нечего и при этом выключить мозг. То есть почитать можно чтобы, например, тупо убить время когда едешь на работу и лень во что-то вникать интересное. Но это тоже плохой вариант, ибо можно найти массу другой литературы где так же можно выключить мозг, не напрягаться и получить удовольствие.
Оценка пять по моей шкале, это фуфло, но некоторым зайдёт. Во всяком случае явные физиологические позывы не вызывает. Но в любом случае никому не советую это читать